А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады.

2019-09-26 200
А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 «Господь Шри Кришна является собственностью Своих чистых, бескорыстных преданных, поэтому только преданные могут дать Кришну другим преданным. К Кришне невозможно приблизиться, обращаясь к Нему напрямую. Поэтому Господь Чайтанья говорил, что Он — гопи-бхартух пада-камалайор да-садасанудасах, то есть самый покорный слуга слуг Господа, заботящегося о гопи Вриндавана. Поэтому чистый преданный никогда не обращается непосредственно к Господу, а старается удовлетворить слугу слуг Господа. Так он удовлетворяет Самого Господа и получает возможность наслаждаться ароматом листьев туласи на Его лотосных стопах. В «Брахма-самхите» говорится, что Господа невозможно обрести, став великим знатоком Ведических писаний, но к Нему очень легко приблизиться через Его чистого преданного. Во Вриндаване все чистые преданные в своих молитвах взывают к милости Шримати Радхарани, энергии наслаждения Господа Кришны. Она — милосердное женское начало Верховного Целого, совершенное воплощение качеств, присущих женской природе. Поэтому искреннему преданному нетрудно заслужить милость Радхарани, а когда Она представляет такого преданного Господу Кришне, Он немедленно принимает его в Свое окружение. Поэтому милости преданного Господа нужно добиваться с большей настойчивостью, нежели милости Самого Господа, и если человек поступает так, по благословению преданного в нем проснется естественное стремление служить Господу» (Ш.Б.2.3.23. комм).

 Радха-Кришна — это обмен любовью, но не обычной любовью. Кришна обладает бесчисленными энергиями, три из которых являются главными: внутренняя, внешняя и пограничная. Внутренняя энергия тоже проявляется трояко: как самвит, хладини и сандхини. Энергия хладини — это энергия наслаждения Кришны. Все живые существа обладают ею, ибо все они жаждут наслаждаться. Такова природа живого существа. Радха и Кришна проявляют Свои игры благодаря внутренней энергии Кришны. Постичь Его внутреннюю энергию наслаждения необычайно трудно, поэтому, прежде всего человек должен понять, кто такой Кришна, и только тогда он сможет проникнуть в тайну Его внутренней энергии. Кришна не наслаждается ничем материальным, но Он все равно обладает энергией наслаждения. Поскольку все мы — частицы Кришны, в нас тоже есть эта энергия, и мы пытаемся проявить ее в материи. Кришна же никогда не предпринимает таких бесплодных попыток. Объектом энергии наслаждения Кришны является Радхарани. Он проявляет Свое блаженство в образе Радхарани и предается с Ней любовным развлечениям. Иначе говоря, Кришна наслаждается не внешней энергией, а внутренней — энергией блаженства, которую Он проявляет в образе Радхарани. Таким образом, Кришна проявляет Себя как Радхарани, чтобы насладиться Своей внутренней энергией. Из всех многочисленных проявления и воплощений Господа энергия наслаждения является первой и самой важной.

 Радхарани нельзя считать отделенной от Кришны. Она тоже Кришна, ибо между энергией и ее источником нет разницы. Без энергии ее источник не имеет смысла, так же как без источника не может быть энергии. Подобно этому, Кришна без Радхи не имеет смысла, как нет смысла в Радхе без Кришны. Вот почему вайшнавы, прежде всего, выражают почтение и поклоняются внутренней энергии наслаждения Верховного Господа и говорят о Господе и Его энергии как о Радхе-Кришне. Точно так же те, кто поклоняются Нарайяне, сначала произносят имя Лакшми — Лакшми-Нарайяна, а те, кто поклоняются Господу Раме, сначала произносят имя Ситы. В любом случае, будь то Сита-Рама, Радха-Кришна или Лакшми-Нарайяна, энергия всегда упоминается первой.

 Радха и Кришна — единое целое, и, когда Кришна желает испытать наслаждение, Он проявляет Себя как Радхарани. Духовные по своей природе любовные взаимоотношения Радхи и Кришны являются истинным проявлением внутренней энергии наслаждения Господа. Хотя мы говорим: «Когда Кришна желает», мы не можем сказать, в какой именно момент это происходит. Мы говорим так только потому, что в обусловленной жизни все имеет начало, однако в абсолютной, или духовной жизни, нет ни начала, ни конца. Тем не менее, пытаясь понять, что Радха и Кришна представляют Собой единое целое и в то же время существуют как две отдельные личности, мы невольно задаемся вопросом: «Когда это произошло?» Когда Кришна желает насладиться Своей энергией блаженства, Он проявляет Себя в образе Радхарани, а когда Он хочет понять Себя с помощью Радхи, Он сливается с Ней и предстает как Господь Чайтанья» («Ч.-ч.» Ади, Введение).

 

радха кришна-пранайа-викритир хладини шактир асмад

экатманав апи бхуви пура деха-бхедам гатау тау

чаитанйакхйам пракатам адхуна тад-двайам чаикйам аптам

радха-бхава-дйути-сувалитам науми кришна-сварупам

«Любовные отношения Шри Шри Радхи и Кришны абсолютно духовны и представляют собой проявление внутренней энергии Господа — энергии наслаждения. Хотя Радха и Кришна по Своей сути одно целое, Они навечно предстали в двух образах. Теперь эти божественные личности воссоединились в образе Шри Кришны Чайтаньи. Я склоняюсь перед Ним, ибо Он — Сам Кришна, который проникся настроением Шримати Радхарани и обрел цвет Ее тела» (Ади, 1.5).

Выражение антах-кришна указывает на того, кто непрестанно думает о Кришне. Это отличительная черта Шримати Радхарани. Есть много преданных, которые всегда размышляют о Кришне, но никто из них не может сравниться с гопи, среди которых Шримати Радхарани — наилучшая. Никто из преданных не обладает такой глубиной сознания Кришны, как Радха (Ади, 3.81. комм).

В этой главе «Шри Чайтанья-чаритамриты» — эпической поэмы Кришнадаса Кавираджа Госвами — автор называет три сокровенные причины явления Господа Чайтаньи в этом мире.

Первой причиной было желание Господа Кришны оказаться на месте Шримати Радхарани, которая преисполнена высшей божественной любви к Нему. Господь Кришна — это океан трансцендентных любовных отношений со Шримати Радхарани. Субъектом этих отношений является Сам Господь, а Радхарани — их объект. Таким образом, субъект, Господь, пожелал насладиться любовной расой, заняв положение объекта, Радхарани.

Второй причиной прихода Господа в образе Шри Чайтаньи было Его желание постичь ту божественную сладость, которой Он Сам преисполнен. Господь Кришна неотразим и исполнен сладости. И поскольку Радхарани больше всех ощущает Его привлекательность и сладость, Он, чтобы познать Ее чувства и испытать собственную трансцендентную сладость, проникся умонастроением Шримати Радхарани.

Третьей причиной явления Кришны в образе Шри Чайтаньи было Его желание познать блаженство, которым наслаждается Радхарани. Господь Кришна заметил, что, хотя Его трансцендентные отношения со Шримати Радхарани даруют великое счастье обоим, Радхарани черпает в них больше радости, чем Он Сам. Находясь рядом с Кришной, Радхарани испытывает особое, неведомое Кришне блаженство. Вкусить это блаженство Кришна может, только оказавшись в роли Шримати Радхарани. Однако Сам Кришна не способен на это, потому что Он и Радхарани занимают абсолютно разное положение. Кришна олицетворяет Собой трансцендентное мужское начало, а Радхарани — женское. Поэтому, чтобы познать духовное блаженство, даруемое любовью к Кришне, Господь низошел на землю в образе Шри Чайтаньи Махапрабху, проникшись чувствами Шримати Радхарани и поменяв цвет сияния Своего тела на сияние Ее тела» (Ади, глава 4, Предисловие).

 В «Чайтанья-чаритамрите» уже говорилось, что паракия-раса возможна лишь в духовном царстве, и нигде больше. Это высочайшее проявление экстаза встречается только в самой сокровенной части духовного мира, однако по милости Господа мы можем заглянуть в скрытый от посторонних глаз Врадж.

 Божественная раса, которой наслаждаются гопи во Врадже, с наибольшей силой выражена в Шримати Радхарани. Радха во всей полноте проявляет духовное настроение супружеской любви, и Ее чувства непостижимы даже для Самого Господа. Ее безграничная любовь и преданность — это высшее проявление духовного экстаза. Никто глубже Ее не может наслаждаться качествами Господа в этой высочайшей духовной расе. Вот почему Господь пожелал встать на место Радхарани и принял облик Господа Шри Гауранги. Это позволило Ему насладиться вкусом возвышенной паракия-расы, которая царит в трансцендентной обители Враджа (Ади, 4.50. комм).

радха-кришна эка атма, дуи деха дхари'

анйонйе виласе раса асвадана кари'

«Радха и Кришна — единое целое, но Они предстают в двух телах. Так Они наслаждаются друг другом, вкушая расы любви». «Ч.-ч.» Ади, 4.56.

Комментарий: Трансцендентные Радха и Кришна представляют загадку для материалистов. В приведенном стихе из дневника Шрилы Сварупы Дамодары Госвами кратко описывается положение Радхи и Кришны, но проникнуть в Их тайну возможно лишь благодаря глубокому духовному прозрению. Одна личность наслаждается в двух образах. Шри Кришна — источник энергии, а Шримати Радхарани — Сама энергия, внутренняя энергия Кришны. Согласно философии веданты, между энергией и ее источником нет разницы, они едины. Их невозможно разделить, как невозможно отделить тепло от огня.

 Радхарани — это внутренняя энергия Шри Кришны, которая бесконечно приумножает Его наслаждение. Имперсоналисты не в состоянии понять эту истину без помощи преданного маха-бхагаваты. Само имя «Радха» говорит о том, что Шримати Радхарани извечно является главной героиней, от которой зависит наслаждение Шри Кришны. Поэтому Она помогает живым существам донести их служение до Шри Кришны. Соответственно, преданные Вриндавана, стремясь обрести благосклонность Шри Кришны, в первую очередь ищут милости Шримати Радхарани.

 

радхика хайена кришнера пранайа-викара

сварупа-шакти — `хладини' нама йанхара

«Шримати Радхика являет Собой преображенную любовь Шри Кришны. Она — Его внутренняя энергия хладини». Ади, 4.59.

хладини карайа кришне анандасвадана

хладинира двара каре бхактера пошана

«Энергия хладини приносит наслаждение Кришне и питает жизнь Его преданных». Ади, 4.60.

Комментарий: Хладини — это непосредственное проявление энергии наслаждения Верховного Господа, с помощью которой Он испытывает блаженство. Энергия наслаждения неизменно присутствует в Верховном Господе, и потому теория имперсоналистов, гласящая, что Господь, придя в этот мир, обусловливается гуной благости, не может считаться верной. Вывод имперсоналистов противоречит утверждению Вед, согласно которому Господь вечно обладает божественной энергией наслаждения. Когда по милости Верховной Личности Бога эта энергия проявляется в сердце преданного, чувство, пробудившееся в нем, называют любовью к Богу «Любовь к Богу» — еще один эпитет энергии наслаждения. Таким образом, любовное служение, связывающее преданного и Верховную Личность Бога, суть проявление божественной энергии, дарующей Господу блаженство. Энергия хладини дарует Господу совершенную духовную радость, и Господь наделяет этой энергией Своих чистых преданных.

  хладинира сара `према', према-сара `бхава'

бхавера парама-каштха, нама — `маха-бхава'

«Суть энергии хладини — любовь к Богу, а суть любви к Богу — духовная эмоция (бхава), наивысшим выражением которой является махабхава». Ади, 4.68.

Комментарий: Хладини-шакти порождает любовь к Богу, и эта любовь бывает двух видов: чистая и оскверненная. Когда Шри Кришна одаривает живое существо Своей хладини-шакти, способной пленить Его Самого, живое существо обретает чистую любовь к Богу. Когда же хладини-шакти смешивается с внешней, материальной энергией и исходит от живого существа, она проявляется как оскверненная любовь, которая нисколько не привлекает Кришну; напротив, в этом случае живое существо пленяется блеском материальной энергии. Вместо того чтобы сойти с ума от любви к Богу, живое существо становится безумным в погоне за чувственными удовольствиями, а соприкосновение с гунами материальной природы вынуждает душу переживать горе и страдания.

махабхава-сварупа шри-радха-тхакурани

сарва-гуна-кхани кришна-канта-широмани

«Шри Радха Тхакурани — олицетворение махабхавы. Она — сокровищница всех добродетелей, высший драгоценный камень в венце возлюбленных Господа Кришны». Ади, 4.69.

Комментарий: Примером чистого проявления хладини-шакти служит любовь девушек Враджа, в божественном кругу которых Шримати Радхарани — наивысшая. Сутью хладини-шакти является любовь к Богу, суть любви к Богу - это бхава, духовные переживания, а вершина бхавы - это махабхава. Шримати Радхарани олицетворяет все эти три аспекта духовного сознания. Таким образом, Она предстает как воплощение высочайшей любви к Богу и является высшим объектом любви Шри Кришны.

тайор апй убхайор мадхйе радхика сарватхадхика

махабхава-сварупейам гунаир ативарийаси

кришна-према-бхавита йанра читтендрийа-кайа

кришна-ниджа-шакти радха кридара сахайа

«Из этих двух гопи [Радхи и Чандравали] Шри Радха выше во всех отношениях. Она воплощает в Себе махабхаву превосходит всех Своими достоинствами. Ее ум, чувства и тело пропитаны любовью к Кришне. Она — Его энергия, помогающая Ему в Его играх». Ади, 4.70-71.

Комментарий: Шримати Радхарани так же полностью духовна, как и Кришна. Ее ни в коем случае нельзя считать обычной девушкой. Она не принадлежит к числу обусловленных душ, которые имеют грубые и тонкие материальные тела с материальными органами чувств. Она абсолютно духовна: Ее тело и ум состоят из духа. Поскольку тело Шримати Радхарани духовно, чувства Ее также духовны. Ее тело, ум и чувства сияют любовью к Кришне. Она — олицетворенная хладини-шакти (энергия наслаждения Господа, являющаяся частью Его внутренней энергии) поэтому Она — единственный источник блаженства для Шри Кришны. Шри Кришна не может наслаждаться тем, что по своей внутренней природе отлично от Него. Поэтому Радха и Кришна едины. С помощью сандхини, одного из аспектов внутренней энергии, Шри Кришна являет Свой всепривлекающий образ, и та же внутренняя энергия в аспекте хладини являет образ Шримати Радхарани, способной привлечь Всепривлекающего. В божественных играх Шри Кришны Шримати Радхарани не знает Себе равных.

враджангана-рупа, ара канта-гана-сара

шри-радхика хаите канта-ганера вистара

«У Господа Кришны есть три категории возлюбленных: Богини процветания, царицы, а также гопи Враджа — самые возвышенные из преданных. Все они берут начало в Шри Радхе».

 

аватари кришна йаичхе каре аватара

амшини радха хаите тина ганера вистара

«Как все воплощения берут начало в Шри Кришне — источнике всего сущего, так и все возлюбленные Господа исходят из Радхарани».

 ваибхава-гана йена танра анга-вибхути

бимба-пратибимба-рупа махишира тати

«Богини процветания — это частичные проявления Шримати Радхики, а царицы Двараки — отражения Ее образа».

лакшми-гана танра ваибхава-виласамша-рупа

махиши-гана ваибхава-пракаша-сварупа

«Богини процветания представляют собой Ее полные экспансии, принявшие облик вайбхава-виласы. А царицы имеют природу Ее вайбхава-пракаши».

акара свабхава-бхеде враджа-деви-гана

кайа-вйуха-рупа танра расера карана

«Что касается враджа-деви, то все они выглядят по-разному. Они — Ее экспансии, с помощью которых Она углубляет расу».

баху канта вина нахе расера улласа

лилара сахайа лаги' бахута пракаша

«Без большого числа возлюбленных раса утрачивает силу восторга. Вот почему у Шримати Радхарани так много экспансий, помогающих Господу в Его играх».

тара мадхйе врадже нана бхава-раса-бхеде

кришнаке карайа расадика-лиласваде

«Возлюбленные Господа во Врадже делятся на группы сообразно их умонастроению и особенностям расы. Они помогают Кришне наслаждаться сладостью танца раса и других развлечений».

Комментарий: Как было сказано, Кришна и Радха — это одна личность в двух формах. Они едины и неразделимы. Кришна предстает во множестве воплощений и полных экспансий, таких как пуруши. И точно так же Шримати Радхарани предстает во множестве образов: в образе богинь процветания, цариц Двараки и девушек Враджа. Все это полные экспансии Шримати Радхарани. Эти женские образы Кришны являются экспансиями, которые по своим категориям соответствуют экспансиям Вишну. Они подобны отражениям изначального образа. Между изначальным образом и его отражениями нет разницы. Женские отражения энергии блаженства Кришны ни в чем не уступают Самому Шри Кришне.

 Полные экспансии Господа Кришны называют вайбхава-виласами и вайбхава-пракашами, и такие же экспансии есть у Шри Радхи. Богини процветания относятся к Ее образам категории вайбхава-виласа, а царицы Двараки — к образам категории вайбхава-пракаша. Наперсницы Радхарани, девушки Враджа, являются непосредственными экспансиями Ее тела. Воплощая в себе те или иные черты божественного облика и нрава Шримати Радхарани, они действуют под Ее руководством и помогают Господу Кришне в Его бесконечно разнообразных любовных играх. В духовном мире можно испытывать полное наслаждение благодаря царящему там разнообразию. Божественные расы обогащаются присутствием большого числа участников, подобных Радхарани, которых называют гопи или сакхи. Шри Кришна черпает радость в разнообразии бесчисленных возлюбленных, поэтому, чтобы усилить блаженство Кришны, Шримати Радхарани — Его энергия наслаждения — распространяет Себя во множество форм. Трансцендентные любовные отношения Радхи и Кришны — это самые возвышенные игры во Вриндаване. С помощью экспансий Своего тела Шримати Радхарани позволяет Кришне наслаждаться танцем- раса и другими подобными играми. Шримати Радхарани — главный лепесток в цветке раса-лилы. Ади, 4.75-81.

говинданандини, радха, говинда-мохини

говинда-сарвасва, сарва-канта-широмани

«Радха дарует блаженство Говинде и очаровывает Его. Она — всё для Говинды, Она драгоценный камень в венце Его возлюбленных». Ади, 4.82.

кришнамайи — кришна йара бхитаре бахире

йанха йанха нетра паде танха кришна спхуре

«Кришна-майи означает та, у которой внутри и снаружи — Господь Кришна. Она видит Господа Кришну повсюду, куда бы ни бросила взгляд». Ади, 4.85.

кришна-ванчха-пурти-рупа каре арадхане

атаэва `радхика' нама пуране вакхане

«Она поклоняется Господу Кришне, исполняя Его желания. Поэтому Пураны называют Ее Радхика». Ади, 4.87.

Из комментария: Имя «Радха» происходит от слова арадхана, что означает «поклонение». Поэтому ту, которая в поклонении Кришне превосходит остальных, по праву называют Радхикой, лучшей из всех, кто служит Кришне.

сарва-саундарйа-канти ваисайе йанхате

сарва-лакшми-ганера шобха хайа йанха хаите

«Слово сарва-канти указывает на то, что Ее тело — изначальная обитель красоты и великолепия. Все Лакшми черпают в Ней свою красоту».

кимва `канти'-шабде кришнера саба иччха кахе

кришнера сакала ванчха радхатеи рахе

«Слово канти может означать также «все желания Господа Кришны». Все Его желания обращены к Шримати Радхарани».

радхика карена кришнера ванчхита пурана

`сарва-канти'-шабдера эи артха виварана

«Шримати Радхика исполняет все желания Господа Кришны. Таково значение слова сарва-канти. Господь Кришна очаровывает весь мир, но Шри Радха очаровывает даже Господа Кришну. Поэтому Она — Верховная Богиня. Шри Радха — это абсолютная энергия, а Господь Кришна — владыка этой энергии». Ади, 4.92-94.

Кришна говорит: «Я — изначальный источник всех рас. Я не знаю, что за сила таится в любви Радхарани, которой Она неизменно покоряет Меня. Я — абсолютная духовная Истина, Я соткан из абсолютного блаженства, но любовь Шри Радхи сводит Меня с ума. Любовь Радхики — Мой учитель, а Я — Ее танцующий ученик. Ее према каждый раз заставляет Меня танцевать по-новому. Сколько бы Я ни наслаждался Своей любовью к Радхарани, Она в Своей любви ко Мне испытывает наслаждение в десять миллионов раз большее. Я исполнен противоречивых качеств, и точно так же любовь Радхарани всегда полна противоречий. Любовь Радхи не знает границ. Даже заполнив собой все сущее, она неизменно продолжает расти. Поистине, нет ничего более возвышенного, чем Ее любовь. Но в любви этой нет и тени гордыни — вот признак Ее величия. Нет ничего чище Ее любви. И все же в ней так много своенравия и лукавства».

 «Вся слава любви, которую Радха испытывает к Кришне, врагу демона Муры! Уже беспредельная, она, тем не менее, с каждым мгновением возрастает. Она бесценна, однако в то же время чужда гордыни, чиста, но полна лукавства». «Шри Радхика — высочайшая обитель этой любви, а Я — тот единственный, на кого она обращена. Я наслаждаюсь блаженством, которое доступно любимому. Но Радха испытывает наслаждение в десять миллионов раз большее. Только если Я Сам когда-нибудь стану вместилищем Ее любви, Мне удастся познать радость, которую дарует эта любовь. Всем сердцем Я стремлюсь познать блаженство, доступное любящему, и не могу, несмотря на все усилия. Как же Мне быть?»

 «Так размышляя, Господь Кришна чувствовал желание познать эту любовь. И желание это все сильнее разгоралось в Его сердце. Это одно из желаний Господа. Теперь услышьте о другом. Увидев собственную красоту, Господь Кришна задумался: «Сладость Моей красоты поразительна, безгранична и абсолютна. Никто в трех мирах не обнаружил ее предела. Только Радхика благодаря Своей любви во всей полноте наслаждается Моей мадхурьей, сладостной красотой. Любовь Радхи чиста, как зеркало, но с каждым мгновением она становится еще чище. Сладость Моей красоты тоже беспредельна, но перед этим зеркалом она начинает сиять все новыми и новыми оттенками. Моя мадхурья и зеркало любви Радхарани пытаются превзойти друг друга. Но в их вечном состязании нет победителя. Моей мадхурье всегда присуща новизна. Преданные наслаждаются ею в зависимости от той любви, которую они испытывают ко Мне. Видя в зеркале Свою сладостную красоту, Я хочу изведать ее вкус, но никак не могу этого сделать». Ади, 4.121-150.

вичара карийе йади асвада-упайа

радхика-сварупа хаите табе мана дхайа

«Когда Я размышляю над тем, как насладиться сладостью Моей красоты, Я обнаруживаю в Себе желание оказаться на месте Радхарани». Ади, 4.145.

Комментарий: Привлекательность Шри Кришны удивительна и безгранична. Насладиться ею во всей полноте может только Шримати Радхарани, занимающая положение ашрайи. Зеркало Ее божественной любви абсолютно чисто, но в процессе духовного познания Кришны оно становится все чище. В зеркале сердца Радхарани божественные черты Кришны отражаются со все большей свежестью и новизной. Иными словами, чем глубже Шримати Радхарани познает привлекательность Кришны, тем более привлекательным Он для Нее становится. Так Они стараются превзойти друг друга. Никто из Них не желает уступить другому в силе любви. Чтобы Самому испытать чувство неизменно возрастающей любви Шримати Радхарани, Господь Кришна явился в образе Шри Чайтаньи Махапрабху.

сеи гопи-гана-мадхйе уттама радхика

рупе, гуне, саубхагйе, преме сарвадхика

«Самая возвышенная из гопи — Шри Радхика. Она превосходит всех красотой, достоинствами, удачей и, самое главное, любовью». Ади, 4.214.

Комментарий: Среди всех гопи Шримати Радхарани — самая возвышенная. Она самая красивая, обладает самыми большими достоинствами и, что самое важное, превосходит всех Своей любовью к Кришне.

радха-саха крида раса-вриддхира карана

ара саба гопи-гана расопакарана

«Остальные гопи делают все, чтобы увеличить радость игр Радхи и Кришны. Они — посредницы в Их божественных наслаждениях». Ади, 4.217.

Комментарий: Гопи делятся на пять групп: сакхи, нитья-сакхи, прана-сакхи, прийя-сакхии парама-прештха-сакхи. Этих светлокожих спутниц Шримати Радхарани, царицы Вриндавана-дхамы, отличает особое умение возбуждать в Кришне любовные чувства. Есть восемь парама-прештха-сакхи, и в экстатических отношениях Кришны и Радхи они иногда принимают сторону Кришны, а иногда — Радхарани, создавая впечатление, будто отдают предпочтение одной из сторон. Это придает духовным отношениям еще больший вкус.

кришнера валлабха радха кришна-прана-дхана

танха вину сукха-хету нахе гопи-гана

«Шри Радха — возлюбленная Кришны, Она — богатство Его жизни. Без Нее никакие гопи Его не радуют». Ади, 4.218.

«Повсюду в мире каждый черпает наслаждение во Мне. Но кто может одарить наслаждением Меня? Только тот доставит Мне удовольствие, чьи достоинства в сотни раз превосходят Мои. Моя красота затмевает красоту десяти миллионов богов любви. Несравненная и непревзойденная, она радует все три мира, и тем не менее Моим глазам отрадно видеть красоту Радхарани. Однако во всем мире не найти того, кто в сравнении со Мной обладал бы большими достоинствами. Но Я вижу, что Радха способна доставить Мне радость. Звук Моей божественной флейты пленяет все три мира, но Мой собственный слух очаровывают сладостные речи Шри Радхи». Ади, 4.239-245.

«Хотя Мое тело наполняет ароматом все мироздание, благоухание тела Радхарани пленяет Мой ум и сердце. И хотя Мое прикосновение прохладнее десяти миллионов лун, Самого Меня освежает прикосновение Шримати Радхарани. Благодаря Мне все мироздание исполнено различных вкусов, но Сам Я очарован нектарным вкусом уст Шримати Радхарани». «Итак, хотя Я приношу счастье всему миру, Самому Мне нет жизни без красоты и достоинств Шримати Радхики. Таким образом, можно понять какие чувства Я испытываю к Шримати Радхарани, однако, размышляя о них, Я нахожу противоречие. Я черпаю полное удовлетворение, когда Мои глаза устремлены на Шримати Радхарани, однако Сама Она, глядя на Меня, испытывает еще большее удовольствие».

 «Шри Кришна обнял Меня, — думает Она. — Теперь Моя жизнь увенчалась успехом». Так, прильнув к стволу дерева, Она поглощена мыслями об удовольствии Кришны». «Когда Радхарани слышит шелестящий звук трущихся друг о друга стволов бамбука, Она всеми мыслями устремляется к этому звуку, ибо принимает его за пение Моей флейты. А завидев дерево тамала, Она обнимает его, думая, что обнимает Меня. Когда благодатный ветерок доносит до Нее Мой аромат, Она, ослепнув от любви, пытается взлететь навстречу этому дуновению. Она пробует на вкус отведанный Мною бетель и погружается в океан счастья, позабыв обо всем. Будь у Меня даже сотни уст, Я не смог бы описать ту божественную радость, что приносит Ей общение со Мной. Счастье, которое приносит Мне встреча с Радхарани, во сто крат превосходит счастье всех иных встреч».

 «Моя дорогая благословенная Радхарани, Твой облик — источник всей красоты. Твои алые губы слаще нектара бессмертия, Твое лицо источает аромат лотоса, Твои сладостные речи приятнее пения кукушки, а каждая часть Твоего тела прохладнее сандаловой пасты. Ты украшена всеми достоинствами, и, когда Я наслаждаюсь Твоей красотой, блаженный восторг охватывает все Мои трансцендентные чувства».

 «Ее глаза очарованы красотой Господа Кришны, врага Камсы. Ее тело трепещет от восторга при Его прикосновении. Ее слух всегда пленяется Его сладостным голосом, вдыхая, Она пытается уловить Его аромат, а язык жаждет нектара Его нежных уст. Делая лишь вид, что старается совладать с Собой, Она опускает голову и прячет подобное лотосу лицо, но это не помогает Ей скрыть невольные проявления любви к Кришне». «Из этого Я заключаю, что во Мне есть какое-то неведомое очарование, способное подчинить себе саму жизнь Моей покорительницы, Шримати Радхики. Я всегда жажду изведать счастье, которое Радхарани черпает во Мне». Ади, 4.256-264.

кришнера вийоге йата према-чештита

асвадийа пурна каила апана ванчхита

«В разлуке с Кришной Шри Чайтанья Махапрабху наслаждался этими играми любви и так осуществил Свои желания». Ади, 13.43.

Комментарий: В начале «Чайтанья-чаритамриты» говорится, что Господь Чайтанья явился в этот мир для того, чтобы испытать чувства, которые переживает Радхарани при виде Кришны. Не будучи способным самостоятельно постичь экстатические чувства Шримати Радхарани по отношению к Нему, Кришна решил войти в Ее роль. Господь Чайтанья — это Кришна, который испытывает эмоции Радхарани; иными словами, Он — Радха и Кришна, слитые воедино. Поэтому говорится: шри-кришна-чайтанйа радха-кришна нахе анйа. Поклоняясь одному Шри Чайтанье Махапрабху, можно познать вкус любовных отношений Радхи-Кришны. Поэтому не следует пытаться постичь Радху-Кришну непосредственно, понять Их можно только через Шри Чайтанью Махапрабху и Его спутников. Именно в связи с этим Шрила Нароттама дас Тхакур говорит: рупа-рагхунатха-паде хаибе акути, кабе хама буджхаба се йугала-пирити: «Когда же я разовью в себе желание служить Шри Рупе Госвами, Санатане Госвами, Рагхунатхе дасу Госвами и другим преданным Господа Чайтаньи, чтобы стать достойным понять лилы Шри Радхи и Кришны?»

Мадхья, 8.154-155. «Изначально Господь Кришна — сач-чид-ананда-виграха, трансцендентная форма вечности, знания и блаженства, поэтому Его личная духовная энергия имеет три формы: хладини — аспект Его блаженства; сандхини — аспект вечного существования; и самвит — аспект вечного знания».

Мадхья, 8.157-162. «Хладини-шакти дает Кришне трансцендентное наслаждение. Благодаря этой энергии Кришна черпает все духовное блаженство и счастье, хотя Сам Он — олицетворение счастья и блаженства. Любовь к Богу является основным качеством этой энергии. И эта любовь выражается как махабхава, трансцендентный экстаз, и Шримати Радхарани — олицетворение этого трансцендентного экстаза. Ее тело состоит из чистой любви к Кришне».

Мадхья, 8.164-166. «Этот высший экстаз Шримати Радхарани является сущностью духовной жизни. Ее единственное занятие — исполнять все желания Кришны. Шри Радха — высший драгоценный камень среди девушек Враджа, а другие гопи — Лалита, Вишакха и т.д. — экспансии Ее духовного тела, которое сияет как молния и насыщено трансцендентным благоуханием».

Мадхья, 8.180-185. «Шримати Радхарани побуждает Шри Кришну пить мед супружеских отношений. Поэтому Она всегда занята в удовлетворении всех Его любовных желаний. Она — бездонная сокровищница любви к Кришне, а Ее трансцендентным качествам нет равных». «Она — единственный источник любви к Кришне, и только Она одна способна исполнить все желания Кришны и никто больше». «Даже Сатьябхама, одна из цариц Шри Кришны, желает обладать удачей и возвышенными качествами Шримати Радхарани. Все гопи учатся искусству украшения себя нарядами у Шри Радхи, и даже Богиня Удачи, Лакшми, и жена Господа Шивы, Парвати, восхищаются красотой и достоинствами Шримати Радхики. Даже Сам Кришна не может определить границы трансцендентных качеств Шри Радхи, что уж говорить о незначительных живых существах?»

Мадхья, 8.211-214. «Хотя гопи, подруги Шримати Радхарани, не желают сами наслаждаться непосредственно с Кришной, Шри Радха стремится устроить так, чтобы Кришна лично наслаждался с гопи. Так Она черпает счастье в десять миллионов раз больше, чем наслаждалась бы Сама отношениями с Ним. Когда Кришна видит, как гопи развивают чистую бескорыстную любовь к Нему, Он чувствует глубокое удовлетворение».

Мадхья, 8.253,256. Чайтанья Махапрабху спросил: «Из многих видов медитации, какая необходима для живых существ?» Рамананда Райя ответил: «Главной обязанностью каждого живого существа — медитировать на лотосные стопы Радхи и Кришны, слушая об Их трансцендентных деяниях, и повторяя святые имена Радхи и Кришны, Харе Кришна маха-мантру».

Мадхья, 8.287-288. «Шри Чайтанья Махапрабху сказал: «В действительности Мое тело не светлого цвета. Это только кажется, поскольку оно соприкоснулось с телом Шримати Радхарани. Тем не менее, Она никогда не касается кого-либо, кроме сына Махараджа Нанды. Мое тело и ум преобразовались в экстаз Шримати Радхарани; таким образом, Я наслаждаюсь собственной сладостью в этой форме».

Мадхья, 13.150. Шри Кришна сказал: «Все обитатели Вриндавана: Моя мать, отец, мальчики-пастушки и другие подобны Моей жизни и душе. А среди всех обитателей Вриндавана гопи очень дороги Мне, однако из всех гопи, Ты, о Радхарани — главная. Поэтому Ты — Моя жизнь и душа».

Комментарий: Шримати Радхарани является центром всей деятельности Вриндавана. Во Вриндаване Кришна становится инструментом Шримати Радхарани, поэтому все жители Вриндавана повторяют «Джайя Радхе!»

Мадхья, 14.161. «Радхарани имеет уравновешенный характер. Она постоянно поглощена экстатической любовью и всегда находится в настроении гопи левого крыла».

Комментарий: Рупа Госвами объясняет в своей «Уджджвала-ниламани»: «Гопи, которые всегда пребывают в состоянии ревнивого гнева, которым нравится это положение, которые не терпят поражения, и которые никогда не находятся под контролем героя и противоречат Ему, называются вама, или гопи левого крыла. А гопи, которые не могут терпеть женственного гнева, которые говорят мягкие слова герою и удовлетворены Его сладкими словами, называются дакшина или гопи правого крыла».

Мадхья, 14.162. «Поскольку Она гопи левого крыла и Ее женственный гнев всегда пробужден, Кришна все же получает трансцендентное блаженство от Ее настроения».

Мадхья, 14.165-167. «Любовь Шримати Радхарани достигает высшего экстатического состояния. Вся Ее деятельность полностью чиста и лишена даже материального оттенка. В действительности Ее поведение в десять раз чище, чем расплавленное золото. Как только Шримати Радхарани получает шанс увидеть Кришну, Ее тело тут же украшается экстатическими признаками махабхавы. Трансцендентные украшения тела Шри Радхи включают восемь симптомов, тридцать три вйабхичари-бхавы, начиная с харша, или радостью в естественной любви, и двенадцать бхав, или экстатических эмоций».

Комментарий: Тридцать три вйабхичари-бхавы, телесных симптомов экстатической любви, описываются следующим образом:

1. нирведа - безразличие;

2. вишада - замкнутость;

3. даинйа - мягкость;

4. глани - чувство несовершенства;

5. шрама - усталость;

6. мада - безрассудство;

7. гарва - гордость;

8. шанка - сомнения;

9. траса - шок;

10. авега - состояние интенсивного волнения;

11. унмада - трансцендентное безумие;

12. апасмара - забывчивость;

13. вйадхи - болезнь;

14. моха - замешательство;

15. мрити - состояние близкое к смерти;

16. аласйа - бездействие;

17. джадйа - несостоятельность;

18. врида - стыд;

19. авахиттха - чувство скрытности;

20. смрити - воспоминания;

21. витарка - приведение доводов;

22. чинта - размышления;

23. мати - внимание;

24. дхрити - терпимость;

25. харша - ликование;

26. аутсукйа - пыл;

27. аугрйа - применение силы;

28. амарша - гнев;

29. асуйа - ревность;

30. чапалйа - дерзость;

31. нидра - оцепенение;

32. супти - глубокий сон;

33. прабодха


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.126 с.