Сущность и классификация банковских инноваций — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Сущность и классификация банковских инноваций

2019-12-18 249
Сущность и классификация банковских инноваций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекция 8.

Сущность и классификация банковских инноваций

Б анковская инновация предполагает создание качественно нового банковского продукта либо продукта, имеющего более привлекательные потребительские свойства по сравнению с аналогом, либо использование более совершенных технологий. Банковские продукты с улучшенными характеристиками способны соответствовать возрастающим потребностям клиентов, а использование более совершенной технологии их создания позволяет обеспечить совершенствование каналов доставки продуктов.

Однако необходимо учитывать, что банковская деятельность, с одной стороны, ориентирована на потребителя (проведение операций с клиентами), с другой стороны, связана с комплексом внутрибанковских организационных и управленческих аспектов. С точки зрения потребителя, целью модификаций в деятельности банков является придание продуктам новых полезных свойств (нового качества). В то же время, с точки зрения самой кредитной организации, полезный эффект будет выражаться в конечном счете в увеличении совокупного финансового результата.

Причина и момент возникновения (идея), вид новшества, сфера его полезного использования, масштаб получаемого эффекта (для банка и клиента) определяется формой участия банков в инновационном процессе:

– собственные банковские инновации (непосредственная реализация самим банком инновационного проекта, разработка нового продукта, стратегии его продвижения и др.);

– участие банка в инновационном процессе как обеспечивающей структуры (кредитование, участие в венчурных фондах, экспертиза проектов, инвестиционный консалтинг, андеррайтинг и др.), деятельность которой направлена на содействие инновационной деятельности клиентов.

Новшества в розничном сегменте банковского бизнеса возникают, прежде всего, как собственные продуктовые и процессные инновации. Они предполагают совершенствование форм и методов организации и управления в банке, изменение регламента работы, повышение доступности банковских услуг для максимально широкого круга потребителей – физических лиц.

Классификация инноваций представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Классификация банковских инноваций

Классификационный признак Виды инноваций Содержание

Новизна инноваций

Радикальные Внедрение принципиально новых видов банковских продуктов, применение качественно новых технологий их продвижения на рынок, использование абсолютно новых методов организации банковского бизнеса и управленческих технологий
Улучшающие Совершенствование (полезные модификации) существующих банковских продуктов и технологий их продвижения, методов и технологий управления, организации системы внутреннего контроля, риск-менеджмента и др.

Инновации в существу­ющих банковских продуктах

Комбинаторные Объединение различных продуктов и (или) технологий их продажи в один комплексный пакет, предлагаемый в дальнейшем как единый банковский продукт
Модифицирующие Вносят изменения в существующие банковские продукты для продления их жизненного цикла

Сфера использования

Организационно-управленческие Связаны с изменениями в организационной структуре банка, процессах взаимодействия подразделений, модели управления, процессах принятия стратегических и оперативных реше­ний, системах внутреннего контроля, риск-менеджмента
Технологические Обеспечивают изменение во внутрибанковских бизнес-процессах, технологиях обслуживания клиентов банка, создание новых и совершенствование существующих банковских продуктов
Инноваци­онный бан­ковский маркетинг Обеспечивает формирование новой стратегии и новых технологий продвижения существующих и новых банковских продуктов на рынок, ценовые и неценовые конкурентные преимущества

Происхождение техно­логических инноваций

Внешние Банк приобретает возникшие в других отраслях экономики новые технологии (телекоммуника­ции, электроника); при этом банк несет затраты
Внутренние Разрабатываются банком самостоятельно; банк несет затраты на НИОКР

Наличие аналогов

Безаналоговые Банковские продукты и технологии, разработанные и предложенные на рынке впервые
Копирующие Банковские продукты и технологии, уже суще­ствующие в отечественной либо зарубежной банковской практике, внедряемые банком с целью предоставления аналогичных услуг и поддержания конкурентной позиции

Новизна копирующих инноваций

Новые для банка Новшества в продуктах и технологиях, маркетинговых приемах, уже используемые банками-конкурентами
Новые для сферы использования 1. Новшества, разработанные и применяемые в зарубежной банковской практике, адаптированные для отечественных условий. 2. Использование существующих банковских продуктов, технологий маркетинговых приемов для иных клиентских групп, отраслей экономики
Причина появления Обусловленные новыми потребно­стями клиентов Новшества и иные самостоятельные разработки банка в продуктах и технологиях, а также новые нетрадиционные или комбинированные действия банка, обеспечивающие удовлетворение новых потребностей клиентов, возникающих в результате экономических преобразований в стране, развития форм, методов и характера взаимодействия отечественных субъектов хозяйствования между собой и с зарубежными партнерами
  Обусловленные из­менениями в продуктовой или клиентской стратегии банка Новшества и иные самостоятельные разработки банка в продуктах и технологиях, а также новые нетрадиционные или комбинированные действия банка, обеспечивающие достижение стратегических и оперативных целей в рамках реализуемой продуктовой или клиентской стратегии

Полученный эффект для банка

Ориентированные на экономический эффект Обеспечивают повышение доходов и снижение расходов банка по проводимым операциям
Ориентированные на поддержание конкурентной позиции Обеспечивают оптимизацию банковских бизнес-процессов, что позволяет поддержать конкурентоспособность банка на внутреннем и внешнем рынке
Ориентация на клиента В розничном сегменте Обеспечивает расширение клиентской базы в розничном сегменте, повышение среднего срока хранения денежных средств, развитие смежных услуг
  В корпоративном сегменте Обеспечивает расширение клиентской базы в корпоративном сегменте, рост объемов краткосрочного и инвестиционного кредитования, развитие проектных форм кредитования, реа­лизацию проектов, содействующих внешнеэкономической деятельности клиентов

Результативность для банковской системы и экономики

Содействующие обеспечению устойчивости банковской системы страны Новшества в банковских бизнес-процессах, обеспечивающие совершенствование систем внутреннего контроля и риск-менеджмента, предотвращение кризисов ликвидности, ми­нимизацию операционных и рыночных рисков
Содействующие инновационному развитию страны Новшества и иные самостоятельные разработки банка в продуктах и технологиях, а также новые нетрадиционные или комбинированные действия банка, обеспечивающие ориентированность на инновации в реальном секторе экономики и (или) содействующие инновациионному развитию страны (региона, отрасли, предприятия)

Инновационные изменения в розничном сегменте банковского бизнеса в Республике Беларусь характеризуются рядом особенностей. К ним относятся следующие:

– новшества в деятельности отечественных банков носят преимущественно <улучшающий>, а не радикальный характер, обеспечивают совершенствование существующих банковских продуктов (модификации) и технологий их продвижения, методов и технологий управления и др.;

– технологические инновации преимущественно возникают в других отраслях экономики (телекоммуникации, электроника), поэтому отставание страны в высокотехнологичных сферах определяет зависимость от иностранных производителей и высокие затраты по приобретению имеющихся на рынке новых технологий;

– рынок розничных банковских услуг Республики Беларусь зависит от банковских продуктов, технологий и процедур, реализуемых в других странах, что определяет отсутствие безаналоговых инноваций. Инновации являются копирующими: данные продукты и технологии уже существуют в отечественной либо зарубежной банковской практике и внедряются банком с целью предоставления аналогичных услуг и поддержания конкурентной позиции;

– изменение потребностей клиентов, обусловленное экономическими преобразованиями в стране, развитием форм, методов и характера взаимодействия с субъектами хозяйствования является основным побудительным мотивом – стимулом новшеств в розничных продуктах и технологиях, проведения банками самостоятельных разработок.

Приоритетными направлениями инновационного развития в банках Республики Беларусь в настоящее время являются:

– автоматизация банковских бизнес-процессов, внедрение и развитие технологий само – и дистанционного обслуживания, виртуальных банковских технологий;

– совершенствование форм и методов управления, направленное на интеграцию управленческих и контрольных процедур в повседневные операции банков; в области менеджмента персонала – обеспечение специализации топ-менеджеров и максимальная универсализация исполнителей; интеграция процедур бизнес-консалтинга в функции всех клиентских менеджеров банков;

– структурные и функциональные изменения в подразделениях банков, позволяющие обеспечить многоканальность обслуживания клиентов;

– оптимизация региональной сети отечественных банков на основе реализации принципов сегментации и специализации;

– адаптация и использование достижений зарубежной банковской практики, стандартов и унификаций в области организации банковской деятельности, регионального развития банков, риск-менеджмента, бухгалтерского учета, надзора и аудита.

 

Таблица 2 – Этапы разработки розничного банковского продукта

Наименование этапа Действия банка
Возникновение идеи (замысла) нового банковского продукта Исследование рынка розничных банковских услуг; исследование удовлетворенности потребителей, их потребностей и ожиданий. Анализ продуктовых линеек банков-конкурентов, зарубежной практики розничного бизнеса; изучение новых технических и технологических решений, в том числе в других отраслях экономики и сферах интеллектуальной деятельности. Разработка замысла создания и продвижении продукта, ориентированного на более полное удовлетворение существующей потребности клиентов. Определение целевых ориентиров продаж нового продукта
Организационно-финансовые и юридические решения Анализ возможностей банка по реализации идеи создания нового продукта. Решение организационных, юридических, финансовых, технических, технологических вопросов в профильных подразделениях банка, уточнение и детализация замысла. Взаимодействие с организациями-партнерами для определения основных и дополнительных характеристик нового продукта, каналов его продажи
Разработка характеристик нового продукта Определение ценовых параметров нового продукта; подготовка регламента его продажи клиентам, не противоречащего законодательству. Прогнозный расчет экономической эффективности продажи нового продукта. Разработка (оптимизация) внутрибанковских процедур (учет, анализ, контроль, риск-менеджмент, планирование и др.) с учетом специфики нового продукта. Разработка стратегии продаж и программы маркетинговых мероприятий. Обучение сотрудников
Пробная продажа Принятие решения о сроках вывода нового продукта на рынок. Проведение пробных маркетинговых акций. Организация пробных продаж лояльным клиентам. Акционные и бонусные продажи, направленные на привлечение новых клиентов
Подготовка рынка и предложение нового продукта массовому потребителю Проведение широкой рекламной кампании, ориентирован­ной на стимулирование сбыта массовому потребителю. Предложение нового продукта на стандартных условиях. Анализ восприимчивости рынка; оценка эффективности продаж. Разработка рекомендаций по возможным модификациям данного банковского продукта; расширение перечня каналов сбыта; включение нового продукта в <пакетные> предложения банка; разработка программ скидок, специальных условий, определение льготных категорий клиентов и др.

 

Разработка и предложение на рынке новых розничных продуктов определяет для банков и некоторые проблемы, связанные с обеспечением качества обслуживания клиентов и параметров <внутреннего> качества:

– включение процедур продаж новых розничных продуктов в реализуемые в банке бизнес-процессы, автоматизированные в программно-технических комплексах, может потребовать проведения реинжиниринга, а следовательно, – дополнительные расходы;

– привлечение сторонних организаций для разработки новых розничных продуктов, технического и технологического сопровождения или обеспечения их продажи (аутсорсинг) определяет необходимость разработки в их отношении контрольных процедур со стороны банка, возникновение ответственности перед клиентом за качество их работы;

– развитие продуктовых линеек банков, в том числе с учетом расширения числа каналов предоставления розничных услуг, определяет возникновение новых рисков и необходимость совершенствования процедур риск-менеджмента;

– предложение новых продуктов в сегменте массового потребления определяет необходимость проведения оценки удовлетворенности большого числа клиентов, оперативного реагирования на изменение их требований и предпочтений, возможной оперативной модификации продуктов в качестве действий, корректирующих и предупреждающих претензии различных клиентских групп.

Любой банковский продукт, предлагаемый потребителям – физическим лицам, имеет свой жизненный цикл, проходит этапы от создания и выведения продукта на рынок до снижения спроса клиентов с последующим прекращением продажи. Жизненный цикл розничного банковского продукта включает следующие фазы:

– выход нового продукта на рынок, пробные (акционные и бонусные) продажи, продажи целевым группам. Предложение нового продукта (вклад, кредит) на рынке может сразу иметь массовый характер. Фаза характеризуется наличием предварительных затрат банка на разработку нового продукта, его выведение на рынок, а также существенных расходов на проведение текущих маркетинговых мероприятий, позволяющих информировать значительное число клиентов о конкурентных преимуществах нового продукта;

– рост продаж, предложение нового продукта массовому потребителю. Высокий уровень новизны в качественных характеристиках продукта, а также существенные ценовые преимущества могут приводить к скачкообразно повышающемуся спросу, росту темпов продаж, привлечению новых клиентов, в том числе за счет лиц, меняющих обслуживающий банк (например, при миграции вкладов). В то же время, если продукт является аналогом существующих на рынке разновидностей вкладов, кредитов, переводов и предлагается физическим лицам для поддержания конкурентной позиции банка, то это может определить недостаточно высокий спрос со стороны населения и необходимость полезных модификаций уже на этой стадии;

– стабилизация продаж (зрелость продукта), конкурентная борьба между банками за потребителя на основе усовершенствования продукта, расширения каналов доставки, оказания бесплатных услуг, включение данного продукта в <пакетные> предложения для удовлетворения изменяющихся потребностей физических лиц. В условиях появления аналогичных или предпочтительных по цене и качеству предложений конкурентов происходит замедление продаж;

– спад и прекращение продаж, отдельные продажи традиционным (постоянным) клиентам, отсутствие новых клиентов, устойчивое падение объемов реализации продукта. Банк прекращает маркетинговые мероприятия и переключается на разработку новых конкурентоспособных продуктов, способных существенно обновить продуктовую линейку.

Важными факторами, определяющими длительность жизненного цикла розничных банковских продуктов, стабильность их продаж, является избранная банком стратегия сбыта, а также особенности территориального размещения точек продаж (филиалов, отделений, центров банковских услуг и других структурных подразделений), внутреннее устройство (зонирование помещений банка), режим работы, распределение обязанностей ответственных исполнителей банка и их мотивация и др.

В рамках процедур организации обслуживания клиентов – физических лиц банки могут ориентироваться на массового либо индивидуального потребителя, реализуя соответственно стратегию <финансового супермаркета> или стратегию <финансового бутика>.

При организации продаж (сбыта) розничных банковских продуктов возможно использование стратегий самостоятельных и комплексных продаж (разновидностями этой стратегии являются перекрестные и совмещенные продажи).

Лекция 8.

Сущность и классификация банковских инноваций

Б анковская инновация предполагает создание качественно нового банковского продукта либо продукта, имеющего более привлекательные потребительские свойства по сравнению с аналогом, либо использование более совершенных технологий. Банковские продукты с улучшенными характеристиками способны соответствовать возрастающим потребностям клиентов, а использование более совершенной технологии их создания позволяет обеспечить совершенствование каналов доставки продуктов.

Однако необходимо учитывать, что банковская деятельность, с одной стороны, ориентирована на потребителя (проведение операций с клиентами), с другой стороны, связана с комплексом внутрибанковских организационных и управленческих аспектов. С точки зрения потребителя, целью модификаций в деятельности банков является придание продуктам новых полезных свойств (нового качества). В то же время, с точки зрения самой кредитной организации, полезный эффект будет выражаться в конечном счете в увеличении совокупного финансового результата.

Причина и момент возникновения (идея), вид новшества, сфера его полезного использования, масштаб получаемого эффекта (для банка и клиента) определяется формой участия банков в инновационном процессе:

– собственные банковские инновации (непосредственная реализация самим банком инновационного проекта, разработка нового продукта, стратегии его продвижения и др.);

– участие банка в инновационном процессе как обеспечивающей структуры (кредитование, участие в венчурных фондах, экспертиза проектов, инвестиционный консалтинг, андеррайтинг и др.), деятельность которой направлена на содействие инновационной деятельности клиентов.

Новшества в розничном сегменте банковского бизнеса возникают, прежде всего, как собственные продуктовые и процессные инновации. Они предполагают совершенствование форм и методов организации и управления в банке, изменение регламента работы, повышение доступности банковских услуг для максимально широкого круга потребителей – физических лиц.

Классификация инноваций представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Классификация банковских инноваций

Классификационный признак Виды инноваций Содержание

Новизна инноваций

Радикальные Внедрение принципиально новых видов банковских продуктов, применение качественно новых технологий их продвижения на рынок, использование абсолютно новых методов организации банковского бизнеса и управленческих технологий
Улучшающие Совершенствование (полезные модификации) существующих банковских продуктов и технологий их продвижения, методов и технологий управления, организации системы внутреннего контроля, риск-менеджмента и др.

Инновации в существу­ющих банковских продуктах

Комбинаторные Объединение различных продуктов и (или) технологий их продажи в один комплексный пакет, предлагаемый в дальнейшем как единый банковский продукт
Модифицирующие Вносят изменения в существующие банковские продукты для продления их жизненного цикла

Сфера использования

Организационно-управленческие Связаны с изменениями в организационной структуре банка, процессах взаимодействия подразделений, модели управления, процессах принятия стратегических и оперативных реше­ний, системах внутреннего контроля, риск-менеджмента
Технологические Обеспечивают изменение во внутрибанковских бизнес-процессах, технологиях обслуживания клиентов банка, создание новых и совершенствование существующих банковских продуктов
Инноваци­онный бан­ковский маркетинг Обеспечивает формирование новой стратегии и новых технологий продвижения существующих и новых банковских продуктов на рынок, ценовые и неценовые конкурентные преимущества

Происхождение техно­логических инноваций

Внешние Банк приобретает возникшие в других отраслях экономики новые технологии (телекоммуника­ции, электроника); при этом банк несет затраты
Внутренние Разрабатываются банком самостоятельно; банк несет затраты на НИОКР

Наличие аналогов

Безаналоговые Банковские продукты и технологии, разработанные и предложенные на рынке впервые
Копирующие Банковские продукты и технологии, уже суще­ствующие в отечественной либо зарубежной банковской практике, внедряемые банком с целью предоставления аналогичных услуг и поддержания конкурентной позиции

Новизна копирующих инноваций

Новые для банка Новшества в продуктах и технологиях, маркетинговых приемах, уже используемые банками-конкурентами
Новые для сферы использования 1. Новшества, разработанные и применяемые в зарубежной банковской практике, адаптированные для отечественных условий. 2. Использование существующих банковских продуктов, технологий маркетинговых приемов для иных клиентских групп, отраслей экономики
Причина появления Обусловленные новыми потребно­стями клиентов Новшества и иные самостоятельные разработки банка в продуктах и технологиях, а также новые нетрадиционные или комбинированные действия банка, обеспечивающие удовлетворение новых потребностей клиентов, возникающих в результате экономических преобразований в стране, развития форм, методов и характера взаимодействия отечественных субъектов хозяйствования между собой и с зарубежными партнерами
  Обусловленные из­менениями в продуктовой или клиентской стратегии банка Новшества и иные самостоятельные разработки банка в продуктах и технологиях, а также новые нетрадиционные или комбинированные действия банка, обеспечивающие достижение стратегических и оперативных целей в рамках реализуемой продуктовой или клиентской стратегии

Полученный эффект для банка

Ориентированные на экономический эффект Обеспечивают повышение доходов и снижение расходов банка по проводимым операциям
Ориентированные на поддержание конкурентной позиции Обеспечивают оптимизацию банковских бизнес-процессов, что позволяет поддержать конкурентоспособность банка на внутреннем и внешнем рынке
Ориентация на клиента В розничном сегменте Обеспечивает расширение клиентской базы в розничном сегменте, повышение среднего срока хранения денежных средств, развитие смежных услуг
  В корпоративном сегменте Обеспечивает расширение клиентской базы в корпоративном сегменте, рост объемов краткосрочного и инвестиционного кредитования, развитие проектных форм кредитования, реа­лизацию проектов, содействующих внешнеэкономической деятельности клиентов

Результативность для банковской системы и экономики

Содействующие обеспечению устойчивости банковской системы страны Новшества в банковских бизнес-процессах, обеспечивающие совершенствование систем внутреннего контроля и риск-менеджмента, предотвращение кризисов ликвидности, ми­нимизацию операционных и рыночных рисков
Содействующие инновационному развитию страны Новшества и иные самостоятельные разработки банка в продуктах и технологиях, а также новые нетрадиционные или комбинированные действия банка, обеспечивающие ориентированность на инновации в реальном секторе экономики и (или) содействующие инновациионному развитию страны (региона, отрасли, предприятия)

Инновационные изменения в розничном сегменте банковского бизнеса в Республике Беларусь характеризуются рядом особенностей. К ним относятся следующие:

– новшества в деятельности отечественных банков носят преимущественно <улучшающий>, а не радикальный характер, обеспечивают совершенствование существующих банковских продуктов (модификации) и технологий их продвижения, методов и технологий управления и др.;

– технологические инновации преимущественно возникают в других отраслях экономики (телекоммуникации, электроника), поэтому отставание страны в высокотехнологичных сферах определяет зависимость от иностранных производителей и высокие затраты по приобретению имеющихся на рынке новых технологий;

– рынок розничных банковских услуг Республики Беларусь зависит от банковских продуктов, технологий и процедур, реализуемых в других странах, что определяет отсутствие безаналоговых инноваций. Инновации являются копирующими: данные продукты и технологии уже существуют в отечественной либо зарубежной банковской практике и внедряются банком с целью предоставления аналогичных услуг и поддержания конкурентной позиции;

– изменение потребностей клиентов, обусловленное экономическими преобразованиями в стране, развитием форм, методов и характера взаимодействия с субъектами хозяйствования является основным побудительным мотивом – стимулом новшеств в розничных продуктах и технологиях, проведения банками самостоятельных разработок.

Приоритетными направлениями инновационного развития в банках Республики Беларусь в настоящее время являются:

– автоматизация банковских бизнес-процессов, внедрение и развитие технологий само – и дистанционного обслуживания, виртуальных банковских технологий;

– совершенствование форм и методов управления, направленное на интеграцию управленческих и контрольных процедур в повседневные операции банков; в области менеджмента персонала – обеспечение специализации топ-менеджеров и максимальная универсализация исполнителей; интеграция процедур бизнес-консалтинга в функции всех клиентских менеджеров банков;

– структурные и функциональные изменения в подразделениях банков, позволяющие обеспечить многоканальность обслуживания клиентов;

– оптимизация региональной сети отечественных банков на основе реализации принципов сегментации и специализации;

– адаптация и использование достижений зарубежной банковской практики, стандартов и унификаций в области организации банковской деятельности, регионального развития банков, риск-менеджмента, бухгалтерского учета, надзора и аудита.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.