Этапы процесса мышления и мыслительные операции. Виды мышления. Мышление и логика. Процесс мышления. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Этапы процесса мышления и мыслительные операции. Виды мышления. Мышление и логика. Процесс мышления.

2019-11-11 343
Этапы процесса мышления и мыслительные операции. Виды мышления. Мышление и логика. Процесс мышления. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Мышление – высшая форма познания окружающей действительности. Это опосредованная (отражение закономерных связей между явлениями) и обобщённая (знание общих и существенных признаков, предметов, явлений) форма познания.

Теория поэтапного формирования умственных действия П.Я. Гальперина.

В основе лежит представление о генетической связи между внешними предметными и внутренними интеллектуальными действиями. Представление об интериоризации. В процессе развития происходит преобразование внешний предметных действий по 4 основным критериям:

- мера освоения;

- мера обобщения;

- полнота фактически выполняемых операций;

- уровень выполнения: действие в материальными предметами; действие, выполненное в плане громкой речи; действие в уме.

Этапы:

Создание мотивационной основы действий: мотив должен быть создан на внутреннем интересе.

Ознакомление с составом будущего действия в практическом плане, а также требованиями, кот-ым оно должно соответствовать (ориентировочная основа будущего действия).

Выполнение заданного действия по внешней форме, в практическом плане – с реальными предметами или их заменителями.

Выполнение действий без непосредственной опоры на внешние предметы, перенесение действия из внешнего плана в план громкой речи.

Перенесение громкоречевого действия во внутренний план. Свободное проговаривание действий «про себя».

Выполнение действия в плане внутренней речи с соответствующими его преобразованиями и сокращениями, с уходом действия из сферы сознательного контроля на уровень интеллектуальных умений.

Виды мышления:

Наглядно-действенное – протекает в наглядном плане путём манипулирования или действия реальными объектами.

Наглядно-образное – оперирование образами.

Словесно-логическое (понятийное) – оперирование понятиями.

Операции мышления:

Сравнение – установление сходства и различия между объектами. Это основа всего мыслительного процесса.

Анализ – мыслительное расчленение сложного целого на составляющие.

Синтез – объединение выделенных элементов в целое.

Абстрагирование – отвлечение от несущественных объектов и выделение существенных св-в и связей объекта.

Обобщение – объединение предметов и явлений в группы по тем существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Виды: формально-эмпирическое (на основе внешних признаков) и содержательное или теоретическое (на основе внутренних признаков).

Конкретизация – мыслительный переход от общего к частному.

Формы мышления:

Понятие – основная форма мышления, отражающая общие существенные св-ва предметов и явления, выраженные словом или группой слов. Виды (Дж. Брунер):

1) простые (один признак);

2) сложные (больше 1-ого признака);

- конъюнктивные (необходимо 2 признака);

- дизъюнктивные (1 признак, либо другой признак, либо оба эти признака должны быть использованы одновременно: любовь к Родине, желание трудить ради Родины – патриотизм);

- соотносительные (понятие необходимо с чем-либо сравнить).

2. Суждение – утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их св-в. Виды:

- Общие (относительно всех предметов)

- Частные (часть явлений)

- Единичные (относительно1-ого объекта, обозначенным понятием).

3. Умозаключение – форма мышления, в процессе кот-ой чел-к, сопоставляя различные суждения, выводит из них новое суждение (док-во теорем). Виды:

- Индукция (способ рассуждения от частного к общему);

- Дедукция (от общего к частному).

Логика - наука о формах и законах правильного мышления. Понятие интуитивной логики, зачем она нужна и ее роль в нашей жизни. Применение логических законов, не подозревая об их существовании. Традиционная и современная логика, основные этапы их истории.

Под интуитивной логикой обычно понимают интуитивные представления о правильности рассуждений, сложившиеся стихийно в процессе повседневной практики мышления.

В конечном итоге самостоятельность мышления заключается в том, что оно само является объектом познания. Мышление познается человеком так же, как и любой предмет физической реальности, отражаемый мышлением. Мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание. Но чтобы этого добиться, надо правильно мыслить. Поэтому логику часто называют наукой о правильном мышлении. Таким образом, объектом логики как науки является мышление.

Процесс мышления – это психический процесс, помогающий субъектам находить новые знания и отыскивать решения различным задачам. Процесс мышления человека обладает специфическими характеристиками, такими как опосредованность, протекание происходит исключительно благодаря опоре на знания, мыслительные процессы отталкиваются от созерцания живого, но к нему не сводятся, в них происходит отображение взаимодействий объектов и событий в словесной форме, наличествует связь с практической деятельностью субъектов. Мыслительным процессом называют обобщенное и опосредованное отображение главных и закономерных взаимосвязей реальности. Мыслительная деятельность социально обусловлена. Поскольку мыслительные операции могут обнаружиться исключительно в обстоятельствах существования человеческих индивидов в социальном окружении. Базисом процессов мышления являются приобретенные знания, то есть историко-социальный опыт людей.

Процесс мышления человека является совершенным отражением реального мира, но также характеризуется и материальностью форм собственного проявления. Внутренняя скрытая речь выступает инструментом мыслительной деятельности людей.

2. Психологическое сопровождение развития личности в образовании

Понятие «психолого-педагогическое сопровождение». Концепции психолого-педагогического сопровождения. Технологии и принципы психолого-педагогического сопровождения личности в образовании Психолого-педагогическое сопровождение на разных ступенях образования.

 

Актуальность данной темы обусловлена рядом причин. Во-первых, тем, что сегодня в России отсутствует целостная, целенаправленная система работы детских домов и школ-интернатов, которая учитывала бы весь комплекс психологических, медицинских, социальных и педагогических проблем ребенка. Анализ немногочисленных современных публикаций по проблеме психологической подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни, к преодолению трудностей на пути социализации, показал, что вопросы организации и содержания деятельности детских домов и школ-интернатов остаются практически вне сферы научных интересов.

Во-вторых, тем, что в современной ситуации самой жизнью востребована качественно новая образовательная концепция деятельности этих учреждений, содействующая развитию, прежде всего, психосоциальной компетентности личности, ее самоопределению в обществе. В связи с чем сегодня в рамках психологии, социальной педагогики идет активный теоретический и научно-практический поиск форм и методов работы с детьми-сиротами, методик и технологий психолого-педагогической деятельности, направленной на успешную социализацию детей. Анализ работ ученых, практика оказания социальной, психолого-педагогической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в России и за рубежом показывают, что общество сегодня переосмысливает результаты деятельности детских домов и школ-интернатов, которые показали свою недостаточную эффективность.

Практические и научные исследования, проведенные учеными в различных регионах России, свидетельствуют о том, что большинство выпускников этих учреждений недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью. Потребительское отношение, формирующееся у них при жизни на полном государственном обеспечении, неумение строить свою жизнь по социально-культурным нормам и правилам, непонимание многих социальных взаимоотношений между людьми приводят к тому, что выпускники не дорожат своей жизнью и либо принимают асоциальный образ жизни, либо сами становятся жертвами различного рода преступлений.

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в условиях детского дома должно строиться с учетом сложности процесса психосоциального развития ребенка, процессов овладения им опытом социальных действий, усвоения социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности.

При разработке системы психолого-педагогического сопровождения у нас возник ряд проблем:

· Отсутствие четких ориентиров того, что должен знать и уметь выпускник детского дома или школы-интерната.

· Трудности в вычленении из контекста многоплановой и противоречивой жизни в ее культурных достижениях ключевых ценностей, характеризующих достойную человека жизнь, а также расположение их в последовательности, проецирующей последовательное, согласно возрастному развитию, осмысление ребенком жизни как таковой.

Разрешить эти проблемы нам представляется возможным в русле антропологического подхода, разрабатываемого в русле психологии и педагогики В.И. Слободчиковым, Е.И. Исаевым, Г.А. Цукерманом, М.Р. Битяновой и др. Потому как в его рамках понятия образования и психологической сущности человека рассматриваются в неразрывной связи. Образование - это специально организованное пространство, в котором человек получает стимул и предпосылки к развертыванию своей человеческой сущности во всей полноте. Философский уровень антропологии позволяет определиться с моделью человека, его сущностными качествами и возможностями, предназначением и ведущими потребностями.

Антропологический подход предполагает проектирование психолого-педагогического сопровождения на основе следующих принципов:

· Принцип целостности. Целостность ребенка в детском доме - это представленность его как Человека в основных ипостасях человеческого существования, в системе социальных отношений и разнообразных видов деятельности. Человек - целостное телесное существо, субъект деятельности и общения с другими людьми, обладающий внутренним миром, даром познания самого себя и мира вокруг. Достижение целостности - это создание в рамках детского дома образовательной среды - условий, позволяющих ребенку реализовывать и развивать разнообразные стороны своего Я, переживать состояние целостности на интеллектуальном, эмоциональном, физическом и духовном уровне.

· Принцип внутренней активности ребенка. Образование рассматривается нами как процесс, в который человек включен в активной позиции. Активность ребенка может возникать за счет разных источников: интереса к информации или способу действия, интереса к другим людям, потребности в самовыражении и самопрезентации, актуализации творческой позиции, потребности в самопознании, осознании значимости происходящего для себя или группы людей, своего настоящего или будущего и т.д. Главное, что эта активность (даже если она умело создана извне) управляется ребенком изнутри, помогает ему преодолевать трудности, идти к цели, ставя перед собой и самостоятельно решая задачи собственного развития.

Цель психолого-педагогического сопровождения психосоциального развития ребенка в условиях детского дома мы видим в создании условий для становления психосоциальной компетентности личности, способной строить жизнь, достойную Человека; личности, имеющей свою жизненную позицию, способной на разумный выбор, выработку самостоятельных идей и решений; способной управлять своей жизнедеятельностью с опорой на существующие нормы и законы общества.

При этом для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

1. Развитие самосознания личности.

2. Развитие познавательной активности и информационной компетентности личности.

3. Формирование навыков позитивного и конструктивного взаимодействия с людьми.

4. Формирование функциональной, социальной грамотности и мобильности личности.

В качестве результата психолого-педагогического сопровождения психосоциального развития ребенка мы рассматриваем такие личностные новообразования и человеческие качества воспитанников, как:

· сформированное самосознание, мировоззрение, наличие осознанной системы жизненных ценностей,

· высокая познавательная активность, интерес к миру и самому себе; компетентность личности в системе современного знания, современных информационных технологий, способов получения, использования и развития (преобразования) знания;

· компетентность личности в сфере человеческого общения, межличностной коммуникации, способность к сотрудничеству, взаимопониманию, цивилизованным способам решения разногласий;

· функциональная и социальная грамотность человека, умение организовывать процесс достижения поставленных целей, готовность к продуманному профессиональному выбору и адаптации на современном рынке труда и т.д.

Обеспечение целостности в контексте решения задач психолого-педагогического сопровождения психосоциального развития ребенка не отрицает выбора определенных содержательных приоритетов. С одной стороны эти приоритеты формируются на основе возрастных задач развития ребенка, с другой стороны - на основе специфики психологического развития ребенка в условиях депривации, в третьих - на основе современных требований общества и культуры.

1. Наличие возрастных модификаций в содержании указывает на возможные воспитательные аспекты, фиксирующие возрастной уровень и обеспечивающие повышение уровня развития личности. Каждый возрастной этап, каждая ступень индивидуального развития к чему-то наиболее приспособлены и несут в себе принципиально важную возможность, без реализации которой дальнейшее развитие не то, чтобы невозможно, но затруднено. В то же время у каждого этапа в развитии есть свои трудности, проблемы и ограничения, которые тоже необходимо учитывать. Поэтому при формулировании задач, важных для детей и подростков, мы используем понятие «возрастные задачи» (задачи, стоящие перед детьми на каждом возрастном этапе развития, обусловленные возрастными особенностями).

2. Специфика психологического развития ребенка в условиях депривации. По своему психическому развитию дети, растущие в школе-интернате, отличаются от своих сверстников, воспитывающихся в семье. Их развитие идет по особому пути, формируются специфические черты личности. Про них нельзя сказать, что они лучше или хуже, чем у домашнего ребенка, - они просто другие.

Проблемы психологического характера чаще определяются недостатком родительской любви и ласки, ранней депривацией неформального общения со взрослыми. Симптоматика психической депривации может охватывать весь спектр возможных нарушений: от легких странностей, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, до очень грубых поражений развития интеллекта и личности.

Проблемы социального характера проистекают из социального статуса ребенка - он «ничей» ребенок. Для детей характерна нарушенная социализация, имеющая широкий спектр проявлений: от неумения вести себя за столом и неспособности адаптироваться к незнакомой среде и новым обстоятельствам до различных проявлений девиантного поведения (гиперсексуальность, нарушенная половая ориентация, бродяжничество, воровство, курение и алкоголизм).

3. В содержании психолого-педагогического сопровождения мы постарались максимально отразить потребности общества в физически здоровой личности, способной ориентироваться в экстремальных ситуациях, личности, готовой к свободному нравственному выбору. А также учесть требования к воспитанию, не допускающему, чтобы вступающее в мир существо насильственно приобщалось к цивилизации, но, напротив, - самостоятельно приучалось оценивать и постигать стадии развития культуры, на которой в данный момент находится общество.

Выделим базовые компоненты содержания психолого-педагогического сопровождения психосоциального развития ребенка, составляющие его основу:

· Понимание и принятие общечеловеческих ценностей.

· Освоение общечеловеческой и национальной культуры.

· Формирование опыта гражданского поведения.

· Накопление опыта проживания эмоционально-насыщенных ситуаций гуманного поведения.

· Овладение ситуациями реальной ответственности, принятия решений свободного выбора поведения.

· Овладение основными сферами жизнедеятельности, основными жизненно важными навыками.

· Образование способностей и талантов;

· Самовоспитание, самооценка и самоанализ, овладение способами самосовершенствования.

Т.о., определение базовых компонентов содержания психолого-педагогического сопровождения психосоциального развития ребенка соответствует, во-первых, требованиям, идущим от ребенка, связанным с развитием, становлением его как личности, принятием и закреплением в его сознании общечеловеческих ценностей; во-вторых, требованиям, идущим от культуры и нравственности.

В современной педагогике все большее значение приобретает понятие «сопровождение», рассматриваемое в контексте гуманистического подхода. Его использование продиктовано необходимостью интеграции процессов обеспечения, поддержки, защиты, помощи, а также для того, чтобы подчеркнуть самостоятельность субъекта в принятии решений. В словаре русского языка С.И. Ожегова сопровождение трактуется следующим образом - «следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь» (С.И. Ожегов, 1990).

«Сопровождать - провожать, сопутствовать, идти», - отмечает В.И. Даль.

Таким образом, исследование этимологии понятия «сопровождение» позволяет сделать вывод:

· оно рассматривается как совместные действия (система, процесс, виды деятельности) людей по отношению друг к другу в их социальном окружении;

· предполагает взаимодействие различных субъектов, которые могут находиться как в субъектно-объектных, так и в субъектно-субъектных отношениях;

· более того, сопровождение включает условно три компонента, не только субъектов-путников и сопровождающего, но и путь, который они проходят вместе;

· это, прежде всего, совместимость, на это указывает приставка «со» и смысл слова.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.