тапы деятельности педагога по решению проблем ребенка — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

тапы деятельности педагога по решению проблем ребенка

2019-11-28 224
тапы деятельности педагога по решению проблем ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рассмотрение обозначенного в этом разделе вопроса тесно связано с разделом 1.4. данной книги, где показана технология решения педагогической проблемы. Целесообразно обратиться к этому материалу, так как, прежде чем выходить на контакт с родителями для обсуждения проблемы ребенка, важно самому педагогу пройти путь ее анализа и иметь предварительный вариант решения проблемы для обсуждения с родителями.

Заметим, что очень часто педагоги пытаются решать возникшую у ребенка проблему сами, в одиночку, что приводит к разным негативным последствиям, например:

  • -педагог может ошибаться, не зная всех обстоятельств и причин возникновения проблемы, и принять неправильное решение, ведущее к возникновению непредвиденных конфликтов с ребенком и родителями, а возможно и всем коллективом;
  • -педагог берет всю ответственность за решение проблемы на себя и теряет союзников в лице родителей, которые могли бы содействовать в более успешном и быстром решении проблемы ребенка.

В интересах всех субъектов дополнительного образования важно объединить усилия взрослых и самого ребенка для решения возникших проблем. Предлагаем примерные этапы педагогической деятельности по решению проблемы ребенка.

  • 1. Выявление и актуализация проблемы ребенка, которая может быть обнаружена в конкретной ситуации и четко обозначена только педагогом (педагогами), либо она может осознаваться и родителями. Во втором случае действия педагога значительно облегчаются. Поэтому далее мы покажем вариант, когда проблема родителями не выявлена, не осознается ими.
  • 2. Подготовка педагога к беседе с родителями. Прежде чем обсуждать проблему ребенка с родителями, необходимо: а) обсудить ее с коллегами и специалистами, чтобы иметь предварительный вариант решения; б) спланировать процесс обсуждения проблемы с родителями, определить свои действия на каждом этапе; в) продумать, как подвести родителей к принятию предварительно выработанного педагогом решения или обоснованно проверить и откорректировать предполагаемый вариант.
  • 3. Приглашение родителей для обсуждения проблемны. Педагог выходит на контакт с родителями и предлагает встретиться. Он подчеркивает, что возникла необходимость посоветоваться с родителями, так как у него не получается решить самому возникшую проблему. Педагог представляет проблему ребенка как свою личную проблему.
  • 4. Выражение позитивного отношения к ученику. Педагог начинает разговор с положительной информации о ребенке (перечень положительных черт характера, хороших тенденций в развитии ученика, характеристика его заметного или значительного продвижения в образовательной деятельности, преодолении негативных явлений прошлого), находит примеры его положительных поступков, действий, даже если это встреча с родителями трудного, проблемного ребенка. Что дает этот элемент встречи с родителями? Прежде всего, взаимное расположение родителей и педагога: психотерапевтический настрой, самовнушение педагога на то, что он имеет дело с нормальным ребенком, в котором много хорошего (даже если это хорошее и не видно невооруженным глазом). Это также положительный настрой родителей на педагога и внимательное восприятие его советов со стороны родителей. Постепенно в сознании родителя утверждается мысль: «Он (она) так же, как и я, любит моего ребенка, уважительно к нему относится, ему (ей) можно доверить мои заботы и тревоги: вот кто мне может помочь». Это очень важно, так как предмет озабоченности и у педагога, и у родителей один - проблемы ребенка, которые нужно помочь ему решить.
  • 5. Формулировка проблемы, возникшей у педагога, и ее обоснование, Следующий этап может быть выражен словами педагога: «...но меня беспокоит...». И дальше суть того негативного, ради чего встреча и задумана. Педагог может подчеркнуть при этом, что у него не получается ее решить, вероятно, он что-то делает не так, что-то не знает или не учитывает во взаимодействии с ребенком. Далее - обращение к родителям с просьбой высказать свое мнение по поводу проблемы. Важно, чтобы родители были настроены на обсуждение, приняли эту проблему и подтвердили ее наличие. В ином случае педагогу очень важно убедительно и в то же время корректно показать наличие проблемы, чтобы побудить родителей к ее обсуждению.

Возможно в пределах допустимого эмоциональное выражение в форме беспокойства: «Ведь я люблю, уважаю, ценю вашего ребенка и очень заинтересована в его успехах». Такая постановка проблемы обеспечивает заинтересованность, доброжелательность, общую озабоченность в ее решении, принятие родителями сообщения о чем-то негативном в их сыне (дочери).

  • 6. Выявление и анализ причин, породивших данное негативное явление в личности ребенка, тех обстоятельств, в которых оно имеет место дома, в школе, дополнительном образовании, следствием каких других явлений и процессов является. Здесь чрезвычайно важны взаимная заинтересованность педагогов и родителей, их взаимная расположенность и доверительность, полная откровенность, ибо в противном случае сокрытие важных причин одной из сторон ведет к выбору неадекватных средств, методов и приемов воспитательного воздействия. Педагог корректно задает вопросы родителям, которые позволяют ему проверить свои предположения, сомнения, выявить обстоятельства, которые могли возникнуть дома и повлиять на возникновение проблемы. При этом важно контролировать тональность и тактичность постановки вопросов, в случае затруднений предлагать родителям варианты ответов, высказывать предположения. В результате совместного обсуждения и размышления воспитателям ребенка необходимо прийти к согласию по поводу причин возникновения проблемы, негативного явления, чтобы перейти к конструктивному обсуждению путей, способов решения этой проблемы.
  • 7. Выбор наиболее эффективных мер, согласованных воспитательных действий и способов взаимодействия с ребенком по решению его проблемы. Педагог и родители определяют общие задачи, систему необходимых действий, выявляют возможности всех субъектов, способных участвовать в решении проблемы, в том числе и самого ребенка, его товарищей, конкретно определяют их ответственность и порядок действий. Участие лиц в решении проблемы ребенка определяется особенностями самой проблемы, способностями ребенка, возможностями семьи и имеющимися условиями коллектива детей.

Н.Выработка единого стиля и тона, педагогического такта, общих критериев оценки поступков и личности ребенка, правил взаимодействия с ребенком; договоренность о согласованности в использовании избранных средств, методов и приемов. Это общие договоренности типа: «Давайте не будем унижать его (ее) подозрением (недоверием, мелочной опекой...)», «Надо отныне дать ему (ей) больше самостоятельности и в школе и дома», «Нам, очевидно, надо почаще контактировать, чтобы не утратить так необходимого сейчас контроля», «К вашему ребенку нужно повышать требования и дома, и в школе», «Нужно переменить тактику строгости и уличений в мелочных проступках на доверие и незаметный для подростка контроль», «Чтобы сформировать культуру поведения наших детей, мы сами должны быть предельно дисциплинированны и культурны» и т. п.

Данный этап завершается определением правил взаимоотношений всех, кто причастен к решению проблемы ребенка, уточнением порядка и сроков намеченных действий.

В зависимости от проблемы, особенностей ребенка возможно оформление договора между субъектами решения проблемы, в котором прописаны обязательства сторон, правила взаимодействия субъектов.

  • 9. Анализ итогов обсуждения проблемы с родителями. В завершение совместного обсуждения проблемы родителям предлагается оценить проделанную работу, высказать свою позицию, охарактеризовать свое отношение к тому, что совместно решено.
  • 10. Последействие. Педагог также анализирует встречу с родителями и предпринимает следующие действия:
    • -уточняет первоначальные представления о причинах возникновения проблемы;
    • -вносит коррективы в свои первоначальные замыслы в способы решения проблемы;
    • -согласовывает действия с теми, кто может содействовать решению проблемы;
    • -продумывает, как будет отслеживать процесс решения проблемы.

В полной мере проанализировать и оценить успешность решения проблемы ребенка возможно после того, как выполнен намеченный план действий субъектов.

Очевидно, что у детей возникают очень разные трудности и сложные ситуации, поэтому подчинить действия педагога каким-либо жестким правилам и строгому порядку невозможно и недопустимо. В каждом случае при соблюдении общей логики, этапности решения проблемы, характер и объем действий педагога будет отличаться. Возможно, что потребуется не одна встреча с родителями, чтобы разобраться в проблеме ребенка, возможно, возникнет необходимость приглашения для обсуждения сложных вопросов специалистов и др.

Предмет особой заботы педагога - конфликты и проблемы в отношениях «родители - школа». Они могут быть разнообразны, как разнообразны и причины, их породившие. К ним надо относиться особенно серьезно, ибо они нарушают единство и системность воспитательного процесса в системе дополнительного образования. Надо тщательно изучить причины, расстановку позиций всех участников конфликта и в логике названных выше этапов выстраивать взаимодействие с родителями, педагогами школы с целью конструктивного решения проблем.

Лучшим способом профилактики и конструктивного решения проблем детей и родителей является организация их совместной деятельности, которая удовлетворяет их потребности и позволяет реализовать способности, добиться успеха.

Практические задания Базовый уровень
      • 1.Сформулируйте тему, цели, задачи родительского собрания, используя разработки родительских собраний из опыта, представленные в приложениях 12,13.
      • 2. Изучите материалы из опыта работы, представленные в приложениях 12-16. Найдите подтверждение из других источников.
      • 3. Используя разработку собрания, представленную в приложении 12 или в приложении 13, выделите этапы проведения и приемы, которые используются на каждом этапе.
      • 4. Проанализируйте ситуацию, изложенную А.С. Макаренко в статье «Воспитание в семье и школе»[1]. Какие требования к взаимодействию педагога дополнительного образования с родителями нашли здесь отражение?
      • 5. Составьте перечень возможных поручений, форм участия родителей в деятельности образовательного объединения.
      • 6. Составьте план подготовки и проведения родительского собрания по решению конкретной проблемы в образовательном объединении.
      • 7. Составьте план подготовки и проведения совместного дела детей и родителей в конкретном образовательном объединении.
      • 8. Разработайте тематику семейных проектов для конкретного детского объединения.
      • 9. Составьте перечень всевозможных дел и мероприятий детей и родителей для конкретного образовательного объединения.
Повышенный уровень
      • 1. Подготовьте анкету для родителей с целью ознакомления с семьей (изучения взаимоотношений родителей и ребенка).
      • 2. Разработайте методику подготовки и проведения первого родительского собрания «Будем знакомы». Организуйте его со студентами или в объединении дополнительного образования.
      • 3. Составьте примерный план взаимодействия педагога дополнительного образования и семьями на год или полугодие, учитывая основные направления, рассмотренные в разделе 6.3. данного пособия.
      • 4. Познакомьтесь со статьей В.А. Сухомлинского «Как готовить мать и отца к школьно-семейному воспитанию их детей»[2] и выполните следующие задания:
        • а) составьте тематику бесед для родителей;
        • б) определите правила беседы;
        • в) назовите темы бесед, которые следует обсуждать без присутствия детей;
        • г) дайте советы педагогу, как учитывать особенности семейного воспитания во взаимодействии с семьей и ребенком.
      • 5. Составьте примерный план работы с родительским активом на учебный год.
      • 6. Составьте план подготовки и проведения одного из совместных дел родителей и детей и проведите его со студентами или в объединении дополнительного образования.
      • 7. Представьте методическую разработку выполнения семейного проекта, апробированного вами или коллегами на практике.
      • 8. Разработайте программу семейного клуба в условиях детского объединения или УДО.
      • [1] Макаренко А.С. Воспитание в семье и школе. Пел. соч. в 8 т. Т.4 / А.С.Макаренко. - М.: Педагогика, 1986. -С.306-307.
      • [2] Сухомлинский В.А. Как готовить мать и отца к школьно-семейному воспитанию их детей. Избр. произведения: в 5 т. Т. 2 / В.А. Сухомлинский. - М.:Педагогика, 1980. - С. 572-575; 579-582.

 

Индивидуальная образовательная программа старшеклассницы на учебный год (Составлена ученицей 10 класса, занимающейся по дополнительной образовательной программе «Я дизайнер» под руководством М.В. Кротовой) Дата составления программы: Дата внесения изменений:
I. КТО Я? КАКАЯ Я? (Представление девушки о себе)
Класс, школа

10 класс, СОШ г. Ярославль

Дата рождения

14 августа 1998 г.

Состав семьи

Н., папа, мама, брат

  10 класс 11 класс
Любимое занятие в свободное время Художественное творчество Рисование
Любимый учебный предмет Английский язык, математика Английский и французский языки, математика
Учебные достижения Интересуется английским языком, чтобы знать его лучше, занимается дополнительно с репетитором Готовится к ЕГЭ по математике и русскому языку с репетиторами
Личные достижения Занимается рисованием, участвует в выставках художественного творчества (ЦАТ), Диплом участника Всероссийского конкурса за разработку изображения нагрудного знака «Горячее сердце»; Диплом участника Всероссийского конкурса иллюстраций к произведениям М.Ю. Лермонтова Занимается художественным творчеством в ЦАТ, посещает индивидуальные занятия рисованием
Сильные стороны личности Усидчивость, трудолюбие, ответствен ность, отзывчивость. Творческое воображение, самокритичность,

 

    увлеченность.
Слабые стороны личности Несколько поверхностный взгляд на окружающее, некоторая инфантильность Неуверенность в себе
Увлечения Изобразительное искусство, декупаж ИЗО
Чем отличается от своих сверстников Сама она старается не выделяться. Со стороны же видно, что выделяется высокой степенью воспитанности, хорошими манерами, скромностью Легко и ненавязчиво находит общий язык с окружающими всех возрастов
Что умеет делать хорошо Все, за что берется Все, за что берется
Сфера профессиональных интересов Художник, дизайнер, переводчик Работа с детьми в тематических летних лагерях (художественное творчество, иностранный язык)
Сфера жизненных интересов(какое место хочет занять в обществе) Нс определилась Человек - художественный образ
Что в себе нравится Старается всё сделать качественно Умение собраться, когда это необходимо
Что в себе не нравится Рассеянность, забывчивость Нс успевает многое из того, что планирует
На кого хочу быть похожим На двоюродную тетю, дизайнера по специальности Ни на кого, быть заметной личностью, иметь свою индивидуальность

2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ обучающегося

2.1 Перспективные жизненные цели:

 

А) Кем хочет стать, какую получить профессию Дизайнер Хочет обучать детей иностранным языкам и художественному творчеству (дополнительное образование, летний лагерь)
Б) Какой хочет стать Образованной, востребованной Успешной, нужной людям, заниматься любимым делом

2.2 Ближайшие цели, задачи, что надо развивать в себе в первую очередь

А) Что хочет узнать о себе (задачи на самопознание) Уточнить направление, предпочтительную сферу деятельности Свои способности попробовать на пракгике

Б) Задачи в обучении

• по каким предметам повысить свои достижения Математика, русский и английский язык Русский, французский, математика, обществознание
• Какие дополнительные области знаний хочет изучать История и теория ИЗО Языкознание, искусствоведение
• Какие учебные умения и навыки развивать Практика разговорного французского языка, рисование с натуры Подготовка к тестовым заданиям ЕГЭ
В) Задачи в практической деятельности Рисование на тему Свободное владение английским и французским языком
Г) Задачи по формированию конкретных качеств, необходимых для достижения перспективной цели Умение организовать свое время, отделять главное от второстепенного Глубокое погружение в проблему

3. МОИ ПЛАНЫ

3.1. Предполагаемое Языковой класс Языковой класс

 

направление (профиль) образования в старшей школе    
3.2. Планируемый уровень профессионального образования после окончания школы Высшее образование Высшее образование
3.3. Профессия, которая меня интересует Не определилась Связанная с иностранным языком
3.4. Предполагаемое учебное заведение после окончания школы Вуз в Москве ЯГПУ им. К.Д.Ушинского (ин. яз.)

4. МОЯ ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ

4.1. Самопознание своих возможностей и склонностей:

А) В чем (где, в каких сферах деятельности) себя пробует В сферах человек-человек, человек-художесгвенный образ Преподаватель, переводчик
Б) С кем, где проконсультируюсь Педагоги, родители Педагоги, родители
В) К кому обращусь за советом Учитель, родители, друзья Учитель, родители, друзья

4.2. Обучение:

А) Изучению каких предметов уделить больше внимания Русский, математика Русский, французский, математика, обществознание
Б) Какие предметы изучать на углублённом уровне Французский Русский, французский, математика, обществознание,
В) Какие посещать курсы по выбору Английский  
Г) Какие Математика, русский язык Математика, русский

 

факультативные занятия посетить   язык, обществознанис, французский

4.3. Дополнительное образование:

А) Какие дополнительные занятия буду посещать в школе    
Б) Какую дополнительную литературу буду изучать Какая понадобится Аудио-, видеообучснис в области иностранных языков
В) В каких проектах буду участвовать Не знаю В конкурсных проектах по ИЗО
Г) Какие занятия буду посещать в других образовательных учреждениях   Репетиторов для подготовки к ЕГЭ
Д) Какие доклады, рефераты, выступления подготовлю По необходимости По заданию
Е)В каких олимпиадах и конкурсах буду участвовать Не знаю ИЗО
Ж) В каких кружках, клубах, секциях буду заниматься ИЗО, Школа стиля ИЗО, английский язык

4.4. Участие в общественной деятельности:

А) Какие дела организует в классе Что скажут По необходимости
Б) Какие дела организует в школе По необходимости По необходимости
В) В каких делах буду участвовать в школе и классе По необходимости Оформительская работа Познавательные поездки
Г) В каких делах буду участвовать вне школы Не знаю Конкурсы по ИЗО

4.5. Как буду развивать необходимые для реализации моих жизненных планов качества:

А) На учебных Внимательно изучать Выполнять домашние

 

занятиях материал, участвовать в дискуссиях,готовить д/з и индивидуальные задания
Б) Во внеучебное время С репетитором Дополнительные занятия
В) В семье Исполнять домашние поручения Исполнять домашние поручения
Г) В общении с учащимися Работа в группе Помощь, советы друзьям, знакомым
Д) В практической деятельности, общественных делах Не знаю Помощь в технической организации школьных мероприятий

4.6. Кто и в чем мне может помочь:

А) Учителя Консультации по возникающим вопросам Консультации по возникающим вопросам, дополнительные индивидуальные занятия по интересующим предметам
Б) Родители Организовать выезд в тематический летний лагерь Оплатить индивидуальные занятия
В) Классный руководитель Совет, обращения за помощью к педагогам Совет, помощь, взаимодействие с одноклассниками, встреча со специалистами
Г) Друзья Дать объективную оценку моих качеств Совет, помощь, объективная оценка моих качеств
Д) Специалисты Совет, помощь, консультация Совет, помощь, консультация

 

Опыт сопровождения образовательной деятельности старшеклассницы в условиях дополнительного образования М. В. Кротова На педагогическом консилиуме педагоги и психолог организации дополнительного образования представляют и обобщают всю имеющуюся информацию о Н., акцентируя внимание на предпочтении девочкой сферы деятельности «Человек - Художественный образ». На основе общих выводов участники консилиума разрабатывают рекомендации по индивидуальной работе с обучающейся. Систематически (раз в полугодие) проводятся собеседования с родителями и самой Н. при участии психолога с целью информирования семьи о динамике развития и определения своевременных мероприятий по решению возникших проблем, корректировке и реализации индивидуальной образовательной программы и определению роли родителей в этом процессе. Результат собеседования - определение или уточнение возможной будущей профессии, содержания необходимой подготовки на пути к ней. Сама Н. непосредственно участвует в составлении индивидуальной образовательной программы, корректируя её и внося изменения в конце каждого полугодия. Необходимо учитывать и выявленные в ходе школьной предпрофильной подготовки интересы и возможности девушки и её уже наметившиеся профессиональные устремления. В начале 1 -го года обучения в УДО на педагогическом консилиуме была определена модель обучения Н. - углублённая в рамках художественно-эстетической направленности. Чтобы спрогнозировать дальнейшее обучение Н. и оказать помощь в постановке ближайших целей, педагог дополнительного образования помогает ей в составлении индивидуальной образовательной программы на основе выбранной модели обучения, особенностей её познавательного стиля, психолого-педагогической характеристики, социального заказа семьи и индивидуально-образовательных потребностей самой обучающейся. Педагог дополнительного образования с девушкой и её родителями уточняют задачи на ближайший период. Задачи для Н. Воспитательные: развивать в себе творческое отношение к труду, усидчивость и настойчивость в достижении поставленной цели, формировать потребность в самообразовании, умения самоорганизации, способность к профессиональному самоопределению. Организационные: определить виды деятельности и учебные предметы, знание которых необходимо для предполагаемой будущей профессии, и изучать их углубленно;
      • - продолжить занятия по математике и русскому языку, так как ЕГЭ по этим предметам является обязательным;
      • - выяснить, по каким еще учебным предметам, возможно, придется сдавать ЕГЭ для поступления в вуз на предпочтительную специальность.
Задачи для педагога дополнительного образования:
      • - осуществлять индивидуальную работу с Н. в рамках художественно-эстетической направленности с учетом её профессиональных планов;
      • -организовать углублённое изучение различных видов ИЗО и дизайна;
      • - показать особенности выполнения работы в рамках данных видов деятельности;
      • - создавая ситуации успеха, помочь Н. воспитать уверенность в своём потенциале.
Задачи для родителей:
      • - осуществлять ненавязчивый контроль за деятельностью дочери;
      • - поддерживать в семье готовность оказать Н. посильную помощь и моральную поддержку в случае временных трудностей и неудач на пути к желаемой цели;
      • - не проявлять излишней критичности к результатам деятельности дочери, отмечать и поощрять её, пусть даже незначительные с их точки зрения, достижения.
В индивидуальной образовательной программе старшеклассница отмечает свои сильные и слабые стороны, которые учитывает при обучении в течение 10-11 классов, определяет для себя планы на будущее, которые, возможно, будут меняться. Так, Н. в 10-м классе интересовала профессия дизайнера, а в конце 10 класса её мнение изменилось, хотя интересы остались в той же сфере художественного творчества, которое она предполагает уже как хобби. А в качестве профессии она склоняется к тем видам деятельности, которые связаны с иностранным языком (Н. учится в классе с углубленным изучением французского языка), хотя иностранный язык для неё опять на втором месте, ей хотелось бы обучать ему детей в условиях тематического лагеря, дополнительного образования и т. д. или работать в художественной галерее, музее с иностранными туристами. В процессе учебной деятельности у Н. возникает проблема, связанная с нехваткой времени, так как девушка, обладая высоким уровнем познавательной активности, посещает «Школу имиджа и стиля», репетиторов по двум предметам, индивидуальные и групповые занятия по дизайну в организации дополнительного образования. Чтобы решить эту проблему, девушка с помощью педагога дополнительного образования распределила свои занятия, по возможности равномерно рассредоточив свою нагрузку на дни недели. Она стала точно следовать этому расписанию. Не все сразу получалось, но постепенно девушка стала практически всё успевать. Для отслеживания своих результатов обучения по дисциплинам, которые она изучает углубленно, и дополнительным образовательным курсам Н. был предложена схема индивидуального образовательного маршрута, в котором сначала Н., а затем и педагог оценивает соответствующий пройденный модуль по каждому предмету или курсу. Это помогает девушке отследить пробелы в знаниях и умениях и вовремя их ликвидировать, а педагогам даёт дополнительную возможность проследить ещё и самооценку обучающейся. В ИОН каждое полугодие старшеклассница вносит необходимые изменения. Помощь Н. в её профессиональном и жизненном самоопределении оказывалась следующим образом. В первую очередь были определены психологические особенности девушки. На основании этого сделаны выводы о том, что оптимальные для нее виды профессиональной деятельности соответствуют по Л. Е. Климову сферам «Человек - Художественный образ» и «Человек - Человек». В результате собеседования с самой Н. и её родителями мы выяснили, что Н. не так давно заинтересовалась профессией дизайнер. Педагог дополнительного образования, руководящий творческим объединением «Я - дизайнер», познакомила Н. и её родителей с психограммой и профессиограммой этой профессии, с перечнем учебных дисциплин, по которым проходят вступительные испытания в вузах, реализующих высшее профессиональное образование по специальности «Дизайн» (по отраслям). Кроме того, педагог рекомендовала ей обратиться (по возможности лично) вместе с родителями в приемные комиссии тех высших учебных заведения, где можно получить эту специальность, с целью выявления характера дополнительных вступительных испытаний, определенных самим вузом по этой специальности, и осуществления адекватной подготовки к ним. Выяснили, что единственный в Ярославле вуз, осуществляющий подготовку по специальности «Дизайн» - это филиал ЛГУ им. А. С. Пушкина, но отрасль дизайна, к которой он готовит будущих специалистов, не входит в сферу интересов Н. Таким образом, территориально ближайшие вузы, где можно получить желаемую специальность находятся в г. Москве. Обсуждался и вопрос наличия готовности Н. жить самостоятельно в другом городе. К концу 10 класса девочка пришла к выводу, о том, что жить вне своей семьи она пока не готова и начала рассматривать другие специальности, интересные и перспективные для её жизни, которые можно получить в ярославских вузах. Кроме того, причиной отказа от намерений стать дизайнером стал полученный опыт знакомства с особенностями данной профессии. Главная цель педагога - помочь Н. разобраться в себе, осознать, какие качества ей нужно воспитать у себя, чтобы расширить свои возможности в профессиональном и жизненном самоопределении. В течение обучения в УДО педагог дополнительного образования поддерживает тесную связь с ее родителями. Девушка воспитывается в полной благополучной во всех отношениях семье. Родители заинтересованы в успешной учебе дочери. Им была представлена информация об особенностях психолого-педагогических данных Н., её познавательного стиля. Родители были проконсультированы, как помочь дочери в овладении необходимым объемом знаний и умений для приобретения избранной профессии, в преодолении возникающих при этом проблем. Для проявления и развития способностей каждого учащегося необходимо множество условий, самое главное из которых - умение окружающих, и, прежде всего, педагогов, вовремя разглядеть их и помочь им реализоваться. В помощь педагогу дополнительного образования психолог составляет характеристику основных свойств старшеклассницы. В ходе освоения деятельности художественно-эстетической направленности педагог ДО ведет индивидуальную работу с девушкой, направляя и корректируя её действия. Так же педагог использует склонности девушки к индивидуальным творческим заданиям практического содержания. На занятиях создаются условия для усвоения нового материала в определенном темпе, комфортном для Н. Предлагаются задания для работы, которая выполняется только на занятиях, т. к. специфика направленности деятельности и высокий уровень загруженности Н. делают домашние задания не эффективными. На занятиях Н. демонстрирует способность к высокой степени концентрации и собранности, что позволяет ей выполнять индивидуальные задания повышенного уровня. Педагог контролирует качество выполнения заданий, обращает внимание на рациональные способы их выполнения и оригинальность подхода к решению творческих задач. При работе с Н. используется прием опережающего обучения, она активно помогает педагогу в проведении занятий для младших обучающихся как в роли консультанта, так и в роли учителя. В первом полугодии 10 класса девушка выбрала курс «Основы художественного творчества», который помог ей расширить и углубить свои знания о видах изобразительного искусства и профессиях, с ним связанных. Она с удовольствием подбирала дополнительные материалы по изучаемым темам, в том числе и помощью Интернета. Во втором полугодии она проявила интерес к участию в творческих выставках и конкурсах, очень серьёзно к ним готовилась, занимала призовые места. Так, её работа, представленная на Городском конкурсе изобразительного творчества: «Весеннее настроение», была отмечена Дипломом третьей степени, за участие во Всероссийском конкурсе по разработке изображения нагрудного знака «Горячее сердце» Н. имеет благодарственное письмо. Одновременно старшеклассница второй год занимается в «Школе имиджа и стиля». Эти занятия помогают ей в развитии коммуникативных способностей, формировании адекватной самооценки. Она принимала активное участие в жизни Центра дополнительного образования, подготовила и провела мастер-классы: «Декорирование сувенирных изделий в технике «Декупаж»» и «Оформление поздравительных открыток к весенним праздникам по мотивам китайской живописи». Н. представляла Центр на всероссийских конкурсах: «Иллюстрация к произведениям М.Ю. Лермонтова»; «Л рисую Крым». В 11 классе Н. предстоит определиться с профессиональными планами, выбором вуза, подготовиться к выпускным экзаменам и к вступительным испытаниям. Индивидуальная образовательная программа старшеклассницы по курсу «Основы художественного творчества» Пояснительная записка Н. - ответственная, добросовестная, целеустремленная. Занимается рисованием самостоятельно с 14 лет. Занятия рисованием и разными видами декоративно-прикладного творчества и раньше доставляли ей удовольствие, но из-за большой занятости (класс с углубленным изучением иностранного языка, репетиторы и др.) девушка не имела возможности заниматься ИЗО в каком-либо учреждении дополнительного образования. Сейчас она успешно обучается в 10 классе, самостоятельно планирует свое свободное от учебы время, уделяя значительную его часть рисованию. Появились планы связать свою будущую профессиональную деятельность с дизайном, поэтому в семье было принято решение обучить девочку основам дизайна по индивидуальной программе. В данном случае, учитывая возраст, планы и особенности личности старшеклассницы, индивидуальные занятия с педагогом являются оптимальным вариантом данной формы обучения. Содержание и планируемые результаты
Тема Кол-во час. Содержание Предполагаемый результат
1 Вводное занятие: «Сфера профессиональной деятельности художника» 2 Правила ТБ. Работа над ИОМ совместно с обучающимся Общее представление об основных видах ИЗО и дизайна Составление ИОМ (индивидуального образовательного марщрута)
2 Мир графики 18 Способы выражения художественного обрат графическими средствами  
2.1 Линейная графика 2 Творческая работа: «Буквица - автопортрет» Умение использовать линию как основу изобразительного образа на плоскости. Умение соотносить форму линии с опытом зрительных впечатлений. Соотносить характер линий с вызываемыми ими предметными ассоциациями Освоение первичных навыков изображения на плоскости с помощью линии, навыков работы графическими материалами (простой карандаш, гелевая ручка, черный фломастер)
2.2 Линейная графика. 2 Творческая работа: «Фантазия по мотивам каллиграфического письма» Закреплен<

Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.