Организация архивного дела в ХХ в . — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация архивного дела в ХХ в .

2019-11-28 310
Организация архивного дела в ХХ в . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В течение 1917-1920 гг. были заложены политические и организационные основы организации архивного дела в нашей стране.

1 июня 1918 г. Совет народных комиссаров принял Декрет о реорганизации и централизации архивного дела. В нашей стране впервые публично были узаконены не только принципы и технологии организации архивного дела, но и фактически подтверждена необходимость существования центрального органа управления архивным строительством. До 1991 года, да и сейчас он является основополагающим документом в организации архивного дела.

В первых пунктах декрета определяется сущность коренной перестройки в управлении этой отраслью:

- Все архивы правительственных учреждений ликвидируются, как ведомственные учреждения и хранящиеся в них дела и документы отныне образуют единый Государственный архивный фонд(ЕГАФ).

- Заведывание государственным Архивным фондом возлагается на Главное управление архивным делом. И далее коротко (всего в декрете 12 пунктов) излагаются задачи, стоящие перед вновь созданным органом, его права.

22 апреля 1919 г. принят Декрет о хранении и уничтожении архивных дел, который решил ряд назревших вопросов, в первую очередь в области экспертизы ценности документов:

- установлен срок хранения документов в учреждениях.

- учреждениям запрещалось уничтожать какие-либо документы без санкции Главархива.

- создана система государственных экспертных органов: разборочно - проверочные комиссии Главархива.

30.01.1919 был издан декрет СНК РСФСР о губернских архивных фондах, которым предусматривалось создание губернских архивов, разделение документов на до 1917 года и после.

29 июня 1919 года был подписан Декрет «Об отмене права частной собственности на архивы умерших русских писателей, композиторов, художников и ученых, хранившихся в музеях и библиотеках. Этим Декретом фактически вся эта категория документов признавалась общенародным достоянием и необходимость включения их в ЕГАФ. Декрет положил начало государственному вмешательству в дело охраны и использования частных архивов по истории литературы и искусства.

31 марта 1919 года был подписан Декрет «О хранении и уничтожении архивных дел». В нем говорилось, что «все оконченные дела советских учреждений, профессиональных и кооперативных союзов сохраняются в них не более 5 лет»

В сентябре 1920 г. декретом об организации Истпарта - комиссии для собирания и изучения материалов по истории Октябрьской революции и истории РКП(б) - было положено начало собиранию и изучению документов по истории партии. Все учреждения, имеющие документы по Октябрьской революции были обязаны передавать их в распоряжение Истпарта. В 1920 году был открыт Архив Октябрьской революции - до 1925 года в нем было собрано около 200 фондов. На местах существовали бюро Истпарта, которые сотрудничали с губернскими архивами. Создание Государственного архива РСФСР. Решение о создание Госархива РСФСР было принято на заседании коллегии Главархива 17 сентября 1920 года. Он создавался для хранения важнейших исторических материалов. В Госархиве РСФСР было образовано четыре отделения:

- древлехранилище, содержащее материалы по внешней и внутренней политике России до 18 века;

- хранилище государственных документов новой русской истории(XIX в. - март 1917 г.);

- хранилище документов истории революции и общественного движения (до марта 1917 года);

- архив Октябрьской революции, содержащий документы после марта 1917 года.

Создание Госархива РСФСР имело большое значение для дальнейшего архивного строительства. Отделения Госархива явились основой организации крупнейших, центральных государственных архивов.

20 декабря 1921 года Президиум ВЦИК утвердил Положение о Центральном архиве РСФСР. Главное управление архивным делом передавалось из наркомата просвещения в ведение ВЦИК, Главархив переименовывался в Центральный архив РСФСР. Все архивные учреждения объединялись в Центрархив РСФСР, им заведовало Управление Центрархива. На Центрархив возлагалось общее руководство постановкой архивной части текущего делопроизводства в правительственных учреждениях РСФСР. Создавалась новая структура Архивного управления. Оно состояло из общего и научно-методического отделов.

Реорганизация Главархива в Центрархив вызвала необходимость преобразования местных архивных органов. 20 ноября 1922 года ВЦИК утвердил новое временное «Положение о местных архивных органах». Они получили название архивных бюро.

21 апреля 1924 года ВЦИК и СНК РСФСР принял постановление, распространившее право Центрархива на включение в ЕГАФ архивных фондов и предприятий, преобразованных и переименованных после Октябрьской революции. Однако 13 марта 1926 года пришлось дополнительно в новом постановлении указать на обязанности всех государственных и общественных учреждений и предприятий сдавать в архивы имеющиеся у них материалы.

Первый съезд архивных работников РСФСР состоялся в марте 1925 года. Он подвел итоги работы и наметил главные задачи для нового этапа архивного строительства. Съезд явился первым в мире собранием архивных работников. На съезде присутствовало 136 делегатов.

Вторая конференция архивных работников РСФСР состоялась 11-15 января 1927 года. Конференция приняла решение о подчинении работы архивов нуждам государственного и хозяйственного строительства. Это постановление определило главное направление деятельности архивов на ряд лет - тематическое выявление материалов для нужд хозяйственного строительства, выявление сведений по отраслям народного хозяйства, науки, культуры.

В 1929 постановление ВЦИК и СНК РСФСР было утверждено «Положение об архивном управлении РСФСР». Положение определяло состав Государственного архивного фонда (ГАФ) РСФСР, отношение архивных органов к архивам учреждений, организаций, предприятий, систему центральных и местных государственных архивов, формы и методы проведения экспертизы документальных источников, их практического и научного использования. Положение предусматривало создание Центрального архивного управления (ЦАУ) при ВЦИК. На ЦАУ возлагалось заведывание ГАФ и руководство архивным делом в республике.

Второй съезд архивных работников состоялся 25 мая-1июня 1929 года. На съезде присутствовало свыше 200 делегатов. На съезде были подведены итоги работы архивных учреждений, заслушали доклады о работе архивных управлений союзных республик, о проекте пятилетнего перспективного плана работы архивных учреждений. Доклады представителей научных учреждений позволили наметить новые формы сотрудничества с архивами.

Таким образом, В первые дни Февральской революции 1917 были случаи массового уничтожения архивов (сгорело Охранное отделение Департамента полиции), хищений документов органов политического сыска царизма и других правительственных учреждений в том числе царскими чиновниками, которых Временное правительство оставило в архивах. В ноябре 1917 они вывезли из Петрограда часть важнейших материалов из некоторых архивов в другие города России; многие из этих документов были утеряны.

Декретом Совета народных комиссаров РФ от 1 июня 1918 было реорганизовано архивное дело Советской России. Образован единый Государственный архивный фонд (ГАФ), переданный в Главное архивное управление (ГАУ), которое до 1936 входило в Наркомат просвещения. Но затем было передано в ведение Министерства внутренних дел СССР (МВД СССР). До середины 1950-х доступ ко многим хранилищам строго регламентировался особыми нормами.

Развитие архивного дела в довоенный и военный периоды. 3 сентября 1930 г. в Москве по инициативе Покровского для подготовки архивистов был создан Институт архивоведения при ЦАУ СССР. Срок обучения составлял два года. Места для поступающих распределялись по всей сети архивных учреждений.

В 1930 - 1933 гг. в СССР были образованы новые архивы:

- Архив профсоюзного движения

- Центральный архив Красной Армии

- Центральный государственный архив звукозаписей

К концу 1920 - началу 1930-х годов в СССР окончательно сформировался тоталитарный режим. Это сказалось и на деятельности архивов. Постановлением Коллегии Наркомата РКИ «О порядке изъятия из учреждений и предприятий архивной и иной бумажной макулатуры для нужд бумажной промышленности» было положено начало макулатурным кампаниям, рассчитанным на чистку архивов идеологически чуждых документов.

В 1932 г. архивы получили статус научно-исследовательских учреждений.

В 1933 г. была ликвидирована коллегия ЦАУ СССР - в архивном деле вводилось единоначалие.

В июне 1934 г. при ЦАУ СССР была создана Центральная экспертная комиссия (ЦЭПК ГАУ НКВД СССР). Ее главными задачами были: проведение экспертизы документов и определение их сроков хранения и уничтожения; контроль за работой всех экспертных комиссий архивов.

В 1940-1941 гг. вводятся новые правила, ужесточающие контроль государства над архивным делом в СССР.

Начавшаяся в 1941 г. Великая Отечественная война нарушила мирное развитие архивного дела в СССР. Возникли новые задачи - эвакуации архивов из зоны военных действий и собирания военных текущих документов в действующие архивы. По мере развития военных событий происходила перестройка и стабилизация архивного дела в условиях военного времени.25.11.1941 г. в Центральном Архиве Красной Армии создан отдел фондов ВОВ. В декабре 1941 г. создана Комиссия Академии наук по изучению истории ВОВ. 1-3 июня 1943 года состоялась Всесоюзная конференция историков-архивистов, которая уделила большое внимание вопросам использования документов, приведения в порядок эвакуированных архивов, оказанию помощи хозяйственным учреждениям и предприятия по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации.

Таким образом, в совершенствовании архивного дела в России большую роль сыграл открытый в Москве в 1932 г. Московский государственный историко-архивный институт (ныне - Российский государственный гуманитарный университет), готовящий кадры квалифицированных архивистов. С 1950-х на исторических факультетах многих университетов стали вводиться курсы по архивоведению и специальным историческим дисциплинам.

 

Архивное дело в послевоенный период. В 1946 году в связи с преобразованием народных комиссариатов в министерства ГАУ НКВД СССР стало называться ГАУ Министерства внутренних дел СССР. В течение нескольких послевоенных лет государственные архивы занимались проверкой наличия и состояния документов, их учетом, систематизацией.

Постановление Совета Министров СССР от 7 февраля 1956 года «О мерах по упорядочению и лучшему использованию архивных материалов министерств и ведомств» содействовало значительному расширению круга документальных источников для изучения истории. Государственные архивы должны были пересмотреть состав фондов, находящихся на особом хранении и недоступных для использования, приступит к изданию справочников и путеводителей по архивам, принять меры к расширению работы исследователей в читальных залах архивов, развернуть деятельность по опубликованию исторических документов.

Перемены в положении архивов и архивистов, в изменении отношения к ним со стороны общества и государства были связаны с хрущевской оттепелью и последующим откатом в брежневское двадцатилетие. Некоторое ослабление идеологического контроля, открытие доступа ко многим фондам, публикация материалов о сталинских репрессиях способствовали росту интереса к архивам, поднимали престиж и архивистов и историков в глазах общественности.

13 августа 1958 г. Совет Министров СССР утвердил «Положение о государственном архивном фонде СССР». По «Положению…» ГАФ СССР представляет собой совокупность принадлежащих государству документальных материалов, имеющих научное, политическое и практическое значение.

В начале 1960 года архивная служба из подчинения МВД перешла в ведение Совмина СССР.

28 июля 1961 года Совет Министров СССР принял постановление «Об утверждении положения о Главном архивном управлении при Совете министров СССР и сети центральных государственных архивов СССР» В числе основных задач главархива было названо обеспечение сохранности документов ГАФ СССР; научное и организационно-методическое руководство государственными и ведомственными архивами.

Создавалась следующая сеть центральных государственных архивов СССР:

- Центральный государственный архив Октябрьской революции, высших органов государственной власти и органов государственного управления СССР;

- Центральный государственный архив(ЦГА) народного хозяйства СССР;

- ЦГА Советской армии;

- ЦГА Военно-морского флота СССР;

- ЦГА литературы и искусства СССР;

- ЦГА древних актов;

- ЦГА кинофотофонодокументов;

- Центральный государственный исторический архив СССР;

- Центральный государственный военно-исторический архив СССР.

В 1966 году создан Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД).

4 апреля 1980 года Совет министров СССР принял постановление «Об утверждении положения о Государственном архивном фонде СССР и Главном архивном управлении при Совете министров СССР».

Государственная архивная служба к этому периоду имела сложившуюся устойчивую структуру и состояла из органов управления архивным делом, государственных архивов и научных учреждений.
2.3. Архивное дело конца ХХ - начала ХХI в.
В 1990-е (в связи с распадом СССР) архивы, оставшиеся на территории РФ, вошли в Комитет по делам архивов при правительстве РФ, ныне - Федеральная архивная служба России. Его деятельность осуществляется на основании Федерального закона «Об архивном деле Российской Федерации и архивах» от 7 июля 1993.

Принципиально новый этап в архивном деле в России наступил в годы горбачевской перестройки и особенно после провала августовского путча 1991 года.

Уже 24 августа 1991 г. Президент Российской Федерации подписал указы «Об архивах Комитета государственной безопасности» и «О партийных архивах». Если первый документ фактически так и остался на бумаге, то передача партийных архивов в ведение Главархива в большей своей части была реализована (правда, ряд важнейших материалов Политбюро ЦК ВКП(б)-КПСС по-прежнему остается в Архиве Президента РФ). В июне1992 г. Президент РФ санкционировал своим указом рассекречивание всех документов, связанных с массовыми репрессиями и посягательствами на права человека.

В 1994 году создана Государственная архивная служба России (Росархив). В 1998 г Правительством РФ было принято постановление «Об утверждении Положения о Федеральной архивной службе России», законодательно оформившее ее роль и место в системе государственных учреждений РФ. Федеральная архивная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области архивного дела и контроль за сохранностью, комплектованием и использованием Архивного фонда РФ.

В связи с проводимой в России административной реформой, произошли изменения и в организации управления архивным делом в стране. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная архивная служба России переименована в Федеральное архивное агентство в составе Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 года № 290 было утверждено Положение «О Федеральном архивном агентстве». По этому положению Федеральное архивное агентство утрачивает функции нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, установленных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

Современная система архивов России представлена четырьмя типами: государственные архивы, ведомственные архивы, негосударственные архивы, муниципальные архивы. Каждый из этих типов архивов в свою очередь представлен неким множеством, составляющие которого формально и неформально имеют не только общие черты, но и существенные различия.

Государственные архивы представлены двумя видами: архивы федерального уровня и архивы субъектов Российской Федерации. Федеральные государственные архивы включают исторические, т. е. не комплектующиеся архивы и комплектующиеся специализированные архивы. Государственные архивы субъектов Федерации в целом также представлены аналогичными подвидами архивов.

Ведомственные архивы оформились в три вида: текущие архивы собственно ведомств, текущие архивы учреждений, организаций, предприятий, входящих в состав ведомственных систем, и специализированные отраслевые ведомственные фонды с централизованной организацией хранения исторических и оперативных документальных комплексов.

Негосударственные архивы включают не менее шести видов: архивы приватизированных предприятий, архивы банков и других коммерческих структур, архивы партий, профсоюзов и общественных движений, архивы официально зарегистрированных частных фондов, архивы творческих объединений, архивы религиозных конфессий.

Муниципальные (районные и городские) архивы представлены архивами органов местного самоуправления и кооперированными архивами, в основном концентрирующими документы местных учреждений, организаций, предприятий по личному составу.

В начале XXI столетия архивоведение стало самостоятельной, касающейся всех и каждого сферой практической и научной деятельности, занимающей важнейшее место в системе научных дисциплин и в общественной жизни. Современное архивоведение занимается не только изучением ретроспективной информацией, но и проникает в суть процессов, происходящих с документами в современной системе управления.

Одной из актуальных проблем отечественного архивоведения является разработка вопросов архивного законодательства. Архивное дело, как и любая другая сфера жизни общества, имеет свою правовую форму - общественные отношения, которые регулируются архивным законодательством. Главной задачей архивного законодательства является создание законодательной базы, которая позволила бы, решая проблему правового регулирования отношений граждан, общества и государства в сфере архивного дела, обеспечить сохранение, качественное пополнение, государственный учет и всестороннее использование Архивного фонда Российской Федерации, как важнейшей части ее национального и культурного достояния.

В 2004 г. в России была проведена масштабная административная реформа, в результате которой федеральные органы исполнительной власти в зависимости от выполняемых ими функций были разделены на министерства (с правоустанавливающими функциями), службы (с контрольно-надзорными функциями) и агентства (с правоприменительными функциями по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом). Согласно этим изменениям Федеральная архивная служба России была преобразована в Федеральное архивное агентство, подведомственное Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации.

В 2004 г. был принят Федеральный Закон «Об архивном деле в Российской Федерации», который сегодня регулирует отношения в сфере организации, хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других документов независимо от их форм собственности. Закон регулирует и отношения управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства.

Принципиально важными положениями Закона, отличающими его от других законодательных актов, в архивной сфере являются: его более широкая сфера применения; отсутствие деления на государственную и негосударственную часть Архивного фонда Российской Федерации; внимание к муниципальному архивному звену; разработка понятийного аппарата современной архивной сферы; четкое разграничение полномочий Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в области архивного дела; четкое определение состава Архивного Фонда Российской Федерации; обозначение особенности правового положения архивных документов, находящихся в собственности Российской Федерации; указание особенности гражданского оборота документов Архивного Фонда Российской Федерации, находящихся в частной собственности; провозглашение принципов, связанных с комплектованием, хранением, учетом и организацией использования документов Архивного Фонда Российской Федерации; полная регламентация всего управления архивным делом.

В отдельных главах Закона прописаны вопросы доступа к архивным документам и их использованию, а также вопросы международного сотрудничества.

Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» явился первым федеральным законом принятым в архивной сфере, который, несмотря на свой прогрессивный характер все-таки содержит определенные противоречия и изъяны. Принятие закона обострило проблему, заложенную еще в Основах архивного законодательства 1993 года. Тогда, с учетом изменения государственного строя и появления частной собственности в стране, архивные документы были разделены на государственные и негосударственные. Последствия такого решения еще долго будет сказываться в текущей архивной деятельности учреждений и организаций, т. к. в результате колоссальное количество документов (особенно по личному составу ликвидированных коммерческих структур) уже утрачено и продолжает утрачиваться ежегодно. Реальных рычагов, которые бы позволили изменить ситуацию в лучшую сторону, до сих пор не найдено.

С принятием нового закона единый Архивный фонд Российской Федерации был разделен на три части: федеральные архивные документы, региональные архивные документы и муниципальные архивные документы. Разделяя собст­венность на документы, не предусмотрели изменение системы комплектования и хранения документов, существовавшей еще с советского времени. Напротив, в статье 21 закона было введено положение, которое сохраняло существующий порядок: «Документы Архивного фонда Российской Федерации, образовавшиеся в процессе деятельности территориальных органов, федеральных органов государственной власти и федеральных организаций, иных государственных органов Российской Федерации, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, могут передаваться в государственные архивы субъекта Российской Федерации на основании договора между органом или организацией, передающими указанные документы, и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела».

В результате остро встал вопрос о судьбе документов территориальных подразделений федеральных органов власти, таких, как суды, прокуратуры, налоговые органы, органы службы безопасности, таможенные органы, комиссариаты, органы статистики, управления федерального казначейства, контрольные и надзорные службы, службы занятости населения, отделения Пенсионного фонда, федеральные государственные учреждения и унитарные предприятия, учреждения культуры и образования и т. д.

Согласно нового закона вся их документация является федеральной собственностью и должна быть принята на хранение в федеральные архивы, возможности которых ограничены. И подобных проблем немало.

На IV Всероссийском съезде российского общества историков-архивистов руководитель Федерального архивного агентства, член-корреспондент РАН В. П. Козлов отмечал, что за последние 15 лет при чрезмерной централизации организационного, нормативного и методического обеспечения архивного дела, по нему были нанесены ощутимые удары.

Федеральные архивы были отделены от региональных, региональные - друг от друга. Получила законодательное оформление отгороженность от государственной архивной службы архивных служб ряда ведомств, возникли проблемы во взаимодействии государственных архивных служб субъектов РФ и муниципальных архивных служб этих субъектов. На федеральном уровне произошло дробление функций, когда-то сконцентрированных в едином федеральном органе исполнительной власти архивного дела, на функции политические и законотворческие. В результате административной реформы 2004 г. осталась «ничьей» функция контроля за организацией ведомственных, архивных и делопроизводственных служб, особенно на федеральном уровне.

На сегодняшний день создана и правовая основа государственного учета. В соответствии со ст. 19 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» документы Архивного фонда Российской Федерации независимо от места их хранения подлежат государственному учету.

Организована разработка и внедрение в практику работы архивных учреждений страны программных комплексов – «Архивный фонд» и «Фондовый каталог», в основе которых - обеспечение преемственности с традиционными формами и методами учета, базирующееся на единстве учетных показателей в электронном и традиционном форматах; возможность тиражирования программного обеспечения для организации его использования не только на объектах архивной отрасли, но и в хранилищах Архивного фонда Российской Федерации любой ведомственной принадлежности.

Особое значение для расширения работ по созданию системы автоматизированного государственного учета имело принятие Правительством Российской Федерации подпрограммы «Архивы России» федеральной целевой программы «Культура России (2001-2005 годы)». В ходе ее реализации выделялись определенные средства на приобретение компьютерной техники для государственных и муниципальных архивов, которая используется, главным образом, для ведения баз данных «Архивный фонд» и «Фондовый каталог».

Тема 3. ОРГАНИЗАЦИЯ АРХИВНОГО ДЕЛА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1. Органы управления архивным делом и их функции
Федеральная архивная служба России является правопреемницей архивной администрации Советского Союза и РСФСР, существовавшие в советское время.

Указом Президента Российской Федерации "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" от 09.03.2004 № 314 Федеральная архивная служба России преобразована в Федеральное архивное агентство.

Уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области архивного дела являются Министерство культуры Российской Федерации, Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере охраны культурного наследия и Федеральное архивное агентство. Последнему непосредственно подчинены 15 федеральных государственных архивов, Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД) и 1 обслуживающая организация.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 290 (ред. от 08.08.2009) Федеральное архивное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению федеральным имуществом в области архивного дела.

Федеральное архивное агентство – субординационно построенная и функционально разграниченная система органов управления архивным делом, подведомственных им архивов и специализированных научно-исследовательских организаций. Она состоит из системы органов управления архивным делом и подведомственных им государственных архивов. Кроме того, в систему включаются специализированные научно-исследовательские организации, разрабатывающие теоретические и методические вопросы развития архивного дела и делопроизводства (ВНИИДАД и НИЦКД). Федеральное архивное агентство России определяет: принципы и критерии формирования Архивного фонда Российской Федерации, состав документов, относящихся к Архивному фонду Российской Федерации, сроки хранения документов; утверждает: типовые, примерные перечни документов со сроками хранения и подлежащих передаче в архивы, изменения и дополнения к ним; акты о выделении к уничтожению документов, образовавшихся по 1945 год включительно и находящихся на хранении во всех архивах; согласовывает: ведомственные перечни документов, изменения и дополнения к ним, примерные номенклатуры дел; решает спорные вопросы по отбору документов на хранение и уничтожение.

Государственное управление архивным делом осуществляется Президентом РФ и Правительством России. В республиках, краях, областях – администрацией.

Контроль за соблюдением законодательства осуществляется органами власти и прокуратурой.

Непосредственное ведение архивного дела на территории РФ возлагается на ФАА.

Отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства регулируются Федеральным законом «Об архивном деле в Российской Федерации» от 22 октября 2004 г.

Нормативно-методической основой деятельности архивов (за исключением архивов организаций и частных лиц) являются Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук, утвержденные приказом Минкультуры России от 18 января 2007 г. и зарегистрированные Минюстом России 6 марта 2007 г.

Государственное хранение документов АФ РФ осуществляется постоянно сетью государственных архивов и центров (отделов) хранения документации; государственными музеями и библиотеками; отдельными федеральными министерствами и ведомствами (отраслевые государственные фонды), определяемые Правительством РФ. Государственное хранение документов АФ РФ осуществляется временно (до передачи в госархив на постоянное хранение) государственными районными и городскими архивами с переменным составом документов, а также ведомственными архивами государственных учреждений и предприятий.

ГОСТ 6.30-2003 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения" дает такое определение видам архивов:

государственный архив – архив, непосредственно подчиненный какому-либо органу управления архивным делом или местной администрации;

ведомственный архив – архив, находящийся в непосредственном подчинении соответствующей организации, не входящей в систему государственной архивной службы либо являющейся структурным подразделением организации.

Главными функциями являются комплектование АФ и сохранность его документов. Для их выполнения осуществляется широкий комплекс работ:

- экспертиза ценности документов, обеспечивающая поступление на государственное хранение наиболее ценных документов из ведомственных архивов;

-разработка перечней документов со сроками их хранения;

- мероприятия, обеспечивающие пополнение АФ РФ документальными памятниками истории и культуры, находящимися в собственности общественных организаций и граждан;

- организация строительств новых хранилищ, оборудования их, внедрение новых технологий;

- разработка правил и других нормативных документов, регламентирующих деятельность государственных и ведомственных архивов. Основными разработчиками теоретических и методических вопросов являются ВНИИДАД и НИЦКД.

- комплексный контроль;

- организует использование документов государственных и ведомственных архивов.

Право доступа к документам предоставлено всем организациям, гражданам России и других государств. Установлен срок ограниченного доступа к документам, содержащим государственную тайну, - 30 лет; к документам, содержащим сведения о личной жизни граждан, - 75 лет со времени создания документа (ранее доступ может быть разрешен только самим гражданином или его наследниками).

- устанавливает порядок использования документов. Гражданам России и других государств разрешается снимать копии с документов или делать заказы на их изготовление. Ответственность за правильное использование и сохранность документов несут пользователи (учреждения, организации, частные лица).

- руководит работой по повышению квалификации специалистов ФАА.

Законодательством закреплено дальнейшее развитие сотрудничества Росархива с зарубежными странами. Новым является вопрос о вывозе документов АФ РФ за пределы страны. Вывоз документов государственной части АФ и уникальных и особо ценных документов негосударственной части запрещается. Однако Росархив вправе разрешить временное пребывание (до тех месяцев) таких документов за пределами России. В иных случаях вывоз допускаетсятолько с разрешения центральных органов власти РФ. Вывоз и ввоз, купля-продажа, дарение собственником копий архивных документов (за исключением закрытых документов) и копий на правах подлинника не ограничивается.

Архивные учреждения поддерживают широкие связи с зарубежными архивистами, что способствует получению новых источников информации по истории нашей Родины и обмену опытом работы.

Появилась еще одна форма международных связей – заключение договоров о сотрудничестве и взаимодействии со странами СНГ. Такие договоры заключены между архивистами России и Украины, Белоруссии, Литвы, Эстонии, Туркменистана и др.

Создана Ассоциация обществ архивистов независимых государств, куда вошло и Российское общество историков-архивистов, с которым тесно сотрудничает Росархив.
3.2. Современный состав Архивного фонда РФ и его классификация
Что понимают под Архивным фондом Российской Федерации? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно остановиться на понятиях "архивный документ", "архивный фонд" и "архив".

Вспомним, что под документом подразумевают результат закрепления информации о предметах объективной действительности и о мыслительной деятельности человека посредством письма, графики, фотографии или другим способом на любых носителях. Таким образом, архивный документ, это ценный материальный носитель информации. Весь вопрос в том, для кого он представляет ценность. Если для общества в целом как памятник истории, культуры, научной мысли - он хранится в историческом архиве. Если же только для человека - не важно, закрепляет ли он его право на садовый участок или это просто дорогая сердцу записка - он хранится в личном, семейном архиве.

Архивный документ - это документ, сохраняемый или подлежащий сохранению в силу его значимости для общества, а равно имеющий ценность для собственника, в том числе как объект движимого имущества".

Комплекс архивных документов образует архив. Под архивом понимается совокупность архивных документов, а также архивное учреждение или структурное подразделение учреждения, организации или предприятия, осуществляющее прием и хранение архивных документов в интересах пользователей. Таким образом, у термина "архив" сразу три значения.

Архив-учреждение - это, как правило, архив государственный. Государственный архив - это архив, созданный Правительством РФ, органом государственной власти субъекта РФ для постоянного (вечного) хранения архивных документов. Государственные архивы - учреждения, которые осуществляют собирание, хранение и организацию архивных документов с целью их всестороннего использования. Государственные архивы хранят постоянно (т. е. вечно) наиболее ценные архивные документы. Главная задача государственных архивов - служение исторической науке. Поэтому государственные архивы иногда называют историческими.

Под архивом-структурным подразделением, как правило, понимают ведомственный архив. Ведомственные архивы - учреждения или структурные подразделения учреждений или ведомств, хранящие документы этих ведомств и организующие их использование. Наиболее ценная часть документов архива по истечении срока хранения в ведомстве должна передаваться на постоянное хранение в государственный архив.

Архив как со<


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.