Аддиктивная личность / Аддиктивная система / Аддиктивный механизм — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Аддиктивная личность / Аддиктивная система / Аддиктивный механизм

2019-11-11 120
Аддиктивная личность / Аддиктивная система / Аддиктивный механизм 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

О связанности страстей между собой, а такжео духовных законах, вследствие действия которых человек, поработивший себя одной страсти, порабощается и другим страстям, рассказывается в цикле бесед «От малого к многому» (беседы 3, 4)

К какой бы страсти человек ни обращался, он лишь усиливает свою зависимость от действия некоего внутреннего неуправляемого состояния. Отдельные поступки, совершенные под действием страсти, «стекаются» во внутренний резервуар, который современная наука называет аддиктивным континуумом, аддиктивной системой или аддиктивной личностью (аддикция – приверженность страсти).

То есть, употребляя, например, гашиш, человек со временем привыкает к измененному состоянию сознания. И даже если однажды у него не окажется под рукой гашиша, желательное для себя состояние сознания он будет пытаться достичь иными средствами. Такое положение дел один молодой человек описал, использую термин «животная сила». Как только контроль ума ослабевает, изнутри вырывается «животная сила», которая требует от человека поступков, направленных на её реализацию. Молодой человек рассказывал, как люди, употреблявшие кокаин, описывали действие этого вещества. Они делали характерный жест-взмах рукой (резко вниз и на себя) и говорили: «Уess!» Если этот «Уess!» поселился в сознании человека, то вопрос о выборе способа реализации уже вторичен – не будет кокаина, человек поедет, например, в казино.

Вот, например, что об одном человеке, втянувшемся в игру, рассказывала его супруга: «Ему очень нравилось, когда он в ресторанах при всех за все платит, им восхищаются. Он мог выпить. При этом, он не напивался, чем очень гордился. Когда выпивал, всегда тянуло на подвиги, «тусовки». И, конечно, он притягивал друзей определенного склада. Пьянки по несколько суток, бани, измены. Приходил домой без сил, истощенный. Отсыпался и с усмешками, как ни в чем, ни бывало, пытался опять влиться в семью. Спокойной жизнью он жить не мог. Через какое-то время становился раздражён, опять надо было куда-то ехать, опять нужно было где-то пить, порисоваться, быть на высоте! [Тяга к казино не существовала сама по себе, она поддерживалась и укреплялась другими увлечениями]. Алкоголь, «тусовки». У него были друзья на крутых «мерсах». Тусовались. Ездили в казино развлекаться».

И у человека пьющего и у человека, играющего в основе их аддиктивной деятельности (то есть деятельности, направленной на удовлетворение страсти; деятельности, нацеленной на достижение измененного состояния сознания), лежат «общие психологические механизмы». Этими общими механизмами, по мнению профессора Ц.П. Короленко и академика Н.В, Дмитриевой, объединяют все аддиктивные расстройства. И потому стремление человека выйти из зависимого поведения не может ограничиваться отказом от какого-то конкретного способа вхождения в измененное состояние сознания. «Прекращение употребления алкоголя алкогольным аддиктом не избавляет его от лежащих в основе аддиктивных механизмов; прекращение участия в азартных играх не делает гэмблера психологически здоровым и т.д.»[16].

У многих же специалистов существует ошибочное одно представление о аддикции. И в рамках этого ошибочного представления они видят свою задачу в избавлении человека «от способа реализации аддикции». Такой взгляд основан на ложном впечатлении, «что это избавление решает аддиктивную проблему». В действительности же, потеряв возможность реализовывать свою тягу к измененному состоянию сознания одним способом, человек найдет другой.

Человек, например, может перестать пить. Но, если механизмы, запускающие аддиктивную. деятельность остались, они будут ждать времени своей реализации. Аддиктивная личность, сформированная в человеке, остается. И эта личность готова в любой момент «выйти на сцену». Когда аддиктивная личность выходит на сцену [есть, например, трезвый добрый Володя и есть ищущий, чем бы «залить глаза», грубый и матерящийся «Вован»] не столь важно, каким путем пойдет человек, чтобы добиться желательного для себя состояния.

Он может воспользоваться привычной ему игровой деятельностью. А может переключиться на алкоголь. «При сформированных механизмах аддикции, способ реализации может измениться». От алкоголя кто-то переходит обратно к наркотикам.

И потому нельзя полагать ремиссию (воздержание от способа аддиктивной реализации) единственной целью в работе с аддиктом. «Необходимо осуществлять целенаправленное воздействие на аддиктивный механизм аддикта, выбирая в качестве мишени аддиктивную личность внутри, а не только отношения с определённым агентом».

Иными словами, если человек, не меняется внутренне, то переключение внимание с страсти на иной вид деятельности приносит мало результата. Если иной вид деятельности тоже основан на страстном влечении, то общая, так сказать, «разбалансировка» человека только увеличивается. Отельные ручейки поступков, основанный на страстных влечениях, стягиваются в внутреннее озеро – аддиктивную систему. Уровень воды в этом озере поднимается и поднимается. И когда воды этого озера начинают давить на сознание человека, «плотина прорывается». В какое русло хлынет «вырвавшаяся вода» – зависит уже от конкретных обстоятельств, наличия финансовых средств и т.д..

Или – совсем по-простому. Если у человека внутри что-то не в порядке, то у него растет внутреннее напряжение. И во что оно выльется – зависит от фантазии, размера денежных средств и случая. Как говориться, где тонко, там и рвется.

Пример – главный персонаж романа Достовского Ф.М. «Игрок». Вначале «сходил с ума» по девушке Полине, потом стал «сходить с ума» по казино. Когда он вовлекся в игровой процесс, то о девушке попросту забыл. Влечение к казино явилось новым этапов в развитии внутреннего болезненного, неуправляемого состояния. В конце романа перед главным героем встал вопрос: поехать ли к Полине (которая получила большое наследство и, которая, по словам её поверенного, ждала главного героя) или оставить за собой возможность играть (ведя при этом очень стесненное в материальном отношении существование). Главный герой выбрал второе.

Еще примеры – два персонажа из фильма «Бойцовский клуб» (1999). Персонаж, именуемый рассказчиком, страдает от бессонницы. По совету врача он начинает посещать психотерапевтические группы. С помощью определенных методик участники групповой психотерапии вводятся в определенное состояние сознания (см. далее). «Не втягивайся, это вызывает привыкание», – такие слова произносит главный герой фильма «Бойцовский клуб» (1999) своей знакомой по имени Марла. Знакомый Рассказчика – располневший бодибилдер Боб некоторое время ходил на группы, но потом перестал. По его словам, он нашел нечто лучшее. Он стал ходить на собрания «бойцовского клуба», во время которых члены клуба били друг друга, давая полную свободу своим звериным инстинктам. 

Эти примеры комментируют «концепцию формирования внутри яддикта нового образования – аддиктивной личности». Объект, с помощью которого зависимый человек (аддикт) будет пытаться добиться желательного для себя состояния, «становится для него менее значимым». То есть не столь важно, каким именно образом человек будет добиваться желательного для себя состояния. Исходя из такого положения дел, ошибочной выглядит мысль, «что если человек избавится, например, от пристрастия к алкоголю, то он выздоровеет. К сожалению, этого не произойдет, т.к. механизм, обеспечивающий существование аддиктивной личности, остаётся». Поэтому задача стоит в том, чтобы «вернуть человека в телесную и духовную «оболочку» его прежней, здоровой личности, при условии её наличия до ухода человека в аддиктивные реализации. Если вернуть человека к прежней системе его ценностей не удаётся, необходимо создать её заново»[17].

Цели реабилитационного процесса в отношении проблемы наркомании были лаконично сформулированы одним специалистом[18], занимавшимся данной тематикой. Он считал, что наличие трезвеннического мышления (если его удалось сформировать) является залогом устойчивой ремиссии. На чем акцентируется внимание? Появился ли у человека «внутренний духовный стержень, который будет его поддерживать и препятствовать возобновлению наркотизации или это сделать не удалось». «Мы должны, – говорит специалист, – воссоздать в человеке новую личность с новым мировоззрением и при этом восстановить, конечно, его здоровье»[19].

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.