Педагогического сопровождения . — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Педагогического сопровождения .

2019-11-28 373
Педагогического сопровождения . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Идеальная цель - развитие всех индивидуальных сфер ребенка (мотивационной, когнитивной, эмоциональной, волевой, действеннопрактической, сферы саморегуляции, экзистенциальной).

Идеальная цель конкретизируется в персонифицированной цели - достижение ребенком оптимальных для него жизненных результатов, более высокого уровня образованности и развития индивидуальности.

Процессуальной целью является отражение в педагогических средствах актуальных потребностей ребенка, на основе которых он может успешно решать жизненные и образовательные задачи.

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка всегда персонифицировано и направлено на конкретною ребенка, даже если педагог работает с группой.

Субъектами психолого-педагогического сопровождения ребенка в дополнительном образовании являются:

педагог дополнительного образования;

организатор детского объединения;

специалисты учреждений дополнительного образования;

психолог;

социальный педагог;

родители и родственники ребенка.

Субъектом психолого-педагогического сопровождения является и сам ребенок, который имеет свой жизненный опыт взаимодействия со взрослыми, другими детьми, свой особый характер личностного и индивидуального развития. Особенности конкретного ребенка влияют на содержание и формы психолого-педагогического сопровождения его развития.

Психолого-педагогическое сопровождение индивидуальной деятельности и развития ребенка в контексте современной парадигмы образования определяет позицию педагога дополнительного образова- [4]

ним, заключающуюся в организации взаимодействия с ребенком с учетом «зоны ближайшего развития». Такая позиция характеризуется следующим:

осознанием стратегической цели - формирование способностей, развитие индивидуальных сфер ребенка с опорой на собственные ресурсы;

ситуативные педагогические воздействия подчинены стратегической цели;

вариативность телесных и словесных реакций в ответ на разнообразие детских проявлений, гибкость поведения;

педагогическое и психологическое воздействия выстраиваются на основе системного обобщенного знания об индивидуальных особенностях каждого ребенка;

терпимость и принятие разнообразных форм детского поведения, которое рассматривается как естественная природа ребенка, требующая оформления и организации;

владение знаниями о детской возрастной психологии, о кризисах развития;

действия педагога направлены на поддержание дружеских, партнерских отношений, позволяющих обеспечить ребенку поддержку в становлении самостоятельности;

желание ребенка побыть вне контакта со взрослым, «дозирование» общения воспринимаются педагогом, специалистом сопровождения как достижение, переживается легко и естественно[5].

Различают две группы функций психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития ребенка: целевые и инструментальные[6].

Прежде всего кратко охарактеризуем целевые функции психолого-педагогического сопровождения ребенка в любой системе образования, в том числе и в дополнительном образовании.

Целевые функции отражают содержание педагогических задач. Поэтому первой и важнейшей является развивающая функция, реализация которой предполагает оказание целенаправленного влияния на развитие ребенка, его индивидуальной образовательной деятельности. Субъекты социально-педагогического сопровождения, реализуя цели данного процесса, призваны заботиться, прежде всего, о развитии личности, всех сфер индивидуальности ребенка. В этом смысле развивающая функция является основной, гак как соответствует смыслу любой гуманистически направленной педагогической деятельности.

Реализацией развивающей функции является создание педагогами ситуаций развития, которые способствуют появлению новообразований в его личностных качествах и раскрытию его потенциалов, отражающих его индивидуальность. Более подробно о реализации такой функции говорится в разделе 1.4. этой книги.

Тесно связана с развивающей функцией функция психологопедагогической поддержки.

Психолого-педагогическая поддержка - это процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем) (О.С. Газман).

Необходимо поддержать ребенка в поиске решения проблем, возникших у него в процессе развития, образования и самообразования, а не решать их за него. Реализация функции психолого-педагогической поддержки предполагает опору на наличные силы и потенциальные возможности ребенка, веру педагога в эти возможности.

В процессе реализации такой функции субъекты сопровождения помогают ребенку своевременно выявить его личностную проблему, осознать ее причины и вместе с ним осуществляют поиск вариантов решения проблемы и анализ последствий этих решений на основе имеющегося у ребенка социального опыта (см. подробнее раздел 1.3. данной книги).

Реализация функции поддержки пересекается с функцией психолого-педагогической помощи.

Под психолого-педагогической помощью понимается реальное содействие ребенку в преодолении возникающих у него трудностей. Это могут быть трудности в выполнении сложной работы, разрешении конфликтной ситуации с педагогом, со сверстниками, родителями, затруднения при выполнении ребенком какого - то поручения, трудности в достижении жизненных и образовательных целей и др.

Реализация данной функции предполагает выявление погребно- сти ребенка в психолого-педагогической помощи, определение меры этой помощи (степени вмешательства), оказания помощи как через действия ребенка, так и через действия педагогов, специалистов, друзей и одноклассников, взрослых.

Помощь может быть предложена (именно предложена, а не навязана) в различных формах: консультации, привлечение опрсделенных лиц для оказания помощи детям, совместная деятельность с ребенком.

Следующей функцией ППС является фасилитация (облегчение) развития и действий ребенка в новых для него ситуациях. У ребенка чаще всего возникают трудности в тех ситуациях, которые являются для него новыми, например, выполнение нового вида работы, освоение более сложной роли (например, консультанта), решение более сложной, чем ранее, задачи, чтобы приблизиться к намеченной образовательной или профессиональной цели. Реализация этой функции ППС обеспечивает адекватный выбор ребенком своих действий в новых, ранее неизвестных ему условиях и предполагает совместный с ребенком анализ новой ситуации, определение его отношений к ней, поиск вместе с ним способов действий и поведения.

Также необходимо говорить о реализации коррекционной функции психолого-педагогического сопровождения развития и индивидуальной образовательной деятельности ребенка. Ее реализация предполагает направленность педагогических действий на определенные изменения в достижениях ребенка, мотивах его поведения и учебной деятельности, существенно влияющих на его поступки и поведение.

Прежде всего, речь идет о детях, потерявших уверенность в себе, имеющих проблемы в знаниях, отклонения в интеллектуальном развитии, отставание в учебе, склонных к девиантному и деликвентному поведению. В этом случае педагоги призваны на основе реализации всех вышеназванных функций скорректировать отношение ребенка к учебе, своим результатам деятельности, жизненным целям и планам, окружающему миру, изменить стереотипные для него нормы поведения, сделать его поступки более осмысленными и самостоятельными и т.д.

Наряду с общими функциями психолого-педагогического сопровождения ребенка следует выделить специфические, особенно характерные и важные для системы дополнительного образования. В первую очередь к ним относится функция социальной защиты детей.

Социальная защита детей - это целенаправленная, сознательно регулируемая на всех уровнях общества система практически осуществляемых социальных, политических, экономических, правовых, психолого-педагогических, медико-экологических и духовных мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного формирования, функционирования и развития детей, предотвращение ущемления их прав и человеческого достоинства 1.

Социальная защита детства вытекает из обязательства по соблюдению Конвенции о правах ребенка и других законодательных актов международного сообщества, регулирующих положение детей, находящихся в особо трудных условиях, - сирот и инвалидов. Изучение Конвенции о правах ребенка позволило выявить ее положения, которые могут реализовываться в УДО. Это наилучшее обеспечение интересов ребенка, его благополучия (4.1, ст.З); обеспечение права ребенка на свободу мысли, совести методом, согласующимся с его развивающимися способностями (4.1, ст.14); оказание родителям надлежащей помощи в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей (Ч.1,ст.18); создание для детей неполноценных в умственном или физическом отношении условий, которые способствовали бы уверенности ребенка в себе и облегчали его активное участие в жизни общества, обеспечивали эффективный доступ к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности, участию в социальной жизни (4.1, ст.23). В УДО могут реализовываться и другие положения Конвенции: развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме; подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, дружбы; воспитания уважения к окружающей природе (4.1, ст.29); обеспечение права ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, право на всестороннее участие в культурной и творческой жизни (4.1, ст.З 1); обеспечение права ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, наносить ущерб умственному, физическому, духовному, моральному и социальному развитию (4.1, ст.32).

Объектом социальной защиты, социальных гарантий являются все дети, независимо от их происхождения, благополучия родителей и условий жизнедеятельности. Как в документах, так и на практике первоочередное внимание в отношении реализации социальнопедагогических функций уделяется детям с недостатками физического или психического развития (инвалиды, больные и т.д.), поведенчески-

Золотарева А.В. Дополнительное образование детей: теория и методика социально-педагогической деятельности. - Ярославль: Академия развития, 2004. - 304 с.

ми отклонениями (бездомные, правонарушители, попавшие в алкогольную или наркотическую зависимость и т.д.).

Таким образом, сущность функции социальной защиты сопровождения ребенка состоит в создании оптимальных условий для существования и развития ребенка с целью реализации каждым ребенком своего внутреннего потенциала для саморазвития, самоактивизации; организации сотрудничества со средой формирования ребенка (семья и другие общественные институты); обеспечении защиты детей, оказавшихся в особо трудном положении (сироты, инвалиды, из многодетных семей и семей групп риска); организации защиты прав детей.

Содержание социальной защиты, помощи и поддержки детей осуществляется через систему социально-защитных мер:

  • практических - гарантии приобретения практических умений и навыков, которые помогут в будущей жизни - личной, профессиональной, семейной;
  • социальных - гарантии освоения условий среды, нахождения вариантов типичных проблем, возникающих в процессе социального взаимодействия в УДО;
  • правовых - гарантии защиты прав ребенка, его человеческого достоинства;
  • психолого-педагогических - гарантии для саморазвития и самоактивизации, защиты детей, оказавшихся в особо трудном положении, - инвалиды, сироты, дети из неполных семей и семей повышенного риска;
  • экономических - гарантии на экономическую поддержку через участие в учебно-производственной и внебюджетной деятельности УДО;
  • медико-экологических - гарантии на медицинскую поддержку, оздоровление.

Средства социально-защитной деятельности УДО можно подразделить на следующие:

  • профилактические - информационно-просветительские, диагностические (психологические, медицинские), организационные (создание условий).
  • собственно-защитные - социальная защита, правовая защита, экономическая поддержка, психологическая поддержка, медицинская поддержка.

Результат реализации функции социальной защиты психолого-педагогического сопровождения детей в системе ДО можно рассматривать на двух уровнях: субъективном (осознание ребенком собственной безопасности, уверенности, защищенности и комфортности) и объективном (решение реальных социальных проблем детей и педагогов, уменьшение количества детей, нуждающихся в защите).

Следующая специфичная функция психолого-педагогического сопровождения детей в системе дополнительного образования - функция рекреации и компенсации. Словари дают следующие определения этих терминов.

Рекреация - снятие групповых и индивидуальных напряжений, восстановление сил. Компенсация - возмещение, уравновешивание сил.[7]

Сущность функции рекреации и компенсации состоит в том, что педагогом создаются условия для снятия групповых и индивидуальных напряжений, восстановления, возмещения и уравновешивания сил.

Рекреация и компенсация могут реализовываться в следующих видах деятельности: культурно - досуговой (досуговые развлекательные программы), образовательной (перерывы для отдыха, расслабляющие упражнения, беседы), оздоровительной (врачебный контроль с целью восстановления сил, распределение нагрузки), психологической (различные тренинги, консультации).

Средства для этого могут быть пассивные (отдых, непринужденная беседа, расслабляющие тренинги и др.) и активные (праздники, физкультурные упражнения, развлекательные досуговые программы, психологические тренинги, музыкальные занятия и др.).

Результатом реализации данной функции может стать оздоровление детей, снятие групповых напряжений, уменьшение конфликтов.

  • [1] Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот /под ред. С.Б.Корниловой и др. Вып. 1. - Ярославль, 2005. - С.6-14.
  • [2] Чистякова С.Н., Лернер Т.С., Родичев Н.Ф., Титов Е.В. Педагогическаяподдержка профессионального самоопределения старшеклассников.. - М.:Новая школа, 2004.
  • [3] Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот /под ред.. С.Б.Корниловой и др. Вып. 1. - Ярославль, 2005. - С.8.
  • [4] Рожков М.И. Сопровождение детей и молодежи как компонент социальнопедагогической деятельности //Психологическое и социально-педагогическоесопровождение детей и молодежи: материалы международной научнойконференции. В 2-х Т. Т.1. - Ярославль, 2005. - С. 3-8.
  • [5] Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот [Текст] /под ред. С.Б.Корниловой и др. Вып. 1. - Ярославль, 2005. - С.9.
  • [6] Рожков М.И. Сопровождение детей и молодежи как компонент социально-педагогической деятельности //Психологическое и социально-педагогическоесопровождение детей и молодежи: материалы международной научнойконференции. В 2-х Т. Т.1. - Ярославль, 2005. - С. 3-8.
  • [7] Малый академический словарь русского языка. - М.: Просвещение, 1993 -С. 84,171.

Функция социальной адаптации

Социальная адаптация - приспособление человека к условиям новой социальной среды, один из социально-психологических механизмов социализации личности. В педагогической практике важное значение имеет учет особенностей процесса адаптации при вхождении ребенка в новые социальные отношения. Дополнительное образование расширяет мир связей и отношений, и задача педагогов обогатить нравственно, интеллектуально опыт социального взаимодействия детей.

 

Для образовательной среды многопрофильного УДО характерны:

 

1) спожностъ и многообразие социальных связей, которые проявляются в том, что состав образовательного объединения постоянно меняется: дети имеют право переходить из коллектива в коллектив или вообще покидать его. Поскольку УДО имеют обширные внешние связи, то дети вступают в многообразные социальные отношения за пределами образовательного объединения;

2) сложность совместной деятельности - это образовательная деятельность (коллективная или индивидуальная) по изготовлению коллективного или собственного продукта, досуговая деятельность в разнообразных культурно-досуговых программах, деятельность в органах детского самоуправления, деятельность соревновательного характера, исследовательская, опытническая и другие виды деятельности;

3) социальная неоднородность детского коллектива, которая сегодня особо проявляется в «бедных и богатых» и влияет на построение отношений и адаптацию детей;

4) возрастная неоднородность детского коллектива или наличие разновозрастных образовательных объединений; детей, посещающих объединения ДО, можно разделить на 5 групп:

- основная группа - практически здоровые и нормальные дети;

- дети с умственными и физическими недостатками здоровья;

- так называемые «нравственно испорченные дети»;

- одаренные дети;

- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Все эти группы детей имеют разные показатели адаптации и требуют каждая своего подхода в организации и содержании.

 

Таким образом, сущность функции социальной адаптации состоит в создании условий для деятельности ребенка по освоению относительно стабильных условий среды, решению повторяющихся типичных проблем, возникающих в процессе социального взаимодействия, приспособлению к условиям социальной среды.

 

Содержание деятельности по реализации функции социальной адаптации детей в ДО предполагает включение ребенка в систему социальных отношений, социальную среду; приобретение ребенком социального опыта, освоение среды, самостоятельное решение социальных и личных проблем; преобразование внутренних структур психики ребенка благодаря усвоению структур социальной деятельности в определенное поведение, соответствующее социальной среде.

 

Для этого используются следующие средства: принятие норм и ценностей новой среды (информационно-просветительские, идентификации, моды, личный пример педагога), принятие форм социального взаимодействия (социальные пробы, деятельность органов самоуправления, коллективная творческая деятельность), предметная деятельность (индивидуальная и коллективная работа, методы профессионального выполнения работ, методы самостоятельной и творческой деятельности).

 

Результатом реализации функции может быть психологическая удовлетворенность ребенка средой (образовательного объединения или УДО в целом), а также ее важными элементами (условиями, содержанием, организацией деятельности, ее вознаграждением и др.), высокий социальный статус ребенка в этой среде.

 

Именно освоение различных дополнительных образовательных программ позволяет ребенку обеспечить готовность жить полноценной жизнью в обществе.

 

Вторая группа функций, как уже было сказано выше, инструментальные. Определяя их, необходимо подчеркнуть, что реализация этих функций не всегда предполагает непосредственное педагогическое руководство детьми, непосредственное взаимодействие с ними.

 

К инструментальным функциям следует отнести диагностическую, коммуникативную, прогностическую, проектировочную, организаторскую.

 

Реализация диагностической функции психологопедагогического сопровождения предполагает выявление причин возникающих у детей проблем и затруднений, выбор наиболее подходящих педагогических средств и создание благоприятных условий для решения детьми имеющихся у них проблем.

 

Задачами диагностики являются контроль динамики личных достижений, поиск оптимальных возможностей перевода их на более высокий уровень развития, а также выявление эффективных педагогических средств и способов организации образовательной деятельности ребенка. Реализация диагностической функции психолого- педагогического сопровождения развития ребенка предполагает прохождение ряда этапов:

 

изучение образовательного и жизненного запроса ребенка и его родителей;

 

выявления проблемы;

 

выдвижение гипотез о причинах возникновения проблемы; выбор методов исследования; проведение исследования;

 

формулировку психолого-педагогичсского диагноза; поиск педагогических средств решения проблемы развития и организации образовательной деятельности ребенка.

 

Рассматривая реализацию коммуникативной функции психолого-педагогического сопровождения развития и образовательной деятельности ребенка, необходимо четко представлять, что успешность развития ребенка зависит от того, как складываются отношения между субъектами психолого-педагогического сопровождения, между педагогом и ребенком, между ребенком и его родителями, сверстниками, другими людьми. В условиях ДО общение происходит в разных формах:

 

? межличностное, межперсональное, когда участвуют конкретные личности, обладающие уникальными, индивидуальными качествами;

? массовое, когда одновременно в общении участвует большое количество людей;

? ролевое, когда участники общения - носители определенных ролей, некие социальные единицы, выполняющие определенные функции.

В основе деятельности могут лежать два продуктивных типа взаимодействия, наиболее характерных для построения отношений в ДО, - диалог и сотрудничество, которые предполагают равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, взаимовлияние и развитие партнеров по общению.

 

Длительность, форма, глубина взаимодействия любого педагога или специалиста с ребенком определяются, прежде всего, характером затруднений и проблем ребенка.

 

В ряде ситуаций педагог создает условия для конструктивного взаимодействия детей, сам не участвуя в этом процессе. Необходимы соответствующая подготовка к общению, к установлению контакта, совместное переживание проблемы, поиск ее решения, постоянное уточнение ролей участников коммуникации, а также коррекция ее состояния. Психолого-педагогическое сопровождение предполагает, что ребенок активен и самостоятельно разрешает собственную проблему, сам ищет пути преодоления затруднения с помощью педагога, других специалистов, взрослых. Развитие и формирование личности происходит в процессе общей совместной деятельности, где ребенок может удовлетворить свой интерес. Коммуникативная функция реализуется через обмен опытом, мыслями, оценками, суждениями. Для этого используются средства прямого и косвенного, непосредственного и опосредованного общения.

 

Для достижения целей психолого-педагогического сопровождения развития ребенка большое значение имеет реализация прогностической функции. Ее суть - это обоснование определенного прогноза изменений, которые могут произойти в основном и дополнительном образовании ребенка, в его развитии, достижениях, базирующихся на проверенных диагностических данных, также определение на основе выявленных интересов, возможностей и склонностей ученика его образовательных и профессиональных перспектив, жизненных планов.

 

Полученный прогноз позволяет реализовать следующую функцию психолого-педагогического сопровождения и поддержки в реализации жизненной траектории ребенка - проектировочную. Педагог, психолог и другие специалисты организуют проектирование образовательной деятельности и жизненного пути ребенка, результатом которого являются программы индивидуальной образовательной деятельности учащегося, индивидуальные и жизненные планы, маршруты. Педагоги дополнительного образования привлекают к такому проектированию подростка и его родителей, а также педагогов школ, специалистов, создавая программу психолого-педагогического сопровождения ребенка. Подробнее этот вопрос рассмотрен в разделе 1.6. и во второй главе.

 

Реализация образовательных проектов ребенка также предлагает оказание ему помощи со стороны взрослых, специальную организацию образовательной среды воспитанника, то есть осуществление организаторской функции, что означает использование педагогом ситуаций, действий, предусматривающих постоянное поддержание положительных стремлений, развитие самообразования и самовоспитания ребенка. Реализация данной функции предполагает организацию действий не только самого ребенка, но и его родителей, одноклассников, а также координацию деятельности педагогов, психолога и других специалистов, взаимодействующих с ребенком, обеспечивающую достижение намеченных целей и реализацию жизненных планов воспитанника.

 

Рассмотренные выше функции психолого-педагогического сопровождения детей в системе дополнительного образования взаимосвязаны. Реализуя их, педагог дополнительного образования достигает целей развития ребенка, удовлетворяет их потребности и интересы, выполняет заказ родителей воспитанников.

 

Функция оздоровления детей

В условиях дополнительного образования возрастают возможности для реализации функции оздоровления, формирования здорового образа жизни у молодого поколения, наиболее восприимчивого к различным формирующим и обучающим воздействиям. Для этого в ДО имеются:

 

- материальная база, достаточная для занятий физическими упражнениями;

- система врачебно-педагогического контроля;

- система занятий физическими упражнениями, исследующая влияние нагрузок на здоровье ребенка;

- многообразие видов спортивной деятельности, что позволяет предоставлять детям спортивные направления, обеспечивающие разнообразные формы движений;

- оздоровительные, спортивные, лечебные группы;

- диагностика влияния занятий разными видами творчества на здоровье детей;

- специальные оздоровительные мероприятия;

- оздоровительные сквозные, комплексные программы в рамках всего учреждения;

- традиции, направленные на пропаганду и реализацию здорового образа жизни;

- наличие психологических служб.

Реализация данной функции осуществляется за счет рациональной организации физиологически оптимального труда (учебы), нравственно-гигиенического воспитания, выполнения правил и требований психогигиены, рационального питания и личной гигиены, активного двигательного режима и систематических занятий физической культурой, продуманной организации досуга, организации врачебнопедагогического контроля.

 

В системе ДО имеются досуговые программы, направленные на формирование здорового образа жизни, врачебная диагностика, психотерапия, игровая терапия, физическое, психическое, социальное закаливание детей и их семей.

 

Результатом реализации функции оздоровления должна стать физически, психически, физиологически здоровая личность, ведущая здоровый образ жизни.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.093 с.