Основные виды внешнеторговых цен — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Основные виды внешнеторговых цен

2019-11-19 317
Основные виды внешнеторговых цен 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В общей совокупности этих цен выделим пять основных групп.

1. Контрактные цены – это цены, которые согласовали между собой продавцы и покупатели в ходе переговоров. Они сохраняют­ся на протяжении всего периода действия контракта, если в ходе выполнения внешнеторговых поставок по соглашению сторон контрактные цены не пересматриваются.

Контрактные цены обычно подразделяются на следующие подвиды:

– твердая фиксированная цена;

– твердая фиксированная цена с возможностью последующей корректировки;

– цена с пос­ледующей фиксацией;

– скользящая цена;

– смешанная цена;

– трансфертные цены.

Суть твердой фиксированной цены состоит в том, что она устанавливается на дату подписания контракта и не изменяется до окончания его исполнения. Как правило, такие цены используются в ситуации, когда сроки реализации контрактов непродолжительны и в этот период не ожидается каких-либо существенных скачков цен. Такого рода цены на практике выгодны продавцам в ситуации, когда есть предпосылки для понижения цен на данные товары на рынке.

Использование твердой фиксированной цены с возможностью последующей корректировки связано с оговариванием условий корректировки цен с учетом возможных ценовых изменений на рынке (в частности, могут измениться цены на сырье и комп­лектующие изделия, из которых производится данная продукция).

Использование цен с последующей фиксацией связано с тем, что в контракте устанавливаются соответствующий принцип опре­деления цен, а также источники ценовой информации и дата, на которую цены фиксируются. Такого рода цены целесообразно применять тогда, когда в период исполнения контракта на рынке ожидается существенное повышение цен, масштабы которого оценить точно представляется достаточно сложным. Этот спо­соб ценообразования наиболее подходит также для долгосроч­ных контрактов, когда в течение ряда лет будут осуществляться периодические поставки товара.

Использование скользящих цен связано с осуществлением про­давцами и покупателями соответствующих расчетов по принятой в контракте формуле, первую часть которой составляет ба­зовая цена, аналогичная по своей сути твердой фиксированной цене, а вторая часть представляет соотношение долей основных видов издержек по производству товара. Особое значение при­обретает учет в формуле именно тех издержек, по которым в пе­риод исполнения контракта возможны существенные изменения. Как правило, скользящие цены используются в контрактах, свя­занных с поставкой сложных и уникальных товаров, имеющих продолжительный цикл изготовления.

Смешанная цена представляет собой комбинированный вариант цены, когда одна ее часть является твердой фиксированной це­ной, а другая – скользящей ценой.

Контрактные цены являются коммерческой тайной и поэтому не публикуются. Однако на практике контрактные цены на оп­ределенный товар в конкретном регионе и при наличии ограни­ченного круга продавцов и покупателей бывают известны. Поэтому практической задачей для всех внешнеторговых фирм является сбор ценовой информации и создание соответствующего банка данных.

Весьма существенную роль в практике ценообразования в меж­дународной торговле играют ценовые скидки, которые представ­ляют собой сознательное и согласованное продавцами и поку­пателями уменьшение цены (фактически это так называемое «уторговывание» цены с учетом состояния рынка и условий за­ключаемых контрактов). Естественно, что одновременно с це­новыми скидками существуют и ценовые накидки (надбавки к цене, также связанные состоянием рынка в данный момент времени и условиями заключения соответствующего контракта). В мировой практике к началу XXI в. существовало около 40 различных ви­дов ценовых скидок и накидок.

Специфическим подвидом контрактных цен в международ­ной торговле являются трансфертные цены, по которым реали­зуются товары в рамках международных (транснациональных) корпораций. Здесь фактически существует собственный внутрен­ний рынок и цены устанав­ливаются в рамках общей ценовой политики корпорации, на­правленной в ряде случаев на уход от высокого налогообложе­ния в тех или иных странах. В трансфертных ценах проявляются и указанные выше закрытые скидки.

2. Справочные цены– цены продавца, публикуемые в специ­ализированных изданиях, бюллетенях и т.д., по каналам компь­ютерной информации. Существенное значение здесь имеют спе­циальные ценовые справочники. Широкое развитие в последние годы получил рынок электронных информационных услуг.

3. Биржевые цены (биржевые котировки) – цены на товары, торговля которыми производится на товарных биржах. В основном это относится к торговле сырьем и полуфабрикатами. Биржевые цены очень оперативно отражают изменения, происходящие на рынке данного товара, поскольку биржевые котировки являются фактически ценами сделок именно в данный момент времени. Однако недостаток биржевых цен состоит в том, что они не отражают другие важные элементы современной международной торговли, связанные с ценообразованием (например, условия поставки, условия платежа и др.). Кроме того, с биржевыми ценами связана проблема, которая состоит в том, что они часто изменяются под воздействием искусственных, нередко спекулятивных факторов. Среди наиболее известных в мировой торговле бирж можно назвать Лондонскую биржу металлов, Чикагскую биржу (на ней осуществляются котировки и продажа зерна), Нью-Йоркскую биржу хлопка и др.

4. Цены аукционов – цены, складывающиеся в результате аукционных торгов. Данный вид международной торговли достаточно специфичен – он связан с торговлей пушниной, чаем, цветами, предметами искусства.

5. Статистические цены или цены статистики внешней торговли – усредненные цены, публикуемые в различных национальных и международных справочниках. Поскольку это усредненные цены, то они не показывают конкретную цену конкретного товара. Здесь в одну товарную группу (товарную позицию) включаются однородные, но различающиеся по своим техническим характеристикам и качеству товары, по которым собственно и осуществляется усреднение цен. Однако они характеризуют общую динамику цен в международной торговле.

Таким образом, в мировой торговле начала XXI века действует сложная система цен, которые изменяются под воздействием широкой совокупности разнообразных ценообразующих факторов.

 

       МИРОВЫЕ ЦЕНЫ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ЦЕН

 

В реальной практике современной международной торговли проявляется множественность цен, причинами которой являются ценовая политика конкретных корпораций, воздействие на цены международной торговли со стороны государств и осуществление самими государствами некоторых внешнеторговых операций (на-пример, поставка продукции в счет помощи или в счет покрытия долговых обязательств) и др.

При этом на одни и те же товары существуют различные уровни цен. Это могут быть: цены по обычным коммерческим сделкам с платежом как в конвертируемой, так и в неконвертируемой или ограниченно конвертируемой валюте; цены во встречной торговле (когда продажа товара увязывается с закупкой товаров либо закупка товаров обусловливается соответствующей продажей товаров), в том числе по бартерным операциям («товар на товар»); цены при поставке товаров по программам помощи и др. Иными словами, множественность цен в международной торговле отражает факт многообразия условий реального совершения актов купли-продажи товаров.

Однако в основе этой системы множественности цен лежат так называемые мировые цены (world prices), под которыми понимают цены крупномасштабных экспортно-импортных сделок, заключа-емых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли.

К основным характеристикам мировых цен относятся следу-ющие.

1.    Они устанавливаются в свободно конвертируемой валюте (Поскольку оплата в неконвертируемой или ограниченно конвер-тируемой валюте ведет к необоснованному завышению цен).

2.    Это цены на товары ведущих производителей и поставщиков (продавцов), имеющих существенную долю в общем объеме данной продукции и постоянно воспроизводящих (сохраняющих) свое ведущее положение на данных товарных рынках.

3.    Это цены крупномасштабных сделок, предусматривающих раздельные, не связанные между собой экспортные и импортные операции (в противном случае при осуществлении встречных или бартерных сделок партнеры по торговым соглашениям могут пойти на значительные отклонения в ценах).

4.    Применительно к рынкам топливно-сырьевых товаров речь идет о ценах в регионах мира, где сосредоточены их производство и/или торговля (это цены так называемых базисных или репрезентативных (представительных) рынков).

Рассмотрим некоторые примеры установления мировых цен на важнейшие сырьевые товары.

Базой мировых цен на нефть являются официальные продаж-ные цены стран — членов ОПЕК. При этом в качестве базисных цен используются цены на легкую аравийскую нефть ФОБ (FOB — free on board, «свободно на борту») в соответствии с принятыми в мировой торговле Правилами международных коммерческих терминов «Инкотермс» (Incoterms) (подробнее см. главу 7) Рас-Танну- ра (основного нефтяного порта в Саудовской Аравии на берегу Персидского залива с годовым грузооборотом около 400 млн т нефти).

Базой мировых цен на нефтепродукты считаются цены основ-ных товарных рынков — района Карибского моря, а в Западной Европе — ФОБ Роттердам (Нидерланды) и ФОБ/СИФ (CIF— cost, insurance, freight — стоимость перевозки, страхование и фрахт судна) Амстердам, Роттердам (Нидерланды), Антверпен (Бельгия).

Определяющими ценами на каменный уголь являются цены крупнейших экспортеров — США и Австралии и импортеров — Японии и стран Западной Европы. В качестве ориентира исполь-зуются цены СИФ Амстердам, Роттердам, Антверпен.

Базой мировых цен на железную руду принято считать цены крупнейших экспортеров — Австралии, Бразилии, Канады. На практике используются среднестатистические цены импорта — шведской железной руды «Кируна Д» СИФ Роттердам.

Определяющую роль в ценах на медь, свинец, цинк играют котировки Лондонской биржи металлов (ЛБМ) и цены, установленные на их базе. На базе котировок ЛБМ реализуется около 70% производимой в мире рафинированной меди и не менее 2/3 производимого в мире рафинированного свинца.

Мировыми ценами на алмазы и бриллианты являются цены единственного монополиста — Алмазного синдиката. У него име-ется своя Центральная сбытовая организация (ЦСО), которая ре-шает вопросы о повышении или понижении цен на ювелирное сырье. На практике единственным доступным показателем явля-ется исчисленный на основании официальных сообщений Алмаз-ного синдиката индекс средних цен. На рынке бриллиантов миро-выми ценами считаются экспортные цены крупнейших изготови-телей и экспортеров — Индии, Израиля и Бельгии, но на практике оперируют среднестатистической ценой суммарного экспорта бриллиантов Бельгии и Израиля.

Базовыми ценами для мировых цен на продовольственные товары являются: на пшеницу — цены Австралии (Сидней), на кукурузу — США (порты Мексиканского залива), на рис — Таиланд (Бангкок), на масло сливочное — Новая Зеландия, на арахис — Нигерия — Лондон, на соевые бобы — США — Роттердам, на бананы — Латинская Америка — порты США, на сахар — Нью- Йорк, на говядину — Австралия, Новая Зеландия, порты США, на баранину — Новая Зеландия, чай — Шри Ланка, кофе — Бразилия, табак — США и т.д.

Свою существенную специфику имеет формирование мировых цен на машины и оборудование, поскольку этот сегмент мирового рынка обладает значительной динамичностью, структурным, ас-сортиментным многообразием, здесь постоянно создаются и про-изводятся новые виды продукции и новые модификации продук-ции, производимой ранее.

Следует подчеркнуть, что мировые цены выступают как общий ориентир при определении цен конкретных внешнеторговых сде-лок. Однако цена внешнеторгового контракта всегда конкретна и зависит от широкого спектра ценообразующих факторов и реаль-ных обстоятельств (экономических, политических, социальных и др.).

Обратим внимание также на то обстоятельство, что на практике существуют противоречия между внутренней и международной торговлей и соответственно между внутренними и мировыми ценами. Так, например, если конкретное предприятие на внутреннем рынке является крупнейшим поставщиком, определяющим масштабы продаж и уровень цен внутри страны, то далеко не очевидно, что и в сфере международной торговли оно будет занимать 

такие же передовые позиции и соответственно автоматически оказывать определяющее воздействие на мировые цены.

В реальной практике имеются примеры решающей деятельно-сти в основных центрах мировой торговли фирм тех стран, которые сами по себе не являются крупнейшими производителями данного вида продукции. В частности, во многом определяющую роль в торговле нефтью и нефтепродуктами играет англо-голландская компания «Ройал Датч Шелл», а репрезентативными (представительными) центрами — Антверпен, Роттердам и Амстердам.

Рассмотрим основные виды внешнеторговых цен.

В общей совокупности этих цен выделим пять основных групп.

1.    Контрактные цены — это цены, которые согласовали между собой продавцы и покупатели в ходе переговоров. Они сохраняются на протяжении всего периода действия контракта, если в ходе выполнения внешнеторговых поставок по соглашению сторон контрактные цены не пересматриваются.

Контрактные цены обычно подразделяются на следующие под-виды: твердая фиксированная цена; твердая фиксированная цена с возможностью последующей корректировки; цена с последующей фиксацией; скользящая цена; смешанная цена.

Суть твердой фиксированной цены состоит в том, что она устанавливается на дату подписания контракта и не изменяется до окончания его исполнения. Как правило, такие цены используются в ситуации, когда сроки реализации контрактов непродолжи-тельны и в этот период не ожидается каких-либо существенных скачков цен. Такого рода цены на практике выгодны продавцам в ситуации, когда есть предпосылки для понижения цен на данные товары на рынке.

Использование твердой фиксированной цены с возможностью последующей корректировки связано с оговариванием условий корректировки цен с учетом возможных ценовых изменений на рынке (в частности, могут измениться цены на сырье и комплекту-ющие изделия, из которых производится данная продукция).

Использование цен с последующей фиксацией связано с тем, что в контракте устанавливаются соответствующий принцип определения цен, а также источники ценовой информации и дата, на которую цены фиксируются. Такого рода цены целесообразно применять тогда, когда в период исполнения контракта на рынке ожидается существенное повышение цен, масштабы которого оценить точно представляется достаточно сложным. Этот способ ценообра- 1 эования наиболее подходит также для долгосрочных контрактов, «когда в течение ряда лет будут осуществляться периодические по- f: ставки товара.

Использование скользящих цен связано с осуществлением продавцами и покупателями соответствующих расчетов по принятой В контракте формуле, первую часть которой составляет базовая цена, аналогичная по своей сути твердой фиксированной цене, а вторая часть представляет соотношение долей основных видов издержек по производству товара. Особое значение приобретает учет в формуле именно тех издержек, по которым в период исполнения контракта возможны существенные изменения. Как правило, скользящие цены используются в контрактах, связанных с поставкой сложных и уникальных товаров, имеющих продолжительный цикл изготовления.

Смешанная цена представляет собой комбинированный вариант цены, когда одна ее часть является твердой фиксированной ценой, а другая — скользящей ценой.

' Контрактные цены являются коммерческой тайной и поэтому не й публикуются. Однако на практике контрактные цены на определен- § ный товар в конкретном регионе и при наличии ограниченного КРУ- S' га продавцов и покупателей бывают известны. Поэтому практиче-

I     ской задачей для всех внешнеторговых фирм является сбор ценовой v информации и создание соответствующего банка данных.

| Весьма существенную роль в практике ценообразования в меж-дународной торговле играют ценовые скидки, которые представляют собой сознательное и согласованное продавцами и покупателями уменьшение цены (фактически это так называемое «уторго- вывание» цены с учетом состояния рынка и условий заключаемых контрактов). Естественно, что одновременно с ценовыми скидками существуют и ценовые накидки (надбавки к цене, также связан-ные состоянием рынка в данный момент времени и условиями заключения соответствующего контракта). В мировой практике к началу XXI в. существовало около 40 различных видов ценовых скидок и накидок.

К числу наиболее распространенных видов ценовых скидок относятся:

•     Количественные скидки продавца (экспортера), они даются покупателю, например, за значительный объем единовременной покупки (когда покупатель приобретает, в частности, целую партию данного товара). Скидка такого рода может доходить до 20—30% от первоначальной цены.

•     Бонусные скидки — предоставляются крупным оптовым покупателям-импортерам (нередко — эксклюзивным им-портерам), которые, как правило, являются постоянными клиентами. Зачастую отечественная фирма-импортер, при-обретающая товар за рубежом, является единственным партнером зарубежной фирмы-экспортера, помогает ему закрепиться на рынке данной страны, добиваться для него лучших условий продажи и т.д. В этих условиях зарубежная фирма-экспортер нередко идет на скидки в размере 10— 15% от первоначальной цены (подобное обычно практику-ется в условиях монопольной конкуренции).

•     Скидки «сконто — предоставляются при оплате товара по-купателем наличными деньгами или при осуществлении фирмой-импортером предоплаты за поставку товара.

•     Дилерские скидки — предоставляются оптовым и рознич-ным торговцам, торговым агентам и посредникам. Такого рода скидки должны покрывать расходы дилеров на прода-жу и сервис и обеспечивать им определенного размера при-быль.

•     Временные скидки — применяются главным образом при реализации продукции массового спроса, которая носит сезонный характер.

•     Специальные скидки — предоставляются покупателям, с которыми внешнеторговая фирма имеет различные формы особых отношений.

•     Закрытые скидки — предоставляются на продукцию, кото-рая реализуется в рамках внутрифирменных поставок (как элемент транфертных цен) или по специальным межправи-тельственным соглашениям.

Специфическим подвидом контрактных цен в международной торговле являются трансфертные цены, по которым реализуются товары в рамках международных (транснациональных) корпора-ций. Здесь фактически существует собственный внутренний («ин- тернальный» — от англ. internal) рынок и цены устанавливаются в рамках общей ценовой политики корпорации, направленной в ряде случаев на уход от высокого налогообложения в тех или иных странах. В трансфертных ценах проявляются и указанные выше закрытые скидки.

2.    Справочные цены — цены продавца, публикуемые в специа-лизированных изданиях, бюллетенях и т.д., по каналам компью-терной информации. Существенное значение здесь имеют специ-альные ценовые справочники. Широкое развитие в последние годы получил рынок электронных информационных услуг. Современные информационные технологии позволяют получать доступ практически ко всем видам информации о ценах, которая накапливается в автоматизированных базах данных. Однако между ценами в справочниках (справочными ценами) и фактическими ценами внешнеторговых сделок всегда существует определенная разница, масштабы которой зависят от соответствующих реальных обстоятельств.

3.    Биржевые цены (биржевые котировки) — цены на товары, торговля которыми производится на товарных биржах. В основном это относится к торговле сырьем и полуфабрикатами. Биржевые цены очень оперативно отражают изменения, происходящие на рынке данного товара, поскольку биржевые котировки являются фактически ценами сделок именно в данный момент времени. Однако недостаток биржевых цен состоит в том, что они не отражают другие важные элементы современной международной торговли, связанные с ценообразованием (например, условия поставки, условия платежа и др.). Кроме того, с биржевыми ценами связана проблема, которая состоит в том, что они часто изменяются под воздействием искусственных, нередко спекулятивных факторов. Среди наиболее известных в мировой торговле бирж можно назвать Лондонскую биржу металлов, Чикагскую биржу (на ней осуществляются котировки и продажа зерна), Нью-Йоркскую биржу хлопка и др.

4.    Цены аукционов — цены, складывающиеся в результате аук-ционных торгов. Данный вид международной торговли достаточно специфичен — он связан с торговлей пушниной, чаем, цветами, предметами искусства.

5.    Статистические цены или цены статистики внешней торговли — усредненные цены, публикуемые в различных национальных и международных справочниках. Поскольку это усредненные цены, то они не показывают конкретную цену конкретного товара. Здесь в одну товарную группу (товарную позицию) включаются однородные, но различающиеся по своим техническим характеристикам и качеству товары, по которым собственно и осуществляется усреднение цен. Однако они характеризуют общую динамику цен в международной торговле, складывающиеся при этом тенденции и могут использоваться как своеобразный ценовой ориентир при заключаемых внешнеторговых сделках.

Таким образом, в мировой торговле начала XXI в. действует сложная система цен, которые изменяются под воздействием широкой совокупности разнообразных факторов — ценообразующих факторов.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.