Сущность и функции психолого-педагогического сопровождения детей — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Сущность и функции психолого-педагогического сопровождения детей

2019-11-28 453
Сущность и функции психолого-педагогического сопровождения детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сущность и функции психолого-педагогического сопровождения детей

Сопровождать, как объясняет словарь Ожегова, - значит следовать вместе с кем-то, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем- то. Сопровождение ведет к позитивным результатам в том случае, если оно опирается на деятельность самого ребенка. Сопровождение ученика предполагает веру в его силы и возможности. Сопровождать - не значит вести за руку, решать всегда за ребенка, оберегать его от всех возможных опасностей. Это значит быть рядом, побуждать к самостоятельности, сорадоваться успехам, помогать преодолевать возникающие трудности[1]. Сопровождение связывают с понятием поддержки, понимают его как обеспечение условий для развития ребенка, помощь ему в процессе вхождения в «зону ближайшего развития».

А.В. Мудрик трактует сопровождение как особую сферу деятельности педагога, направленную на приобщение подростка к социально-культурным и нравственным ценностям, необходимым для самореализации и саморазвития. При этом важна идея А. Маслоу, А. Комбса, К. Роджерса о феноменологической модели образования, предполагающей персональный характер образования с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, бережное и уважительное отношение к их интересам и потребностям. Образование трактуется как гуманистическое в том смысле, что оно должно наиболее полно и адекватно соответствовать подлинной природе человека, помогать ему проявить то, что в нем уже заложено природой, а не «отливать» в определенную форму, придуманную кем-то заранее, априори. Представители данной ориентации создают условия для самопознания и поддержки уникального развития каждого ребенка, предоставляют как можно больше свободы выбора и условий для самореализации[2].

Важнейшим аспектом сопровождения являются отношения. Позитивные отношения педагогов и детей влияют на реализацию интеллектуальных возможностей ребенка, поэтому необходимо формирование или становление особого типа отношений «взрослый-ребенок», которые гарантируют ребенку доброжелательное принятие, поддержку и помощь[3]. Это особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач его образования и развития.

Анализ литературных источников показал, что психолого- педагогическое сопровождение (ППС) можно рассматривать в нескольких аспектах:

  • - как профессиональную деятельность педагога дополнительного образования, способного оказать помощь и поддержку в индивидуальном развитии ребенка;
  • - как процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, помогающих ребенку сделать нравственный самостоятельный выбор при решении им жизненных задач;
  • - как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого;
  • - как технологию, включающую ряд последовательных этапов деятельности педагога дополнительного образования по обеспечению образовательных и жизненных достижений детей;
  • - как систему, характеризующую взаимосвязь и взаимообусловленность элементов дополнительного образования: целевого, содержательного, процессуального и результативного.

Можно выделить три группы целей психолого-

4

Вопросы для самопроверки и обсуждения

  • 1. Каковы сущность, цель психолого-педагогического сопровождения?
  • 2. Каково соотношение психолого-педагогического и тью- торского сопровождения детей?
  • 3. На какие идеи современного образования опирается тью- торская деятельность?
  • 4. Какие типы тьюторских практик реализуются в современном российском образовании и чем они отличаются?
  • 5. Каковы основные характеристики тьюторской деятельности?
  • 6. Какие функции реализуются в процессе психологопедагогического сопровождения детей и какими средствами?
  • 7. Реализация каких принципов обеспечивает эффективность психолого-педагогического сопровождения детей в дополнительном образовании?
  • 8. Каковы этапы психолого-педагогического сопровождения детей в дополнительном образовании?
  • 9. Что должен знать и уметь педагог, чтобы развивать индивидуальность ребенка?
  • 10. Как разрабатывается программа психологопедагогического сопровождения детей в дополнительном образовании?

Практические задания

Базовый уровень

  • 1. Проведите методику изучения индивидуальности известного вам ребенка (см. приложение 1), проанализируйте результаты изучения и определите задачи психолого-педагогического сопровождения ребенка.
  • 2. Сформулируйге главную проблему ребенка, выявите возможные причины, подберите возможные альтернативные решения проблемы, обоснуйте выбор решения. Разработайте план решения проблемы ребенка.
  • 3. Подберите педагогические средства для развития сфер индивидуальносги конкретного ребенка.
  • 4,Ознакомьтесь с про1раммой психолого-педагогического сопровождения детей в дополнительном образовании, представленной в приложении 2. Определите основные мероприятия, которые могут быть использованы при сопровождении известного вам ребенка.

Повышенный уровень

  • 1. Представьте в виде таблицы различия педагогических позиций тьютора, учителя-предметника, психолога, классного руководителя, социального педагога, воспитателя, тренера, педагога дополнительного образования.
  • 2. Разработайте программу решения проблемы конкретного ребенка.
  • 3. Проанализируйте работу педагога, в деятельности которого проявляются тьюторскис компетенции.
  • 4. Составьте программу психолого-педагогического сопровождения детей в конкретном учреждении дополнительного образования.
  • 5.Составьте таблицу, раскрывающую функции и действия участников образовательного процесса при разработке программы психолого-педагогического сопровождения детей в УДОД.__
Этап ППС Администрация Педагоги Родители Дети
         

https://studme.org/191790/pedagogika/dopolnitelnoe_obrazovanie_detey_psihologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie

Сфера деятельности.

В деятельности ребенок осваивает все новые и новые ее виды, что предполагает ориентировку в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Именно в деятельности происходит освоение социальных ролей и осмысление их значимости. Дополнительное образование детей представлено большим количеством направлений творческой деятельности, каждое из них имеет свою специфику, которая непременно должна учитываться в процессе создания креативной среды.

Одним из самых массовых и популярных среди детей и родителей по-прежнему является художественное дополнительное образование. В условиях идеологического вакуума именно через искусство, художественное творчество происходит передача духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями. В центрах народных промыслов, творческих мастерских, студиях, школах искусств, профильных художественных классах осуществляется деятельность по приобщению детей к искусству.

Основными средствами создания креативной среды в сфере деятельности являются:

  • -знакомство детей с результатами творчества художников, поэтов, композиторов, спортсменов, при этом важно, чтобы данные продукты были понятны детям, вызывали их интерес и служили стимулирующим материалом для собственной творческой деятельности;
  • -стимулирование творческой активности детей через самостоятельное создание творческих продуктов (музыкальных произведений, рисунков, стихов, танцев, выставок, эссе и т.п.), при этом необходимо, чтобы результаты творчества детей были оценены другими людьми (педагогами, родителями, учащимися других образовательных объединений), что является возможным в ходе организации концертов, выставок, конкурсов и др.;
  • -включение детей в разнообразные виды деятельности, использование различных форм и методов работы, так как многообразие повышает эффективность работы по развитию творческих способностей;
  • -предоставление детям возможности выбора и опора на их самостоятельность в процессе творческой деятельности;
  • -обеспечение взаимосвязи деятельности детей в дополнительном образовании и профориентационной работы через осуществление диагностики профессиональной направленности, знакомство с творческими профессиями, включение детей в социально значимую деятельность;
  • -использование современных образовательных технологий, ориентированных на субъектный характер деятельности детей и обеспечивающих личностный рост каждого.

Таким образом, для того, чтобы сфера общения образовательной среды дополнительного образования способствовала творческому развитию детей, необходимо соблюдать следующие требования:

 

-развитие взаимодействия детей разного возраста;

-ориентация на сотрудничество педагогов, детей и родителей;

-проявление уважения к позиции друг друга, сопереживание, сочувствие;

-демонстрация эмоциональной готовности к совместной деятельности;

-творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность детей;

-постоянное расширение сферы общения детей за счет развития взаимодействия с учащимися всех образовательных объединений УДОД или школы, участия в творческих конкурсах и концертах за пределами образовательной организации, посещения театров, музеев, памятников архитектуры и др., организацию встреч с приглашенными творческими личностями (художниками, писателями, спортсменами и

др-);

-создание соответствующих ситуации пространственно-предметных условий общения: оформление кабинета, музыкальное сопровождение, подобранный видеоряд, внешний вид участников взаимодействия - все это должно способствовать творческому развитию.

 

Технологии развитии творческих способностей в условиях дополнительного образования

Технология, по мнению В.А. Сластенина, - это «...педагогическая деятельность, максимально реализующая в себе высокие законы обучения, воспитания и развития личности и потому обеспечивающая ее конечные результаты»[1].

Современные образовательные технологии обладают следующими характеристиками:

  • - востребованность педагогами и детьми;
  • - оптимальное развитие участников педагогического процесса;
  • - соответствие запросам общества;
  • - учет индивидуальных различий детей и реализация личностного потенциала каждого ребенка.

Все эти характеристики максимально соответствуют требованиям, предъявляемым к организации образовательного процесса в системе дополнительного образования.

Большим потенциалом для развития творческих способностей детей обладают технология проектной деятельности, портфолио, педагогические мастерские, дискуссионные, игровые, исследовательские технологии. Сущность и педагогические возможности данных технологий представлены в учебном пособии: Байбородова Л.В., Чернявская А.П., Харисова И.Г. Технологии педагогической деятельности. Часть I. Образовательные технологии: учебное пособие / под общ. ред. А.П. Чернявской, Л.В. Байбородовой. - Ярославль: Изд-во ЯГГТУ, 2012.

Более подробно остановимся на двух технологиях, изначально разработанных для развития способностей человека.

В 50-е годы XX века Г.С. Альтшуллером и его коллегами была разработана так называемая технология творчества (ТРИЗ). Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) направлена на:

  • - поиск нетривиальных идей,
  • - выявление и решение творческих проблем,
  • - объективную оценку решений,
  • - систематизирование знаний любых областей деятельности, позволяющее значительно эффективнее использовать эти знания и на принципиально новой основе развивать конкретные науки,
  • - развитие творческого мышления, формирование творческой личности.

Для развития творческих способностей личности в ТРИЗ используются три основных направления:

  • - методы развития творческого воображения,
  • - теория развития творческой личности,
  • - теория развития творческих коллективов.

Методы развития творческого воображения позволяют уменьшить психологическую инерцию при решении творческих задач. Существующая в ТРИЗ система развития творческого воображения, разработанная Г. Альтшуллером и П. Амнуэлем, представляет собой набор приемов фантазирования и специальных методов:

  • - метод «золотой рыбки» (метод разложения и синтеза фантастических идей);
  • - ступенчатое конструирование;
  • - метод ассоциаций;
  • - метод тенденций;
  • - метод скрытых свойств объекта;
  • - «взгляд со стороны»;
  • - ситуационные задания.

Теория развития творческой личности включает описание качеств творческой личности, основные концепции ее развития, жизненную стратегию развития творческой личности (ЖСТЛ-3), деловую игру. Авторы теории развития творческой личности (ТРТЛ) — Г.С. Альтшуллер и И.М. Верткин.

Теория развития творческих коллективов разработана Б.Злотиным, А.Зусманом и Л.Капланом. Они выявили этапы и циклы развития творческих коллективов, закономерности их развития, механизмы торможения и развития коллективов, принципы предотвращения застойных явлений в коллективе.

В современной психолого-педагогической литературе активно используется понятие «ТРИЗ-педагогика».

ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.

Современная ТРИЗ-педагогика включает в себя курсы, рассчитанные на возрастные группы от дошкольников до студентов и взрослых специалистов. Особенностью работы с каждой возрастной группой является выбор объектов изобретательской деятельности, соответствующих возрасту. Так, дошкольники и младшие школьники изобретают игрушки, загадки, пословицы, подвижные игры и т.п.

Для каждой возрастной группы разрабатываются алгоритмические процедуры, методики. Они позволяют учащимся изобретать новое, самореализоваться в творчестве. Следует различать ознакомительный и инструментальный уровень освоения ТРИЗ-методик. Обязательным условием качественного, инструментального обучения в ТРИЗ- педагогике является не только освоение соответствующих методик, но и освоение способов их создания.

Основные принципы построения занятий по ТРИЗ (в том числе, и в ДО):

  • - минимум сообщения информации, максимум рассуждений;
  • - оптимальная форма организации обсуждения - мозговой штурм;
  • - опора в организации деятельности на системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии);
  • - включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно; предметно-схематичной наглядности);
  • - обязательная активизация творческого воображения.

Более подробно рассмотрим суть отдельных методов ТРИЗ, которые наиболее успешно могут быть использованы в ДО.

  • [1] Сластенин В.А. Доминанта деятельности // Народное образование. - 1997. -№9.-С. 41-42.

Формы и методы педагогической поддержки профессионального самоопределения

Многогранное содержание дополнительного образования реализуется с помощью различных форм и методов.

 

Понятия «форма» и «метод» тесно взаимосвязаны. Под формой мы понимаем способ организации деятельности детей, способствующий профессиональному самоопределению. Метод - это способ взаимодействия педагога и воспитанника, направленный на оказание поддержки ребенку в профессиональном самоопределении. В реальной практике эти понятия разграничить весьма сложно. Например, экскурсия как форма реализуется с помощью различных методов: беседа, рассказ, пример и др.

 

Поскольку одно из обязательных направлений при решении указанных задач профессиональное просвещение, остановимся на формах и методах данного направления, которые существенным образом зависят от возраста детей.

 

Профессиографическая экскурсия, или экскурсия по ознакомлению с конкретной профессией. В процессе подготовки к ней дети изучают профессию (профессии) по книгам или другим источникам информации, составляют «портрет профессии» (профессиограмму). Они сами разрабатывают план экскурсии, включающий программу наблюдения за работой, план беседы с работниками; решают, как будут зафиксированы результаты экскурсии (записи, фотографии, видеозаписи) и как будут потом оформлены результаты экскурсии (проект, презентация, буклет, газета, коллаж и т.д.). После этого педагог или приглашенный специалист проводит экскурсию, после которой происходит ее обсуждение и оформление результатов. Такая форма является очень полезной еще и потому, что она расширяет социальный опыт, показывает взрослых людей в реальной производственной ситуации, расширяет сферу общения.

 

Конференции, посвященные профессиям, вопросами организации труда, возможностям получения образования, миру профессии в целом. При подготовке к конференции подростки готовят доклады или рефераты, самостоятельно собирая и оформляя информацию (план сбора информации представлен далее, при описании беседы), используя, в том числе, интернет-ресурсы. С целью развития умений сотрудничать, договариваться, распределять работы можно организовать группы по 2-3 человека для подготовки докладов и их презентации.

 

Создание банков информации о выпускниках детского объединения и их трудовых биографиях, об учебных заведениях, о наиболее востребованных профессиях, о юридических вопросах, связанных с профессиями, их выбором, обучением и трудовой деятельностью, создание картотек профессий.

 

Создание буклетов или презентации о конкретных предприятиях и организациях. Информация в буклете должна отражать историю предприятия (организации), сферу деятельности или выпускаемую продукцию, описание основных профессий, перспективы развития. Буклет красиво оформляется, сопровождается фотографиями, выдержками из интервью с руководителями, работниками предприятия (организации).

 

Диспуты у дебаты или дискуссии по вопросам профессиональной ориентации. Темы для дискуссий могут быть самыми разными, например: «Право выбора», «Профессия для души - бывает ли она?», «Учиться или не учиться?» и др.

 

Обсуждение книгу телепередачу фильмов, в которых фигурируют представители различных профессий и затрагиваются проблемы выбора профессии.

 

Педагог, учитывая профессиональные интересы и возможности детей, их планы, может отобрать источники для осмысления детьми своих замыслов, организовать аналитическую работу с источником. Фильмы ценны тем, что воздействуют эмоционально, влияют на ценностные ориентации при выборе профессии.

 

Особенно эффективна дискуссия после просмотра фильма, телепередачи или чтения книги. При этом может быть организована коллективная работа, когда речь идет об общих ценностях выбора профессии; групповая, в зависимости от источника информации и профессиональных планов детей; индивидуальная, когда детям предлагаются разные формы рефлексивной деятельности (сочинение о своих впечатлениях, рисунок, творческая работа, анкета по осмыслению информации, беседа с ребенком и др.).

 

Встречи с представителями профессийу которые могут проходить в форме интервьЮу вечера, ток-шоу и др. К детям можно пригласить представителя одной или нескольких профессий, разных людей, работающих по одной и той же или смежным профессиям.

 

Приглашают на такие встречи человека, который мог бы увлечь, рассказать интересно, учитывая возрастные особенности детей. Педагог должен заранее встретиться с приглашенным, обсудить с ним примерный план разговора, рассказать о детях, их интересах и особенностях. Детям педагог ДО советует заранее почитать литературу о профессии или предприятии (организации), в которой работает приглашенный. Заранее продумывается и форма подведения итогов - беседа с подростками после встречи (или на следующей встрече), создание видеотеки встреч или фотоальбома, выпуск газеты.

 

Значительное место в работе по профпросвещению занимают беседы, которые можно посвящать ознакомлению с какой-то одной профессией, с группой родственных профессий, вопросам значимости их правильного выбора для человека. При этом тематика бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих детей.

 

Ознакомление подростков с профессиями можно проводить по такому плану:

 

а) Общие сведения о профессии.

 

Краткая характеристика отрасли народного хозяйства, где применяется профессия, краткий исторический очерк и перспективы развития профессии, основные специальности, связанные с данной профессией.

 

б) Производственное содержание профессии.

 

Место и роль профессии в научно-техническом прогрессе, ее перспективность; предмет, средства и продукт (результат) труда; содержание и характер (функция) трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества; связь (взаимодействие) с другими специальностями.

 

в) Условия работы и требования профессии к человеку.

 

Санитарно-гигиенические условия труда; требования к возрасту

 

и здоровью; элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека, отличительные качества хорошего работника; специальные условия: влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т.д.; экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.

 

г) Система подготовки к профессии.

 

Пути получения профессии, курсы, техникумы, вузы; связь профессиональной подготовки с учебой и трудовой деятельностью в школе; уровень и объем профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для получения начального квалификационного разряда по данной профессии; перспективы профессионального роста; где можно продолжить ознакомление с профессией; что читать о профессии.

 

Ведение «Профессионального портфолио», в которое будут вкладываться интервью, вырезки из газет, рисунки и письменные работы (см. главу 5 данной книги).

 

Можно организовать неделю (декаду, месячник) профинфор- мации или карьеры. В план организации такой недели входят различные формы и методы: выставки книг (или интернет-ресурсов) о профессиях, возможностях обучения и трудоустройства; встречи и интервью с представителями профессий; выполнение проектов; экскурсии; беседы; приглашение выпускников; выставки работ кружков; организация уголка профессии. Открытие и закрытие недели проходит торжественно, план недели разрабатывается вместе с детьми с учетом их интересов; дети и выпускники участвуют в подготовке и проведении отдельных мероприятий; из учащихся формируется пресс-центр недели или ее штаб, выпускающий пресс-релизы и ведущий дневник недели.

 

Социально-профессиональные пробы предполагают выполнение конкретной деятельности как в специально запланированных жизненных ситуациях, так и в учебных, игровых, досуговых. Они позволяют лучше понять собственные возможности, пройти своеобразное социальное закаливание, освоить новые формы и способы поведения[1].

 

Игра. Именно в игре ребенок легче всего запоминает и осваивает знания о мире профессий. Существует множество игр и игровых упражнений, направленных на осмысление каких-то элементов изучаемой профессии. Например, «Угадай профессию по жестам», «Вспомни как можно больше слов на букву «...», связанных с данной профессией», «Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с этой профессией» и др. Привлекают детей сюжетно-ролевые игры, в процессе которой они осваивают систему отношений и форм поведения, близких к профессиональным. Такие игры могут быть импровизированными, а также с достаточно длительной подготовкой. Приведем примеры импровизации некоторых ролевых ситуаций.

 

В игре совершенствуются ручные движения и умственные операции. Поэтому в работу должны включаться игры, связанные с какими-то простыми операциями, касающимися темы занятия. Например, педагог, рассказывающий о профессиях швейного производства, говорит о том, что изготовлению изделия предшествует чертеж, выкройка. Он рассказывает о наиболее простых закономерностях композиции, и они изображают рисунок будущей одежды на листе бумаги. Если же речь идет о профессии шофера, то дети должны на ограниченном пространстве класса «проехать», никого не задевая. Если кто-то кого-то заденет, то - садится на место. Оставшиеся пять человек - самые аккуратные водители! Скорость «задает» педагог словами: «Быстрее, еще быстрее, очень быстро!».

 

Импровизированные игры могут быть и более сложными, например, детям предлагается разыграть ситуацию рекламной кампании.

 

В различных учреждениях нами была организована игра «Мы строим город». Ценно, что в ходе этой игры дети сами выбирают профессии, роли и позицию по отношению к различным профессионально- ролевым ситуациям.

 

Коллективные творческие дела. Одна из самых распространенных и эффективных технологий, в процессе которой дети создают различные формы организации профессионального поведения. Широко известно КТД «Город мастеров», когда дети выбирают профессию и представляют ее в творческой форме.

 

Можно было бы продолжить перечень форм, методов, технологий, которые позволяют знакомить детей с профессией, приобщать их к выполнению различных профессиональных действий. Главное, чтобы дети сами инициировали и создавали средства, позволяющие им приближаться к осознанному выбору профессии.

 

[1] Технология профориентационной работы со школьниками: книга для учителя /под ред. В.П. Шаповалова. - Брянск: Изд-во Брянского областного центрапрофессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения, 2004. - С.117.

 

Практические задания Базовый уровень
      • 1. Оформите схему, отражающую взаимосвязь основных понятий курса: задатки, способности, одаренность, талант, гениальность.
      • 2. Составьте аннотированный список литературы по изучаемой проблеме.
      • 3. Осуществите подбор методик диагностики творческих способностей для различных возрастных групп детей.
      • 4. Опишите примеры влияния конкретных условий на развитие творческих способностей.
      • 5. Познакомьтесь со статьей Л.А. Ушатовой «Горячее сердце» (журнал «Классный руководитель», №8 - 2013 г., с.49-54). Докажите, что образовательная среда представленного объединения является креативной.
      • 6. Составьте план беседы с родителями ребенка на этапе диагностики и выбора программы дополнительного образования.
      • 7. Проанализируйте содержание тренинга по развитию креативности (приложение 7) с точки зрения требований к использованию данной технологии в системе ДО.
      • 8. Познакомьтесь с материалом из опыта работы «Педагогические средства формирования направленности на творчество у детей в театральном объединении» (приложение 8). Дайте характеристику предложенных там форм и методов работы с детьми.
Продвинутый уровень
      • 1. На основе анализа интернет-ресурсов, содержательно связанных с темой изучаемого курса, подготовьте интерактивную презентацию.
      • 2. Составьте программу диагностики творческих способностей детей определенной возрастной группы.
      • 3. Осуществите диагностику творческих способностей конкретного ребенка (в образовательном объединении ДО), оформите результаты диагностики, сформулируйте рекомендации относительно выбора направленности образовательного объединения и сферы возможных профессиональных интересов.
      • 4. Проанализируйте образовательную среду конкретного объединения дополнительного образования с точки зрения ее креативности. Сформулируйте предложения по развитию креативной образовательной среды данного объединения.
      • 5. Разработайте занятие по программе дополнительного образования, направленное на развитие творческих способностей ребенка. Реализуйте разработку в конкретном образовательном объединении. Напишите анализ проведенного занятия.
      • 6. Подготовьте сообщение о возможностях использования отдельных образовательных технологий в процессе развития творческих способностей детей в УДОД.
      • 7. Разработайте тренинг развития творческих способностей детей для образовательного объединения определенной направленности.
      • 8. Разработайте рекомендации педагогу дополнительного образования по организации взаимодействия с семьей и социальным окружением с целью развития творческих способностей.
      • 9. Разработайте программу развития творческих способностей детей для конкретного образовательного объединения ДО.

 

Портфолио в системе дополнительною образования Портфолио как средство отслеживания результатов деятельности ребенка в дополни тельном образовании Психолого-педагогическое сопровождение детей в дополнительном образовании предусматривает использование разнообразных педагогических технологий. Арсенал педагога дополнительного образования, сопровождающего процесс индивидуального развития и личностного роста ребенка, должен включать формы, методы, приемы и технологии, которые обеспечивают индивидуализацию образовательного процесса и помогают активизировать в его рамках позицию ребенка. К числу педагогических технологий, способствующих решению и реализации обозначенных в предыдущем параграфе задач и направлений психолого-педагогического сопровождения детей в дополнительном образовании (в частности, обеспечение реализации диагностической функции деятельности сопровождающего), в полной мере можно отнести технологию портфолио. Портфолио относится к группе индивидуально ориентированных технологий. Одна из основных задач их использования в учреждении дополнительного образования - обеспечение субъектной позиции ребенка и рефлексивного отношения к собственной деятельности в процессе его личностного развития. Технология портфолио используется педагогами в целях индивидуализации образовательной деятельности воспитанников. Согласно одному из определений, встречающихся в материалах американских исследователей, портфолио - это коллекция работ ребенка, которая демонстрирует усилия, прогресс и достижения в определенной области, предполагающая его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самооценку и самоанализ.[1] В образовательном процессе технология портфолио достаточно успешно реализуется учителями-предметниками и классными руководителями для активизации деятельности ученика на уроке и во внеурочное время. Что же касается учреждений дополнительного образования, то потребность в данной технологии обусловлена возможностью использования портфолио в качестве средства отслеживания результатов деятельности ребенка. Большинство исследователей проблемы организации дополнительного образования сходятся во мнении, что одной из важных проблем, решаемых организациями данного типа, является создание условий для удовлетворения интересов и потребностей детей, предоставление им возможности для самопроявлсния и самореализации, обеспечение педагогического сопровождения их индивидуального развития и личностного роста. Очевидно, что указанные выше цели могут быть реализованы при условии обеспечении субъектной позиции ребенка в образовательном процессе. А она, в свою очередь, предполагает рефлексивный характер включения обучающегося в деятельность, формирование у него умений и навыков самоанализа, самооценки, наличие которых позволит ему адекватно оценивать свои достижения в выбранной сфере. Авторы технологии портфолио С.Дж. Пейп, М. Чошанов определяют ряд функций портфолио, а именно: диагностическую, мотивационную, целеполагания, содержательную, развивающую, рейтинговую.[2] Содержание большинства из названных функций обуславливает возможность использования портфолио в качестве формы фиксации, систематизации и отслеживания результатов деятельности его автора. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что результаты деятельности субъекта могут быть представлены следующими составляющими:
      • - внутренней, включающей изменения, происходящие в процессе деятельности в самом субъекте, а именно: развитие и приобретение уже имеющихся и новых качеств, формирование нового субъективного опыта решения личностно значимых задач, обогащение и развитие сущностных сфер личности;
      • - внешней, представленной продуктами деятельности субъекта: предметами материальной и духовной культуры, произведенными в процессе деятельности, изменениями, вносимыми в окружающую социальную среду.
Обозначенные составляющие взаимодополняют и взаимообу- славливают друг друга. Так, приобретенные личностные качества позволяют субъекту проявлять себя во внешней среде - производить новые продукты, изменять социальное окружение. По сути, внешние проявления результатов являются свидетельством внутренних изменений, происходящих с человеком в процессе индивидуального развития и личностного роста. Указанные процессы будут успешными, если протекают целенаправленно, являются управляемыми, поэтому важно предусмотреть возможность систематического отслеживания их результатов. Особенно это актуально для сферы дополнительного образования, где, в силу ее специфики, именно индивидуальное развитие и личностный рост являются главными доказательствами успешности ребенка в выбранной сфере деятельности. Таким образом, в задачи педагога дополнительного образования входит оказание помощи воспитаннику в сборе и систематизации свидетельств его индивидуальных достижений, в осознании своих успехов, проблем и перспектив дальнейшего развития. Технология портфолио, изначально сориентированная на фиксацию и систематизацию индивидуальных достижений субъекта в выбранной сфере, как нельзя лучше позволяет решать обозначенную выше задачу. Ее использование в деятельности педагога дополнительного образования позволит зафиксировать и систематизировать материалы, свидетельствующие о его собственном профессиональном росте, и обозначить основные направления своего профессионального развития. Кроме того портфолио обеспечит эффективное решение задач психолого-педагогического сопровождения процесса индивидуального и личностного развития ребенка. Также следует отметить, что одной из специфических особенностей дополнительной образовательной деятельности являегся добровольный характер включения в нее ребенка, а это предполагает наличие у него мотивации на участие в работе кружка, клуба, секции, посещения школы искусств, театральной студии и т.п. Мотивы формируются не только под влиянием существующего интереса к той или иной сфере деятельности, но и в результате осознания перспектив своего личностного роста в ее рамках. Также немаловажным является достижение определенных успехов, подтверждающих правильность сделанного выбора, а они не всегда могут быть представлены в материальном виде. Учитывая вышесказанное, педагогу дополнительного образования необходимо проводить целенаправленную работу по формированию и поддержанию мотивации ребенка на продолжение занятий в выбранной сфере, если есть перспективы его развития в ее рамках. Если же таких перспектив нет, необходимо вовремя показать обучающемуся, что следует изменить, обеспечить его переориентацию на ту сферу деятельности, в которой он может проявить себя наилучшим образом. Данный процесс будет протекать безболезненно, если ребенок включен в процесс отслеживания и оценки результатов сво

Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.