Особенности процесса формирования умения целеполагания у младшего школьника при проведении урока — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности процесса формирования умения целеполагания у младшего школьника при проведении урока

2020-04-01 209
Особенности процесса формирования умения целеполагания у младшего школьника при проведении урока 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Формирование умения целеполагания является одним из направлений ФГОС НОО: в результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы регулятивные универсальные учебные действия как основа умения учиться, в том числе и целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования умения целеполагания при проведении урока [25].

Целеполагание как осмысление предложенной цели важно для организации учебной деятельности. При этом, важно отметить, что цель урока, которую ставит перед собой учитель, и цель урока, сообщаемая детям, созвучны, но не одинаковы. Цель урока для учителя - есть проекция образовательного результата, и она отличается более развёрнутой формулировкой. Когда дети научатся читать, они могут прочитать цель урока, написанную на доске и объяснить её своими словами. Не менее важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие, то есть видение актуальности цели для конкретной личности.

Чтобы цель урока стала принадлежностью каждого, важно ответить на вопросы: «Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные сведения?»

Приёмы организации принятия цели, выделенные к. пед. н., доцентом З.А. Кокаревой:

опора на личный жизненный опыт обучающихся;

использование занимательного игрового материала;

создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;

выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели;

моделирование цели урока, введение понятия «учебная задача»;

постановка цели в том числе и на длительный период времени с помощью карты знаний, маршрута движения.

Т.Е. Демидова принятие учебных задач реализовывает через организацию определенных условий: необходимость участия школьников не только в постановке цели, но и в анализе обсуждении условий ее достижения (повторить задание, вдуматься в содержание, наметить план выполнения и т.д.); четкое формулирование учащимися цели (чему научиться), ее значение (зачем и для чего это нужно), выделение ими способов ее достижения (как делать) и предполагаемые трудности; по ходу выполнения действий происходит оценивание насколько достигнутая цель соответствует требованиям задания. Для формирования умения целеполагания она приводит примеры заданий:

) задачи без вопросов (анализ подобных заданий убеждает детей в том, что деятельность может осуществляться лишь тогда, когда четко определена ее цель);

) задания, в которых один и тот же учебный материал можно использовать для осуществления различной деятельности (на уроке русского языка учитель спрашивает детей, какие задания можно выполнить со словом река - разбор слова по составу, фонематический, как часть речи, определение правила правописания и т.д.);

) упражнения, в которых учащимся предлагается переформулировать задание таким образом, чтобы учебная цель стала очевидной [5].

В различной методической литературе встречаются следующие приемы формирования целеполагания:

. Тема-вопрос. Тема урока формулируется в виде вопроса. Обучающимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос.

. Работа над понятием. Учитель предлагает обучающимся для зрительного восприятия название темы урока и просит объяснить значение каждого слова или отыскать его в «Толковом словаре».

. Подводящий диалог. На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чём дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия.

. Собери слово. Прием основывается на умении детей выделять в словах первый звук и синтезировать в единое слово. Прием направлен на развитие слухового внимания и на концентрацию мышления к восприятию нового.

. Ситуация «яркого пятна». Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и задачи урока.

. Группировка. Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: «Почему имеют такие признаки?» будет задачей урока.

. Исключение. Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие.

Первый вид: повторяется основа приема «яркое пятно», но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.

Второй вид: учитель задает детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее.

. Домысливание. 1) Предлагается тема урока и слова - «помощники»: повторим, изучим, узнаем, проверим и др. С помощью слов - «помощников» дети формулируют задачи урока.

) Организуется активная познавательная деятельность на поиск закономерности построения ряда составляющих элементов и предположения следующего элемента данного ряда. Доказать или опровергнуть предположение - есть задача урока.

) Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания.

) Тема урока предлагается в виде схемы или неоконченной фразы. Учащимся необходимо проанализировать увиденное и определить тему и задачу урока.

. Проблема предыдущего урока. В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке.

Диагностику сформированности умения удерживать цель и умение соотносить учебные задачи с целью урока была разработана З.А. Кокаревой, Л.П. Никитиной и Л.С. Секретаревой [11]:

После урока школьники могут ответить на три вопроса:

.   Какая цель урока ставилась учителем и вами на уроке? Для ответа продолжи одно из предложений:

.   Научиться________.

.   Понять___________.

.   Тренироваться_____.

.   Узнать___________.

.   Какие задачи помогли достичь цели урока?

.   Продолжи одно из предложения:

.   Я научился сегодня на уроке_______.

.   Я могу объяснить другому_________.

.   Мне еще надо поработать над______.

По результатам диагностики учитывается грамотная формулировка целей и задач. Данная диагностика по мнению авторов поможет учителю систематически отслеживать умение младших школьников отслеживать удерживать цели деятельности.

Чтобы определить уровень сформированности целеполагания А.Г. Асмолов предлагает свою таблицу, которая представлена в приложении 1 [7, c. 77-78].

Учебная практика проходила в классе, который обучается по программе УМК «Начальная школа XXI века», поэтому рассмотрим, как данный учебно-методический комплект способствует формированию умения целеполагания у младших школьников.

Формирование умения целеполагания во многом зависит именно от преподавателя, чем от УМК, но в учебниках так же представлены задания, основанные на приемах «яркого пятна» и «исключение».

Например: Математика. 1 класс, часть 2, с. 43, №6 Записаны равенства 8+1= 9 7-1=6 Задания: Рассмотри записи. Что необычного заметил? (дети замечают, что результаты действий обозначены цифрами разного цвета). О чём хотел бы узнать? (ученики формулируют цель). Далее с помощью учителя дети составляют план действий по достижению цели.

Умение целеполагания является одним из основных для формирования личности младшего школьника, развитие которого происходит в рамках учебной деятельности. Нами была раскрыта сущность понятия «умение целеполагания» и выделены основные приемы формирования данного умения.

Начинать формирование умение целеполагания целесообразно уже с первых дней обучения детей в школе и проводить эту работу в различных видах учебной деятельности. Систематическая и целенаправленная работа по формированию умения целеполагания оказывает положительное влияние на усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, стимулирует творческую активность и самостоятельность мышления учащихся.

 



Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.