О Каунтея, беспокойные чувства могут насильно увлечь за собой ум даже проницательного человека, который старается обрести освобождение. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

О Каунтея, беспокойные чувства могут насильно увлечь за собой ум даже проницательного человека, который старается обрести освобождение.

2019-12-19 138
О Каунтея, беспокойные чувства могут насильно увлечь за собой ум даже проницательного человека, который старается обрести освобождение. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Бхаванувада

 

Садхака не может полностью подчинить себе чувства. Для того, кто находится на уровне садханы, это выше сил, и потому одни уже старания на этом пути достойны похвалы. Такова идея, которую высказывает здесь Шри Бхагаван, произнося шлоку, начинающуюся словом йатата x. Слово прама̄тхӣни в ней означает всё, что приносит беспокойства.

Пракашика-вритти

 

Долг садхаки — всячески стараться обуздать свои чувства. Без этих усилий невозможно достичь уровня стхита-прагья. Совладать с неугомонными чувствами так же трудно, как обуздать ветер. Тем не менее Шри Чайтанья Махапрабху говорит, что даже такую сложную задачу можно очень просто решить, если занять свои чувства служением Шри Бхагавану.

Научиться тому, как это делать, можно, узнав о повседневных занятиях Махараджи Амбариши, которые описаны в "Шримад-Бхагаватам" (9.4.18-20):

 

са ваи мана x к р̣шн̣ а - пад а ̄равиндайор

вач а ̄ м ̇си ваику н̣т̣ ха - гу н̣а ̄нувар н̣ ане

карау харер мандира - м а ̄рджан а ̄ди ш у

ш́ рути м ̇ чак а ̄р а ̄чйута - сат - катходайе

мукунда - ли н̇ г а ̄лайа - дар ш́ ане д р̣ш́ ау

тад - бх р̣ тйа - г а ̄тра - спар ш́ е ’н̇ га - са н̇ гамам

гхр а ̄ н̣ а м ̇ ча тат - п а ̄да - сароджа - саурабхе

ш́ р и ̄мат - туласй а ̄ расан а ̄ м ̇ тад - арпите

п а ̄дау харе x к ш етра - пад а ̄нусарпа н̣ е

ш́ иро х р̣ши ̄ке ш́ а - пад а ̄бхивандане

к а ̄ма м ̇ ча д а ̄сйе на ту к а ̄ма - к а ̄мйай а ̄

йатхоттама ш́ лока - джан а ̄ ш́ рай а ̄ рати x

"Неустанно поклоняясь Шри Кришне, Махараджа Амбариша умом погружался в памятование о Его лотосных стопах, речь свою посвящал прославлению имени, облика, качеств и игр Шри Бхагавана, а слух обращал к повествованиям о Нём; глазами он созерцал чарующий образ Божества, осязание с радостью занимал служением стопам бхакт Бхагавана, а ноздрями вдыхал аромат предложенных Бхагавану туласи и чанданы; ноги он использовал, чтобы обходить обитель Шри Бхагавана, а голову — чтобы склоняться перед Ним и Его бхактами. Так царь Амбариша обуздал все свои чувства и занял их служением Бхагавану". Любому садхаке очень полезно следовать этим путём.

 

 

Текст 61

तानि सर्वाणि संयम्य युक्त आसीत मत्परः
वशे हि यस्येन्द्रियाणि तस्य प्रज्ञा प्रतिष्ठिता६१

т а ̄ни сарв а ̄ н̣ и са м ̇йамйа / йукта а ̄с и ̄та мат - пара x

ва ш́ е хи йасйендрий а ̄ н̣ и / тасйа прадж н̃а ̄ прати шт̣ хит а ̄

а̄сӣта — следует занять положение; сам̇йамйа — держа в узде; та̄ни сарва̄н̣и — все чувства; йуктаx — связанные в преданности; мат-параx — посвящённые Мне; хи — ибо; йасйа — тот, чьи; индрийа̄н̣и — чувства; ваш́е — обузданы; тасйа — его; праджн̃а̄ — разум; прати шт̣ хит а ̄ — совершенно твёрд.

 

Поэтому человек должен обуздать свои чувства, предавшись Мне на пути бхакти-йоги и живя под Моим покровительством. Только тот, чьи чувства обузданы, может иметь стойкий разум, и только его называют стхита-прагья.

Бхаванувада

 

"Здесь слово мат-пара x означает "Мой бхакта ", ибо не существует иного пути обуздания чувств, кроме бхакти, посвящённого Мне". Это станет совершенно очевидным в последующих разделах "Бхагавад-гиты". В "Шримад-Бхагаватам" (11.29.1-3) Уддхава говорит:

 

пр а ̄йа ш́ а x пу н̣ дар и ̄к а ̄к ш а / йу н̃ джанто йогино мана x

ви ши ̄дантй асам а ̄дх а ̄н а ̄н / мано - ниграха - кар ш́ ит а ̄ x

атх а ̄та а ̄нанда - дугха м ̇ пад а ̄мбуджа м ̇

ха м ̇с а ̄ x ш́ райеранн аравинда - лочана

сукха м ̇ ну ви ш́ ве ш́ вара йога - кармабхис

тван - м а ̄йай а ̄м и ̄ вихат а ̄ на м а ̄нина x

"О лотосоокий Кришна! Йогам, как правило, не удаётся совладать с умом и потому они, попытавшись достичь этой цели, очень скоро устают и разочаровываются. Те же, кто хорошо знает разницу между важным и несущественным, укрывается только в сени Твоих лотосных стоп, дарующих каждому безграничную радость, что лежит в основе подлинного счастья".

Чтобы указать на разницу между садхакой и человеком, достигшим уровня стхита-прагья, Шри Кришна произносит слова ваш́е хи, которые означают, что на уровне стхита-прагья человек полностью владеет своими чувствами.

Пракашика-вритти

 

Человек избежит беспокойств, причиняемых бандой разбойников, если обретёт покровительство сильного и справедливого царя. Узнав о таком покровительстве, разбойники сразу оставят человека в покое. Чувства дживатмы подобны шайке разбойников, и усмирить их можно, приняв покровительство Антарьями Бхагавана, Шри Хришикеши. Тогда чувства покорятся сами собой. Обрести власть над ними столь простым и естественным способом можно только на пути бхакти. В шастрах сказано:

 

х р̣ши ̄ке ш́ е х р̣ши ̄к а ̄ н̣ и / йасйа стхаирйа - гат а ̄ни хи

са э ва дхаирйам а ̄пноти / са м ̇с а ̄ре дж и ̄ва - ча н̃ чале

 

"Совладать с неугомонными чувствами в этом мире необычайно трудно, однако чувства тех, кто занимает их служением Шри Хришикеше, властелину чувств, сами собой усмиряются и обретают постоянство" (Ч-ч., Мадхья, 24.184).

 

 

Текст 62

ध्यायतो विषयान्पुंसः सङ्गस्तेषूपजायते
सङ्गात्सञ्जायते कामः कामात्क्रोधोऽभिजायते६२

дхй а ̄йато ви ш ай а ̄н пу м ̇са x / са н̇ гас те шӯ падж а ̄йате

са н̇ г а ̄т са н̃ дж а ̄йате к а ̄ма x / к а ̄м а ̄т кродхо ’ бхидж а ̄йате

пу м ̇са x — для того; дхй а ̄йата x — кто созерцает в уме; вишайа̄н — объекты чувств; сан̇гаx — привязанность; упаджа̄йате — появляется; тешу — к ним; сан̇га̄т — из привязанности; ка̄маx — желание; сан̃джа̄йате — развивается; ка̄ма̄т — из желания; кродхаx — гнев; абхиджа̄йате — развивается.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.