Тема 1. Жилищно-коммунальное хозяйство — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Тема 1. Жилищно-коммунальное хозяйство

2019-11-11 254
Тема 1. Жилищно-коммунальное хозяйство 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Организация и управление жилищно-коммунальным

хозяйством (ЖКХ) является составной частью муниципальной науки, впервые

систематизированной профессором Л. А. Велиховым в 1926г. На основе этой

систематизации им был разработан в 1928 г. академический курс «Основы

городского хозяйства», в котором излагались основы муниципальной науки с

исторической, государственно-правовой, финансово-экономической и

технической сторон при одновременном освещении всех важнейших отделов

как экономики города и городского хозяйства, так и создаваемого ими

благоустройства, одной из основных отраслей народного хозяйства Российской

Федерации. Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой комплекс

подотраслей, призванных обеспечивать условия нормальной жизне-

деятельности населения и функционирования городских структур.

Потребность в жилище относится к числу первичных жизненных

потребностей человека. Основная функция жилища – обеспечить человеку

благоприятную среду обитания. По мере развития общества расширялись

функции жилища. Сегодня жилище – место ведения домашнего хозяйства,

общения, отдыха, семейного воспитания детей, нередко и место учебы,

трудовой и досуговой деятельности членов домохозяйства, место потребления

ими материальных и культурных благ, а также защиты человека от социальных

и информационных перегрузок.

В настоящее время в связи с демократизацией общества, появлением

местного самоуправления и зарождением рыночных отношений традиции

российской муниципальной науки возрождаются: появились научные работы

Т. М. Говоренковой, О. Е. Бессоновой, В. В. Бузырева, В. С. Чекалина,

В. И. Коробко и др.

6

Анализ литературы в области муниципальной науки свидетельствует о

том, что до сих пор в России понятие «жилищно-коммунальное хозяйство»

является неоднозначным.

С позиции современного подхода к динамической трактовке Л. А. Вели-

хова можно определить городское хозяйство как хозяйственную деятельность

городского округа с целью удовлетворения коллективных, общественных,

духовных потребностей населения.

В условиях рыночной экономики жилище выступает как товар

длительного пользования. Жилище, включенное в систему коммунального и

бытового обслуживания населения, составляет среду обитания человека,

определяющую качество жизни. Оно индуцирует широкий дополнительный

спрос (на мебель, посуду, бытовую технику и т. д.) и стимулирует развитие

многих отраслей экономики. Будучи дорогим товаром, жилье является одним

из важнейших факторов стимулирования сбережений населения, формирования

инвестиционных ресурсов.

Данное пособие основано на формировании теоретической и

методологической базы оценки надолго затянувшегося экономического кризиса

в сфере ЖКХ, обеспечение его устойчивого развития.

Разработка новых эффективных механизмов деятельности ЖК отрасли

является необходимым условием реализации жилищно-коммунальной

реформы, определенной как одно из направлений экономической реформы в

Российской Федерации.

7

Тема 1. ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Государственная система управления жилищно-коммунальным

Хозяйством

Днем основания служб Российского ЖКХ считают 16 января 1721 г., когда

Петр I передал функции «общественного благочиния» российской полиции. Он

называл полицию «душой гражданства и всех добрых порядков», связывая с

полицией понятия «благосостояния населения», запрещения «излишеств в

домовых расходах», «производства чистоты на улицах и в домах» и т. д.

Екатерина II ввела Полицейский Устав, в котором наряду с функциями,

возлагаемыми на полицию Наказом Петра I, определялись нравственные

качества государственных служащих.

В 1802 г. было создано Министерство внутренних дел и государственных

имуществ России (МВД). Департаментам этого министерства и его

исполнительным органам на местах были переданы все вопросы реальной

жизни, означенные в Наказах Петра I и Екатерины II. В МВД было три

полицейских вертикали: исполнительная, безопасности и хозяйственная.

Хозяйственная полиция отвечала за благоустройство и развитие российских

городов и являлась своеобразным инкубатором возникающих местных само-

управлений.

На протяжении первой половины XIX в. МВД было, по существу,

единственным хозяйственным органом России.

Постепенно в связи с деконцентрацией власти наблюдается постепенная

передача прав и имуществ властям городов. Так, в Москве с введением

городского самоуправления последовательность передачи прав управления

имуществом осуществлялась следующим образом:

1863 г. – земельное хозяйство и школы 1-й ступени;

1865 г. – мосты и набережные;

1866 г. – городская санитария;

8

1871 г. – городской водопровод;

1878 г. – замощение и очистка улиц, ночлежные дома и т. д.

В канун 1917 г. в России 50 % числа городов управлялось МВД, а в 50%

городов действовало общественное самоуправление.

Последующая хронология исторического формирования «высшей» сферы

государственного управления ЖКХ в России:

1917 г., ноябрь – создано Главное управление по делам местного хозяйства

НКВД. Во всех городах объявлена власть местного самоуправления, начался

период централизации управления местным хозяйством;

1917 г., декабрь – учрежден Комиссариат по местному самоуправлению с

целью объединения деятельности всех городских и земских учреждений;

1918 г., март – организован Отдел местного хозяйства НКВД. Начало

процесса «собирания коммун». Для четкого определения административных

единиц было предложено считать таковыми относительно автономные в

хозяйственном отношении территориальные общности населения, присвоив им

единое название «коммуна», независимо от их размера (губернии, уезды,

волости, города, деревни). Их хозяйственная деятельность была определена как

«коммунальное хозяйство», а отделы местных Советов, руководящие ими, были

названы коммунотделами;

1920 г., январь – создан Коммунальный отдел НКВД;

1921 г. – учреждено Главное управление коммунального хозяйства (ГУКХ)

НКВД РСФСР. Начинается активное вторжение вновь создаваемых органов в

среду управления жилищным фондом и установления цен на жилье. Новая

власть с 1918 г. активно конфисковывала у домовладельцев доходное жилье;

устанавливалась плата за жилье дифференцированно по «классовому

признаку». В 1919 г. от квартирной платы были освобождены семьи

красноармейцев, а в середине 1920 г. ввиду полного обесценивания рубля

операции по взиманию денег за жилье и коммунальные услуги перестали себя

окупать и квартирная плата с рабочих и советских служащих была отменена. За

9

этот период только в Москве обветшало и пришло в полную негодность

11,5 тыс. зданий, в том числе 6,8 тыс. жилых домов с более чем 40 тыс. квартир.

Таким образом, «бесплатность» и «ничейность» сделали свое разрушительное

дело;

1931 г. – создан Народный Комиссариат коммунального хозяйства РСФСР.

Основная цель – централизованное управление коммунальным хозяйством.

Начиная с 1921 г. делаются попытки восстановления платной системы

проживания в жилищном фонде, однако этот процесс проходит очень тяжело с

организационной и психологической точек зрения. Тем не менее повышение

квартирной платы относят к 1923 – 1925 гг., при этом квартирная плата

оставалась дифференцированной. Была предпринята попытка установления

«квартирного налога», т. е. налогового сбора в зависимости от дохода семьи.

Этот налог в России вводился трижды: в 1922, 1924, 1933 гг. В 1943 г. этот

налог был включен в состав подоходного налога;

1946 г. – организовано Министерство коммунального хозяйства (МКХ)

РСФСР;

1971 г. – создано Министерство жилищно-коммунального хозяйства

(МЖКХ) РСФСР;

1990 г. – создан Комитет ЖКХ при Совете Министров РСФСР;

1991 г. – учрежден Госкомитет РСФСР по ЖКХ;

1992 г. – Комитет ЖКХ введен в структуру Министерства строительства

РСФСР;

1993 г. – организован Комитет по муниципальному хозяйству Российской

Федерации;

1994 г. – образовано Министерство архитектуры, строительства и ЖКХ, в

настоящее время – Государственный комитет по строительству и жилищно-

коммунальному комплексу.

Приведенная хронология свидетельствует о значительных «колебаниях» в

высшей сфере государственной системы управления ЖКХ в России.

10

Одной из причин таких «колебаний», на наш взгляд, во всех случаях

является ситуация, вызванная необходимостью решения постоянно

накапливающихся проблем в ЖКХ, которую Правительство стремилось и

стремится решить «сверху».

Рассмотрим «колебания» в высшей сфере государственного управления

ЖКХ с позиций теории организации, менеджмента и теории систем.

С позиции менеджмента «колебания» в сфере управления ЖКХ

свидетельствуют практически об отсутствии в управлении «вертикали», а это в

свою очередь свидетельствует, что общесистемное свойство устойчивости и

самосохранения системы в целом нарушено. В данной ситуации аппарат

государственного управления «работает на себя», автономные ЖКХ работают

также «на себя», что свидетельствует о признаке системного «застоя», а

последнее – о нарушении обобщающего общесистемного правила основного

обмена.

Нарушен также общесистемный принцип «консервативности», так как в

данном случае совокупность однородных системных единиц (ЖКХ, входящих в

конкретное муниципальное хозяйство) не может образовать единое общее

целое.

Нарушен принцип соответствия распорядительства и подчинения, так как

у ЖКХ, входящих в муниципальное хозяйство, не один линейный руководитель

(что требует указанный принцип), а два: органы местного самоуправления и

Государственный комитет Российской Федерации по строительству и

жилищно-коммунальному комплексу.

Следовательно, при существующей в настоящее время методологии

государственного управления ЖКХ – эффективное управление ЖКХ

затруднительно.

Однако упомянутые общесистемные законы и принципы будут

выполнены, если в качестве базовой ячейки (центр «синхронизации») выбрать

автономную социально-экономическую систему (муниципальное хозяйство),

11

одной из функций которой является ЖКХ и из этих подсистем создать единую

государственную социально-экономическую систему, функционирование

которой с позиций теории организации и менеджмента вполне реально, ес-

тественно, при соблюдении принципов самоуправления системы и укреплении

финансовой и нормативно-правовой базы местного самоуправления.

Симбирска-Ульяновска

Самое раннее упоминание о проживающих в городе Симбирске относится

к 1678 году. Согласно описи 1678 года в городе Симбирске было 605 дворов и

проживало 1579 человек. Кроме того, на Симбирском посаде находились еще

дворы монастырей: Троице – Сергиева и Богоявленского, Костромского, но как

велико было их население в описи не упомянуто.

В 1783 году, т. е. через 135 лет со времени основания, в Симбирске

имелось 1,4 тысяч жилых домов, из них 6 каменных. В 1838 году было

39 каменных и 1855 деревянных домов. К 1861 году число их дошло до 3021,

причем каменных было уже 386. Затем после пожара 1864 года началась

усиленная постройка каменных домов, число которых к 1887 году достигло

646, при общем количестве построек 4072. Деревянным отметил город свое

250-летие (1898).

Из 4,3 тысяч домов каменных насчитывалось менее 20 процентов. Кроме

жилых домов в 1898 году в Симбирске было 2 монастыря, 3 собора,

11 приходских и 15 домовых церквей. Действовало 11 кладбищ1.

Симбирск был неблагоустроен. До пожара 1864 в Симбирске лишь в

дворянской части города имелось четыре шоссированных улицы. После пожара

начали усиленно мостить улицы, потому что тогда это обходилось недорого:

все работы производились арестантами, а в материал шел мусор и кирпич от

1 Госкомстат России. Ульяновский областной комитет государственной статистики. Прошлое

и настоящее Симбирска - Ульяновска. – Ульяновск, 1998. – С. 24.

12

сгоревших зданий. Большая часть капитала, полученная от городских доходов,

поглощается расходами по благоустройству города.

В 1863 году расходы на наружное благоустройство и содержание

имуществ составляли до 25% всех расходов города. Но даже в конце 19 и

начале 20 веков многие центральные улицы осенью и весной становились

непроезжими. Деревянные тротуары появились только в 40-х годах 19 столетия,

да и то лишь в центре города.

С ростом городов изменяются и формы собственности на жилье, а также

характер его использования. Долгое время в городе преобладает личная

собственность на дома, сам же дом предназначен в подавляющем большинстве

случае для личного проживания хозяина и его семьи, слуг и работников, а

также для его производственных нужд.

Наниматель берет на себя обязанность предоставить работнику жилье, а

для кратковременного проживания существуют трактиры и постоялые дворы,

для бедных и нуждающихся – приюты и ночлежки при Церкви.

В Симбирске существовала натуральная денежная повинность. Если

примем в основание одну натуральную повинность, лежащую исключительно

на обывателях, то отношение этой повинности, переведенной на деньги,

составит 1 рубль 87 копеек на одного обывателя. Расходы на натуральную

повинность равняются средним числом трети всех городских общественных

расходов. Как гласит летопись, повинность эта очень обременительна и многим

обывателям непосильна2.

В 1887 году городская управа и городская дума дали разрешение на

посадку деревьев за тротуарами. Точной даты, когда было введено освещение

нет, но известно, что в 1831 году смета города предусматривает содержание

375 уличных фонарей. Имеются сведения, что в 1840 году имелось 250 фонарей

на сурепном масле. В 1856 году – 258, использующих спирто-скипидарную

2 Собрание офицеров генерального штаба. Материалы для географии и статистики России. -

Симбирская губерния, 1868. – С. 687 - 688.

13

жидкость, с 1870 года – 400 фонарей работало на керосине и к 1895 году

количество фонарей, освещавших улицы города, достигло 900.

В 1913 году симбирская газета «Волжские вести» писала, что городское

самоуправление затратило 400 тысяч рублей на строительство электростанции,

но освещались лишь центральные улицы. Окраины по-прежнему оставались во

мраке.

По статистическим данным на 1 января 1998 года в городе Ульяновске

имеется 30176 светильников, а общая протяженность освещенных частей улиц,

проездов и набережных составляет 482 километра.

До появления водопровода жители Симбирска пользовались водой из реки

Свияги. Воду развозили бочками и продавали населению. В 1861 голу был

устроен водопровод для пожарных целей. В августе 1869 года братья Струве

начали строительство водопровода для населения из реки Свияга. Пятого июня

1872 года были открыты водопроводные разборные колодцы. В 1890 году город

приобрел водопровод в свою собственность, но он еще далеко не обеспечивал

потребность всего населения города.

По статистическому обследованию 1913 года, жилой фонд Симбирска с

его слободами состоял из 5598 жилых домов на 8280 квартир. Двух- и

трехэтажных домов было 668, каменных зданий – 477. Во всех каменных домах

имелась 1171 квартира, в среднем приходилось немногим более двух квартир

на каждый дом. Многие жилые помещения находились в ветхом состоянии.

Из общего количества жилья 1375 квартир, или около 17 процентов, были

подвальные и полуподвальные. Имелись землянки. Водопроводом были

оборудованы лишь 1344 квартиры (16,2%). Квартирная плата была высокой: в

подвалах и полуподвалах 7-10 рублей за кубическую сажень в год, в

неподвальных помещениях – до 15 рублей. За квартиры, оборудованные

водопроводом, плата взималась в полтора, два раза дороже.

Переход к мануфактурном производству, рост разделения труда и

массовое привлечение наемных работников в города приводят при возросшем

14

спросе на жилье к возникновению жилья, специально предназначенного для

сдачи внаем («доходного дома»). Более половины жилого фонда (56%)

сдавалось в аренду. Таким образом, в городах возникает и развивается

жилищный рынок.

Весь жилой фонд города насчитывал тогда немногим более 367 тысяч

квадратных метров. Три четверти населения Симбирска имели в среднем менее

чем по 3 квадратных метра жилья на человека. Причем подавляющее число

жителей обитало в наемных домах.

Нынешняя российская система ЖКХ сформировалась в 1918 и

последующие годы советской власти в результате стопроцентной

национализации городского жилья и всех объектов ЖКХ, переходе их в

государственную собственность и централизованное управление.

Небольшая электростанция, водопровод, четыре бани, паромный перевоз

через реку Волгу – таково коммунальное хозяйство Ульяновска в 1924 году.

К этому времени в городе насчитывалось 7823 здания из них в личной

собственности граждан – 6482. Общее число квартир было около 12,3 тысяч, из

них освещенных электричеством – 14%, обеспеченных водопроводом – 11%.

Начиная с 1927 года можно говорить о рождении коммунального

хозяйства города.

1. Водопровод. Протяженность водопроводной сети – 50 километров.

В день расходуется около 1100 кубометров воды. Тариф на воду – 30 копеек за

кубометр для потребителя и от 25 до 50 копеек для промышленных целей.

Доход от водопровода 1926-27 гг. – 163694 руб. 25 коп.

Расход – 123854 руб.00 коп.

2. Электростанция. Общая мощность – 530 кВт.

Доход от электростанции – 256205 руб. 00 коп.

Расход – 147335 руб. 09 коп.

3. Скотобойня и утилизационный завод.

4. Ассенизационный обоз (26 лошадей 12 бочек).

15

5. Бани. Четыре бани способны пропустить 3650 человек в день. Тариф

20-30 копеек с человека. Коммунальное хозяйство строится на принципе

самоокупаемости (см. Табл. 1.1).

Таблица 1.1- Сравнительная таблица расходов (руб.)3

1913 1925 -1926 1926 -1927

Расходы на

коммунальное

хозяйство

252 633,0

28,7%

318 381,0

27,1%

462 735,0

35%

Общие расходы

по городу

880170,0 1170711,0 1349 651,0

Доля коммунального хозяйства в расходах города составила:

в 1913 г. – 28,7%, в 1927 г. – 35%, в 1998 г. – 54%.

На одного жителя в месяц на нужды коммунального хозяйства

расходовалось: в 1913 году – 4руб.63 коп, в 1927 году – 6 руб.59 коп.

К 1998 году эта величина составила 145 руб.79 коп., из них возмещаемая

населением доля – 33,35 руб., что составляет 22,9% от общих затрат.

Практическое исчезновение всех видов собственности на жилье, кроме

общегосударственной и централизация управления рождает бесхозность

строений и ведет к сокращению их срока жизни.

В 1927 году в Ульяновске свыше 19000 кв. метров жилой площади

подлежит восстановлению.

В мировой практике основным источником получения средств являлась

квартирная плата. В СССР в двадцатые годы этот источник оказался

ограничен. Изданные в 1920 за подписью В. И. Ленина Декреты о всеобщей

3 Алексеев В. Справочная книга об Ульяновске. Финансовая база городского хозяйства. –

Ульяновский горсовет, 1927. – С. 86.

16

бесплатности жилья и коммунальных услуг сделали неплатежи привычным

явлением.

Вследствие малой платежеспособности квартиросъемщиков, 90%

заселенной площади оказывается не рентабельным. Эти обстоятельства

создают благоприятную почву для кооперирования жильца, который при

поддержке кредитных учреждений (Коммунальный банк), выдающий ссуды на

ремонт и строительство, останавливает опасность прогрессивного уменьшения

жилплощади.

Кроме квартплаты, кооперативам были даны некоторые дополнительные

источники. С 1924 года разрешена сдача в субаренду нежилых помещений,

часть _______которой передавалась в кассу кооператива.

Таблица 1.2 - Коммунальный бюджет Симбирска-Ульяновска

(в переводе на золотые рубли)4

Годы Поступило

доходов

Произведено расходов

1913 880170,0 880170,0

1919 136002,0 146112,0

Годы Поступило

доходов

Произведено

расходов

1920 85249,0 108860,0

1921 (за 9 мес.) 7318,0 34424,0

1922 26690,0 6301,0

1923 378840,0 328993,0

1924 614146,0 635970,0

Из таблицы 1.2 видно, что коммунальный бюджет в основном профицитен.

В послевоенные годы в Ульяновске, как и во всей стране, велось большое

строительство. Новые жилые массивы придали Ульяновску современный вид.

4 Статистический справочник по Ульяновской губернии. – Губстат бюро, 1925. – С. 161, 162.

17

Симбирск из захолустного города с полуразрушенными одноэтажными

деревянными домишками превратился в Ульяновск – крупный индустриальный

и культурный центр Среднего Поволжья.

В начале 60-х годов в городе стало развиваться кооперативное жилищное

строительство. На конец 1997 года общая площадь жилых помещений

жилищно-строительных кооперативов составила около 955 тыс. кв. м – 17,9% в

общем, жилищном фонде, а жилая – почти 676 тыс. кв. м.

Огромный размах строительства и задача дальнейшего повышения

благоустройства города потребовали соответствующего развития

коммунального хозяйства. По данным статистического наблюдения на начало

1998 года жилищный фонд города Ульяновска составил 12,4 млн\кв. м общей

площади, жилая площадь достигла 7,6 млн\кв. м. Жилищный фонд города

насчитывает около 20 тысяч жилых домов, из них 8,5% имеет пять и больше

этажей, 218 тысяч квартир, из них 210 тысяч (96%) – отдельных. Из общего

числа домов 83% приходится на долю частной собственности. К концу

1997 года территория Ульяновска увеличилась в 14 раз с 22 до 316 кв. км. За

период с 1913 года население выросло в 10 раз и в 1998 году составило 676 тыс.

человек.

Общая площадь жилищного фонда, оборудованного водопроводом

составляет 92%, канализацией – 90,9%, центральным отоплением – 95%,

ванными – 87%, горячим водоснабжением – 72%, газом – 57% и

38% –напольными плитами.

В 1997 году за счет всех источников финансирования в городе введено

162,4 тысячи кв. м. общей площади жилья. Население города с помощью

кредитов банков построило 174 жилых дома, общей площадью 3 тыс. кв. м.

В среднем на одного жителя города Ульяновска приходится 18 кв. м. жилой

площади.

В 70-х годах строительство водопровода велось на новой технической

основе. Мощность городского водопровода с пуском в 1962-1965 годах первой

18

очереди водозабора увеличилось с 40 тысяч до 95 тысяч кубометров воды в

сутки, а с завершением строительства второй очереди увеличилась еще на 50

тысяч кубометров. На начало 1998 года протяженность уличной водопроводной

сети составляет почти 694 км, а среднесуточная подача воды в сети выросла до

393 тысяч кубометров.

В городе наиболее экономичным видом топлива для домашнего хозяйства

является газ. Сжиженный газ вошел в быт населения города в 1957 году.

В 1960 году была построена газораздаточная станция единовременной

емкостью 900 кубометров сжиженного газа. Если в 1957 году число

газифицированных квартир в городе составляло всего 1003 квартиры, то в

1960 их было уже более 11 тысяч. По статистическим данным на начало

1998 года в Ульяновске газифицировано свыше 135 тысяч квартир или 62%, а

протяженность уличных газовых сетей составила 170, 1 км5.

Территория современного Ульяновска постепенно благоустраивается.

В 1997 году площадь усовершенствованных покрытий улиц, тротуаров,

площадей города превысила 6, 9 млн кв. м, а общая площадь всех зеленых

насаждений в пределах городской черты составляет более 4 тысяч гектар или

13% к общей площади городских земель.

Таблица 1.3 – Динамика развития жилищно-коммунального хозяйства

Симбирска-Ульяновска 6

Коммунальное хозяйство 1913 г. 1940 г. 1970 г. 1997 г.

Жилой фонд, тыс. кв. метров

общей площади

Оборудовано жилищного фонда,

в %

367,0

437,0

3779,2

12127,0

– водопроводом 16,2 60,3 72,3 91,5

– канализацией – 14,3 65,9 90,9

5 Госкомстат России. Ульяновский областной комитет государственной статистики. Прошлое

и настоящее Симбирска-Ульяновска. – Ульяновск, 1998. – С. 29, 30.

6 Там же – С. 7, 8.

19

Окончание табл. 1.3.

– центральным отоплением – 1,8 69,3 95,4

– газом – – 76,5 57,0

– электрическое освещение 14 – – 100,0

– напольным электроплитами – – – 38,0

Бани, ед. 4 9 14 21

Радиоточки'ED
, тыс. шт. – 5,0 80,0 423,7

Квартирные телефоны, шт. – 270 6553 77437

Жилищно-коммунальное хозяйство города Ульяновска представляет собой

сложный, хозяйственный многоотраслевой комплекс, обеспечивающий

жизнедеятельность населения и производственных объектов.

Чем же отличается ЖКХ двадцатых годов от современного? Во-первых,

многоукладной собственностью жилого фонда и психологическим отличием

жильцов (чувство собственника). Во-вторых, современной организацией и

проводимой политикой государственной власти (раздельное ведомственное

управление жилыми и нежилыми помещениями единого здания), что угрожает

сохранению строения. В-третьих, направлением жилищной политики

двадцатых заключалось в том, что при жестком дефиците доходной части

эксплуатации жилья основное внимание уделялось эффективности расходов. В

советское время сохранение системы централизованной эксплуатации зданий,

организации (ЖЭКи, РЭУ, ДЭЗы) не имеют собственных интересов в

результатах своей деятельности.

В современной России

ЖКХ – одна из крупнейших отраслей российской экономики. По данным

Минфина и Госкомстата России, расходы российского бюджета на жилищно-

коммунальное хозяйство сопоставимы с расходами на оборону и превышают

затраты на правоохранительную деятельность, госбезопасность _______и

госуправление.

В жилищно-коммунальном комплексе страны функционирует более

52000 предприятий, на которых работает 4,2 млн человек, обслуживающих

1092 города и 1872 поселка13.

Отрасль, основу которой составляет жилищный фонд страны (почти

2,9 млрд кв. м), имеет очень высокий удельный вес в основных фондах всей

экономики. Доля ЖКХ в основных фондах народного хозяйства составляет

24%. Это третий показатель, лишь немного уступающий транспорту (29,5%) и

промышленности (27,4%).

Проблемы ЖКХ – одни из самых чувствительных для населения страны.

Как и вся экономика страны, жилищно-коммунальная сфера значительно

деградировала в последние годы. Для ее поддержания в рабочем состоянии

сегодня требуется все больше средств. Тем не менее, в настоящее время более

двух третей из 52 тысяч предприятий, обслуживающих жилищно-

коммунальный комплекс, находятся на грани банкротства.

13 http://www. gks.ru/

33

Расход условного топлива на отопление 1 кв. м втрое больше, чем в

Норвегии и на севере Канады. Потребление воды – за счет потерь – выше в два

раза14. Согласно официальным данным Росстата, с 1993 по 2005 год стоимость

жилищно-коммунальных услуг увеличилась в 12 900 раз, а средняя зарплата -

лишь в 1140 раз.

Основные фонды теплоснабжения сегодня изношены на 60%,

электроснабжения – на 70%. В целом по России физический износ котельных

составляет 54,5%, водопровода – 65,3%, канализации – 62,5%, теплотрасс –

62,8%, трансформаторных подстанций – 57%, электросетей – 58,1%. Потери

воды и тепла в трубопроводах и теплосетях составляют от 20% до 40%.

Количество аварий на 100 км сетей увеличилось с 15-20 в середине 90-х годов

до 70 на сетях водоснабжения и канализации, до 200 – на сетях

теплоснабжения, потери тепла от станции до потребителя составляют

30 процентов. Около 30% основных фондов жилищно-коммунального

хозяйства уже полностью отслужили нормативные сроки. Только на

модернизацию сетей и генерирующих мощностей теплоснабжения РФ, по

оценкам Госстроя, сегодня необходимо около полутриллиона рублей.

В ЖКХ имеется около 200 тысяч котельных, потребляющих около

90 миллионов тонн условного топлива в год15. Сегодня в России в ветхих и

аварийных домах проживает почти три миллиона человек. Общая площадь

ветхого и аварийного жилья в России составляет 92 млн кв. метров. При этом с

1997 по настоящее время количество ветхого и аварийного жилья увеличилось

более чем вдвое.

После инвентаризации основных фондов, которую провел Госстрой,

выяснилось, что около 11% жилищного фонда (300 млн кв. м) нуждается в

неотложном капитальном ремонте и переоборудовании коммунальных квартир

для посемейного проживания, 9% (250 млн кв. м) нуждаются в реконструкции,

14 Черняк В. Проблемы жилищно-коммунального хозяйства // Жилищный национальный

приоритет: проблемы, решения, эффективность: сборник трудов. – М., 2006. – С. 88-89.

15 Там же. – С. 89.

34

3,2% жилищного фонда страны (88,7 млн кв. м) фактически непригодны для

проживания и подлежат сносу.

Жилье является важнейшим элементом семейной собственности,

определяющим фактором имущественного статуса семьи. В настоящий момент

в нашей стране в условиях обесценивания сбережений, жилье для многих семей

осталось единственно-ценным имуществом, стоимость которого тесно связана с

уровнем комфортности и наличием коммунальных удобств.

Создание комфортных условий проживания и качество предоставляемых

коммунальных услуг выявляется как потребность каждого человека в

отдельности и общества в целом. Отсюда и возникает необходимость в

реформировании системы ЖКХ, переход на совершенно другой уровень

взаимоотношений.

Так как ЖКХ во многом определяет социально-экономический потенциал

территорий, их инвестиционную привлекательность, то качество жизни

населения должно быть неразрывно связано с наличием благоустроенного

жилья.

Жилищный фонд России составляет 2,95 млрд кв. м общей площади16.

Средний уровень обеспеченности населения общей площадью, в расчете на

одного жителя России, в 3-5 раз ниже, чем в странах с развитой рыночной

экономикой. В результате проводимой политики приватизации жилья

гражданами произошли изменения в структуре собственности жилищного

фонда, формирования рынков жилья. Доля частного жилищного фонда по

Российской Федерации с 33% в 1990 году увеличился до 77,1% в 2006 году, на

долю государственного и муниципального жилищного фонда приходится

22,9%17.

Вместе с тем обеспеченность населения жильем остается низкой и имеет

заметные различия по регионам страны.

16 Фатахетдинова А. И. Текущая тарифная политика в регионах // ЖКХ. – 2006. – №12. –

С. 8.

17 Там же. – С. 8.

35

Если в среднем по России показатель обеспеченности жильем на одного

жителя на конец 2004 года равнялся 19,7 кв. м, в Мурманской области –

22,3 кв. м, в Псковской области – 23,0 кв. м., то, например, в республике Тыва –

12,6 кв. м, республике Ингушетия – 6,4 кв. м. (то есть ниже социальной нормы

жилья), в Ульяновской области – 21,1 кв. м, в Московской области –

24,0 кв. м18.

Лишь в Москве и некоторых других городах обеспеченность жильем

благодаря новому жилищному строительству увеличилась.

Таким образом, имеется дефицит жилья. Актуальность проблемы

обеспечения семей жильем связана, прежде всего:

– со значительным сокращением ввода нового жилья и его бесплатным

предоставлением;

– низким уровнем доходов основной массы семей;

– ростом тарифов на жилье и жилищно-коммунальные услуги;

– необходимостью капитального ремонта жилищ и его проведением в

условиях обесценивания накопленных для этого фондов;

– необходимостью срочного решения жилищных проблем семей,

оказавшихся в экстремальных условиях (беженцы, вынужденные переселенцы,

бомжи, военнослужащие и их семьи).

В 2005 году в очереди на получение жилья по РФ насчитывалось 3,3 млн

семей, а улучшили свои жилищные условия 151 тыс. семей, т. е. 4%

очередников. Ситуация не изменилась до настоящего времени.

Характерной особенностью современного социально-экономического положения в

России является глубокое расслоение населения по уровню доходов и, соответственно,

по потреблению материальных благ, в том числе и в жилищно-коммунальной сфере.

На первичном рынке жилья цена за 1 м. в среднем по Ульяновской области в

2006 году составила 12,1 тыс. рублей19, а на вторичном рынке – 12,3 тыс. рублей.

18 Регионы России. Госкомстат России. – М., 2001. – Том 2. – С. 112.

19 По данным материала Гендиректора АИЖК Александра Семеняка – О ценах на жилье //

Прямые инвестиции. – №8. – 2006. – С. 90.

36

Это говорит о том, что цена первичного рынка меньше цены вторичного.

В целом, ценовая динамика последних месяцев указывает на закрепление

существующих, на рынке тенденций. Это, в свою очередь, делает возможность

снижения цен в ближайшей перспективе маловероятной. Аналогичная

ситуация складывается на всей территории России. Большинство семей не

могут приобретать жилье по таким ценам. По данным министерства труда и

социального обеспечения почти 35,8 миллионов человек в России имеют

доходы ниже прожиточного минимума.

Важной проблемой остается недостаточная оснащенность жилья, его

качество. Около 20% городского жилищного фонда неблагоустроенно, а в

малых городах каждый второй дом не имеет инженерного обеспечения. Более

300 млн кв. м (11%) жилищного фонда нуждаются в неотложном капитальном

ремонте и переоборудовании коммунальных квартир в отдельные, 250 млн кв. м

(9%) – в реконструкции. При ежегодном нормативе 4-5% в среднем капитально

ремонтируются лишь 25,5 млн кв. м, или 0,9%. Объем ветхого и аварийного

жилья в период с 2002 по 2007 год увеличился с 50 млн кв. м. до 93 млн кв. м20.

Доля ветхого и аварийного жилищного фонда наиболее высока в

республиках Дагестан (26,0%), Ингушетия (23,3%), Коми (7,8%), Тыва (20,6%),

Саха (Якутия) (12,2%), Астраханской (11,5%), Магаданской (9,1%), Амурской

(7,7%), Калужской (7,1%) областях, Республике Алтай, Курганской и Тульской

областях (соответственно, по 6,3%), Кемеровской области (5,7%).

ЖКХ является самой энергоемкой отраслью страны. Коммунальная

энергетика потребляет более 20% электрической и около 45% тепловой

энергии, производимой в России. Дефицит мощностей источников тепловой

энергии составляет около 13 тыс. Гкал/час.

Одной из серьезных проблем ЖКХ признано крайне неудовлетворительное

техническое состояние действующих систем водоснабжения и канализации,

20 Проблемы ЖКХ решат к 2012 году // Коммунальщик. – 2007. – №8. – С. 4.

37

более 50% которых требуют полной замены. Поэтому на водопроводных и

канализационных сетях происходят прорывы, отключения и аварии, что

вызывает не только потери воды и перебои в водоснабжении, но и загрязнение

природной среды, а также нарушение санитарного благополучия населения.

Более чем в 100 крупных городах вода подается в дома по графику, при этом

четверть ее теряется.

В городах через коммунальные системы канализации очищается до

установленных нормативов только 30% стоков. Дефицит мощностей

канализационных сетей достигает 9 млн куб. м. в сутки (16,5%). Капитального

ремонта требуют 12% этих сетей, 50 тыс. км подземных коммуникаций

находятся в аварийном состоянии, 300 тыс. км требуют немедленного ремонта,

а денег на эти цели практически не выделяется21.

Мощность очистных сооружений используется на 69% от общей

установленной произво<


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.