Организация и проведение комплекса информационно-обучающих технологий, направленных на развитие у работников локомотивных бригад культуры здоровья, навыков по самооценке — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация и проведение комплекса информационно-обучающих технологий, направленных на развитие у работников локомотивных бригад культуры здоровья, навыков по самооценке

2019-11-28 270
Организация и проведение комплекса информационно-обучающих технологий, направленных на развитие у работников локомотивных бригад культуры здоровья, навыков по самооценке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

И самокоррекции здоровья

Начальник отдела психофизиологического обеспечения Региональной дирекции медицинского обеспечения на Западно-Сибирской железной дороге

Юсупова Ф.А.

Вождение поезда – самая ответственная часть перевозочного процесса, успешное и безопасное осуществление которой определяется профессиональной подготовкой, слаженностью работников локомотивной бригады, организацией действий в определенной последовательности. С помощью индивидуальных способностей каждый человек может сформировать свою деятельность с максимальным успехом.

Непосредственно движением поезда управляет локомотивная бригада в составе машиниста и помощника машиниста, а человеческий организм требует всестороннего подхода как со стороны психофизиологического состояния и возможностей, так и со стороны профессиональных знаний, навыков и умений. При здоровом образе жизни вера в себя и свои возможности позволяет легко поверить в то, что организм обновляется, здоровье улучшается, и человек в состоянии добиваться высоких результатов в своей профессиональной деятельности. Для работника локомотивной бригады – это безопасное управление поездом, рациональное расходование топливно-энергетических ресурсов, обеспечение безопасности движения на железнодорожном транспорте.

Информационно-обучающие технологии в рамках психофизиологического сопровождения профессиональной деятельности работников локомотивных бригад направлены:

во-первых, на привитие работникам локомотивных бригад навыков по самооценке и самокоррекции состояния здоровья,

во-вторых, на выявление и устранение у работников локомотивных бригад факторов риска развития заболеваний и функциональных нарушений.

Данные технологии организованы в следующих формах:

1. Тематические лекционные беседы с работниками локомотивных бригад в рамках технических занятий, планерных совещаний работников локомотивных бригад.

2. Индивидуальные консультации работников локомотивных бригад по вопросам обучения приемам сохранения и поддержания здоровья.

3. Уроки «Школы Здоровья» на базе центров реабилитации, организованные психофизиологами совместно со специалистами негосударственных учреждений здравоохранения, командно-инструкторским составом депо.

4. Групповые и индивидуальные тренинги для работников локомотивных бригад, обучающие приемам саморегуляции, повышению самооценки личности. 

5. Размещение в психофизиологических лабораториях, центрах реабилитации фотографий детских тематических рисунков «Безопасность движения глазами детей», «Здоровый образ жизни».

Организация в психофизиологических лабораториях, центрах реабилитации «Уголков здоровья».

Задачи организации и проведения информационно-обучающих технологий:

обеспечить работников локомотивных бригад доступным для понимания объемом психологических знаний по вопросам управления стрессом, ведения здорового образа жизни,

организовать программу практических и теоретических занятий,

обеспечить взаимную обратную связь между специалистами центра реабилитации и работниками локомотивных бригад с целью определения тематики проводимых занятий согласно запросу, формирования перспективного тематического плана работы.

Комплексная социально-психологическая задача проведения психофизиологического сопровождения профессиональной деятельности работников локомотивных бригад, проявляется не только в осуществлении специалистами психофизиологических лабораторий мероприятий по коррекции функционального состояния, но и по формированию у работников бригад мотивации к труду и здоровому образу жизни, уверенности в своем здоровье для достижения высоких результатов.

Мотивация к здоровому образу жизни – это формирование у работника бригады отношения к здоровью как к накоплению капитала, а к проведению коррекционных и оздоровительных мероприятий в условиях кабинетов разгрузки и мобилизации и в центрах реабилитации – как к своеобразному инвестиционному банку.

Построение различных программ в школах здоровья и центрах реабилитации предусматривает проведение эстетического и этического воспитания, которые и придают им новое социальное свойство – воспроизводство духа и культуры здоровья как качества жизни и социальной ценности.

Таким образом, организация и проведение в рамках психофизиологического сопровождения профессиональной деятельности работников локомотивных бригад комплекса информационно-обучающих мероприятий, направленных на развитие у работников локомотивных бригад навыков самооценки и самокоррекции здоровья, культуры здоровья, потенцирует имеющийся эффект от проводимых коррекционных и оздоровительных мероприятий, и является важной составляющей обеспечения безопасности движения поездов.

__________________________

Организационно-методические особенности проведения расширенных психофизиологических обследований работников локомотивных бригад в целях обеспечения их профессиональной надежности в эксплуатационном локомотивном депо

Саратов-Пассажирское

Психолог НУЗ «Дорожная клиническая больница

на ст. Саратов-2 ОАО «РЖД»                           

  Кузнецова О.В.

 

Главная цель психофизиологического сопровождения деятельности работников локомотивных бригад (далее - РЛБ) заключается в поддержании их высокой работоспособности, что является одним из необходимых условий обеспечения безопасности движения поездов, а также сохранения профессионального здоровья и активного долголетия работников. 

Это достигается путем решения трех задач:

1.Своевременное выявление лиц с психофизиологическими признаками нарушения профессиональной надежности, представляющих потенциальную угрозу безопасности движения.

2.Проведение этим работникам расширенного психофизиологического обследования (РПФО) для установления причины и характера имеющихся нарушений функционального состояния как на психологическом, так и на физиологическом уровнях.

3.Разработка рекомендаций организационно-ограничительного, коррекционно-восстановительного, а при необходимости, реабилитационного или медицинского характера, направленных на предупреждение грубых нарушений безопасности движения в поездной работе, а также скорейшее восстановление их работоспособности и профессиональной надежности.

Нами использовались следующие критерии для включения работников в «группу риска»:

1. Стойкие отклонения индексов регуляции по данным Автоматизированной системы предрейсового осмотра (далее – АСПО);

2. Снижение показателей функционального состояния по результатам динамического контроля;

3. Совершение повторных ошибочных действий;

4. Перенесенная острая стрессовая ситуация;

5. Снижение группы профотбора;

Всего в группу риска было включено 120 человек, из них:

по данным АСПО - 71 человек (64,0 %);

снижение показателей функционального состояния по результатам динамического контроля - 9 человек (5,8%);

совершившие повторные ошибочные действия - 26 человек (23,4 %);

со снижением группы профотбора - 5 человек (4,5 %); 

перенесшие острую стрессовую ситуацию - 9 человек (8,1 %).

При проведении расширенного психофизиологического обследования (далее – РПФО) с работниками этой группы нами учитывалась информация о специфике поездной работы, о характере и возможных причинах совершения ошибочных действий, о профессиональной подготовленности и надежности этих работников, которую мы получали от машинистов-инструкторов, скоростемерщиков и других специалистов предприятия. Для уточнения актуального функционального состояния использовались стандартные методики, рекомендованные указанием МПС РФ от 01.12.1999 № 310у.

В ходе РПФО установлено, что причинами нарушения профессиональной надежности явились:

Производственные конфликты - 42 человек (35,0 %);

Хроническое утомление, связанное с переработкой - 30 человек               (25,0 %);

Трудности профессиональной адаптации - 21 человек (17,5 %);

Острые стрессовые ситуации - 9 человек (7,5 %);

Семейные, бытовые проблемы - 6 человек (5,0 %);

Причины соматического характера - 12 человек (10,0 %);

ИТОГО - 120 человек (100%).

По результатам обследования, а также с учетом обстоятельств, послуживших причиной снижения профессиональной надежности, составлялась программа психокоррекционных мероприятий, состоящая из трех направлений:

I. Рекомендации организационно-ограничительного характера (заключение о необходимости предоставления выходных дней, применение более щадящего графика движения или использование на более знакомом («легком») плече).

II. Обучение приемам саморегуляции, направленное на снижение возбудимости, тревожности, повышение стрессоустойчивости, ослаблению чрезмерного психоэмоционального напряжения, улучшение функционального состояния центральной нервной системыи работы внутренних органов, повышение уровня психологической адаптации, улучшение концентрации внимания.

III. Применение психологических техник, направленных на повышение мотивации к работе, сглаживание акцентуированных черт характера, повышение уровня психологической адаптации, развитие навыков группового взаимодействия, преодоления конфликтов, приобретение навыков уверенного поведения, развитие самосознания, умений и навыков самоанализа, улучшение профессионально-важных качеств.  

В случае подозрения на наличие соматической составляющей (заболевания) работник направлялся к цеховому терапевту с описанием причин, вызвавших эту необходимость. Таких случаев было 12 – после лечения основного заболевания или курса медицинской реабилитации все вернулись к профессиональной деятельности.

Из 108 работников, кому был рекомендован курс коррекционно-восстановительных мероприятий, 5 не явились в кабинет ПФРиМ. Остальным (103 человека) проведена психокоррекция, продолжительность курса составляла, в среднем, около 3 дней (от 1 до 10). По окончании у 91 полностью нормализовалось функциональное состояние (88,3%), а у 12 - осталось без изменений (11,7%). Из них: 8 состоят на диспансерном учете по поводу хронического заболевания (которое, вероятно, может обусловливать отклонения показателей АСПО, при этом цеховой врач не выявил признаков его обострения, а профессиональная надежность этих работников, по характеристикам руководства депо, не страдает), у 2 - имеющиеся стойкие отклонения индексов регуляции были расценены как индивидуальная норма при отсутствии хронического заболевания, а 2 работника уволились с предприятия. 

Таким образом, можно считать, что подобная система психофизиологической коррекции функционального состояния достаточно эффективна и составляет около 90%.

__________________________

 

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.