Сущность понятия «умение целеполагания» в психолого-педагогической литературе — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Сущность понятия «умение целеполагания» в психолого-педагогической литературе

2020-04-01 153
Сущность понятия «умение целеполагания» в психолого-педагогической литературе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования относит к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

Таким образом, перед учителем ставиться проблема обучения школьников приёмам постановки цели, выбору стратегии её достижения.

Понятие «умение целеполагания» раскрывается через понятия «умение», «целеполагание».

Период начального обучения имеет исключительно большое значение для развития способностей ребенка, формирования общеучебных знаний, умений и навыков. Основной деятельностью в это время становится учебная деятельность, которая носит обязательный, целенаправленный, общественно значимый и систематизированный характер.

В словаре Г.М. Коджаспировой учебная деятельность рассматривается как процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменения старых; деятельность по решению учебных задач [10, с. 364].

Учебная деятельность обладает познавательной (познание окружающего мира, выражающееся в усвоении накопленного человечеством опыта) и преобразующей функциями (развитие ребенка через овладение им различными индивидуальными и практическими умениями) [4].

В основе учебной деятельности лежат познавательные потребности, мотивы и интересы. Сила мотивации оказывает непосредственное влияние на успешность деятельности. С познавательной мотивацией связывают продуктивную творческую активность личности в процессе обучения. В этом случае учение является полноценной деятельностью, направленной на усвоение знаний: ребенок испытывает потребность узнать что-то новое, эта потребность в новых впечатлениях опредмечивается конкретными знаниями в предметной области, получение которых одновременно выступает и как цель деятельности.

Основанием любой деятельности является сознательно формулируемая цель. Цель выступает как фактор, обуславливающий способ и характер деятельности, она является конечным результатом, но и исходным побудителем деятельности.

Цели всегда являлись объектом исследования многих наук: философии, психологии, педагогики. Рассмотрим, как в этих науках трактуется понятие «цель».

В философском словаре цель понимается как идеальный или реальный предмет сознательного и бессознательного стремления субъекта; фундаментальный результат, на который преднамеренно направлен процесс.

Как философское понятие «цель» возникло в древнегреческих трактатах. Одними из первых, кто достаточно предметно, хотя и несколько хаотично, оперировали этим понятием, были Сократ и Платон. Высшей целью государственной политики они считали справедливость, а в педагогике - добродетель. Аристотель рассматривает понятие «энтелехия», под которым понимается актуализация, осуществление цели человека. Учение Аристотеля о цели в формате «ради чего» распространяется на человека и на природу.

В современной психологической науке можно выделить четыре основные позиции по отношению к категории «цель».

. Категория «цель» объявляется ненаучной. Поведение человека описывается в терминах «стимул», «реакция», «подкрепление». При таком подходе поведение теряет свойство целенаправленности.

. «Целью» называют любой полезный результат, ради достижения которого развертывается поведение. поведение животных и собственно деятельность человека.

. «Цель» как конечная ситуация, заданная формальным описанием и достигаемая в ходе функционирования некоторой системы (техническое устройство, живой организм, человек).

. «Цель» как осознанный образ будущих результатов, косвенно связанных с мотивом [22].

В толковом словаре русского языка цель трактуется, как предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить [16, с. 861].

В педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирова цель понимают, как один из элементов поведения, сознательной деятельности, который характеризуется предвосхищением в сознании, мышлении результата деятельности и путей, способов её достижения [9, с. 162].

В педагогике понятие «цель» чаще всего рассматривают через воспитание. Цели воспитания варьируют в зависимости от социального, экономического, политического, культурного, этнического, конфессионального состояния общества.

Рассмотрим многообразие целей воспитания, выделенных выдающимися педагогами разных исторических эпох.

Я.А. Коменский цель воспитания видел в познании себя и окружающего мира, стремлении к соединению с Богом.

Цель воспитания у И.Г. Песталоцци: развивать все природные силы и способности человека.

Н.А. Добролюбов и Н.Г. Чернышевский: воспитание патриота и высокоидейного человек, гражданина со стойкими убеждениями, всесторонней развитой личности.

К.Д. Ушинский цель воспитания видел в развитии ума, в подготовке к труду, в котором человек обретет счастье. По Э. Дюркгейму, воспитание имеет целью возбудить и развить у ребенка некоторое число физических, интеллектуальных и моральных состояний, которых требуют от него политическое общество в целом и, в частности, та социальная среда, к которой он принадлежит [2].

Сегодня главная цель образования - общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».

Учебные цели определяют успешность процесса обучения. В педагогической образовательной системе принято выделять следующую иерархию целей:

цели образования в обществе, обусловленные социально - экономическим состоянием общества, его духовной культурой, жизненными ценностями членов общества;

цели образования, реализуемые на различных этапах системы непрерывного образования;

- цели образования, реализуемые в учебном процессе конкретного образовательного учреждения;

- цели образования, реализуемые через учебный предмет и деятельность учителя.

Требования, которые предъявляются к цели:

·   конкретность (ощутимость результата)

·   реальность (достижимость результата)

·   контролируемость (возможность оценки уровня достижения результата)

·   преемственность.

При определении целей важно устанавливать, какой именно результат предполагается получить при её достижении, какими средствами, каковы сроки достижения.

В нашем исследовании понятие цель раскрывается, как предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить, как предвосхищаемый результат деятельности.

Для достижения учебной цели необходим некоторый набор задач, где каждая занимает определенное место. В процессе обучения одна и та же цель требует решения ряда задач, одна и та же задача может служить достижению нескольких целей.

Учебная задача является по счету вторым, но по сути самым главным компонентом учебной деятельности.

Обучающемуся она предлагается как сформулированное определенным образом учебное задание или в виде определенной учебной ситуации, совокупностью которых является процесс обучения.

Д.Б. Эльконин писал: «Основной единицей (клеточкой) учебной деятельности является учебная задача. Основное отличие учебной задачи от всяких других задач заключается в том, что ее цель и результаты состоят в изменении самого действующего субъекта, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект» [24, с. 159]. Таким образом, решение учебной задачи направлено на усвоение и овладение способами действий. Способ действия, по мнению Д.Б. Эльконина, представляет собой «конкретное действие с материалом, заключающееся в его расчленении, которое определяет все последующие отдельные приемы и этапность их осуществления» [24, с. 216]. Основным элементом учебной задачи является цель, содержанием которой служит способ действия.

В.В. Давыдов называет учебной задачей такую задачу, при решении которой «школьники как бы решают все задачи данного класса и которая требует от них мыслительного действия анализа и теоретического (содержательного) обобщения» [4, с. 151]. Потребность в учебной деятельности побуждает учащихся к усвоению теоретического материала; мотивы - к усвоению способов воспроизводства знаний посредством учебных действий, направленных на решение учебной задачи.

О.Б. Епишева дает такое определение «учебная задача - это обобщенная цель деятельности, поставленная (сформулированная) перед учащимися в виде обобщенного учебного задания, выполняя которое учащиеся овладевают соответствующими знаниями и умениями и развивают свои личностные качества, направленные на «умение учиться», т.е. достигают поставленной цели» [6, с. 32]. Выделяются обобщенные типы учебных задач для достижения всех поставленных целей математического образования (обучение, развитие, воспитание).

Для достижения обучающих целей обучения выделяются учебные задачи: на формирование знания изучаемого материала; на формирование понимания изучаемого материала; на формирование умений и навыков; для достижения развивающих целей выделяются обобщенные типы задач на внимание, восприятие, память, представление и воображение, мышление и речь, творчество, мировоззрение, умение учиться; для воспитательных целей - на воспитание интереса, на воспитание патриотизма и социализацию личности, на воспитание культуры, на воспитание культуры общения.

Задачи, используемые в учебных целях, принято разделять на конкретно-практические и учебные.

Конкретно-практические задачи направлены на получение частного и конкретного результата, усвоение знаний происходит в той форме, которая применима для частных случаев. Через решение ряда конкретно-практических задач усваивается обобщенное знание и умение.

Учебные задачи направлены на раскрытие общего принципа связи элементов учебной задачи. Усвоение знаний и умений отделено от их применения в конкретных условиях. Продуктом решения задачи являются обобщенные знания, умения, которые применяются при решении конкретных задач.

Практическая задача направлена на получение частного, конкретного результата, то учебная задача - на усвоение некоторого класса конкретно-практических задач, как общего способа выделения свойств и понятий.

Понятие «цели» и «задач» неразрывно связано с понятием «целеполагания».

В Словаре терминов по общей и социальной педагогике: Целеполагание - постановка цели субъектом деятельности [3, с. 123].

В основном целеполагание рассматривается как операция, выполняемая педагогом. Например, в словаре Г.М. Коджаспировой, понятие целеполагание рассматривается, как сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности; потребность учителя в планировании своего труда, готовность к изменению задач в зависимости от педагогической ситуации; способность трансформировать общественные цели в цели совместной деятельности с воспитанниками [9, с. 162].

Целеполагание - процесс формирования цели, процесс её развертывания. Эта логико-конструктивная операция, которая может осуществляться в следующем алгоритме: анализ обстановки - учет соответствующих нормативных документов - установление на этой основе потребностей и интересов, подлежащих удовлетворению - выяснение имеющихся ресурсов, сил и возможностей - выбор потребностей или интересов, удовлетворение, которых при заданной затрате сил и средств даёт наибольший эффект - формулировка цели [1].

Целеполаганию, как особой управленческой функции, ученые отводят ведущую роль в структуре самоорганизации учебной деятельности, так как любая деятельность человека приобретает смысл только тогда, когда она ведет к осуществлению цели, побуждаемой личностно значимым осознанным мотивом, «превращающийся, благодаря его осознанности в мотив-цель» [13, с. 105]. Без осознанной цели учение теряет смысл для школьника.

По мнению Н.Ф. Талызиной, ребенка нужно учить осознавать цель, которую он должен достичь, с первых дней пребывания в школе [21].

«Целеполагание - личностная функция, обеспечивающая процесс построения мысленного образа будущего результата деятельности (цели), осознание и субъективное принятие этого образа, а также регуляцию собственной деятельности субъекта, направленной на достижение этой цели» [23, с. 21].

Выстраивать деятельность учащегося так, чтобы от сформированных познавательных потребностей - интереса, возникал мотив (как побудительная причина), и затем осознавалась цель деятельности - путь по которому предлагает обучать целеполаганию школьников А.Н. Леонтьев [13, с. 296].

Ученые выделяют структурные компоненты целеполагания: содержательный, мотивационный, деятельностно-операционный, рефлексивно-оценочный, эмоционально-волевой; и основные функции: ориентирующая, смыслообразующая, конструктивно-проективная, рефлексивно-оценочная [23, с. 23].

Способность целеполагания складывается из ряда умений: отбор целей; принятие и понимание целей; осознание и самостоятельная постановка целей; обоснованность выбора конкретной цели; определение достижимости цели; уточнение целей; определение ресурсов для достижения цели; реализация целей [14, с. 19].

Умение рассматривается В.М. Полонским как освоенный учащимся способ выполнения определенных знаний и навыков, обеспечивающий возможность выполнения различного рода действий [17].

А.М. Новиковым умение определяется как «освоенная способность выполнения действий, обеспечиваемая совокупностью приобретенных знаний и навыков», и представлена как сложное структурное образование личности, обеспечивающее достижение поставленной цели деятельности в изменяющихся условиях ее протекания [15, с. 220].

Система классификации уровней овладения умениями, предложенная А.М. Новиковым:

. «Первоначальное умение» - осознание цели действия, поиск способов его выполнения методом проб и ошибок.

. «Частично умелые действия» - овладение некоторыми приемами и операциями.

. «Умелая деятельность» - творческое использование знаний и навыков с осознанием не только цели, но и мотивов выбора способов и средств ее достижения. Овладение умениями на уровне тактики трудовой деятельности.

. «Мастерство» - овладение умениями на уровне стратегии трудовой деятельности, творческое развитие способности самостоятельного определения цели, творческое использование различных умений (технологий) [15, с. 222].

При овладении умениями младший школьник обосновывает, осознает все приемы, операции и теоретические положения, на которых они строятся.

Умение целеполагания - это освоенная способность ставить и формулировать цели и задачи.

Формирование - процесс целенаправленного и организованного овладения социальными субъектами целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми им для успешной жизнедеятельности [26].

Таким образом понятие «формирование умения целеполагания» представляет собой процесс овладения освоенными способами ставить и формулировать цели и задачи учебной деятельности. В нашем исследовании это понятие является основным

Таким образом, нами была раскрыта сущность понятия «формирование умения целеполагания». Выбрано понятие, которое мы взяли в основу нашего исследования.

 



Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.