Тренинги социальных навыков как средство — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Тренинги социальных навыков как средство

2019-12-19 175
Тренинги социальных навыков как средство 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тренинги социальных навыков как средство

Социализации детей и родителей

Из неблагополучных семей

 

 

Авторы проекта:   директор школы А.М.Шумейко  
  общественный инспектор П.В.Леоненкова  


В современной психолого-педагогической литературе приводятся различные определения и типологии неблагополучной семьи.

 

Неблагополучные семья - это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой–либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно. (Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000).

 

Неблагополучная семья – это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов. (Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей).

 

В нашей работе мы опираемся на рекомендации психолога, кандидата психологических наук Корчагиной Юлии Владимировны, автора книг:

 

1. Неблагополучные семьи: факторы риска и методы работы. Методическое пособие по профилактике и преодолению жестокого обращения, девиантного поведения и алкогольной зависимости в семье. Москва, МГПИ. Учебно-методическое издание

2. Модель службы социально-психологического сопровождения семей, в которых родители несовершеннолетних детей страдают алкоголизмом. Москва, МГПИ. Учебно-методическое издание

3. Семьи группы риска социального сиротства: характеристика, диагностические критерии, методы профилактики. Москва, МГПИ. Учебно-методическое издание.

 

Корчагина Ю.В. выделяет несколько типов неблагополучных семей, в основу классификации положена степень нарушения взаимоотношений и поведения членов семьи:

 

1. Проблемные семьи – это семьи, функционирование которых нарушено из-за педагогической несостоятельности родителей. Как правило, это конфликтные семьи с дисгармоничным стилем семейного воспитания (авторитарные, гипо- или гиперопекающие).

2. Кризисные семьи — это семьи, переживающие внешний или внутренний кризис (изменение состава семьи, взросление детей, развод, болезнь, смерть кого-либо из членов семьи, утрата работы, жилья, документов, средств к существованию и т. д.).

3. Асоциальные семьи - признаком этих семей является наличие такиз проблем как алкоголизм, пренебрежение нуждами детей. При этом, однако, детско-родительские отношения полностью не разорваны (например, дети пытаются скрывать пьянство родителей, берут на себя ответственность за обеспечение семьи, уход за младшими детьми, продолжают учиться в школе).

4. Аморальные семьи — это семьи, полностью утратившая семейные ценности, характеризующиеся алкоголизмом, наркоманией, жестоким обращением с детьми, не занимающиеся воспитанием и обучением детей, не обеспечивающие необходимых безопасных условий жизни. Дети в такой семье, как правило, не учатся, являются жертвами насилия, уходят из дома.

5. Антисоциальные семьи - в этих семьях наблюдается крайняя степень семейной дисфункции. Они характеризуются противоправным, антиобщественным поведением, несоблюдением моральных, нравственных норм в отношении наименее защищенных членов семьи, нарушением экономических прав ближних. Это семьи, ведущие паразитический образ жизни, зачастую за счет принуждения детей к воровству, попрошайничеству и проституции.

 

Тренинг социальных навыков и поведения,

Занятие 2. Мир кожи

 

Цель. Уточнение представлений о функциях кожи и формирование навыков ухода за кожей.

Задачи. Формировать стремление избегать повреждения и загрязнения кожи; привычку соблюдать правила личной гигиены.

Методическое оснащение. Вопросник «Как ты заботишься о своей коже?»*.

Вводная часть. Актуализация имеющихся знаний о назначении кожи; Несколько учеников выходят к доске и закрывают глаза. Учитель прикасается к тыльным сторонам их ладоней поочередно различными предметами (острым, холодным, теплым). Учащимся предлагается сказать, что они почувствовали. «Аукцион идей»: зачем человеку кожа? Обобщая ответы, учитель подчеркивает, что кожа дает человеку определенную информацию об окружающей среде.

Основная часть. Формирование и уточнение представлений о различных функциях кожи. Внимание обращается на то, что при помощи кожи (в отличие от зрения, слуха, обоняния) можно почувствовать холод, тепло, боль (на 1 кв. см кожи имеются: 2 точки, чувствительные к теплу, 12—-к холоду, 25-—осязательные и 150—-болевые). Беседа: «Почему на коже много болевых точек? Точек, чувствительных к холоду и теплу?» (кожа защищает организм, предупреждая о возможной травме; регулирует температурный режим); «Как выглядит человек, которому жарко (холодно)? Почему?» (покраснение свидетельствует о расширении пор, способствующем отдаче лишнего тепла, побледнение—о сужении, способствующем его уменьшению); подчеркнуть, что кожа, «сообщая» мозгу об изменениях внешней среды, помогает организму лучше приспособиться к температуре. «Может ли кожа «сообщить» о неполадках внутри организма?» (подчеркнуть, что при различных заболеваниях на коже может появиться сыпь, язвы и т.п., поэтому по состоянию кожи и ее придатков—волосам, ногтям—можно судить о здоровье).

Заключительная часть. Отработка стратегии ухода за кожей. Беседа: «Что и почему угрожает коже» (грязь, повреждения, кожные заболевания «как защищать кожу?» (гигиена, закаливание, здоровое питание, лечебная косметика, недопустимость использования чужих туалетных принадлежностей).

В процессе обобщения полуденных знаний учащиеся знакомятся с вопросником «Как ты заботишься о своей коже?» и самостоятельно делают вывод о своих гигиенических навыках.

Домашнее задание. Обсудить с членами семьи значение кожи для организма человека.

 

Результативность работы

 

Серьезные изменения требуют времени. Как на протяжении многих лет формировался дисфункциональный способ поведения членов семьи, так не за один день семья перестраивается и начинает пробовать жить иначе. Человек должен созреть для изменений, а это долгий процесс, причем большая часть этого процесса происходит во внутреннем мире человека, не проявляясь поначалу внешне. Когда же изменения становятся заметны, то об их устойчивости все равно говорить рано: требуется значительный период времени для того, чтобы новые способы поведения стали привычными. На этом пути возможны «срывы», возвраты к старому, которые не следует расценивать как тщетность всех приложенных усилий. Возможно, это временный откат назад, вызванный какими-либо неблагоприятными обстоятельствами. И наше дело в этом случае – вновь анализировать ситуацию, делать выводы и продолжать работу.

 

 

Тренинги социальных навыков как средство


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.