Школы для детей дошкольного возраста с риском нарушения развития — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Школы для детей дошкольного возраста с риском нарушения развития

2019-11-28 145
Школы для детей дошкольного возраста с риском нарушения развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Нидерландские дети могут посещать специальные школы, начиная с 3-летнего возраста. При этом есть четыре исключения: помещение в школу для детей с серьезными проблемами обучения может происхо­дить с 4, 5 лет, в школы для детей с проблемами обучения, с проблема­ми воспитания и обучения и для трудновоспитуемых детей - только с шести лет. Последние три типа школ могут, однако, иметь отделения для дошкольников с риском нарушения развития. Помещение в такие отделения может происходить с четырехлетнего возраста.

Одной из важнейших причин различий между специальными шко­лами, принимающими дошкольников «обычным путем», и школами, имеющими дошкольное отделение, является то, что часто для детей 4—5 и даже 6 лет невозможно своевременно установить соответствующую им форму (специального) образования. В связи этим дошкольные отде­ления имеют двойную функцию: педагогического обеспечения и наблю­дения. В данном смысле дошкольные отделения можно сравнивать со школами при институтах педологии. Однако школы при институтах пе­дологии имеют дело, как правило, с более сложными проблемами.

Дошкольные отделения предназначены для малышей, которые по самым различным причинам не могут в достаточной степени адекватно посещать дошкольные занятия в общеобразовательной школе. При этом речь идет не только о «технических» навыках в области развития дви­гательной системы, ориентации в пространстве и времени, речи и мыш­ления, начального обучения чтению и счету, но и о «навыках» в эмо­циональной и социальной сфере.

Наряду с этой педагогической и дидактической функцией, дошко­льное отделение выполняет также и наблюдательную функцию. Речь идет об определении в дальнейшем того, в какой (школьной) среде ре­бенок сможет наилучшим образом развиваться; в рамках массового или в рамках определенной формы специального образования?

Разумеется, что дети, уже в 4—5-летнем возрасте направляемые в специальную школу, имеют серьезные проблемы. В противном слу­чае, подобное направление не являлось бы необходимым. Поэтому большинство таких детей и по окончании дошкольного отделения продолжает учиться в специальной школе. Примерно половина де­тей по окончании дошкольного отделения поступает в школу для детей с проблемами воспитания и обучения, более четверти - в школу для детей с проблемами обучения, лишь 10% направляются в массо­вую школу.

114


БУДУЩЕЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Центральной темой дискуссии о будущем специального образова­ния является вопрос о росте данного типа образования. Количество де­тей и подростков, посещающих специальные школы, все еще имеет тен­денцию роста, несмотря на многочисленные споры о сокращении чис­ла специальных школ.

Таблица ясно показывает увеличение количества детей и подрост­ков в специальных школах.

Для тех, кто смирился с таким положением, ничего страшного не происходит. Единственной проблемой является то, что специальное об­разование дороже регулярного. При отсутствии роста бюджета на об­разование это может привести к сложностям в распределении имею­щихся средств.

Число учащихся в специальном образовании: с 1928 по 1993 годы, количество округлено до тыс.

 

Годы Число учащихся
1928 8000
1938 14000
1948 24000
1958 50000
1968 70000
1978 87000
1988 103000
1991 110000
1993 113000

Для тех, по мнению которых, нужно избегать деления детей уже в раннем возрасте на «обычных» и «специальных», такой постоянный рост специального образования позволяет задуматься о том, каким об­разом мы можем изменить массовое образование так, чтобы в его рам­ках могли обучаться больше детей с проблемами в развитии? Этот во­прос является основополагающим для предстоящих лет в образователь­ной политике.

При решении проблемы большую роль играет финансовая сторона. В Нидерландах финансирование образования осуществляется за счет центральных государственных органов. Они финансируют не только го­сударственные, но и частные школы.

Финансирование помощи детям с проблемами внутри массового об­разования происходит из общих средств, отпущенных на общеобразо­вательные школы, при этом они могут сами определять предназначен­ную для этого часть бюджета.

Для финансирования специального образования в отдельных шко­лах существует отдельная, очень детализированная система. Внутри этой системы при распределении предназначенных для специального

115


образования средств главную роль играют два параметра: тип школы и количество учеников. При этом большую долю получают школы с наи­большим количеством учеников.

Это означает, что город или область, где специальные школы при­нимают больше учеников, получат и больше средств из бюджета. Та­кое увеличение средств при неизменной величине всего образователь­ного бюджета происходит, таким образом, за счет тех городов и облас­тей, где количество учащихся специальных школ в результате, напри­мер, улучшений в сфере массового образования постепенно снижается. Это является парадоксом в существующей финансовой системе: цен­тральные органы ратуют за ограничение объема специального образо­вания, но поощряют растущие специальные школы и «наказывают» спе­циальные школы, которые уменьшаются в объеме.

Решение этого вопроса возможно, лишь когда выделение средств школам специального образования будет происходить на совершенно иной основе. В частности, когда выделение средств будет связано не с количеством учащихся школы специального образования, а с величи­ной области, которую «обслуживает» данная школа. Иными словами, не количество принятых учеников, а количество реально ожидаемых учеников должно служить исходным пунктом.

Для специального образования это означает изменение направления потоков средств. Регионы, в которых специальное образование неоп­равданно возросло, должны вернуть часть средств в регионы с относи­тельно невысоким уровнем обеспечения в области специального обра­зования.

Государство стремится к «регионализации» управленческой поли­тики. При этом речь идет о том, что при выработке решений точка опоры должна быть перенесена с Министерства образования и науки на регионы, где основная политика должна приобретать реальные фор­мы. Такие задачи, как уменьшение роста специального образования и улучшение качества заботы о детях с проблемами в рамках массового образования необходимо решать в условиях тесного сотрудничества всех заинтересованных лиц и организаций.

Исходным пунктом современной образовательной политики признает­ся стремление улучшить заботу о детях с проблемами в рамках массового образования. Это связано с тем, что такое улучшение со временем может привести к уменьшению числа детей, посещающих специальные школы.

Для специального образования это означает концентрацию детей, требующих интенсивной помощи. Дети, нуждающиеся в менее интен­сивной помощи, могут обучаться в общественных школах.

Помимо этого, в ближайшее время ожидается изменение в делении специального образования на типы школ. Исходным пунктом нового деления станет дифференциация на основе потребностей в специфиче­ской помощи. Новая структура будет включать меньше типов школ, чем нынешняя.

Таким образом, в специальном образовании намечаются два серьез­ных изменения: интеграция детей с проблемами в массовую школу


и новое деление специальных школ на типы. Оба изменения требуют повышения требований в области профессионализма, организационных возможностей и способности к дифференциации. Это означает явные изменения в образовательной политике. В предстоящий период не ко­личество, а качество специального образования должно быть поставле­но во главу угла.


 


116


117



СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ФИНЛЯНДИИ *

ОБЩАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

В то время, как по географическим, политическим и социальным особенностям жизненного уклада Финляндия имеет много сходного со всеми соседями по Скандинавии, особенно же со Швецией, эта страна исторически и по развитию своего языка столь же сходна с Эстонией и более дальними угро-финскими народностями. Финский протестантизм одухотворяет ключевые компоненты национальной жизни финнов со времени перевода Библии на финский язык в XVI веке и оказьшает до сих пор несомненное влияние и на их личную жизнь.

Финляндия, одна из Северных стран, известна как страна тысячи озер, обширных лесов и полуночного солнца. Финляндия сегодняшне­го дня является страной высокой технологии и всемирно известного дизайна. Образование всегда было для нее ключевым вопросом.

Уровень образования населения в Финляндии высокий. У каждого, независимо от социального положения, имеются возможности продол­жить учебу после обязательной общеобразовательной школы. Учебные места имеются в наличии по всем сферам и уровням обучения по всей стране.

На схеме (с. 119) представлена структура образования в стране.

Нынешняя система народного образования Финляндии в корне пре­образована на шведский манер. Обязательным здесь является среднее образование в течение девятилетнего курса (с десятым дополнитель­ным классом), которое охватывает школьников с 7 до 16 лет, вслед за которым следует 3-летний курс общеакадемического (или общегимна­зического) полного среднего образования для ребят 17—19 лет. Затем они могут продолжать обучение в профессиональных ремесленных учеб­ных заведениях (в течение 2-х лет), в них учится около 47% выпускни-

* Составитель: д-р. биол. наук, проф. Л. М. Шипицына, Международный универ­ситет семьи и ребенка им. Р. Валленберга, Санкт-Петербург.

118


ков финских средних школ. Эти школы автономны, они управляются обычным избранным педагогическим и другим персоналом школы, ро­дительским контингентом и представителями учащихся правлением, а так называемые всеобщие школы («comprehensive Schools») управля­ются муниципальными департаментами просвещения под контролем Ми­нистерства народного образования страны. Основные принципы и на­правления финской системы просвещения определяются парламентом. Содержание учебного курса и организационные методические приемы средних школ определяются Национальным Правлением по общему об­разованию, хотя муниципалитеты имеют право - в пределах государст­венного, учебного курса - вводить в него дополнительно любые пред­меты факультативно.

Структура образования в Финляндии

Обучение высшей и средней специальной ступени

Возраст 19-24

Университет, вуз

Профессиональ­ное училище 40-120 уч.н.

Профессиональный

вуз 120-160 уч.н.

Обучение второй с|гупени

Возраст 16-19

Профессиональное

обучение, 80-120 уч.н.

Обучение по контракту об ученичестве, 80-120 уч.н. (Под учебной неделей подразумевается в среднем 40-часовая работа учащегося)

Обучение в гимназии, 120 уч.н.

Обязагельная общеобразовательная школа s

Возраст 6-7

Основная школа 9 лет, начинается с 6—7-летнего возраста

С февраля 1991 года согласно новому законодательству проведена децентрализация начальных, неполных средних школ, вследствие чего все типы муниципальных учебных заведений обрели небывалую доселе свободу методических экспериментов и независимость от местных и центральных властей, аналогичную школам независимого сектора.

Вследствие подписания Финляндией Международной декларации прав человека в Конституции страны закреплена свобода выбора роди­телями школы для их детей и права на домашнее образование. До 1970 года государство медлило с основанием как государственных, так и независимых (частных) школ, особенно после децентрализованной сис­темы просвящения в 1968 году, вследствие чего с 1983 года число их снизилось с 364 до 40. Сейчас этих школ около 30, причем большин­ство представляют высшие средние школы (гимназии). Особый закон 1977 года определяет субсидирование более чем десятка работающих

119


по методике Штайнера независимых школ, большинство из которых невелики. Кроме того, в стране функционирует несколько школ неза­висимого сектора, а именно Международная интернациональная школа в Хельсинки, английская и германская школы, 12 Финских школ за рубежом, Еврейская школа в Хельсинки и школа Адвентистов Седьмо­го дня с пансионом.

Субсидируемые школы страны функционируют на основе контрак­тов этих учебных заведений с муниципальными властями. По контрак­там оплачивается около 55% расходов независимых школ, а остальная их часть этими учебными заведениями оплачивается самостоятельно за счет благотворительных взносов частного бизнеса. Законодательные пре­образования 1985 и 1994 годов обеспечивали расширение автономии школ независимого сектора и их свободу методического эксперимен­тирования. По инициативе Министерства народного образования в фев­рале 1991 года законодательно закреплено создание новых, так назы­ваемых «альтернативных школ», программный материал которых пре­образовался в русле общеевропейских тенденций развития школ неза­висимого образования, причем такие преобразования должны были быть согласованы с муниципалитетами по контрактам с ними.

Уровень образования в Финляндии высок. После основной школы приблизительно 90% из молодежи продолжает учебу. Можно выбрать или общеобразовательную гимназию или профессиональную учебу. Оба варианта обучения дают хорошую подготовку для поступления в вуз. Профессиональную подготовку можно пройти также на основе контракта об ученичестве, работая у работодателя. Обучение для взрослых значи­тельно расширилось. Взрослые получают профессиональное образова­ние, обучаясь или в учебных заведениях для молодежи, или в специ­альных учебных заведениях для взрослых.

Обучение по получению образования высшей ступени ведется в уни­верситетах, профессиональных вузах и училищах.

Территория Финляндии разделена на 15 районов специального об­служивания. Назначение этих районов - это предоставление предписы­ваемого законодательством страны спецобслуживания тем людям, фи­зическое или умственное развитие которых приостановилось или нару­шилось вследствие либо врожденных причин, либо в результате болез­ни или травм, полученных в периоде развития организма. В Финлян­дии насчитывается около 35 000 лиц с физическими и психическими отклонениями в развитии.

В Финляндии имеется специальный, вступивший в силу с 1978 го­да, закон, так называемый «дополнительный» закон, который гаранти­рует умственно и физически неполноценному человеку право на полу­чение социального обслуживания (попечения), в том случае, если это попечение не может быть им получено со стороны обычной сферы со­циального обеспечения и не предполагается общим законодательст­вом. Первоочередную ответственность в организации обеспечения пси­хически или физически недоразвитых людей несут коммуны (общины). Для выполнения обязываемых законодательством функций губернии

120


страны обязаны создать специальный орган - Союз общин. Все учреж­дения такого рода содержаться союзами общин. Подавляющее число данных учреждений было создано в 1960-х и начале 1970-х годов.

Общим планированием, управлением и контролем за системой помощи физически и умственно неполноценным занимается Министер­ство социального обеспечения и здравоохранения (в Финляндии это одно министерство). Оно же занимается обучением тяжело и глубоко умст­венно отсталых. Обучением слабо- и средне умственно отсталых зани­майся Министерство образования.

Задачей управления по социальным вопросам, которое подведомст­венно Министерству социального обеспечения и здравоохранения, являет­ся руководство и контроль за предоставлением спецобслуживания. В то же время руководство и контроль за медицинским обслуживанием, входя­щим в функции спецобслуживания, осуществляется Управлением по де­лам медицины. За процесс обучения несет ответственность школьное управ­ление и управление по профессиональной подготовке, которые, в свою очередь, подведомственны Министерству образования Финляндии. Отде­лы по вопросам спецобслуживания и здравоохранения, а также отдел по школьным делам, являясь подведомственными указанным выше централь­ным органам, ведут руководство и контроль за социальной, медицинской и педагогической деятельностью в районе спецобслуживания.

За практическую организацию социальных, медицинских и образо­вательных служб несут ответственность муниципалитеты, которых в стране около 460. Они совместно с государством также обеспечивают работу этих служб материально. Величина государственной дотации за­висит от степени богатства муниципалитета. В среднем государство бе­рет на себя половину расходов. Для обеспечения дорогих и редких служб, таких, как специализированные медицинские службы и попечение ум­ственно отсталых муниципалитеты объединяются в союзы. В системе специального попечения умственно отсталых таких союзов 15.

СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЦ С ФИЗИЧЕСКИМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Закон об организации услуг и подсобных мер лицам с физической недостаточностью вступил в действие с начала 1988 года, заменив преж­ний закон об обслуживании инвалидов. От последнего в силе остаются законоположения о труде с облегченными условиями.

Закон об обслуживании при физической недостаточности предусмат­ривает такие формы поддержки как, транспортные услуги, обслужива­ние переводчиком, программы реабилитации и адаптации. Плюс к на­званным могут быть организованы и другие услуга. Закон предусмат­ривает также отдельные формы материальной поддержки.

Муниципалитеты отвечают за осуществление услуг, предусмотрен­ных законом об обслуживании при физической недостаточности. При этом за инвалидными организациями и фондами сохраняется их важная роль в практической организации обслуживания.

121


Школьное обучение ребенка с физическими недостатками осуще­ствляется в муниципальной общеобразовательной школе с привлечени­ем при необходимости реабилитационных и подсобных услуг. Для тя­жело инвалидизированных детей существуют специальные школы.

Программа адаптации включает профориентирование, консультации и подготовку. К участию в ней привлекают и родственников. Програм­ма адаптации призвана служить обретению человеком при физической недостаточности психической и социальной самостоятельности. На прак­тике программа строится в форме краткосрочных курсов.

Человек с тяжелыми нарушениями имеет право на жилье с обслу­живанием, если стационарный уход для него не обязателен. Устройст­во жилья с обслуживанием связано со стремлением создать для тяжело инвалидизированного человека возможность к нормальному быту.

К числу приспособлений, машин и аппаратов, помогающих спра­виться в повседневном быту, относятся, в частности, автомобиль, инва­лидный мотороллер, дополнительные устройства к автомобилю, инфор­мационно-текстовая аппаратура к телевизору, телефон, бытовые маши­ны. Как правило, на них выплачивается дотация в размере половины их стоимости.

Право человека с тяжелыми изъянами на транспортное обслужива­ние с проводником включает, наряду с доставкой на работу и учебу, еще по 18 проездов в одном направлении каждый месяц в рамках нор­мальной жизни и времяпровождения.

Обслуживание переводчиком предоставляется лицу с тяжелыми де­фектами слуха и зрения или речи, который нуждается в обслуживании переводчиком в работе, учебе, текущих делах, при отдыхе, участии в общественной жизни или по иной причине.

Уплата компенсации за расходы на нанятого личного помощника производится в случае, если человеку с физическими недостатками до­ма требуется многочисленная посторонняя помощь.

Экстренные затраты на одежду и питание подлежат компенсации, если дефект или болезнь приводят к изнашиванию одежды больше нор­мального или показано специальное питание.

Ведомство трудовых ресурсов несет главную ответственность за за­нятость лиц с физическими недостатками наравне со всем населением. Но при этом по линии обеспечения инвалидов организованы также осо­бые места работы с облегченными условиями.

Каждый ребенок с отклонениями в развитии проходит через кон­сультативное обследование. Врач пытается выявить причины наруше­ния, наблюдает за хроническими заболеваниями и лечит их, дает свои заключения, направленные на предоставление пациенту социальных при­вилегий и услуг. Психолог определяет степень умственных способно­стей, логопед выявляет степень коммуникабельности подопечного. В качестве иных специалистов выступают, по мере необходимости, тре­неры по лечебной гимнастике и терапевт по поддержанию или восста­новлению дееспособности. Работник сети социального обеспечения да­ет информацию по предоставляемым льготам и оказывает помощь се-

122


мье по приобщению ее к сложившейся ситуации. По результатам об­следований группой специалистов составляется программа мероприя­тий по улучшению физического здоровья организма подопечного.

Союз общин располагает дошкольными и школьными образователь­ными учреждениями. Для подопечных дошкольного возраста проводит­ся коррекция по восстановлению утерянных функций организма. Здесь же ведется работа по приобретению навыка «быть вместе», поскольку привыкнуть друг к другу и освоиться в группе - это очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время никто не освобождается от школьного обучения. Даже для самых слож­ных случаев недоразвитости составляется своя программа обучения. Це­лью такого обучения ставится развитие навыков социализации и ком­муникации, а также бытовая адаптация.

Обучение детей средней сложности нарушений перенесено в началь­ную школу. В программу обучения входит также и подготовка к рабо­чей деятельности и выполнению жизненно важных функций.

Инструкторы по уходу за подопечными на дому ведут обучение па­циентов в домашних условиях и, одновременно с этим, оказывают по­мощь в разрешении проблем, связанных с пребыванием недоразвитого ребенка дома. Кроме того, инструкторы организуют экскурсии, лагеря отдыха и вечера-клубы.

Взрослые лица с физическими отклонениями и хорошим состояни­ем здоровья переводятся в последние годы из пансионатов в небольшие спецобщежития на 5—20 мест. Эти общежития располагаются или в обычных многоэтажных жилых зданиях, или в специально для этого выстроенных домиках. Размещенные в одно- или двухкомнатных квар­тирах жилых домов инвалиды ведут довольно самостоятельный образ жизни. Специальные службы оказывают инвалидам следующие услуги:

- консультативные;

- инструктаж по обслуживанию подопечного в домашних условиях;

- инструктаж и рекомендации родственникам, курсы для родителей;

- обучение;

- инструктаж по рабочей деятельности.

Для трудовой деятельности взрослых людей с недоразвитой умствен­ной или физической деятельностью организма созданы трудовые центры.

В центрах трудовой деятельности выполняются поделки из ткани, а также из дерева и металла. Часть подопечных работает по благоуст­ройству близлежащей территории.

СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЦ С ПСИХИЧЕ­СКИМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

В Финляндии проживает около 30000 умственно отсталых, т. е. 0,7% от всего населения. Психическое недоразвитие замечается обычно уже в родильном отделении или в раннем детском возрасте, так как все дети бесплатно и регулярно проходят профилактические медицинские осмотры.

123


Попечение умственно отсталых в Финляндии с самого начала было частью социального обеспечения. Основание ему было положено Николаем I (Указ о попечении страждущих). С 1977 г. в Финляндии действует Закон о специальном попечении люден с нарушениями пси­хического развития. Этот закон очень точно определяет организацию попечения, но в то же время дает широкие возможности для деятельно­сти и развития системы. Закон распространяется на людей, чья душев­ная деятельность и развитие задержаны или нарушены врожденной или в детском возрасте приобретенной болезнью или травмой.

Раньше основным критерием при определении степени умственной отсталости была величина IQ - коэффициента интеллекта. Теперь это делается на основании качественного анализа социальных и функцио­нальных дефектов умственно отсталого и с учетом того, в каких видах помощи, уходе и условиях жизни он нуждается.

Люди с нарушениями психического развития имеют право пользо­вания всеми общими медицинскими, социальными и образовательными службами. Помимо этого им предоставляется особая помощь.

По закону целью системы попечения умственно отсталых (или как принято ее называть - системы специального попечения) является:

- необходимая помощь в повседневной жизни;

- обеспечение необходимого материального уровня жизни;

- адаптация к жизни в обществе;

- обеспечение образования, медицинского и социального обслужи­
вания.

Закон определяет также виды услуг, которые должны входить в сис­тему попечения умственно отсталых:

- обследование (медицинское, психологическое, социальное, проф­
пригодности);

- медицинское и санитарное обслуживание;

- обучение и воспитание;

- обеспечение жильем и трудоустройство;

- предоставление вспомогательных устройств и оборудования;

- индивидуальные услуги и прочая помощь;

- консультации семей, родителей и опекунов умственно отсталых;

- информация о возможных видах услуг;

- профилактика умственной отсталости;

- иная необходимая деятельность.

В последнее время основное внимание уделяется нормализации и интеграции (интеграция т. е., проживание там же, где живут здоровые люди того же возраста) жизни людей с психическим недоразвитием. Такие люди должны перестать быть «невидимками» в обществе, они имеют право, в основном, пользоваться теми же общественными блага­ми, что и остальные граждане.

Попечение умственно отсталых началось и долюе время было скон­центрировано в специальных интернатах. С начала 80-х годов количе­ство мест в таких учреждениях значительно уменьшилось. Кроме того, были организованы специальные общежития, сначала для легко умст-

124


венно отсталых, а позднее и для гаубоко умственно отсталых. Дети со­ставляли когда-то 60-70% пациентов интернатов, сейчас меньше 10%. Детей дошкольного возраста в настоящее время крайне редко помеща­ют в стационарные учреждения, так как считается, что их эмоциональ­ное и социальное развитие от этого нарушается.

Умственно отсталого человека с детства необходимо готовить к уча­стию в жизни общества. В Финляндии умственно отсталые дети посе­щают обычные детские сады или домашние детские сады. Их матери чаще, чем матери нормальных детей, находятся с детьми дома.

По закону все дети в Финляндии в возрасте от 7 до 16 лет обязаны посещать школу, в том числе умственно отсталые дети, независимо от уровня отсталости. Такие дети начинают учебу в школе с 6 лет и учат­ся на один год дольше, чем нормальные дети. Обучение проходит, в основном, в специальных школах или классах по особой программе. Некоторое количество умственно отсталых обучается и в массовой шко­ле. Глубоко умственно отсталые дети обучаются пока еще в больни­цах-интернатах.

Финская семья, в которой есть дети до 17 лет, получает денежное пособие на каждого ребенка. Семья умственно отсталого ребенка по­лучает особое пособие, величина которого зависит от тяжести пораже­ния. С 16 лет умственно отсталый получает пенсию.

За глубоко умственно отсталым кто-либо из членов его семьи при желании может ухаживать дома, при этом ему выплачивается прилич­ное пособие, предоставляется один свободный день в месяц, а если уход особо труден, то дается один свободный день в неделю, плюс допол­нительно одна полная неделя отпуска в год. Но в это время за его опекаемым устанавливается необходимый уход, например, в больни­це-интернате.

Люди с нарушениями психического развития имеют право на про­фессиональное обучение и получение профессии. Умственно отсталые в легкой степени обычно учатся в специальных школах при профтех­училищах. Средне и глубоко умственно отсталые обучаются в специ­альных профессиональных училищах.

Умственно отсталые могут получить профессии в следующих об­ластях: автослесарное дело, общественное питание, машино- и метал -лотехника, вязание, специальная уборка помещений, сельское и лесное хозяйство, садоводство, деревообработка, ткачество и шитье, складское хозяйство.

Обучение длится 2—3 года, в группах по 7—8 человек.

Кроме этого устраиваются многочисленные годичные курсы по под­готовке к самостоятельной жизни и учебе. На этих курсах проводится профессиональное ориентирование - помощь в выборе профессии, тре­нируются социальные навыки и самостоятельность.

В Финляндии существует система «защищенного» труда, при кото­рой умственно отсталые, работая в различных учреждениях, получают либо зарплату, либо, в большинстве случаев, небольшие карманные деньги как дополнение к пенсии. В последнее время эта система всесторонне

125


развивается и изменяется. В каждом округе есть свои мастерские и тру­довые центры для умственно отсталых. Общественно полезный труд очень важен для умственно отсталых, их психического и социального благополучия.

Союз помощи умственно отсталым — это государственная социаль­но-политическая центральная организация. Его задача - защита прав умственно отсталых, развитие системы специальною попечения и на­учных исследований в области умственной отсталости.

Целью работы Союза является создание возможности для умствен­но отсталою жить полноценной жизнью равноправного члена общест­ва. Союз оказывает влияние на создание законов и служб, отвечающих потребностям умственно отсталых.

Финская система обеспечения физически и умственно отсталых лиц по праву считается одной из лучших и передовых в мире. За время ее существования накоплен большой опыт и найдены многие оптималь­ные формы работы, в то же время эта система постоянно развивается и совершенствуется.

Литература

1. Винтер-Хейккиля М. Роль общественных организаций в Финлян­
дии // Совместно на благо ребенка. Петрозаводск, 1995. С. 74—78.

2. Мепсон П. Ориентир на Европейские стандарты // Экстерн. № 2
(24), 1996. С. 14—15.

3. Политика и организация здравоохранения в Финляндии. Мин. соц.
обеспечения и здравоохранения. Helsinki, 1995.

4. Профессиональное обучение в Финляндии. Мин. соц. обеспече­
ния и здравоохранения. Helsinki, 1993.

5. Система обучения взрослых в Финляндии. Министерство про­
свещения. Helsinki, 1993.

6. Система помощи людям с нарушениями психического развития
в Финляндии // Финская Ассоциация помощи людям с нарушениями
психического развития. Helsinki, 1996.

7. Система попечения умственно отсталых в Финляндии // Финский
Союз помощи умственно отсталым. Helsinki, 1995.

8. Социальное обслуживание в Финляндии. Мин. соц. обеспечения
и здравоохранения. Helsinki, 1993.


СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВО ФРАНЦИИ*

Некоторые из принципов, на которых зиждется система образова­ния во Франции, были сформулированы еще в период Революции 1789 года. Законы, принятые между 1881 и 1889 годом, а также законы IV и V Республики лежат в основе современной структуры, включающей в себя публичные школы всех ступеней, финансируемые государством в обязательном порядке, и частные школы, которые получают финансо­вую поддержку государства при соблюдении определенных условий. Система образования основана на следующих общих принципах: 1. Свобода образования

Республика признает законность сосуществования публичных школ и частных учебных заведений, находящихся под ее контролем и имею­щих возможность получать поддержку государства. Эта поддержка пре­доставляется частным школам, подписавшим с государством соглаше­ние о том, что преподавание в их стенах будет соответствовать офици­альным программам.

2. Бесплатность

Обучение в государственных школах и учебных заведениях бесплат­ное. В начальных и средних школах учебники выдаются за счет госу­дарства. Некоторым семьям предоставляются стипендии.

3. Светскость

Государственные школы занимают нейтральную позицию в вопро­сах религаи, философии и политики. Религиозное воспитание не пре­дусмотрено учебными программами, однако может осуществляться вне школы для младших школьников и в средних школах, где имеются свя­щенники.


 


126


* Печатается с сокращениями но изданию: Система образования во Франции. Министерство просвещения. Париж, 1994.


127


4.Обязательность                                                   "*'

Образование обязательно для всех детей обоего пола от 6 до 16 лет, проживающих во Франции.

5. Подтверждение государством степеней и дипломов

Только государство имеет право выдавать дипломы и присваивать ученые степени. Дипломы, выдаваемые некоторыми частными школа­ми, имеют законную силу лишь в том случае, если они признаны госу­дарством.

Государство организует открытые экзамены для всех учеников, же­лающих получить диплом той или иной степени. Экзамены регламен­тируются документами общегосударственного характера.

Закон об образовании (от 10 июля 1989 г.) подтверждает право на образование. В статье 1 упомянутого закона говорится, что реализация этого права является «важнейшим национальным приоритетом», а в док­ладе, опубликованном в качестве приложения к закону, отмечается, что «на основе принципов равенства, свободы и светскости государство га­рантирует осуществление этого права для всех детей, юношей и деву­шек, проживающих на территории Франции, независимо от социально­го происхождения, культурного уровня и национальной принадлежно­сти».

Этот закон ставит перед системой образования следующие цели:

- каждый молодой человек последовательно осуществляет свою ори­
ентацию в сфере образования (начиная с детского сада, в который дол­
жен быть принят любой ребенок с трехлетнего возраста, если это же­
лает его семья);

- каждый юноша и каждая девушка достигают признанного уровня
подготовки (получая, как минимум, свидетельство об окончании про-
фучилища);

- четверо учащихся из пяти получают аттестат о среднем образовании;

- все лица, успешно окончившие средние школы или приравнен­
ные к ним учебные заведения, имеют право на поступление в высшие
учебные заведения;

- по своим методам и содержанию французская система образова­
ния становится все более открытой для международного сотрудничест­
ва и для строительства общеевропейского дома.

ОБУЧЕНИЕ В ДЕТСКИХ САДАХ

Детские сады во Франции всегда представляли собой один из самых оригинальных аспектов во французской системе воспитания. Имея до­вольно давнюю историю, «школы вязания», а затем «приютные комна­ты» появились впервые и в немалом количестве в начале XIX века.

Свое право гражданства детские сады получили в 1860 году. При­ютные дома блшотворител


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.