Понятие компетенции местного самоуправления — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Понятие компетенции местного самоуправления

2019-12-19 123
Понятие компетенции местного самоуправления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Федеральное законодательство закрепляет в ведении муниципальных образований вопросы местного значения. А также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. Содержание деятельности местного самоуправления составляет решение им вопросов местного значения и осуществление отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. Кроме того, муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесённые к вопросам местного значения законами субъектов РФ, а также вопросы, не исключённые из их ведения и не отнесённые к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

Эта форма закрепления компетенции местного самоуправления позволяет законодателю наиболее полно охватить правовым регулированием основные направления деятельности местной публичной власти в рамках закона.[11,123]

Законодательство использует различную терминологию, отражающую и закрепляющую компетенцию местного самоуправления. Нередко закрепляются полномочия и вопросы местного самоуправления, собственная компетенция органов местного самоуправления, сфера исключительного ведения представительного органа местного самоуправления. В федеральном и региональном законодательстве, в уставах муниципальных образований закреплены вопросы, решаемые местным населением только в формах прямой демократии.

Таким образом правильное уяснение смысла предметов ведения местного самоуправления возможно лишь в их связи с другими категориями функционально-юридического характера, с понятием компетенции местного самоуправления как вида народовластия, организованного в городах и других видах поселений.

Следует отметить, что включение вопросов местного значения в предметы ведения местного самоуправления означает их юридическое закрепление как тех сфер деятельности местного самоуправления, в которых участвуют все структурные элементы конкретного уровня местного самоуправления, причём каждый в пределах своих полномочий, закреплённых за ним законодательством, уставом или нормативным актом, принятым соответствующим субъектом местного самоуправления. В этой структуре местного самоуправления определены и закреплены исключительные полномочия конкретных органов и должностных лиц, причём в неразрывной юридической связи с осуществлением всеми субъектами местного самоуправления своих функций. Например, решение таких вопросов как тепло- и водоснабжение, медицинское, торговое или культурное обслуживание населения всегда связано с организацией этой работы, с деятельностью по содержанию учреждений, финансированию этой работы местного самоуправления и т.д.

Законодательство о местном самоуправлении закрепляет исключительные полномочия местного населения, представительных органов и некоторых должностных лиц, а также полномочия других субъектов местного самоуправления. Такая организация публичной власти на местах позволяет ей превратить волю местного населения в решающие элемент местного самоуправления.[3, 245]

Следовательно, компетенция местного самоуправления - это юридическое единство полномочий (прав и обязанностей) всех субъектов местного самоуправления. Обеспечивающих решение местных вопросов в интересах жизнеобеспечения населения соответствующего вида поселений.

Включение в предметы ведения местного самоуправления отдельных государственных полномочий органов местного самоуправления, которыми они могут наделяться, расширит круг предметов ведения. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» закрепляет порядок и условия осуществления этих полномочий. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочии подконтрольна государству. Условия и порядок контроля определяются соответственно федеральными законами и законами субъектов РФ.

В практике закрепления предметов ведения этот вопрос представляет большую сложность, если в пределах одного муниципального образования имеются другие муниципальные образования. В таких случаях (за исключением города) предметы ведения муниципальных образований, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов разграничиваются законом субъекта Федерации, а в отношении внутригородских муниципальных образований - уставом города.

Муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с разграничением предметов ведения между муниципальными образованиями, причем подчиненность одного муниципального образования другому не допускается.

Конститyция РФ однозначно признает местное самоуправление как разновидность народовластия и отмечает ее особую форму - власть самоорганизующегося местного населения, осуществляемую им под свою ответственность. Следовательно, для местного самоуправления общность предметов ведения являете вполне логичной, поскольку в рамках местного самоуправления каждого звена и вида решаются однотипные экономические иные социальные вопросы. [1, 23]

При решении вопросов местного значения субъекты местного самоуправления действуют в двух юридических формах. исполняют нормы действующего законодательства по различным вопросам местного значения или принимают нормативные акты по формированию управленческих структур местного сам управления и решению задач, стоящих перед местной властью.

Сама юридическая модель закрепления предметов ведения позволяет достаточно четко выделить те вопросы, решение которых создает структуру конкретной ячейки местного самоуправления:

1) формирование структуры местного самоуправления, образование его органов и замещение соответствующих должностей, статус которых регулируется нормами законодательства о муниципальной службе или нормами других отраслей права и законодательства, организация муниципальной службы; организация и функционирование институтов прямой (непосредственной) демократии (большинство из этих вопросов решается на основе норм конституционного и трудового права, а также законодательства о муниципальной службе);

2) комплексное социально-экономическое развитие территории местного самоуправления; хозяйственное, культурно-бытовое и иное обслуживание местного населения;

З) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью; обеспечение режима законности на подведомственной территории. [7, 128]

Юридическая форма решения этих и других вопросов местного значения зависит прежде всего от полноты юридической урегулированности компетенции субъектов местного самоуправления в соответствующих сферах местного хозяйства. Местное нормотворчество, исполнение правовых предписаний и правоприменение являются юридическими формами муниципальной деятельности, полнота и эффективность использования которых зависит от характера решаемых вопросов и правовой урегулированности отношений, а также от характера компетенции органа местного самоуправления.

Так, осуществление отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления, которыми они наделены, возможно только путем исполнения юридических предписаний органов государственной власти, которые наделили их этими полномочиями. Опыт формирования системы местного самоуправления показывает, что наделение его органов государственными полномочиями демонстрирует однотипность государственной власти и местного самоуправления (две формы народовластия). Поэтому на государственном уровне институциализация народовластия не заканчивается и, следовательно, взаимосвязь этих форм не только не исключается, а наоборот, является необходимой, неизбежной, поскольку способствует институциализации всей системы народовластия, в том числе уточнению компетенции различных уровней власти, а также степени децентрализации идеконцентрации государственно-властных полномочий в управлении экономикой, сферой социальнокультурного и бытового обслуживания населения. Конечно, этот процесс не может не быть управляемым и, разумеется, имеет свои пределы.

Передача органам муниципального управления государственных полномочий может затрагивать вопросы государственных социальных стандартов обслуживания населения: организации и качества бесплатной медицинской помощи, предусмотренных основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан; содержания школьного и среднего специального образования; решения ряда неотложных задач по оказанию материальной и иной помощи отдельным категориям граждан и т.д.

При решении любого важного вопроса, имеющего государственную значимость, должны быть соблюдены три обязательных условия: во-первых, правовой основой должен быть только_ закон Федерации или ее субъекта; во-вторых, необходима одновременная передача соответствующим местным органам необходимых материально-финансовых средств; в-третьих, обязательно сохранение государственного контроля за органами местного самоуправления. Такой контроль включает возможность дачи указаний по осуществлению местными органами государственных полномочий, оценку их деятельности по качеству и содержанию принимаемых правовых актов, отмену последних и т.д. Но контрольная деятельность должна соответствовать требованиям Европейской Хартии о местном самоуправлении, т.е., чтобы степень вмешательства контролирующего органа была соразмерна значимости интересов, которые это вмешательство предполагает защитить.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.