Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2020-04-01 | 209 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Формирование умения целеполагания является одним из направлений ФГОС НОО: в результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы регулятивные универсальные учебные действия как основа умения учиться, в том числе и целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования умения целеполагания при проведении урока [25].
Целеполагание как осмысление предложенной цели важно для организации учебной деятельности. При этом, важно отметить, что цель урока, которую ставит перед собой учитель, и цель урока, сообщаемая детям, созвучны, но не одинаковы. Цель урока для учителя - есть проекция образовательного результата, и она отличается более развёрнутой формулировкой. Когда дети научатся читать, они могут прочитать цель урока, написанную на доске и объяснить её своими словами. Не менее важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие, то есть видение актуальности цели для конкретной личности.
Чтобы цель урока стала принадлежностью каждого, важно ответить на вопросы: «Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные сведения?»
Приёмы организации принятия цели, выделенные к. пед. н., доцентом З.А. Кокаревой:
опора на личный жизненный опыт обучающихся;
использование занимательного игрового материала;
создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;
|
выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели;
моделирование цели урока, введение понятия «учебная задача»;
постановка цели в том числе и на длительный период времени с помощью карты знаний, маршрута движения.
Т.Е. Демидова принятие учебных задач реализовывает через организацию определенных условий: необходимость участия школьников не только в постановке цели, но и в анализе обсуждении условий ее достижения (повторить задание, вдуматься в содержание, наметить план выполнения и т.д.); четкое формулирование учащимися цели (чему научиться), ее значение (зачем и для чего это нужно), выделение ими способов ее достижения (как делать) и предполагаемые трудности; по ходу выполнения действий происходит оценивание насколько достигнутая цель соответствует требованиям задания. Для формирования умения целеполагания она приводит примеры заданий:
) задачи без вопросов (анализ подобных заданий убеждает детей в том, что деятельность может осуществляться лишь тогда, когда четко определена ее цель);
) задания, в которых один и тот же учебный материал можно использовать для осуществления различной деятельности (на уроке русского языка учитель спрашивает детей, какие задания можно выполнить со словом река - разбор слова по составу, фонематический, как часть речи, определение правила правописания и т.д.);
) упражнения, в которых учащимся предлагается переформулировать задание таким образом, чтобы учебная цель стала очевидной [5].
В различной методической литературе встречаются следующие приемы формирования целеполагания:
. Тема-вопрос. Тема урока формулируется в виде вопроса. Обучающимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос.
. Работа над понятием. Учитель предлагает обучающимся для зрительного восприятия название темы урока и просит объяснить значение каждого слова или отыскать его в «Толковом словаре».
. Подводящий диалог. На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чём дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия.
|
. Собери слово. Прием основывается на умении детей выделять в словах первый звук и синтезировать в единое слово. Прием направлен на развитие слухового внимания и на концентрацию мышления к восприятию нового.
. Ситуация «яркого пятна». Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и задачи урока.
. Группировка. Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: «Почему имеют такие признаки?» будет задачей урока.
. Исключение. Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие.
Первый вид: повторяется основа приема «яркое пятно», но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.
Второй вид: учитель задает детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее.
. Домысливание. 1) Предлагается тема урока и слова - «помощники»: повторим, изучим, узнаем, проверим и др. С помощью слов - «помощников» дети формулируют задачи урока.
) Организуется активная познавательная деятельность на поиск закономерности построения ряда составляющих элементов и предположения следующего элемента данного ряда. Доказать или опровергнуть предположение - есть задача урока.
) Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания.
) Тема урока предлагается в виде схемы или неоконченной фразы. Учащимся необходимо проанализировать увиденное и определить тему и задачу урока.
. Проблема предыдущего урока. В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке.
|
Диагностику сформированности умения удерживать цель и умение соотносить учебные задачи с целью урока была разработана З.А. Кокаревой, Л.П. Никитиной и Л.С. Секретаревой [11]:
После урока школьники могут ответить на три вопроса:
. Какая цель урока ставилась учителем и вами на уроке? Для ответа продолжи одно из предложений:
. Научиться________.
. Понять___________.
. Тренироваться_____.
. Узнать___________.
. Какие задачи помогли достичь цели урока?
. Продолжи одно из предложения:
. Я научился сегодня на уроке_______.
. Я могу объяснить другому_________.
. Мне еще надо поработать над______.
По результатам диагностики учитывается грамотная формулировка целей и задач. Данная диагностика по мнению авторов поможет учителю систематически отслеживать умение младших школьников отслеживать удерживать цели деятельности.
Чтобы определить уровень сформированности целеполагания А.Г. Асмолов предлагает свою таблицу, которая представлена в приложении 1 [7, c. 77-78].
Учебная практика проходила в классе, который обучается по программе УМК «Начальная школа XXI века», поэтому рассмотрим, как данный учебно-методический комплект способствует формированию умения целеполагания у младших школьников.
Формирование умения целеполагания во многом зависит именно от преподавателя, чем от УМК, но в учебниках так же представлены задания, основанные на приемах «яркого пятна» и «исключение».
Например: Математика. 1 класс, часть 2, с. 43, №6 Записаны равенства 8+1= 9 7-1=6 Задания: Рассмотри записи. Что необычного заметил? (дети замечают, что результаты действий обозначены цифрами разного цвета). О чём хотел бы узнать? (ученики формулируют цель). Далее с помощью учителя дети составляют план действий по достижению цели.
Умение целеполагания является одним из основных для формирования личности младшего школьника, развитие которого происходит в рамках учебной деятельности. Нами была раскрыта сущность понятия «умение целеполагания» и выделены основные приемы формирования данного умения.
Начинать формирование умение целеполагания целесообразно уже с первых дней обучения детей в школе и проводить эту работу в различных видах учебной деятельности. Систематическая и целенаправленная работа по формированию умения целеполагания оказывает положительное влияние на усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, стимулирует творческую активность и самостоятельность мышления учащихся.
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!