Научно-методическое обеспечение — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Научно-методическое обеспечение

2019-11-19 266
Научно-методическое обеспечение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема опыта

Современные подходы к проведению уроков внеклассного чтения            на I ступени общего среднего образования.

 

Цель

Создать педагогические условия для формирования читательской самостоятельности учащихся и развития интереса к чтению при изучении учебного предмета «Русская литература (литературное чтение)» посредством использования современных педагогические приёмов и нестандартных форм проведения учебных занятий.

 

Актуальность опыта

В соответствии с образовательными стандартами общего среднего образования актуальной задачей в обучении на I ступени является овладение учащимися первоначальными знаниями, необходимыми для продолжения обучения на следующих ступенях. т.е. ключевыми компетенциями. [1].

 В Кодексе Республики Беларусь об образовании (статья 91) в качестве основного требования к организации образовательного процесса также обозначена необходимость реализации компетентностного подхода [2].

Начальная школа является первой и самой важной ступенью, на которой у учащихся формируются общие учебно–познавательные и информационные компетенции, необходимые для успешного обучения на последующих ступенях. Навык осознанного чтения, как важная составляющая данных компетенций – это инструмент, посредством которого учащиеся осваивают различные учебные дисциплины. Следовательно, овладение навыками чтения в начальной школе, это и средство, и одно из условий успешного обучения в основной школе. Данный процесс невозможен без формирования читательской самостоятельности и умения работать с книгой самостоятельно.

Актуальность задачи формирования навыка беглого, осознанного чтения, читательской самостоятельности у учащихся обусловлена рядом причин. Качество усвоения знаний по многим учебным предметам во многом зависит от уровня чтения учащихся: беглое, осознанное, правильное чтение позволяет легче усвоить знания и в большем объеме. Владение читательской самостоятельностью помогает восприятию объяснения учителя, участию в беседе, выполнению заданий, самостоятельной работе с книгой на уроке и при выполнении домашних заданий. 

«Чтение, - писал виднейший представитель методики обучения Н.Ф. Бунаков, - главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников». [3]

    В журналах «Пачатковая школа», «Пачатковае навучанне» уделялось и уделяется большое внимание развитию навыку чтения и читательской самостоятельности у учащихся.   

Большую роль в развитии навыка осознанного, беглого чтения, повышении читательского интереса, формирования читательской самостоятельности играют уроки внеклассного чтения.                                         

Исходя из этого, современный педагог должен стремиться к созданию педагогических условий, максимально способствующих развитию и совершенствованию данных навыков посредством использования современных педагогические приёмов и нестандартных форм проведения учебных занятий, в частности уроков внеклассного чтения.  

 

Противоречия

«Читая авторов, которые хорошо пишут,

 привыкаешь хорошо говорить»

Вольтер

Работа современного педагога по привитию учащимся интереса к чтению, формированию читательской самостоятельности остаётся значимой для системы образования, так как именно чтение расширяет кругозор, развивает память, мышление, воображение, увеличивает словарный запас, повышает мозговую активность и интеллект.

Однако возникает ряд противоречий:

¾ между традиционными формами и методами обучения, и необходимостью создания благоприятных условий для развития учебно-познавательных и информационных компетенций, в которых ключевым является навык осознанного беглого чтения и умение самостоятельно работать с книгой;

¾ между ростом объема информации в современном мире и неспособностью обучающихся ее использовать в качестве ресурса образовательного процесса за счет недостаточно сформированного навыка читательской самостоятельности;

¾ между необходимостью развития интереса к процессу чтения, умений самостоятельно работать с книгой (которые формируются в основном посредством уроков внеклассного чтения) и недостаточного количества методических разработок по их развитию в современной образовательной среде.

Таким образом, выделенные противоречия порождают проблему, заключающуюся в поиске эффективных методических приемов и современных подходов к организации уроков внеклассного чтения                       на I ступени обучения.

Новизна опыта

 

«Учитель должен быть артист, художник,

горячо влюблённый в свое дело»

                                                                                              А.П.Чехов

Уровень новизны данной работы заключается в том, что современные методические приемы и нестандартные подходы к организации внеклассного чтения позволят сделать каждое учебное занятие творчеством учителя и учащихся. И чем большего разнообразия, чем большей живости и гибкости удастся добиться на этих занятиях, тем больше успехов в формировании интереса к чтению и читательской самостоятельности достигнут учащиеся.

 

Приём «Страница Вконтакте»

Назначение: позволяет раскрывать образы литературных героев, их характеры, мировоззрения.

Сущность: героя произведения необходимо зарегистрировать в популярной социальной сети «Вконтакте». Для этого учащиеся проходят множество этапов, отвечая на стандартные вопросы регистрации. Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану. (Приложение 1)

 

Приём «Живые рисунки»

Назначение: для создания ситуации заинтересованности, побуждает к деятельности «молчаливых» учащихся.

Сущность: ученики, прослушав или прочитав определённый текст (произведение), по заданию учителя воспроизводят эпизод: принимают соответствующие позы, придают лицу необходимое выражение, представляют в воображении одежду героев и потом рассказывают о ней.

Приём «Лэпбук»

Назначение: закрепление и систематизация изученного материала, развитие творческого потенциала.

Сущность: это приём по изготовлению самодельной интерактивной папки с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находится информация в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме по какой-либо теме. Лэпбук - это способ выполнить самостоятельную исследовательскую работу по произведению. (Приложение 2)

 

Приём «Волшебная шкатулка»

Назначение: активизация внимания, мотивации обучающихся к учебной деятельности, закрепление учебного материала (произведения).

Сущность: в красочно оформленной шкатулке находятся предметы, принадлежащие героям произведений (альтернатива – изображения предметов). Учащимся необходимо назвать героя, название произведения и автора.

Приём «Раскадровка»

Назначение: целостное восприятие произведения, составление плана, подготовка к пересказу.

Сущность: раскадровка - это фиксация последовательности событий в схематичных рисунках или словесное описание. При чтении сказки (рассказа) учащиеся карандашом или фломастером рисуют «мультфильм» – схематичное изображение событий, происходящих в произведении. Как вариант, учащимся предлагается нарисовать словесную картину к наиболее понравившемуся эпизоду и подобрать к ней слова автора. (Приложение 3)

Приём «Дерево познания»

Назначение: привитие интереса к чтению, «реклама» литературных произведений.

Сущность: учитель предлагает учащимся помочь «распуститься дереву познания». Для этого, учитель использует плакат (слайд презентации), на котором изображено сказочное дерево, где цветы - это лепестки, на которых написано название книг (сказки), которые учащиеся  прочитали дома. (Приложение 4)

Приём «Цветописание»

Назначение: воплощение понимания абстрактных понятий через зрительные образы, углубление понимания учащимися текста прочитанного, развитие интереса к чтению.

Сущность: учащимся дается задание нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем проанализировать полученный рисунок.

Приём «Экранизация»

Назначение: анализ литературного произведения, выборочный пересказ, закрепление полученных знаний.

Сущность: составление диафильмов – это работа, сочетающая в себе рисунок с текстом. Она требует от учащихся знания содержания текста. В процессе работы над экранизацией вместе с педагогом учащиеся определяют кадры, подбирают подписи к ним. Работа осуществляется с музыкальным сопровождением.

Приём «Море вопросов»

Назначение: обучение «искусству» задавать вопросы разной сложности, анализ литературного произведения

Сущность: простые вопросы – поверхностные: вопросы, ответы на которые четко прописаны в тексте. Как правило, эта категория вопросов начинается со слов: кто...? когда...? что...? где...?;

подводные вопросы: требуют логического мышления, ответ как бы скрыт "между строк", о нем можно догадаться, если внимательно читать текст и по некоторым "подсказкам" можно предположить, что имел ввиду автор;

глубинные вопросы: ориентированы на личное восприятие какой-то информации, вопросы, раскрывающие позицию читателя. Чаще всего такие вопросы начинаются так:

На их месте я бы...

Как текст соотносится с реальной жизнью...?

Если бы я..., то... (Приложение 5)

Урок-интервью

Побеседовать с любимым писателем или литературным героем ребята могут с помощью импровизированного телемоста, организованного с использованием компьютерных технологий.

Авторы и персонажи литературных произведений в исполнении учащихся старших классов или родителей могут и сами прийти в гости к младшим школьникам на интервью, к которым ребята, как настоящие журналисты, готовятся заранее: собирают информацию о жизни и деятельности писателя или поэта, перечитывают произведения, продумывают вопросы.

Результатом такого урока может стать выпуск газет, книжек-малышек с мини-сочинениями учащихся.

Урок-аукцион

Урок будет проходить в форме типичного аукциона: с лотами, продавцами, аукционистом, повышениями ставок и т.д. В качестве лотов предлагаются интеллектуальные задания, а в качестве оплаты — отметки по предмету. Лучше всего аукцион планировать как завершающий и обобщающий урок, когда у учащихся уже накоплена определенная база знаний по данной теме. 

Вариант 1. Например, простая форма аукциона: каждый ученик получает по 15 монет. Каждый лот оценивается в 2 монеты. Право отвечать получает тот, кто предложит наибольшую цену. Задача учащихся: потратить все монеты.

Вариант 2: Все лоты раскладываются на игровом поле (как на "Поле чудес"). Учащиеся (или группа учащихся) крутит барабан и получает выпавший лот. Их задача: правильно решить предложенную задачу (ответить на вопрос). Каждый правильный, подробный и развернутый ответ оценивается в 2 монеты. За дополнения выдается из банка по 1 монете. Выигрывает та команда (группа), которая получила наиболее количество монет.

Вариант 3: Каждый учащийся изначально имеет определенную сумму денежных единиц (например, по 1000). В ходе торгов он (или группа учащихся) могут выкупить лот, назвав максимальную цену. Если ответ на вопрос в лоте будет правильным, подробным, исчерпывающим, то команда или учащийся могут получить поощрение из банка в размере 100 денежных единиц. За неполные ответы или неправильные возможны штрафные санкции (до 300 денежных единиц).

Урок-спектакль

Для того чтобы получился театр, необходимы актеры и зрители, театральные афиши, декорации и костюмы. Сценарий театральной постановки либо создается по одному произведению, либо представляет собой коллаж из отрывков разных произведений. На уроке-спектакле можно чередовать драматизацию различных видов: чтение произведения по ролям только с опорой на интонацию; чтение по ролям с предварительным описанием портретов, одежды, поз, жестов, интонации, мимики героев; постановка «живых» картин к произведению; составление спектакля с устным описанием декораций, костюмов, поз, мимики персонажей; развернутое драматическое представление с декорациями и костюмами. [8] (Приложение 6)

Урок – портрет

Итогом проведения урока данной формы должно стать создание «портрета». Это может быть сочетание художественного изображения, словесной характеристики, музыкального образа литературного героя, писателя или поэта, отдельного литературного жанра, произведения.

«Портрет» создается путем выполнения индивидуальных и групповых заданий поискового, творческого характера на уроке, а также проверки подготовленных на предварительном этапе домашних заданий учащихся. [8]

Урок – фантазия

Урок-экспромт. Урок чувств и ощущений. Эскиз. Видение. Сновидение. Откровение. Урок-зарисовка.

Фантазия под музыку и без.

На тему и без.

Вслух и про себя.

О себе и о других. О жизни и смерти, о любви и ненависти.

О зиме и лете.

О том, о сём...

Одна из разновидностей фантазийного урока - импровизация. Она может быть коллективной: даётся тема или первая фраза, а затем, каждому представляется возможность, продолжить. Предсказать, чем окончится урок, абсолютно нельзя. В этом его загадочность, потаенная прелесть. Импровизация может быть и индивидуальной. (Приложение 7)

 

Урок ошибок

Фразу «на ошибках учимся» мы понимаем скорее, символически, нежели буквально. А что, если, в самом деле, учиться на... ошибках!? Урок можно построить на ошибочных положениях. Задача учащихся заключается в том, чтобы их обнаружить и исправить. Это могут быть ошибки в выведении правила, расчётов, ошибки в изложении сюжета произведения, ошибки в деталях и т.д.

- Жила-была Жёлтая Шапочка...

- Да не Жёлтая, а Красная!

- Ах, да, Красная. Позвал Красную Шапочку папа и говорит...

- Да не папа, а мама! [10]

Урок - перевёртыш

Перевёртыш - один из фольклорных жанров, пародия, небылица, в которой поётся «про серебряны калоши, пилой собираются копать картофель». Затея такого урока показалась небезынтересной.

Вариант 1: урок - наоборот, в котором учитель и ученики меняются местами. В каком-то американском фильме из-за неполадки в машине времени взаимный обмен произошёл у отца с сыном. В итоге - отцу пришлось высиживать на уроках, слушать нотации учителей, а сыну разбираться с делами, руководимой его отцом, фирмы. Закончилось это происшествие замечательно: по возвращении на «круги своя» между ними воцарилось полное взаимопонимание и уважение. И никаких конфликтов. Думается, что и в школьной ситуации такой эксперимент даст положительные плоды: позволит ученикам «вкусить учительский хлеб».

Вариант 2: урок-небылица, в котором необходимо вывернуть «наизнанку» сказочные темы:

§ Красная Шапочка злая, волк добрый...

§ Белоснежка встретила в дремучем лесу не семь гномов, а семь великанов и стала сообщницей их бандитских набегов... [8]

 

Детективный урок

Как известно, «кто ищет, тот всегда найдёт». Этот урок подразумевается как урок-поиск, в котором будут гармонично сочетаться интрига, азарт и чисто аналитическое упражнение. Урок-тайна, поэтому должен держать в напряжении (разумеется, интеллектуальном) до самого конца сюжетным потрясением.

Искать можно героя, исчезнувшего со страниц произведения, используя методы сыска: словесный портрет (создание устного фоторабота), экспертиза (можно организовать работу целого союза экспертов), психологический и философский анализ, опрос свидетелей и т.д. Не следует забывать и о дедуктивном методе Шерлока Холмса.

В конце урока можно каким-то образом поощрять лучших сыщиков, детективов. Результаты непременно скажутся: поиск персонажа сопряжён с великолепным знанием текста. [9]

Урок-лото

Лото, лотерея - это только форма для любого содержания обобщающего характера. Крутится барабан, в котором находятся карточки с заданиями по литературным произведениям. Каждый из учащихся вытягивает первую попавшуюся карточку. И тут дело случая - может попасться пустая (повезло!), может попасться карточка с лёгким заданием (и то хорошо!), а может, и с очень трудным, (что ж, такова жизнь!), а есть и такие задания, решение которых даст возможность получить сразу отметку (риск - благородное дело).

Урок - шахматная партия

Урок разыгрывается по принципу «Следующий ход - ваш!». Первый ход учителя, затем «ходят» ученики. Соответственен антураж, шахматные часы (можно и песочные) для фиксации времени на обдумывание (решение) хода. Шахматная терминология - дебют, рокировка, атака и т.д. Разыгрывается партия, в которой за спинами двух противников целый класс.

Класс условно поделён на «чёрные» и «белые». На доске - шахматные клеточки, в каждой из которой определённая задача. Происходит жеребьёвка: чей ход первый. Затем включаются шахматные часы, и игра началась.  [10]

Результативность

Использование данного опыта работы по развитию читательской самостоятельности учащихся и интереса к чтению при изучении учебного предмета «Русская литература (литературное чтение)» посредством использования современных педагогические приёмов и нестандартных форм проведения учебных занятий позволило достигнуть следующих результатов:

· повышение качества чтения в целом в классе и у отдельных учащихся (Приложение 8)

· успешность в проверке навыка чтения по результатам учебного года (Приложение 9);

· самостоятельный выбор книг учащимися и систематическое ведение читательских дневников (Приложение 10);

· стремления учащихся участвовать в подготовке уроков внеклассного чтения.

Кроме этого, развиваюсь в данном направлении, я получала диплом I степени в районном конкурсе «Лучшее учебное занятие по внеклассному чтению» (Минский район). (Приложение 11, 12..)

Трудоемкость опыта

Создание условий для формирования читательской самостоятельности учащихся и развития интереса к чтению требует от учителя глубоких знаний предмета, знаний в области психологии, владения современными педагогическими технологиями, требует сотрудничества с родителями.

Творческий подход не позволяет учителю стоять на месте, побуждает все время двигаться вперед, что способствует: саморазвитию, самореализации, освоению новых технологий, практик, развитию информационной культуры.

Доступность опыта

Мой опыт работы по формированию читательской самостоятельности и развитию интереса к чтению был представлен на гимназическом методическом объединениях учителей начальных классов, на педагогическом совете. Свою систему педагогической деятельности транслирую через проведение открытых уроков, мастер классов для коллег и студентов БГПУ им. М.Танка, проходящих педагогическую практику на базе гимназии. Представленная мной система педагогической деятельности может быть использована не только учителями учебного предмета «Русская литература (литературное чтение)», но и учителями других учебных предметов.

Каждый творческий учитель может продумать и создать условия для формирования читательской самостоятельности я и развития интереса к чтению у учащихся, используя свои наиболее удачные приёмы, методы, современные педагогические технологии. Реально ли подготовить учащегося начальной школы, который самостоятельно выберет книгу, с удовольствием её прочтет и детально проанализирует? Из                         представленного опыта видно, что реально. Главное – любовь к своей работе и детям, окружающим, самому себе, терпение, внимание, неустанный труд.

Список использованной литературы

1.Образовательные стандарты общего среднего образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://adu.by/images/2019/01/obr-standarty-ob-sred-obrazovania.pdf / – Дата доступа: 27.10.2019.

2. Кодекс Республики Беларусь об образовании: 13 янв.2011 г. № 243-З: принят Палатой представителей 2дек.2010 г.: одобр. Советом Респ. 22 дек. 2010 г.: в Кодекс с 1 сент. 2011 г. изм. И доп. Не вносились. – Мозырь: Белый ветер, 2011. – 379 с.

 3. Бородина В.А. Чтение – только начало. Творчество жизни – вот цель! // Школьная библиотека.-№9-10. -2011.с.134-139

      4. Джежелей О.В. Чтение и литература. 1-4 классы. Программа (Обучение грамоте. Литературное чтение). Методический комментарий / О.В. Джежелей. - М.: Дрофа, 2005. - 96с.

     5. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению / С.Н.Костромина. - М.: Ось-89, 2006. - 240с.

     6. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формірованія читателя/Начальная школа. – 2003. - № 1. С.11-18.

    7. Литовчик Н.Н. Педагогика. Экзамен. Вопросы и ответы/ Н.Н. Литовчик.-3-е изд.- Мозырь: Содействие, 2012. – 204 с.

    8.  Царан Р.А. 10 уроков нестандартной формы в начальных классах. [Электронный ресурс] https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/10_urokov_niestandartnoi_formy_v_nachal_nykh_klassakh

   9. Алексеева А.Т. Формирование читательских интересов младших школьников [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru

  10. Косенко В.А. Сборник «Нетрадиционный урок в начальной школе» [Электронный ресурс] https://multiurok.ru/files/sbornik-nietraditsionnyi-urok-v-nachal-noi-shkolie.html

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

             

Приложение 3

 

 

 

Приложение 4

 

 

 

Приложение 5

 

Приложение 6

 

Организационный этап

Игра «Пантомима»

Основная часть

а) Какие эпизоды из прочитанных сказок вызвали у вас улыбку? Прочитайте их так, чтобы и нам стало весело;

б) Какие эпизоды заставили вас переживать, поволноваться за героев?

- Прочитайте отрывки так, чтобы и мы услышали грусть и волнение.

в) Может быть, какой-либо момент заставил вас прийти в негодование, возмутиться чьим-либо поступком?

г) Может быть кто-либо прочитал сказку, содержание которой подходит вот к этой пословице:

Правду как ни прячь, она наружу выйдет.

(Белорусская сказка «Есть ли правда на свете»)

- Докажи, что пословица действительно подходит к твоей сказке.

Заключительная часть

Слово учителя:

- Что объединяет все прочитанные произведения? (Во всех сказках поучительные моменты, все они побуждают нас к тому, чтобы мы обогащали свои знания научными подтверждениями; повествование сказочное, а проблемы затрагиваются реальные)

6. Сообщение домашнего задания. ВЧ « Литературные сказки».

Рефлексия «Пантомима»

 

Приложение 7

 

Ход учебного занятия

1. Организационный начало урока.

Игра «Представьте себе»

Вводная беседа.

Вы любите зиму? Сейчас мы это проверим. Попробуем, вооружившись фантазией, воспоминаниями и представлениями, думать и говорить о зиме. А чтобы ваши фантазии были искренними, на помощь придёт искусство музыки, фотографии, живописи.

(На стенах и стендах - своеобразная передвижная выставка: фотографии зимних пейзажей, на экране - слайды, звукозапись).

Итак, вы готовы? Начнём?

 

3. «Под музыку Вивальди...»

-Попробуйте угадать настроение автора, написавшего, эту музыку, и описать ту картину, которую он видел перед собой в процессе написания. Если не можете вообразить, попробуйте отыскать эту картину на нашей выставке.

А) Звучит «Зима» А. Вивальди из цикла «Времена года». (Пока звучит музыка - время фантазирования).

Рассказы учащихся.

- А теперь сравним ваши ощущения зимы с авторским ощущением (чтение стихотворного эпиграфа кмузыке Вивальди).

Б) Звучит «Ноябрь. На тройке». П. И. Чайковского. Ещё одна музыкальная иллюстрация зимы. Рассказы учащихся.

-Так получается, что у зимы два лица! С одной стороны хочется греться у камина в морозную стужу, вспоминая летние проказы, а с другой - покататься на тройке... Так что же такое зима? И от чего зависит восприятие зимы? От настроения? От характера?

 

Экспресс-интервью.

Чтобы выяснить, что такое зима, проведём экспресс - интервью. (Экспресс - это значит быстрое, скорое, отвечать, не задумываясь, передавая самые первые, искренние мысли). (Ответы записывать кратко на доске, распределяя в две колонки).

 

ЗИМА - это...

|- бодрость духа и тела - «сон» природы: спит всё живое

- жажда деятельности - человек сидит и читает,

- движение мечтает

- человек греется, а буря свирепствует снаружи

- человек не подчиняется холоду:

- румяные щёки, «свежие» щеки

замёрзший заблудившийся пут­ник

нежность, мягкость снега отмороженные носы

(это приведены фрагменты ответов учащихся).

- Что же получается? Какая она, зима, на самом деле? Та или иная? Или может быть, всё дело в человеке, в его характере,мироощущении? Что бы вы могли сказать о человеке, который позвал Вас зимним утром покататься на санях, поваляться в сугробах, восхититься красотой и великолепием зимы?

- А что вы скажете о человеке, написавшем о зиме вот это стихотворение?

 

Ощущение зимы.

- Итак, прелесть зимы, по Пушкину, в том, что она позволяет находить источник энергии в самом себе, не подчиняться влияниям окружающей среды, жить бодро в охлаждённом и заснеженном мире... Благодаря зиме, у таких людей как Пушкин пробуждается заряд энергии, который гасится тёплыми временами года, стесняющими ум и чувства. Пушкин описывает зиму очень нежной - снег и кружится, устилает путь, как бы позволяя скользить, лететь по воздуху...

- А как вы ощущаете зиму и себя в зиме?

- Каковы особенности зимы? (Единственное время года, обладающее способностью рисовать и чертить, правда одной белой краской, но сколькими её оттенками! Зима- волшебница преобразует мир, околдовывает его, кстати, ни одному времени года народная примета не приписывает чародейства, волшебства. Зимой - маскарад: новый облик природы и человека, который меняет одежду, становится другим, кутается, ёжится и т.д.

 

Краски зимы.

- Давайте раскрасим зиму? Поищите в стихах эту сказочность зимы. (Жемчуг, хрусталь, серебро - единственное время года, столь блестящее!)

«Может, вместо зимы на полях

-это лебеди сели на луг». (Есенин).

 

Звуки зимы.

- Наш портрет зимы будет неполон, если мы его не озвучим. Какой у зимы голос?(Метель воет, поёт, плачет, трубит - «Зимний вечер» Пушкина).

(Снег хрустит, скрипит, трещит, звук прикосновений полозьев саней, коньков, лыж).

- Как звучит снегопад? Вьюга? Пурга?

 

Зимний аукцион.

- Теперь, когда с зимой у нас установились (!) отношения, давайте проведём своеобразный зимний аукцион. Кто больше назовёт сказок, стихов, песен о зиме.

- А какие зимние праздники вы знаете? А как их празднуют?' (Святки, Новый гол, Рождество - рассказать о традиционном праздновании).

 

Прощание с зимой.

 

 

Приложение 8

 

                                                                                                        

 

Приложение 9

 

Приложение 10

 

Приложение 11

 

Ход урока

 

I Организационное начало урока (3 мин)

Эмоциональная настройка

- Как часто в жизни бывает, что взрослые не всегда понимают детей. Да и зачастую дети не понимают взрослых. Взрослый человек живёт разумом, а ребёнок душой и интуицией, которую, взрослея, к сожалению, утрачивает. (Эпиграф урока, ответы детей: как они понимают слова Руссо).


- Сегодня на уроке, я хочу вместе с вами мысленно вернуться в детство. Ведь, наверное, каждому взрослому в трудные минуты жизни этого хотелось и не один раз. (Звучит песня «Детские сны»)

- Ребята, скажите пожалуйста,если у вас хорошее настроение, то, как вы можете подарить его другим людям при встрече? Как вы без слов сообщаете им о своём прекрасном настроении? Правильно, улыбкой! Итак, от улыбки станет всем теплей! Наша лучистая и тёплая улыбка может улучшить всем настроение и поможет нам сегодня работать.

2. Психолого–педагогическая подготовка к уроку

По синему небу летучий ковёр:

Пушистые крылья, красивый узор.

Захочешь повыше, захочешь быстрей –

Командуй, не бойся, лети и глазей.

Далёко, далёко дорога видна.

Вот эта дорога! Ни краю, не дна.

А ветер, а ветер, а ну-ка, родной,

Давай вместе с нами, давай-ка не стой.

 

- Сегодня мы с вами отправимся на ковре–самолёте в удивительное путешествие. (Изображение ковра-самолёта появляется на доске)

 

Творческая минутка (3 мин)

- Сегодня к уроку вы получили творческое задание: нарисовать внутри удава любого зверька и дать посмотреть рисунок взрослым (догадаются ли они, что это такое).

- Давайте вспомним, как автор говорит, что его слона в удаве взрослые принимали за изображение шляпы... А как на ваши рисунки реагировали взрослые? Что они видели в вашем рисунке?

Демонстрация (выставка) детских рисунков. Ребята делятся впечатлениями.

  

Тема опыта

Современные подходы к проведению уроков внеклассного чтения            на I ступени общего среднего образования.

 

Цель

Создать педагогические условия для формирования читательской самостоятельности учащихся и развития интереса к чтению при изучении учебного предмета «Русская литература (литературное чтение)» посредством использования современных педагогические приёмов и нестандартных форм проведения учебных занятий.

 

Актуальность опыта

В соответствии с образовательными стандартами общего среднего образования актуальной задачей в обучении на I ступени является овладение учащимися первоначальными знаниями, необходимыми для продолжения обучения на следующих ступенях. т.е. ключевыми компетенциями. [1].

 В Кодексе Республики Беларусь об образовании (статья 91) в качестве основного требования к организации образовательного процесса также обозначена необходимость реализации компетентностного подхода [2].

Начальная школа является первой и самой важной ступенью, на которой у учащихся формируются общие учебно–познавательные и информационные компетенции, необходимые для успешного обучения на последующих ступенях. Навык осознанного чтения, как важная составляющая данных компетенций – это инструмент, посредством которого учащиеся осваивают различные учебные дисциплины. Следовательно, овладение навыками чтения в начальной школе, это и средство, и одно из условий успешного обучения в основной школе. Данный процесс невозможен без формирования читательской самостоятельности и умения работать с книгой самостоятельно.

Актуальность задачи формирования навыка беглого, осознанного чтения, читательской самостоятельности у учащихся обусловлена рядом причин. Качество усвоения знаний по многим учебным предметам во многом зависит от уровня чтения учащихся: беглое, осознанное, правильное чтение позволяет легче усвоить знания и в большем объеме. Владение читательской самостоятельностью помогает восприятию объяснения учителя, участию в беседе, выполнению заданий, самостоятельной работе с книгой на уроке и при выполнении домашних заданий. 

«Чтение, - писал виднейший представитель методики обучения Н.Ф. Бунаков, - главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников». [3]

    В журналах «Пачатковая школа», «Пачатковае навучанне» уделялось и уделяется большое внимание развитию навыку чтения и читательской самостоятельности у учащихся.   

Большую роль в развитии навыка осознанного, беглого чтения, повышении читательского интереса, формирования читательской самостоятельности играют уроки внеклассного чтения.                                         

Исходя из этого, современный педагог должен стремиться к созданию педагогических условий, максимально способствующих развитию и совершенствованию данных навыков посредством использования современных педагогические приёмов и нестандартных форм проведения учебных занятий, в частности уроков внеклассного чтения.  

 

Научно-методическое обеспечение

“Читать – это еще ничего не значит.

Что и как читать – вот сутть вопроса”                                                                                                                         

                                                                                          К.Д. Ушинский

В основе педагогического опыта по формированию читательской самостоятельности младших школьников лежат ведущие идеи:

§ методологические и теоретические исследования процесса чтения и особенностей его развития в начальной школе (И.Т. Федоренко, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, В.Н. Зайцев);

§ технологии формирования навыка беглого, осознанного чтения младшего школьника (А.М. Кушнир, М.И.Оморокова, С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева);

§ деятельностный подход к обучению (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Н.Ф. Талызина);

§ идея учета возрастных особенностей в обучении чтению и развитии младших школьников (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Виноградов);

§ теория речевого общения, речевой деятельности (А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, А.А. Леонтьев).

Читательская самостоятельность рассматривается О. Джежелей как умение и желание вкладывать в чтение “труд души”, размышление над книгой ещё до чтения, восприятие содержания, обдумывание прочитанного, когда книга уже закрыта. [4]

По мнению Н. Рубакина, читательская самостоятельность – это личностное свойство, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и ситемы знаний, умений и навыков, дающих ему возможность с наименьшими затратами сил и времени реализовывать свои побуждения в соответствии с общественной и личной необходимостью. [5]

С психологическойточки зрения Н.Н. Светловская под читательской самостоятельностью подразумевает личностное свойство, позволяющее читателю при первой необходимости привычно обращаться в мир книг за недостоющим ему опытом и с минимальными затратами времени и сил находить в этом мире и “присваивать” на максимально доступном ему уровне нужный опыт, или устанавливать, что интересующий его опыт в книгах пока не описан. [6]

Современные педагогические приемы являются основой успешного обучения и способностью учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы в обучении учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету и качество знаний учащихся.

Нестандартная форма проведе


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.191 с.