Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2019-11-28 | 453 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Сущность и функции психолого-педагогического сопровождения детей
Сопровождать, как объясняет словарь Ожегова, - значит следовать вместе с кем-то, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем- то. Сопровождение ведет к позитивным результатам в том случае, если оно опирается на деятельность самого ребенка. Сопровождение ученика предполагает веру в его силы и возможности. Сопровождать - не значит вести за руку, решать всегда за ребенка, оберегать его от всех возможных опасностей. Это значит быть рядом, побуждать к самостоятельности, сорадоваться успехам, помогать преодолевать возникающие трудности[1]. Сопровождение связывают с понятием поддержки, понимают его как обеспечение условий для развития ребенка, помощь ему в процессе вхождения в «зону ближайшего развития».
А.В. Мудрик трактует сопровождение как особую сферу деятельности педагога, направленную на приобщение подростка к социально-культурным и нравственным ценностям, необходимым для самореализации и саморазвития. При этом важна идея А. Маслоу, А. Комбса, К. Роджерса о феноменологической модели образования, предполагающей персональный характер образования с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, бережное и уважительное отношение к их интересам и потребностям. Образование трактуется как гуманистическое в том смысле, что оно должно наиболее полно и адекватно соответствовать подлинной природе человека, помогать ему проявить то, что в нем уже заложено природой, а не «отливать» в определенную форму, придуманную кем-то заранее, априори. Представители данной ориентации создают условия для самопознания и поддержки уникального развития каждого ребенка, предоставляют как можно больше свободы выбора и условий для самореализации[2].
|
Важнейшим аспектом сопровождения являются отношения. Позитивные отношения педагогов и детей влияют на реализацию интеллектуальных возможностей ребенка, поэтому необходимо формирование или становление особого типа отношений «взрослый-ребенок», которые гарантируют ребенку доброжелательное принятие, поддержку и помощь[3]. Это особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач его образования и развития.
Анализ литературных источников показал, что психолого- педагогическое сопровождение (ППС) можно рассматривать в нескольких аспектах:
Можно выделить три группы целей психолого-
4
Вопросы для самопроверки и обсуждения
Практические задания
|
Базовый уровень
Повышенный уровень
Этап ППС | Администрация | Педагоги | Родители | Дети |
https://studme.org/191790/pedagogika/dopolnitelnoe_obrazovanie_detey_psihologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie
Сфера деятельности.
В деятельности ребенок осваивает все новые и новые ее виды, что предполагает ориентировку в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Именно в деятельности происходит освоение социальных ролей и осмысление их значимости. Дополнительное образование детей представлено большим количеством направлений творческой деятельности, каждое из них имеет свою специфику, которая непременно должна учитываться в процессе создания креативной среды.
|
Одним из самых массовых и популярных среди детей и родителей по-прежнему является художественное дополнительное образование. В условиях идеологического вакуума именно через искусство, художественное творчество происходит передача духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями. В центрах народных промыслов, творческих мастерских, студиях, школах искусств, профильных художественных классах осуществляется деятельность по приобщению детей к искусству.
Основными средствами создания креативной среды в сфере деятельности являются:
Таким образом, для того, чтобы сфера общения образовательной среды дополнительного образования способствовала творческому развитию детей, необходимо соблюдать следующие требования:
|
-развитие взаимодействия детей разного возраста;
-ориентация на сотрудничество педагогов, детей и родителей;
-проявление уважения к позиции друг друга, сопереживание, сочувствие;
-демонстрация эмоциональной готовности к совместной деятельности;
-творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность детей;
-постоянное расширение сферы общения детей за счет развития взаимодействия с учащимися всех образовательных объединений УДОД или школы, участия в творческих конкурсах и концертах за пределами образовательной организации, посещения театров, музеев, памятников архитектуры и др., организацию встреч с приглашенными творческими личностями (художниками, писателями, спортсменами и
др-);
-создание соответствующих ситуации пространственно-предметных условий общения: оформление кабинета, музыкальное сопровождение, подобранный видеоряд, внешний вид участников взаимодействия - все это должно способствовать творческому развитию.
Технологии развитии творческих способностей в условиях дополнительного образования
Технология, по мнению В.А. Сластенина, - это «...педагогическая деятельность, максимально реализующая в себе высокие законы обучения, воспитания и развития личности и потому обеспечивающая ее конечные результаты»[1].
Современные образовательные технологии обладают следующими характеристиками:
Все эти характеристики максимально соответствуют требованиям, предъявляемым к организации образовательного процесса в системе дополнительного образования.
Большим потенциалом для развития творческих способностей детей обладают технология проектной деятельности, портфолио, педагогические мастерские, дискуссионные, игровые, исследовательские технологии. Сущность и педагогические возможности данных технологий представлены в учебном пособии: Байбородова Л.В., Чернявская А.П., Харисова И.Г. Технологии педагогической деятельности. Часть I. Образовательные технологии: учебное пособие / под общ. ред. А.П. Чернявской, Л.В. Байбородовой. - Ярославль: Изд-во ЯГГТУ, 2012.
|
Более подробно остановимся на двух технологиях, изначально разработанных для развития способностей человека.
В 50-е годы XX века Г.С. Альтшуллером и его коллегами была разработана так называемая технология творчества (ТРИЗ). Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) направлена на:
Для развития творческих способностей личности в ТРИЗ используются три основных направления:
Методы развития творческого воображения позволяют уменьшить психологическую инерцию при решении творческих задач. Существующая в ТРИЗ система развития творческого воображения, разработанная Г. Альтшуллером и П. Амнуэлем, представляет собой набор приемов фантазирования и специальных методов:
Теория развития творческой личности включает описание качеств творческой личности, основные концепции ее развития, жизненную стратегию развития творческой личности (ЖСТЛ-3), деловую игру. Авторы теории развития творческой личности (ТРТЛ) — Г.С. Альтшуллер и И.М. Верткин.
Теория развития творческих коллективов разработана Б.Злотиным, А.Зусманом и Л.Капланом. Они выявили этапы и циклы развития творческих коллективов, закономерности их развития, механизмы торможения и развития коллективов, принципы предотвращения застойных явлений в коллективе.
В современной психолого-педагогической литературе активно используется понятие «ТРИЗ-педагогика».
ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.
Современная ТРИЗ-педагогика включает в себя курсы, рассчитанные на возрастные группы от дошкольников до студентов и взрослых специалистов. Особенностью работы с каждой возрастной группой является выбор объектов изобретательской деятельности, соответствующих возрасту. Так, дошкольники и младшие школьники изобретают игрушки, загадки, пословицы, подвижные игры и т.п.
Для каждой возрастной группы разрабатываются алгоритмические процедуры, методики. Они позволяют учащимся изобретать новое, самореализоваться в творчестве. Следует различать ознакомительный и инструментальный уровень освоения ТРИЗ-методик. Обязательным условием качественного, инструментального обучения в ТРИЗ- педагогике является не только освоение соответствующих методик, но и освоение способов их создания.
Основные принципы построения занятий по ТРИЗ (в том числе, и в ДО):
Более подробно рассмотрим суть отдельных методов ТРИЗ, которые наиболее успешно могут быть использованы в ДО.
Формы и методы педагогической поддержки профессионального самоопределения
Многогранное содержание дополнительного образования реализуется с помощью различных форм и методов.
Понятия «форма» и «метод» тесно взаимосвязаны. Под формой мы понимаем способ организации деятельности детей, способствующий профессиональному самоопределению. Метод - это способ взаимодействия педагога и воспитанника, направленный на оказание поддержки ребенку в профессиональном самоопределении. В реальной практике эти понятия разграничить весьма сложно. Например, экскурсия как форма реализуется с помощью различных методов: беседа, рассказ, пример и др.
Поскольку одно из обязательных направлений при решении указанных задач профессиональное просвещение, остановимся на формах и методах данного направления, которые существенным образом зависят от возраста детей.
Профессиографическая экскурсия, или экскурсия по ознакомлению с конкретной профессией. В процессе подготовки к ней дети изучают профессию (профессии) по книгам или другим источникам информации, составляют «портрет профессии» (профессиограмму). Они сами разрабатывают план экскурсии, включающий программу наблюдения за работой, план беседы с работниками; решают, как будут зафиксированы результаты экскурсии (записи, фотографии, видеозаписи) и как будут потом оформлены результаты экскурсии (проект, презентация, буклет, газета, коллаж и т.д.). После этого педагог или приглашенный специалист проводит экскурсию, после которой происходит ее обсуждение и оформление результатов. Такая форма является очень полезной еще и потому, что она расширяет социальный опыт, показывает взрослых людей в реальной производственной ситуации, расширяет сферу общения.
Конференции, посвященные профессиям, вопросами организации труда, возможностям получения образования, миру профессии в целом. При подготовке к конференции подростки готовят доклады или рефераты, самостоятельно собирая и оформляя информацию (план сбора информации представлен далее, при описании беседы), используя, в том числе, интернет-ресурсы. С целью развития умений сотрудничать, договариваться, распределять работы можно организовать группы по 2-3 человека для подготовки докладов и их презентации.
Создание банков информации о выпускниках детского объединения и их трудовых биографиях, об учебных заведениях, о наиболее востребованных профессиях, о юридических вопросах, связанных с профессиями, их выбором, обучением и трудовой деятельностью, создание картотек профессий.
Создание буклетов или презентации о конкретных предприятиях и организациях. Информация в буклете должна отражать историю предприятия (организации), сферу деятельности или выпускаемую продукцию, описание основных профессий, перспективы развития. Буклет красиво оформляется, сопровождается фотографиями, выдержками из интервью с руководителями, работниками предприятия (организации).
Диспуты у дебаты или дискуссии по вопросам профессиональной ориентации. Темы для дискуссий могут быть самыми разными, например: «Право выбора», «Профессия для души - бывает ли она?», «Учиться или не учиться?» и др.
Обсуждение книгу телепередачу фильмов, в которых фигурируют представители различных профессий и затрагиваются проблемы выбора профессии.
Педагог, учитывая профессиональные интересы и возможности детей, их планы, может отобрать источники для осмысления детьми своих замыслов, организовать аналитическую работу с источником. Фильмы ценны тем, что воздействуют эмоционально, влияют на ценностные ориентации при выборе профессии.
Особенно эффективна дискуссия после просмотра фильма, телепередачи или чтения книги. При этом может быть организована коллективная работа, когда речь идет об общих ценностях выбора профессии; групповая, в зависимости от источника информации и профессиональных планов детей; индивидуальная, когда детям предлагаются разные формы рефлексивной деятельности (сочинение о своих впечатлениях, рисунок, творческая работа, анкета по осмыслению информации, беседа с ребенком и др.).
Встречи с представителями профессийу которые могут проходить в форме интервьЮу вечера, ток-шоу и др. К детям можно пригласить представителя одной или нескольких профессий, разных людей, работающих по одной и той же или смежным профессиям.
Приглашают на такие встречи человека, который мог бы увлечь, рассказать интересно, учитывая возрастные особенности детей. Педагог должен заранее встретиться с приглашенным, обсудить с ним примерный план разговора, рассказать о детях, их интересах и особенностях. Детям педагог ДО советует заранее почитать литературу о профессии или предприятии (организации), в которой работает приглашенный. Заранее продумывается и форма подведения итогов - беседа с подростками после встречи (или на следующей встрече), создание видеотеки встреч или фотоальбома, выпуск газеты.
Значительное место в работе по профпросвещению занимают беседы, которые можно посвящать ознакомлению с какой-то одной профессией, с группой родственных профессий, вопросам значимости их правильного выбора для человека. При этом тематика бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих детей.
Ознакомление подростков с профессиями можно проводить по такому плану:
а) Общие сведения о профессии.
Краткая характеристика отрасли народного хозяйства, где применяется профессия, краткий исторический очерк и перспективы развития профессии, основные специальности, связанные с данной профессией.
б) Производственное содержание профессии.
Место и роль профессии в научно-техническом прогрессе, ее перспективность; предмет, средства и продукт (результат) труда; содержание и характер (функция) трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества; связь (взаимодействие) с другими специальностями.
в) Условия работы и требования профессии к человеку.
Санитарно-гигиенические условия труда; требования к возрасту
и здоровью; элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека, отличительные качества хорошего работника; специальные условия: влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т.д.; экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.
г) Система подготовки к профессии.
Пути получения профессии, курсы, техникумы, вузы; связь профессиональной подготовки с учебой и трудовой деятельностью в школе; уровень и объем профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для получения начального квалификационного разряда по данной профессии; перспективы профессионального роста; где можно продолжить ознакомление с профессией; что читать о профессии.
Ведение «Профессионального портфолио», в которое будут вкладываться интервью, вырезки из газет, рисунки и письменные работы (см. главу 5 данной книги).
Можно организовать неделю (декаду, месячник) профинфор- мации или карьеры. В план организации такой недели входят различные формы и методы: выставки книг (или интернет-ресурсов) о профессиях, возможностях обучения и трудоустройства; встречи и интервью с представителями профессий; выполнение проектов; экскурсии; беседы; приглашение выпускников; выставки работ кружков; организация уголка профессии. Открытие и закрытие недели проходит торжественно, план недели разрабатывается вместе с детьми с учетом их интересов; дети и выпускники участвуют в подготовке и проведении отдельных мероприятий; из учащихся формируется пресс-центр недели или ее штаб, выпускающий пресс-релизы и ведущий дневник недели.
Социально-профессиональные пробы предполагают выполнение конкретной деятельности как в специально запланированных жизненных ситуациях, так и в учебных, игровых, досуговых. Они позволяют лучше понять собственные возможности, пройти своеобразное социальное закаливание, освоить новые формы и способы поведения[1].
Игра. Именно в игре ребенок легче всего запоминает и осваивает знания о мире профессий. Существует множество игр и игровых упражнений, направленных на осмысление каких-то элементов изучаемой профессии. Например, «Угадай профессию по жестам», «Вспомни как можно больше слов на букву «...», связанных с данной профессией», «Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с этой профессией» и др. Привлекают детей сюжетно-ролевые игры, в процессе которой они осваивают систему отношений и форм поведения, близких к профессиональным. Такие игры могут быть импровизированными, а также с достаточно длительной подготовкой. Приведем примеры импровизации некоторых ролевых ситуаций.
В игре совершенствуются ручные движения и умственные операции. Поэтому в работу должны включаться игры, связанные с какими-то простыми операциями, касающимися темы занятия. Например, педагог, рассказывающий о профессиях швейного производства, говорит о том, что изготовлению изделия предшествует чертеж, выкройка. Он рассказывает о наиболее простых закономерностях композиции, и они изображают рисунок будущей одежды на листе бумаги. Если же речь идет о профессии шофера, то дети должны на ограниченном пространстве класса «проехать», никого не задевая. Если кто-то кого-то заденет, то - садится на место. Оставшиеся пять человек - самые аккуратные водители! Скорость «задает» педагог словами: «Быстрее, еще быстрее, очень быстро!».
Импровизированные игры могут быть и более сложными, например, детям предлагается разыграть ситуацию рекламной кампании.
В различных учреждениях нами была организована игра «Мы строим город». Ценно, что в ходе этой игры дети сами выбирают профессии, роли и позицию по отношению к различным профессионально- ролевым ситуациям.
Коллективные творческие дела. Одна из самых распространенных и эффективных технологий, в процессе которой дети создают различные формы организации профессионального поведения. Широко известно КТД «Город мастеров», когда дети выбирают профессию и представляют ее в творческой форме.
Можно было бы продолжить перечень форм, методов, технологий, которые позволяют знакомить детей с профессией, приобщать их к выполнению различных профессиональных действий. Главное, чтобы дети сами инициировали и создавали средства, позволяющие им приближаться к осознанному выбору профессии.
[1] Технология профориентационной работы со школьниками: книга для учителя /под ред. В.П. Шаповалова. - Брянск: Изд-во Брянского областного центрапрофессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения, 2004. - С.117.
Практические задания
Базовый уровень
|
Портфолио в системе дополнительною образования
Портфолио как средство отслеживания результатов деятельности ребенка в дополни тельном образовании
Психолого-педагогическое сопровождение детей в дополнительном образовании предусматривает использование разнообразных педагогических технологий. Арсенал педагога дополнительного образования, сопровождающего процесс индивидуального развития и личностного роста ребенка, должен включать формы, методы, приемы и технологии, которые обеспечивают индивидуализацию образовательного процесса и помогают активизировать в его рамках позицию ребенка. К числу педагогических технологий, способствующих решению и реализации обозначенных в предыдущем параграфе задач и направлений психолого-педагогического сопровождения детей в дополнительном образовании (в частности, обеспечение реализации диагностической функции деятельности сопровождающего), в полной мере можно отнести технологию портфолио.
Портфолио относится к группе индивидуально ориентированных технологий. Одна из основных задач их использования в учреждении дополнительного образования - обеспечение субъектной позиции ребенка и рефлексивного отношения к собственной деятельности в процессе его личностного развития.
Технология портфолио используется педагогами в целях индивидуализации образовательной деятельности воспитанников. Согласно одному из определений, встречающихся в материалах американских исследователей, портфолио - это коллекция работ ребенка, которая демонстрирует усилия, прогресс и достижения в определенной области, предполагающая его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самооценку и самоанализ.[1]
В образовательном процессе технология портфолио достаточно успешно реализуется учителями-предметниками и классными руководителями для активизации деятельности ученика на уроке и во внеурочное время.
Что же касается учреждений дополнительного образования, то потребность в данной технологии обусловлена возможностью использования портфолио в качестве средства отслеживания результатов деятельности ребенка.
Большинство исследователей проблемы организации дополнительного образования сходятся во мнении, что одной из важных проблем, решаемых организациями данного типа, является создание условий для удовлетворения интересов и потребностей детей, предоставление им возможности для самопроявлсния и самореализации, обеспечение педагогического сопровождения их индивидуального развития и личностного роста. Очевидно, что указанные выше цели могут быть реализованы при условии обеспечении субъектной позиции ребенка в образовательном процессе. А она, в свою очередь, предполагает рефлексивный характер включения обучающегося в деятельность, формирование у него умений и навыков самоанализа, самооценки, наличие которых позволит ему адекватно оценивать свои достижения в выбранной сфере.
Авторы технологии портфолио С.Дж. Пейп, М. Чошанов определяют ряд функций портфолио, а именно: диагностическую, мотивационную, целеполагания, содержательную, развивающую, рейтинговую.[2] Содержание большинства из названных функций обуславливает возможность использования портфолио в качестве формы фиксации, систематизации и отслеживания результатов деятельности его автора.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что результаты деятельности субъекта могут быть представлены следующими составляющими:
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства... Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы... История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок... Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается... © cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста. |