Понятие и сущность бюджетного кредитования — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Понятие и сущность бюджетного кредитования

2019-12-17 285
Понятие и сущность бюджетного кредитования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….стр. 3

1. Основные понятия, принципы и цели бюджетного кредитования

1.1 Понятие и сущность бюджетного кредитования……………………..стр. 5

1.2 Функции и цели бюджетного кредитования………………………….стр. 9

1.3 Формы и механизм бюджетного кредитования………………………стр. 13

2. Бюджетное кредитование в России на современном этапе

2.1 Теоретико-правовой аспект бюджетного кредитования.……………стр. 21

2.2 Правовая ответственность за нарушение условий бюджетного

кредитования ………………………………………………….……………стр. 27

Заключение…………………………………………………………………стр.37

Список литературы………………………………………………………….стр.39

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Государственное кредитование юридических лиц осуществляется в современной России уже более десяти лет. Формой государственного кредитования, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной основе, является бюджетный кредит.

Заемщиками государственных бюджетных средств на возвратной основе могут быть коммерческие и некоммерческие российские юридические лица, за исключением организаций с иностранными инвестициями. Порядок осуществления государственного кредитования предпринимательской деятельности зависит от субъекта, которому предоставляются денежные средства.

Следует отметить, что финансирование получателей бюджетных средств на возвратной основе получило широкое распространение только в девяностые годы. Причем если в начале девяностых годов условия предоставления бюджетных средств на возвратной и платной основе не были четко определены и в связи с этим их предоставление можно было назвать стихийным, то с 1995 года регулирование данных отношений приобрело более упорядоченный характер (статьи 35, 43 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1995 год», в соответствии с которыми Правительству Российской Федерации было предоставлено право финансировать конкретные расходы на условиях возвратности и платности). Основной причиной введения метода возвратного финансирования в 1995 году явился поиск более эффективного использования бюджетных средств и оказания финансовой поддержки важнейшим секторам экономики.

Вступивший в силу с 1 января 2000г. Бюджетный кодекс Российской Федерации установил более четкие правовые основы предоставления государственных бюджетных средств. Обязательным условием предоставления бюджетного кредита стало проведение проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита финансовым органом в любое время действия кредита, а также проверка целевого использования бюджетного кредита.

Переходя к исследованию принципов и механизмов бюджетного кредитования в Российской Федерации, необходимо отметить, что понятие «бюджетный кредит» следует отличать от понятия «государственный кредит». В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. То есть можно сказать, что «бюджетность» кредита является следствием его «государственности».

Понятие «государственный кредит» охватывает несколько видов договорных отношений. Во-первых, это договоры, в которых государство выступает в роли заемщика-должника, осуществляющего привлечение денежных средств различных займодавцев-кредиторов. К таким договорам отнесены договоры государственного займа (статья 817 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 6 Бюджетного кодекса РФ), а также кредиты, предоставляемые кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями. Во-вторых, это договоры, в которых государство выступает в качестве кредитора, предоставляющего бюджетные средства на возвратной основе. К ним отнесены договоры бюджетного кредита, договоры налогового кредита и договоры предоставления средств иностранным государствам, их юридическим лицам, международным организациям.

Таким образом, бюджетный кредит является одной из специальных разновидностей государственного кредита.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ И ЦЕЛИ БЮДЖЕТНОГО КРЕДИТОВАНИЯ

БЮДЖЕТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Решение многочисленных социально-экономических задач развития государства и общества невозможно без использования финансовых средств публично-правовых образований. Использование этих финансовых средств производится в виде разнообразных форм их расходования. Одной из таких форм является предоставление бюджетных средств на условиях возвратности и платности.

Бюджетная система Российской Федерации строится на принципах федерализма и состоит из трех уровней: федерального, субъектового и местного. Совокупность этих трех уровней представляет собой консолидированный бюджет.

Бюджетное кредитование – это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств: 1) юридическим лицам; 2) другому бюджету на возвратной и безвозмездной основе. В соответствии с российским бюджетным законодательством бюджетный кредит юридическому лицу, не являющемуся государственным или унитарным предприятием, предоставляется на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, только при условии представления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита. При этом способами обеспечения бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в т.ч. в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100 процентов предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательства должно иметь высокую степень ликвидности. Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита финансовым органом или по его поручению уполномоченным органом. Уполномоченные органы имеют право на проверку получателя бюджетного кредита в любое время действия кредита, а также проводят проверку целевого использования бюджетного кредита. При неспособности заемщика обеспечить исполнение обязательств бюджетный кредит не предоставляется. Возврат предоставленных юридическим лицам бюджетных средств, а также плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет. Государственным или муниципальным унитарным предприятиям бюджетные кредиты (процентные и беспроцентные) предоставляются на условиях и в пределах лимитов, предусмотренных соответствующими бюджетами.

Цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, конкретные условия и порядок их предоставления, а также лимиты предоставления на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года, устанавливаются при утверждении соответствующего бюджета на очередной финансовый год. Органы, исполняющие бюджет, ведут реестры всех предоставленных бюджетных кредитов по их получателям.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г № 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 24.07.2008).

2. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 14.07.2008, с изм. от 24.07.2008).

3. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 14.07.2008).

4. Гражданский кодекс РФ (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 01.11.2001) (ред. от 30.06.2008).

5. Гражданский кодекс РФ (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006) (ред. от 30.06.2008).

6. Бюджетная система России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. проф. Г.Б.Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

7. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / О.В.Врублевская и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - 3-е изд., испр. и перераб. - М.: Юрайт-Издат, 2003.

8. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002.

9. Грачева Е.Ю. Финансовое право в вопросах и ответах, М. 2003

10. Давыдов Я.В. Финансы. Конспект лекций. Приор-издат. М. 2009

11. Карасева М.В. Финансовое правоотношение, – М., 2001.

12. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. М.В. Романовского. М.: Юрайт, 2003.

13. Махмутова Э.Х. Государственный кредит в Российской Федерации. Проблемы правового регулирования и перспективы развития. Изд. Финансовый контроль. М. 2004.

14. Сабитова, Н.М. К вопросу о реформировании бюджетного процесса в РФ / Н.М. Сабитова // Финансы и кредит. - 2006. - № 6.

15. Сорокина Т.В. «Государственный бюджет». Издательство «Инфра–М», 2004г.

16. Тедеев А.А., Парыгина В.А. Бюджетная система России: Учебное пособие. - М.: Эксмо, 2005

17. Финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002.128с.

18. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит»/ Под ред. Г.Б.Поляка. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

19. Якобсон, Л. Бюджетная реформа: федерализм или управление по результатам // Вопросы экономики. - 2006. - № 8.


[1] Бюджетный кодекс Российской Федерации, № 145-ФЗ от 31.07.1998, в ред. от 08.11.2007. Ст. 6

[2] Бюджетный кодекс Российской Федерации, № 145-ФЗ от 31.07.1998 в ред. от 08.11.2007, ст. 93

[3] Другова Ю.В. Использование бюджетных средств коммерческими организациями: правовой аспект / Законодательство и экономика, 2003, № 1.

[4] Залевский В.Г. Проблема соотношения терминов «государственный кредит» и «государственный заем» в теории и законодательстве / Законодательство, 2002, № 1. С.78, 79. Включение в данный перечень договоров налогового кредита выглядит необоснованным. В этом случае денежные средства государством не предоставляются, а содержанием налогового кредита является налоговое обязательство с измененным сроком его исполнения.

[5] Номер пункта приведен в редакции, введенной в действие с 8 августа 2000 года Федеральным законом от 5 августа 2000 года № 116–ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ». Далее номера пунктов статьи 76 БК РФ приведены также в новой редакции.

[6] Вопрос о правовой природе отношений по бюджетному кредиту является достаточно дискуссионным. Точка зрения, согласно которой правоотношения по бюджетному кредиту, предоставляемому юридическим лицам, носят гражданско-правовой характер, поддерживается рядом авторов и судебной практикой.

[7] Карасева М.В. Финансовое правоотношение, – М., 2001. С. 43.

[8] Карасева М.В. Финансовое правоотношение, – М., 2001. С. 116.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….стр. 3

1. Основные понятия, принципы и цели бюджетного кредитования

1.1 Понятие и сущность бюджетного кредитования……………………..стр. 5

1.2 Функции и цели бюджетного кредитования………………………….стр. 9

1.3 Формы и механизм бюджетного кредитования………………………стр. 13

2. Бюджетное кредитование в России на современном этапе

2.1 Теоретико-правовой аспект бюджетного кредитования.……………стр. 21

2.2 Правовая ответственность за нарушение условий бюджетного

кредитования ………………………………………………….……………стр. 27

Заключение…………………………………………………………………стр.37

Список литературы………………………………………………………….стр.39

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Государственное кредитование юридических лиц осуществляется в современной России уже более десяти лет. Формой государственного кредитования, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной основе, является бюджетный кредит.

Заемщиками государственных бюджетных средств на возвратной основе могут быть коммерческие и некоммерческие российские юридические лица, за исключением организаций с иностранными инвестициями. Порядок осуществления государственного кредитования предпринимательской деятельности зависит от субъекта, которому предоставляются денежные средства.

Следует отметить, что финансирование получателей бюджетных средств на возвратной основе получило широкое распространение только в девяностые годы. Причем если в начале девяностых годов условия предоставления бюджетных средств на возвратной и платной основе не были четко определены и в связи с этим их предоставление можно было назвать стихийным, то с 1995 года регулирование данных отношений приобрело более упорядоченный характер (статьи 35, 43 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1995 год», в соответствии с которыми Правительству Российской Федерации было предоставлено право финансировать конкретные расходы на условиях возвратности и платности). Основной причиной введения метода возвратного финансирования в 1995 году явился поиск более эффективного использования бюджетных средств и оказания финансовой поддержки важнейшим секторам экономики.

Вступивший в силу с 1 января 2000г. Бюджетный кодекс Российской Федерации установил более четкие правовые основы предоставления государственных бюджетных средств. Обязательным условием предоставления бюджетного кредита стало проведение проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита финансовым органом в любое время действия кредита, а также проверка целевого использования бюджетного кредита.

Переходя к исследованию принципов и механизмов бюджетного кредитования в Российской Федерации, необходимо отметить, что понятие «бюджетный кредит» следует отличать от понятия «государственный кредит». В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. То есть можно сказать, что «бюджетность» кредита является следствием его «государственности».

Понятие «государственный кредит» охватывает несколько видов договорных отношений. Во-первых, это договоры, в которых государство выступает в роли заемщика-должника, осуществляющего привлечение денежных средств различных займодавцев-кредиторов. К таким договорам отнесены договоры государственного займа (статья 817 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 6 Бюджетного кодекса РФ), а также кредиты, предоставляемые кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями. Во-вторых, это договоры, в которых государство выступает в качестве кредитора, предоставляющего бюджетные средства на возвратной основе. К ним отнесены договоры бюджетного кредита, договоры налогового кредита и договоры предоставления средств иностранным государствам, их юридическим лицам, международным организациям.

Таким образом, бюджетный кредит является одной из специальных разновидностей государственного кредита.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ И ЦЕЛИ БЮДЖЕТНОГО КРЕДИТОВАНИЯ

Понятие и сущность бюджетного кредитования

Под бюджетным кредитованием согласно Бюджетного кодекса Российской Федерации понимают предоставление денежных средств одним бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу, иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основе.

Бюджетный кредит – это денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах[1].

Бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерацией субъекту Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом РФ, иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете. Таким образом, получателем бюджетного кредита является публично-правовое образование, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование и юридические лица.

Одним из условий предоставления бюджетного кредита является то, что он может быть предоставлен только субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу, которые не имеют просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием), а для юридических лиц - также по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, за исключением случаев реструктуризации обязательств (задолженности).

Бюджетные кредиты юридическим лицам, в том числе иностранным юридическим лицам, могут предоставляться только за счет целевых иностранных кредитов (заимствований). Особенности предоставления юридическим лицам бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) устанавливаются ст. 93.5 БК РФ, а в случае реструктуризации обязательств юридических лиц по ранее полученным бюджетным кредитам по нормам, установленным главой 15 БК РФ.

Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности и возвратности. Отсюда вытекает, что данной категории присущи основные принципы кредитования. Бюджетный кредит носит целевой характер, поскольку при утверждении бюджета устанавливаются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, бюджетные ассигнования для их предоставления на срок в пределах финансового года и на срок, выходящий за пределы финансового года, а также ограничения по получателям (заемщикам) бюджетных кредитов.

Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, установленные условиями предоставления кредита и (или) договором.

Бюджетный кредит может быть предоставлен только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита, за исключением случаев, когда заемщиком является Российская Федерация или субъект Российской Федерации.

Способами обеспечения исполнения обязательств юридического лица, муниципального образования по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных законом и (или) договором, являются банковские гарантии, поручительства, государственные или муниципальные гарантии, залог имущества в размере не менее 100% предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.

Согласно действующему законодательству обязательным условием предоставления бюджетного кредита юридическому лицу является проведение предварительной проверки финансового состояния юридического лица - получателя бюджетного кредита, его гаранта или поручителя уполномоченными органами.

Предусмотрена также проверка целевого использования бюджетного кредита, которая осуществляется органами государственной власти или местного самоуправления, обладающими соответствующими полномочиями. При выявлении недостаточности имеющегося обеспечения исполнения обязательств или существенного ухудшения финансового состояния гаранта или поручителя обеспечение исполнения обязательств заемщика подлежит полной или частичной замене в целях приведения его в соответствие установленным требованиям. При неспособности заемщика представить иное или дополнительное обеспечение исполнения своих обязательств, а также в случае нецелевого использования средств бюджетного кредита он подлежит досрочному возврату.

С 1 января 2008г. законодатель устанавливает понятие реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту. Под реструктуризацией обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту понимается основанное на соглашении предоставление отсрочек, рассрочек исполнения обязательств, а также прекращение первоначального обязательства с заменой его другим обязательством между теми же лицами, предусматривающими иной предмет или способ исполнения[2].

Как новая форма централизованного перераспределения финансовых ресурсов, бюджетные кредиты появились после Второй мировой войны и быстро превратились в активный инструмент государства по структурной перестройке экономики. Наибольшее распространение бюджетные кредиты получили в Великобритании, где они выдаются из Национального фонда займов государственным корпорациям и местным органам самоуправления сроком на 5, 10, 15 и 25 лет под очень высокие проценты (13-14% годовых). Во Франции бюджетные кредиты поступают заемщикам через Фонд экономического и социального развития, формирование которого в значит, мере осуществляется за счет бюджетных средств. Фонд выдает долгосрочные займы сроком от 7 до 20 лет, причем не только государственным корпорациям, но и частным монополиям; особенно крупные займы предоставляются производителям сельскохозяйственной продукции. В России бюджетные кредиты стали использоваться сравнительно недавно -после перевода экономики страны на рыночные основы хозяйствования. Предоставляются они в большинстве своем на инвестиционные цели и служат одной из форм государственной финансовой поддержки предприятий, осуществляющих структурную перестройку производства, модернизацию оборудования и т.п. Бюджетные кредиты могут получить российские предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами (за исключением предприятий с участием иностранного капитала) при соблюдении ими установленных требований, дающих право на бюджетный кредит. Одинаковую экономическую суть с бюджетным кредитом имеют бюджетные ссуды; они выдаются из вышестоящего бюджета исполнит, органом регионального и муниципальных уровней на покрытие внутригодовых кассовых разрывов, образующихся в региональных и местных бюджетах в ходе их исполнения. Бюджетный кредит следует отличать от государственных кредитов, предоставляемых Россией иностранным государствам; на основе государственных кредитов возникают долговые обязательства иностранных государств перед Российской Федерацией.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.