Понятие о способе оригами и история возникновения техники — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Понятие о способе оригами и история возникновения техники

2020-03-31 191
Понятие о способе оригами и история возникновения техники 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

моторика рука ребенок оригами

История развития искусства оригами неразрывно связана с появлением и распространением бумаги. Бумага была известна китайцам задолго до нашей эры. Орниологи утверждаю, что в третьем - четвертом веках до нашей эры уже находят материалы, которые мощно рассматривать как бумагу. Официальной датой «появления» бумаги в Китае считается 105 год нашей эры, когда чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору о существовании такой технологии. Китайцы ревностно хранили секрет изготовления бумаги: технологию ее производства было запрещено вывозить за границу [2, стр. 81].

Б третьем веке бумага "двинулась" к берегам Японии через Корею. Этому способствовали интенсивные отношения двух государств.

На рубеже четвертого века из Кореи прибыли двое ученых Акити и Вани, последний привез с собой несколько китайских и корейских книг. По японской традиции он считается первым, кто познакомил страну с китайской письменностью. Но еще довольно долго письменность не имела в Японии широкого распространения.

В Японии того времени существовало одно религиозное направление - синтоизм [4, стр. 15].

Буддизм пришел в Японию чуть позднее, в 538 году нашей эры, из Индии через Китай и Корею. Именно в этот период в Японии начинает развиваться производство бумаги (610 год). Его возникновение связывают с корейским буддийским монахом Дан-Хо, который научился бумажному делу в Китае и предложил свои услуги императорскому двору. Однако, широко бумага в Японии стада производиться во время «Золотого века» буддийской культуры, особенно в период Ханухо (конец VII - начало VIII века) и Темпе (VIII век).

С конца второй половины VIII века стала развиваться и японская технология производства бумаги - «нагашизуни». Бумага, сделанная по этой технологии, была названа «ваши» - «японская бумага». Она заняла ведущее место в мире благодаря своему уникальному качеству [5, стр. 77].

В XV веке Япония использовала бумагу не только для издания книг. Выпускалась бумага разных сортов и различных свойств: для каллиграфии, конвертов и писем, сумок и зонтов, фонарей и ширм, всевозможных перегородок в домах, широко применялась бумага для изготовления одежды. Плащи из обработанной маслом бумаги можно было увидеть s самых глухих провинциях страны. В моде были кимоно "Шифу", изготовленные из ткани, нити которой делались из витой бумаги, и "камино" из разных листов бумаги [4, стр.123].

Высоко ценилась прочность бумаги "ваши" в пиротехнике. Она шла на изготовление парусов и гильз ракет для фейерверков. Японская бумага использовалась для непромокаемых занавесок в экипажах, веревок и тонких тросов, применялась в медицине (пластыри). Из бумаги, скрученной в тонкие веревки, плели и вывязывали различные редкие футляры, корзинки и коробочки для очков, музыкальных инструментов и тому подобное [6, стр. 46].

Самое ранее извести использования оригами в религиозных целях в Японии связано с каташиро, которые с древних времен использовались в синтоистских церемониях.

У этих кукол очень длинная история. В самом начале они выполнялись из травы, упоминания о них относятся к периоду Хейан (796-I185), Наибольшей популярностью бумажные куклы достигли в средине периода Эдо (1615-1868).

Этот период знаменуется расцветом японской гравюры, основа которой выполнялась на деревянных колодках. При помощи подобных колодок на бумагу наносили многокрасочные узоры, и эта бумага шла на изготовление кукол. Она известна как киогами, и поэтому куклы, сделанные из этой бумаги, называются "киогами нинью".

Самый старинный вид бумажной куклы в Японии - это "анесама" или кукла "старшая сестра" (невеста).

В эту эпоху бумага, сделанная ручным способом, была изысканным и ценным материалом, который использовался в особых случаях, главным образом в религиозных церемониях [4, стр. 106].

Несмотря на то, что бумага была изобретена в Китае, именно Япония стала родиной искусства складывания. Быть может, в этом сыграло немаловажную роль сходство звучания японских слов "бумага" "Бог" - "Ками". Тем самым у японцев возникла некая мистическая связь между религиозными ритуальными изделиями из сложной бумаги ("ори" - ками"). Один из таких ритуалов, например, состоял в изготовлении небольших бумажных коробочек санбо, в которые дожили кусочки рыбы и овощей, поднося их в качестве жертвоприношений в синтоистских храмах [21, стр. 78]

Оригами, как форма развлечения, не практиковалась в древние времена, когда бумага была дефицитом и, следовательно, очень ценилась. Возможно так оригами стали использовать в период Хейян (794-1185 г.г.). Оригами, которое только складывали и не резали, впервые изобрели в период Муромачи (1333-1568 гг.). В период Эдо (1615-1867г.г.) были разработаны другие техники складывания бумаги, а также её резки и окраски. Со времен Тайше (1912-1926 гг.) известны образцы и схемы выполнения 150 различных фигурок оригами: журавли, лягушки, сложные кораблики, корзиночки, фонарики и многие другие: [2, стр. 171]

Сейчас в оригами используют только небольшие надрезы. Современное оригами отличается от вырезания из бумаги, бумажной архитектуры и кумигами (собирание бумаги).

Двумя классическими работами по оригами являются «Сембазуру оригата» (1797) и «Каярагуза» (1845 г.). Японские художники - графики Т.Киенага (1752-1815 г.г.) и Хорусай (1760-1849 г.г.) использовали изображения фигурок оригами как элемент своих гравюр. [5, стр. 88]

В периоды Команура (1185-I333 г.г.) и Муромати (1333-1573 г.г.) оригами выходит за пределы храмов и достигает императорского дворца. Аристократы, придворные, монахи, представлявшиеся ко двору, должны были обладать определенными навыками и в искусстве складывания. Записи, сложенные в форме бабочки, цветка были символом дружбы и любви. В период Адзути - Момолма (1573-1603 г.г.) и Эдо (1603-1867 г.г.) оригами превратилось в популярный способ времяпровождения. Было изобретено много моделей, которые стали классическими. Во второй половине 19 века Япония широко открыла двери остальному миру; европейцы начали знакомиться с классически фигурками.

Стоит вспомнить Фридриха Фребеля, известного немецкого педагога. Фребель считал, что жизнь, движение и знание - есть три части одного гармонического аккорда. Его философия воспитания и образования включала четыре важных компонента:

. свободная активность,

. творчество,

. участие в жизни социума,

. мышечная активность.

Основываясь на этих идеях, он предлагал своим ученикам развивающие игры, манипулирование с предметами. Основы геометрии он предлагал изучать не с помощью линейки; циркуля, а через буквально осязаемые реалии складывающейся бумаги. [1, стр. 49]

Пытаясь воплотить эту последнюю идею в жизнь, он складывает вместе со своими учениками незатейливые фигурки из бумаги, по сути, делая первый шаг к внедрению оригами в педагогический процесс. К сожалению, в начале 19 века Фребель не мог быть знаком с оригами в полном объеме. Вместе с тем, его можно смело назвать первым практическим европейским педагогом - оригамистом.

 

1.2 Ведущие педагоги и психологи о роли оригами в совершенствовании мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, их подготовки к обучению в школе

Настоящее революционное развитие оригами началось только после второй мировой войны, главным образом благодаря усилиям всемирно признанного теперь мастера Аниры Йошизава он изобрел сотни новых, ранее неизвестных фигурок. Он не только доказал, что искусство складывания может быть авторским, но и способствовал его "широчайшему распространению. С помощью изобретенных им несложных знаков процесс складывания любого изделия оказалось возможным представить в виде серии рисунков-чертежей. Навыки игры удавалось фиксировать и передавать другим людям. С условными знаками мастера Йомозавы можно столкнуться в любой профессионально изданной книге по оригами. [19, стр. 15]

Конструирование из бумаги и других материалов является сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе.

Как указывает ряд авторов: В.Б. Косминская, Л.И. Васильева, Н.Б. Халезова и др. в процессе конструирования дошкольники приобретают знания и умения.

При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостях фигурок, понятие о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма. Эта работа позволяет детям проявлять свои творческие способности, приобрести новые изобретательные навыки. Для конструктивных работ, как правило, используются готовые формы, соединяя которые дети получают нужное изображение.

По определению Т.С. Комаровой под детским конструированием принято понимать создание разнообразных построек из строительного материала, изготовление поделок из бумаги, дерева и других материалов. По своему характеру детское конструирование более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой.

А.С. Макаренко подчеркивал, что мир ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру». Если ребенок не использует поделку в своей практике, то, создавая ее, он старается отобразить в ней по возможности все, что необходимо для действия. [20, стр. 4]

Задачами обучения конструированию из бумаги по типу оригами по Т.С.Комаровой является следующее:

совершенствовать умение детей сгибать лист бумаги пополам, вчетверо, в разных направлениях, сглаживая сгибы;

учить работать по несложному чертежу, использовать ножницы для надрезов и вырезывания по контуру;

совершенствовать умение детей планировать свою деятельность, работать целенаправленно, проявляя самостоятельность, инициативу, выдумку. [15, стр. 3]

Работа с бумагой способствует дифференцированному восприятию простейших трудовых процессов по созданию и преобразованию предметов, развитию логического мышления, эмоциональной отзывчивости, мелкой моторики, связной речи.

До начала работы с бумагой полезно выполнить подготовительные упражнения «Пальчики здороваются» и «Здравствуйте ручки».

При помощи оригами развивается мелкая моторика, тренируются пальчики рук.

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Тренировка пальцев рук у детей стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование лодками, ножницами. Тренировка пальцев подготавливает руку к письму. Движение кисти, пальцев становятся точными и координированными. [33, стр. 45]

Учеными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшаются память, внимание, слух,зрение.

Известно, что у некоторых детей с расстройствами речи наблюдается в разной степени выраженная общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии тонких движений пальцев рук. Это проявляется в виду расстройств сосания, глотания, жевания, физиологического дыхания в сочетании с нарушениями общей моторики и особенно тонкой дефференцированной моторики пальцев рук. [22, стр. 109]

Специальными исследованиями сотрудников лаборатории высшей нервной деятельности ребенка Института физиологии детей и подростков АПН СССР, М.М. Кольцова 1973, 1979 г.г. что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так на основе проведенных опытов и обследования Л.В. Фоминой 1971 г. большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, отстает, то задерживается и речевое развитие. Анализируя экспериментальные данные, свидетельствующие о тесной связи функций рук и речи М.М. Кольцова пришла к заключению, что «морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук». Она особо подчеркивает, что влияние проприоцептивной импульсации с мышц руки, так значительно только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области. Отсюда М.М. Кольцова 1973 г., Л.В. Аншакова-Фомина. 1974 г., большое значению придают использованию этого факта в работе с детьми и в случаях своевременного речевого развития, рекомендуют стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движения пальцев рук. [31, стр. 84]

Тренировка движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является, по мнению М.М. Кольцовой, мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Крайне важно учитывать благотворное влияние движений пальцев на развитие речи и других психических процессов в воспитательной практике. В системе воспитательной работы в дошкольных учреждениях необходимо уделять больше внимания формированию тонких движений пальцев рук. Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев, как известно, полезна и для подготовки руки к письму. Особенно большая ее роль в группах для дошкольников, где у многих детей наблюдаются выраженные отклонения в развитии движений пальцев рук - движения немочные, некоординированные, затруднены, изолированы движения пальцами.

В подготовительной группе детей, рекомендуется проводить комплекс упражнений по развитию и совершенствованию тонкой моторики кистей и пальцев рук. [22, стр. 91]

Помимо коррекции движений эти упражнения развивают пальцы, внимание, ощущения эмоции и другое.

Использование оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений, развивает точность движений пальцев. [28, стр. 7]

Отработка элементарных графических навыков. Поскольку у детей обнаруживается недоразвитие мелких мышц рук, упражнения, непосредственно связанные с подготовкой рук к письму.

Упражнения заключаются в складывании, проглаживании сгибов пальчиками, точности и четкости движений, раскрашивании в различных направлениях. В процессе таких упражнений дети учатся аккуратности, четкости движений, соблюдаются пределы раскрашивания. [26, стр. 29]

После подобной подготовки дети лучше переходя к к выполнению письменных упражнений.

Развитию тонкой моторики рук способствует разнообразная предметная деятельность а именно: оригами, аппликация, застегивание ирасстегивание пуговиц, шнурование ботинок, шнурование на специальных рамках, нанизывание колец" на тесьму, сортирование монут, перебор крупы и т.д. Важно использовать мозаику и конструкторы, работа с которыми также способствует развитию моторной умелости и совершенствованию конструктивных навыков у детей. [31, стр. 44]

Таким образом, ведущими педагогами и психологами доказано, что оригами имеет большое значение в совершенствовании мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, их подготовки к обучению в школе.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.