Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2019-09-26 | 208 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В нашей стране традиции художественной обработки древесины уходят корнями в глубокую древность. Дерево – одно из самых удивительных и самых совершенных созданий природы. С давних времен деревья были предметом восхищения людей. Им поклонялись друиды и древние славяне, позднее они служили источником вдохновения для поэтов, художников, архитекторов, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства. Наша страна всегда славилась своими лесами, и потому декоративная обработка дерева издавна считается традицией. Изделия из древесины, созданные руками мастера, приносят чудесную атмосферу леса, его свежесть и аромат. Умело, выполненные поделки радуют глаз своими теплыми оттенками цвета и изяществом формы.
Древесину нетрудно обрабатывать. Этот замечательный материал предоставляет широчайшие возможности для фантазии. Изготовление изделий из древесины не требует сложных установок и дорогих станков.
В древних летописях говорится о существовании дивно украшенных деревянных хором и церквей, но, к сожалению, их уже давно нет на свете. Дошедшие до нас летописи XI–XIII веков упоминают об артелях строителей, плотников и столяров, возводивших деревянные здания. Есть в этих письменных свидетельствах и упоминания о резчиках по дереву, работавших в крупных городах Древней Руси.
О том, что древнерусские резчики по дереву были настоящими виртуозами, говорят открытия, сделанные археологами. Так, в Новгороде были найдены фрагменты деревянной колонны из постройки, относящейся к XI веку. Покрытая рельефной резьбой колонна украшена изображениями грифонов и кентавров. Неизвестный мастер тщательно прорезал все детали фигурок мифических существ: шерсть, крылья грифонов, складки одежды кентавров. Не только храмы, дворцы и царские палаты были украшены резьбой. Талантливые мастера трудились и в далеких глубинках, маленьких городках и селах. В декоре простых деревенских изб прорезная и накладная резьба сочеталась с рельефными фигурами на гладком фоне. Резной орнамент можно было увидеть и на предметах, которыми пользовались в хозяйстве, например на прялках.
|
Никто не знает, как давно возникло искусство резьбы по дереву. Можно предположить только, что не раньше того, как появились достаточно твердые и острые металлические орудия, пригодные для обработки древесины, чтобы придать ей эстетически выразительные формы. В течение многих столетий русские мастера с помощью ножа и топора возводили деревянные дворцы, церкви, крестьянские избы, создавали предметы домашней утвари, украшенные резными узорами. В результате сложились определенные традиции, виды и техника резьбы по дереву. К основным видам резьбы относятся: плоскорельефная, плосковыемочная, рельефная, объемная (скульптурная), прорезная.
При выполнении рамы использовалась плоскорельефная резьба с выбранным фоном. Она относится к числу наиболее древних. Название ее говорит само за себя. В ее основу входит плоский рельеф резьбы. Принцип работы заключается в выбирании фона вокруг будущего узора. Выборка фона осуществляется незначительно. Это придает рисунку мягкость и живость.
Наши предки, впитавшие красоту окружающей природы, стремились свой быт сделать более красивым, радостным. Издавна русский человек, «справив» избу и закончив полевые работы, принимается в бесконечные осенние и зимние вечера за художества - вырезание из дерева. Древесина всегда была одним из любимых материалов. Понимание его пластических свойств, красоты текстуры и цвета развивалось многими поколениями мастеров. Среди художественных работ самой распространенной, любимой и доступной была резьба по дереву. Народные мастера, используя специфические свойства материала, умели выявить его неброскую красоту, придать своим вещам удобные и художественно-завершенные формы. Причем декор крестьянских изделий был органически слит с их практическим бытовым назначением. Резьбой украшали дома и корабли, иконостасы в храмах, мебель и орудия труда, делали резные игрушки и кухонную утварь. Собранные в музеях образцы резных изделий -ковши, братины, прялки, вальки, пряничные доски, игрушки -показывают нам яркость запечатленных образов, меткую наблюдательность, тонкий юмор и подлинное чувство красоты. Любовь к труду, мастерство, чувство гармонии, неповторимость — вот что отличает изделия русских мастеров. Мотивы своих рисунков народные умельцы черпали в окружающей жизни. Украшенные резьбой бытовые предметы создавали ощущение праздничности, нарядности в крестьянской избе.
|
Самыми первыми декоративными образцами в народном искусстве были уточки и кони, солнечный диск. Стилизованные облики домашних и диких животных, исполненные мастерами, издавна отличались пластичностью, фантазией, тонкой передачей характерных движений. Эти образы прошли через многие века искусства и остались традиционными в народных промыслах. Нередки изображения сказочных зверей, лукавых русалок с изогнутыми хвостами. Растительные орнаменты, состоящие из плетеных гирлянд из листьев, цветов, трав, покрывали иконы, алтарные двери, царские врата.
В области художественной обработки дерева работают народные мастера и художники-профессионалы. Мне очень нравится, что работа по дереву имеет большие возможности и широко используется в наши дни, что предметы, которых коснулась рука резчика, становятся красивыми, неповторимыми, оригинальными.
Отделка деревянной поверхности с геометрическим выпиливанием может быть самой различной. Назовём несколько видов, доступных для исполнения детьми. Выпиленное изделие можно затонировать в серый цвет, используя для этого акварель или жидко разведённую чёрную тушь. После высыхания поверхности (естественная сушка около суток) её шлифуют до светлого дерева. Тёмно-серые геометрические узоры на светлом фоне дерева очень выразительны. Серый цвет может иметь широкие цветовые градации от серо-охристого до холодного серо-голубого. После вышлифовывания тонированной поверхности возможно лёгкое (однослойное) покрытие её жидко разведённым лаком.
|
Можно сделать выпиливание в негативном варианте: заранее затонировать подготовленное под резьбу изделие в темный цвет, например, серый или коричневый. Дать ему высохнуть и по этому фону резать узоры. Светлые, сочные узоры на тёмном фоне создают выразительный декоративный эффект. На выставках прикладного искусства встречаются деревянные изделия, тонированные в светло-фиолетовый цвет (как разведённые чернила) с последующей светлой работой по этому фону.
Можно сделать и по заранее лакированной или полированной поверхности. Если отлакировать изделие с естественным цветом дерева, то углублённые узоры получаются матовыми и более светлыми, чем блестящая поверхность предмета. Если же поверхность сначала тонируется, затем лакируется (или полируется), а по ней уже выпиливается узор, то декоративная выразительность изделия значительно повышается.
Для тонирования дерева можно воспользоваться и марганцево-кислым калием. Концентрация раствора марганцево-кислого калия может быть различной в зависимости от того цвета, который хотят придать дереву. В сельских условиях в качестве краски для тонирования дерева можно воспользоваться, как это делалось раньше в деревнях, соком лесных ягод, вываркой шелухи от лука, отваром измельчённой коры деревьев (дуба, ольхи, яблони), отваром опилок древесины тёмных пород и др. Конечно, это хлопотное дело. Сейчас предпочитают использовать готовые фабричные красители, но и эти приёмы надо помнить
Приложение №2
Плоскорельефная резьба
Профили плоскорельефной резьбы: заоваленная; заоваленная с подушечным фоном; заоваленная с подобранным фоном. |
Главным отличительным признаком этого вида резьбы по дереву является то, что здесь фон выбирается вокруг изображения (орнамента) на определенную одинаковую глубину.
Основные мотивы плоскорельефной резьбы растительный орнамент, стилизованные изображения фигур людей и животных. Ее техника относительно проста. Резные украшения наносятся на заранее подготовленное изделие. Первоначально острым предметом прочерчивается контур рисунка, затем мастер долотом подсекает рисунок по контуру и выбирает стамесками фон. Рельеф часто обрабатывается дополнительными порезками, моделирующими изображение прожилки листьев, гривы коней, мелкие детали. От сложности рисунка зависит набор инструмента, в некоторых случаях резчики используют до 60 резаков и стамесок разного профиля и размеров.
|
Плоскорельефная резьба подразделяется на разновидности:
- резьба с заоваленным контуром (края, вырезанного по контуру рисунка слегка закругляются, а фон обычно не выбирается совсем);
- резьба с подушечным фоном (фон подрезается очень отлого, образуя полукруглую выпуклость, напоминающую взбитую подушку);
- резьба с подборным фоном вокруг оконтуренного рисунка (фон выбирается на равную глубину, что делает изображение более рельефным).
К плоскорельефной резьбе с подобранным и подушечным фоном относится кудринская резьба, название которой пошло от подмосковной деревни Кудрино, где она зародилась. Непрерывность движения растительных побегов, текучесть гирлянд из листьев, цветов, ветвей напоминают кудри. Основной декоративной деталью в этом виде резьбы являются традиционные гирлянды лепестков, с одной стороны заостренных, с другой — заоваленных. Между ними – изобразительные элементы: всадники, птицы, животные, рыбы, ягоды, цветы и т. д. Кудринской резьбой украшали подносы, круглые шкатулочки, стаканы для кистей, чернильные приборы, вазы. Какие бы мотивы ни рождались под резцами мастеров Кудринской резьбы, они всегда бывают окружены текучим потоком растительного узора, как бы окаймляющим основной сюжет драгоценной оправой.
Материал
Приложение №3
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!