Департамент здравоохранения ОАО « РЖД » — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Департамент здравоохранения ОАО « РЖД »

2019-11-28 309
Департамент здравоохранения ОАО « РЖД » 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Департамент здравоохранения ОАО «РЖД»

Дирекция медицинского обеспечения филиал ОАО «РЖД»

Актуальные вопросы психофизиологического обеспечения профессиональной деятельности работников локомотивных бригад ОАО «РЖД»

Сборник тезисов

Семинар  специалистов отделов/секторов  психофизиологического обеспечения РДМО на железных дорогах и психофизиологических подразделений НУЗ ОАО «РЖД»

Апреля 201 1 года

Содержание:

 

1. Енина Е.С. Результаты работы психофизиологических подразделений на сети железных дорог за 2010 год…………………………………...….4

 

2. Баранник И.А. Основные результаты деятельности ОНПЦ ПТ                      НУЗ «Научный клинический центр ОАО «РЖД» по совершенствованию психофизиологического обеспечения работников локомотивных бригад……………………...………………………………6

 

3. Репина Е.В. Специфика организации и проведения повышения квалификации специалистов психофизиологических подразделений на базе НУЗ «Отделенческая клиническая больница на ст. Казань               ОАО «РЖД»……………………………………………………………..….7

 

4. Захарова О.Э. Основные положения, регламентирующие деятельность психофизиологических подразделений……………………………………………………………...8

 

5. Курилина Ю.В. Ведение документооборота в психофизиологических подразделениях…………………………………………………..…………9

 

6. Черношвец А.М. Актуальные вопросы профессионального психофизиологического отбора и периодических психофизиологических обследований…………………………………..11

 

7. Ткачук Ю.А.  Динамический контроль функционального состояния...13

 

8. Мальгрэм Е.В. Расширенное психофизиологическое обследование в психофизиологическом сопровождении профессиональной деятельности работников локомотивных бригад……………………….15

 

9. Кузьмина Е.Н. Диагностика психологических особенностей работников локомотивных бригад…………………………………………………….17

 

10. Козлова Н.А. Опыт работы психологов Северной ж.д. по изучению личностных особенностей  работников локомотивных бригад………..18

 

11. Костина И.В.  К вопросу о психологической совместимости локомотивных бригад. Результаты исследования……………………...21

 

12. Дмитриева Е.В. Основные методы восстановительных (коррекционных) мероприятий. Организация восстановительных (коррекционных) мероприятий в психофизиологических подразделениях НУЗ ОАО «РЖД»………………………………………22

13. Юсупова Ф.А. Организация и проведение комплекса информационно-обучающих технологий, направленных на развитие у работников локомотивных бригад культуры здоровья, навыков по самооценке и самокоррекции здоровья………………………………………………….25

 

14. Кузнецова О.В. Организационно-методические особенности проведения расширенных психофизиологических обследований работников локомотивных бригад в целях обеспечения их профессиональной надежности в эксплуатационном локомотивном депо Саратов-Пассажирское……………………………………………..27

 

15. Терёхина О.А. Оценка эффективности восстановительных мероприятий, проводимых работникам локомотивных бригад……….29

 

16. Баранова Э.Р. Опыт проведения психопрофилактических мероприятий для работников локомотивных бригад в эксплуатационном локомотивном депо Горький-Сортировочный Горьковской ж.д……...31

 

17. Храмцова И.Э. Программа восстановительных (коррекционных) мероприятий для работников локомотивных бригад,                        перенесших стресс………………………………………………………..33

 

18. Скрынникова Н.В. Методы повышения уровня стрессоустойчивости работников локомотивных бригад………………………………………35

 

19. Фокин С.П. Организация работы специалистов психофизиологических подразделений в зоне чрезвычайной ситуации…………………………37

 

20. Осипов В.И. Медико-психологическое обеспечение и проведение восстановительных (коррекционных) мероприятий работникам локомотивных бригад после тяжелых стрессовых ситуаций………….39

 

21. Батурина Т.В. Особенности организации и проведения комплекса мероприятий с машинистами-первозимниками (машинистами первого года) в рамках психофизиологического сопровождения профессиональной деятельности работников локомотивных бригад...41

 

22. Акимова А.Ю., Кестнер С.В. Вопросы взаимодействия специалистов психофизиологических подразделений негосударственных учреждений здравоохранения ОАО «РЖД» с цеховыми терапевтами локомотивных депо………………………………………………………………...………43

 

23. Боклина Н.Н. Подготовка работников локомотивных бригад по психологии общения в целях повышения качества обслуживания пассажиров………………………………………………………………...44

Енина Е.С.

Психофизиологическое обеспечение работников локомотивных бригад ОАО «РЖД» (далее - психофизиологическое обеспечение) на сети железных дорог существует более 20 лет. Психофизиологическое обеспечение проводится в интересах повышения безопасности перевозок на железнодорожном транспорте.

В настоящее время деятельность психофизиологических подразделений регламентируется в соответствии с нормативными документами Российской Федерации и ОАО «РЖД».

На сегодняшний день в РДМО функционируют 11 отделов и 4 сектора психофизиологического обеспечения, в НУЗ ОАО «РЖД» 205 лабораторий психофизиологического обеспечения и кабинетов психолога, в состав которых входят 136 кабинетов профессионального психофизиологического отбора и 115 кабинетов разгрузки и мобилизации.

На сети железных дорог работает более 540 специалистов психофизиологических подразделений. В РДМО психофизиологическое обеспечение осуществляют более 60 специалистов, основные функции которых методическое руководство и контроль за профессиональной деятельностью психофизиологических подразделений НУЗ ОАО «РЖД». Вместе с тем, в психофизиологических подразделениях НУЗ ОАО «РЖД» работает более 470 специалистов (психологов и физиологов).

Создана единая методология, программа подготовки и переподготовки специалистов психофизиологических подразделений, осуществляемая на базе ГОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» и ГОУ ВПО «Иркутский государственный университет». Данная программа предусматривает несколько последовательных ступеней обучения. Так, только в 2010 г. было проучено более 120 специалистов.

В целях повышения качества психофизиологического обеспечения в части, касающейся проведения восстановительных (коррекционных) мероприятий работникам локомотивных бригад ОАО «РЖД», в 2010 г. по инвестиционной программе произведена поставка 169 аудиовизуальных комплексов в психофизиологические подразделения железных дорог.

За 2010 год по профессиональному психофизиологическому отбору проведено 36 тыс. обследований РЛБ (среднесетевой показатель – 27,8%). Наиболее высокие показатели на ДВост ж.д. (40,5%), ВСиб ж.д. (40,2%),        Сев ж.д. (34,9%); низкие показатели на Куйб ж.д. (16,7%), ЮВост ж.д. (20,2%). По сравнению с 2009 г. (24%) среднесетевой показатель увеличился.

 По периодическому психофизиологическому обследованию на сети железных дорог было проведено 43 тыс. обследований (среднесетевой показатель – 33,4%). По сравнению с 2009 г. (35,5%) среднесетевой коэффициент снизился. По результатам периодических психофизиологических обследований 78,5% работников локомотивных бригад имеют 1 группу профессиональной пригодности, 18,5% - вторую группу, 2,8% - третью группу, 0,2% - «Не годны» к поездной работе.

По динамическому контролю функционального состояния в 2010 году проведено 225 тыс. обследований (среднесетевой показатель – 43,5%). Наиболее высокие показатели на ДВост ж.д. (87,1%), ЮУр ж.д. (71,5%), Окт ж.д. (68,3%); низкие показатели на Красн ж.д. (12,3%), Сверд ж.д. (16,1%), СКав ж.д. (27,7%). В сравнении с 2009 г. (27,7%) среднесетевой показатель увеличился.

По расширенному психофизиологическому обследованию проведено 56 тыс. обследований (среднесетевой показатель – 43,9%). Высокие показатели на Прив ж.д. (138%), Сверд ж.д. (87,1%); ЗСиб ж.д. (75,1%), низкие показатели на Моск ж.д. (5,6%), ЮВост ж.д. (15%), Куйб ж.д. (17,3%).

В 2010 году на сети железных дорог восстановительные (коррекционные) мероприятия в кабинетах разгрузки и мобилизации прошли 127 тыс. работников локомотивных бригад (среднесетевой показатель – 98,1%). Наиболее высокие показатели на ВСиб ж.д. (553,3%), ЮУр ж.д. (145,6%), Горьк ж.д. (126,9%); низкие показатели на ДВост ж.д. (11%), Прив ж.д. (28,4%). Всего проведено 471 тыс. процедур (среднесетевой показатель – 3,8). По количеству проведенных процедур наиболее высокие показатели на ЗСиб ж.д. (14,9), ДВост ж.д. (12,6), СКав ж.д. (5,5); низкие показатели на Куйб ж.д. (1,0), Моск ж.д. (1,1), В сравнении с 2009 г. (66,7%) среднесетевой показатель значительно увеличился.

    Задачи психофизиологического обеспечения на 2011 год:

Повышение качества психофизиологического обеспечения работников локомотивных бригад в целях обеспечения безопасности движения поездов.

Повышение квалификации специалистов психофизиологических подразделений.

Завершение НИР «Разработка методов психофизиологического обеспечения работников локомотивных бригад ОАО «РЖД».

Оснащение психофизиологических подразделений НУЗ ОАО «РЖД» психодиагностическим оборудованием.

Разработка Методического пособия «Психофизиологическое обеспечение профессиональной деятельности работников локомотивных бригад ОАО «РЖД»

Улучшение и приведение к единому стандарту взаимодействия цеховых терапевтов локомотивных депо и специалистов психофизиологических подразделений НУЗ ОАО «РЖД».

__________________________

Локомотивных бригад

Начальник Отраслевого научно-практического центра психофизиологии труда НУЗ «Научный клинический центр ОАО «РЖД»

Баранник И.А.

В настоящее время проводится Научно-исследовательская работа по теме «Разработка методов психофизиологического обеспечения работников локомотивных бригад ОАО «РЖД» целью, которой является совершенствование психофизиологического обеспечения с учетом современных требований к профессиональному психофизиологическому отбору, совместимости работников в локомотивных бригадах, восстановительным (коррекционным) мероприятиям для сохранения надежности и профессионального долголетия работников локомотивных бригад ОАО «РЖД».

Задачами данной работы является:

разработка методов оценки психофизиологических качеств работников локомотивных бригад (РЛБ) для обеспечения профессионального отбора;

разработка методов оценки психологических характеристик работников, влияющих на эффективность обеспечения безопасности движения поездов;

разработка методов психологической совместимости РЛБ в бригадах;

разработка методов оценки функционального состояния и профессиональной работоспособности;

разработка методов коррекции функционального состояния для сохранения профессионального долголетия РЛБ.

В результате выполнения научно-исследовательской работы предполагается получение следующих документов:

проект методических указаний по проведению мероприятий профессионального психофизиологического отбора РЛБ;

методические рекомендации по проведению восстановительных (коррекционных) мероприятий работников локомотивных бригад;

проект рекомендаций по оценке совместимости РЛБ в бригадах.

Натурные исследования проводились в 9 депо на трех дорогах - Октябрьской, Московской и Горьковской ж.д.

Главным исполнителем работы является Отраслевой научно-практический центр психофизиологии труда НУЗ «Научный клинический центр ОАО «РЖД», кроме того в работе принимают участие – главный внештатный офтальмолог ОАО «РЖД», Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова кафедра факультета психологии, ЗАО «Нейроком», ЗАО НПЦ «ДИП», ЗАО «Системные технологии».

__________________________

Репина Е.В.

Начиная с апреля 2010г. Казанским государственным медицинским университетом на базе НУЗ «Отделенческая клиническая больница                      на ст. Казань ОАО «РЖД» проводится систематическое обучение специалистов психофизиологических подразделений НУЗ ОАО «РЖД» на тему: «Психофизиологическое обеспечение безопасности движения на железнодорожном транспорте». Обучение направлено на повышение качества психофизиологического обеспечения работников локомотивных бригад (далее по тексту РЛБ) в условиях профессиональной деятельности.

В курс обучения входят общие вопросы психодиагностики, психологии индивидуальных различий и ее значение для работы на железнодорожном транспорте. Эти вопросы практикующие психологи применяют в дальнейшем в своей работе с РЛБ и членами их семей. При этом особое внимание уделяется новым психодиагностическим методам (например, изучается тест антиципационной состоятельности «прогностической компетентности» В.Д. Менделевича), которые в дальнейшем можно использовать для изучения особенностей личности машинистов и помощников машинистов. Курсанты изучают аппаратные методы диагностики работников железнодорожного транспорта и обсуждают достоинства и недостатки применяемых методик в психофизиологическом сопровождении РЛБ ОАО «РЖД».

В календарно-тематический план включены лекции работе с психосоматическими расстройствами, психологическому консультированию – его этапы, принципы, цели и техники, которые можно использовать в работе в дальнейшем. Изучение особенностей работы лиц с психосоматическими расстройствами позволяет психологам повысить качество работы по сохранению профессионального здоровья и работоспособности РЛБ. Учебный процесс предполагает также изучение новых методов психокоррекции и психотерапии для применения в проведении психопрофилактических мероприятий по предупреждению и коррекции функциональных нарушений у РЛБ.

Слушатели, прошедшие повышение квалификации, отмечают его практическую значимость, высокий уровень организации и необходимость в непрерывном процессе обучения специалистов психофизиологических подразделений, что повысит их профессиональный уровень и в целом будет способствовать улучшению качества психофизиологического сопровождения РЛБ и повышению безопасности движения поездов в целом.

__________________________

Захарова О.Э.

 

На сегодняшний день достаточно актуальным вопросом является наличие квалифицированного кадрового состава психофизиологических подразделений НУЗ, организация деятельности и рабочих мест специалистов. Но для реализации этих направлений в нормативном обеспечении существует ряд проблем.

Как известно, в Указании МПС № 310 от 01.12.1999, нормативном документе, регламентирующем психофизиологическую деятельность на дороге, приводится только Положение о психологе. Но в штатных расписаниях психофизиологических структурных подразделений кроме психологов, числятся физиологи, ведущие специалисты и начальники лабораторий ПФО. И круг их должностных обязанностей различается. Условно эти различия оговариваются внутри каждого структурного подразделения при составлении должностных инструкций для сотрудников. Но единых нормативных документов на этот счёт до сих пор нет.

Поэтому, с целью создания единой системы нормативной регламентирующей документации по сети дорог, отделом ПФО ЮУЖД дороги было принято решение разработать следующие положения:

положение о начальнике лаборатории ПФО НУЗ;

положение о ведущем специалисте лаборатории ПФО (кабинета психологов) НУЗ;

положение о психологе лаборатории ПФО (кабинета психологов) НУЗ;

положение о физиологе лаборатории ПФО (кабинета психологов) НУЗ.

В данных документах мы постарались разграничить и чётко определить основные функции, обязанности и права каждого из перечисленных специалистов.

Известно также, что в структуре психофизиологического обеспечения на дорогах подразделения ПФО тоже различны: это кабинеты психологов и лаборатории ПФО, которые осуществляют свою деятельность, руководствуясь единой целью, но, тем не менее, имеют разные названия и, следовательно, должны иметь определённые функциональные различия. Но нормативные документы, в которых можно было бы увидеть, в чём именно состоят их различия, отсутствуют. С целью решения этой проблемы отделом психофизиологического обеспечения РДМО на ЮУЖД были разработаны положения:

положение о лаборатории ПФО НУЗ;

положение о кабинете психологов НУЗ;

В этих документах мы определили общие положения, основные задачи, и принципы работы кабинетов психологов и лабораторий ПФО негосударственных учреждений здравоохранения.

__________________________

 

Курилина Ю.В.

 

Продуманное ведение документооборота в отделе/секторе психофизиологического обеспечения РДМО позволяет решить следующие задачи:

повышение эффективности работы отдела/сектора ПФО по организации психофизиологического обеспечения работников локомотивных бригад;

улучшение качества контроля за деятельностью психофизиологических подразделений НУЗ ОАО «РЖД»;

оптимизация сбора и анализа оперативной информации по психофизиологическому обеспечению работников локомотивных бригад;

улучшение координации деятельности специалистов НУЗ ОАО «РЖД» по медико-психологическому обеспечению безопасности движения.

Перечень документации сектора ПФО РДМО на Свердловской железной дороге:

    В секторе ПФО РДМО информация систематизирована по разделам:

1. Нормативные документы.

2. Информация о секторе ПФО РДМО:

3. Информация о психофизиологических подразделениях НУЗ ОАО «РЖД»(отдельная папка по каждому подразделению):

4. Отчеты РДМО по психофизиологическому обеспечению безопасности движения поездов на Свердловской железной дороге.

5.  Материально-техническое оснащение.

6   Подборка материалов периодических изданий.

7.  Информация по курсам повышения квалификации.

8. Работа с АСПО (методические рекомендации, инструкции по эксплуатации терминала, структура деятельности на основе системы АСПО, аналитические сведения, списки «группы риска»).

9.  Папка с телеграммами, факсограммами.

10. Папка с перепиской.

11. Папка, систематизирующая материалы по грубым нарушениям безопасности движения.

12. Журнал регистрации исходящей документации.

13. Журнал учета проверок.

Стандарт документооборота психофизиологического подразделения НУЗ ОАО «РЖД» на Свердловской железной дороге:

    Деятельность по психофизиологическому обеспечению безопасности движения поездов осуществляется на основании нормативных документов.

1. Нормативные документы, регламентирующие работу психофизиологических подразделений НУЗ ОАО «РЖД» хранятся в папках:

2. Должностные инструкции специалистов психофизиологических подразделений НУЗ ОАО «РЖД».

3. Режим работы психофизиологического подразделения, утвержденный руководителем НУЗ ОАО «РЖД».

4. Договор о материальной ответственности специалиста психофизиологического подразделения.

5. Правила подготовки к психофизиологическим обследованиям (размещаются на информационном стенде возле кабинета психолога).

6. Учет деятельности психофизиологического подразделения НУЗ ОАО «РЖД» осуществляется в журналах регистрации.

7. Планирование деятельности специалистов психофизиологических подразделений НУЗ ОАО «РЖД»:

8. Итоги работы психофизиологических подразделений НУЗ ОАО «РЖД» представлены.

9. Результаты психофизиологических обследований:

10. Информация о грубых нарушениях безопасности движения поездов систематизируется в отдельной папке.

11. Проверка работы психофизиологических подразделений осуществляется в соответствии планом-схемой. Проводятся плановые и внеплановые проверки. Акты, справки, отчеты по устранению выявленных недочетов предоставляются в РДМО за подписью главного врача НУЗ ОАО «РЖД», хранятся в хронологическом порядке.

12. Материалы информационно-просветительских мероприятий: лекции, тренинги, занятия по повышению психологической компетенции хранятся в папке «Информационно-просветительские мероприятия». Рекомендуется оформление материалов согласно прилагаемой форме.

13. Входящая, исходящая документация (телеграммы, факсограммы, информационные письма, и др.) хранятся в отдельных папках.

    Опыт работы показал необходимость дальнейшего совершенствования документооборота психофизиологических подразделений НУЗ ОАО «РЖД». Введение единого стандарта документооборота существенно облегчит работу психофизиологических подразделений РДМО и НУЗ ОАО «РЖД» на сети дорог.

__________________________

 

Актуальные вопросы профессионального психофизиологического отбора и периодических психофизиологических обследований

 

Начальник отдела психофизиологического обеспечения Региональной дирекции медицинского обеспечения на Юго-Восточной железной дороге

Черношвец А.М.

 

Профессиональный психофизиологический отбор и периодическое психофизиологическое обследование представляют собой комплекс мероприятий, направленных на подбор лиц, которые по своим профессионально важным качествам в наибольшей степени соответствуют требованиям профессиональной деятельности, и на оценку профессиональной пригодности работников железнодорожного транспорта.  

В соответствии с Распоряжением ОАО «РЖД» от 06.04.2009 года №712р «Об утверждении Положения о психофизиологическом обеспечении работников локомотивных бригад» определен круг лиц, которые подлежат первичному профессиональному психофизиологическому отбору при поступлении на работу (обучение) по специальностям: машинист, помощник машиниста локомотива и моторвагонного подвижного состава.

На практике специалисты психофизиологических подразделений негосударственных учреждений здравоохранения ОАО «РЖД» проводят профессиональный отбор и другим категориям лиц, не входящим в указанный перечень (в т.ч. водители ССПС, работники сторонних организаций, не входящих в структуру ОАО «РЖД», практиканты (абитуриенты) учебных заведений и т.д.).    

Кроме этого, в Указании МПС РФ от 01.12.1999 года №310у «О совершенствовании психофизиологической службы на Федеральном железнодорожном транспорте» при проведении периодического психофизиологического обследования не прописаны методы обследования (тестирования) работников железнодорожного транспорта в некоторых видах движения: ССПС, хозяйственное, работа «при депо» и т.д.

Предлагаем использовать существующие методики для проведения профессионального (периодического) психофизиологического обследования в следующих видах движения:   

    

ССПС

Хозяйственное движение

Работа «при депо»

Методика Методика Методика
1 ПВ 1 ГЭД (1 час) 1 ГЭД (1 час)
2 ПУ 2 ПВ 2 ПВ
3 ОВ 3 ПУ 3 ПУ
4 СТР 4 СТР 4 СТР
5 ОБМЭ 5 СДР    
6 Лири 6 ОВ    
    7 Теппинг-тест    

При определении группы профессиональной пригодности не учитываются индивидуальные (личностные) особенности обследуемого, которые могут оказывать негативное влияние на его последующую профессиональную деятельность.

Предложение по группам профотбора (профпригодности).

Первую группу профотбора (профпригодности) предлагаем разделить на подгруппы:

1А – все методики выполнены успешно (нет ни ошибок, ни пропусков, результаты значительно лучше нормативных), нет индивидуальных особенностей, отрицательно влияющих на исполнение профессиональных обязанностей; 

1B – все методики выполнены успешно (нет ни ошибок, ни пропусков, результаты лучше нормативных), но отмечаются индивидуальные особенности, которые могут оказывать негативное влияние на исполнение профессиональных обязанностей;

1C - все методики выполнены успешно, но допускаются ошибки или пропуски (в пределах нормы), результаты на пределе нормативных значений; индивидуальные особенности, которые могут отрицательно влиять на исполнение профессиональных обязанностей, либо присутствуют, либо нет. 

2-ая и 3-я группы профпригодности остаются прежними (но с учетом личностных особенностей).

При вынесении заключения о профессиональной пригодности по результатам психофизиологического обследования считаем необходимым дополнить формулировку с указанием должности, вида движения и особенностей работы: «Годен /ограниченно годен/ для поездной работы в качестве (должность: помощника машиниста /кандидата в машинисты/ перед обучением в ДТШ, практиканта, машиниста, работающего без помощника /машиниста электровоза/тепловоза/, машиниста-инструктора сроком на … год(а),... группа профотбора».

Для изучения особенностей личности, в качестве базовых, предлагаем использовать следующие методики:

практиканта: Лири, Люшера, Айзенка;

кандидата в помощники машиниста: Лири, Кэттелла, Айзенка;   

кандидата в машинисты перед обучением на курсах ДТШ: Лири, Кэттелла, Айзенка;

кандидата в машинисты (перед обкаткой), кандидата в машинисты для работы в 1 лицо: Лири, Кэттелла, УСК, ИТО;

кандидата в машинисты-инструкторы: Лири, Кэттелла, УСК, ИТО, СМИЛ.

В настоящее время нормативно-правовая база по психофизиологическому обеспечению работников локомотивных бригад ОАО «РЖД» не предусматривает проведение внеочередного психофизиологического обследования в случаях длительного и стойкого нарушения функционального состояния работников локомотивных бригад при условии проведения им комплекса коррекционно-восстановительных мероприятий, при грубых нарушениях безопасности движения, при участившихся случаях браков в работе, допущенных локомотивной бригадой, при нарушениях трудовой дисциплины и т.д.

Считаем, что эти вопросы являются актуальными и в значительной степени влияют на безопасность движения как по «человеческому фактору», так и по состоянию здоровья работников. Предлагаем внести дополнение в Указание МПС РФ от 01.12.1999г. №310у «О совершенствовании психофизиологической службы на Федеральном железнодорожном транспорте» и проводить внеочередное психофизиологическое обследование работникам локомотивных бригад в целях определения пригодности к поездной работе по методикам, предусмотренным в объеме первичного профессионального отбора для данного вида движения в следующих случаях:   

отсутствие в течение 3 месяцев положительного эффекта от коррекционно-восстановительных мероприятий, проводимых по поводу стойкого нарушения функционального состояния работника (отсутствием положительного эффекта следует считать ситуацию, когда показатели хотя бы одной из обязательных методик выходят за пределы индивидуальной нормы) - по представлению психолога;

грубое нарушение безопасности движения, участившиеся случаи браков в работе, допущенных локомотивной бригадой, нарушений трудовой дисциплины (в т.ч. в случаях употребления (подозрения на употребление) алкоголя и наркотических средств) - по направлению руководства локомотивного (моторвагонного) депо;

при необходимости повышения группы профпригодности, а также в случаях, когда по результатам предыдущего периодического психофизиологического обследования было зафиксировано снижение показателей ПВК, но не более, чем 6 месяцев со дня последнего обследования - по направлению руководства локомотивного (моторвагонного) депо.

Заключение по результатам внеочередного психофизиологического обследования предлагается оформлять таким же образом, как и при периодическом обследовании.

__________________________

 

 

Ткачук Ю.А.

 

Для обеспечения надежности профессиональной деятельности и сохранения здоровья работников локомотивных бригад осуществляется динамический контроль функционального состояния.

Функциональное состояние (functional status-функциональный статус) - это интегральная характеристика состояния человека, отражающая комплекс наличных физиологических, психологических, поведенческих функций и качеств, которые обусловливают выполнение деятельности. Данная характеристика позволяет судить о возможной эффективности и физиологической стоимости деятельности. Выделяют два класса функционального состояния (далее ФС):

состояние адекватной мобилизации, когда все системы организма работают оптимально и соответствуют требованиям деятельности;

состояние динамического рассогласования, при котором различные системы организма либо неполностью обеспечивают его деятельность; либо работают на слишком высоком уровне затрат энергетических ресурсов.

Снижение результативности деятельности, также как и повышение уровня энерготрат рассматривается как признак ухудшения ФС.

Динамический контроль функционального состояния направлен на оценку работоспособности, адаптационных и психофизиологических резервов организма, проводится методом мониторинга функционального состояния организма и включает в себя два уровня: объективный уровень, оценивающий психофизиологические показатели и субъективный, дающий информацию о психологических показателях.

Методики объективного уровня – это психофизиологические тесты, имеющие количественное выражение: ПДР, СДР, методика оценки тремора, теппинг-тест, методика оценки реакции на движущийся объект. Они позволяют получить количественные данные по состоянию таких свойств нервных процессов, как возбудимость, реактивность, лабильность, устойчивость или неустойчивость и их соотношения.

Методики субъективного уровня – опросник САН, тест МЦВ, методика Спилбергера-Ханина дают представление о самочувствии, настроении, активности, уровне тревожности и энергетическом потенциале.

Продолжительность обследования составляет не более 20 минут.

Получаемые данные фиксируются в индивидуальной карте динамического контроля функционального состояния, постепенно они накапливаются и специалист психофизиологического подразделения вычисляет индивидуальные средние величины показателей функционального состояния, а также сравнивает и оценивает динамику результатов, определяет в каких пределах и в каком направлении происходят изменения. Формирование индивидуальных средних показателей проводится на основе трехкратного обследования в течение месяца для вновь поступающих, а для работающих на основе накопленного банка данных. Корректировка индивидуальной нормы проводится при 6-9-12-ти и т.д. замерах, при исключении крайних показателей отличающихся на 5-10% и более от индивидуальной нормы.

Если данные конкретного работника выходят за рамки индивидуальной нормы, то проводится расширенное психофизиологическое обследование и определяется комплекс коррекционных мероприятий. Также предметом специального внимания психолога становятся результаты, выходящие за рамки профессиональной физиологической нормы. Причем тревожным сигналом является как замедление реакции, так и ее чрезмерное ускорение. Данные работника также передаются цеховому терапевту и в реабилитационный центр с заключением специалиста психофизиологического подразделения.

Функциональное состояние – это состояние человека на момент обследования, то есть это переменное состояние. Полученные показатели являются производными от определенных и вполне стабильных характеристик человека (психофизиологического типа личности). Показатели функционального состояния позволяют косвенно выявлять эти стабильные характеристики, чем также объясняется информативность и полезность оценки функционального состояния человека.

Работнику необходимо показывать и объяснять его результаты, их наглядность, очевидная объективность помогают человеку самому оценить свое состояние и отнестись с ответственностью к дальнейшим мероприятиям.

Таким образом, корректная и периодически повторяющаяся диагностика функционального состояния позволяет получить достаточно полную картину психологического и психофизиологического потенциала личности, определить необходимость и направление коррекционных и восстановительных мероприятий и, что не менее важно, побудить человека к действиям, направленным на укрепление, сохранение и восстановление здоровья, то есть повысить мотивацию к формированию потребности в здоровье.

__________________________

 

 

Кузьмина Е.Н.

 

1. Значимость оценки личностных особенностей кандидатов на должность помощника машиниста, работников локомотивных бригад для прогнозирования качества (успешность / неспешность) овладения и осуществления трудовой деятельности.

2. Необходимость соблюдения правил организации и проведения оценки личностных особенностей.

3. Базовая батарея методик для оценки личностных особенностей при первичном профессиональном психофизиологическом отборе: 16PF Кеттелла, методика межличностных отношений Т. Лири. При недостоверных результатах психологической диагностики возможно проведение дополнительных методик.

4. Батарея методик для проведения оценки личностных особенностей работников локомотивных бригад формируется в зависимости от конкретной рабочей ситуации(нарушение безопасности движения; перерыв в работе более 3-х месяцев; смена вида движения; поступление на курсы машинистов; периодическая оценка динамики личностных особенностей).

5. Интерпретация профиля личности основывается на применении целостного подхода – анализируются все показатели по всем методикам.

6. При интерпретации показателей особое внимание уделяется выраженности качеств, препятствующих успешной поездной работе.

7. Фиксация результатов оценки личностных особенностей: талон психофизиологического обследования, заключение, протокол психофизиологического обследования, журналы регистрации.

8. Схема взаимодействия психолога с руководителями Дирекции тяги и ее структурных подразделений при ознакомлении с результатами психологической диагностики.

9. Личностные особенности работников локомотивных бригад в оценке психологической совместимости. Уровни совместимости. Оценка совместимости на каждом уровне, особенно на социально-психологическом уровне, где предполагается анализ личностных особенностей работников. Подход к оценке совместимости - исключение совмещения работников, имеющих высокую степень психологической несовместимости.

10. Вероятные трудности применимости результатов психологической диагностики, полученных в ситуации «экспертизы». Пути решения.

__________________________

 

 

Козлова Н.А.

 

Наиболее актуальной проблемой на железнодорожном транспорте является обеспечение безопасности движения. Особую роль в решении этой проблемы играет так называемый «человеческий фактор», удельный вес которого среди причин транспортных происшествий, по данным некоторых авторов, достигает 80%. Это обусловлено многогранностью понятия «человеческий фактор», включающего в себя психофизиологическую, инженерно-психологическую, психологическую и др. стороны. При проведении первичного профессионального психофизиологического отбора основное внимание уделяется психофизиологическим качествам кандидата. При этом другие стороны «человеческ


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.