История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2019-11-11 | 254 |
5.00
из
|
Заказать работу |
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Организация и управление жилищно-коммунальным
хозяйством (ЖКХ) является составной частью муниципальной науки, впервые
систематизированной профессором Л. А. Велиховым в 1926г. На основе этой
систематизации им был разработан в 1928 г. академический курс «Основы
городского хозяйства», в котором излагались основы муниципальной науки с
исторической, государственно-правовой, финансово-экономической и
технической сторон при одновременном освещении всех важнейших отделов
как экономики города и городского хозяйства, так и создаваемого ими
благоустройства, одной из основных отраслей народного хозяйства Российской
Федерации. Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой комплекс
подотраслей, призванных обеспечивать условия нормальной жизне-
деятельности населения и функционирования городских структур.
Потребность в жилище относится к числу первичных жизненных
потребностей человека. Основная функция жилища – обеспечить человеку
благоприятную среду обитания. По мере развития общества расширялись
функции жилища. Сегодня жилище – место ведения домашнего хозяйства,
общения, отдыха, семейного воспитания детей, нередко и место учебы,
трудовой и досуговой деятельности членов домохозяйства, место потребления
ими материальных и культурных благ, а также защиты человека от социальных
и информационных перегрузок.
В настоящее время в связи с демократизацией общества, появлением
местного самоуправления и зарождением рыночных отношений традиции
российской муниципальной науки возрождаются: появились научные работы
Т. М. Говоренковой, О. Е. Бессоновой, В. В. Бузырева, В. С. Чекалина,
В. И. Коробко и др.
6
Анализ литературы в области муниципальной науки свидетельствует о
том, что до сих пор в России понятие «жилищно-коммунальное хозяйство»
является неоднозначным.
С позиции современного подхода к динамической трактовке Л. А. Вели-
хова можно определить городское хозяйство как хозяйственную деятельность
городского округа с целью удовлетворения коллективных, общественных,
духовных потребностей населения.
В условиях рыночной экономики жилище выступает как товар
длительного пользования. Жилище, включенное в систему коммунального и
бытового обслуживания населения, составляет среду обитания человека,
определяющую качество жизни. Оно индуцирует широкий дополнительный
спрос (на мебель, посуду, бытовую технику и т. д.) и стимулирует развитие
многих отраслей экономики. Будучи дорогим товаром, жилье является одним
из важнейших факторов стимулирования сбережений населения, формирования
инвестиционных ресурсов.
Данное пособие основано на формировании теоретической и
методологической базы оценки надолго затянувшегося экономического кризиса
в сфере ЖКХ, обеспечение его устойчивого развития.
Разработка новых эффективных механизмов деятельности ЖК отрасли
является необходимым условием реализации жилищно-коммунальной
реформы, определенной как одно из направлений экономической реформы в
Российской Федерации.
7
Тема 1. ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО
Государственная система управления жилищно-коммунальным
Хозяйством
Днем основания служб Российского ЖКХ считают 16 января 1721 г., когда
Петр I передал функции «общественного благочиния» российской полиции. Он
называл полицию «душой гражданства и всех добрых порядков», связывая с
полицией понятия «благосостояния населения», запрещения «излишеств в
домовых расходах», «производства чистоты на улицах и в домах» и т. д.
Екатерина II ввела Полицейский Устав, в котором наряду с функциями,
возлагаемыми на полицию Наказом Петра I, определялись нравственные
качества государственных служащих.
В 1802 г. было создано Министерство внутренних дел и государственных
имуществ России (МВД). Департаментам этого министерства и его
исполнительным органам на местах были переданы все вопросы реальной
жизни, означенные в Наказах Петра I и Екатерины II. В МВД было три
полицейских вертикали: исполнительная, безопасности и хозяйственная.
Хозяйственная полиция отвечала за благоустройство и развитие российских
городов и являлась своеобразным инкубатором возникающих местных само-
управлений.
На протяжении первой половины XIX в. МВД было, по существу,
единственным хозяйственным органом России.
Постепенно в связи с деконцентрацией власти наблюдается постепенная
передача прав и имуществ властям городов. Так, в Москве с введением
городского самоуправления последовательность передачи прав управления
имуществом осуществлялась следующим образом:
1863 г. – земельное хозяйство и школы 1-й ступени;
1865 г. – мосты и набережные;
1866 г. – городская санитария;
8
1871 г. – городской водопровод;
1878 г. – замощение и очистка улиц, ночлежные дома и т. д.
В канун 1917 г. в России 50 % числа городов управлялось МВД, а в 50%
городов действовало общественное самоуправление.
Последующая хронология исторического формирования «высшей» сферы
государственного управления ЖКХ в России:
1917 г., ноябрь – создано Главное управление по делам местного хозяйства
НКВД. Во всех городах объявлена власть местного самоуправления, начался
период централизации управления местным хозяйством;
1917 г., декабрь – учрежден Комиссариат по местному самоуправлению с
целью объединения деятельности всех городских и земских учреждений;
1918 г., март – организован Отдел местного хозяйства НКВД. Начало
процесса «собирания коммун». Для четкого определения административных
единиц было предложено считать таковыми относительно автономные в
хозяйственном отношении территориальные общности населения, присвоив им
единое название «коммуна», независимо от их размера (губернии, уезды,
волости, города, деревни). Их хозяйственная деятельность была определена как
«коммунальное хозяйство», а отделы местных Советов, руководящие ими, были
названы коммунотделами;
1920 г., январь – создан Коммунальный отдел НКВД;
1921 г. – учреждено Главное управление коммунального хозяйства (ГУКХ)
НКВД РСФСР. Начинается активное вторжение вновь создаваемых органов в
среду управления жилищным фондом и установления цен на жилье. Новая
власть с 1918 г. активно конфисковывала у домовладельцев доходное жилье;
устанавливалась плата за жилье дифференцированно по «классовому
признаку». В 1919 г. от квартирной платы были освобождены семьи
красноармейцев, а в середине 1920 г. ввиду полного обесценивания рубля
операции по взиманию денег за жилье и коммунальные услуги перестали себя
окупать и квартирная плата с рабочих и советских служащих была отменена. За
9
этот период только в Москве обветшало и пришло в полную негодность
11,5 тыс. зданий, в том числе 6,8 тыс. жилых домов с более чем 40 тыс. квартир.
Таким образом, «бесплатность» и «ничейность» сделали свое разрушительное
дело;
1931 г. – создан Народный Комиссариат коммунального хозяйства РСФСР.
Основная цель – централизованное управление коммунальным хозяйством.
Начиная с 1921 г. делаются попытки восстановления платной системы
проживания в жилищном фонде, однако этот процесс проходит очень тяжело с
организационной и психологической точек зрения. Тем не менее повышение
квартирной платы относят к 1923 – 1925 гг., при этом квартирная плата
оставалась дифференцированной. Была предпринята попытка установления
«квартирного налога», т. е. налогового сбора в зависимости от дохода семьи.
Этот налог в России вводился трижды: в 1922, 1924, 1933 гг. В 1943 г. этот
налог был включен в состав подоходного налога;
1946 г. – организовано Министерство коммунального хозяйства (МКХ)
РСФСР;
1971 г. – создано Министерство жилищно-коммунального хозяйства
(МЖКХ) РСФСР;
1990 г. – создан Комитет ЖКХ при Совете Министров РСФСР;
1991 г. – учрежден Госкомитет РСФСР по ЖКХ;
1992 г. – Комитет ЖКХ введен в структуру Министерства строительства
РСФСР;
1993 г. – организован Комитет по муниципальному хозяйству Российской
Федерации;
1994 г. – образовано Министерство архитектуры, строительства и ЖКХ, в
настоящее время – Государственный комитет по строительству и жилищно-
коммунальному комплексу.
Приведенная хронология свидетельствует о значительных «колебаниях» в
высшей сфере государственной системы управления ЖКХ в России.
10
Одной из причин таких «колебаний», на наш взгляд, во всех случаях
является ситуация, вызванная необходимостью решения постоянно
накапливающихся проблем в ЖКХ, которую Правительство стремилось и
стремится решить «сверху».
Рассмотрим «колебания» в высшей сфере государственного управления
ЖКХ с позиций теории организации, менеджмента и теории систем.
С позиции менеджмента «колебания» в сфере управления ЖКХ
свидетельствуют практически об отсутствии в управлении «вертикали», а это в
свою очередь свидетельствует, что общесистемное свойство устойчивости и
самосохранения системы в целом нарушено. В данной ситуации аппарат
государственного управления «работает на себя», автономные ЖКХ работают
также «на себя», что свидетельствует о признаке системного «застоя», а
последнее – о нарушении обобщающего общесистемного правила основного
обмена.
Нарушен также общесистемный принцип «консервативности», так как в
данном случае совокупность однородных системных единиц (ЖКХ, входящих в
конкретное муниципальное хозяйство) не может образовать единое общее
целое.
Нарушен принцип соответствия распорядительства и подчинения, так как
у ЖКХ, входящих в муниципальное хозяйство, не один линейный руководитель
(что требует указанный принцип), а два: органы местного самоуправления и
Государственный комитет Российской Федерации по строительству и
жилищно-коммунальному комплексу.
Следовательно, при существующей в настоящее время методологии
государственного управления ЖКХ – эффективное управление ЖКХ
затруднительно.
Однако упомянутые общесистемные законы и принципы будут
выполнены, если в качестве базовой ячейки (центр «синхронизации») выбрать
автономную социально-экономическую систему (муниципальное хозяйство),
11
одной из функций которой является ЖКХ и из этих подсистем создать единую
государственную социально-экономическую систему, функционирование
которой с позиций теории организации и менеджмента вполне реально, ес-
тественно, при соблюдении принципов самоуправления системы и укреплении
финансовой и нормативно-правовой базы местного самоуправления.
Симбирска-Ульяновска
Самое раннее упоминание о проживающих в городе Симбирске относится
к 1678 году. Согласно описи 1678 года в городе Симбирске было 605 дворов и
проживало 1579 человек. Кроме того, на Симбирском посаде находились еще
дворы монастырей: Троице – Сергиева и Богоявленского, Костромского, но как
велико было их население в описи не упомянуто.
В 1783 году, т. е. через 135 лет со времени основания, в Симбирске
имелось 1,4 тысяч жилых домов, из них 6 каменных. В 1838 году было
39 каменных и 1855 деревянных домов. К 1861 году число их дошло до 3021,
причем каменных было уже 386. Затем после пожара 1864 года началась
усиленная постройка каменных домов, число которых к 1887 году достигло
646, при общем количестве построек 4072. Деревянным отметил город свое
250-летие (1898).
Из 4,3 тысяч домов каменных насчитывалось менее 20 процентов. Кроме
жилых домов в 1898 году в Симбирске было 2 монастыря, 3 собора,
11 приходских и 15 домовых церквей. Действовало 11 кладбищ1.
Симбирск был неблагоустроен. До пожара 1864 в Симбирске лишь в
дворянской части города имелось четыре шоссированных улицы. После пожара
начали усиленно мостить улицы, потому что тогда это обходилось недорого:
все работы производились арестантами, а в материал шел мусор и кирпич от
1 Госкомстат России. Ульяновский областной комитет государственной статистики. Прошлое
и настоящее Симбирска - Ульяновска. – Ульяновск, 1998. – С. 24.
12
сгоревших зданий. Большая часть капитала, полученная от городских доходов,
поглощается расходами по благоустройству города.
В 1863 году расходы на наружное благоустройство и содержание
имуществ составляли до 25% всех расходов города. Но даже в конце 19 и
начале 20 веков многие центральные улицы осенью и весной становились
непроезжими. Деревянные тротуары появились только в 40-х годах 19 столетия,
да и то лишь в центре города.
С ростом городов изменяются и формы собственности на жилье, а также
характер его использования. Долгое время в городе преобладает личная
собственность на дома, сам же дом предназначен в подавляющем большинстве
случае для личного проживания хозяина и его семьи, слуг и работников, а
также для его производственных нужд.
Наниматель берет на себя обязанность предоставить работнику жилье, а
для кратковременного проживания существуют трактиры и постоялые дворы,
для бедных и нуждающихся – приюты и ночлежки при Церкви.
В Симбирске существовала натуральная денежная повинность. Если
примем в основание одну натуральную повинность, лежащую исключительно
на обывателях, то отношение этой повинности, переведенной на деньги,
составит 1 рубль 87 копеек на одного обывателя. Расходы на натуральную
повинность равняются средним числом трети всех городских общественных
расходов. Как гласит летопись, повинность эта очень обременительна и многим
обывателям непосильна2.
В 1887 году городская управа и городская дума дали разрешение на
посадку деревьев за тротуарами. Точной даты, когда было введено освещение
нет, но известно, что в 1831 году смета города предусматривает содержание
375 уличных фонарей. Имеются сведения, что в 1840 году имелось 250 фонарей
на сурепном масле. В 1856 году – 258, использующих спирто-скипидарную
2 Собрание офицеров генерального штаба. Материалы для географии и статистики России. -
Симбирская губерния, 1868. – С. 687 - 688.
13
жидкость, с 1870 года – 400 фонарей работало на керосине и к 1895 году
количество фонарей, освещавших улицы города, достигло 900.
В 1913 году симбирская газета «Волжские вести» писала, что городское
самоуправление затратило 400 тысяч рублей на строительство электростанции,
но освещались лишь центральные улицы. Окраины по-прежнему оставались во
мраке.
По статистическим данным на 1 января 1998 года в городе Ульяновске
имеется 30176 светильников, а общая протяженность освещенных частей улиц,
проездов и набережных составляет 482 километра.
До появления водопровода жители Симбирска пользовались водой из реки
Свияги. Воду развозили бочками и продавали населению. В 1861 голу был
устроен водопровод для пожарных целей. В августе 1869 года братья Струве
начали строительство водопровода для населения из реки Свияга. Пятого июня
1872 года были открыты водопроводные разборные колодцы. В 1890 году город
приобрел водопровод в свою собственность, но он еще далеко не обеспечивал
потребность всего населения города.
По статистическому обследованию 1913 года, жилой фонд Симбирска с
его слободами состоял из 5598 жилых домов на 8280 квартир. Двух- и
трехэтажных домов было 668, каменных зданий – 477. Во всех каменных домах
имелась 1171 квартира, в среднем приходилось немногим более двух квартир
на каждый дом. Многие жилые помещения находились в ветхом состоянии.
Из общего количества жилья 1375 квартир, или около 17 процентов, были
подвальные и полуподвальные. Имелись землянки. Водопроводом были
оборудованы лишь 1344 квартиры (16,2%). Квартирная плата была высокой: в
подвалах и полуподвалах 7-10 рублей за кубическую сажень в год, в
неподвальных помещениях – до 15 рублей. За квартиры, оборудованные
водопроводом, плата взималась в полтора, два раза дороже.
Переход к мануфактурном производству, рост разделения труда и
массовое привлечение наемных работников в города приводят при возросшем
14
спросе на жилье к возникновению жилья, специально предназначенного для
сдачи внаем («доходного дома»). Более половины жилого фонда (56%)
сдавалось в аренду. Таким образом, в городах возникает и развивается
жилищный рынок.
Весь жилой фонд города насчитывал тогда немногим более 367 тысяч
квадратных метров. Три четверти населения Симбирска имели в среднем менее
чем по 3 квадратных метра жилья на человека. Причем подавляющее число
жителей обитало в наемных домах.
Нынешняя российская система ЖКХ сформировалась в 1918 и
последующие годы советской власти в результате стопроцентной
национализации городского жилья и всех объектов ЖКХ, переходе их в
государственную собственность и централизованное управление.
Небольшая электростанция, водопровод, четыре бани, паромный перевоз
через реку Волгу – таково коммунальное хозяйство Ульяновска в 1924 году.
К этому времени в городе насчитывалось 7823 здания из них в личной
собственности граждан – 6482. Общее число квартир было около 12,3 тысяч, из
них освещенных электричеством – 14%, обеспеченных водопроводом – 11%.
Начиная с 1927 года можно говорить о рождении коммунального
хозяйства города.
1. Водопровод. Протяженность водопроводной сети – 50 километров.
В день расходуется около 1100 кубометров воды. Тариф на воду – 30 копеек за
кубометр для потребителя и от 25 до 50 копеек для промышленных целей.
Доход от водопровода 1926-27 гг. – 163694 руб. 25 коп.
Расход – 123854 руб.00 коп.
2. Электростанция. Общая мощность – 530 кВт.
Доход от электростанции – 256205 руб. 00 коп.
Расход – 147335 руб. 09 коп.
3. Скотобойня и утилизационный завод.
4. Ассенизационный обоз (26 лошадей 12 бочек).
15
5. Бани. Четыре бани способны пропустить 3650 человек в день. Тариф
20-30 копеек с человека. Коммунальное хозяйство строится на принципе
самоокупаемости (см. Табл. 1.1).
Таблица 1.1- Сравнительная таблица расходов (руб.)3
1913 1925 -1926 1926 -1927
Расходы на
коммунальное
хозяйство
252 633,0
28,7%
318 381,0
27,1%
462 735,0
35%
Общие расходы
по городу
880170,0 1170711,0 1349 651,0
Доля коммунального хозяйства в расходах города составила:
в 1913 г. – 28,7%, в 1927 г. – 35%, в 1998 г. – 54%.
На одного жителя в месяц на нужды коммунального хозяйства
расходовалось: в 1913 году – 4руб.63 коп, в 1927 году – 6 руб.59 коп.
К 1998 году эта величина составила 145 руб.79 коп., из них возмещаемая
населением доля – 33,35 руб., что составляет 22,9% от общих затрат.
Практическое исчезновение всех видов собственности на жилье, кроме
общегосударственной и централизация управления рождает бесхозность
строений и ведет к сокращению их срока жизни.
В 1927 году в Ульяновске свыше 19000 кв. метров жилой площади
подлежит восстановлению.
В мировой практике основным источником получения средств являлась
квартирная плата. В СССР в двадцатые годы этот источник оказался
ограничен. Изданные в 1920 за подписью В. И. Ленина Декреты о всеобщей
3 Алексеев В. Справочная книга об Ульяновске. Финансовая база городского хозяйства. –
Ульяновский горсовет, 1927. – С. 86.
16
бесплатности жилья и коммунальных услуг сделали неплатежи привычным
явлением.
Вследствие малой платежеспособности квартиросъемщиков, 90%
заселенной площади оказывается не рентабельным. Эти обстоятельства
создают благоприятную почву для кооперирования жильца, который при
поддержке кредитных учреждений (Коммунальный банк), выдающий ссуды на
ремонт и строительство, останавливает опасность прогрессивного уменьшения
жилплощади.
Кроме квартплаты, кооперативам были даны некоторые дополнительные
источники. С 1924 года разрешена сдача в субаренду нежилых помещений,
часть _______которой передавалась в кассу кооператива.
Таблица 1.2 - Коммунальный бюджет Симбирска-Ульяновска
(в переводе на золотые рубли)4
Годы Поступило
доходов
Произведено расходов
1913 880170,0 880170,0
1919 136002,0 146112,0
Годы Поступило
доходов
Произведено
расходов
1920 85249,0 108860,0
1921 (за 9 мес.) 7318,0 34424,0
1922 26690,0 6301,0
1923 378840,0 328993,0
1924 614146,0 635970,0
Из таблицы 1.2 видно, что коммунальный бюджет в основном профицитен.
В послевоенные годы в Ульяновске, как и во всей стране, велось большое
строительство. Новые жилые массивы придали Ульяновску современный вид.
4 Статистический справочник по Ульяновской губернии. – Губстат бюро, 1925. – С. 161, 162.
17
Симбирск из захолустного города с полуразрушенными одноэтажными
деревянными домишками превратился в Ульяновск – крупный индустриальный
и культурный центр Среднего Поволжья.
В начале 60-х годов в городе стало развиваться кооперативное жилищное
строительство. На конец 1997 года общая площадь жилых помещений
жилищно-строительных кооперативов составила около 955 тыс. кв. м – 17,9% в
общем, жилищном фонде, а жилая – почти 676 тыс. кв. м.
Огромный размах строительства и задача дальнейшего повышения
благоустройства города потребовали соответствующего развития
коммунального хозяйства. По данным статистического наблюдения на начало
1998 года жилищный фонд города Ульяновска составил 12,4 млн\кв. м общей
площади, жилая площадь достигла 7,6 млн\кв. м. Жилищный фонд города
насчитывает около 20 тысяч жилых домов, из них 8,5% имеет пять и больше
этажей, 218 тысяч квартир, из них 210 тысяч (96%) – отдельных. Из общего
числа домов 83% приходится на долю частной собственности. К концу
1997 года территория Ульяновска увеличилась в 14 раз с 22 до 316 кв. км. За
период с 1913 года население выросло в 10 раз и в 1998 году составило 676 тыс.
человек.
Общая площадь жилищного фонда, оборудованного водопроводом
составляет 92%, канализацией – 90,9%, центральным отоплением – 95%,
ванными – 87%, горячим водоснабжением – 72%, газом – 57% и
38% –напольными плитами.
В 1997 году за счет всех источников финансирования в городе введено
162,4 тысячи кв. м. общей площади жилья. Население города с помощью
кредитов банков построило 174 жилых дома, общей площадью 3 тыс. кв. м.
В среднем на одного жителя города Ульяновска приходится 18 кв. м. жилой
площади.
В 70-х годах строительство водопровода велось на новой технической
основе. Мощность городского водопровода с пуском в 1962-1965 годах первой
18
очереди водозабора увеличилось с 40 тысяч до 95 тысяч кубометров воды в
сутки, а с завершением строительства второй очереди увеличилась еще на 50
тысяч кубометров. На начало 1998 года протяженность уличной водопроводной
сети составляет почти 694 км, а среднесуточная подача воды в сети выросла до
393 тысяч кубометров.
В городе наиболее экономичным видом топлива для домашнего хозяйства
является газ. Сжиженный газ вошел в быт населения города в 1957 году.
В 1960 году была построена газораздаточная станция единовременной
емкостью 900 кубометров сжиженного газа. Если в 1957 году число
газифицированных квартир в городе составляло всего 1003 квартиры, то в
1960 их было уже более 11 тысяч. По статистическим данным на начало
1998 года в Ульяновске газифицировано свыше 135 тысяч квартир или 62%, а
протяженность уличных газовых сетей составила 170, 1 км5.
Территория современного Ульяновска постепенно благоустраивается.
В 1997 году площадь усовершенствованных покрытий улиц, тротуаров,
площадей города превысила 6, 9 млн кв. м, а общая площадь всех зеленых
насаждений в пределах городской черты составляет более 4 тысяч гектар или
13% к общей площади городских земель.
Таблица 1.3 – Динамика развития жилищно-коммунального хозяйства
Симбирска-Ульяновска 6
Коммунальное хозяйство 1913 г. 1940 г. 1970 г. 1997 г.
Жилой фонд, тыс. кв. метров
общей площади
Оборудовано жилищного фонда,
в %
367,0
437,0
3779,2
12127,0
– водопроводом 16,2 60,3 72,3 91,5
– канализацией – 14,3 65,9 90,9
5 Госкомстат России. Ульяновский областной комитет государственной статистики. Прошлое
и настоящее Симбирска-Ульяновска. – Ульяновск, 1998. – С. 29, 30.
6 Там же – С. 7, 8.
19
Окончание табл. 1.3.
– центральным отоплением – 1,8 69,3 95,4
– газом – – 76,5 57,0
– электрическое освещение 14 – – 100,0
– напольным электроплитами – – – 38,0
Бани, ед. 4 9 14 21
Радиоточки'ED
, тыс. шт. – 5,0 80,0 423,7
Квартирные телефоны, шт. – 270 6553 77437
Жилищно-коммунальное хозяйство города Ульяновска представляет собой
сложный, хозяйственный многоотраслевой комплекс, обеспечивающий
жизнедеятельность населения и производственных объектов.
Чем же отличается ЖКХ двадцатых годов от современного? Во-первых,
многоукладной собственностью жилого фонда и психологическим отличием
жильцов (чувство собственника). Во-вторых, современной организацией и
проводимой политикой государственной власти (раздельное ведомственное
управление жилыми и нежилыми помещениями единого здания), что угрожает
сохранению строения. В-третьих, направлением жилищной политики
двадцатых заключалось в том, что при жестком дефиците доходной части
эксплуатации жилья основное внимание уделялось эффективности расходов. В
советское время сохранение системы централизованной эксплуатации зданий,
организации (ЖЭКи, РЭУ, ДЭЗы) не имеют собственных интересов в
результатах своей деятельности.
В современной России
ЖКХ – одна из крупнейших отраслей российской экономики. По данным
Минфина и Госкомстата России, расходы российского бюджета на жилищно-
коммунальное хозяйство сопоставимы с расходами на оборону и превышают
затраты на правоохранительную деятельность, госбезопасность _______и
госуправление.
В жилищно-коммунальном комплексе страны функционирует более
52000 предприятий, на которых работает 4,2 млн человек, обслуживающих
1092 города и 1872 поселка13.
Отрасль, основу которой составляет жилищный фонд страны (почти
2,9 млрд кв. м), имеет очень высокий удельный вес в основных фондах всей
экономики. Доля ЖКХ в основных фондах народного хозяйства составляет
24%. Это третий показатель, лишь немного уступающий транспорту (29,5%) и
промышленности (27,4%).
Проблемы ЖКХ – одни из самых чувствительных для населения страны.
Как и вся экономика страны, жилищно-коммунальная сфера значительно
деградировала в последние годы. Для ее поддержания в рабочем состоянии
сегодня требуется все больше средств. Тем не менее, в настоящее время более
двух третей из 52 тысяч предприятий, обслуживающих жилищно-
коммунальный комплекс, находятся на грани банкротства.
13 http://www. gks.ru/
33
Расход условного топлива на отопление 1 кв. м втрое больше, чем в
Норвегии и на севере Канады. Потребление воды – за счет потерь – выше в два
раза14. Согласно официальным данным Росстата, с 1993 по 2005 год стоимость
жилищно-коммунальных услуг увеличилась в 12 900 раз, а средняя зарплата -
лишь в 1140 раз.
Основные фонды теплоснабжения сегодня изношены на 60%,
электроснабжения – на 70%. В целом по России физический износ котельных
составляет 54,5%, водопровода – 65,3%, канализации – 62,5%, теплотрасс –
62,8%, трансформаторных подстанций – 57%, электросетей – 58,1%. Потери
воды и тепла в трубопроводах и теплосетях составляют от 20% до 40%.
Количество аварий на 100 км сетей увеличилось с 15-20 в середине 90-х годов
до 70 на сетях водоснабжения и канализации, до 200 – на сетях
теплоснабжения, потери тепла от станции до потребителя составляют
30 процентов. Около 30% основных фондов жилищно-коммунального
хозяйства уже полностью отслужили нормативные сроки. Только на
модернизацию сетей и генерирующих мощностей теплоснабжения РФ, по
оценкам Госстроя, сегодня необходимо около полутриллиона рублей.
В ЖКХ имеется около 200 тысяч котельных, потребляющих около
90 миллионов тонн условного топлива в год15. Сегодня в России в ветхих и
аварийных домах проживает почти три миллиона человек. Общая площадь
ветхого и аварийного жилья в России составляет 92 млн кв. метров. При этом с
1997 по настоящее время количество ветхого и аварийного жилья увеличилось
более чем вдвое.
После инвентаризации основных фондов, которую провел Госстрой,
выяснилось, что около 11% жилищного фонда (300 млн кв. м) нуждается в
неотложном капитальном ремонте и переоборудовании коммунальных квартир
для посемейного проживания, 9% (250 млн кв. м) нуждаются в реконструкции,
14 Черняк В. Проблемы жилищно-коммунального хозяйства // Жилищный национальный
приоритет: проблемы, решения, эффективность: сборник трудов. – М., 2006. – С. 88-89.
15 Там же. – С. 89.
34
3,2% жилищного фонда страны (88,7 млн кв. м) фактически непригодны для
проживания и подлежат сносу.
Жилье является важнейшим элементом семейной собственности,
определяющим фактором имущественного статуса семьи. В настоящий момент
в нашей стране в условиях обесценивания сбережений, жилье для многих семей
осталось единственно-ценным имуществом, стоимость которого тесно связана с
уровнем комфортности и наличием коммунальных удобств.
Создание комфортных условий проживания и качество предоставляемых
коммунальных услуг выявляется как потребность каждого человека в
отдельности и общества в целом. Отсюда и возникает необходимость в
реформировании системы ЖКХ, переход на совершенно другой уровень
взаимоотношений.
Так как ЖКХ во многом определяет социально-экономический потенциал
территорий, их инвестиционную привлекательность, то качество жизни
населения должно быть неразрывно связано с наличием благоустроенного
жилья.
Жилищный фонд России составляет 2,95 млрд кв. м общей площади16.
Средний уровень обеспеченности населения общей площадью, в расчете на
одного жителя России, в 3-5 раз ниже, чем в странах с развитой рыночной
экономикой. В результате проводимой политики приватизации жилья
гражданами произошли изменения в структуре собственности жилищного
фонда, формирования рынков жилья. Доля частного жилищного фонда по
Российской Федерации с 33% в 1990 году увеличился до 77,1% в 2006 году, на
долю государственного и муниципального жилищного фонда приходится
22,9%17.
Вместе с тем обеспеченность населения жильем остается низкой и имеет
заметные различия по регионам страны.
16 Фатахетдинова А. И. Текущая тарифная политика в регионах // ЖКХ. – 2006. – №12. –
С. 8.
17 Там же. – С. 8.
35
Если в среднем по России показатель обеспеченности жильем на одного
жителя на конец 2004 года равнялся 19,7 кв. м, в Мурманской области –
22,3 кв. м, в Псковской области – 23,0 кв. м., то, например, в республике Тыва –
12,6 кв. м, республике Ингушетия – 6,4 кв. м. (то есть ниже социальной нормы
жилья), в Ульяновской области – 21,1 кв. м, в Московской области –
24,0 кв. м18.
Лишь в Москве и некоторых других городах обеспеченность жильем
благодаря новому жилищному строительству увеличилась.
Таким образом, имеется дефицит жилья. Актуальность проблемы
обеспечения семей жильем связана, прежде всего:
– со значительным сокращением ввода нового жилья и его бесплатным
предоставлением;
– низким уровнем доходов основной массы семей;
– ростом тарифов на жилье и жилищно-коммунальные услуги;
– необходимостью капитального ремонта жилищ и его проведением в
условиях обесценивания накопленных для этого фондов;
– необходимостью срочного решения жилищных проблем семей,
оказавшихся в экстремальных условиях (беженцы, вынужденные переселенцы,
бомжи, военнослужащие и их семьи).
В 2005 году в очереди на получение жилья по РФ насчитывалось 3,3 млн
семей, а улучшили свои жилищные условия 151 тыс. семей, т. е. 4%
очередников. Ситуация не изменилась до настоящего времени.
Характерной особенностью современного социально-экономического положения в
России является глубокое расслоение населения по уровню доходов и, соответственно,
по потреблению материальных благ, в том числе и в жилищно-коммунальной сфере.
На первичном рынке жилья цена за 1 м. в среднем по Ульяновской области в
2006 году составила 12,1 тыс. рублей19, а на вторичном рынке – 12,3 тыс. рублей.
18 Регионы России. Госкомстат России. – М., 2001. – Том 2. – С. 112.
19 По данным материала Гендиректора АИЖК Александра Семеняка – О ценах на жилье //
Прямые инвестиции. – №8. – 2006. – С. 90.
36
Это говорит о том, что цена первичного рынка меньше цены вторичного.
В целом, ценовая динамика последних месяцев указывает на закрепление
существующих, на рынке тенденций. Это, в свою очередь, делает возможность
снижения цен в ближайшей перспективе маловероятной. Аналогичная
ситуация складывается на всей территории России. Большинство семей не
могут приобретать жилье по таким ценам. По данным министерства труда и
социального обеспечения почти 35,8 миллионов человек в России имеют
доходы ниже прожиточного минимума.
Важной проблемой остается недостаточная оснащенность жилья, его
качество. Около 20% городского жилищного фонда неблагоустроенно, а в
малых городах каждый второй дом не имеет инженерного обеспечения. Более
300 млн кв. м (11%) жилищного фонда нуждаются в неотложном капитальном
ремонте и переоборудовании коммунальных квартир в отдельные, 250 млн кв. м
(9%) – в реконструкции. При ежегодном нормативе 4-5% в среднем капитально
ремонтируются лишь 25,5 млн кв. м, или 0,9%. Объем ветхого и аварийного
жилья в период с 2002 по 2007 год увеличился с 50 млн кв. м. до 93 млн кв. м20.
Доля ветхого и аварийного жилищного фонда наиболее высока в
республиках Дагестан (26,0%), Ингушетия (23,3%), Коми (7,8%), Тыва (20,6%),
Саха (Якутия) (12,2%), Астраханской (11,5%), Магаданской (9,1%), Амурской
(7,7%), Калужской (7,1%) областях, Республике Алтай, Курганской и Тульской
областях (соответственно, по 6,3%), Кемеровской области (5,7%).
ЖКХ является самой энергоемкой отраслью страны. Коммунальная
энергетика потребляет более 20% электрической и около 45% тепловой
энергии, производимой в России. Дефицит мощностей источников тепловой
энергии составляет около 13 тыс. Гкал/час.
Одной из серьезных проблем ЖКХ признано крайне неудовлетворительное
техническое состояние действующих систем водоснабжения и канализации,
20 Проблемы ЖКХ решат к 2012 году // Коммунальщик. – 2007. – №8. – С. 4.
37
более 50% которых требуют полной замены. Поэтому на водопроводных и
канализационных сетях происходят прорывы, отключения и аварии, что
вызывает не только потери воды и перебои в водоснабжении, но и загрязнение
природной среды, а также нарушение санитарного благополучия населения.
Более чем в 100 крупных городах вода подается в дома по графику, при этом
четверть ее теряется.
В городах через коммунальные системы канализации очищается до
установленных нормативов только 30% стоков. Дефицит мощностей
канализационных сетей достигает 9 млн куб. м. в сутки (16,5%). Капитального
ремонта требуют 12% этих сетей, 50 тыс. км подземных коммуникаций
находятся в аварийном состоянии, 300 тыс. км требуют немедленного ремонта,
а денег на эти цели практически не выделяется21.
Мощность очистных сооружений используется на 69% от общей
установленной произво<
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!