Изучение и выявление уровня сформированности мелкомоторных движений у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения техники «оригами» — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Изучение и выявление уровня сформированности мелкомоторных движений у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения техники «оригами»

2020-03-31 205
Изучение и выявление уровня сформированности мелкомоторных движений у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения техники «оригами» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Практическая часть дипломной работы была проведена в подготовительной к школе группе в ДОУ № 18, поселка Октябрьского Красноармейского района со следующими детьми:

. Васильченко Артем

. Григоращенко Артем

. Диденко Арина

. Диброва Жанна

. Коваленко Эмма

. Конева Люда

. Майстренко Ксюша

. Мезинок Дима

. Рябков Артем

. Соколова Оля

. Стенько Катя

. Шакина Юля

На первом этапе практической работы была проведена диагностика для определения уровня сформированности мелкомоторных движений рук у детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с целями и задачами нашего исследования в ходе педагогического эксперимента необходимо было:

выявить критерии оценки уровня сформированноети мелкомоторчых движений рук у детей старшего дошкольного возраста;

провести диагностику уровня сформированности мелкомоторных движений рук у детей старшего дошкольного возраста.

На основании изученной психолого-педагогической литературы научные труды (работы Парамоной Я.Д., Лиштван З.В., Тарабариной Т.И. и др.) по проблеме формирования мелкомоторных движений рук дошкольников нами были разработаны следующие критерии оценки уровня сформированности мелкомоторных движений рук у детей старшего дошкольного возраста:

точность совмещения частей;

придерживание совмещенных сторон одной рукой;

оптимальность нажима на бумагу:

разглаживание бумаги;

фиксация сгибов;

проглаживание сгибов;

точность тактильных ощущений (умение выбрать бумагу для поделки на ощупь).

украшение поделки (приемы вырезания, рисования мелких деталей).

В научной литературе под точностью совмещения частей подразумевается степень его соответствия требованиям двигательной задачи, поскольку эта задача будет выполнена, только если соответствует ей по пространственным, временным и силовым характеристикам (В.М. Зациорский). Формирование точности движений находится в определенной взаимосвязи с формированием и совершенствованием двигательных навыков и подчиняется общей закономерности их образования. В каждом двигательном навыке точность подвергается и хорошо поддается зрительному развитию путем упразднений. Повышение точности в каком-нибудь навыке заметно улучшает ее и во множестве других, сходных по своим координационным механизмам. Применительно к конструированию из бумаги точность проявляется в умении ребенка совместить детали выкройки на глаз, точно сложить стороны и углы выкройки в соответствии с поставленной задачей.

Придерживание совмещенных сторон одной рукой подразумевает умение ребенка удерживать бумагу одной рукой с определенным нажимом так, чтобы стороны не разъехались, а бумага при этом не помялась.

Оптимальность нажима на бумагу - умение ребенка при выполнении любой операции выбирать усилие нажатия на бумагу таким образом, чтобы не повредить ее, но в то же время произвести необходимые физические изменения в материале (согнуть, разогнуть, сжать и т.д.)

Разглаживание бумаги - это умение выравнивать бумагу тыльной стороной ладони.

Под фиксацией сгибов подразумевается умение ребенка наметить кончиком пальца начало и конец линии сгиба.

Проглаживание сгибов - это движение кончиками пальцев обеих рук одновременно от середины к краям.

Точность тактильных ощущений определялась нами как умение выбрать бумагу для поделки на ощупь (не тонкая, не толстая, хорошо сгибается, плохо сгибается и т.д.). Этот критерий очень важен для развития самостоятельной художественной деятельности дошкольников по созданию поделок оригами. 3 результате обучения ребенок должен уметь самостоятельно выбирать бумагу в соответствии со своим замыслом.

Украшениеподелки - подразумевается умение ребенка рисовать мелкие детали, владеть приемами вырезания.

На основе выявленных нами критериев оценки мы разработали пятибалльную систему оценивания сформированности мелкомоторных движений рук у детей старшего дошкольного возраста:

баллов (средний уровень): ребенок точно совмещает части заготовки на глаз после повторных примериваний; придерживает совмещенные стороны одной рукой с определенным нажимом, чтобы совмещенные части не разъехались; ребенок точно выдерживает оптимальность нажима на бумагу, так чтобы выполнить операцию по преобразованию заготовки и не повредить бумагу; разглаживает бумагу тыльной стороной ладони, расправляя её, но не повреждая; фиксирует сгибы кончиком пальца, но иногда проводит сгибы с ошибкой, проглаживает сгибы по точно намеченной линии с оптимальным усилием, так чтобы сгиб получился четким, а бумага не повредилась; умеет выбрать бумагу для поделки на ощупь после показа или словесного указания педагога.

балла (средний уровень): ребенок совмещает части заготовки только после повторных примериваний и с помощью педагога; придерживает совмещенные стороны одной рукой, но иногда совмещенные части разъезжаются; ребенок иногда выдерживает оптимальность нажима на бумагу, но часто не может выполнить операцию по преобразованию заготовки так, чтобы не повредить бумагу; разглаживая бумагу тыльной стороной ладони, иногда повреждает её; фиксирует сгибы кончиком пальца, только после указания педагога; поглаживает сгибы не четко с повреждением бумаги; умеет выбрать бумагу для поделки только с помощью педагога.

балл (низкий уровень): ребенок совмещает части заготовки только с помощью педагога, придерживает совмещенные стороны одной рукой, но иногда совмещенные части разъезжаются; ребенок иногда выдерживает оптимальность нажима на бумагу, но часто не может выполнить операцию по преобразованию заготовки так, чтобы не повредить бумагу; разглаживая бумагу тыльной стороной ладони только с помощью педагога; не фиксирует сгибы, даже после указания педагога; проглаживает сгибы не четко с повреждением бумаги; умеет работать только с бумагой, выбранной для поделки педагогом.

В ходе констатирующего эксперимента была использована методика, разработанная Тарабариной Т.И., детям было предложено выполнить пять диагностических заданий для изготовления поделок способом оригами. В течение месяца дети выполнили целый ряд поделок. Основные темы моделирования поделок: «Грибок», «Елочка», «Ежик», «Рыбка», «Курочка».

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №1

Тема: «Ёлочка»

Цель: Закрепить умение складывать квадрат по диагонали, четко совмещая стороны и углы.

Развивать: память, смекалку, мелкую моторику рук, учить придерживать совмещение сторон одной рукой.

Методические приемы: Беседа о ёлках, чтение стихотворения. Рассматривание поделки, рассказ о последовательности выполнения.

Материал: 3 квадрата зеленого цвета размером 15 х 15 см, 10 х 10 см, 5 x 5 см, клей.

Ход занятия:

1. Согните квадрат пополам, совмещая противоположные углы.

. Перегните полученный треугольник (согнуть, совмещая углы, развернуть).

Сложите такие же детали из оставшихся квадратов.

.Составьте из треугольников елочку, начиная снизу с самой большой детали, соедините заготовки с помощью клея.

Установите ёлочку, перегнув её пополам по линиям перегибов».

На первом занятии по, теме "Ёлочка" дети работали активно, но у некоторых детей (Григоращенко А., Шакина Ю.) были трудности с точностью совмещения частей, что выражалось в неумении ребенка совмещать детали выкройки на глаз или неточности слаживания сторон выкройки. Так же трудности были у детей (Соколова О, Диброва Ж.) с придерживанием сторон одной рукой, у детей разъезжалась бумага и мялась.

Наблюдения за детьми позволили зафиксировать особенности мелкомоторных движений рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы. Результаты наблюдений зафиксированы в протоколе 1

(см. Приложение 1).

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №2

Тема: «Грибок»

Цель: Закреплять умение делить квадрат пополам, совмещая короткие стороны.

Развивать: воображение, смекалку. Закреплять: фиксацию сгибов, проглаживание сгибов поделки. Учить правильно выбирать бумагу для поделок на ощупь.

Материал: приготовить красные прямоугольники 15 х 7,5 см, и зеленый квадрат 10 х 10 см, клей, ножницы, полоска белой бумаги.

Ход занятия:

Шляпка.

1. Перегнуть прямоугольник пополам, совмещая стороны.

. Опустить верхние углы к линии сгиба.

Ножка.

.Половить квадрат белой стороной к себе.

. Отогнуть снизу полоску. Перегнуть деталь.

. Перегнуть прямоугольник пополам "книжкой", совмещая короткие стороны.

. Опустить короткие стороны (боковые) к линии перегиба.

.Ножка готова. Наденьте на неё сверху шляпку.

.Подклеить обе детали. Перевернуть фигурку.

. С помощью надрезов на зеленой полоске снизу сделайте травку. Украсьте шляпку белыми кружочками.

На втором занятии по теме "Грибок" сложности были у детей

(Шакина Ю., Васильченко А., Диброва Ж.) с точностью совмещения частей, придерживанием совмещенных сторон одной рукой, фиксацией сгибов (не могли наметить кончиком пальца начало и конец линии сгиба), точностью тактильных ощущений (неправильно подбирали бумагу для поделок на ощупь) и украшением поделки (вырезывание мелких частей) составило для некоторых детей трудности.

Поведение детей, их мелкомоторные движения, а также анализ полученных подделок был зафиксирован в протоколе 2 (см. Приложение 1).

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №3

Тема: "Рыбки"

Цель: Закреплять умение делить квадрат по диагонали. Учить вырезать недостающие детали на глаз.

Материал: Квадратный лист бумаги, ножницы, клей.

Методические приемы: Рассматривание картинки "Рыбки в аквариуме". Беседа о рыбках, чтение отрывка из сказки А.С.Пушкина "Золотая рыбка". Рассматривание рыбок в аквариуме. Объяснение способа складывания выкройки, технике вырезания деталей (плавники, хвост).

Ход занятий:

1. Квадратный лист бумаги сложить по диагонали, развернуть и сложить еще раз по диагонали, а затем согнуть лист пополам от себя.

. Сложить выкройку по линиям сгиба.

. Получившиеся треугольники свернуть пополам для симметричного вырезания плавников и расходящегося веером хвоста.

. Развернуть поделку. С помощью аппликации выполнить украшение поделки.

На третьем занятии по теме "Ёжик" также у детей (Шакина Ю, Диденко А.) были проблемы с точностью совмещения частей, оптимальностью наития на бумагу, фиксацией сгибов, точностью тактильных ощущений, украшением поделки (рисование мелких частей на поделке), один ребенок плохо разгладил бумагу.

Особенности мелкомоторных движений были зафиксированы в Протоколе 3 (см. Приложение 1).

Анализ детских поделок выполненных в технике «оригами» позволил выявить уровни развития мелкомоторных движений рук детей.

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №4

Тема: «Ёжик»

Цель: Закреплять умение делить квадрат пополам. Закреплять оптимальность нажима на бумагу и фиксацию сгибов.

Учить аккуратно украшать поделку мелкими деталями приемами рисования.

Материал: Приготовить серый (коричневый) квадрат размером 10 х 10 см, карандаши.

Методические приемы: Чтение рассказа о ежах. Рассматривание ёжика на картинке. Рассматривание поделки "ёжик". Подробное рассказывание последовательности поделки.

Ход занятия:

1. Положите квадрат белой поверхностью к себе и перегните его пополам "книжкой".

. Согните верхние углы: один немного, а другой к линии перегиба.

. Согните деталь по имеющейся линии перегиба.

. Переверните деталь на другую сторону. Согните верхний угол так, чтобы его верхняя сторона легла на сгиб.

. Согните внизу уголок первого слоя от себя, вогните внутрь угол от края. Переверните деталь.

.Согните нижний угол, убирая его внутрь фигурки. Потяните за угол - носик.

. Нарисуйте на мордочке глазки и иголки на шубке.

На четвертом задании по теме «Ёжик» трудности были у детей (Коваленко Э., Стенько К.) с точностью совмещения частей, придерживанием совмещенных сторон, разглаживанием бумаги, фиксацией сгибов, точностью тактильных ощущений, украшением поделки.

Мелкомоторные движения рук, выполненные детьми, а также их поделки были проанализированы и результаты оформлены в протоколе 4 (см. Приложение 1).


ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №5

Тема: «Курочки»

Цель: Закреплять умение правильно выбирать бумагу для поделок на ощупь, проглаживание сгибов, придерживание совмещенных сторон одной рукой.

Учить украшать поделку при помощи вырезывания мелких деталей.

Развивать: воображение, память, мелкую моторику рук.

Методические приемы: Беседа о домашней птице. Рассматривание поделок, рассказ о последовательности выполнения.

Материал: Красный квадрат размером 3 х 3 см и желтый (оранжевый) квадрат размером 15 х 15 см, клей, карандаши.

Ход занятия.

1.Перегнуть квадрат (желтый) дважды "косынкой".

. Один из боковых углов опустить к центру квадрата.

. Отогнуть часть угла, опущенного к центру квадрата, получая неглубокую складку. Равномерно согнуть верхний и нижний углы.

. Согнуть деталь пополем.

. Потянуть угол, вытягивая бумагу из складки наружу. Получится хвостик. Перегнуть противоположный хвостику уголок, помечая клюв.

. Вогнуть угол внутрь.

. Положить перед собой маленький квадрат белой поверхностью к себе и согнуть его "косынкой". Приклеить эту деталь, поместив её внутрь фигуркой под клювом курицы, оставив видимой только небольшую часть - бородку.

. Вырезать из бумаги гребешок. Приклеить его, помещая частично внутри вогнутого угла. Обозначить карандашом крылья, перья, нарисовать глаза.

На пятом занятии по теме: «Курочки» трудности были у детей (Григоращенко А., Конева А., Диброва Ж.) лишь в придерживании совмещенных сторон (у некоторых детей немного не совпадали углы), проглаживании сгибов, украшении поделки.

В целом дети работали на занятиях очень активно, старались выполнять свои поделки аккуратно, красиво, Даже те дети у которых что-то не получалось очень старались как можно лучше выполнить свою работу

Результаты пяти протоколов были обобщены и оформлены в таблицу 1.

 

Таблица 1


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.