Медитативная техника «Очищение от страданий» — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Медитативная техника «Очищение от страданий»

2019-12-27 313
Медитативная техника «Очищение от страданий» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Выполняется под музыку Чайковского.

Первый фрагмент – первая часть Первой симфонии «Угрюмый край».

Примите удобную позу и понаблюдайте за дыханием. Оно должно становиться спокойным.

Почувствуйте расслабление в руках и в ногах, устройтесь поудобней.

Ощущение, как погружаетесь в состояние приятного покоя.

По музыку начинаете вспоминать свою жизнь.

Плывут и плывут ваши воспоминания – далекие и близкие, светлые и темные, медленные и быстрые.

Постепенно начинайте сосредотачиваться на грустных воспоминаниях.

Под грустную музыку хорошо вспоминать грустные события своей жизни.

Посмотрите на ваши воспоминания и страдания в них как бы со стороны, как будто вы смотрите фильм про свою жизнь.

В состоянии легкого онемения души не чувствуете прежней боли.

Но если боль от прежних потерь не прошла, то можно ее выплеснуть – выплакать.

Музыка способна утешить эту боль.

Второй фрагмент музыки Чайковского – Шестая симфония, первая часть, фрагмент разборки.

Теперь вы вспомнили тяжелый удар судьбы в нашей жизни. Забегали, заметались ваши мысли. На душе стало тревожно и беспокойно.

Отчетливо вспоминаете ситуацию потери.

Ясно представляете обстановку, в которой все происходило.

Остро ощущаете несправедливость жизни.

Вы отчаянно боретесь с судьбой.

Полное напряжение всех сил.

Но силы судьбы оказываются сильнее.

Третий фрагмент музыки – Шестая симфония, финал.

Сейчас под эту музыку вы как бы оплакиваете свою горькую учесть.

Вы понимаете, что жизнь может быть и жестока, и несправедлива.

Остро ощущаете свое одиночество и покинутость.

В жизни всегда – горе и страдание, когда человек теряет то, к чему он был привязан.

То ведь бывало и с другими людьми. Почему же вас должна миновать эта чаша?

Будем всегда помнить, что наши страдания – это испытания, которые нам посылает судьба на звание человека.

И как бы ни было тяжело страдание, но оно сплачивает нас с близкими по духу людьми.

Как бы ни было тяжело страдание, через них необходимо пройти, ибо в них человек закаляется. Оно приучает нас быть самодостаточными и надеяться не столько на других, сколько на самих себя.

Тот, кто нечувствителен к страданию, нравственно ущербный.

Поэтому, страдая, мы выявляем самое лучшее в нас.

Рано или поздно, но это страдание пройдет, как проходит все на свете.

Будем уметь ждать и научимся пить из горькой чаши, преподнесенной судьбой.

Отнесемся с уважением к нашему страданию и к переживаниям тех, к которым мы можем испытывать сострадание.

Четвертый фрагмент. Чайковский – Шестая симфония. III часть. Марш.

Теперь постараемся оставить наши грустные воспоминания.

Выйдем из комнаты нашей печали и войдем в летний сад, в летний, цветущий сад жизни, где светит солнце, и поют птицы.

Сейчас представим, как открыто, вдыхаем свежий бодрящий воздух, смотрим на голубое небо и яркое солнце.

Почувствуйте, как светлеет наше настроение и как уходят прочь плохие мысли.

Чувствуете, как рождаются новые силы для борьбы.

Мысленно пошли в активное наступление за свое место в жизни.

Ощутите радостный, победный настрой.

Скажите себе: «Мы еще поборемся, мы еще поживем!»

Жизнеутверждающий ритм марша наполняет каждую клеточку тела энергией и силой.

Смотрите на себя весело и воспринимайте себя хорошо!

С оптимизмом смотрите в будущее, музыка помогает вам это делать.

Прочь, всякое уныние!

Прочь, все жалобы и стоны!

Несокрушимая жажда жизни наполняет все ваше тело.

Грудью идите на ваши жизненные препятствия и побеждайте их!

Могучее чувство собственного достоинства не покидает вас в вашей борьбе!

Испытывайте святой гнев против всего того, что мешает вам жить. Отчетливо видите, как побеждает ваши проблемы, и разрешайте их.

Отчетливо это ощущение и с этой минуты начинайте жить светло, радостно и победно!

Терапия рыданием и плачем

Терапия рыданием и плачем тесно связана с освоением техники так называемого «рыдающего дыхания», основанной на технике глубокого дыхания йогов. Ее главная особенность заключается в том, что при выдохе воздух силой выталкивается из легких резкими движениями диафрагмы, как это происходит при безудержном плаче. Вибрации, создаваемые при этом в грудной клетке, способствуют усиленному газообмену и удалению благодаря этому из крови адреналина, вызывающего депрессию и тоску. Такую же физиологическую реакцию вызывает и выдох со стоном и криками причитания. Все вместе это называется голошением, которое можно наблюдать в отдаленных русских селениях и деревнях на похоронах и проводах усопшего в мир иной. Но подобное отреагирование скорби сейчас не приветствуется.

Для активизации плача и рыдания сегодня широко используется методика глубокого дыхания на биоэнергетическом стуле, которая была разработана А. Лоуэном.

На обычный стул кладется подушка, либо свернутое одеяло. Пациент должен лечь на этот стул спиной и вытянуть руки за голову и начать свободно дышать. Замечено, что люди, подавляющие в себе чувства, в первую очередь пытаются ограничивать свое дыхание через напряжение мышц груди. Лежание на биоэнергетическом стуле усиливает выдох, и это позволяет расслабиться. Во время глубокого выдоха из живота в груди проявляется и спонтанно взрывается глубокая печаль. 

Еще одно высоко эффективное упражнение, разработанное Лоуэном для преодоления скорби, связано с подключением к плачу крика и физических действий. Человек должен лечь на спину и начать ритмично бить ногами по постели, сопровождая эти удары протяжными криками. Крик протеста снимает с сердца тяжесть печали и боль.

 

Примеры оказания психологической помощи при патологическом горевании

Отрицание. Женщина, потерявшая сына, за несколько лет ни разу не приехала на его могилу. Для себя она решила, что он живет в другом городе. За могилой сына ухаживают другие родственники и ее взрослая дочь.

Помощь. Психокоррекционные техники работы с ПТСР. ДПДГ (десенсибилизация с помощью движений глаз).

Затянувшееся переживание горя (несколько лет). Женщина, потерявшая мужа, уже не работающая, вырастившая детей, ходит на могилу мужа каждый день, приносит еду, чай, иногда вино. Рассказывает о прожитом дне, о детях и внуках. Она не говорит о том, как ей трудно без него, она просто разговаривает с ушедшим, как бы решив для себя раз и навсегда, что он не может встать, ответить, вернуться домой вместе с ней, но он слышит, чувствует и ждет ее каждый день. Она ходила и будет ходить на могилу каждый день и дальше. Можно сказать, что создан некий колпак, в который допускаются только жена умершего, и он сам. Все, что находится за этим колпаком, не имеет смысла, а часто даже право на существование.

Помощь. Психокоррекционные техники работы с ПТСР. ДПДГ.

Потеря ребенка. Женщина соорудила дома иконостас из фотографий погибшего, разобрала и разложила по местам все вещи сына, находилась в этой комнате почти все время суток, не давая возможности трогать ни одному члену семьи, ни одной вещи погибшего – так женщина проводила почти все свое свободное время. Она устранилась от общения с другими членами семьи, не понимая, что младшему сыну не менее важна забота мамы. Сейчас ему так же одиноко без брата, страшно спать в опустевшей без него комнате, очень горько, что он не может с мамой обсудить все то, что его сейчас заботит и тревожит. И, самое главное, он видит, что совсем перестал быть интересен маме, что она перестала о нем заботиться, что к нему могут не обращаться днями и неделями, что и он сам, в итоге, не может подойти, приласкать, обнять маму, хоть чем-то ей помочь. Все мысли матери поглощены только ушедшим сыном. Жизнь без него не представляется ей нужной.

Помощь осуществляется через телесно-ориентированную терапию, эмоционально-образную, НЛП, рациональную терапию, хорошо работают техники арттерапии и музыкотерапии.

Сильная депрессия, сопровождающаяся бессонницей, чувство самоуничижения, напряжения, горьких упреков в свой адрес и необходимости самобичевания. Человек может обходиться почти без сна. Это можно сравнить с двигателем, работающим на повышенных оборотах – недалеко до поломки. Можно привести пример духовного, символического значения, придаваемого депрессии. Две девочки, несмотря на предупреждение матерей, познакомились со взрослыми юношами, были у них дома, пили вино, танцевали. Договорились о следующей встрече. Возвращаясь обратно, девочек сбила грузовая машина. Похоронив подругу, у оставшейся в живых девочки, началась сильная депрессия. Она перестала общаться с родными, закрывалась в комнате, плакала. Считала виноватой в произошедшем их обеих (ведь мамы говорили – не ходите к парням домой – вот и наказание), считала виноватой и себя (не смогла спасти подругу). В итоге – уход от действительности, обращение к Богу, сопровождающееся мольбой о наказании. Отсюда – бессонница, чувство самоуничижения, напряжения, горькие упреки в свой адрес и необходимость самобичевания.

Помощь. Применяем психокоррекционные техники «Девятишаговая работа с депрессией», ДПДГ, техниками эмоционально-образной терапии, телесно-ориентированной, НЛП и др.

Появление болезней психосоматического характера (язвенный колит, ревматический артрит, астма, нередко бывает ослабление чувствительности). Помимо этого, часто могут возникнуть те заболевания, от которых страдал ушедший.

Помощь. Применяем техники «отпускания», техники телесноориентированной терапии, эмоционально-образной терапии, арттерапии и др.

Сверхактивность – перенесший утрату человек начинает развивать бурную деятельность, не думая об утрате (трудоголики). Человек начинает активно заниматься какими-то новыми делами, завершать старые, иногда начинает заканчивать за ушедшим незаконченную им работу, создавать музеи памяти о нем, собирать вещи, записывать диски и прочее. Он погружается в эту деятельность с головой, не помня о необходимости отдыха, соблюдения режима дня, правильном питании, о занятиях спортом, ограничивая себя кругом дел, в который не входит многое из того, что дает человеку радость, делая его жизнь насыщенной и полноценной.

Помощь. Саморегуляция. Режим дня. Тренинговая групповая психокореция.

Неистовая враждебность, направленная против конкретных людей, часто сопровождаемая угрозами, однако только на словах. Женщина, потерявшая сына – наркомана, который повесился в подъезде, так описывала свою жизнь: «Жизнь моя кончена. Всему виной жена сына, такую дрянь можно еще поискать. Это она довела сына о самоубийства! И вот еще что, это она лишает меня встреч с внучкой, это она говорит, что я ненормальная и опасна ребенку. Да я каждый день стою у решетки детского сада, меня каждый день гонит воспитатель, но я все равно добьюсь, и у нее отберут девочку. Я все равно ей отомщу». Женщина совершенно забыла, сколько страданий принес ее сын ей самой, сколько вещей и денег вынес он не только из дома, что из-за страданий, принесших собственной жене и дочери, она вынуждена была за год до этого развестись с ним.

Помощь. Техники работы с ПТСР. Эмоционально-образная терапия.

 

Примеры оказания экстренной психологической помощи

Пример 1.

«Прилетели на опознание молодые ребята: муж и жена. У мужчины погибла семья его брата, состоящая из 5 человек: трое детей, среди них был грудной ребенок. Родителям они не смогли сказать, а сами уже еле держались на ногах от горя. Женщина была близка к обморочному состоянию. Мы помогли им зарегистрироваться вне очереди, получили пайки с ужином, ключи от номера. Поднялись с ними на 7 этаж. Помогли разместить багаж. На вопрос: что вам сейчас совершенно необходимо, – женщина ответила: мне нужен фен, я собираюсь мыть голову. Конечно, эта была та самая палочка – выручалочка, за которую необходимо цепляться всеми силами. Подняли на ноги весь отель, предлагали самые разнообразные варианты, чем можно вместо фена высушить голову, несли самые нелепые вещи, казалось, что никто не остался равнодушен. Фен не нашли. В общем-то, фен оказался не так и нужен, на самом деле женщине хватило человеческого участия, простой беседы, а волосы высохли и сами» …

Пример 2.

«Родители потеряли единственного 18-летнего сына – красивого, рослого парня, закончившего 1 курс Военно-медицинской Академии в Санкт-Петербурге. Отец – врач, искал тело среди погибших, в одиночку, не допуская жену к телам. Жена – маленькая, хрупкая молодая женщина, спокойная с виду, молчаливо стояла в отведенном ей мужем месте. Было видно, что она сильно замерзла. Подойдя к ней и предложив чаю, мне удалось начать с ней разговор. Она рассказывала о том, что ее сын очень похож на отца, он так же смешно шевелит большими пальцами ног, когда они с отцом лежат на диване, что у него очень красивые руки и длинные музыкальные пальцы, что он очень талантлив. Она рассказывала о том, что у сына есть девушка, которая не полетела вместе с ним, навестить бабушку, что бабушка старой закалки и не одобрила бы такие их отношения. Мать рассказывала, что сын рвался к этой девушке и что у той после известия о гибели сына, сейчас истерика. Она не принимала смерть сына. В разложенных по полю телах она не искала его. Проведя с ней больше часа, мне удалось вывести разговор о предстоящих мероприятиях, которые ей необходимо в ближайшем будущем совершить. О том, что за этими хлопотами придет пора пустоты и отчаянья, о том, как необходима сейчас поддержка ее сильному мужу, о том, какой будет ее жизнь без сына. Мы сидели рядом, соприкасаясь телами. Ирина попросила мой телефон. Как оказалось, она никогда не была в Москве, хотя очень мечтала об этом. Мы договорились, что она позвонит и приедет ко мне в гости. Ирина позвонила через неделю, спросила, где ей могут оказать психологическую помощь – телефон был дан. Позже она звонила еще несколько раз, рассказывая, что с каждым днем ей становилось все тяжелее и тяжелее на душе. И что помощь психологов ВЦЭРМ была очень своевременна» …

Пример 3.

«У женщины при пожаре в наркологической больнице № 17 погибла младшая дочь. За год до этого умерла старшая, наркоман. Младшая дочь периодически лечилась, так и в этот раз мать оформила ее в больницу накануне пожара. Ночные и утренние новости мать не смотрела. Утром, накупив соков, йогурта, еще что-то для передачи, она направилась в больницу. Дойдя до ворот, она увидела толпу людей и пост охраны, не пускавшей в больницу. На вопрос, почему не пускают, ей рассказали о пожаре. Сначала она долго сомневалась, что ее дочь лежала именно в этом корпусе. Потом она показывала сумку с продуктами и говорила, что вот, все свежее, только что приготовлено и купленное в магазине, в ней, в этой сумке все, что любит ее доченька и что она обязательно обрадуется, увидев маму и получив передачу. И что дочь у нее осталась одна, и что живут они после смерти старшей друг для друга. И что она у нее – одна радость на старости лет, и сама она старая и ей, конечно же, нужна помощь и внимание дочери. То есть, здесь налицо пример отрицания смерти. Начали разговор: Где похоронена ваша старшая дочь? Что вокруг? Какие цветы высажены на могилу? Какие вокруг деревья? Приходили ли вы вместе с младшей дочерью на могилу к старшей? (Выслушали целый рассказ). Возможно ли там же похоронить младшую? Как вы считаете, будет ли младшей там спокойно, что еще нужно будет сделать, что бы там было уютно? (Женщина описывает все, что необходимо сделать на месте захоронения). При этом происходит принятие смерти и осуществляется переход в следующую стадию горевания. Далее у этой женщины стала проявляться агрессия на погибших детей (одна из них умерла за год до описанных событий): На кого они обе меня оставили? Как я буду жить одна в четырех стенах? Кто мне стакан воды подаст? На кого я смогу опереться в старости? За что они меня так? Продолжаем разговор: Скажите, сколько лет разницы между вашими детьми? Как восприняла рождение младшей дочери старшая? Расскажите об их отношениях, как они дружили, как росли? Какие были у вас отношения? Вспомните, как они поздравляли вас в ваши праздники? Как помогали вам ежедневно? Как они заботились о вас? Так значит, у вас была дружная семья, девочки очень вас любили. И то, что случились эти трагедии, это не ваша и, конечно же, не их вина. Агрессия на врачей: Почему не были открыты окна, они горели и не могли выбраться. Кто придумал эти решетки? Женщина все время забывала, что в этом отделении находились на излечении больные с диагнозами наркомания или еще более страшным – СПИД, и решетки в больницах с таким профилем просто необходимы. И снова разговариваем: Вы знаете, что из 4 дежурных, находящихся в этом отделении в ночную смену, погибло 2 человека, 2 женщины, у которых тоже есть дети. Но они до последней минуты выводили людей из огня. Несколько позже женщина стала переживать острое чувство собственной вины за произошедшее. Она рассказывала, что дочь словно предчувствовала трагедию и все просила мать: ну давай я лягу в больницу не в пятницу (врачей ведь в выходные нет), а в понедельник. А она, настояв на своем, сказала, что придет к ней в субботу, что они погуляют вместе по территории больницы, что она целый день проведет вместе с ней. Женщине казалось, что это именно она виновата в трагедии, что из-за нее погибла дочь. Ведем разговор: Как часто лежала в больнице ваша дочь? Почему случались рецидивы? Как вы при этом помогали ей? Если бы вы не настояли на том, чтобы дочь легла в больницу в пятницу, могла ли за воскресные дни дочь вообще раздумать ложиться в больницу? Как бы она и с кем провела воскресные дни, если бы не легла в больницу в пятницу? Так значит, вы ее оберегали от «друзей», от той компании, общение с которой приносило вашей дочери сомнительную пользу. Можно ли сказать, что оно приносило ей огромный вред и толкало в пропасть? Ведь старшая дочь тоже погибла из-за употребления наркотиков, и вы желали ей помочь, уберечь ее от гибели, ведь так? Так значит, вы делали все правильно, так случилось, но в этом нет вашей вины. Эта боль не пройдет никогда, вы просто научитесь с ней жить, но винить себя за произошедшее нельзя. Подумайте, какие необходимые процедуры вам нужно выполнить, чтобы вашим девочкам отдать свой последний материнский долг».

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.