Школы для глухих и слабослышащих детей — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Школы для глухих и слабослышащих детей

2019-11-28 179
Школы для глухих и слабослышащих детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основанная в 1790 году первая «школа» для глухих детей не была школой в обычном смысле слова, а представляла собой интернат для глухих детей и взрослых, обеспечивающий не только проживание и об­служивание, но и интеллектуальное и профессиональное развитие вос­питанников.

Такое учреждение не является специфичным только для оказания помощи глухим детям, примерно до середины XIX века интернат явля­ется важнейшей организационной формой обслуживания инвалидов. Вы­бор такой организационной формы имеет как прагматическую, так и содержательную основу: недостаточная обеспеченность, ограниченные возможности транспортировки и стремление оградить ребенка-инвали­да от общественного непонимания. Интернат как организационная форма подвергается критике при переходе к интеграции инвалидов в общест­во. Началом этой критики является дискуссия по вопросу способа под­готовки детей-инвалидов к интеграции в обществе: готовить ли их пу­тем воспитания в интернатах, через специальное образование или че­рез массовое образование?

По следам этой дискуссии на рубеже веков, помимо интернатов, создаются также дневные школы для глухих детей. Таким образом, воз­никает ситуация, при которой существуют два типа оказания помощи глухим детям: один - в виде интернатов и другой - в виде дневных школ. Такая ситуация существует и по сей день. В Нидерландах сейчас насчитываются три интерната и две школы для глухих детей.

Первоначально данные учреждения были направлены на работу как с глухими, так и со слабослышащими детьми. Однако очень скоро ста­ло целесообразным разделить глухих и слабослышащих детьми, что при­водит к разделению на два типа специального образования. При этом количество учреждений для слабослышащих детей очень быстро стало преобладать над количеством учреждений для глухих. В настоящий мо­мент существуют 36 школ для детей с нарушениями слуха. Большин­ство этих школ занимается не только детьми с нарушением слуха, но и детьми с проблемами языка и речи.

При выборе школы для глухих или школы для слабослышащих де­тей речь почти всегда идет о том, в какой степени ребенок может

103


использовать слуховой канал при усвоении языка. Если это ему удает­ся, то ребенок направляется в школу для слабослышащих детей, если же (и при помощи аппаратуры) это не удается, выбор надает на школу для глухих.

Самым важным последствием глухоты является затрудненность ком­муникации: контакты глухих детей с окружающими протекают значи­тельно труднее, чем у других детей. При подходе к этой проблеме в Ни­дерландах существуют две конкурирующие точки зрения. Первая объе­диняет защитников орального метода, вторая - сторонников тотальной коммуникации. При этом оральный метод, направленный, прежде всего, на чтение по губам и обучение речи, долгое время обладал монополией. За прошедшие 20 лет в данной ситуации произошли изменения. В на­стоящий момент уже 4 из 5 центров образования глухих работают на основе принципа тотальной коммуникации, при которой используется не только метод зрительного восприятия речи и речевых навыков, но и язык жестов, обозначение букв с помощью пальцев, чтение и письмо.

Большинство глухих и слабослышащих детей поступают в школу в возрасте 3 лет, некоторые даже - в 2 года и 6 месяцев. Это не означа­ет, что такие занятия, как использование жестов, зрительное воспри­ятие речи, тренировка слуха, обучение речи и т. п. при этом впервые имеют место. Как только у ребенка подозревается нарушение слуха, он попадает в сферу внимания аудиологического центра, его родите­лям оказывается поддержка при приобретении и использовании слухо­вой аппаратуры. Те же самые центры обеспечивают и работу с семья­ми. Такая работа не сводится лишь к эмоциональной поддержке семьи, большое внимание уделяется способу, при котором родители и другие члены семьи наилучшим образом могут общаться с глухим ребенком.

Школы для детей с нарушением речи

В середине тридцатых годов некоторым школам для детей с нару­шением слуха было дано разрешение принимать детей с серьезными проблемами речи, возникшими в результате челюстно-лицевой патоло­гии. Выбор такого сочетания в обучении детей с расстройствами слуха и детей с проблемами речи имеет строго прагматичный характер. Обе категории детег! требуют внимания ЛОР-врача. В школах для детей с нарушением слуха уже работают такие специалисты. Присутствие ЛОР-врача позволяет в рамках образовательной политики принять решение об объединении детей с нарушением слуха и детей с серьезными рече­выми расстройствами под одной крышей.

Такое совместное обучение детей с проблемами речи и детей с рас­стройствами слуха имеет место и в наши дни. В Нидерландах имеются только две самостоятельные школы для детей с проблемами языка и речи. Наряду с этим работают 34 школы, объединяющие детей с нару­шением слуха и речи.

Естественен вопрос, насколько удачно такое сочетание. Мир ребенка с расстройством слуха полностью отличается от мира ребенка с про-

104


блемами речи: первый не понимает, второго не понимают. Уже поэто­му объединение этих двух групп детей может являться предметом дис­куссии.

Специальное образование для детей с нарушением речи включало до середины 50-х годов детей с нарушениями произношения из-за де­фектов губ, горла и неба. В последние 30 лет здесь произошли важные перемены, теперь большинство детей составляют дети с нарушениями речевого развития, а не нарушениями дикции.

Такое изменение в составе детей влечет за собой следующую про­блему: линии разграничения между школами для детей с нарушениями речи и рядом других школ специального образования становятся все более нечеткими, так нарушения речевого развития наблюдаются в зна­чительно большей степени, чем нарушения дикции, и в сочетании с другими дефектами развития.

Школы для слепых детей

Несмотря на почти всеобщее признание недостатков интернат­ного подхода, для небольшого количества слепых детей все еще яв­ляется неизбежностью пребывание в стенах интерната. Каждая чет­вертая школа для слепых детей имеет как «внутренних», так и «внеш­них» учащихся: детей, поживающих в интернате, и детей, всю неде­лю живущих дома.

Уже в 19 веке стало очевидно, что границу между слепотой и сла-бовидением определить гораздо сложнее, чем представлялось первона­чально. Ряд слабовидящих детей обладают ограниченной способностью зрения, недостаточной для успешного обучения в общеобразователь­ной школе. Другая часть таких детей, напротив, попадает в школу для слепых, где они вместе со своими полностью слепыми одноклассника­ми обучаются по системе, при которой центральное место отводится шрифту Брайля.

С 1949 года существуют отдельные школы для слепых и слабовидя­щих детей.

Школы для слепых детей посещают учащиеся, пользующиеся шриф­том Брайля. Часть этих детей может при благоприятных условиях, на­пример, с помощью телевизионной линзы, воспринимать увеличенные буквы, но при этом не может различать в минуту необходимое количе­ство букв, для чтения визуального шрифта.

Школы для слабовидящих учащихся предназначены для детей, ко­торые, с одной стороны, обладают недостаточной зрительной способ­ностью для успешного пребывания в рамках общеобразовательной шко­лы, а с другой стороны, способны (с помощью специальных средства) научиться читать обычный черный шрифт.

При этом разграничения критериев школ для слепых и слабовидя­щих детей далеко не всегда просты. Некоторые дети с расстройства­ми зрения имеют патологию глаз, которая постепенно ухудшается (дети из «слабовидящих» превращаются в «слепых»). Некоторые слепые дети,

105


напротив, с помощью медицинского вмешательства могут стать «сла­бовидящими».

При выборе школы уделяется внимание не только зрительным спо­собностям ребенка. Возможности использования своих зрительных спо­собностей зависят не только от «технических» факторов, но и от пози­ции родителей, индивидуального развития, умственных способностей.

До второй мировой войны интернаты для слепых функционировали как «всеобщие учреждения», где большинство слепых пребывало и по­сле окончания учебы, занимаясь плетением корзин и стульев. То, что в результате этой работы на кончиках пальцев появлялись мозоли и чте­ние шрифта Брайля, таким образом, становилось со временем невоз­можным, внимания не привлекало.

В настоящее время наблюдается большое стремление сократить до минимума пребывание в интернате и/или школах для слепых де­тей. При этом оказывается, что для некоторых детей возможно даже пребывание в течение всего школьного периода в рамках массового образования. Последнее возможно только в случае, если обычной школе оказывается поддержка со стороны школы для слепых детей. Некоторые дети покидают школу для слепых уже во время периода базисного образования, другие переходят в массовую школу в мо­мент перехода на стадию продолженного образования. Лишь неболь­шая часть продолжает посещать и по достижении 13-летнего воз­раста специальную школу для слепых детей, получая продолженное образование.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.