Совершенства Верховного Господа — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Совершенства Верховного Господа

2019-12-19 129
Совершенства Верховного Господа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Текст 1

श्रीभगवानुवाच

भूय एव महाबाहो शृणु मे परमं वचः
यत्तेऽहं प्रीयमाणाय वक्ष्यामि हितकाम्यया

ш́ р и ̄ - бхагав а ̄н ув а ̄ча

бх ӯ йа э ва мах а ̄ - б а ̄хо / ш́р̣н̣ у ме парама м ̇ вача x

йат те ’ ха м ̇ пр и ̄йам а ̄ н̣а ̄йа / вак ш й а ̄ми хита - к а ̄мйай а ̄

ш́ р и ̄ - бхагав а ̄н ув а ̄ча — всесовершенный Господь сказал; маха̄-ба̄хо — о могучерукий воин; бх ӯ йа x — снова; ш́р̣н̣ у — услышь; ме — Мои; эва — даже; парамам — более возвышенные; вача x — наставления; йат — которые; ахам вакшйа̄ми — Я произнесу; те — для тебя; хита - к а ̄мйай а ̄ — ибо Я желаю тебе добра; пр и ̄йам а ̄ н̣а ̄йа — тебе, любящему (Меня).

 

Верховный Господь сказал: О могучерукий, услышь ещё раз наставления, которые будут возвышенней тех, что Я дал прежде. Ты любишь Меня, поэтому ради твоего высшего блага Я раскрою тебе это знание.

Бхаванувада

 

Начиная с седьмой главы, в "Бхагавад-гите" даются объяснения бхакти-таттвы вместе с айшварьей Верховного Господа. Эта же бхакти-таттва, именуемая ещё бхагавад-вибхути, описывается и в десятой главе, где раскрывается также сокровенная истина о ней.

В седьмой и последующих главах говорится о том, что айшварья Шри Бхагавана пробуждает в сердце садхаки знание, которое раскрывает ему Господа как высший предмет поклонения. Теперь на радость тем, кто благословлён преданностью Господу, это знание описывается в деталях. В "Шримад-Бхагаватам" (11.21.35) Кришна говорит: парок ш а - в а ̄д а ̄ р̣ш айа x парок ш а м ̇ ча мама прийам — "Изречения мудрецов (риши) полны скрытого смысла (парокша), и Мне тоже нравится говорить непрямо". Исходя из этих слов, манера Кришны говорить косвенными речами несколько затрудняет понимание Его наставлений. Именно поэтому Он произносит данный стих, желая помочь Арджуне лучше понять то сокровенное знание (р а ̄джа - видй а ̄ р а ̄джагухйа м ̇ идам), о котором Он уже ему поведал. "О могучерукий! Подобно тому как ты проявил величайшую силу своих рук, ты способен проявить и огромную силу своего разума. В отношении тебя, готового слушать, Я использую слово шрину (услышь), ибо ты сохранишь всё, что тебе будет сказано". Слово парамам означает, что знание, о котором собирается поведать Господь, ещё более возвышенно, чем то, о котором Он говорил прежде.

Пракашика-вритти

 

В седьмой, восьмой и девятой главах Господь Шри Кришна описывает айшварью высшего объекта поклонения (бхаджания-парамешвара-таттвы). В десятой же главе Он описывает Свои вибхути (величественные совершенства). Как объясняется в "Сандарбхах", парокша-вада означает "не раскрывать каждому наиболее сокровенное и редкое знание, и объяснять его только косвенным путём". Парокша-вада присуща Ведам. Такова и природа Господа (Он не раскрывает Себя каждому). В "Шри Чайтанья-чаритамрите" (Ади, 3.88) говорится: татх а ̄пи т а ̄ н̇ х а ̄ра бхакта дж а ̄найе т а ̄ н̇ х а ̄ре — "То, что описано в стиле парокша-вады, трудно понять обычному человеку. Кришна всячески старается скрыть Себя, но Он являет Свой образ преданным". Поэтому, чтобы глубоко размышлять над описанной в этой главе вибхути-йогой, нужно идти путём бхакти.

 

 

Текст 2

न मे विदुः सुरगणाः प्रभवं न महर्षयः
अहमादिर्हि देवानां महर्षीणां च सर्वशः

на ме виду x сура - га н̣а ̄ x / прабхава м ̇ на махар ш айа x

ахам а ̄дир хи дев а ̄н а ̄ м ̇ / махар ши ̄ н̣а ̄ м ̇ ч а сарва ш́ а x

ахам — Я (являюсь); хи — несомненно; а ̄ди x — первоисточником; сарва ш́ а x — во всех отношениях; дев а ̄н а ̄м — полубогов; ча — и; мах а ̄ -р̣ши ̄ н̣а ̄м — великих мудрецов; на — ни; сура - га н̣а ̄ x — сонмы полубогов; на — ни; мах а ̄ -р̣ши ̄ н̣а ̄м — великие мудрецы; (не) виду x — знают; ме — Моей; прабхавам — истины о Моих чудесных явлениях.

 

Во всех отношениях полубоги и великие мудрецы берут начало во Мне, хотя и не ведают истины о Моих чудесных явлениях в этом мире.

Бхаванувада

 

"Эту истину можно понять только по Моей милости, другого способа не существует". Объясняя это, Верховный Господь произносит данный стих. Мама-прабха̄вам означает: "Даже полубоги не в силах понять сокровенную истину о Моём рождении у Деваки". Кто-то, возможно, скажет: "Полубоги не могут знать этой истины, потому что они поглощены удовлетворением чувств, но мудрецы (риши) наверняка должны её знать". На это Господь отвечает: "Нет, эта истина неведома даже мудрецам, ибо Я во всех отношениях являюсь их первоисточником. В материальном мире, например, сын не может знать всех подробностей о рождении своего отца, и точно так же мудрецы не знают истины о Моём божественном явлении в этом мире и Моих лилах ". В "Бхагавад-гите" (10.14) говорится: "О Господь, ни полубогам, ни демонам, ни кому-либо ещё не под силу понять истину о Твоём появлении в этом мире". Таким образом, слово прабхава означает "Твоё рождение и явление в материальном мире". Нет нужды придумывать какие-то иные значения.

Пракашика-вритти

 

Милость Кришны можно обрести только с помощью бхакти. А без Его милости человек никогда не осознает истину о Бхагаване, даже если, полагаясь на свои силы, он испробует сотни разных способов. В "Шримад-Бхагаватам" (4.29.42-44) сказано:

 

прадж а ̄пати - пати x с а ̄к ша ̄д / бхагав а ̄н гири ш́ о ману x

дак ша ̄дайа x прадж а ̄дхйак ша ̄ / наи шт̣ хик а ̄ x санак а ̄дайа x

мар и ̄чир атрй - а н̇ гирасау / пуластйа x пулаха x крату x

бх р̣ гур васи шт̣ ха итй э те / мад - ант а ̄ брахма - в а ̄дина x

адй а ̄пи в а ̄час - патайас / тапо - видй а ̄ - сам а ̄дхибхи x

па ш́ йанто ’ пи на па ш́ йанти / па ш́ йанта м ̇ параме ш́ варам

"Хотя Брахма, Шива, четыре Кумара во главе с Санакой, Бхригу и знаменитые брахмавади,наподобие Васиштхи, жаждут получить даршан Парамешвары и ради этого прилагают усилия на пути тапасьи, гьяны и самадхи, им по сей день не удаётся достичь этой цели". Более того, в "Бхагаватам" (10.14.29) говорится:

 

атх а ̄пи те дева пад а ̄мбуджа - двайа-

прас а ̄да - ле ш́а ̄нуг р̣ х и ̄та э ва хи

дж а ̄н а ̄ти таттва м ̇ бхагаван - махимно

на ч а ̄нйа э ко ’ пи чира м ̇ вичинван

"О Верховный Господь, Ты непостижим. Кто в трёх мирах способен понять, где, почему, когда и как Ты проводишь Свои игры? И всё же Ты являешь Себя в сердцах тех бхакт, кто обрёл хотя бы крупицу милости Твоих лотосных стоп. Так эти бхакты получают великое благословение, и только они могут понять истину о Твоей славной сач-чид-ананда-сварупе. Те же, кто практикует иные виды садханы, например, гьяну или вайрагью, даже после долгих усилий не смогут по-настоящему осознать Твоё величие".

Шрила Бхактивинода Тхакур приводит от имени Кришны такие объяснения: "Я — первоисточник полубогов и риши. Именно поэтому их собственные усилия не позволяют им понять Мою лила-прабхаву, истину о Моём явлении в этом мире в образе человека. Все, включая полубогов и великих мудрецов (махариши), пытаются постичь истину обо Мне с помощью своего разума. Но несмотря на их старания, материальный разум позволяет им осознать Меня лишь отчасти. Эта часть — нирвишеша-брахма, безличная ипостась, противоположная материальному миру. Она непроявлена, лишена разнообразия и не имеет качеств. Люди принимают эту безличную ипостась за высшую истину, парама-таттву, однако они заблуждаются. Это Я являюсь парама-таттвой и олицетворяю сач-чид-ананду, представляющую собой особое свойство Моей вечной сварупы. Я неизменно проявляю Себя с помощью Своей ачинтья-шакти (непостижимой энергии). Я всецело свободен от любой материальной скверны и обладаю духовными качествами. Частичная ипостась Моей сварупы, именуемая Ишварой или Параматмой, что пребывает внутри всех джив, проявляется в Моей внешней энергии (апара-шакти). А безличный Брахман — это одно из Моих неуловимых проявлений; он не обладает отличительными свойствами и потому противоположен Моей личностной ипостаси; он непостижим для обусловленных душ, сбитых с толку Моей апара-шакти. Таким образом, только два из Моих проявлений — Ишвара (Параматма) и Брахман — имеют, соответственно, прямое и косвенное отношение к сотворённому миру. Но иногда Я с помощью ачинтья-шакти являю в материальном мире Свою собственную сварупу. В это время упомянутые Мной полубоги и мудрецы, неспособные осознать своим разумом величие Моей ачинтья-шакти, принимают явление Моей вечной божественной сварупы (ишвара-таттвы) за обычное рождение в мире смертных. Причина этого в том, что они сбиты с толку влиянием майи. Думая, будто безличная брахма-бхава превосходит Мою личностную ипостась, они стремятся слиться с ней. Но что касается Моих преданных, то они хорошо знают, что Моя ачинтья-шакти неподвластна человеческому разуму, и потому они просто посвящают себя поклонению Мне. Глядя на них, Я проникаюсь к ним состраданием и наделяю их чистым разумом, который с лёгкостью позволяет им лицезреть Мою сварупу ".

 

 

Текст 3

यो मामजमनादिं च वेत्ति लोकमहेश्वरम्
असंमूढः स मर्त्येषु सर्वपापैः प्रमुच्यते

йо м а ̄м аджам ан а ̄ди м ̇ ч а / ветти лока - махе ш́ варам

асамм ӯд̣ ха x са мартйе ш у / сарва - п а ̄паи x прамучйате

са x йа x — тот, кто; ветти — знает; ма̄м — Меня; аджам — как нерождённого; ча — и; ана̄дим — безначального; маха̄-ӣш́варам — великого владыку; лока — миров; асамм ӯд̣ ха x — неподвластен заблуждениям; мартйешу — среди смертных; прамучйате — он всецело избавляется; сарва - п а ̄паи x — от всех грехов.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.