Анализ результатов экспериментального исследования — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Анализ результатов экспериментального исследования

2020-02-15 266
Анализ результатов экспериментального исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

На формирующем этапе была составлена образовательная программа работы кружка «Эрудит» в которой на каждый познавательный процесс, рассматриваемый в работе, были подобраны и разработаны упражнения в игровой форме.  Далее на этом этапе проводилась работа по развитию познавательных процессов младших школьников.

Программа кружка «Эрудит» для учащихся представлена в приложении [Приложение 6].

Игра соблюдает принцип от простого к сложному. Здесь нужно учесть присутствие занятий, располагающими слушатели.

Итогом обучения учащихся по предоставленной программе обнаруживается пополнение знаний, умственного воспитания и развития в процессе познавательных способностей, желание учащихся работать с книгой, развиваются память, внимание, мышление, восприятие, речь, воображение.

Контроль проводился в игровой форме: тесты, игры, игровые программы, викторины, интеллектуально-познавательные игры и другие.

Контроль позволил установить результативность обучения по данной программе, внести изменения в учебный процесс, позволил детям, родителям увидеть результаты, создал хороший психологический климат в коллективе.

Для поощрения учащихся в процессе реализации программы были организованы экскурсии по музеям. А также реализовывалось взаимодействие умственного развития и познавательных процессов и знакомства с окружающим миром.

Мы попытались соединить получение знаний и игровую деятельность, потому постоянно велось наблюдение за школьниками. Дети менялись от занятия к занятию. У ученика под номером 1 было внимание рассеянным. Мальчику было тяжело собраться, его отрывали малейшие звуки. Выглядело, будто ему не интересен процесс, однако затем нами было замечено, что он весьма любит ежика из сказки Сутеева. Когда стали предлагать ему познавательный материал о ежике, то мальчик с интересом слушал информацию о животном, с интересом рассматривал иллюстрации в энциклопедиях, в театральных моментах пытался изобразить лесного зверька. Понемногу он полностью включился в процесс, проблемы со вниманием пропали.

У ребенка под номером 2 были проблемы в произношении твердого звука «л». Мы стали учащенно подключать в игры произношение «гудка парохода»: «лы-ы-ы-ы». Дети звуками и движениями копировали пароходу. Для того, чтобы выговорить слово «лы-жи» нами было предложено ему потянуть слог, как бы копируя кораблику. Через несколько занятий у ученика под номером 2 стал удаваться «трудный» звук.

Развитие памяти, внимания, речи, воображения, восприятия нужны для младших школьников. Потому эта программа очень заинтересовала учителей начальной школы и родителей.

Нами был образован систематический процесс игровой деятельности, который способствует интеллектуальному развитию каждого ученика. К всякому разделу нами были подобраны элементы игры или игры. Вместе с учащимися разрабатывались и производились настольные игры (маршрут, лото и прочие). Особенно активные учащиеся выдавались разработчиками интеллектуальных рингов.

Экскурсии на природу способствовали знакомству с окружающим миром. К примеру, при исследовании птиц родного края проводилось исследование пригородной зоны для орнитологического изучения. Особенной известностью среди учеников пользовались пешие экскурсии по старым улочкам нашего села. Школьники с заинтересованностью анализировали старинные здания.

Педагогическое взаимодействие нуждается в специальной организации, оно играет основную роль в человеческом общении. Результат педагогического взаимодействия отвечает цели воспитания, то есть развитию личности. В основе педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, являющийся началом социальной жизни человечества.

В осуществлении предоставленной программы реализовывается педагогическое взаимодействие: сверстники – педагог – социум – среда.

По-иному: одноклассники – педагог – кружок (коллектив людей, который характеризуется общностью культурной, социальной и образовательной жизни) – окружающая среда (природа, дом детского творчества, село).

При подготовке занятия через решение конкретных задач мы соединили воспитательную, обучающую, развивающую, состязательную и тренировочную деятельности.

На завершающем занятии, была проведена командная интеллектуально-познавательная игра «Счастливый случай», где присутствовали все названные виды деятельности.

Подобные включения в образовательный процесс очень результативны. Дети с наслаждением осуществляют задания ведущего, поддерживают друг друга, болеют за конечный результат, вносят уточнения и дополнения при ответе члена команды, подобные результаты говорят о том, что умственное развитие и воспитание у школьников весьма хорошо развито.

Для установления эффективности, разработанной программы развития познавательных процессов младших школьников, во внеклассной работе был проведен контрольный этап исследования.

Цель контрольного этапа исследования – выявить индивидуальные изменения в развитии умственного воспитания и познавательных способностей детей младшего школьного возраста.

Для того, чтобы выявить уровень умственного развития учащегося на контрольном этапе, после выполнения намеченных работ, была проведена рефлексия, результаты которой разрешили установить надобность игровых форм обучения.

Главными задачами контрольного этапа были:

1. Анализ работ (через составление индивидуальных карт).

2. Анализ рефлексий учащихся.

Сопоставление и сравнение результатов в контрольной и экспериментальной группах предоставлены в таблице 2.4.:

 

Таблица 2.4.

Сравнительные данные развития познавательных процессов младших школьников на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Группа

Количе-ство человек в группе

Внима-ние

Память

Мышление

Речь

Воспри-ятие

Воображение

Ниже ср Средний Выскокий Ниже ср Средний Высокий Ниже ср Средний Высокий Ниже ср Средний Высокий Ниже ср Средний Высокий Ниже ср Средний Высокий

Контрольная

12

2 8 2 0 8 4 2 7 3 0 9 3 2 6 4 3 5 4
2 7 3 0 7 5 3 5 4 0 5 7 0 10 2 3 7 2

Экспери-менталь-ная

12

1 8 3 1 6 5 1 8 3 1 7 4 3 7 2 2 5 5
0 5 7 0 5 7 0 4 8 0 6 6 2 3 7 1 5 6

Применив данную таблицу и анализируя работы контрольной и экспериментальной групп (Приложение 2), мы сделали вывод, что качественные изменения в экспериментальной группе выше, чем в контрольной.

Эффективность проведенной работы по умственному воспитанию и развитию познавательных процессов детей младшего школьного возраста с применением игр бесспорна и представлена на рисунке 2.2.

Рис. 2.2. Сравнительные данные развития познавательных процессов младших школьников на контрольном этапе эксперимента

По данным рисунка 2.2. мы видим следующие результаты в контрольной группе:

– уровень ниже среднего составляет 10%;

– средний уровень составляет 40%;

– высокий уровень составляет 50%.

В экспериментальной группе развитие познавательных процессов находится на следующих уровнях:

– уровень ниже среднего 0%;

– средний уровень 40%

– высокий уровень 60%

Диаграммы в выше указанных приложениях отражают результаты констатирующего и контрольного результата, то есть делают наглядными изменения в развитии соответствующих качеств познавательных процессов, дают представление об изменениях познавательных процессов у детей обеих групп.

В результате исследования, в экспериментальной группе не осталось детей с низким вниманием. В начале эксперимента высокий уровень наблюдался у трех человек, в конце – у семи, в результате повторной диагностики познавательный процесс младших школьников повысился.

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы по второй главе. Воспитание и обучение младших школьников в кружке «Эрудит» в школе во внеурочное время развило у младших школьников в процессе учебной и игровой деятельности познавательные способности; сформировало способы умственной деятельности, умения сравнивать, анализировать, делать обобщения. В результате проведенной экспериментальной работы с младшими школьниками мы пришли к выводу, что, если организовать систематический процесс игровой деятельности, способствующий интеллектуальному развитию каждого ребенка через знакомство с окружающим миром; соединить обучающую, воспитательную, развивающую, тренировочную и состязательную деятельность по развитию познавательных процессов детей в младшем школьном возрасте, то это будет способствовать умственному воспитанию младших школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Таким образом, приходя к заключению, можно сделать следующие выводы. Умственное воспитание, прежде всего, направлено, на обогащение индивидуального умственного опыта детей, являющийся психолого-педагогической основой интеллектуального роста личности и включающий в себя: возможность определить цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, комплекс знаний и умений, работать с оргтехникой, источниками, владеть информационными технологиями и заниматься самообразованием.

Младший школьный возраст – важный период в умственном развитии учащихся, когда начинается целенаправленное овладение системой понятий, формируются способы их логической обработки.

В процессе умственного воспитания младших школьников необходимо использовать различные формы и методы.

Под формами умственного воспитания разумеется организационная сторона данного вида педагогической деятельности, которая раскрывает определенный состав и группировку обучающихся, структуру воспитательных мероприятий, продолжительность и место их проведения. Формы умственного воспитания можно объединить в три группы по количественному критерию: фронтальных (массовых), групповых (коллективных) и индивидуальных форм воспитания.

Методами умственного воспитания являются способы педагогического взаимодействия, которые соотносятся с определенными видами деятельности либо учителя, либо ученика и которые обеспечивают осуществление задач воспитания через освоение учащимися определенного содержания воспитания.

На сегодняшний день, очень широко постигается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения.

Реорганизация общеобразовательной школы обращает внимание на употребление всех ресурсов, возможностей для увеличения результативности учебно-воспитательного процесса.

Мы в своей работе использовали игры, все же должны заметить, что не все педагогические ресурсы применяются в сфере развития и воспитания детей. К подобным недостаточно употребляемым средствам воспитания причисляется игра.

Рассматривая проведенное исследование, можно судить об результативности применения интеллектуальных игр для развития познавательных способностей, а именно умственного воспитания, мышления и внимания у детей младшего школьного возраста. Подтверждением вышесказанному служат полученные нами результаты диагностик – возросла концентрация внимания, оно стало более устойчивым, сформировались умения находить существенные признаки предметов, умение сравнивать и обобщать.

Поэтому, мы считаем, целесообразным проведение интеллектуальных игр и рекомендуем учителям начальных классов активно применять их в своей педагогической деятельности.

В настоящее время общество нуждается в такой организации деятельности детей, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр. Эту задачу могут выполнить учреждения дополнительного образования.

Уровень обучения и воспитания в учреждении дополнительного образования в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих и познавательных способностей каждого ребенка. Особенно важно это в младшем школьном возрасте, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).

Исходя из выше полученных результатов, можно сделать вывод, что если своевременно, с помощью игр, развивать познавательный процесс у младших школьников, то у них улучшатся внимание, будет развиваться познавательный процесс, а именно память, мышление, речь восприятие, воображение.

Нам удалось увидеть и запечатлеть в диаграммах положительные результаты проведенного исследования.

На занятиях мы использовали игру, как средство развития умственного воспитания в познавательном процессе. Развитие познавательных процессов велось через изучение родного края.Так как играть все дети очень любят, они активно включались в изучение родного края, с интересом выполняли все условия обучения и игры, стараясь добиться хороших результатов.

На практике нам удалось:

1. Создать программу работы кружка «Эрудит».

2. Разработать рекомендации по умственному воспитанию и развитию познавательного процесса с помощью игр для учителей младших классов.

3. Результаты, полученные в ходе использования предлагаемых нами методик, в виде практических рекомендаций представляют собой весьма ценную информацию для педагога дополнительного образования, которая позволит создать правильные представления об уровне развития познавательных способностей младших школьников и применить на занятиях в учреждении дополнительного образования на основе этих представлений соответствующие игры.


 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.