Назовите методы диагностики и развития внимания обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста (по выбору обучающегося) — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Назовите методы диагностики и развития внимания обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста (по выбору обучающегося)

2019-11-11 226
Назовите методы диагностики и развития внимания обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста (по выбору обучающегося) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

-Методика «Корректурная проба» (тест Бурдона) предназначена для изучения степени концентрации и устойчивости внимания. Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.

-Методика «Таблицы Шульте» предназначена для определения устойчивости внимания и динамики работоспособности. Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.

-Методика Горбова «Красно-черная таблица» призвана оценить переключение и распределение внимания. Исследование проводится с помощью специальных бланков, на которых 25 красных и 24 черных числа. Испытуемый должен вначале отыскать черные числа в порядке возрастания, затем красные числа в убывающем порядке.

Третье задание заключается в попеременном поиске черных чисел в возрастающем и красных чисел в убывающем порядке. Основной показатель – время выполнения.

Первые два задания выполняются с использованием одного бланка, третье задание – на другом бланке.

-Методика изучения уровня внимания (предложена П.Я.Гальпериным и С.Л.Кабылицкой) направлена на изучения уровня внимания и самоконтроля школьников 3-5 классов. Ребёнок 3 – 5 классов получают инструкцию «Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой». Исследователь фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее). Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.

-Методика «Интеллектуальная лабильность» предназначена для диагностики переключения внимания. Методика состоит из ряда нескольких несложных заданий, которые зачитываются экспериментатором. На решение каждого задания отводится от 3 до 5 секунд. Ответы испытуемого фиксируются на специальном бланке

Исследования устойчивости внимания были вызваны потребностями практики, в частности, поиском условий безаварийной работы, снижения травматизма, повышения производительности труда. Выбор того или иного экспериментального метода исследования внимания обусловлен тем, какой именно вид внимания подлежит изучению. При определении устойчивости непроизвольного внимания чаще всего используют аппаратные методы, а при исследовании произвольного внимания обязательным условием является учет активности самого субъекта. Устойчивость внимания обычно изучается в процессе длительной зрительно напряженной работы (не менее 10 мин). Наиболее распространенным стимульным материалом являются различные корректурные таблицы. В процессе выполнения задания испытуемый по сигналу экспериментатора отмечает объем работы, проделанной за каждую минуту. Показателем устойчивости внимания служит динамика эффективности деятельности испытуемого на протяжении всего времени исследования. Обычно в качестве основного критерия используется производительность (количество просмотренных строк или знаков), а качество работы (количество допущенных ошибок) выступает как дополнительный показатель.        Для изучения концентрации внимания используют различного рода корректурные таблицы (цифровые, буквенные, с кольцами Ландольдта, с простейшими геометрическими фигурами), в которых требуется в течение 5 – 10 мин отыскивать и вычеркивать заданные экспериментатором знаки. Показателем хорошей концентрации при этом выступает минимальное количество допущенных ошибок. Второй способ диагностики концентрации внимания основан на применении сенсомоторных проб типа лабиринтов и перепутанных линий.           

Таким образом, можно сделать вывод, диагностика внимания у младших школьников сводится к рассмотрению каждого свойства своим методом и методиками. Их довольно много и исходя из этого нам необходимо создать комплекс методик, который исследует все свойства внимания. Так мы создадим целостный подход, который позволит нам исследовать все «стороны» внимания. Крайне важно подобрать правильно методики, от этого будет зависеть полученный нами результат.


 

Билет.

1. Формы организации образовательной деятельности как проблема психодидактики.

Понятие «форма организации учебной деятельности». Психологические особенности классно-урочной формы организации учебной деятельности. Проблема совместной учебной деятельности. Индивидуальное обучение.

 

Поскольку проблематике форм организации учебной деятельности уделено особое внимание в работах педагогов, обратимся к их идеям. Понятие "форма организации учебной деятельности", по общему признанию, трудно поддается определению, поэтому его обычно характеризуют через описание основных признаков. К ним относятся:

· – характер связи между педагогом и учащимися на занятии;

· – группировка учащихся на занятии;

· – специфика их деятельности;

· – место проведения занятия;

· – режим его проведения.

В официальной истории отечественной психолого-педагогической науки принято считать, что существует три основных способа организации обучения:

· 1) "индивидуальный" – господствовал до XVII в.;

· 2) "коллективный" – имеется в виду обычно класс поурочная система" (Я. А. Коменский, И. Штурм и др.);

· 3) "групповой" – способ, утвердившийся в 1920– 1930-х гг. (Р. Кузине, С. Френе, П. Эстрейх и др.).

Этой точки зрения придерживаются многие отечественные и зарубежные педагоги-исследователи (С. П. Баранов, Ч. Куписевич, И. Ф. Харламов и др.), но существуют и другие представления. Одним из самых интересных вариантов решения данной проблемы является выделение основных исторических стадий развития организационной структуры учебного процесса, предложенное В. К. Дьяченко. Проведенный им исторический анализ не только систематизирует то, что было создано в этой сфере, но и, что особенно важно, дает возможность заглянуть в будущее, увидеть некоторые перспективы. Им выделено три, как он сам их называет, "общественно-исторических способа организации процесса обучения":

· 1) индивидуальный способ обучения;

· 2) групповой способ обучения;

· 3) коллективный способ обучения.

В своем фундаментальном труде «Теория развивающего обучения» В.В. Давыдов в1996 году соотноситразвивающее обучение с психодидактикой:«Понятие развивающего обучения –психолого-дидактическое и относится к той области, которую целесообразно было бы называтьпсиходидактикой,разрабатывающей полидисциплинарные проблемы».

Классно-урочная система обучения – организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются для проведения занятий в коллективы, сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно учебного года), – классы, а ведущей формой обучения является урок. Особенности и признаки классно-урочной системы обучения:

· основной единицей дидактического цикла и формой организации обучения является урок;

· урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, и все учащиеся работают под руководством учителя;

· ведущая роль учителя состоит не только в организации процесса передачи и усвоения учебного материала, но и в оценке результатов учебы учащихся и уровня обученности каждого ученика, а также в принятии решения о переводе учащихся в следующий класс по своей дисциплине в конце года;

· класс — это основная организационная форма объединения учащихся приблизительно одного возраста и уровня подготовки (как правило, состав класса почти не изменяется);

· класс работает по единому учебному плану и программам согласно школьному расписанию учебных занятий;

· для всех учащихся занятия начинаются строго по расписанию в заранее определенные часы дня;

· учебный год определяется учебными четвертями и каникулами; каждый учебный день определяется количеством уроков по расписанию и временем на перерывы между занятиями;

· учебный год заканчивается итоговой отчетной работой (экзаменом или контрольной) по каждой учебной дисциплине;

· обучение в школе заканчивается сдачей выпускных экзаменов.

Урок традиционно является основной формой обучения. Он представляет собой завершенный, целостный элемент как во временном, так и организационном отношении в системе учебно-воспитательного процесса. Представляет собой универсальную систему взаимодействия учителя и учащихся, работающую на усвоение знаний, приобретение умений и навыков, развитие их способностей, нравственно-духовное и физическое совершенство. Урок – это дидактическая конструкция, в которой в единстве и взаимосвязи представлены цель и результат, организационная форма и содержание, субъект и объект общения, личностные и профессиональные качества учителя, его мастерство и творчество, процесс и методическое обеспечение, предназначенные для реализации целей и задач обучения, развития и воспитания.

В педагогической науке существуют различные мнения о преимуществах и недочетах классно-урочной системы, например выделяют такие преимущества и недочеты:

Понятие о совместной учебной деятельности является одним из ключевых в разработанной В. В. Давыдовым теории учебной деятельности. Разработка этого понятия связана с обоснованием условий генеза учебно-познавательного действия, а в итоге с организацией нового содержания и методов обучения. В то же время понятие о совместной учебной деятельности важно включить в контекст проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения как наиболее разработанной в современной психологической науке. В данном контексте глубже раскрывается содержание понятия "совместная учебная деятельность".

Исследование социальных взаимодействий и обучения - это направление в психологической науке, основанное на понимании социальной ситуации как ситуации развития, определяющими для которой являются сами способы взаимодействия. Последние создают предпосылки для ближайших достижений учащихся, в связи с чем эффект обучения в системе "учитель - ученик" будет зависеть от того, как организована их совместная деятельность. В экспериментальном плане проблема представлена в исследовании эффективности взаимодействий между парами сверстников в процессе решения задач, исследовании особенностей организации совместной учебной работы в классе (учитель - ученик - группа учащихся), а также в изучении влияния на развитие детей использования в групповой работе компьютеров. Эти области экспериментального исследования роли социальных взаимодействий в процессе обучения и полученные данные о своеобразии совместной учебной деятельности составляют ядро новой социально-генетической психологии взаимодействий и новой педагогической практики, отличающейся от традиционной как содержанием, так и методами организации учебной деятельности.

Очень часто начало обучения в школе становится настоящим испытанием, как для школьника, так и для его родителей. Море детских слез и родительских нервов потрачены в попытках осилить не до конца понятый на уроке учебный материал и приготовить домашнее задание. Когда школьная программа упорно не поддается пониманию, ребенок смиряется со своим положением отстающего и теряет интерес к учебе. Все больше школ используют в своей работе индивидуально дифференцированный подход в обучении, основанный на особом подходе к каждому ученику. Но все же, количество учеников в классе таково, что при всем своем желании учитель не может уделить достаточное времени каждому. Многие дети не в состоянии обучаться наравне с остальными в силу своих психофизических особенностей: недостаточного развития речевого аппарата, нарушений зрения и слуха, аутичности и т.п. Родители же стремятся сначала решить проблемы со здоровьем, надеясь, что со временем ребенок наверстает учебный материал. Но в реальности выходит по-другому – пропустив основы, ребенок не в состоянии усвоить более сложные знания. Выходом в данной ситуации может служить перевод ребенка на индивидуальную форму обучения. Индивидуальное обучение аналогично обучению в школе, с той лишь разницей, что в данном случае внимание учителя полностью посвящено одному ученику, давая возможность более глубоко раскрыть предмет, больше времени уделив непонятному и не останавливаясь надолго на легко доступном. Получая знания один на один с преподавателем, ученик не стесняется задавать вопросы, более тщательно выполняет задания, не имея возможности спрятаться за спинами одноклассников, и в итоге получает более глубокие знания.

Теории личности Личность и ее трактовка в различных психологических теориях. Проблема личности в психологии. Психодинамическая теория личности. Аналитическая теория личности. Гуманистическая теория личности. Когнитивная теория личности. Поведенческая теория личности. Деятельностная теория личности. Диспозициональная теория личности.

Б.Г. Ананьев выделил в системе человекознания четыре основных понятий: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.

Понятие индивид имеет двойственную трактовку. С одной стороны термин «индивид» обозначает нераздельное существо, выступающее как единое целое. С другой стороны, индивид – отдельный представитель человеческой общности. Эти качества индивида проявляются затем на высшем уровне интеграции субъекта – в его индивидуальности – как уникальные, присущие только данному конкретному человеку свойства, и как его целостная характеристика.

Индивидуальный уровень свойств – половозрастные и конституциональные особенности – принято считать безличными предпосылками развития субъекта.

Основными характеристиками индивида являются:

- индивид как представитель своего рода характеризуется включенностью в группы, объединенные как по биологическим (пол, возраст, раса) и собственно психологическим (типовые характеристики психических процессов), так и по социальным признакам (культурная и профессиональная идентичность, социально-экономический статус);

- трансформация безличных предпосылок в свойства, обнаруживающие личностную детерминацию.

Промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность» занимает понятие «субъект деятельности». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека.

Личность – психологический носитель социальных свойств. «Индивид» и «личность» – это формально-логически равнозначные понятия, относящиеся к одному и тому же классу объектов, хотя в каждом из них раскрываются разные признаки субъекта взаимодействия с миром. Понятие «личность»

фиксирует те признаки, которые определяются принадлежностью индивида к обществу. Источники индивидуальности человеческой личности заключаются в специфике нервной системы и в социальной организации.

Индивидуальность – интегральная биопсихосоциальная характеристика человека. Индивидуальность определяется как целостное образование, при котором само понятие индивидуальность также условно как и понятия «личность», «индивид».

Индивидуальность понимается как совокупность различных свойств – от биохимических и нейрофизиологических до творческого самовыражения. Индивидуальность как уникальный целостный феномен является интегралом всех уровней внутреннего и внешнего взаимодействия субъекта с миром и включает в себя процессы дифференциации и координации. Именно индивидуальность человека, анализируемого в качестве субъекта взаимодействия с миром, и является предметом дифференциально-психологического исследования. Для составления целостной характеристики индивидуальности необходим учет всех аспектов – от интраиндивидуальной изменчивости до группового статуса; от биологических характеристик человека как организма до содержательного анализа различий во внутреннем мире личности.

Понятие «личность» и «индивидуальность», с точки зрения отечественной психологии, не совпадают. С одной точки зрения, которая чаще представлена в Санкт-Петербургской школе психологии, индивидуальность объединяет в себе те биологические и социальные особенности человека, которые делают его непохожим на других людей, т.е. понятие «индивидуальность» с этой позиции представляется более широким, чем понятие «личность». С точки зрения Московской школы психологии понятие «индивидуальность» рассматривается как самое узкое в структуре человеческой организации, объединяющее лишь относительно небольшую группу качеств. Общим в данных подходах является то, что понятие «личность» включает в себя прежде всего качества человека, появляющиеся на социальном уровне в ходе формирования социальных отношений и связей человека.

Теория личности А.Н. Леонтьева (это и есть деятельностная теория личности). С конца 70-х гг. развивается концепция системного подхода, в рамках которого оформляется учение о личности А.Н. Леонтьева. Личность, по мнению А.Н. Леонтьева, - это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятельностей создает основание личности, формирование которой происходит в процессе социального развития (онтогенеза). К понятию «личность» А.Н. Леонтьев не относил генотипически обусловленные особенности человека – физическую конституцию, тип нервной системы, темперамент, биологические потребности, аффективность, природные задатки, а также прижизненно приобретенные знания, умения и навыки. Все характеристики человека А.Н. Леонтьев делил на индивидные и личностные. По его мнению, индивидные свойства, в том числе генетически обусловленные, могут многократно меняться в ходе жизни человека. Но от этого они не становятся личностными, потому что личность не есть обогащенный предшествующим опытом индивид. Свойства индивида не переходят в свойства личности. Даже трансформированные они так и остаются индивидуальными свойствами, не определяя складывающейся личности, а оставляя лишь предпосылки и условия ее формирования.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.