Совершенствование нормативного правового регулирования научно-технической и инновационной деятельности — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Совершенствование нормативного правового регулирования научно-технической и инновационной деятельности

2019-11-19 162
Совершенствование нормативного правового регулирования научно-технической и инновационной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для обеспечения инновационного развития Республики Беларусь необходимо наличие системы законодательства, комплексно и на основе единых принципов регулирующей отношения, возникающие при осуществлении научно-технической и инновационной деятельности.

Особое значение имеет создание эффективного механизма правового регулирования научно-технической и инновационной деятельности, правовых инструментов государственного стимулирования и поддержки научно-технической и инновационной деятельности.

Необходимо построение эффективного механизма правового регулирования всех аспектов инновационного процесса: от финансирования, проведения научных исследований и разработок до реализации инновационной продукции.

Система правовых норм, регулирующих научно-техническую и инновационную деятельность, должна носить комплексный характер.

При разработке нормативных правовых актов, направленных на регулирование отношений в различных сферах, необходимо учитывать ориентированность экономики страны на инновационный путь развития.

Несмотря на значительное количество принятых нормативных правовых актов (Приложение 5) в правовом регулировании научно-технической и инновационной деятельности, до настоящего времени на законодательном уровне не определены такие основополагающие понятия как «инновационная политика», «субъект инновационной деятельности», «инновационно активная организация», отсутствуют четкие критерии для определения понятия «инновационная продукция». Также отсутствуют правовые нормы, обеспечивающие достаточные экономические стимулы для осуществления инновационной деятельности как субъектами малого предпринимательства, так и крупными хозяйствующими субъектами.

Обозначенные выше проблемы могут быть решены с принятием Закона Республики Беларусь «О государственной инновационной политике». Этот Закон заложит долговременные основы инновационной политики, создаст широкое развернутое нормативное представление об инновационной деятельности, инновационной инфраструктуре, методах и механизмах стимулирования в данной сфере.

Среди ключевых направлений совершенствования и систематизации законодательства, связанного с инновационным развитием, можно выделить следующие:

совершенствование налогового и другого законодательства в части предоставления реальных и значимых налоговых льгот для субъектов научной и инновационной деятельности, стимулирования труда авторов научных исследований и разработок;

совершенствование механизмов финансирования и поддержки инновационной деятельности, в том числе путем создания механизмов венчурного финансирования;

утверждение приоритетных направлений научно-технической деятельности на 2011-2015 годы;

утверждение Государственной программы;

организация в Республике Беларусь венчурной деятельности, в том числе принятие законодательных актов, нацеленных на формирование и развитие системы венчурных инвестиций, создание Белорусской венчурной организации как системообразующего венчурного фонда за счет значимых объемов государственных ресурсов, деятельность которой будет направлена на учреждение ряда венчурных фондов, а также на поиск и финансирование инновационных проектов в области высоких технологий;

совершенствование порядка и условий проведения научно-технической (научной) экспертизы проектов заданий программ различного уровня и направленности и инновационных проектов;

совершенствование государственного регулирования механизмов стимулирования создания и использования объектов промышленной собственности;

совершенствование предоставления правовой охраны объектам промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы) и другим результатам интеллектуальной деятельности, в том числе компьютерным программам, базам данных;

усиление охраны прав белорусских авторов, выполнение обязательств по защите прав зарубежных авторов в соответствии с международными договорами, повышение эффективности проводимой заинтересованными государственными органами государственной политики в сфере охраны интеллектуальной собственности;

обеспечение комплексного правового регулирования общественных отношений, связанных с предоставлением правовой охраны сведениям, составляющим коммерческую тайну, а также защитой прав ее владельцев.

Принципами совершенствования системы законодательства должны стать:

сочетание правового регулирования инновационной сферы на основе объединенного закона (иного законодательного акта) и пакетного внесения изменений в действующее законодательство для реализации его положений;

сочетание государственной поддержки субъектов инновационной инфраструктуры и экономического стимулирования субъектов инновационной деятельности инструментами налогового и таможенного законодательства;

изначальное определение правообладателя результатов научных исследований и разработок, осуществление передачи интеллектуальной собственности исключительно на договорных условиях;

нормотворческое содействие развитию новых технологических отраслей.

 

 

5.1.1. Законодательство о государственной инновационной политике

В ходе работы по совершенствованию системы законодательства в сфере инновационной деятельности в первоочередном порядке требуется разработать и принять Закон Республики Беларусь «О государственной инновационной политике».

В Законе должны быть, во-первых, даны полные, отвечающие современным достижениям в инновационной сфере определения таких понятий как «инновация», «инновационная продукция», «инновационно активная организация» и др. Во-вторых, установлены особенности создания и функционирования инновационной инфраструктуры. В-третьих, определен механизм коммерциализации результатов научно-технической деятельности, полученных с привлечением бюджетных средств. В-четвертых, создана правовая основа для построения системы мер и средств государственного стимулирования инновационной деятельности, в том числе экономического характера.

Закон должен обеспечить полное и системное регулирование общественных отношений, возникающих на всех стадиях инновационного процесса и содержать минимум отсылочных норм и норм, требующих дополнительного правового регулирования.

Предметом правового регулирования данного Закона должны стать общественные отношения, возникающие при создании и использовании результатов научной и научно-технической деятельности для производства новых или улучшенных видов продукции, разработки связанных с таким производством новых технологий и организационно-технических решений.

В сферу правового регулирования Закона должны быть включены также общественные отношения с участием государственных органов и государственных организаций, осуществляющих государственное управление в инновационной сфере, юридических лиц, специализирующихся на оказании услуг, содействующих инновационной деятельности, а также иных юридических лиц и граждан, осуществляющих инновационную деятельность.

Принятие Закона Республики Беларусь «О государственной инновационной политике» потребует кардинального пересмотра норм законодательства об инновационной деятельности, содержащихся в решениях государственных органов.

В пакете с Законом необходимо разработать и принять ряд изменений в Гражданский кодекс, Бюджетный кодекс. Закон Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» и в некоторые другие законодательные акты.

 

5.1.2. Законодательство по вопросам инновационной инфраструктуры

Назрела необходимость по изменению политики и практики в области трансфера технологий с целью нормативного закрепления поощряемых (ограничиваемых) направлений трансфера технологий. В процессе регулирования инновационной инфраструктуры следует больше внимания уделить вопросам развития отдельных правовых режимов для стимулирования инновационной деятельности в регионах и по отдельным отраслям. В частности, следует отдельно отработать предложения по налоговым инструментам, вопросам расчетов, стимулирования оплаты труда, финансовым механизмам деятельности таких образований.

Должны быть урегулированы условия осуществления венчурных инвестиций. Это необходимо сделать в текущий период (до начала активизации мировых рынков), чтобы своевременно войти в мировую конкуренцию за инвестиционные ресурсы с наилучшими условиями.

 

 

5.1.3. Законодательство об интеллектуальной собственности

При продвижении правового регулирования инновационной деятельности невозможно обойти вопрос развития законодательства об интеллектуальной собственности. Речь идет о выработке базовых моделей защиты инноваций средствами права интеллектуальной собственности. Следует добиться максимального исключения неопределенности в вопросах относительно прав на объекты интеллектуальной собственности и функциональных возможностей распоряжения ими лицами, прямо не причастными к их созданию. В новом хозяйственном механизме интеллектуальная собственность должна стать одним из инструментов объединения усилий работника и собственника на основе совпадения вектора экономических интересов этих субъектов.

Необходимо добиваться максимального включения в гражданский оборот созданных технологий в сочетании с соблюдением национальных интересов Республики Беларусь. Так называемые двойные технологии должны активно использоваться национальными субъектами хозяйствования в экономической деятельности при контроле (ограничении) их распространения в интересах национальной безопасности.

При этом следует обеспечить должный режим правовой охраны данных результатов, принятие предусмотренных законодательством мер по патентованию новейших технологий, имеющих отношение прежде всего к оборонной тематике с соблюдением установленного режима секретных объектов права промышленной собственности, в том числе создание в отдельных организациях, а также республиканских органах государственного управления соответствующих механизмов обращения с секретными объектами права промышленной собственности, включая соответствующую инфраструктуру.

Для этого необходимо обеспечить должную защиту стратегически важных результатов интеллектуальной деятельности, в том числе за рубежом, и принять меры по усилению контроля на ведомственном уровне за созданием разработок, способных к охране секретных объектов промышленной собственности.

В рамках деятельности по повышению эффективности использования результатов научно-технической деятельности, в том числе объектов интеллектуальной собственности, недопущению утечки перспективных научно-технических разработок за рубеж необходимо обеспечить контроль как внутреннего, так и зарубежных рынков технологий, в том числе путем создания организаций, специализирующихся на лицензионной торговле.

Для решения многоплановых задач по защите, оценке, передаче прав на объекты интеллектуальной собственности необходимо продолжить работу, направленную на развитие отраслевой и региональной инфраструктуры охраны интеллектуальной собственности и управление ею, включая развитие (формирование) соответствующих служб (подразделений) как на уровне государственных органов, так и на уровне отдельных организаций.

 

5.1.4. Законодательство об отдельных высокотехнологичных направлениях деятельности

Особое внимание следует уделить развитию законодательства об информационных технологиях и сетях, законодательства о медицине (вопросы развития медицинских технологий), космического законодательства, законодательства об исследованиях в области генной инженерии и биотехнологий, в области атомной энергетики и других подобных направлениях. При этом правовые инструменты регулирования следует выбирать, основываясь на правовой практике стран, имеющих «эталонное» развитие технологий в данных направлениях.

 

5.1.5. Перечень мероприятий по совершенствованию системы законодательства

К основным мероприятиям по дальнейшему совершенствованию системы законодательства относятся:

разработка и принятие в 2010 году Закона Республики Беларусь «О государственной инновационной политике»;

дальнейшее развитие инфраструктуры инвестиций в инновации, в том числе организация кредитования коммерческих проектов под залог прав интеллектуальной собственности;

предусмотреть в законодательных актах нормы о международной передаче результатов научно-технической деятельности, включая формирование режима благоприятствования развитию механизмов защиты и реализации интеллектуальной собственности на международном рынке прав интеллектуальной собственности, меры по государственной поддержке оформления международных патентных заявок, создания организаций по международной передаче результатов научно-технической деятельности;

закрепить в отдельном нормативном правовом акте Президента Республики Беларусь стратегические направления инновационного развития Республики Беларусь до 2015 года;

продолжить совершенствование законодательства в сфере интеллектуальной собственности с учетом тенденций развития инновационной экономики, принимая во внимание государственные приоритеты и международные нормы в данной сфере, учитывая необходимость поддержки патентной и лицензионной деятельности в международном формате, предусматривающей существенные льготы заявителям по оплате стоимости оформления и поддержания международных патентов;

переориентация системы подготовки кадров на инновационные сферы с одновременным стимулированием фундаментальной науки по прорывным приоритетным направлениям;

подготовка пакета нормативных правовых актов, необходимых для создания отдельного биржевого сектора для обеспечения инвестиций в инновационные предприятия;

до 2012 года должны подвергнуться изменениям нормы законодательства, касающиеся вопросов оценки деятельности простых товариществ, регулирующие налогооблагаемую базу и другие вопросы.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.