Понятие умственного воспитания. Цели и задачи умственного воспитания младших школьников во внеклассной работе — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Понятие умственного воспитания. Цели и задачи умственного воспитания младших школьников во внеклассной работе

2020-02-15 606
Понятие умственного воспитания. Цели и задачи умственного воспитания младших школьников во внеклассной работе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

В учебном пособии «Теория и методика воспитания младших школьников» Е.В. Головневой рассматриваются теоретические и методические основы организации процесса воспитания младших школьников, подчеркивается, что воспитательный процесс является двухсторонним взаимосвязанным процессом деятельности учителя и ученика [Головнева, 2013, с. 12]. Педагог планирует и организует, направляет, помогает, а ученик поддается воздействию, или проявляет противоборство к воспитательным воздействиям. Ученик это и есть объект воспитания, и как субъект (при этом сам действует, усваивает). Поэтому воспитание является сложным и глубоким процессом.

Сущность воспитательного процесса заключается в том, что внешние объективные факторы становятся достоянием внутренних, субъективных качеств личности ребенка, т.е. переводятся в область сознания, а затем это отражается в результатах поведения и деятельности. Личность формируется в единстве многих факторов (социальных, биологических, внешних, внутренних). Чем грамотнее воспитатель, тем воспитание становится подвластным управлению.

Умственное воспитание направлено на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, интереса к познанию окружающего мира и себя, умственных сил, мышления [Головнева, 2013, с. 48].

Задачи умственного воспитания: овладение системой научных знаний, навыков и умений; формирование логических умений, развитие познавательных сил; формирование научного мировоззрения решаются в процессе обучения и внеклассной работы.

Есть разные мнения по вопросу соотношения обучения и развития. Обучение следует за развитием и приспосабливается к нему. А потому, что это так, то не нужно вмешиваться в процесс умственного созревания, необходимо не мешать ему, а пассивно и терпеливо ждать, пока созреют возможности для обучения. Ж. Пиаже подмечал, что умственное развитие идет по своим внутренним законам, потому обучение возможно только неважно затормозить или приблизить данный процесс. Все же, к примеру, пока у ребенка не развилось логическое операторное мышление, безуспешно обучать его логически рассуждать [Сластенин, 2002, с. 146].

Ученые, которые придерживаются второй точки зрения, соединяют развитие и обучение, отождествляют этот и второй процессы (Джеймс, Торндайк).

Третья группа теорий (Коффка и др.) объединяет первые две точки зрения и дополняет их новым положением: обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но и впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования.

Данную значительно новейшую идею выдвинул и Л.С. Выготский. Он доказал тезис о ведущей роли обучения в развитии личности: обучение должно идти впереди развития личности и вести его за собой. В связи с данным Лев Семенович Выготский выделил два уровня умственного развития ребенка. Первый уровень актуального развития как наличный уровень подготовленности школьника, характеризующийся тем, какие задания он может осуществить совершенно самостоятельно. Второй уровень, более высокий, который он назвал зоной ближайшего развития, обозначает то, что ученик не может осуществить самостоятельно, но одолевает с малой помощью. Л.С. Выготский отмечал, что, то, что сегодня ученик производит с помощью взрослого, завтра он будет производить самостоятельно; то, что входило в зону ближайшего развития, в процессе обучения переходит на уровень актуального развития. Таким образом, идет развитие личности по всем направлениям [Выготский, 2015, с. 247].

По меньшей мере, в психолого-педагогической науке сформировалось три точки зрения на соотношение развития и обучения. Наиболее распространенная, первая, содержится в том, что развитие и обучение анализируются как два автономных друг от друга процесса. Однако, обучение надстраивается над созреванием мозга. Поэтому, обучение разумеется, как внешнее применение возможностей, возникающие в процессе развития [Подласый, 2012, с. 164].

Нынешняя отечественная педагогика стоит на точке зрения диалектической взаимосвязи обучения и развития личности, отстраняя ведущую роль обучению, согласно положению Л.С. Выготского. Развитие и обучение близко соединены друг с другом: обучение и развитие не два параллельно протекающих процесса, они находятся в единстве. Вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в тот час основывается на него, но не надстраивается механически.

Умственное развитие в процессе обучения устанавливается характером приобретаемых знаний, а также организацией процесса обучения. Знания должны быть последовательными и систематическими, как иерархизированные понятия, в частности, обобщенными. Обучение надлежит строению по преимуществу проблемно на диалогической основе, где ребенку снабжается субъектная позиция. В итоге в процессе обучения развитие личности снабжается тремя факторами: осознание (рефлексия) процесса общения, потому что рефлексия является важнейшим механизмом развития; обобщение учениками своего опыта; следование этапов самого процесса развития личности. Основная задача умственного воспитания – это демилитаризация учащихся знаниями основ наук и вырабатывание на их основе научного мировоззрения. Существенное значение обладает также изучение главными мысленными операциями (синтезом, анализом, обобщением, сравнением и другими), а также формирования культуры умственного труда, навыков и умений. Данные задачи постановляют в свое время в процессе обучения [Глуханюк, 2015, с. 68].

Научная картина мира характерна для научного мировоззрения. Она является системой представлений о самых общих законах развития и строения Вселенной, а также ее отдельных частей, что разрешает на основе научных данных о тенденциях развития общественных и природных явлений, предугадывать их будущее.

Научное мировоззрение обнаруживается в поведении человека и устанавливается не исключительно присутствием в сознании научных понятий, теорий, законов, но также готовностью защищать свои взгляды, идеалы, убежденностью в верности своей ежедневной деятельности, поведения. «Убеждение является не только осознанием человеком истинности нравственных и мировоззренческих понятий, но также личной ее готовностью воздействовать сообразно данным понятиям и правилам. Убежденность наблюдается тогда, когда деятельность человека мотивируется мировоззрением, когда истинность этого или прочего понятия не исключительно не требует у человека сомнений, но и развивает ее личное отношение к истине, ее субъективное состояние» [Рубинштейн, 2011, с. 214].

В учебном процессе заложен высокий потенциал для вырабатывания научного мировоззрения. Всякая наука осваивает закономерности явлений обусловленной сферы объективного мира, и соответствующе всякий учебный предмет привносит личный вклад в развитие научного мировоззрения. Таким образом, изучение гуманитарных дисциплин знакомит с этапами развития разнообразных цивилизаций, сущностью явлений, которые в них происходили, содействует формированию научных взглядов на развитие общества, пониманию смысла жизни, определению цели деятельности, направленности своего поведения. Предметы естественного цикла содействуют вырабатыванию системы понятий о процессах и явлениях действительности, о ее закономерностях, формируют деятельное преобразовательное отношение к природе. Благополучное развитие мировоззрения учеников, вероятно при условии, что преподаватель, учитель хорошо знают не единственно свой предмет, но также и смежные учебные дисциплины и реализовывают в процессе обучения межпредметные связи. Ведь для этого недостаточно средств одного учебного предмета. Этакий подход приносит потенциал выявить научную картину мира, изобразить его единство. Значительную роль в развитии научного мировоззрения школьников играет воспитательная, внеклассная работа, будто дает вероятность показать и соответствующе исправлять неправильные мировоззренческие убеждения и взгляды, аномалии от норм поведения [Финогенов, 2012, с. 35].

Особенную роль в развитии мировоззрения школьников играет профессиональная и социальная позиция учителя.

Общеобразовательная школа в процессе умственного воспитания должна выработать у школьников руководствующиеся умения:

– слушать, анализировать и оценивать текст, сосредотачивать внимание на содержании воспринятого;

– читать – приблизительно, в нужном темпе, осознавая смысл прочитанного, с учетом жанра текста;

– устно сформулировать и выкладывать свои мысли, отвечать на вопросы; словесно описывать приборы, картины, объекты; пересказывать содержание услышанного или прочитанного; ставить вопросы к рассказу педагога, прочитанного текста и так далее;

– работать с книгой – подбирать нужную литературу по библиографии; устанавливать его общее содержание; употреблять справочную литературу, периодику; применять разнообразные формы записи прочитанного;

– писать – правильно списывать с книги, с доски; писать под диктовку; описывать увиденное; конспектировать прочитанное;писать сочинение на свободную или заданную тему, реферат и тому подобное;

– специальные умения – читать технические чертежи, ноты, карты; записывать формулы, нотные знаки; слушать музыку и другие.

Учебные умения обязаны дополняться культурой умственного труда –постепенно входить в работу, работать в оптимальном ритме, способностью рационально организовать умственный труд, чередовать ее с отдыхом и другими.

Верно организованное обучение положительно сказывается на интеллектуальном воспитании и развитии учащихся, что предусматривает привлечение всех школьников к активной познавательной деятельности и применение специальных заданий на развитие мышления [Харламов, 2012, с. 324].

Рассмотрим условия эффективности умственного воспитания.

Результативность умственного воспитания в существенной степени зависит от многих факторов. Их обобщенно можно объединить в следующие положения:

– соблюдение учителем принципа межпредметных и внутри предметных связей как фактора взаимосвязи и единства процессов реального мира, явлений;

– умение учителя выделять в учебном предмете мировоззренческие идеи, утверждения, законы, концепции, закономерности и осуществлять их во время обучения;

– усвоение школьниками синтезом, анализом, обобщением, сравнением, выработка навыков аргументировать свои мысли, отстаивать свои мировоззренческие позиции;

– своевременное корректирование отклонений в поведении некоторых учеников;

– притягивание школьников к активной общественной деятельности с целью укрепления единства поведения и мировоззрения;

– соответствие мировоззренческой позиции родителей и учителей потребностям общества.

Федеральный государственный стандарт ратифицирует, что основная образовательная программа начального общего образования должна быть осуществлена образовательным учреждением через внеурочную деятельность и учебный план. Следовательно, в нынешних условиях существенно повышается роль внеурочной деятельности учащихся, которая из второстепенной делается полноправным компонентом основной образовательной программы начальной школы [Федеральный государственный образовательный …, 2015, с. 15].

Наряду с этим, в начальной школе внеурочная деятельность разрешает позволить еще целый ряд существенных задач:

– оптимизировать учебную нагрузку школьников;

– обеспечить благоприятную адаптацию ученика в школе;

– учесть индивидуальные и возрастные особенности школьников;

– улучшить условия для развития ребенка.

Бесспорны также и преимущества в употреблении внеурочной деятельности для практичного применения некоторых аспектов содержания программ курсов, учебных предметов и его закрепления.

С введением новых для внеурочной деятельности ФГОС отводится десять часов в неделю. Ученики сами избирают, чем они будут заниматься в данное время. К примеру, спортивные секции, творческие занятия в кружках, художественное творчество, экскурсии и посещение выставок и музеев, детский театр, исследовательская деятельность, выполнение учебных проектов.

Выделим отличительные особенности внеурочной деятельности:

– вероятность выбора учениками формы своего участия;

– добровольность участия;

– самостоятельность и активность;

– личностная ориентированность работы учителя;

– творчество, личностная значимость деятельности;

– опора на ценностные отношения;

– системность, которая предполагает выбор форм, методов, средств организации;

– сотрудничество представителей различных возрастов и сверстников;

В федеральном государственном образовательном стандарте выделяются главные направления организации внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность, согласно п. 16 ФГОС начального общего образования, образуется по руководствующимся направлениям развития личности: духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное.

Структура внеурочной деятельности, истекая из особенностей контингента школьников, может дополняться и иными направлениями: адаптационное, поликультурное, для детей с особенностями физического, психического и интеллектуального развития.

В содержание внеурочной деятельности, исходя из национально-региональных особенностей социальной среды, могут быть включены направления, которые связаны с этнокультурой, регионоведением, профессиональной профилизацией.

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.