Техника НЛП при значимых потерях — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Техника НЛП при значимых потерях

2019-12-27 671
Техника НЛП при значимых потерях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Данная методика разработана мастером нейролингвистического программирования Владиславовой Н.В. (г. Москва) и зарекомендовала себя, как очень сильное психотерапевтическое средство в ситуациях при работе с вдовами ОМОНА г. Березняки (32 одновременно погибших военнослужащих), вдовами военных летчиков, проживающих в военном городке аэродрома Чкаловский, членами семей, приехавших на Северный флот, после гибели атомохода «Курск», а также в других случаях, происходящих в силовых ведомствах.

Социально-нравственные ограничения:

- Техника не проводиться раньше 40 дней после потери человека.

- В отдельных случаях, в зависимости от нахождения человека, которому необходима помощь, в трауре, этот срок может быть увеличен.

- В ситуациях обращения за помощью, раньше 40 дней, техника полностью не проводится, и завершается на этапе диалога, при обязательных повторах, вплоть до полного завершения после 40 дней.

Содержание техники:

1. Подготовительный этап.

Включает в себя подготовку рабочего места и уточнение сроков потери близкого, особенностей его захоронения, и возможности посещения этого места нуждающегося в помощи человека.

Требования к рабочему месту. Работа ведется сидя, нуждающийся в помощи должен сидеть в сторону окна, с уходящей вдаль перспективой, так, чтобы в поле его зрения не попадали люди и посторонние предметы. 

Уточнение сроков потери происходит исходя из социально-нравственных требований к психотехнике.

Особенности захоронения и возможность посещения могилы значимы для реализации второго этапа психотехники.

2. Этап проработки места погребения.

Просим комбатанта описать, как выглядит место захоронения потери. Собираем полное описание образа места захоронения.

Примечание: Если нуждающийся в помощи, никогда не видел могилы (захоронение произведено в другом государстве или находится на значительном удалении), то просим его сообщить место, где бы он хотел, чтобы было захоронение. Если у потери нет могилы, то говорим: «А если бы его удалось захоронить, в каком месте бы ты хотел, чтобы это было?». Если нуждающийся в помощи не желает захоронения, то просим описать то место, где находиться потеря (см. первый абзац второго этапа).

Затем просим сообщить, что бы хотелось изменить в этом месте в лучшую сторону, так, чтобы там было спокойно, хорошо и уютно. Помогаем сформировать конкретные сообщения по улучшению места захоронения.

Получив ответ, просим в своем воображении представить, что эти изменения сделаны и запрашиваем ответ на вопрос: «Все ли там теперь хорошо? Уютно ли там?»

Получив утвердительный ответ, говорим значимую, для дальнейшей работы в рамках техники, фразу: «Вот видишь там хорошо и уютно! Ему там хорошо и уютно!»

3. Этап формирования образа утраты.

Просим описать, как выглядела утрата. Запрашиваем образ утраты в состоянии активности, жизни. Спрашиваем, формируя образ: «А где ты его можешь представить, перед окном или за окном? Где ты его здесь представляешь?»

Получив положительный ответ, просим описать образ, и собираем визуальные субмодальности при его описании, уточняя, куда он смотрит, какое у него настроение, что он делает и т.д.

4. Этап диалога.

Сообщаем, что это особая ситуация, в которой возможно сказать ушедшему все что хочется, все что недосказано, все, что произошло за время с момента его потери («скажи, что ты ее (его) любишь, ценишь, хранишь в своем сердце»), при этом инициируем внутреннее сообщение в адрес потери.

Получив ответ о том, что сообщение сделано, запрашиваем, как изменился образ потери, и говорим, что «потеря тоже может разговаривать, послушай, что она тебе скажет, ответ ты поймешь сердцем и душой».

Получив сообщение, что диалог состоялся, мы можем, при необходимости узнать содержание диалога.

Затем говорим значимую для дальнейшего прохождения техники фразу: «Посмотри внимательно на потерю, видишь за ее спиной светлый ореол (образ в воображении всегда имеет незначительный светлый ореол).

5. Завершающий этап. Этап «отпускания».

- «Свет за его спиной – это дорога, уходящая куда-то, посмотри, куда эта дорога ведет? Да вверх, далеко, далеко».

«И чем дальше он уходит, тем ближе к тебе становится. Ты же знаешь, ему там спокойно, хорошо и уютно». (Выделеные фразы, значимы для реализации этапа «отпускания»).

- «Опиши мне каким ты его видишь?».

После описания (потеря должна удаляться), просим нуждающегося в помощи прочувствовать и запомнить свои особые ощущения.

И говорим:

- «Всегда, когда ты будешь чувствовать в себе то, что чувствуешь сейчас, это будет означать, что ты можешь пообщаться со своей потерей, вновь сказать ему что значимое, сердцем и душой понять его ответ».

- «И чем дальше сейчас он от тебя уходит, тем ближе к тебе становится! И всегда, когда тебе потребуется, ты сможешь вновь встретиться и поговорить с ним!».

 

Примечание: слово «потеря» использовано только для описания психотехники, в практике вместо этого слова используется имя ушедшего.

 

Семиэтапная работа с горем

При проведении этой техники важно не останавливаться. Даже если пациент плачет, задача психолога — довести работу до конца. Только в этом случае достигается терапевтический эффект. (Однако психолог может разбить эту технику на ряд этапов и посвятить им несколько сессий, но при этом уже проводя ее не в воображаемом плане, а ближе к манере гештальттерапии, например, используя приемы работы с «пустым стулом».)

1.    В случае наличия травмирующих образов, связанных с умершим, проводится техника «стирания», при этом травматический образ заменяется на любимую фотографию с изображением этого человека.

Далее психолог предлагает клиенту:

2. «Представьте себе его (умершего) сейчас как живого, как будто он сейчас находится перед вами. Скажите ему, что вы его любите, скажите, как вам его не хватает». Психолог обязательно оговаривает, чтобы клиент говорил вслух, хотя бы шепотом или просто шевеля губами. Благодаря этому мы можем убедиться, что клиент действительно обращается прямо, говорит во втором лице, а не повторяет вновь и вновь про себя, говоря об умершем в третьем лице: «Мне его не хватает». С другой стороны, это помогает психологу своевременно пере­ходить к следующему этапу.

3. «Если есть что-то, что вы не успели сказать ему при жизни — скажите сейчас. Если вы хотите попросить у него за что-то прощения — попросите сейчас». Ждете, пока клиент говорит. «А теперь — вы ведь прекрасно его знаете, помните его голос — представьте себе, что он вам отвечает». Очень часто клиенты говорят то, что представляют — обычно слова утешения, прощения.

4. «А теперь представьте, что он протягивает вам руку и в своей руке протягивает вам свою любовь, заботу, поддержку, дружбу, силу (перечень определяется тем, в каких отношениях были эти люди). Протяните руку, возьмите его любовь, заботу, поддержку (повторяется тот же набор слов, иногда можно приподнять руку клиента, как бы протягивая ее) и поместите ее в себя, туда, где вы хотите всегда чувствовать его любовь, заботу (тот же набор слов)». Эти слова произносятся с одинаковыми интонациями и в дальнейшем послужат якорем-ресурсом.

5. Резко меняется тон голоса, как будто вы переходите совсем к другому упражнению. «Бывало ли у вас раньше, что кто-то из близких, друзей уезжал надолго, быть может, навсегда? Может, вы сами уезжали? Помните, как вам их не хватало? Было грустно? Не так больно, но грустно, не хватало?». Эти слова могут сопровождаться прикосновением-якорем и интонациями предыдущего якоря.

6. Снова смена тона голоса. «А теперь опять представьте себе его как живого. Попрощайтесь с ним и дайте ему уйти, не держите его. Представьте себе, как он уходит вдаль, в прошлое, унося с собой вашу боль и оставляя вам свою любовь, заботу, грусть, поддержку, ощущение, что его не хватает, печаль, любовь... (многократно повторяются первый и второй наборы слов вперемешку с прикосновением-якорем). Он уходит все дальше, между вами дымка времени, и он уносит вашу боль, оставляя любовь, поддержку, печаль, любовь, грусть» и т.д. Во многих религиях, сказках, мифах разных народов часто звучит тема того, что умершему «плохо», если его удерживают, тем самым человек, «отпуская» его, как бы подсознательно старается сделать что-то хорошее для него.

7. Снова резкая смена тона. «А теперь представьте себя через пять лет, каким вы хотите стать, каким вы себе понравитесь. Во что вы одеты там, через пять лет? Какая у вас прическа? (С помощью подобных вопросов мы помогаем визуализации образа.) Там, через пять лет, вы работаете? Кем? Вам нравится? Учитесь? На кого? У вас есть семья? Дети? (То есть задаются вопросы, которые могут помочь человеку начать планировать свое будущее, думать о нем. Вопросы задаются в соответствии с тем, что мы знаем о клиенте.) И там, через пять лет, вы же вспоминаете его (умершего)? Вам ведь приятно его вспоминать? Посмотрите, может быть, вы рассказываете о нем своему сыну (другу, родным и т.д.)? Посмотрите, быть может, вы вспоминаете что-то хорошее, веселое? Может, забавное? Он любил шутить?». Обычно на этом этапе клиенты начинают рассказывать какие-то истории, эпизоды, получив, таким образом, доступ к хорошим ресурсным воспоминаниям.

На этом выполнение техники может быть завершено. Очень часто она способствует возвращению процесса переживания горя в «нормальное» русло и даже некоторому ускорению его.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.