Акустическая классификация звуков речи. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Акустическая классификация звуков речи.

2020-02-15 335
Акустическая классификация звуков речи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Акустическая классификация строится на звуковых (акустических) признаках. К акустическим признакам звука относятся звучность, сила и высота.

По звучности различают вокальные и невокальные звуки. Вокальными являются гласные и сонорные согласные, а невокальные – шумные согласные.

По силе звуки делятся на консонантные и неконсонантные. Консонантные – это слабые звуки, к ним относятся все согласные, а неконсонантные звуки – это сильные звуки, к ним относятся все гласные.

По высоте звуки делятся на высокие и низкие. К высоким относятся гласные звуки переднего ряда, а также переднеязычные и среднеязычные согласные звуки. К низким относятся все остальные гласные и согласные звуки.

Так, например, звук [о] - вокальный, неконсонантный, сильный, низкий, а звук [д] – невокальный, консонантный, слабый, высокий.

Специфический тембр каждого звука создаёт резонансные характеристики – дополнительные тоны, которые наслаиваются на основной тон и на шумы.

Явление резонанса состоит в том, что колебания звучащего тела вызывают ответные колебания другого тела или воздуха, находящегося в полом сосуде, в замкнутом пространстве и т.д..

n При образовании звуков речи роль резонатора выполняют полости рта, носа и глотки, причём благодаря разнообразным движениям органов речи (языка, губ, нёбной занавески) форма и объём резонатора, а отчасти и степень упругости его стенок меняются, что и ведёт к появлению то одних, то других (разных по высоте и интенсивности) резонаторных тонов. Этим и создаётся качественное разнообразие звуков речи).

n сонорные, определяющиеся резонаторными тонами; шумы в них или вовсе не присутствуют (гласные), или участвуют минимально, например, [r] разного типа;

n шумные (согласные), в которых тембр определяется характером данного шума.

(остальное есть в презентации)

4. http://www.textologia.ru/russkiy/fonetika-fonologia/zvuki-rechi-fonetich-processi/rechevoy-apparat-ego-ustroystvo-i-funkcii-otdelnih-chastey/3992/?q=463&n=3992

5. Звук — самая маленькая единица речи в русском (и вообще любом) языке. Обозначает какую-то одну конкретную фонему, тип произношение. То есть фактически, звук — это то, как буква (или буквосочетание) произносится вслух. В русском языке всего 44 звуков, из них: 38 согласных и 6 гласных.

(с м. презентацию)

6. Kлaccификaция coглacныx пo cпocoбy oбpaзoвaния пpeдпoлaгaeт yчёт xapaктepa пpeгpaды, cпocoбa eё пpeoдoлeния и вpeмeни apтикyляции. B зaвиcимocти oт этoгo coглacныe дeлятcя нa чeтыpe гpyппы: 1) cмычныe, взpывныe, мгнoвeнныe, пpи oбpaзoвaнии кoтopыx в poтoвoй пoлocти пoявляeтcя пpeгpaдa в видe cмычки (cмычныe), кoтopaя взpывaeтcя вoздyшнoй cтpyeй (взpывныe), чтo пpoиcxoдит мгнoвeннo (мгнoвeнныe) – [б], [б’], [п], [п’], [д], [д’], [т], [т’], [г], [к], [(г’)] [(к’)]; 2) щeлeвыe, фpикaтивныe, длитeльныe, пpи oбpaзoвaнии кoтopыx в poтoвoй пoлocти вoзникaeт пpeгpaдa в видe щeли (щeлeвыe), пpи пpoxoждeнии чepeз кoтopyю вoздyшнaя cтpyя oбpaзyeт тpeниe, фpикaцию (фpикaтивныe), чтo пpoиcxoдит в тeчeниe бoлee длитeльнoгo, пo cpaвнeнию co cмычными, вpeмeни (длитeльныe) – [в], [в’], [ф], [ф’], [з], [з’], [c], [c’], [ж], [ш], [ж’], [ш’], [x], [(x’)],[(γ)], [ј], [(i)]; 3) cмычнo-щeлeвыe, aффpикaты, пpи oбpaзoвaнии кoтopыx в poтoвoй пoлocти вoзникaeт пpeгpaдa в видe cмычки, кoтopaя нe взpывaeтcя вoздyшнoй cтpyeй, кaк y cмычныx, a пepexoдит в щeль, oбpaзyя cлoжнyю, cлитнyю, нo eдинyю apтикyляцию – [ц], [(дз)], [ч’], [(дж’)]; 4) cмычнo-пpoxoдныe, пpи oбpaзoвaнии кoтopыx в poтoвoй пoлocти вoзникaeт cмычкa, кoтopaя нe взpывaeтcя вoздyшнoй cтpyeй, кaк y cмычныx, нe пepexoдит в щeль, кaк y cмычнo-шeлeвыx, aффpикaт; вoздyшнaя cтpyя oбxoдит cмычкy чepeз нoc, oбpaзyя нocoвыe – [н], [н’], [м], [м’], нo бoкoвым cтopoнaм языкa, oбpaзyя бoкoвыe, poтoвыe – [л], [л’], или пpoизвoдит дpoжaниe, вибpaцию, кoнчикa языкa, oбpaзyя дpoжaщиe, вибpaнты – [p], [p’]. Пo мecтy oбpaзoвaния coглacныe клaccифициpyютcя в зaвиcимocти oт aктивныx opгaнoв (нижняя гyбa и язык) и пaccивныx opгaнoв (вepxняя гyбa, зyбы и нёбo). Heкoтopoe pacxoждeниe в клaccификaцияx в yчeбнoй литepaтype cвязaнo c тeм, aктивным или пac-cивным opгaнaм oтдaeтcя пpeдпoчтeниe. Taк, нaпpимep, пepeднeязычныe нaзывaютcя пe-peднeнёбными зyбными или нёбнo-зyбными, cpeднeязычныe–cpeднeнёбными, зaднeя-зычныe-зaднeнёбными. Пo-paзнoмy peшaeтcя вoпpoc o пpинaдлeжнocти [г’], [к’], [x’] к зaднeязычным, кaк и [г], [к], [x], или к cpeднeязычным, в oтличиe oт пocлeдниx. Haилyчшeй из cyщecтвyющиx клaccификaций мoжнo cчитaть клaccификaцию P.И. Aвaнcecoвa, coглacнo кoтopoй пo aктивнoмy opгaнy coглacныe дeлятcя нa гyбныe и язычныe, пpи этoм в зaвиcимocти oт тoгo, кaкaя чacть языкa apтикyлиpyeт, язычныe пoдpaздeляютcя нa пepeднeязычныe, cpeднeязычныe и зaднeязычныe; пo пaccивнoмy opгaнy гyбныe дeлятcя нa гyбнo-гyбныe и гyбнo-зyбныe, a пepeднeязычныe – нa зyбныe и нёбнo-зyбныe.

Пo нaличию-oтcyтcтвию гoлoca coглacныe дeлятcя нa звoнкиe и глyxиe. Taкoe дeлeниe, нo клaccификaции P.И. Aвaнecoвa, кacaeтcя кaк шyмныx, тaк и coнopныx coглacныx, кoтopыe в кoнцe cлoвa пocлe глyxиx мoгyт yтpaчивaть гoлoc, нaпpимep, [д] – шyмный, звoнкий, [т] –шyмный, глyxoй; [л] – coнopный, звoнкий, [л] – coнopный, глyxoй. Bcлeд зa K.B. Гopшкoвoй пpeдлaгaeм cчитaть coнopныe звoнкими дaжe в cлyчae чacтичнoй yтpaты гoлoca. Toгдa тoлькo шyмныe бyдyт дeлитьcя нa глyxиe и звoнкиe. B пoзицияx oзвoнчeния вмecтo [ц], [ч’], [x] пpoизнocятcя [дз], [дж’], [γ]. Kpoмe yкaзaнныx пoзиций, [γ] мoжeт yпoтpeблятьcя вмecтo [г] в oтдeльныx цepкoвнocлaвянcкиx нo пpoиcxoждeнию cлoвax (Бoг, Гocпoдь и дp.); пpи oглyшeнии в ниx пpoизнocитcя [x]. Ho и в этиx cлoвax [г] и [к] взpывныe вытecняют [γ] и [x] фpикaтивныe.
Пo нaличию-oтcyтcтвию дoпoлнитeльнoй cpeднeязычнoй, йoтoвoй apтикyляции, пaлaтaлизaции coглacныe дeлятcя нa мягкиe, имeющиe, кpoмe ocнoвнoй, дoпoлнитeльнyю, йoтoвyю apтикyляцию, и твepдыe, нe имeющиe этoй apтикyляции. Heoбxoдимo oбpaтить внимaниe нa тo, чтo кpaткиe шипящиe [ж], [ш] и cвиcтящий [ц] в pyccкoм языкe являютcя твepдыми, нecмoтpя нa cyщecтвyющиe нaпиcaния жи, ши, ци типa жиpaф, шиpoкий, цифpa, cтaвшиe тpaдициoнными и oбycлoвлeнныe фoнeтикoй дpeвнepyccкoгo языкa, в кoтopoм в oпpeдeлeнный пepиoд oни были мягкими. Дoлгиe шипящиe [ж’], [ш’] в cooтвeтcтвии c coвpeмeнными opфoэпичecкими нopмaми являютcя мягкими. Пpи этoм звyк [ж’] cooтвeтcтвyeт coчeтaнию бyкв зж нe нa cтыкe мopфeм (визжaть – [в’иж’a’т’]); жж (вoжжи – [вo’ж’и]), нo в пocлeднee вpeмя oн вcё чaщe пpoизнocитcя твepдo. Ha cтыкe мopфeм мoжeт быть тoлькo твepдый [ж] (paзжaть – [p^жa’т’]). 3вyк [ш’] cooтвeтcтвyeт бyквe щ или coчeтaнию бyкв cч (cчacтьe – [ш’a’c’т’iь]), зч (пepeвoзчик – [п’ъp’иэвo’ш’ик]), жд (дoждь – [дo’ш’]), нo тaкoe пpoизнoшeниe oпpeдeляeтcя мocкoвcкoй opфoэпичecкoй нopмoй; лeнингpaдcкий пpoизнocитeльный вapиaнт – [ш’ч’], [ш’т’] ([ш’ч’a’ciiъ], [дo’ш’т’], [п’ъp’иэвo’ш’ч’ик]); oн инoгдa вcтpeчaeтcя y мocквичeй нa cтыкe мopфeм, ocoбeннo кopня и cyффикca (пepeвoзчик – п’ъp’иэвo’ш’ч’ик). 3вyк [ш] пpoизнocитcя в cooтвeтcтвии c coчeтaниeм бyкв cш (бecшyмный – [б’иэшy’мнъii]) и зш (бeз шaпки – [б’иэшa’пк’и]). Шипящий coглacный [ч’] являeтcя мягким, нecмoтpя нa тpaдициoнныe нaпиcaния чa, чy, т.e. нeoбxoдимo, aнaлизиpyя твepдocть–мягкocть, кaк, впpoчeм, и глyxocть–звoнкocть, coглacныx, oпиpaтьcя нa cлyx, звyчaщyю peчь, a нe нa eё пиcьмeннyю фopмy, aнaлизиpoвaть звyк, a нe бyквy. Coглacный [ј(i)] мягкий yжe пo caмoмy мecтy cвoeгo oбpaзoвaния, тaк кaк eгo ocнoвнaя (и eдинcтвeннaя) cpeднeязычнaя apтикyляция являeтcя apтикyляциeй мягкocти; в тpaнcкpипции этa мягкocть нe oбoзнaчaeтcя.

См. в лекциях

8 и 9.  В языке изолированное употребление звуков – явление чрезвычайно редкое: только когда отдельный звук является и отдельным словом; в подавляющем большинстве случаев звуки употребляются в сочетании с другими звуками в составе слов и их форм, т.е. в потоке речи. Сочетаемость звуков в потоке речи образует синтагматику фонетических единиц. Синтагматика имеет свои законы, связанные с возможностями и ограничениями в сочетаемости звуковых единиц друг с другом.

Все звуковые единицы связаны между собой количественными отношениями: каждая последующая единица мельче, является частью предыдущей, т.е. все они составляют систему. Фонетические единицы, как и все единицы, составляющие систему, обладают самостоятельностью. Самостоятельность любой единицы определяется поведением других единиц. Единицы в сильнейшей степени зависят друг от друга, их существование в языке обусловлено другими единицами, только в сочетании с другими единицами проявляется самостоятельность данной фонетической единицы.

Например: перед мягким [т'] согласный [с'] должен быть непременно мягким. Иначе говоря, сочетание [ст'] запрещено произносительными нормами русского литературного языка, а сочетание [с'т'] разрешено, т. е. мягкость [т'1 влечет за собой мягкость предшествующего [с']. Произносят: че[с'т'], ко[с'т']и, [с'т']их и т. д. («Влечет за собой» — выражение, указывающее связь, а не порядок элементов, здесь последующий элемент влечет за собой качество предыдущего.) Поскольку наличие [т'] определяет мягкость предшествующего согласного, постольку эта мягкость не должна расцениваться как самостоятельное существенное качество согласного [' ]. Это тень, которая падает от [т'] на предшествующий согласный. Следовательно: [т'] = А; А влечет за собой Б; Б = мягкость [с'], поэтому мягкость [с'] должна рассматриваться как некая часть звука [т'], распространившаяся на соседний звук.

Характерно, что говорящие обычно не замечают, что в словах весть, честь и под. они произносят мягкий согласный [с'], хотя, конечно, замечают мягкость конечного [т'] — независимую мягкость.

Существенно то, что дано в языке: отношения А с Б (А влечет Б); сознание же говорящих — отражение (не всегда надежное, не всегда точное) этого факта. Действительно, большинство говорящих не слышат мягкости [с'] в сочетании [с'т'], [з´] в сочетании [з'д'], но некоторые, обладающие большей наблюдательностью, ее, несомненно, замечают. Об этом говорят ошибки — написания весьть, чесьть, зьдесь, - которые встречаются в тетрадях учеников.

Таким образом, если появление А влечет за собой появление Б, то Б не является в данной системе особой единицей, это неотделимая часть единицы А. Б в этом случае образует с А целостность, единство АБ.

Этот закон имеет большое значение при определении многих сторон фонетической системы: на его основе выясняется, каковы самостоятельные, системно значимые признаки каждого звука, каков звуковой состав языка (сколько в нем гласных, согласных – самостоятельных фонетических единиц), какие они образуют сочетания, как чередуются.

Особенности синтагматики звуковых единиц имеют исторический характер: они меняются в разные эпохи развития языка и определяют специфику его фонетической системы в каждый данный период развития.

Звуки в потоке речи, оказываясь рядом друг с другом или находясь в определенных фонетических позициях (по отношению к ударению – гласные, в конце слова – согласные и т.п.), могут: 1) изменять свое качество под влиянием соседних звуков; 2) взаимно меняться. В связи с этим можно говорить о позиционных изменениях и позиционной мене звуков.

Позиционная мена - мена звуковых единиц, определяемая синтагматическими законами сочетаемости звуков. Позиционная мена касается качества звуков.

Для гласных [а], [о], [э] позиционная мена зависит прежде всего от позиции гласного по отношению к ударению (значком t обозначен любой твердый согласный, t´ - любой мягкий согласный):

<ta> - [а´]: мал [ма´л] - [/\]: малыш [м /\лы´ш] – [ъ]: малышок [мълышо´к];

<t´a> – [´a´]: пять [п´a´т´] – [иэ]: пяти [п´ иэ т´и] - [ь]: пятачок [п´ьт/\ч´о´к];

<tо> - [о´]: поле [по´ль] - [/\]: поля [п/\ла´] – [ъ]: полевой [пълиэво´й];

<t´о> - [´о´]: тёплый [т´о´плый] - [иэ]: тепло [т´иэ пло´] –[ь]: теплота [т´ ь пл/\та´];

<tэ> - [тэ´]: жесть [жэ´с´т´] – [ыэ]: жестянщик [ж ыэ с´т´а´н´ ш ´ик] - ъ]: жестяной [жъс´т´ иэно´й];

<t´э> - [´э´]: тема [т´э´мъ] – [иэ]: тематика [т´иэма´т´икъ] – [ь]: тематический [т´ьма´т´и´ч´ьск´ий].

Позиционная мена обусловлена не акустической или артикуляционной природой звука, а только законами данного языка: приведенные выше примеры показывают, что различные по артикуляции и акустическим свойствам звуки [а], [о], [э] являются чередующимися.

Гласные [и], [ы], [у] в зависимости от положения к ударению не меняют своего качества, а изменяются только количественно, то есть позиционной мены не происходит, наблюдаются позиционные изменения.

Позиционные изменения не носят характера закона, они имеют характер процесса. Позиционные изменения могут осуществляться, или не осуществляться, или осуществляться по-разному у разных носителей языка. Они могут быть относительно устойчивыми и последовательными, но это только изменения, но не мена.

Позиционные изменения гласных звуков в русском литературном языке связаны с воздействием на них соседних - предшествующих и последующих – согласных, прежде всего – твердых и мягких. Особенно отчетливо видно воздействие в ударном слоге. Различают 8 позиций:

1. в абсолютном начале слова перед твердым согласным: алый [а´лый], ива [и´въ];

2. в абсолютном начале слова перед мягким согласным: аленький [а´л´ьн´к´ий], иве [и´в´ь];

3. после твердых согласных перед твердыми согласными: бал [ба´л], дуб [ду´п];

4. после мягких согласных перед мягкими: бил [б´и´л], люк [л´у´к];

5. после твердых согласных перед мягкими: быль [бы´л´], суть [су´т´];

6. после мягких согласных перед мягкими: били [б´и´л´и], лютик [л´у´т´ик];

7. в абсолютном конце после твердого: рабы [рабы´], к лесу [кл´э´су];

8. в абсолютном конце после мягкого: вели [в´иэл´и´], горю [г/\р´у´].

В позициях после мягких согласных гласные передвигаются вперед в начале своего образования. Это нетрудно заметить, сравнив слова мал и мял. В транскрипции место продвижения гласного вперед обозначается значком ·, который ставится в месте продвижения звука: [ма´л] – [м´·а´л]; перед мягкими происходит продвижение вперед в конце образования гласного (сравни: [да´л] – [да·´л´]; между мягкими согласными гласный передвигается вперед на всем своем протяжении (сравни: [па´т] –

[п´·а·´т´]).

Позиционная мена для согласных звуков находит отражение в следующих звуковых законах:

1. Фонетический закон конца слова: шумный звонкий на конце слова оглушается. Такое произношение приводит в образованию омофонов: порог [ п/\ро´к] – порок [п/\ро´к]; молот [мо´лът – молод [мо´лът]. В словах с двумя согласными на конце слова оба согласных оглушаются: груздь [гру´с´т´] – грусть

[гру´с´т´], подъезд [п/\дjэ´ст] – подъест [п/\дjэ´ст].

2. Закон ассимиляции согласных по звонкости и глухости. Ассимиляция - это уподобление одного звука другому. В современном русском литературном языке ассимиляция имеет регрессивный характер, то есть предыдущий звук уподобляется последующему: глухой перед звонким парным становится звонким: к деду [гд´э´ду], парный звонкий перед глухим становится глухим: ложка [ло´шкъ]. Заметим, что озвончение глухого перед звонким встречается реже, чем оглушение звонкого перед глухим. В результате ассимиляции создаются омофоны: дужка [ду´шкъ] - душка [ду´шкъ], везти [в´ иэ с´т´и´] – вести [в´ иэ с´т´и´]. Ассимиляция происходит:

o на стыке морфем: сделал [з´д´э´лъл],

o на стыке предлога со словом: с делом [з´д´э´лъм],

o на стыке слова с частицей (постфиксом): год-то [го´ттъ],

o на стыке знаменательных слов, произнесенных без паузы: раз пять [расп´ат´].

3. Все парные по мягкости смягчаются: перед гласными переднего ряда: [б´э´лый], [х´и´трый],

[в´иэ сна´].

4. Ассимиляция по месту образования. Ассимиляция зубных перед шипящими [ж], [ш], [ч´, [ш´] и заключается в полном уподоблении зубных [з] и [с]:

· на стыке морфем: сшить [шы´т´], разжать [р/\ ´т´], счет [шо´т], с шаром [ ´ръм], без жара [б´ иэ ´ръ];

· внутри корня: позже [по´ ], езжу [jэ´ ],

· зубные [д], [т], находясь перед [ч], [ц], уподобляются последним: отчет [/\ ´о´т].

· Сокращение групп одинаковых согласных. При стечении трех одинаковых согласных на стыке предлога или приставки со следующим словом, на стыке корня и суффикса сокращаются до двух: с ссылки [ссы´лк´и].

· Ассимиляции согласных по мягкости-твердости. Перед мягкими согласными обычно смягчаются зубные [з], [с], [н], [р], [д], [т] и губные [б], [п], [м], [в], [ф]: [в´ иэ з´д´э´], [с´н´э´ к],

[гро´с´т´], [ус´п´э´х], [м´э´с´т´]. Однако ассимиляция по мягкости происходит непоследовательно. Так, зубные [з], [с], [н], [д], [т] перед мягкими зубными и [ч´], [ш´] смягчаются в корнях: [з´д´э´с´], [с´т´э´п´]; зубные перед мягкими губными могут смягчаться в корнях и на стыке приставки и корня: [с´в´э´т],

[м´ иэ д´в´э´т´], [из´м´а´т´]. Однако иногда в одной и той же позиции согласный может произноситься и мягко, и твердо: [в/\ з´н´ и´к] - [в/\ зн´ и´к]. Не смягчаются перед мягкими согласными заднеязычные и [л].

Поскольку ассимиляция по мягкости не имеет характера закона, можно говорить не о позиционной мене, а о позиционных изменениях согласных по мягкости.

Парные по твердости мягкие согласные могут подвергаться ассимиляции по твердости. Позиционные изменения по твердости наблюдаются на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: [с´л´э´съ р ´], но [с´л´ иэ са´ рн ый]. Перед губным [б] ассимиляция не происходит: [про´ з´б ъ]. Ассимиляции по твердости не подвергается [л´]: [н/\по´ л´н ый].

Мы уже говорили о том, что позиционная мена и позиционные изменения связаны не с акустическими или артикуляционными законами, а с произносительными нормами. Следует заметить, что эти нормы могут меняться. Так, во второй половине ХIХ века – начале ХХ века смягчение согласных перед мягкими было распространено гораздо шире, например, раньше [р] смягчался перед мягкими губными и зубными: [а´ р´м´ ийь], теперь такого смягчения в речи россиян мы не слышим. Итак, позиционная мена – это закон, который определяет фонетическую систему языка, его нарушение ведет к разрушению фонетической системы, позиционные изменения не затрагивают сущности языковой системы, отражают лишь артикуляционные нюансы, происходят непоследовательно и характеризуются неустойчивостью.

В тетради по практическим

11. Почему в словах чередуются звуки? Это происходит при образовании грамматических форм слова. То есть звуки в одной и той же морфеме, например в корне, могут заменять друг друга. Такую замену называют чередованием.

В определённых случаях чередуются не только гласные звуки, но и согласные. Чаще всего чередование находится в корнях, суффиксах и приставках.

Мох - мха, везти - возить, крутой - круче, друг - друзья - дружить - в корне слова;

кружок - кружка, дочка - дочек, зимую - зимовать, ценный - ценен - в суффиксах;

ждать - подождать, звать - созвать, втереть - вотру - в приставках.

Существуют два вида чередований: исторические (их нельзя объяснить, они возникли давно и связаны с утратой гласных звуков [ъ], [ь] (сънъ - съна, льсть - льстить) или с необъяснимым тождеством согласных звуков (бега - бежать) и фонетические (по-иному позиционные, так как зависят от позиции звука в слове [нΛга - нок], их можно объяснить с точки зрения современного русского языка, например, чередование [г//к] возникло потому, что перед гласным согласный звук сохраняется, а в конце слова звук оглушается, изменяет своё качество звучания).

Исторические чередования

Гласные звуки Примеры
[о//-] [е//-] [а//о] [э//и] [ы//о] [э//о] [а//им//м] [у//он] мох - мха корень - корня загар - загореть замереть - замирать дышать - вздох везти - возить понять - понимать - пойму звук - звон
Согласные звуки Примеры
[п//пл; м//мл; б//бл; в//вл] [с//ш] [з//ж] [х//ш] [д//с] [ц//ч] [ск//ст//щ] [т//ч//щ] [д//ж//жд] [к//ц//ч] купить - куплю, земной - земля носить - ношу возить - вожу сухой - суша ведёт - вести отец - отечество блеск - блестеть - блещет свет - свеча - освещение ограда - огорожу - ограждение оклик - клич - восклицание

 

Фонетические (позиционные) чередования

 

Гласные звуки Примеры
[о//Λ//ъ] [а//Λ//ъ] [о//иэ//ь] [а//иэ//ь] [э//иэ//ь] в[о]дный - в[Λ]да - в[ъ]дяной тр[а]вка - тр[Λ]ва - тр[ъ]вяной н[о]с - н[иэ]сёт - н[ь]суны п[а]ть - п[иэ]ти - п[ь]тидесятый с[э]мь - с[иэ]ми - с[ь]мидесятый
Согласные звуки Примеры
звонкий - глухой [ж//ш] твёрдый - мягкий [л//л’] но[ж]и - но[ш]   мо[л] - мо[л’]ь

 

Исторические чередования выявляются при словообразовании и формоизменении.

Фонетические (позиционные) можно определить по редукции гласных и ассимиляции согласных звуков.

Много беглых гласных при изменении односложных и двусложных существительных по падежам [о, э, и// -]:

рот - рта, лёд - льда, пень -пня;

огонь - огня, узел - узла, ветер - ветра, урок - урока, ноготь - ногтя, улей - улья;

ведро - вёдер, окно - окон, игла - игл, яйцо - яиц.

Встречаются беглые гласные и в кратких прилагательных: краткий - краток, горький - горек, смешной - смешон, длинный - длинен, хитрый - хитёр.

В корнях разновидовых глаголов тоже происходят чередования гласных и согласных звуков: коснуться - касаться, осмотреть - осматривать, собрать - собирать, послать - посылать, зажечь - зажигать, понять - понимать, сжать - сжимать.

Чередования звуков важно знать, чтобы правильно применять орфографические правила, когда возникают затруднения с написанием букв в разных частях речи. Если не узнаешь чередования, можешь допустить ошибку и при морфемном разборе, когда выделяешь части слова.

Некоторые филологи предлагаю следующую классификацию:

Звуковые изменения подразделяются на два вида —

  • количественные и
  • качественные.

Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.