Диагностика сформированности умений целеполагания у младших школьников — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Диагностика сформированности умений целеполагания у младших школьников

2020-04-01 1029
Диагностика сформированности умений целеполагания у младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

База исследования: 3 «А» класс МБОУ СОШ №10 г. Череповца, УМК «Начальная школа XXI века». Количество обучающихся 26 человек. Классный руководитель - Борисова Елена Александровна.

Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень сформированности умений целеполагания у младших школьников.

Задачи констатирующего эксперимента:

Выявить критерии и показатели сформированности умения целеполагания у младших школьников.

Сформулировать на основе выделенных критериев и показателей характеристику уровней;

Подобрать диагностические методики для выявления уровня сформированности умения целеполагания у младших школьников;

Проанализировать результаты методик и выявить уровень сформированности умения целеполагания у младших школьников;

Сделать количественный и качественный анализ полученных результатов.

На основе анализа психолого-педагогической литературы З.А. Кокаревой, Л.П. Никитиной, Л.С. Секретаревой нами были выделены следующие критерии и показатели сформированности умения целеполагания, которые отражены в таблице (см. табл. 1).

 


Таблица 1. Критерии и показатели сформированности умения целеполагания

Критерии Показатели
Правильность Правильное формулирование цели урока и задач

 

На основе критериев и показателей сформированности умения целеполагания у младших школьников нами были выделены уровни. Уровни представлены в таблице (см. табл. 2).

 

Таблица 2. Уровни сформированности умения целеполагания

Уровень Количественная характеристика Качественная характеристика
Высокий 4 балла Ученик формулирует цель урока верно. Выделяет правильно учебные задачи.
Средний 2-3 балл Ученик нечетко формулирует цель и задачи, не прослеживается суть деятельности.
Низкий 0-1 баллов Ученик не может сформулировать цель и задачи урока, формулирует не верно.

 

Опираясь на критерии и показатели, а также уровни, мы подобрали методику, выявляющую уровень сформированности умения целеполагания у обучающихся.

Методика.

Цель: выявить уровень сформированности умения целеполагания.

Содержание: выдаются листы опроса. На листах формулируется вопросы:

) Какую цель урока мы поставим? Для ответа продолжи одно из предложений:

Научиться____________.

Понять_______________.

Тренироваться________.

Узнать_______________.

) Какие задачи помогут достичь цели урока? (укажите 2 задачи)

Для определения цели и задач урока предоставляется тема урока: «Окончание имён существительных множественного числа» и учебник по русскому языку С.В. Иванова, А.О. Евдокимовой, М.И. Кузнецовой. (УМК «Начальная школа XXI века), с заданиями по теме.

Обработка результатов:

При анализе ответов учащихся оцениваются умения детей правильно формулировать цели и задачи деятельности на уроке.

Суммарное количество баллов позволило выявить уровень сформированности умения целеполагания у обучающихся.

 

Таблица 3. Уровень сформированности умения целеполагания у младших школьников

Уровень Количество %
Высокий 1 4,6
Средний 14 63,6
Низкий 7 31,8

 

Для наиболее наглядного представления мы отразили результаты констатирующего эксперимента по методике на рисунке 1.

 

Рис. 1. Диаграмма уровней сформированности умения целеполагания

 


По данным констатирующего эксперимента выявлено, что на высоком уровне сформированности умения целеполагания находится 4,6% обучающихся. Учащийся выделил правильно цель и задачи урока. На среднем уровне находится 63,6% обучающихся. Эти дети правильно выделили цель урока, но с постановкой задач не справились или справились частично. На низком уровне находятся 31,8% обучающихся. Ученики не четко или совсем не сформулировали цель урока и с постановкой задач не справились.

Например, ученица Екатерина В. находится на среднем уровне сформированности умения целеполагания. В ответе на первый вопрос верно сформулировала цель деятельности: «Узнать как определять окончания имен существительных множественного числа». На второй вопрос Екатерина В. не дала ответ.

Так же нами были использованы методы статистической обработки данных (см. прил. 5). В результате расчета данных нами была найдены:

1) Среднее арифметическое () = 1,68;

2) Медиана (Ме) Ме= 11

3) Мода (Мо) Мо = 2

)   Дисперсия () = 6,93

5) Среднее квадратичное отклонение () σ= 2,63

Результаты проведенной диагностики показали, что умение ставить цель урока у детей сформировано хорошо. Ответы на второй вопрос свидетельствуют, что работа по формированию умения различать цель и задачи деятельности является более трудной для обучающихся и требует систематической работы учителя.

 



Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.