II. Биологический или перцептивный аспект — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

II. Биологический или перцептивный аспект

2020-02-15 192
II. Биологический или перцептивный аспект 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

II. Биологический или перцептивный аспект

Речевой аппарат есть совокупность органов речи, к которым относятся: губы, зубы, язык, нёбо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи – лёгкие и диафрагма.
Для образования звуков речи нужны те же условия, что и для образования звуков вообще: движущая сила, тело, колебания которого дадут тоны и шумы, и резонатор для оформления тембра звука.
Источником для образования большинства звуков, т.е. движущей силой является струя воздуха, выталкиваемая из лёгких по бронхам, трахее через гортань и далее через глотку и полость рта или носа наружу.
Поступая в гортань, воздух проходит через межхрящевую и межголосовую щели, в совокупности образующими голосовую щель, образуемую мускулистой эластичной плёнкой, натянутой между щитовидным и перстневидным хрящами.
Здесь возможны следующие варианты:
1) межголосовая и межхрящевая щели открыты – происходит свободное дыхание без речи;

2) обе щели слегка раздвинуты – придыхание;

3) обе щели сомкнуты, для выхода в резонатор струе воздуха надо прорвать преграду, происходит гортанный взрыв;

4) межголосовая щель закрыта, а межхрящевая открыта – шёпот;

5) межхрящевая закрыта, а межголосовая приоткрыта, и напряжён верх связок – фальцет;

6) межхрящевая закрыта, а голосовая приоткрыта, и связки напряжены – голос.

Образование голоса происходит благодаря тому, что давление воздуха под сближенными связками превышает надсвязочное. Под воздействием выходящей из лёгких воздушной струи происходят колебания напряжённых голосовых связок в горизонтальной плоскости. Частота колебаний голосовых связок, а значит, и высота голоса, определяется натяжением их мускулатуры и величиной давления воздуха под связками.

Источником образования всего богатства звуков служит так называемая надставная труба – резонатор, где образуются тоны, обертоны и шумы. Надставная труба начинается полостью глотки (фаринкс), где расположен хрящ надгортанника, далее подразделяется на 2 полости – ротовую и носовую, разделяет которые нёбо: передняя его часть твёрдая, а задняя – мягкая (нёбная занавеска), заканчивающаяся маленьким язычком. Если мягкое нёбо поднято – чистый звук, если опущено – носовой. Маленький язычок может вибрировать и образуется грассирующий звук. Полость носа – неизменяемый по объёму и форме резонатор, придающий звучанию носовой тембр. Ротовая полость – напротив, очень подвижный и изменчивый резонатор благодаря наличию таких подвижных органов, как губы, язык, маленький язычок, надгортанник.

Наиболее подвижна нижняя губа: она может смыкаться с верхней (п, б), образовывать губное сужение (w), образовывать трубочку с верхней (у) и т.д.

В языке выделяют переднюю, среднюю и заднюю часть и кончик языка. Наиболее подвижен кончик языка. Наименее – средняя часть.

Надгортанник может смыкаться с задней стенкой глотки и служить образованию гортанных звуков в арабских языках.

См. в лекциях

8 и 9.  В языке изолированное употребление звуков – явление чрезвычайно редкое: только когда отдельный звук является и отдельным словом; в подавляющем большинстве случаев звуки употребляются в сочетании с другими звуками в составе слов и их форм, т.е. в потоке речи. Сочетаемость звуков в потоке речи образует синтагматику фонетических единиц. Синтагматика имеет свои законы, связанные с возможностями и ограничениями в сочетаемости звуковых единиц друг с другом.

Все звуковые единицы связаны между собой количественными отношениями: каждая последующая единица мельче, является частью предыдущей, т.е. все они составляют систему. Фонетические единицы, как и все единицы, составляющие систему, обладают самостоятельностью. Самостоятельность любой единицы определяется поведением других единиц. Единицы в сильнейшей степени зависят друг от друга, их существование в языке обусловлено другими единицами, только в сочетании с другими единицами проявляется самостоятельность данной фонетической единицы.

Например: перед мягким [т'] согласный [с'] должен быть непременно мягким. Иначе говоря, сочетание [ст'] запрещено произносительными нормами русского литературного языка, а сочетание [с'т'] разрешено, т. е. мягкость [т'1 влечет за собой мягкость предшествующего [с']. Произносят: че[с'т'], ко[с'т']и, [с'т']их и т. д. («Влечет за собой» — выражение, указывающее связь, а не порядок элементов, здесь последующий элемент влечет за собой качество предыдущего.) Поскольку наличие [т'] определяет мягкость предшествующего согласного, постольку эта мягкость не должна расцениваться как самостоятельное существенное качество согласного [' ]. Это тень, которая падает от [т'] на предшествующий согласный. Следовательно: [т'] = А; А влечет за собой Б; Б = мягкость [с'], поэтому мягкость [с'] должна рассматриваться как некая часть звука [т'], распространившаяся на соседний звук.

Характерно, что говорящие обычно не замечают, что в словах весть, честь и под. они произносят мягкий согласный [с'], хотя, конечно, замечают мягкость конечного [т'] — независимую мягкость.

Существенно то, что дано в языке: отношения А с Б (А влечет Б); сознание же говорящих — отражение (не всегда надежное, не всегда точное) этого факта. Действительно, большинство говорящих не слышат мягкости [с'] в сочетании [с'т'], [з´] в сочетании [з'д'], но некоторые, обладающие большей наблюдательностью, ее, несомненно, замечают. Об этом говорят ошибки — написания весьть, чесьть, зьдесь, - которые встречаются в тетрадях учеников.

Таким образом, если появление А влечет за собой появление Б, то Б не является в данной системе особой единицей, это неотделимая часть единицы А. Б в этом случае образует с А целостность, единство АБ.

Этот закон имеет большое значение при определении многих сторон фонетической системы: на его основе выясняется, каковы самостоятельные, системно значимые признаки каждого звука, каков звуковой состав языка (сколько в нем гласных, согласных – самостоятельных фонетических единиц), какие они образуют сочетания, как чередуются.

Особенности синтагматики звуковых единиц имеют исторический характер: они меняются в разные эпохи развития языка и определяют специфику его фонетической системы в каждый данный период развития.

Звуки в потоке речи, оказываясь рядом друг с другом или находясь в определенных фонетических позициях (по отношению к ударению – гласные, в конце слова – согласные и т.п.), могут: 1) изменять свое качество под влиянием соседних звуков; 2) взаимно меняться. В связи с этим можно говорить о позиционных изменениях и позиционной мене звуков.

Позиционная мена - мена звуковых единиц, определяемая синтагматическими законами сочетаемости звуков. Позиционная мена касается качества звуков.

Для гласных [а], [о], [э] позиционная мена зависит прежде всего от позиции гласного по отношению к ударению (значком t обозначен любой твердый согласный, t´ - любой мягкий согласный):

<ta> - [а´]: мал [ма´л] - [/\]: малыш [м /\лы´ш] – [ъ]: малышок [мълышо´к];

<t´a> – [´a´]: пять [п´a´т´] – [иэ]: пяти [п´ иэ т´и] - [ь]: пятачок [п´ьт/\ч´о´к];

<tо> - [о´]: поле [по´ль] - [/\]: поля [п/\ла´] – [ъ]: полевой [пълиэво´й];

<t´о> - [´о´]: тёплый [т´о´плый] - [иэ]: тепло [т´иэ пло´] –[ь]: теплота [т´ ь пл/\та´];

<tэ> - [тэ´]: жесть [жэ´с´т´] – [ыэ]: жестянщик [ж ыэ с´т´а´н´ ш ´ик] - ъ]: жестяной [жъс´т´ иэно´й];

<t´э> - [´э´]: тема [т´э´мъ] – [иэ]: тематика [т´иэма´т´икъ] – [ь]: тематический [т´ьма´т´и´ч´ьск´ий].

Позиционная мена обусловлена не акустической или артикуляционной природой звука, а только законами данного языка: приведенные выше примеры показывают, что различные по артикуляции и акустическим свойствам звуки [а], [о], [э] являются чередующимися.

Гласные [и], [ы], [у] в зависимости от положения к ударению не меняют своего качества, а изменяются только количественно, то есть позиционной мены не происходит, наблюдаются позиционные изменения.

Позиционные изменения не носят характера закона, они имеют характер процесса. Позиционные изменения могут осуществляться, или не осуществляться, или осуществляться по-разному у разных носителей языка. Они могут быть относительно устойчивыми и последовательными, но это только изменения, но не мена.

Позиционные изменения гласных звуков в русском литературном языке связаны с воздействием на них соседних - предшествующих и последующих – согласных, прежде всего – твердых и мягких. Особенно отчетливо видно воздействие в ударном слоге. Различают 8 позиций:

1. в абсолютном начале слова перед твердым согласным: алый [а´лый], ива [и´въ];

2. в абсолютном начале слова перед мягким согласным: аленький [а´л´ьн´к´ий], иве [и´в´ь];

3. после твердых согласных перед твердыми согласными: бал [ба´л], дуб [ду´п];

4. после мягких согласных перед мягкими: бил [б´и´л], люк [л´у´к];

5. после твердых согласных перед мягкими: быль [бы´л´], суть [су´т´];

6. после мягких согласных перед мягкими: били [б´и´л´и], лютик [л´у´т´ик];

7. в абсолютном конце после твердого: рабы [рабы´], к лесу [кл´э´су];

8. в абсолютном конце после мягкого: вели [в´иэл´и´], горю [г/\р´у´].

В позициях после мягких согласных гласные передвигаются вперед в начале своего образования. Это нетрудно заметить, сравнив слова мал и мял. В транскрипции место продвижения гласного вперед обозначается значком ·, который ставится в месте продвижения звука: [ма´л] – [м´·а´л]; перед мягкими происходит продвижение вперед в конце образования гласного (сравни: [да´л] – [да·´л´]; между мягкими согласными гласный передвигается вперед на всем своем протяжении (сравни: [па´т] –

[п´·а·´т´]).

Позиционная мена для согласных звуков находит отражение в следующих звуковых законах:

1. Фонетический закон конца слова: шумный звонкий на конце слова оглушается. Такое произношение приводит в образованию омофонов: порог [ п/\ро´к] – порок [п/\ро´к]; молот [мо´лът – молод [мо´лът]. В словах с двумя согласными на конце слова оба согласных оглушаются: груздь [гру´с´т´] – грусть

[гру´с´т´], подъезд [п/\дjэ´ст] – подъест [п/\дjэ´ст].

2. Закон ассимиляции согласных по звонкости и глухости. Ассимиляция - это уподобление одного звука другому. В современном русском литературном языке ассимиляция имеет регрессивный характер, то есть предыдущий звук уподобляется последующему: глухой перед звонким парным становится звонким: к деду [гд´э´ду], парный звонкий перед глухим становится глухим: ложка [ло´шкъ]. Заметим, что озвончение глухого перед звонким встречается реже, чем оглушение звонкого перед глухим. В результате ассимиляции создаются омофоны: дужка [ду´шкъ] - душка [ду´шкъ], везти [в´ иэ с´т´и´] – вести [в´ иэ с´т´и´]. Ассимиляция происходит:

o на стыке морфем: сделал [з´д´э´лъл],

o на стыке предлога со словом: с делом [з´д´э´лъм],

o на стыке слова с частицей (постфиксом): год-то [го´ттъ],

o на стыке знаменательных слов, произнесенных без паузы: раз пять [расп´ат´].

3. Все парные по мягкости смягчаются: перед гласными переднего ряда: [б´э´лый], [х´и´трый],

[в´иэ сна´].

4. Ассимиляция по месту образования. Ассимиляция зубных перед шипящими [ж], [ш], [ч´, [ш´] и заключается в полном уподоблении зубных [з] и [с]:

· на стыке морфем: сшить [шы´т´], разжать [р/\ ´т´], счет [шо´т], с шаром [ ´ръм], без жара [б´ иэ ´ръ];

· внутри корня: позже [по´ ], езжу [jэ´ ],

· зубные [д], [т], находясь перед [ч], [ц], уподобляются последним: отчет [/\ ´о´т].

· Сокращение групп одинаковых согласных. При стечении трех одинаковых согласных на стыке предлога или приставки со следующим словом, на стыке корня и суффикса сокращаются до двух: с ссылки [ссы´лк´и].

· Ассимиляции согласных по мягкости-твердости. Перед мягкими согласными обычно смягчаются зубные [з], [с], [н], [р], [д], [т] и губные [б], [п], [м], [в], [ф]: [в´ иэ з´д´э´], [с´н´э´ к],

[гро´с´т´], [ус´п´э´х], [м´э´с´т´]. Однако ассимиляция по мягкости происходит непоследовательно. Так, зубные [з], [с], [н], [д], [т] перед мягкими зубными и [ч´], [ш´] смягчаются в корнях: [з´д´э´с´], [с´т´э´п´]; зубные перед мягкими губными могут смягчаться в корнях и на стыке приставки и корня: [с´в´э´т],

[м´ иэ д´в´э´т´], [из´м´а´т´]. Однако иногда в одной и той же позиции согласный может произноситься и мягко, и твердо: [в/\ з´н´ и´к] - [в/\ зн´ и´к]. Не смягчаются перед мягкими согласными заднеязычные и [л].

Поскольку ассимиляция по мягкости не имеет характера закона, можно говорить не о позиционной мене, а о позиционных изменениях согласных по мягкости.

Парные по твердости мягкие согласные могут подвергаться ассимиляции по твердости. Позиционные изменения по твердости наблюдаются на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: [с´л´э´съ р ´], но [с´л´ иэ са´ рн ый]. Перед губным [б] ассимиляция не происходит: [про´ з´б ъ]. Ассимиляции по твердости не подвергается [л´]: [н/\по´ л´н ый].

Мы уже говорили о том, что позиционная мена и позиционные изменения связаны не с акустическими или артикуляционными законами, а с произносительными нормами. Следует заметить, что эти нормы могут меняться. Так, во второй половине ХIХ века – начале ХХ века смягчение согласных перед мягкими было распространено гораздо шире, например, раньше [р] смягчался перед мягкими губными и зубными: [а´ р´м´ ийь], теперь такого смягчения в речи россиян мы не слышим. Итак, позиционная мена – это закон, который определяет фонетическую систему языка, его нарушение ведет к разрушению фонетической системы, позиционные изменения не затрагивают сущности языковой системы, отражают лишь артикуляционные нюансы, происходят непоследовательно и характеризуются неустойчивостью.

В тетради по практическим

11. Почему в словах чередуются звуки? Это происходит при образовании грамматических форм слова. То есть звуки в одной и той же морфеме, например в корне, могут заменять друг друга. Такую замену называют чередованием.

В определённых случаях чередуются не только гласные звуки, но и согласные. Чаще всего чередование находится в корнях, суффиксах и приставках.

Мох - мха, везти - возить, крутой - круче, друг - друзья - дружить - в корне слова;

кружок - кружка, дочка - дочек, зимую - зимовать, ценный - ценен - в суффиксах;

ждать - подождать, звать - созвать, втереть - вотру - в приставках.

Существуют два вида чередований: исторические (их нельзя объяснить, они возникли давно и связаны с утратой гласных звуков [ъ], [ь] (сънъ - съна, льсть - льстить) или с необъяснимым тождеством согласных звуков (бега - бежать) и фонетические (по-иному позиционные, так как зависят от позиции звука в слове [нΛга - нок], их можно объяснить с точки зрения современного русского языка, например, чередование [г//к] возникло потому, что перед гласным согласный звук сохраняется, а в конце слова звук оглушается, изменяет своё качество звучания).

Исторические чередования

Гласные звуки Примеры
[о//-] [е//-] [а//о] [э//и] [ы//о] [э//о] [а//им//м] [у//он] мох - мха корень - корня загар - загореть замереть - замирать дышать - вздох везти - возить понять - понимать - пойму звук - звон
Согласные звуки Примеры
[п//пл; м//мл; б//бл; в//вл] [с//ш] [з//ж] [х//ш] [д//с] [ц//ч] [ск//ст//щ] [т//ч//щ] [д//ж//жд] [к//ц//ч] купить - куплю, земной - земля носить - ношу возить - вожу сухой - суша ведёт - вести отец - отечество блеск - блестеть - блещет свет - свеча - освещение ограда - огорожу - ограждение оклик - клич - восклицание

 

Фонетические (позиционные) чередования

 

Гласные звуки Примеры
[о//Λ//ъ] [а//Λ//ъ] [о//иэ//ь] [а//иэ//ь] [э//иэ//ь] в[о]дный - в[Λ]да - в[ъ]дяной тр[а]вка - тр[Λ]ва - тр[ъ]вяной н[о]с - н[иэ]сёт - н[ь]суны п[а]ть - п[иэ]ти - п[ь]тидесятый с[э]мь - с[иэ]ми - с[ь]мидесятый
Согласные звуки Примеры
звонкий - глухой [ж//ш] твёрдый - мягкий [л//л’] но[ж]и - но[ш]   мо[л] - мо[л’]ь

 

Исторические чередования выявляются при словообразовании и формоизменении.

Фонетические (позиционные) можно определить по редукции гласных и ассимиляции согласных звуков.

Много беглых гласных при изменении односложных и двусложных существительных по падежам [о, э, и// -]:

рот - рта, лёд - льда, пень -пня;

огонь - огня, узел - узла, ветер - ветра, урок - урока, ноготь - ногтя, улей - улья;

ведро - вёдер, окно - окон, игла - игл, яйцо - яиц.

Встречаются беглые гласные и в кратких прилагательных: краткий - краток, горький - горек, смешной - смешон, длинный - длинен, хитрый - хитёр.

В корнях разновидовых глаголов тоже происходят чередования гласных и согласных звуков: коснуться - касаться, осмотреть - осматривать, собрать - собирать, послать - посылать, зажечь - зажигать, понять - понимать, сжать - сжимать.

Чередования звуков важно знать, чтобы правильно применять орфографические правила, когда возникают затруднения с написанием букв в разных частях речи. Если не узнаешь чередования, можешь допустить ошибку и при морфемном разборе, когда выделяешь части слова.

Некоторые филологи предлагаю следующую классификацию:

Звуковые изменения подразделяются на два вида —

  • количественные и
  • качественные.

Понятие слога

СЛОГ — звук или сочетание звуков, объединенных волной сонорности, то есть степенью звучности (гласности). Это основано на специфике работы нашего речевого аппарата, согласно которой дыхание связано с работой голосовых связок, а их максимальная напряженность и есть сонорность. Как правило, слогообразующий звук — гласный, но если по каким-то причинам гласного нет в данной ритмической группировке звуков, его роль может взять на себя сонорный (р, л, м, н) и даже шумный: Ш-Ш… ТС-С-С… И наоборот, гласный может утрачивать свою «слоговость» — в дифтонгах: АУ, ОЙ (КОЙКА).

С точки зрения образования, со стороны физиологической, слог представляет собой звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком.

С точки зрения звучности, со стороны акустической, слог — это звуковой отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними — предшествующим и последующим. Гласные звуки, как наиболее звучные, обычно являются слоговыми, а согласные — неслоговыми, но сонорные (р, л, м, н), как наиболее звучные из согласных, могут образовать слог. Слоги разделяются на открытые и закрытые в зависимости от положения в них слогового звука. Открытым называется слог, оканчивающийся слогообразующим звуком: ва-та. Закрытым называется слог, оканчивающийся неслоговым звуком: там, лай. Неприкрытым называется слог, начинающийся на гласный звук: а-орта. Прикрытым называется слог, начинающийся на согласный звук: ба-тон.

Теории слога

Существует несколько теорий слога и слогоделения.

1) Экспираторная теория («выдыхательная»): слог — сочетание звуков, произносимое одни толчком выдыхаемого воздуха. Эта теория не объясняет случаев зияния гласных в слове, где на одном выдохе два слога (ау>), и, наобо­рот — случаев стыка трех и более согласных, где два и более выдохов на один слог {сплав).

2) Сонорная теория (Московская фонологическая школа, Р.И. Аванесов) рассматривает слог через акустические свойства речи — изложена в учебнике. Согласно этой теории, слог — это волна сонорности; объединение зву­ков по нарастающей вокруг опорного звука с наибольшей степенью звучности. Звукам присваивается индекс звучности: шумный глухой --1, шумный звонкий — 2, сонорный — 3, гласный — 4.

3) Теория напряжённости: По теории напряжённости или артикуляторной теории, которую выдвинул советский языковед Лев Владимирович Щерба, слог образуется благодаря артикуляторному мышечному напряжению, которое растет в направлении вершины слога (то есть гласного и сонорного звука), а затем спадает. Напряжение, таким образом, выступает в качестве аналога звучности, и, действительно, оно также убывает по направлению от гласных через сонорные к звонким и глухим согласным. В данном случае слог трактуется с точки зрения единства произносительного импульса (которым, соответственно, объясняется его — слога — неделимость).

4) Динамическая теория слога: По динамической теории, слог рассматривается как комплексное явление, которое обуславливается действием ряда факторов: акустических, артикуляторных, просодических и фонологических. Согласно динамической теории слог есть волна интенсивности, силы. Самые громкие, сильные звуки в слове — слоговые, менее сильные — неслоговые.

В отечественной лингвистике не сложилось единого определения слога, хотя проблема слога и слогоделения слова давно привлекает внимание исследователей русской фонетики: одним из первых на эту тему высказался еще в 1747 году В.Г. Тредиаковский. Значительный вклад в развитие этой области был внесен такими известными отечественными лингвистами, как Л.В. Бондарко, Л.Р. Зиндер, М.В. Панов, Р.И. Аванесов, Л.В. Щерба. Было создано несколько теорий слога и слогоделения, в основе которых лежат разные подходы к слогу и, шире, к фонетике и разные аспекты изучения слога.
С точки зрения представителей экспираторной (физиологической) теории фонетический слог представляет собой звуковой поток, произносимый одним выдыхательным толчком. Проводя эксперимент с пламенем свечи, сторонники этой теории пытались наглядно доказать правомерность такого подхода. Если произнести слова том над пламенем свечи, то пламя дрогнет один раз, а в слове темный — два раза. Но эта теория не объяснит, почему в слове брызг пламя свечи колыхнется два раза.

Сторонники сонорной теории определяют слог, исходя из его акустических признаков. По этой теории слог — это волна звучности, потому в слоге группируются звуки разной степени звучности. Р.И. Аванесов, разрабатывая сонорную теорию применительно к русскому языку, присвоил всем группам звуков индексы, учитывая степень их звучности: гласные — 4, сонорные — 3, шумные звонкие — 2, глухие — 1. К примеру, слову амплитуда будет соответствовать ряд индексов 431341424. Место слогоделения совпадет с местом максимального спада звучности [/\м-пл,и-ту-дъ]. Слоговым элементом является гласный звук; слоговые согласные нетипичны для русского языка, поэтому они часто развивают перед собой гласный — произносится [жызин], [тиатър]. Слоговыми иногда бывают и шумные согласные; слоговым согласным является, например, звук [с] в междометиях кс-кс-кс (когда подзывают кошку) или тс! (призыв к молчанию).

В теории мускульного напряжения (динамическая), разрабатываемой Л.В. Щербой и его последователями, понимает слог как отрезок звучания, произносимый одним толчком мускульного напряжения. В каждом слоге мускульное напряжение возрастает, достигает максимума при образовании гласных, а затем падает при образовании согласных. Обычно с волной мускульного напряжения совпадает волна сонорности. Данная теория, однако, позволяет проводить границу слога в одном и том же слове по-разному (спар-жа и спа-ржа). На место слогоделения по теории мускульного напряжения оказывает влияние место ударения: ударный звук как наиболее напряженный способен притягивать к себе рядом стоящие согласные звуки: [шап- къ], но [кА-пкан].
Согласно теории эксплозивно-имплозивной, выдвинутой Ф.-де Соссюром, звуки подразделяются на «смыкатели» (имплозивные) и «размыкатели» (эксплозивные). Например, в слове кольский слоги распределяются следующим образом: [кол-скиу]. Слогоделение проходит обычно там же, где и по теории сонорности.
По-видимому, каждая из этих теорий, как считает М.В. Панов, заклю — чает в себе только часть истины. По-видимому, следует признать, что русском языке есть случаи двоякого и в равной мере допустимого слогоделения.

Типы слогов

Типы слогов выделяются по месту расположения слога в слове, структуре, степени звучности, отношению к ударению.

  1. По месту расположения слога в слове различают слоги начальные, неначальные (срединные) и конечные: [р/\-бо-тъ].
  2. По структуре слоги бывают
  • неприкрытые (начинаются с гласного) и прикрытые (начинаются с неслогового): [и-гла];
  • открытые (оканчивается гласным) и закрытые (оканчивается согласным): [бир-къ ].
  • прикрытые – слог с согласным в начале, и неприкрытые
  • полные – закрытые и прикрытые [ сок}
  • усечённые с начала – закрытые и неприкрытые [ ум, иск]
  • усечённые с конца [ мгла]

 

  1. По степени звучности различают слоги
  • постоянной звучности (состоят из одного гласного звука): в слове игла первый слог [и] постоянной звучности;
  • восходящей звучности (звучность возрастает от согласного к гласному): например, второй слог в слове игла [гла] имеет звучность 234;
  • нисходящей звучности (звучность падает): например, первый слог в слове арка [ар] имеет звучность 43;
  • восходящее-нисходящей звучности (звучность возрастает, а затем падает): первый слог в слове спаржа имеет сложную звучность 1143 [спар-жъ];
  • нисходяще-восходящей звучности (звучность падает, а затем возрастает): например, в первый слог в слове мшистый [.мшы-стыj] имеет звучность 314.
  1. По отношению к ударению слоги делятся на ударные и безударные, среди которых следует различать предударные и заударные.

 

В качестве наиболее важных традиционно рассматриваются два варианта классификации слогов: по конечному звуку и по количеству гласного.

I. По конечному звуку различают слоги:

  1. Открытые — то есть такие, которые заканчиваются непосредственно слогообразующим звуком и не имеют задней периферии;
  2. Закрытые — то есть такие, которые заканчиваются неслогообразующим звуком и, соответственно, располагают задней периферией.

В некоторых языках оба названных типа слогов используются одинаково активно, в других — закрытые слоги отсутствуют. В частности, к числу языков открытого слога на определенном этапе своего развития принадлежал праславянский язык; в настоящее время в русском языке закрытые слоги возможны, однако используются существенно реже, чем открытые — группы согласных, находящиеся в позиции между двумя гласными, при слогоделении принято относить к последующему гласному.

II. По количеству гласного различают слоги:

  1. Долгие — то есть такие, которые включают в свой состав либо долгий гласный, либо группу из нескольких согласных;
  2. Краткие — то есть такие, в составе которых имеется краткий гласный и в то же время отсутствуют группы согласных.

13. в работе про слог

Суперсегментная фонетика

Раздел фонетики, изучающий суперсегментные фонетические единицы и их свойства (от лат. super – «сверх»).

Напомним, что звуковые (или фонетические) средства языка подразделяются на фонетические единицы и фонетические признаки (свойства).
Фонетическими единицами называются линейные объекты (то есть, те объекты, которые могут следовать друг за другом). Суперсегментные единицы – слог, фонетическое слово, синтагма, фраза – состоят из сегментных единиц (к ним относятся фонемы, звукотипы и звуки).
Фонетические признаки тоже делятся на сегментные и суперсегментные. Суперсегментные признаки (ударение и интонация) организуют сегментные единицы в более крупные комплексы − единицы суперсегментные. Важное свойство всех признаков состоит в том, что они не могут существовать сами по себе, без какого-либо носителя; таким носителем как раз и являются фонетические единицы.

Таким образом, среди суперсегментных фонетических сущностей мы будем разграничивать:
• суперсегментные единицы – слог, фонетическое слово (такт), синтагма, фраза, − которые строятся из сегментов и в организации которых участвуют
• просодические признаки – ударение и интонация.
Просодические признаки являются комплексными явлениями, состоящими из суперсегментных параметров, таких, как частота основного тона, интенсивность, длительность, паузы, и других средств (артикуляционных и фонационных), которые могут быть использованы суперсегментно – т.е. реализоваться не на одном сегменте, а на их комплексе – суперсегментной единице.
Термин «просодия» синонимичен термину «суперсегментная (или супрасегментная) фонетика», и употребляется обычно по отношению ко всем суперсегментным единицам, а термин «просодика» используется чаще всего только по отношению к слогу и фонетическому слову.

УДАРЕНИЕ

Раздел лингвистики, изучающий природу и функционирование ударения, называется акцентологией.
Ударение − это выделение в речи той или иной единицы в последовательности однородных единиц при помощи просодических средств. В зависимости от того, с какой единицей оно соотносится, различают ударение:

  • словесное (выделение одного из слогов в слове),
  • фразовое или синтагматическое — выделение одного из слов во фразе путем усиления словесного ударения, объединяющего разные слова в одну фразу. Фразовое ударение обычно падает на ударный гласный последнего слова в конечном речевом такте (синтагме): Есть в осени первоначальной / короткая, / но дивная пора //. Внутри такта (реже –– фразы) выделяют две разновидности тактового (фразового) ударения, в зависимости от функций –– логическое и эмфатическое.
  • логическое (смысловое выделение одного из слов во фразе или синтагме). Ударение, состоящее в выделении определенной части предложения (обычно слова), на которой сосредоточивается основное внимание говорящих. Логическое ударение наблюдается в тех случаях, когда содержание речи требует особого выделения каких-то частей высказывания. При помощи логического ударения обычно выделяется в предложении то или иное слово, важное с логической, смысловой стороны, на котором должно концентрироваться все внимание.
  • эмфатическое (греч. emphatikos»выразительный»), эмоциональное. Выделение части слова с помощью фонетических средств для подчеркивания эмоциональной стороны слова: долгое произношение ударных гласных (голу-у-бчик), протяжное произношение согласных (р-р-революционный). Эмфатическое ударение отражает эмоции говорящего, его аффективное состояние. Его разновидностью является контрастивное ударение: У меня (!) этих проблем нет [а у других есть].

В этом разделе речь будет идти о словесном ударении.

Функции ударения

Основные функции ударения:

  • кульминативная, то есть обеспечение цельности и отдельности слова путем выделения его вершины (так же, как слоговое ядро представляет собой вершину слога на более низком уровне иерархии просодических единиц, а фразовый акцент, выделяющий одно из слов в синтагме, – на более высоком);
  • сигнификативная (смыслоразличительная), то есть различение идентичных сегментных последовательностей (сушý – сýшу и т.п.);
  • делимитативная (разграничительная). Ударение может быть показателем границ слóва, особенно в тех языках, где оно всегда приходится на один и тот же слог слóва – например, последний, как во французском, первый, как в чешском, или предпоследний, как в польском. Впрочем, иногда и в русском языке ударение может выполнять эту функцию, поскольку именно оно задает схему редукции гласных в слове: в частности, последовательность САСЪСА33 может быть разделена на словá только как САСЪ#СА, поскольку гласный [ъ] может находиться в заударном слоге, но не бывает в первом предударном).
  • Словоформирующая функция: фонетическое объединение слова. Русские слова имеют только одно главное (акутовое) ударение, но сложные слова могут иметь кроме главного и второстепенное, побочное (грависное) ударение: ср. сельский и сельскохозяйственный. Со словоформирующей связаны и опознавательная функция словесного ударения, позволяющая узнать слово, поскольку слово характеризуется недвуударностью.

15. Ударениеэто выделение одного из слогов слова различными фонетическими средствами. В зависимости от средств различают три типа ударения: силовое (динамическое, экспираторное), музыкальное (тоническое) и количественное (квантитативное).
Силовое (динамическое, экспираторное) ударение характеризуется тем, что ударный слог отличается большей напряженностью артикуляции и силой выдоха. Этот тип ударения присутствует в языках Европы, например, в русском, а также в некоторых языках Азии и Северной Африки. Однако динамическое ударение может быть слабым, как это имеет место в испанском, французском и других языках. При таком ударении гласные произносятся отчетливо как под ударением, так и в безударном положении.
Музыкальное (тоническое) ударение, заключающееся в том, что ударный слог выделяется высотой тона, свойственно китайскому, корейскому, японскому языкам. В норвежском, шведском и менее заметно в сербохорватском и литовском языках музыкальное ударение сопровождается экспираторным усилением.
Для количественного (квантитативного) ударения характерна длительность звука; причём в чистом виде оно встречается редко, например, в современном новогреческом языке, а в русском языке оно сочетается с силовым.
Кроме того, различаются структурные типы ударения, что связано с характером расположения ударения в слове. В связи с этим ударение бывает связанное (фиксированное, имеющее постоянное место, или ограниченное какой-то зоной, как в латинском языке: 2-ой или 3-ий слог от конца слова) и свободное (разноместное и подвижное), падающее на любой слог. Фиксированное ударение в чешском, венгерском, финском, эстонском языках закреплено за первым слогом, в грузинском и польском – за предпоследним, а в армянском и французском – за последним.
В английском и русском языках ударение свободное, которое может быть разноместным, как в слове «парус», где ударным будет первый слог во всех грамматических формах единственного числа и третий – во множественном, а в слове «карета» и в единственном и во множественном числах ударный второй слог.
В то же время в русском языке многие слова имеют свободное подвижное ударение, как например, «вода» – в единственном числе ударный второй слог, а во множественном – первый, в слове же «борода» в именительном падеже единственного числа ударный третий слог, а множественного – первый.
В многосложных словах возможно несколько ударений, одно из которых будет главное, а другое – второстепенное: д,орогостóящий, тр,aнсконти-нентáльный; ad,mini΄stration,,revo΄lution.

Не нашла


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.