Проведение патронажной работы. Медико-социальный патронаж и его задачи. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Проведение патронажной работы. Медико-социальный патронаж и его задачи.

2019-11-28 2403
Проведение патронажной работы. Медико-социальный патронаж и его задачи. 4.75 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Патронаж (от фр. «покровительство») – это вид работы профилактической направленности, которая проводится на дому.

Медико-социальный патронаж – вид деятельности медицинских, социальных и общественных организаций, осуществляемый с целью удовлетворения потребности в медико-социальной помощи отдельных лиц, семей, групп населения.

Цели патронажа:

- социальная защита населения при решении проблем медико-социального характера;

- доступность медико-социальной помощи для населения;

- осуществление непрерывности наблюдения за здоровьем соответствующего контингента лиц;

- помощь в медико-социальной адаптации объектов патронажа.

Задачи патронажа:

- оценка состояния условий жизни объекта патронажа;

- выявление медицинских, социальных или общественных проблем лица или группы лиц;

- установление связи объекта медико-социального патронажа с медицинскими учреждениями, учреждениями социальной защиты, отделением общества Красного Креста, благотворительными организациями, фондами и т. д.;

- тщательный контроль за соблюдением программ реабилитации;

- консультации объектов патронажа с целью улучшения их уровня санитарно-гигиенических знаний и навыков;

- осуществление контроля за состоянием здоровья объектов;

- профилактическая работа с объектами патронажа;

- стремление создать оптимальные условия для улучшения жизнедеятельности объектов патронажа;

- формирование установки объекта медико-социального патронажа на здоровый образ жизни.

Медико-социальный патронаж предусматривает выполнение следующих этапов:

1) обследование;

2) выявление медико-социальных проблем;

3) планирование путей решения данных проблем;

4) реализация намеченных целей;

5) анализ проделанной работы, оценка ее результатов и, в случае необходимости, коррекция этой работы.

Виды предоставляемых медико-социальных услуг:

1-й уровень – профессиональная медицинская помощь, которая оказывается дипломированной медсестрой: инъекционное введение медицинских препаратов, перевязки, обработка пролежней, постановка клизм и т. д.

2-й уровень – медицинские услуги, не требующие профессиональной подготовки, но предполагающее осведомленность по их оказанию: измерение артериального давления, температуры и т.д.

3-й уровень – медицинские услуги по уходу, не требующие специальной подготовки: смена белья, гигиенические ванны и т. д.

4-й уровень – помощь при санитарном обслуживании объекта, приеме пищи и т. д.

Услуги 2, 3 и 4-го уровня доступны не только медицинскому, но и социальному работнику, поэтому при необходимости сотрудники медицинской и социальной служб могут взаимозаменять друг друга и помогать друг другу в организации ухода за пожилыми людьми.

Для полноценной социально-медицинской работы необходима трёхуровневая система, предусматривающая работу специалистов с высшим, средним специальным образованием и персонала, добровольно помогающего ухаживать за престарелыми, одинокими, инвалидами, тяжёлыми хроническими больными.

Комплексный подход к социально-медицинской работе предусматривает одновременное участие специалистов всех трёх уровней:

1) Специалист по социальной работе с высшим образованием составляет и внедряет программы социально-медицинской помощи населению региона или обслуживаемого района; отлаживает системы взаимодействия с медицинскими работниками лечебно-профилактических учреждений; координирует деятельность социально-медицинской службы со смежными вневедомственными организациями (педагоги, психологи, юристы и т. д.); направляет и контролирует проведение социальных мероприятий работниками среднего звена; решает другие организационные вопросы.

2) Основными функциями работников среднего звена является непосредственная патронажная работа с семьями по реализации конкретных услуг: оказание первичной медико-санитарной помощи инвалидам, одиноким, больным хроническими заболеваниями; содействие в обеспечении медикаментами, перевязочными и гигиеническими средствами, продуктами питания; организация консультативной помощи правоведов, психологов, педагогов; санитарно-просветительная работа и обучение само- и взаимопомощи; выявление и пресечение аномальных явлений в семье; формирование здорового образа жизни у детей и подростков; осуществление социально-бытовой помощи одиноким престарелым и инвалидам; выявление нуждающихся в ортопедической технике, протезах.

3) Социально-медицинская работа третьего уровня выполняется добровольцами (лицами из числа верующих, представителями Общества Красного Креста и других организаций), которые по убеждению или из чувства сострадания и сочувствия оказывают непосредственную посильную физическую, моральную, психологическую помощь людям, нуждающимся в посторонней помощи – сиделки у тяжелобольных, одиноких людей, сопровождение слепых, инвалидов и т. д. Через социального работника третьего уровня может осуществляться связь медицинских работников лечебных учреждений с добровольными организациями, оказывающими помощь в социальной работе (возрождение благотворительности и милосердия, создание соответствующих добровольных структур).

Медико-социальный патронаж выполняют следующие подразделения:

• амбулаторно-поликлинические учреждения (участковые, детские поликлиники, женские консультации, поликлинические отделения диспансеров);

• отделы социальной защиты населения;

• различные фонды (пенсионный, детский и т.д.) и общества (Общество Инвалидов и др.).

Непосредственными исполнителями медико-социального патронажа являются специалисты по социальной работе, участковые терапевты, участковые медицинские сестры, сотрудники различных обществ и фондов.

Уход за пожилыми людьми в основном осуществляется учреждениями общей системы здравоохранения. Вместе с тем, множественный характер хронических заболеваний у данной категории людей, затяжной период выздоровления, особенности проведения реабилитационных мероприятий, включающих медицинский, психологический и профессиональный аспекты, требуют организации специализированных стационаров долговременного пребывания для хронических больных в составе крупных больниц и реабилитационных центров.

К числу таких учреждений отнесены больницы и отделения сестринского ухода, хосписы.

Отделения и больницы сестринского ухода осуществляют:

• квалифицированный медицинский уход и социальное обслуживание больных и пожилых людей;

• своевременное выполнение врачебных назначений и процедур;

• медицинскую реабилитацию больных и престарелых с элементами трудотерапии;

• динамическое наблюдение за состоянием больных и престарелых;

• своевременную диагностику осложнений или обострений хронических заболеваний;

• оформление одиноких престарелых граждан в дома-интернаты;

• первую экстренную и неотложную помощь;

• своевременный перевод больных и престарелых при обострении хронических заболеваний или ухудшении их состояния в соответствующие лечебно-профилактические учреждения;

• периодические врачебные осмотры госпитализированных лиц (в зависимости от состояния, но не реже 1 раза в неделю);

• консультативную помощь хроническим больным по рекомендации врачей;

• психологическую помощь и адекватную симптоматическую терапию;

• питание, в том числе диетическое, в соответствии с врачебными рекомендациями.

Социальное обслуживание на дому – это наиболее востребованный и эффективный вид оказания социальной поддержки, предоставления бытовых, медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг, оказания материальной помощи, создания условий для социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. При этом каждый человек может проживать как можно дольше в привычной для него домашней обстановке до тех пор, пока не возникнет острая необходимость в реабилитационном уходе в социальном специализированном учреждении. К тому же обслуживание одного человека на дому обходится государству в 10 раз дешевле, чем содержание его в доме-интернате.

Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) в поздних стадиях, за исключением некоторых заболеваний (алкоголизм, бактерионосительство и др.).

В оказании помощи на дому задействованы специалисты по социальной работе и социальные работники, домашние работники, младший медицинский персонал, медицинские сестры, врачи (в основном участковые терапевты и врачи общей практики) и специалисты по лечебной физкультуре. Периодичность посещения граждан медицинскими сестрами не реже 3 раз в неделю, социальными работниками – не реже 3-4 раз в неделю. В настоящее время накоплен разнообразный интересный опыт по оказанию социальной помощи на дому в различных общественных, в том числе церковных организациях.

В деле организации социально значимой помощи на дому весьма заметна роль волонтеров (добровольцев). Наличие родственников не всегда помогает организовать качественный уход на дому. Как показывает опыт, эти родственники часто сами весьма преклонного возраста, живут далеко и обычно очень заняты. Нередко семья или родственники, проживающие вместе с клиентом, не могут справиться с оказанием помощи при тяжелом физическом либо психическом состоянии клиента. Так, например, многие пожилые люди, страдающие выраженным старческим слабоумием, живут дома под присмотром родственников, являясь источником проблем. Социальный патронаж за такими людьми не только позволяет обеспечить присмотр и квалифицированный уход, но и дает возможность для отдыха их родственникам.

В Республике Беларусь разработана собственная модель социального обслуживания на дому через соответствующую структуру территориального центра социального обслуживания населения. Такие центры действуют во всех административных районах республики, предлагая гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, широкий спектр социальных услуг (от оказания гуманитарной помощи до психологической помощи и реабилитации), предоставляя возможность выбора отдельных услуг или целого комплекса.

Правом внеочередного принятия на обслуживание Центром пользуются Герои Республики Беларусь, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры орденов Славы, Трудовой Славы, инвалиды и участники Великой Отечественной войны, а также инвалиды боевых действий на территории других государств. Правом первоочередного принятия на обслуживание Центром пользуются супруги погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, не вступившие в повторный брак; одинокие трудоспособные граждане и инвалиды. Противопоказанием к зачислению на обслуживание структурными подразделениями Центра является наличие у граждан психических заболеваний, хронического алкоголизма, венерических, карантинных инфекционных заболеваний, бактерионосительства, активных форм туберкулеза, а также иных тяжелых заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.

Отказ в предоставлении социальных услуг Центром по медицинским показаниям оформляется совместным заключением его руководства и врачебно-консультативной комиссии учреждения здравоохранения. Первичного клиента, который ранее не обращался в Центр, по месту его жительства посещает специалист по социальной работе — руководитель социального патронажа. Целью его визита является выявление особенностей физического, психического и социального состояния, определение потребностей в патронажных и иных услугах, налаживание сотрудничества с вероятными помощниками (соседи, друзья или родственники).

В Республике Беларусь создаются специальные структуры, которые предназначены для оказания нетрудоспособным гражданам дополнительных услуг на дому: хозяйственные (хозрасчетные) бригады, выполняющие разовые услуги на дому, в том числе по ремонту жилья и надворных построек, по доставке, распиловке и складированию топлива, и другие работы; службы сиделок; оказание социальной помощи на дому на мобильной основе и др. Создание службы сиделок на профессиональной основе позволяет решить проблему постоянного постороннего ухода на дому за людьми, которые в ней остро нуждаются, облегчить трагизм положения прикованных к постели тяжелобольных, одиноких граждан. Деятельность по подготовке работников и по предоставлению гражданам услуг сиделки проводится в тесном сотрудничестве с организациями здравоохранения, негосударственными общественными и религиозными организациями, включая больницы сестринского ухода, организационные структуры Белорусского Общества Красного Креста, хосписы и др.

Организация службы сиделок, «стационаров на дому» и «хосписов на дому» является основной формой государственной поддержки семей, где имеются лежачие больные.

Работа по обслуживанию граждан, утративших способность к самообслуживанию, осуществляется в тесном взаимодействии с территориальными учреждениями здравоохранения и службы милосердия Общества Красного Креста. Социальные работники, оказывающие специализированную помощь, осуществляют свою деятельность во взаимодействии с медсестрой социального отделения Центра. Медицинские сестры социального отделения организуют свою работу во взаимодействии с территориальными учреждениями здравоохранения, к которым они прикреплены. Для оказания доврачебной помощи социальное отделение должно располагать минимальным набором лекарственных средств (за исключением наркотических и сильнодействующих) и перевязочных средств. Выполнение медицинскими сестрами плановых медицинских назначений обслуживаемым лицам производится только по назначению лечащего (участкового) врача.

Социальный или медицинский работник, который занимается медико-социальным патронажем, должен обладать интеллектуальной зрелостью, эмоциональной устойчивостью, способностью соблюдать конфиденциальность в отношении информации, касающейся клиента, отличаться доброжелательностью во взаимоотношениях с людьми, повышать свою квалификацию, обладать хорошим состоянием здоровья. Эффективность ухода во многом зависит от таких психологических качеств работника, как терпение, чуткость, такт, гибкость и коммуникабельность. Обычно патронажный работник вскоре становится для клиента близким человеком, а его психологическая поддержка имеет очень большое значение.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.