Основные принципы продвижения на внешние рынки — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Основные принципы продвижения на внешние рынки

2019-11-19 354
Основные принципы продвижения на внешние рынки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Из опыта догоняющего развития развитых и новых индустриальных стран выкристаллизовались несколько важнейших принципов внешнеэкономической деятельности как составной части и ускорителя структурной перестройки экономики, которые могут восприниматься как уроки, вытекающие из применения модели экспортоориентированного роста как основы экономического взаимодействия стран-лидеров и стран-последователей.

Первое: экспортная политика должна быть долговременной и рассматриваться как способ работы на партнеров. Оценка значения экспорта не должна ограничиваться аспектами внешней торговли, он должен квалифицироваться как средство удовлетворения потребностей партнеров, как индикатор места страны в международном разделении труда и уже в этом качестве расцениваться как источник валютной выручки. Необходимо постоянно стремиться лучше, полнее и дешевле удовлетворять потребности партнеров, чем это делают они сами или другие поставщики. Только такой подход превращает экспорт в долговременном плане в мощный источник финансирования и модернизации экономики. Полезность — важнейший критерий экономической деятельности — в экспорте приобретает критическое значение. Проще говоря, задача состоит в том, чтобы становиться полезным для партнера до такой степени, что он не может и не хочет без вас обойтись, предпочитает вас любому вашему конкуренту. Смотреть на экспорт лишь как на источник валютной выручки недальновидно. Полезность партнеру — цель, а валютная выручка — результат эффективной экспортной политики.

Второе: приоритет в ориентации на внешних рынках должен быть отдан богатым странам. В долгосрочном плане догоняющей стране необходимо ориентироваться на экспорт в развитые страны, включая США, как перспективные рынки сбыта. Только это придает внешнеэкономической стратегии устойчивость и обеспечивает ее эффективность. Разумеется, речь не идет об игнорировании других рынков — необходимо с максимальной полнотой использовать все возможности. Но приоритетная ориентация на развитые страны вызывает долговременный позитивный эффект в прогрессивном развитии экономики догоняющей страны. Работа на рынок лидеров дает то, что не может обеспечить сотрудничество с другими партнерами, а именно развитые страны обладают гораздо более высоко развитыми и емкими рынками по критериям потребностей и доходов, чем другие государства. Ориентация на такие рынки подводит солидную базу под масштабное развитие производственного потенциала догоняющей страны — экспортера. Экспорт в богатые страны генерирует рост передовых отраслей в стране-экспортере, обеспечивая для них обширный платежеспособный спрос, особенно в начальной стадии развития таких отраслей, и одновременно выступая источником доходов для ускорения развития страны-экспортера.

Третье: необходимо постоянное обновление структуры экспорта и продвижение по ступеням прогресса. Сохранение монокультурной или монотоварной специализации неизбежно становится причиной отставания. Даже остановка на любом этапе означает уступку позиций конкурентам и утрату движущих сил роста. Сошлемся на опыт Японии. В конце 50-х гг., когда закладывался потенциал массового автомобилестроения в Японии, западноевропейские эксперты отговаривали японских бизнесменов развивать эту отрасль, ссылаясь на принцип сравнительного преимущества во внешней торговле. Говорилось: используйте ваше преимущество в производстве и экспорте текстиля, развивайте эту специализацию, пользуясь близлежащими источниками сырья, а технику покупайте на Западе в обмен на текстиль — это, мол, и есть международное разделение труда. Если бы японцы послушались, через 15 лет развивающиеся страны утопили бы их в конкуренции на рынке текстиля, используя огромную массу дешевой рабочей силы. Но к этому времени Япония уже ушла вперед и стала экспортировать капитал и оборудование для производства текстиля в развивающиеся страны, сама оставаясь экспортером высококачественного текстиля в США и другие страны. Но по удельному весу текстиль в японском экспорте уже составлял небольшую величину, уступив ведущую роль сложной технике.

Четвертое: все лучшее и передовое на экспорт — краеугольный камень структурной политики и внешнеэкономической стратегии. Лучшие отечественные изделия, по поводу которых раздаются требования прежде всего насытить внутренний рынок, только и могут стать конкурентоспособными на мировом рынке и дать таким образом источник доходов, чтобы обеспечить ими свое население завтра. Но именно завтра, а не сейчас. В какой-то мере внутренний рынок на первом этапе выпуска нового изделия может служить полигоном для отработки качества и последующего выхода на мировой рынок. Но в догоняющей стране внутренний рынок для передовой продукции всегда сравнительно мал, поскольку в ней недостаточно людей с высокими доходами, а потому невозможно обеспечить широкий спрос, способный поглощать массовый выпуск новых изделий. Между тем в богатых странах этот спрос обширен, и при условии преодоления конкуренции он становится базой для роста передовых отраслей в экспортирующей стране.

В этом отношении также весьма поучителен опыт Японии. Когда Япония приступила к массовому выпуску автомобилей в 1960 г., в этой стране было 346 человек на 1 автомобиль, в то время как в США — 3 человека, в Западной Европе — 10—14 человек. Казалось, американский рынок автомобилей насыщен до предела. Но японские бизнесмены сориентировались в том, что в Америке достаточно богатых людей, способных содержать второй автомобиль экономичной модели. Предложив такую модель заграничным покупателям, Япония заработала столько средств, чтобы дать его и японской семье. Через 20 лет, в 1980 г., в Японии было 5 человек на 1 автомобиль, в США — 1,8 человека, в Западной Европе — 3—5 человек. То же можно сказать о телевизорах, микроволновых печах, лазерных проигрывателях и многом другом.

Здесь следует отметить одно важное обстоятельство, проливающее свет на особенности финансово-экономического кризиса 2008—2009 гг., развернувшегося в США и охватившего затем мировую экономику. По нашему мнению, одна из главных причин отмеченного кризиса состояла в том, что в начале XXI в. США и другие развитые страны столкнулись с фактом насыщения рынка товарами длительного пользования и необходимостью новой модели роста экономики. По последним данным, в начале 2012 г. в США было 845 автомобилей на 1000 жителей страны, в то время как в Японии — 593, а в Германии — 540[1]. Но это требует отдельного рассмотрения и выходит за пределы нашей темы.

Завершая изучение роли экспортоориентированного роста в концепции догоняющего развития, отметим, что последующее развитие внешнеэкономических связей страны, после успешного прохождения ею стадии страны — прогрессирующего экспортера, уже не связано со столь драматичным характером выбора экономической стратегии. Опыт США на рубеже XIX—XX вв., опыт

Японии после Второй мировой войны, опыт Южной Кореи и других азиатских «тигров», наконец, опыт Китая в последние десятилетия — все свидетельствует о том, что страна, ставшая на путь экспортоориентированного роста, достигает уровня развития экономики, сравнимого с уровнем мировых лидеров, за три-четыре десятилетия.

Благодаря достижению большого экспортного потенциала, сопутствующего росту национальной экономики, страна — прогрессирующий экспортер довольно быстро становится влиятельным участником мировой торговли. Она уже не зависит так жестко, как прежде, от цен и объемов поставок ее продукции, которые диктуют ей более развитые импортеры, а сама влияет на мировое ценообразование и активно участвует в конкурентной борьбе за мировые рынки, пользуясь своими преимуществами. За отмеченный период страна, как правило, рассчитывается с суверенными долгами, полученными ранее в виде покровительственных кредитов, а затем сама становится экспортером капитала, который в разных формах направляется обычно преимущественно в развитые страны.

В результате довольно скоро страна — прогрессирующий экспортер превращается в страну — мирового торговца и банкира, которая играет влиятельную роль в мировой торговле, кредитует заграничных партнеров и привлекает иностранный капитал.

Следующий шаг — превращение страны в мирового инвестора — происходит, когда она начинает делать прямые заграничные инвестиции, постепенно увеличивая их размеры. Это свидетельствует о том, что экономика данной страны (вначале это, как правило, несколько передовых отраслей) достигла достаточно высокого уровня зрелости и ее капитал становится источником прогресса в принимающих его странах. Совокупность характеристик: страна — мировой торговец, мировой банкир и мировой инвестор — в общих чертах описывает положение в мировом хозяйстве большой группы развитых стран, которое выступает целью догоняющего развития.

В дальнейшем в зависимости от конкретных условий развития происходит разделение стран на две большие группы: страны — чистые экспортеры капитала и страны — чистые импортеры капитала. Сведения о принадлежности той или иной страны к соответствующей группе регулярно публикует МВФ. Вопросы взаимодействия этих двух групп стран по линии международного движения капитала уместно рассматривать в контексте проблемы структурного неравновесия платежных балансов стран современного мира.

Когда задача догоняющего развития выполнена — отстающая страна догнала лидеров мировой экономики по уровню развития, проблемы данной страны и ее последующего экономического взаимодействия с мировыми партнерами не заканчиваются. В этом отношении примечателен пример Японии. К началу 90-х гг. XX в. Япония по уровню развития экономики (по отраслевой структуре, размеру ВВП надушу населения, показателям научно-технического прогресса и т.п.) практически сравнялась с США и ведущими странами Западной Европы. Однако именно в 90-е гг. обнаружилась уязвимость экономики Японии в плане ее зависимости от мировой конъюнктуры. Высокоразвитый экспортный сектор, выполнивший роль двигателя модернизации и роста экономики, стал работать в качестве передаточного механизма циклических колебаний мировой экономики. Особенности внутренней экономики Японии в силу природных условий страны ограничивают ее возможности в качестве локомотива роста. Высокий удельный вес экспорта в национальном производстве привел к тому, что динамика роста экономик страны в чрезмерно высокой степени зависит от динамики экономики ведущих торговых партнеров Японии. Когда в США и странах ЕС действует высокая конъюнктура, экономика Японии растет высокими темпами, когда эти страны переживают спад или кризис, Япония неизбежно следует за ними.

 

Виды цен в международной торговле и особенности ценообразования на мировом рынке.

В практике современной международной торговли проявляется множественность цен, причинами которой являются ценовая политика конкретных корпораций, воздействие на цены международной торговли со стороны государств и осуществле­ние самими государствами некоторых внешнеторговых операций (например, поставка продукции в счет помощи или в счет по­крытия долговых обязательств) и др.

При этом на одни и те же товары существуют различные уровни цен. Это могут быть: цены по обычным коммерческим сделкам с платежом как в конвертируемой, так и в неконвертируемой или ограниченно конвертируемой валюте; цены во встречной торговле (когда продажа товара увязывается с закупкой товаров либо за­купка товаров обусловливается соответствующей продажей то­варов), в том числе по бартерным операциям («товар на товар»); цены при поставке товаров по программам помощи и др. Иными словами, множественность цен в международной торговле отра­жает факт многообразия условий реального совершения актов купли-продажи товаров.

Однако в основе этой системы множественности цен лежат так называемые мировые цены (world prices), под которыми по­нимают цены крупномасштабных экспортно-импортных сделок, за­ключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах ми­ровой торговли.

 

Черты мировых цен

Мировые цены характеризуются тем, что:

1. Они устанавливаются в свободно конвертируемой валюте (поскольку оплата в неконвертируемой или ограниченно конвер­тируемой валюте ведет к необоснованному завышению цен).

2. Это цены на товары ведущих производителей и поставщиков (продавцов), имеющих существенную долю в общем объеме данной продукции и постоянно воспроизводящих (сохраняющих) свое едущее положение на данных товарных рынках.

3. Это цены крупномасштабных сделок, предусматривающих раздельные, не связанные между собой экспортные и импортные операции (в противном случае при осуществлении встречных или бартерных сделок партнеры по торговым соглашениям могут пойти на значительные отклонения в ценах).

4. Применительно к рынкам топливно-сырьевых товаров речь идет о ценах в регионах мира, где сосредоточены их производство и/или торговля (это цены так называемых базисных или репрезентативных (представительных) рынков).

Рассмотрим некоторые примеры установления мировых цен на важнейшие сырьевые товары. Базой мировых цен на нефть являются официальные про­дажные цены стран – членов ОПЕК. При этом в качестве ба­зисных цен используются цены на легкую аравийскую нефть ФОБ (FOB – free on board, «свободно на борту») в соответствии с при­нятыми в мировой торговле Правилами международных ком­мерческих терминов «Инкотермс-2000» (Incoterms) Рас-Таннура (основного нефтяного порта в Саудовской Ара­вии на берегу Персидского залива с годовым грузооборотом около 400 млн т нефти).

Определяющими ценами на каменный уголь являются цены крупнейших экспортеров – США и Австралии и импортеров – Японии и стран Западной Европы. В качестве ориентира исполь­зуются цены СИФ Амстердам, Роттердам, Антверпен.

Базой мировых цен на железную руду принято считать цены крупнейших экспортеров – Австралии, Бразилии, Канады. На практике используются среднестатистические цены импорта – шведской железной руды «Кируна Д» СИФ Роттердам.

Определяющую роль в ценах на медь, свинец, цинк играют котировки Лондонской биржи металлов (ЛБМ) и цены, установ­ленные на их базе. На базе котировок ЛБМ реализуется около 70 % производимой в мире рафинированной меди и не менее 60% производимого в мире рафинированного свинца.

Мировыми ценами на алмазы и бриллианты являются цены единственного монополиста – Алмазного синдиката. У него имеется своя Центральная сбытовая организация (ЦСО), кото­рая решает вопросы о повышении или понижении цен на юве­лирное сырье. На практике единственным доступным показателем является исчисленный на основании официальных сообщений Алмазного синдиката индекс средних цен. На рынке бриллиан­тов мировыми ценами считаются экспортные цены крупнейших изготовителей и экспортеров — Индии, Израиля и Бельгии, но на практике оперируют среднестатистической ценой суммарно­го экспорта бриллиантов Бельгии и Израиля.

Базовыми ценами для мировых цен на продовольственные товары являются: на пшеницу – цены Австралии (Сидней), на кукурузу – США (порты Мексиканского залива), на рис – Та­иланд (Бангкок), на масло сливочное – Новая Зеландия, на ара­хис – Нигерия – Лондон, на соевые бобы – США – Роттер­дам, на бананы – Латинская Америка – порты США, на са­хар – Нью-Йорк, на говядину – Австралия, Новая Зеландия, порты США, на баранину – Новая Зеландия, чай – Шри Лан­ка, кофе – Бразилия, табак – США и т.д.

Свою существенную специфику имеет формирование мировых цен на машины и оборудование, поскольку этот сегмент мирово­го рынка обладает значительной динамичностью, структурным, ассортиментным многообразием, здесь постоянно создаются и производятся новые виды продукции и новые модификации продукции, производимой ранее.

Следует подчеркнуть, что мировые цены выступают как об­щий ориентир при определении цен конкретных внешнеторго­вых сделок. Однако цена внешнеторгового контракта всегда кон­кретна и зависит от широкого спектра ценообразующих факто­ров и реальных обстоятельств (экономических, политических, социальных и др.).

Обратим внимание также на то обстоятельство, что на прак­тике существуют противоречия между внутренней и международ­ной торговлей и соответственно между внутренними и мировыми ценами. Так, например, если конкретное предприятие на внут­реннем рынке является крупнейшим поставщиком, определяю­щим масштабы продаж и уровень цен внутри страны, то далеко не очевидно, что и в сфере международной торговли оно будет занимать такие же передовые позиции и соответственно автома­тически оказывать определяющее воздействие на мировые цены.

В реальной практике имеются примеры решающей деятель­ности в основных центрах мировой торговли фирм тех стран, которые сами по себе не являются крупнейшими производите­лями данного вида продукции. В частности, во многом опреде­ляющую роль в торговле нефтью и нефтепродуктами играет англо-голландская компания «Ройал Датч Шелл», а репрезентатив­ными (представительными) центрами – Антверпен, Роттердам и Амстердам.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.