Часть 4. Обращение к полноте и целостный взгляд на человека — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Часть 4. Обращение к полноте и целостный взгляд на человека

2019-11-11 102
Часть 4. Обращение к полноте и целостный взгляд на человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Часть 4. Обращение к полноте и целостный взгляд на человека

В чем смысл реабилитации?

Слово реабилитация предполагает возвращение к состоянию, в котором человек находился до вхождения в зависимое поведение. Здесь предполагается, что человеку, осознавшему свои ошибки, есть куда возвращаться. Но многим людям возвращаться по большому счету просто некуда.

На этот счет можно привести два примера. К первому примеру слово реабилитация в его привычном понятии еще отчасти применимо. Во втором же примере следует говорить не столько о возвращении, сколько о пересозидании человека. Процесс пересозидания применительно к наркологической области изображен игуменом Анатолием (Берестовым) следующим образом. «Личность наркомана настолько искривлена в духовном, психологическом отношении, что это по существу глубоко и тяжело больной человек. Развивается социальная и интеллектуальная деградация, то есть происходит как бы распад личности. Мы потихоньку, по крупицам собираем такую личность <…> Процесс этот очень тяжелый, но он реальный»[1].

В качестве примера, комментирующего идею реабилитационного процесса, как процесса возвращения можно привести пример врача стоматолога. У врачей, случается, что начинают дрожать руки. И чтобы унять дрожь, кто-то начинает выпивать. Постепенно человек втягивается в алкоголизацию. Если на первых порах дрожь в руках приостанавливается, то с развитием процесса алкоголизации она только усиливается. Соответственно, работать дальше по специальности человек не может, нарастает напряжение. Горе свое он заливает все тем же алкоголем. Семья рушится, человек покидает дом, начинает жить на вокзалах (возможны и иные варианты движения к крушению: так, один человек, во время своего пребывания на дне получивший прозвище Шприц «в свое время был хорошим врачом», «но неудачная любовь в несколько месяцев сломила его дух, опустила на дно города, в котором его когда-то уважали»[2]).

В подобных случаях реабилитация, действительно, может в каком-то смысле означать некий возврат к статусу семьянина, члена общества, специалиста. Хотя и здесь говорить о одном лишь возврате если и можно говорить, то лишь с натяжкой и весьма условно. Ведь если человек «упал на дно», значит, его сознание точилось червем внутренних проблем. Под воздействием внешнего фактора, они сдетонировали, и сознание стало рассыпаться. Или в здании мировоззрения были какие-то выщербины. Или фундамент, на котором оно стояло, где-то стал сползать (если был вообще). Как бы там ни было, в стенах появились трещины, они росли, и на каком-то этапе дом рухнул.

Крушение дома (крушение жизни) имело свою фиксацию во времени, то есть очевидцы события могут сказать, когда именно человек покинул семью и ушел жить на вокзал. Но процессы, развитие которых привело к катастрофе, были запущены гораздо ранее.

В качестве примера, комментирующего идею реабилитационного процесса, как процесса пересозидания, можно привести историю одной девушки. Жизнь ее была непростой. Родственники – с психиатрическими диагнозами. Одна из родственниц с самого детства активно способствовала возникновению паталогии у девушки (как именно, - нужды здесь говорить особой нет). Придя в возраст, девушка стала заниматься магией. Вследствие как занятия магией, так и вследствие иных причин, у неё произошла деформация сознания. Оно стало пристанищем для образов сатанинского и перверсивного характеров. Молодая особа торговала собой, ездила по миру. Познакомилась с мужчиной, который стал её первым мужем. Начался болезненный период, во время которого мужчина буквально «ломал» свою супругу. Несколько лет он ходил за ней по пятам, комментируя почти каждый её шаг и повторяя комментарии по много-много раз, например, такого плана: «Ты неправильно режешь хлеб, ты неправильно режешь хлеб, ты неправильно…» На фоне такого образа жизни стала буйным цветом цвести наркомания. «Марихуана, марихуана, марихуана, чтобы света белого не видеть», – так молодая особа описала свое состояние, характерное для данного периода. Сказать, что её психика была расшатана, – значит сказать очень сдержанно. Куда и к чему возвращаться ей?

Куда возвращаться миллионам людей, жизнь которых развивалась не будучи основанной ни на целостном мировоззрении, ни на культуре, сформированной на основании целостного мировоззрения? Куда возвращаться людям, в прошлом которых – ад?

Понятно, что не все истории потребителей наркотиков имеют такое экстремальное начало. Но тех и других объединяет одно – чтобы подлинно выйти из зависимого поведения они должны в каком-то смысле родиться заново.

**

Сказанное поясняется примером. Мужчина работает в компании, ориентирующей своих работников соответствовать в своем поведении так называемой «корпоративной этике». Компания, в том числе, продает и страховые услуги, которые «не работают». И работники, продающие эти услуги населению, знают о том, что они продают заведомо некачественный продукт. Работники компании нередко вводят людей в заблуждение, подключая им некоторые услуги без их прямого согласия. Все в совокупности ложится бременем на совесть работника N.

Плюс ко всему он принимает участие в тренингах, которые напоминают зомбирование. Во время тренингов участникам внушается, что они – лучшие. С установкой на так называемое «лидерство» работник N. приступает к обработке клиентов. С этой же установкой он приходит домой, в круг своей семьи. Даже в общении с близкими он продолжает реализовывать идеи так называемого «лидерства». Понятно, что нарастает напряжение. Происходят конфликты между ним и членами семьи, которые пытаются защититься от его напористого вмешательства в их жизнь. Он же, ослепленный идеей своей «лучшести», не понимает причин возникновения конфликта. Он полагает, что пытается людям лишь помочь, привести их к оптимальной, с его точки зрения, модели жизнедеятельности. Их сопротивление он воспринимает как грубость, невежество, неблагодарность, невнимание к «благородным порывам его души».

Наконец его психика не выдерживает. Он начинает пить или употреблять наркотики. Или – заниматься экстремальным спортом. В трезвом состоянии, то есть вне состояния психоза, он бывает редко. Ему постоянно нужно себя как-то «эмоционально накручивать». Он стремится быть любыми доступными ему способами в состоянии эмоционального перевозбуждения. Только так он может хоть немного отключиться от внутреннего напряжения, рождающегося вследствие попрания собственной совести и конфликтности с ближними.

Секты и различные организации облегчают своим адептам и работникам деятельность по вхождению в состояние измененного состояния сознания. Тренинги, речевки, релаксации, занятия по вхождению в различные трансовые состояния. Сама модель функционирования некоторых организаций создана таким образом, чтобы члены организации, постоянно воздействуя друг на друга в заданном ключе, содействовали «перепрошиванию» друг друга. То состояние, в которое секты вводили своих адептов, стало внутренним состоянием работников некоторых компаний. В организации рабочего процесса (во времени и в пространстве) читаются методики психотерапевтических сообществ по введению своих адептов в измененное состояние сознания. Человек становится зависимым от организации и от состояния измененного сознания, возникающего при вовлечении в жизнь организации. По мере развития зависимости нарастает неприятие окружающего мира, то есть того мира который находит за пределами организации. В этом мире, кстати, живут члены семьи работника N.. Между ним и ими нарастает отчуждение. Они начинают восприниматься N. как непрогрессивные, недалекие, отсталые, ригидные. Он считает, что имеет право выносить суждения подобного рода. Ведь он, по своему убеждению, обладает некой «правдой» (идеология компании, секты) которая делает его особенным. Он верит, что обладает неким знанием, которое возвышает его над прочими людьми, не являющимися членами организации.

А рабочий день тем временем все чаще заканчивает за полночь. Чтобы иметь силы тянуть такой рабочий график, работник пускает в ход кокаин. Со временем ресурсы психики окончательно истощаются. Человек не может работать, не может общаться, не может принимать помощь от других. Он и в прямом и переносном смысле сходит с ума, он думает о самоубийстве. Чтобы как-то отключиться от внутреннего рева, поднятого нерешенными проблемами, он глушит свое сознание алкоголем, карбамазепином, наркотиками. Прибавьте ко всему опыт оккультных практики, многочасовые просмотры программ эзотерического характера. Он готов идти на все, что угодно, – лишь бы не думать о том, о чем, по идее, стоило бы подумать (кто я? куда движется моя жизнь? что ждет меня при реализации выбранного паталогического направления?) В результате реализации указанных активностей человека начинает наполнять «ядерная» смесь, которая сгущаясь и набирая силу, готовится сдетонировать и разнести сознание на осколки.

Находясь в таком, мягко сказать, кризисном положении, работник N. принимается решение, что ему нужно что-то делать с своей жизнью. Он понимает, дальше так жить просто нельзя. А как можно?

 

**

В чем состоит смысл реабилитации? Человек должен найти свое место в жизни, а не просто физически, на уровне тела прекратить употребления ПАВ. Он должен решить для себя ту проблему, вследствие которой он начал употреблять наркотики. Должны уйти те предпосылки, на основании которых родилось вхождение в зависимость.

Квинтэссенцией наркомании, как, впрочем, и многих других зависимостей, является гордость. Гордость здесь понимается как зацикленность человека на самом себе, на своих ощущениях, желаниях, планах, идеях. Если человек физически, на уровне тела перестанет употреблять наркотики, а от указанной зацикленности не освободиться, то он все равно будет мчаться к катастрофе. Она проявится как социальная изоляция, злоба, собственноручно сформированное одиночество, деградация, примитивизация мышления, сужение кругозора, мрак, отчаяние[3]. Неудивительно, что давление такого рада состояний на психику человека вновь приведет его к употреблению наркотика.

**

Ситуация изменится лишь когда человек выйдет в другую плоскость жизни, когда смыслом его жизни станет не погоня за ощущениями. В той плоскости, до которой ему предстоит дойти, наркотическое ощущение забывается. Оно теряет власть над человеком, становится словно не бывшим[4].

И здесь необходимо поставить вопрос о духовной жизни человека, о развитии в нем таких качеств как любовь, способность прислушаться к другим. Важно также отметить и значение способности преодолевать свои желания. Эта способность вырабатывается при развитии, в том числе, и таких добродетелей как послушание и воздержание (пост)[5].

**

Признаком удавшейся реабилитации является социализация. В жизни человека должна появиться и работа, и, если это возможно, – семья. То есть, человек начинает учиться, работать, он создает семью и так далее. Есть, впрочем, здесь и некоторые исключения. Бывает, что семья по некоторым причинам не создается. Например, кто-то принимает решение служить Богу в монашеском чине. Кто-то, потеряв супругу, решает далее жить безбрачно, памятуя о предстоящей встрече с ней в жизни будущей. Кто-то не выходит замуж потому, что нет того, за кого хотелось бы выйти, а выходить «абы за кого – лишь бы выйти» – не хочется. Но нетрудно заметить разницу между этими причинами и теми причинами, в связи с которыми гордый человек не вступает в брак. Он не вступает в брак, потому что не может ни с кем ужиться. А ужиться не может, потому что видит везде и во всем лишь себя. Кто согласится соединить с таким человеком свою жизнь?

Сетуя на свое одиночество, он должен пересмотреть свою жизненную позицию. И если он поймет глубинную причину своего жизненного кризиса, то выход – не за горами. Если он начнет включать в свою жизнь интересы других людей, если он начнет видеть в окружающих не инструменты, нужные ему для достижения своих целей (например, добычи денег), а живые личности, то его жизнь существенно расширится. Она выйдет на новый виток развития.

 

**

Поэтому, начиная говорить о подлинной реабилитации человека, нужно говорить о его обращении к целостности, полноте. Если человек обращается к полноте, если человек развивается в меру своего призвания, то процесс реабилитации во многом происходит сам собой. Если доминирующим становится стремление к деятельности, основанной на евангельских заповедях, если весь состав человека вовлекается в этот процесс, то открывается реальная перспектива освобождения от зависимости.

Но если человек будет пытаться бороться непосредственно с аддикцией, не стремясь изменить свою жизнь в целом, результат сомнителен. Если человек, пристрастившийся к казино, не хочет менять свою жизнь в целом, то если забрать у него карты, он возьмет бутылку. Заберешь бутылку – он найдет что-то еще.

**

Попытку борьбы лишь с частными проявлениями аддикции можно уподобить процессу очищения шубы от инея на морозном воздухе. Если человек, стоя на морозе, будет отскабливать иней с шубы, то трудиться он в этом деле будет долго. И очиститься ли шуба в результате? Но если он зайдет в тепло, то иней, покрывший шубу, начнет таять.

Если человек начинает идти по жизни в правильном направлении, аддикции (страсти) начинают отрываться от него. Аддикции нередко являются выражением глубоких внутренних процессов. Если нет подлинной духовной жизни, человек ищет утешения, радости и успокоения, например, в курении. Трудно избавиться от аддикции, например, тяги к курению, когда весь состав жизни человека движется в аддиктивном направлении. То есть человек, например, ругается, конфликтует. А после ищет, как бы «приглушить» сознание, чтобы избавиться от мучительных переживаний.

 

**

Кто-то начинает уходить в аддицию, чтобы скрыться от страдания. Но, возможно, в этом случае человеку не хватает целостного взгляда на проблему страдания. Что есть страдание? Не зовет ли оно меня к изменению жизни? Не растворится ли оно в результате изменения жизни, как сумерки растворяются при появлении лучей солнца? На эти и подобные вопросы человек начинает находить ответы тогда, когда приобщается к целостному мировоззрению.

Проблема приобщения человека у целостному мировоззрения особенно актуальна стоит сегодня, когда люди в результате употребления специфических ПАВ теряют память. У них «стирается» информация о социальных связях, и, пытаясь изменить свою жизнь, они сталкиваются в каком-то смысле с тупиком. Куда идти? Как выстраивать отношения с ближними? Ответы на эти и другие им подобные вопросы, актуальны и для людей, не употребляющих ПАВ. Сосредоточенность жизни исключительно на себе самом тоже «обнуляет» человека.

К этому «обнулению» ведут различные виды деятельности, препятствующие развитию, основанному на принципах полноты. Например, человек после длительного пребывания в социальных сетях теряет словарный запас, он даже не знает, о чем ему говорить с близкими. Осмысленная речь, направленная в сторону ближнего, заканчивается через несколько минут после начала общения. Пересказ того, кто что купил или кто что увидел – не в счет, так как подобную информацию ближнему может преподнести кто угодно (да, он и сам при желании без труда может добыть ее). В информации подобного рода нет личностного диалога «от сердца к сердцу», нет того, что в русле своего опыта и мировоззрения переработал сам говорящий. А раз нет диалога, то затруднен и выход из состояния одиночества и изоляции.

Попавшие в подобное положение люди и рады бы начать меняться, но не знают, с чего начать. Понимание приходит в результате соотнесения частных аспектов своей жизни с цельным мировоззрением, с картиной мира, выстроенной на ее основе. Если человеку удается выстроить картину мира на основе цельного мировоззрения, то в эту картину он может вписать и свою жизнь. Человеку становится понятно, что ему делать и куда ему идти. Или иными словами: соотнося свою жизнь с открывшейся (открывающейся) ему полнотой, человек учится жить. Не в этом ли и состоит подлинная реабилитация человека?

К подобным взглядам в отношении реабилитации подводил своих слушателей один миссионер. Он говорил, что «есть доктрина, есть заблуждение и есть пути вывода». Под путями вывода он имел в виду «формирование правильного христианского мировоззрения». «Если это удается сделать, – отмечал он, – то это некоторая гарантия, что начинается правильный, благой путь». Бывает, что в жизни человека было какое-то заблуждение или даже – какая-то практика [здесь речь шла о оккультной практике, но мысль применима и к прочим формам заблуждений]. Гарантией того, что эта практика не довлеет над человеком, является соответствие его миропонимания идеальному христианству[6].

**

Таким образом, реабилитационный процесс должен быть направлен не столько на саму реабилитацию, сколько на введение человека в полноту его жизни как личности, как христианина. Можно поставить знак приблизительного равенства между понятиями «реабилитационный процесс» и «вхождение в полноту христианской жизни».

 

Часть 4. Обращение к полноте и целостный взгляд на человека

В чем смысл реабилитации?

Слово реабилитация предполагает возвращение к состоянию, в котором человек находился до вхождения в зависимое поведение. Здесь предполагается, что человеку, осознавшему свои ошибки, есть куда возвращаться. Но многим людям возвращаться по большому счету просто некуда.

На этот счет можно привести два примера. К первому примеру слово реабилитация в его привычном понятии еще отчасти применимо. Во втором же примере следует говорить не столько о возвращении, сколько о пересозидании человека. Процесс пересозидания применительно к наркологической области изображен игуменом Анатолием (Берестовым) следующим образом. «Личность наркомана настолько искривлена в духовном, психологическом отношении, что это по существу глубоко и тяжело больной человек. Развивается социальная и интеллектуальная деградация, то есть происходит как бы распад личности. Мы потихоньку, по крупицам собираем такую личность <…> Процесс этот очень тяжелый, но он реальный»[1].

В качестве примера, комментирующего идею реабилитационного процесса, как процесса возвращения можно привести пример врача стоматолога. У врачей, случается, что начинают дрожать руки. И чтобы унять дрожь, кто-то начинает выпивать. Постепенно человек втягивается в алкоголизацию. Если на первых порах дрожь в руках приостанавливается, то с развитием процесса алкоголизации она только усиливается. Соответственно, работать дальше по специальности человек не может, нарастает напряжение. Горе свое он заливает все тем же алкоголем. Семья рушится, человек покидает дом, начинает жить на вокзалах (возможны и иные варианты движения к крушению: так, один человек, во время своего пребывания на дне получивший прозвище Шприц «в свое время был хорошим врачом», «но неудачная любовь в несколько месяцев сломила его дух, опустила на дно города, в котором его когда-то уважали»[2]).

В подобных случаях реабилитация, действительно, может в каком-то смысле означать некий возврат к статусу семьянина, члена общества, специалиста. Хотя и здесь говорить о одном лишь возврате если и можно говорить, то лишь с натяжкой и весьма условно. Ведь если человек «упал на дно», значит, его сознание точилось червем внутренних проблем. Под воздействием внешнего фактора, они сдетонировали, и сознание стало рассыпаться. Или в здании мировоззрения были какие-то выщербины. Или фундамент, на котором оно стояло, где-то стал сползать (если был вообще). Как бы там ни было, в стенах появились трещины, они росли, и на каком-то этапе дом рухнул.

Крушение дома (крушение жизни) имело свою фиксацию во времени, то есть очевидцы события могут сказать, когда именно человек покинул семью и ушел жить на вокзал. Но процессы, развитие которых привело к катастрофе, были запущены гораздо ранее.

В качестве примера, комментирующего идею реабилитационного процесса, как процесса пересозидания, можно привести историю одной девушки. Жизнь ее была непростой. Родственники – с психиатрическими диагнозами. Одна из родственниц с самого детства активно способствовала возникновению паталогии у девушки (как именно, - нужды здесь говорить особой нет). Придя в возраст, девушка стала заниматься магией. Вследствие как занятия магией, так и вследствие иных причин, у неё произошла деформация сознания. Оно стало пристанищем для образов сатанинского и перверсивного характеров. Молодая особа торговала собой, ездила по миру. Познакомилась с мужчиной, который стал её первым мужем. Начался болезненный период, во время которого мужчина буквально «ломал» свою супругу. Несколько лет он ходил за ней по пятам, комментируя почти каждый её шаг и повторяя комментарии по много-много раз, например, такого плана: «Ты неправильно режешь хлеб, ты неправильно режешь хлеб, ты неправильно…» На фоне такого образа жизни стала буйным цветом цвести наркомания. «Марихуана, марихуана, марихуана, чтобы света белого не видеть», – так молодая особа описала свое состояние, характерное для данного периода. Сказать, что её психика была расшатана, – значит сказать очень сдержанно. Куда и к чему возвращаться ей?

Куда возвращаться миллионам людей, жизнь которых развивалась не будучи основанной ни на целостном мировоззрении, ни на культуре, сформированной на основании целостного мировоззрения? Куда возвращаться людям, в прошлом которых – ад?

Понятно, что не все истории потребителей наркотиков имеют такое экстремальное начало. Но тех и других объединяет одно – чтобы подлинно выйти из зависимого поведения они должны в каком-то смысле родиться заново.

**

Сказанное поясняется примером. Мужчина работает в компании, ориентирующей своих работников соответствовать в своем поведении так называемой «корпоративной этике». Компания, в том числе, продает и страховые услуги, которые «не работают». И работники, продающие эти услуги населению, знают о том, что они продают заведомо некачественный продукт. Работники компании нередко вводят людей в заблуждение, подключая им некоторые услуги без их прямого согласия. Все в совокупности ложится бременем на совесть работника N.

Плюс ко всему он принимает участие в тренингах, которые напоминают зомбирование. Во время тренингов участникам внушается, что они – лучшие. С установкой на так называемое «лидерство» работник N. приступает к обработке клиентов. С этой же установкой он приходит домой, в круг своей семьи. Даже в общении с близкими он продолжает реализовывать идеи так называемого «лидерства». Понятно, что нарастает напряжение. Происходят конфликты между ним и членами семьи, которые пытаются защититься от его напористого вмешательства в их жизнь. Он же, ослепленный идеей своей «лучшести», не понимает причин возникновения конфликта. Он полагает, что пытается людям лишь помочь, привести их к оптимальной, с его точки зрения, модели жизнедеятельности. Их сопротивление он воспринимает как грубость, невежество, неблагодарность, невнимание к «благородным порывам его души».

Наконец его психика не выдерживает. Он начинает пить или употреблять наркотики. Или – заниматься экстремальным спортом. В трезвом состоянии, то есть вне состояния психоза, он бывает редко. Ему постоянно нужно себя как-то «эмоционально накручивать». Он стремится быть любыми доступными ему способами в состоянии эмоционального перевозбуждения. Только так он может хоть немного отключиться от внутреннего напряжения, рождающегося вследствие попрания собственной совести и конфликтности с ближними.

Секты и различные организации облегчают своим адептам и работникам деятельность по вхождению в состояние измененного состояния сознания. Тренинги, речевки, релаксации, занятия по вхождению в различные трансовые состояния. Сама модель функционирования некоторых организаций создана таким образом, чтобы члены организации, постоянно воздействуя друг на друга в заданном ключе, содействовали «перепрошиванию» друг друга. То состояние, в которое секты вводили своих адептов, стало внутренним состоянием работников некоторых компаний. В организации рабочего процесса (во времени и в пространстве) читаются методики психотерапевтических сообществ по введению своих адептов в измененное состояние сознания. Человек становится зависимым от организации и от состояния измененного сознания, возникающего при вовлечении в жизнь организации. По мере развития зависимости нарастает неприятие окружающего мира, то есть того мира который находит за пределами организации. В этом мире, кстати, живут члены семьи работника N.. Между ним и ими нарастает отчуждение. Они начинают восприниматься N. как непрогрессивные, недалекие, отсталые, ригидные. Он считает, что имеет право выносить суждения подобного рода. Ведь он, по своему убеждению, обладает некой «правдой» (идеология компании, секты) которая делает его особенным. Он верит, что обладает неким знанием, которое возвышает его над прочими людьми, не являющимися членами организации.

А рабочий день тем временем все чаще заканчивает за полночь. Чтобы иметь силы тянуть такой рабочий график, работник пускает в ход кокаин. Со временем ресурсы психики окончательно истощаются. Человек не может работать, не может общаться, не может принимать помощь от других. Он и в прямом и переносном смысле сходит с ума, он думает о самоубийстве. Чтобы как-то отключиться от внутреннего рева, поднятого нерешенными проблемами, он глушит свое сознание алкоголем, карбамазепином, наркотиками. Прибавьте ко всему опыт оккультных практики, многочасовые просмотры программ эзотерического характера. Он готов идти на все, что угодно, – лишь бы не думать о том, о чем, по идее, стоило бы подумать (кто я? куда движется моя жизнь? что ждет меня при реализации выбранного паталогического направления?) В результате реализации указанных активностей человека начинает наполнять «ядерная» смесь, которая сгущаясь и набирая силу, готовится сдетонировать и разнести сознание на осколки.

Находясь в таком, мягко сказать, кризисном положении, работник N. принимается решение, что ему нужно что-то делать с своей жизнью. Он понимает, дальше так жить просто нельзя. А как можно?

 

**

В чем состоит смысл реабилитации? Человек должен найти свое место в жизни, а не просто физически, на уровне тела прекратить употребления ПАВ. Он должен решить для себя ту проблему, вследствие которой он начал употреблять наркотики. Должны уйти те предпосылки, на основании которых родилось вхождение в зависимость.

Квинтэссенцией наркомании, как, впрочем, и многих других зависимостей, является гордость. Гордость здесь понимается как зацикленность человека на самом себе, на своих ощущениях, желаниях, планах, идеях. Если человек физически, на уровне тела перестанет употреблять наркотики, а от указанной зацикленности не освободиться, то он все равно будет мчаться к катастрофе. Она проявится как социальная изоляция, злоба, собственноручно сформированное одиночество, деградация, примитивизация мышления, сужение кругозора, мрак, отчаяние[3]. Неудивительно, что давление такого рада состояний на психику человека вновь приведет его к употреблению наркотика.

**

Ситуация изменится лишь когда человек выйдет в другую плоскость жизни, когда смыслом его жизни станет не погоня за ощущениями. В той плоскости, до которой ему предстоит дойти, наркотическое ощущение забывается. Оно теряет власть над человеком, становится словно не бывшим[4].

И здесь необходимо поставить вопрос о духовной жизни человека, о развитии в нем таких качеств как любовь, способность прислушаться к другим. Важно также отметить и значение способности преодолевать свои желания. Эта способность вырабатывается при развитии, в том числе, и таких добродетелей как послушание и воздержание (пост)[5].

**

Признаком удавшейся реабилитации является социализация. В жизни человека должна появиться и работа, и, если это возможно, – семья. То есть, человек начинает учиться, работать, он создает семью и так далее. Есть, впрочем, здесь и некоторые исключения. Бывает, что семья по некоторым причинам не создается. Например, кто-то принимает решение служить Богу в монашеском чине. Кто-то, потеряв супругу, решает далее жить безбрачно, памятуя о предстоящей встрече с ней в жизни будущей. Кто-то не выходит замуж потому, что нет того, за кого хотелось бы выйти, а выходить «абы за кого – лишь бы выйти» – не хочется. Но нетрудно заметить разницу между этими причинами и теми причинами, в связи с которыми гордый человек не вступает в брак. Он не вступает в брак, потому что не может ни с кем ужиться. А ужиться не может, потому что видит везде и во всем лишь себя. Кто согласится соединить с таким человеком свою жизнь?

Сетуя на свое одиночество, он должен пересмотреть свою жизненную позицию. И если он поймет глубинную причину своего жизненного кризиса, то выход – не за горами. Если он начнет включать в свою жизнь интересы других людей, если он начнет видеть в окружающих не инструменты, нужные ему для достижения своих целей (например, добычи денег), а живые личности, то его жизнь существенно расширится. Она выйдет на новый виток развития.

 

**

Поэтому, начиная говорить о подлинной реабилитации человека, нужно говорить о его обращении к целостности, полноте. Если человек обращается к полноте, если человек развивается в меру своего призвания, то процесс реабилитации во многом происходит сам собой. Если доминирующим становится стремление к деятельности, основанной на евангельских заповедях, если весь состав человека вовлекается в этот процесс, то открывается реальная перспектива освобождения от зависимости.

Но если человек будет пытаться бороться непосредственно с аддикцией, не стремясь изменить свою жизнь в целом, результат сомнителен. Если человек, пристрастившийся к казино, не хочет менять свою жизнь в целом, то если забрать у него карты, он возьмет бутылку. Заберешь бутылку – он найдет что-то еще.

**

Попытку борьбы лишь с частными проявлениями аддикции можно уподобить процессу очищения шубы от инея на морозном воздухе. Если человек, стоя на морозе, будет отскабливать иней с шубы, то трудиться он в этом деле будет долго. И очиститься ли шуба в результате? Но если он зайдет в тепло, то иней, покрывший шубу, начнет таять.

Если человек начинает идти по жизни в правильном направлении, аддикции (страсти) начинают отрываться от него. Аддикции нередко являются выражением глубоких внутренних процессов. Если нет подлинной духовной жизни, человек ищет утешения, радости и успокоения, например, в курении. Трудно избавиться от аддикции, например, тяги к курению, когда весь состав жизни человека движется в аддиктивном направлении. То есть человек, например, ругается, конфликтует. А после ищет, как бы «приглушить» сознание, чтобы избавиться от мучительных переживаний.

 

**

Кто-то начинает уходить в аддицию, чтобы скрыться от страдания. Но, возможно, в этом случае человеку не хватает целостного взгляда на проблему страдания. Что есть страдание? Не зовет ли оно меня к изменению жизни? Не растворится ли оно в результате изменения жизни, как сумерки растворяются при появлении лучей солнца? На эти и подобные вопросы человек начинает находить ответы тогда, когда приобщается к целостному мировоззрению.

Проблема приобщения человека у целостному мировоззрения особенно актуальна стоит сегодня, когда люди в результате употребления специфических ПАВ теряют память. У них «стирается» информация о социальных связях, и, пытаясь изменить свою жизнь, они сталкиваются в каком-то смысле с тупиком. Куда идти? Как выстраивать отношения с ближними? Ответы на эти и другие им подобные вопросы, актуальны и для людей, не употребляющих ПАВ. Сосредоточенность жизни исключительно на себе самом тоже «обнуляет» человека.

К этому «обнулению» ведут различные виды деятельности, препятствующие развитию, основанному на принципах полноты. Например, человек после длительного пребывания в социальных сетях теряет словарный запас, он даже не знает, о чем ему говорить с близкими. Осмысленная речь, направленная в сторону ближнего, заканчивается через несколько минут после начала общения. Пересказ того, кто что купил или кто что увидел – не в счет, так как подобную информацию ближнему может преподнести кто угодно (да, он и сам при желании без труда может добыть ее). В информации подобного рода нет личностного диалога «от сердца к сердцу», нет того, что в русле своего опыта и мировоззрения переработал сам говорящий. А раз нет диалога, то затруднен и выход из состояния одиночества и изоляции.

Попавшие в подобное положение люди и рады бы начать меняться, но не знают, с чего начать. Понимание приходит в результате соотнесения частных аспектов своей жизни с цельным мировоззрением, с картиной мира, выстроенной на ее основе. Если человеку удается выстроить картину мира на основе цельного мировоззрения, то в эту картину он может вписать и свою жизнь. Человеку становится понятно, что ему делать и куда ему идти. Или иными словами: соотнося свою жизнь с открывшейся (открывающейся) ему полнотой, человек учится жить. Не в этом ли и состоит подлинная реабилитация человека?

К подобным взглядам в отношении реабилитации подводил своих слушателей один миссионер. Он говорил, что «есть доктрина, есть заблуждение и есть пути вывода». Под путями вывода он имел в виду «формирование правильного христианского мировоззрения». «Если это удается сделать, – отмечал он, – то это некоторая гарантия, что начинается правильный, благой путь». Бывает, что в жизни человека было какое-то заблуждение или даже – какая-то практика [здесь речь шла о оккультной практике, но мысль применима и к прочим формам заблуждений]. Гарантией того, что эта практика не довлеет над человеком, является соответствие его миропонимания идеальному христианству[6].

**

Таким образом, реабилитационный процесс должен быть направлен не столько на саму реабилитацию, сколько на введение человека в полноту его жизни как личности, как христианина. Можно поставить знак приблизительного равенства между понятиями «реабилитационный процесс» и «вхождение в полноту христианской жизни».

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.