Основные правила и принципы расчётов в России — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Основные правила и принципы расчётов в России

2020-02-15 127
Основные правила и принципы расчётов в России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проведение электронных выплат основано на нормах Гражданского кодекса Российской Федерации, иных законов, а также нормативных актов Банка России.

Электронные расчёты – это совокупность отношений между подразделениями расчётной сети Банка России по совершению выплат с использованием платёжных и служебно-информационных документов в электронной форме.

Система электронных выплат Банка России имеет двухуровневую структуру. Она состоит из систем внутрирегиональных электронных выплат и межрегиональных электронных выплат.

Принципы организации расчётов - основополагающие начала их проведения. Соблюдение принципов в совокупности позволяет обеспечить соответствие расчётов предъявляемым требованиям:

- своевременности;

- надежности;

- эффективности.

Принцип первый - правовой режим осуществления расчётов и выплат. Расчётные взаимоотношения предопределяют необходимость установления единообразия законов РФ и подзаконных актов, а также нормативных актов Центрального Банка РФ.

Принцип второй - осуществление расчётов преимущественно по банковским счётам. Безналичные расчёты ведутся юридическими лицами и гражданами через банк, в котором им открыт соответствующий счёт. Для расчётного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счёта - самостоятельный двусторонний (участники имеют как права, гак и обязанности) гражданско-правовой договор.

Банки и другие кредитные учреждения для проведения расчётов между собой открывают корреспондентские счёта друг у друга (заключается договор корреспондентского счёта) и в обязательном порядке - в учреждениях Банка России (договор на расчётное обслуживание банка).

Принцип третий - поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление выплат. Соблюдение этого принципа - залог четкого безусловного выполнения обязательств. Все плательщики (предприятия, банки и т.п.) должны планировать зачисления, списания средств со счётов, предусмотрительно изыскивать недостающие ресурсы (путем получения кредита или продажи активов) с целью своевременного выполнения долговых обязательств.

Принцип четвертый - наличие акцепта (согласия) плательщика на оплату. Данный принцип реализуется путем применения:

- или соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, поручения платежного), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств;

- или специального акцепта документов, выписанных адресатами средств (платёжных требований-поручений, платёжных требований, векселей переводных).

Вместе с тем законодательствам предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств: недоимок по налогам и другим обязательным выплатам - на основании исполнительных листов, выданных судами, некоторых штрафов по распоряжениям взыскателей и др., а также безакцептного списания за тепловую и электрическую энергию, коммунальные и другие услуги.

Принцип пятый - срочность оплаты. Значение этого принципа вытекает из самой сути рыночной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное и полное выполнение платёжных обязательств.

Непрерывно расходуемые средства на производство товаров, оказание услуг должны возмещаться за счёт выплат покупателей в сроки, предусмотренные заключенными договорами. Сбои в соблюдении сроков оплаты ведут к нарушению кругооборота средств и, в конечном счёте, к платежному кризису.

Принцип шестой - контроль всех участников за правильностью совершения расчётов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения. Имеются определенные особенности в проведении контроля со стороны предприятий и банков. В частности, банки, выступая посредниками между продавцами и покупателями, налоговыми органами, населением, бюджетом, внебюджетными фондами, контролируют соблюдения установленных правил расчётов.

Специфический характер носит контроль банков за проведением расчётов между ними самими. Однако, как показывает практика, контроль участников рыночных отношений за выполнением договорных обязательств в силу неразвитости финансового менеджмента на предприятии должным образом не налажен. Не отрегулирован механизм и правового контроля со стороны государства за соблюдением «правил игры» предприятиями различной формы собственности. Эти причины, в свою очередь, стали одни из главных в образовании платежного кризиса.

Принцип седьмой – имущественная ответственность за соблюдение договорных условий. Суть этого принципа заключается в том, что нарушения договорных обязательств в части расчётов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности.

Значение системы платёжной для экономики страны трудно переоценить. Ее надежное и бесперебойное функционирование обеспечивает доверие, как к национальной валюте, так и к применяемым платежным инструментам и самой системе в целом, что в совокупности позволяет поддерживать стабильность в финансовой сфере.

За последнее 10 лет Банком России достигнуты значительные успехи в развитии системы платёжной. Прошёл практически полный переход от бумажного документооборота к электронной передаче и обработке платежной информации. В результате значительно сократились сроки перевода средств, реализованы технологии сквозной автоматизированной обработки выплат. Это, в свою очередь, оказало положительное влияние на эффективность системы платёжной и ее удобство для пользователей. Однако процесс модернизации системы платёжной Банка России не завершен.

Правила проведения безналичных расчётов устанавливаются Центральным Банком РФ. В настоящее время действует Положение о безналичных расчётах в РФ, утвержденное Центральным Банком РФ 12 апреля 2001 г. № 2-П. Это положение содержит правила осуществления безналичных расчётов для юридических лиц.

Для осуществления безналичных расчётов кредитными учреждениями открываются счёта клиентов, и заключается договор между банком и клиентом.

Для проведения перевода между банками безналичных расчётов банки открывают в иных банках корреспондентские счёта. Кроме того, для проведения расчётов межбанковских и иных операций каждый банк имеет в Центральном Банке РФ корреспондентский счёт.

Клиенты банка имеют право открывать в любом банке без ограничения следующие виды банковских счётов:

- расчётный счёт. Он открывается коммерческими предприятиями и филиалами, которые осуществляют свою деятельность по принципу самоокупаемости. В случае открытия нескольких расчётных счётов выделяется один из них, который будет называться «расчётный счёт по основной деятельности»;

- текущие счёта. Открываются юридическими лицами, предприятиями, филиалами, учреждениями, финансирование деятельности которых идет из бюджета. Это некоммерческие учреждении (школы, институты и т. д.);

- для предприятий и юридических лиц, которые систематически являются должниками по уплате налогов, открывается счёт неплательщика по налогам дополнительно к имеющимся счётам. В этом случае операции по расчётному счёту и текущим счётам прекращаются, и все зачисления отражаются на счёте неплательщика налога. С этого счёта погашаются долги по налогам.

Списание денежных сумм по счётам осуществляется:

- по распоряжению владельца;

- без распоряжения владельца счёта, но только в тех случаях, которые предусмотрены законодательством, т. е. в бесспорном порядке;

- между плательщиком и адресатом;

- между банком и плательщиком.

Процедура списания средств со счёта предполагает применение расчётных договоров. Формы расчётных договоров устанавливаются положением, утвержденным Центральным Банком РФ.

Оплата со счёта производится в пределах остатка на нем денежных сумм. Но если банк и клиент заключают договор о кредите, то банк берет на себя обязательство в некоторых пределах оплачивать платежные документы клиента при отсутствии остатка денежных сумм на счёте, т. е. кредит.

Банки осуществляют операции по счётам на основании расчётных документов.

Расчётный документ представляет собой заключенное в виде документа на бумажном носителе или, в установленных случаях, электронного платежного документа:

распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных сумм со своего счёта и их перечислении на счёт адресата средств;

распоряжение адресата средств (взыскателя) на списание денежных сумм со счёта плательщика и перечисление на счёт, указанный адресатом средств (взыскателем).

В Российской Федерации используются следующие расчётные документы:

- платёжные поручения;

- платёжные требования и поручения;

- чеки;

- аккредитив;

- инкассовое поручение;

- электронные выплаты.

Расчётные документы на бумажном носителе оформляются на бланках документов, включенных в Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 (класс «Унифицированная система банковской документации»).

Расчётные документы, используемые при действующих формах расчётов, принимаются банком к исполнению только при их соответствии стандартизированным требованиям и, следовательно, обязательно должны содержать следующие данные:

- наименование расчётного документа;

- номер расчётного документа, число, месяц, год его выписки;

- наименование плательщика, номер его счёта в банке, наименование и номер банка плательщика;

- наименование адресата средств, номер его счёта в банке, наименование и номер банка адресата средств; назначение выплаты (в чеке не указывается); сумма оплаты (цифрами и прописью).

Для совершения оплаты расчётные документы печатаются в нескольких экземплярах исходя из потребностей участников расчётов. Первый экземпляр расчётного документа должен быть обязательно подписан должностными лицами, имеющими право распоряжаться счётом в банке и иметь оттиск печати. Списание средств со счёта плательщика производится только на основании первого экземпляра расчётного документа. Второй экземпляр является копией.

Расчётные документы принимаются банком к исполнению в течение операционного дня банка.

Срок действия расчётных документов ограничен и составляет 10 дней, не считая дня его подписания.

Допускается, что клиент банка может отозвать свои расчётные документы.

Установлены сроки прохождения оплаты через банки:

- 5 дней между субъектами РФ;

- 2 дня внутри одного субъекта.

Гражданский кодекс РФ в ст. 862 устанавливает наиболее распространенные формы безналичных расчётов. Безналичные расчёты между хозяйствующими субъектами могут производиться в следующих формах: поручениями платежными, по аккредитиву, чеками, расчёты по инкассо, векселями.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.