Коррекционно-развивающих логопедических занятий — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Коррекционно-развивающих логопедических занятий

2019-12-27 206
Коррекционно-развивающих логопедических занятий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ)

Пояснительная записка

Отклонения от языковой нормы и грамматически правильно построенной речи мы наблюдаем у учащихся с ОВЗ. Как свидетельствуют исследования отечественных дефектологов, те или иные отклонения в развитии детей, связанные с нарушением интеллектуальной деятельности, так или иначе сказываются на их речи. Для учащихся с задержкой психического развития одним из важнейших направлений в обучении является коррекция устной и письменной речи. Речевые отклонения могут иметь различное происхождение, различную тяжесть нарушения; у детей бывают неодинаковые компенсаторные возможности, которые зависят и от характера дефекта, и от индивидуальных особенностей ребенка.

Как показывает логопедическое обследование, учащиеся, имеющие те или иные отклонения в развитии, переходя на следующую — вторую ступень обучения, сохраняют в самостоятельной речи лексические и грамматические ошибки, которые свидетельствуют прежде всего о том, что школьники не владеют в нужной степени системными отношениями языка, теми лексическими и грамматическими обобщениями, которые лежат в основе нормальной речевой деятельности. Это создает трудности не только в сфере общения, но и в познавательной деятельности, в обучении, связанном с использованием программного содержания и учебников общеобразовательной школы. В преодолении этих трудностей имеют важное значение формирование, уточнение, коррекция практических речевых навыков и умений непосредственно в процессе усвоения знаний по грамматике.

Характеристика особых образовательных потребностей

Для учащихся с ЗПР характерна количественная и качественная ограниченность словарного запаса, в особенности редко они пользуются такими частями речи, как прилагательные, наречия; почти полностью отсутствуют в их речи отглагольные существительные, причастия, деепричастия. У ребят имеются значительные отклонения в грамматическом оформлении речи, которые выражаются не только в нарушениях правильности речи, передачи смыслового содержания в соответствии с системными закономерностями языка и современными языковыми нормами, но и в примитивности используемых языковых средств, в ограниченности структур, оформляющих высказывание. Нарушения письма у учащихся проявляется в нечетком владении учебной терминологией, в трудности усвоения, формулирования и применения правил правописания (особенно построенных на морфологическом принципе), в обнаружении орфограмм в слове, в неумении актуализировать и интегрировать лингвистические знания при реализации правил орфографии, в трудностях автоматизации орфографических умений и навыков. Симптоматика нарушения письма характеризуется стойкостью и прогрессирующей динамикой.

 

Цель программы

Цель данной программы заключается в создании системы логопедической работы, которая обеспечивает эффективную коррекцию нарушений устной и письменной речи, так как направлена на развитие всех сторон языковой системы: словообразовательную, лексическую, морфологическую, синтаксическую, фразеологическую и стилистическую.

Задачи программы

Основными задачами курса коррекционно-развивающих логопедических занятий являются:

• развитие языкового анализа и синтеза;

• развитие фонематического восприятия;

• развитие лексико-грамматического строя речи;

• формирование фонематических, морфологических и синтаксических обобщений;

• формирование алгоритма орфографических действий, орфографической зоркости, навыков грамотного письма;

• развитие навыка планирования учебной деятельности, предварительного и текущего вида самоконтроля;

• уточнение, активизация и обогащение словарного запаса учащихся;

• развитие мышления, зрительных и слухоречевых модальностей функций внимания и памяти;

• уточнение и развитие зрительно-пространственных и пространственно-временных представлений;

• развитие графомоторных навыков;

• формирование познавательной активности и учебной самостоятельности;

• повышение мотивации и интереса к учению;

• развитие коммуникативных навыков.

Коррекционно-развивающие логопедические занятия проходят в свободное от школьных уроков время во второй половине дня в специально оборудованном кабинете. Расписание занятий составляется с учетом режима работы школы и согласовывается с администрацией школы. В соответствии с учебным планом на изучение курса коррекционно-развивающих логопедических занятий в первый год обучения в основной школе отводится 68 ч в год (2 ч в неделю, 34 учебные недели).

Содержание курса коррекционно-развивающих логопедических занятий

Коррекционная работа ведется по трем блокам данной программы:

I. Развитие языкового анализа и синтеза, фонематических процессов.

II. Коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи.

III. Совершенствование лексической стороны речи.

Параллельно осуществляется работа по развитию памяти, внимания, мышления, слухового и зрительного восприятия, речевой активности, формированию УУД, общей и мелкой моторики, оптико-пространственных и пространственно-временных представлений.

I БЛОК

Первый блок «Развитие языкового анализа и синтеза» включает в себя следующие разделы:

• развитие анализа предложений;

• развитие слогового анализа и синтеза;

• развитие фонематического анализа, синтеза, представлений.

Развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения

Темы занятий:

• Предложение. Слово.

• Определение границ предложения. Оформление предложения на письме.

• Главные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения.

• Второстепенные члены предложения. Смысловая и грамматическая связь слов в предложении.

• Количественный и последовательный анализ предложений на слова.

• Предлоги. Значение, правописание.

Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога и слова

Темы занятий:

• Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки.

• Слогообразующая роль гласных. Типы слогов.

• Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Правила переноса слов.

• Ударение. Смысло- и форморазличительная роль ударения.

• Ударение. Ударные и безударные слоги в слове. Схемы слого-ритмической структуры слова.

• Ударные и безударные гласные в слове. Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова.

Развитие сложных форм фонематического анализа

Темы занятий:

• Гласные I и II ряда. Йотированные гласные.

• Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных на письме.

• Разделительный Ь и Ь — показатель мягкости согласных.

• Разделительный Ъ и разделительный Ь знак.

• Звонкие и глухие согласные. Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова.

• Непроизносимые согласные в корне слова.

• Фонематический анализ слов.

II БЛОК

Второй блок «Коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи» предусматривает проведение работы по трем направлениям:

1. совершенствование навыков словообразования;

2. совершенствование навыков словоизменения;

3. дифференциация частей речи.

Совершенствование навыков словообразования

Темы занятий:

• Состав слова. Корень.

• Однокоренные слова.

• Сложные слова.

• Образование слов с помощью суффиксов. Смысловая нагрузка суффиксов.

• Образование слов с помощью приставок. Смысловая нагрузка приставок. Безударные гласные в приставках.

• Предлоги и приставки.

Совершенствование навыков словоизменения

Темы занятий:

• Имя существительное. Грамматическое и лексическое значение. Изменение существительных по числам и родам.

• Предложно-падежные конструкции имен существительных.

• Имя прилагательное. Грамматическое и лексическое значение. Изменение прилагательных по числам и родам.

• Предложно-падежные конструкции имен прилагательных.

• Глагол. Грамматическое и лексическое значение. Изменение глаголов по числам и временам.

• Глагол. Согласование существительных и глаголов в роде и числе.

• Глаголы совершенного и несовершенного вида.

• Дифференциация частей речи.

III БЛОК

Совершенствование лексической стороны речи

Темы занятий:

• Слово и его лексическое значение. Многозначные слова.

• Прямое и переносное значение слов.

• Антонимы.

• Синонимы.

• Синонимы и антонимы.

• Омонимы.

• Словосочетание.

• Словосочетание и фразеологические обороты.

• Словосочетание и предложение.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.