Расширение функций и задач управления Национальной инновационной системой на региональном уровне — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Расширение функций и задач управления Национальной инновационной системой на региональном уровне

2019-11-19 113
Расширение функций и задач управления Национальной инновационной системой на региональном уровне 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одной из базовых реалий в развитии Республики Беларусь является неравномерность регионального развития. В рамках Государственной программы предстоит организовать работу по изучению возможностей развития регионов и создания в них новых центров роста. Для выполнения этих задач имеется целый ряд эффективных инструментов, региональные и государственные программы, программы, направленные на регулирование развития транспортной системы, энергетической инфраструктуры и других отраслей. Используя эти инструменты необходимо сформировать новую сбалансированную модель регионального развития, имеющую инновационный социально ориентированный характер.

Необходимо обеспечить: развитие научно-технического и образовательного потенциала в регионах, создание сети территориально-производственных кластеров, ориентированных на высокотехнологичные производства, обеспечить создание новых ресурсосберегающих и экологически чистых производств, основанных на эффективном использовании природных ресурсов региона, развитие крупных транспортно-логистических и производственных узлов, создание и развитие туристических зон.

В регионах должно быть обеспечено формирование многоуровневой инновационной инфраструктуры, включающей региональные образовательные комплексы (филиалы вузов, НИИ, научных центров, консалтинговых и обучающих компаний, в том числе мобильного типа), которые будут ориентированы на подготовку высококвалифицированной рабочей силы и генерацию идей и разработок; технологические парки, бизнес-инкубаторы, обеспечивающие коммерциализацию и материализацию научных идей и разработок, а также поддерживающие инновационную деятельность структуры.

Одним из направлений устойчивого развития Республики Беларусь является создание и развитие свободных экономических зон (СЭЗ). Совершенствование их деятельности необходимо осуществлять с учетом приоритетов структурно-инвестиционной политики, создания полюсов ускоренного роста путем привлечения иностранных инвестиций, стимулирования развития экспорта и импортозамещающих производств, внедрения современных технологий и новых методов хозяйствования. Создание и функционирование СЭЗ связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности, отработкой рыночной модели развития, обеспечением благоприятных условий для экономического развития регионов страны, созданием новых рабочих мест, ускорением научно-технического прогресса.
Стратегия развития каждой СЭЗ направлена на увеличение роли и значимости в хозяйственной жизни регионов и страны в целом. Для этого к 2020 г. намечается в среднем в 2,5–3 раза повысить удельный вес СЭЗ в общем объеме производства и экспорта продукции, что потребует создания производственной инфраструктуры, приемлемой для реализации средних и крупных инвестиционных проектов, основанных на современных наукоемких технологиях.

Помимо создания субъектов инновационной инфраструктуры необходимо также формирование и эффективное использование информационных ресурсов, их интеграция в мировое информационное пространство и выход на рынок информационных услуг.

К числу задач по управлению Национальной инновационной системой на региональном уровне можно отнести следующие:

развитие коммуникационных сетей;

формирование информационных баз данных;

развитие инновационно активной местной промышленности, сферы коммунальных, бытовых, туристических и прочих услуг;

гуманизация научно-технического прогресса.

Органы региональной власти должны активно влиять на процессы инновационного развития через политику модернизации предприятий, находящихся в сфере их юрисдикции, и через «подтягивание спросом» организаций, профиль которых — обеспечение жизнедеятельности населения.

Одним из основных механизмов решения задач инновационного развития на региональном уровне является разработка и реализация научно-технических программ.

5.6. Вовлечение в инновационный процесс малого и среднего предпринимательства, частно-государственное партнерство, акционирование и продажа (покупка) предприятий для их модернизации, выпуска новой продукции и реализации новых услуг

Социально-экономическое развитие регионов непосредственно связано с повышением эффективности функционирования малого и среднего бизнеса, быстро реагирующего на потребительский спрос, чувствительного к инновациям. Приоритетным направлением является создание условий для развития бизнеса в сфере производства и услуг. Для этого необходимо:

расширение доступа к кредитным ресурсам, упрощение их выдачи субъектам малого предпринимательства, создание программ «start-up» и др.;

усиление контроля реализации на местном уровне принятых государственных решений по поддержке предпринимательства;

стимулирование деятельности субъектов предпринимательской деятельности в наиболее проблемных городах и поселках городского типа, регионах и в приоритетных направлениях;

дальнейшее расширение и совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для предпринимательства, в том числе на базе региональных учреждений образования;

создание благоприятной институциональной среды для развития малого и среднего инновационного предпринимательства, создание и развитие инновационной инфраструктуры;

установление ставок арендной платы исходя из расчетной величины в белорусских рублях, и передачи неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества в безвозмездное пользование с правом последующего выкупа;

защита прав собственности, развитие рыночных институтов и приватизация, противодействие коррупции;

формирование региональной инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства, в частности, развитие сети консультативных, юридических, бухгалтерских, маркетинговых фирм;

внедрение в практику форм финансового поощрения и стимулирования на уровне органов местного управления и самоуправления приоритетных направлений развития малого и среднего бизнеса в сферах производства и оказания социальных услуг;

более широкое использование методов косвенной финансовой помощи: частичное субсидирование разработки бизнес-планов; компенсация части процентных ставок по кредитованию предпринимательства; применение упрощенного механизма гарантирования краткосрочных кредитов; формирование на региональном уровне гарантийных (залоговых) фондов, расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам путем использования механизмов лизинга и франчайзинга.

Усиливая ответственность за исполнение законодательства, необходимо создать систему экономических стимулов для местных органов управления и самоуправления, направленную на увеличение заинтересованности в развитии бизнеса, привлечение субъектов предпринимательства к реализации программ развития регионов.

Для Республики Беларусь одной из мер по преодолению последствий мирового экономического кризиса является модернизация предприятий реального сектора экономики. Для этого необходимо создание благоприятного инвестиционного климата для потенциальных инвесторов, ускоренное развитие имеющихся рыночных институтов и обеспечение их эффективного функционирования в сложившейся экономической ситуации.

Привлечение инвестиций для модернизации предприятий наиболее эффективно осуществляется через механизм акционирования. При создании открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе преобразования государственных унитарных предприятий, необходимо активнее привлекать в качестве учредителей таких акционерных обществ юридические и физические лица, в том числе иностранные, внесшие денежные и (или) другие вклады в уставные фонды данных обществ. Смене собственника должна предшествовать независимая оценка предприятий как хозяйственных комплексов, их имущества.

Необходимо разработать ряд действенных мер по управлению операциями нерезидентов с белорусскими ценными бумагами и стимулированию их к работе на фондовом рынке Республики Беларусь. В первую очередь это касается портфельных инвесторов.

Для стимулирования выпуска новой продукции было бы целесообразно шире использовать механизм передачи акций, принадлежащих государству, в доверительное управление юридическим и физическим лицам с правом их выкупа по результатам доверительного управления, что в свою очередь должно способствовать повышению эффективности функционирования открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.