Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2019-12-27 | 206 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ)
Пояснительная записка
Отклонения от языковой нормы и грамматически правильно построенной речи мы наблюдаем у учащихся с ОВЗ. Как свидетельствуют исследования отечественных дефектологов, те или иные отклонения в развитии детей, связанные с нарушением интеллектуальной деятельности, так или иначе сказываются на их речи. Для учащихся с задержкой психического развития одним из важнейших направлений в обучении является коррекция устной и письменной речи. Речевые отклонения могут иметь различное происхождение, различную тяжесть нарушения; у детей бывают неодинаковые компенсаторные возможности, которые зависят и от характера дефекта, и от индивидуальных особенностей ребенка.
Как показывает логопедическое обследование, учащиеся, имеющие те или иные отклонения в развитии, переходя на следующую — вторую ступень обучения, сохраняют в самостоятельной речи лексические и грамматические ошибки, которые свидетельствуют прежде всего о том, что школьники не владеют в нужной степени системными отношениями языка, теми лексическими и грамматическими обобщениями, которые лежат в основе нормальной речевой деятельности. Это создает трудности не только в сфере общения, но и в познавательной деятельности, в обучении, связанном с использованием программного содержания и учебников общеобразовательной школы. В преодолении этих трудностей имеют важное значение формирование, уточнение, коррекция практических речевых навыков и умений непосредственно в процессе усвоения знаний по грамматике.
Характеристика особых образовательных потребностей
|
Для учащихся с ЗПР характерна количественная и качественная ограниченность словарного запаса, в особенности редко они пользуются такими частями речи, как прилагательные, наречия; почти полностью отсутствуют в их речи отглагольные существительные, причастия, деепричастия. У ребят имеются значительные отклонения в грамматическом оформлении речи, которые выражаются не только в нарушениях правильности речи, передачи смыслового содержания в соответствии с системными закономерностями языка и современными языковыми нормами, но и в примитивности используемых языковых средств, в ограниченности структур, оформляющих высказывание. Нарушения письма у учащихся проявляется в нечетком владении учебной терминологией, в трудности усвоения, формулирования и применения правил правописания (особенно построенных на морфологическом принципе), в обнаружении орфограмм в слове, в неумении актуализировать и интегрировать лингвистические знания при реализации правил орфографии, в трудностях автоматизации орфографических умений и навыков. Симптоматика нарушения письма характеризуется стойкостью и прогрессирующей динамикой.
Цель программы
Цель данной программы заключается в создании системы логопедической работы, которая обеспечивает эффективную коррекцию нарушений устной и письменной речи, так как направлена на развитие всех сторон языковой системы: словообразовательную, лексическую, морфологическую, синтаксическую, фразеологическую и стилистическую.
Задачи программы
Основными задачами курса коррекционно-развивающих логопедических занятий являются:
• развитие языкового анализа и синтеза;
• развитие фонематического восприятия;
• развитие лексико-грамматического строя речи;
• формирование фонематических, морфологических и синтаксических обобщений;
• формирование алгоритма орфографических действий, орфографической зоркости, навыков грамотного письма;
|
• развитие навыка планирования учебной деятельности, предварительного и текущего вида самоконтроля;
• уточнение, активизация и обогащение словарного запаса учащихся;
• развитие мышления, зрительных и слухоречевых модальностей функций внимания и памяти;
• уточнение и развитие зрительно-пространственных и пространственно-временных представлений;
• развитие графомоторных навыков;
• формирование познавательной активности и учебной самостоятельности;
• повышение мотивации и интереса к учению;
• развитие коммуникативных навыков.
Коррекционно-развивающие логопедические занятия проходят в свободное от школьных уроков время во второй половине дня в специально оборудованном кабинете. Расписание занятий составляется с учетом режима работы школы и согласовывается с администрацией школы. В соответствии с учебным планом на изучение курса коррекционно-развивающих логопедических занятий в первый год обучения в основной школе отводится 68 ч в год (2 ч в неделю, 34 учебные недели).
Содержание курса коррекционно-развивающих логопедических занятий
Коррекционная работа ведется по трем блокам данной программы:
I. Развитие языкового анализа и синтеза, фонематических процессов.
II. Коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи.
III. Совершенствование лексической стороны речи.
Параллельно осуществляется работа по развитию памяти, внимания, мышления, слухового и зрительного восприятия, речевой активности, формированию УУД, общей и мелкой моторики, оптико-пространственных и пространственно-временных представлений.
I БЛОК
Первый блок «Развитие языкового анализа и синтеза» включает в себя следующие разделы:
• развитие анализа предложений;
• развитие слогового анализа и синтеза;
• развитие фонематического анализа, синтеза, представлений.
Развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения
Темы занятий:
• Предложение. Слово.
• Определение границ предложения. Оформление предложения на письме.
• Главные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения.
• Второстепенные члены предложения. Смысловая и грамматическая связь слов в предложении.
• Количественный и последовательный анализ предложений на слова.
• Предлоги. Значение, правописание.
Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога и слова
|
Темы занятий:
• Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки.
• Слогообразующая роль гласных. Типы слогов.
• Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Правила переноса слов.
• Ударение. Смысло- и форморазличительная роль ударения.
• Ударение. Ударные и безударные слоги в слове. Схемы слого-ритмической структуры слова.
• Ударные и безударные гласные в слове. Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова.
Развитие сложных форм фонематического анализа
Темы занятий:
• Гласные I и II ряда. Йотированные гласные.
• Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных на письме.
• Разделительный Ь и Ь — показатель мягкости согласных.
• Разделительный Ъ и разделительный Ь знак.
• Звонкие и глухие согласные. Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова.
• Непроизносимые согласные в корне слова.
• Фонематический анализ слов.
II БЛОК
Второй блок «Коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи» предусматривает проведение работы по трем направлениям:
1. совершенствование навыков словообразования;
2. совершенствование навыков словоизменения;
3. дифференциация частей речи.
Совершенствование навыков словообразования
Темы занятий:
• Состав слова. Корень.
• Однокоренные слова.
• Сложные слова.
• Образование слов с помощью суффиксов. Смысловая нагрузка суффиксов.
• Образование слов с помощью приставок. Смысловая нагрузка приставок. Безударные гласные в приставках.
• Предлоги и приставки.
Совершенствование навыков словоизменения
Темы занятий:
• Имя существительное. Грамматическое и лексическое значение. Изменение существительных по числам и родам.
• Предложно-падежные конструкции имен существительных.
• Имя прилагательное. Грамматическое и лексическое значение. Изменение прилагательных по числам и родам.
• Предложно-падежные конструкции имен прилагательных.
• Глагол. Грамматическое и лексическое значение. Изменение глаголов по числам и временам.
• Глагол. Согласование существительных и глаголов в роде и числе.
• Глаголы совершенного и несовершенного вида.
• Дифференциация частей речи.
III БЛОК
Совершенствование лексической стороны речи
Темы занятий:
• Слово и его лексическое значение. Многозначные слова.
• Прямое и переносное значение слов.
• Антонимы.
• Синонимы.
• Синонимы и антонимы.
• Омонимы.
• Словосочетание.
• Словосочетание и фразеологические обороты.
• Словосочетание и предложение.
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!