Необходимость государственного сектора экономики. Эффективность и справедливость — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Необходимость государственного сектора экономики. Эффективность и справедливость

2019-11-11 1178
Необходимость государственного сектора экономики. Эффективность и справедливость 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Распределение доходов и государство. Дилемма эффективность – справедливость. Критерии компенсации (Калдор-Хикс, Сцитовски). Общественное благосостояние. Конкурентное равновесие. Две теоремы благосостояния и их значение.

Альтернативные теории справедливости: утилитаристский, либертаристский, эгалитарный, роулсианский подход.

Оценка возможностей государства в достижении справедливости путем перераспределения с точки зрения альтернативных концепций справедливости.

Государство в экономике общественного сектора занимает место «надэкономического регулятора», а не производитель услуг; в стороне остается проблема ресурсного обеспечения самого государства и рационального использования его собственных ресурсов.

Особенность экономики общественного сектора состоит в том, что она рассматривает государство в общем ряду субъектов экономической деятельности, выявляет логику его экономического поведения и концентрирует внимание на тех конкретных экономических благах, поставку, которых берет на себя общественный сектор, и на эффективности производства этих благ. Экономика ОС призвана объяснить, каким образом предпочтения граждан трансформируются в цели, преследуемые государством, как государство изыскивает средства для достижения этих целей, как оно эти средства расходует и за счет чего его экономическая деятельность может стать более рациональной.

Особенность экономики общественного сектора - государство есть один из субъектов экономической деятельности, хотя и обладающий одним отличием: государство и его органы обладают правом принуждения в рамках и на основе законов, принуждения, оправданного с точки зрения экономической эффективности и социальной справедливости.

Суть дилеммы эффективности и справедливости заключается в том, что стремление к большему равенству может обернуться для общества потерями в экономической эффективности. Ведь растущее финансирование социальных программ требует повышения налогов и их перераспределения. Таким образом, существует опасность того, что экономические стимулы будут подорваны, производственная деятельность сократится и уменьшится объем распределяемого «национального пирога». Следовательно, сам способ распределения общественного богатства влияет на размер создаваемого совокупного продукта.

Благосостояние – это обеспеченность индивида, социальной группы, населения необходимыми для жизни материальными, духовными и социальными благами.  

Общественное благосостояние характеризуется Парето-эффективным состоянием экономики (в условиях совершенной конкуренции). Оно достигается в том случае, когда производство и распределение благ невозможно изменить таким образом, чтобы чье-либо благосостояние увеличилось без уменьшения благосостояния других. Парето-эффективное состояние экономики иллюстрируется при помощи границы возможных благосостояний.

Критерий Калдора-Хикса утверждает, что общественное благосостояние увеличивается при переходе экономики из одного состояния в другое, если тот, кто выигрывает, оценивает свой выигрыш в денежной форме выше, чем оценивает свою потерю проигравший.

После перехода индивид В отдаст индивиду А 5 руб. Тогда последний получит компенсацию за свой проигрыш и дополнительно один рубль сверху, следовательно, его благосостояние увеличилось на один руб. Индивид В при этом все равно останется в выигрыше – его благосостояние также увеличилось на один рубль.  

 

Данный подход, также как и критерий Парето, позволяет избежать необходимости межличностного сравнения полезности, и, в то же время, применим к более широкому классу экономических состояний. Сам критерий не предполагает действительной компенсации. В данном случае сама возможность такой компенсации рассматривается, как достаточное условие того, чтобы какое-либо экономическое изменение рассматривать как увеличивающее благосостояние общества. Т.к. увеличение полезности одних превышает ущерб других, значит, суммарная общественная полезность выросла, - в этом основной смысл данного критерия. Здесь важно наличие принципиальной возможности такого перераспределения дохода, при котором исходное изменение экономических условий приведет к улучшению по Парето. Однако этот критерий также несвободен от недостатков. В связи с этим критерием принято выделять две проблемы, а именно, проблему обратимости и проблему нетранзитивности. Проблема обратимости возникает тогда, когда изменение экономических условий таково, что как при переходе из первоначального состояния в конечное, так и при переходе обратно из конечного состояния в первоначальное можно указать возможность неискажающего перераспределения дохода, при котором изменение приведет к парето-улучшению. Проще говоря, можно указать такую пару различных экономических состояний, из которых первое является парето-улучшением по сравнению со вторым, а второе представляет собой парето-улучшение по сравнению с первым. Данная проблема обозначается как проблема обратимости или «парадокс Скитовски». Сам Т. Скитовски предложил свой критерий общественного благосостояния («двойной критерий Скитовски»), согласно которому улучшение имеет место только тогда, когда перемещение из исходного состояния в конечное удовлетворяет критерию Калдора-Хикса, а обратное перемещение ему не удовлетворяет. Однако, при применении критерия Скитовски, хоть и решается проблема обратимости, но остается открытой проблема нетранзитивности, возникающая при сравнении более, чем двух состояний.

Исходя из сущности Парето-эффективности, ее условий и общего конкурентного равновесия, получается, что рыночная конкуренция обеспечивает нахождение оптимума потребителя, оптимума производителя и размещение ресурсов наилучшим образом.

Первая теорема экономики благосостояния: общее конкурентное равновесие является Парето-эффективным. Это фундаментальный принцип экономики, который позволяет обосновать чистую рыночную конкуренцию как наиболее эффективный институт распределения ресурсов. То есть равновесный рынок без вмешательства государства наиболее эффективным образом способен распределить ресурсы между потребителями и производителями.

Вторая теорема экономики благосостояния является обратной теоремой и заключается в том, что Парето-оптимальное распределение в экономике является равновесным.

Первичное распределение ресурсов осуществляется на рынке с помощью ценового механизма регулирования, когда спрос и предложение товара уравновешиваются. При этом согласно, Первой теоремы благосостояния рыночное равновесие соответствует оптимальному по Парето распределению ресурсов.

Перераспределительная деятельность государства обладает следующими особенностями:

ü конечное распределение доходов;

ü принудительный характер.

Дифференциация доходов – это неравномерное распределение доходов среди населения страны с выделением группы «богатых» и «бедных».

Утилитаристская концепция предполагает собой распределение доходов, при котором максимизируется общественное благосостояние представленное суммой индивидуальных полезностей всех членов общества. Эгалитаристская концепция считает справедливым уравнительное распределение доходов. Логика рассуждений здесь такова: если требуется разделить определенное количество благ между людьми, одинаково этого заслуживающими, то справедливым было бы распределение поровну. Роулсианская концепция основана на утверждении, что справедливым будет считаться такое распределение, которое максимизирует благосостояние наименее обеспеченного члена общества. По либертаристской концепции отстаиваются идеи свободного рынка и индивидуализма, поэтому считает функцию общественного благосостояния фикцией (выдумкой).

Общественные блага

Общественные блага: понятие, свойства, формирование спроса и предложения на общественные блага, равновесие в общественном секторе, оптимальное распределение ресурсов и доходов. Причины сбоя рынка в случае общественных благ. Государственный и негосударственный сектор и производство общественных благ. Проблема безбилетника. Частное и общее равновесие в производстве общественных благ. Внешние эффекты и их интернализация. Варианты решения проблемы внешних эффектов.

Общественное благо - благо, использование или потребление которого приносит выгоду в виде большей полезности или меньших издержек более чем одному лицу одновременно.

Общественные блага обладают следующими свойствами:

1) неконкурентность - увеличение числа потребителей блага не влечет за собой снижение его полезности (МС = 0);

2) неисключаемость - ограничение доступа потребителей к такому благу невозможно или неэффективно.

Принципиальной особенностью общественного блага является неубывание его полезности при присоединении дополнительного пользователя. При этом с точки зрения теории Парето увеличение пользователей общественного блага приводит к росту эффективности. С другой стороны, неисключаемость общественного блага приводит к невозможности контролировать плату за пользование общественным благом и ограничение количества пользователей, что приводит к проблеме «безбилетника».

Классификация общественных и социально значимых благ. 1. Чистое общественное благо — обладает неконкурентностью и неисключаемостью в значительной степени; МС = 0 (национальная оборона, пожарная безопасность); 2. Смешанные общественные блага — одно из свойств выражено слабо: 2а) блага совместного потребления — высокая конкурентность + низкая исключаемость (общественные места); 2б) клубные блага — ограниченная неконкурентность + ограниченная неисключаемость (бассейн, фитнес-клуб); 2в) социально-значимое благо — совместное пользование + исключаемость с особой ценностью (образование, культура); 2г) перегружаемое благо — ограниченная неконкурентность + ограниченная неисключаемость (дороги, мосты); 2д) коллективные блага — исключаемые + совместное пользование (проводной интернет).

Равновесие в общественном секторе представляет собой сложный структурно-образующий процесс. Его особенности можно наиболее полно выявить путем сравнения с рыночным равновесием.

Во-первых, механизм установления равновесия в общественном секторе отличается от механизма рыночного равновесия. Рыночное равновесие — это саморегулирующийся, самонастраивающийся процесс установления равновесия с помощью механизма свободных рыночных цен, т.е. с помощью цен, уравновешивающих спрос и предложение.

Спрос и предложение общественных благ отличаются от спроса и предложения частных благ. Если для частного блага объем спроса представляет собой сумму спроса на индивидуальных потребителей при данной цене (QS), то для общественного блага все должны потреблять один и тот же объем (Q). Кривая спроса на частное благо получается путем сложения объема спроса для каждой цены (Р) вдоль горизонтальной оси, а кривая спроса на общественные блага есть сумма спроса на каждую единицу такого блага вдоль вертикальной оси MB (рис. 4.1). Второе различие между спросом на общественные и частные блага состоит в том, что при рыночном спросе на частные блага с помощью цены становятся возможными точное и мобильное отслеживание и учет предпочтений и вкусов потребителей, но отсутствие рыночного спроса на общественные блага создает объективные трудности выявления предпочтений потребителей этих благ. Спрос на общественные блага зависит от готовности потребителей платить за общественные блага. Он выявляется косвенно с помощью механизма общественного выбора, избирателей-налогоплательщиков, общественных опросов, коллективной договоренности потребителей, а также метода аналогии с рыночными ценами. Поэтому предельную полезность общественного блага можно рассматривать как готовность людей всех вместе заплатить за дополнительную единицу общественного блага. Равновесный объем общественных благ будет находиться на пересечении предельной полезности (предельной выгоды) общественных благ с предельными затратами на них.

Предложение общественных благ отличается от предложения частных благ. Поскольку все потребители должны потреблять объем общественных благ целиком, то при любом объеме предложения общественных благ объем потребления этих благ равен объему предложения.

Другой особенностью предложения общественных благ является то, что оно осуществляется, как правило, на коллективной основе, сетью государственных и муниципальных учреждений или общественно-добровольными организациями.

На рыночное равновесие большое влияние оказывают ограничения семейного бюджета. В общественном секторе равновесие устанавливается главным образом с помощью сознательно и целенаправленно проводимой бюджетно-финансовой политики. В экономической литературе она получила название дискреционной фискальной политики.

Финансово-бюджетный механизм и прежде всего государственный бюджет играет в уравновешивании спроса и предложения общественных благ такую же важную роль, как ценовой механизм в рыночном равновесии. Равновесие в общественном секторе в связи с большой ролью в его установлении государственного бюджета часто называют бюджетным равновесием.

Включенный в экономический оборот общественный сектор нуждается в сбалансированности своего развития. С одной стороны, его развитие должно быть сбалансировано с учетом роста всей экономики, в том числе с развитием рыночного, частного сектора (внешний аспект равновесия).

С другой стороны, не менее важное значение имеют соблюдение пропорции в распределении ресурсов внутри самого общественного сектора и достижение сбалансированности государственного бюджета (внутренний аспект равновесия).

Отличия равновесия общественного сектора от рыночного равновесия весьма рельефно отражаются в специфических особенностях бюджетного равновесия.

Так, первой отличительной особенностью является то, что бюджетное равновесие, фискальная эквивалентность базируются на принципе соотношения социальных затрат и социальных выгод. Именно этот принцип, а не коммерческий расчет является - приоритетным в сфере производства и потребления многих видов общественных благ.

Приоритет отдается социальным критериям над экономическими, а главным принципом оценки эффективности общественных расходов является результативность, т.е. достижение поставленных целей.

Вторая особенность: бюджетное равновесие строится на принципе учета эффекта целого, синергетического эффекта. Последний не представляет собой механическую сумму частных эффектов. Подчинение частных интересов общественным является характерной особенностью бюджетного равновесия. Финансирование первичных звеньев общественного сектора неотделимо от государственного финансирования.

Третьей особенностью бюджетного равновесия является ярко выраженное преобладание обязательного, принудительного характера установления финансовой сбалансированности и финансирования в соответствии с принципом единой кассы (единого котла) как производного от требования единства бюджетной системы. В большинстве случаев доходы, поступающие в бюджет, включаются в общую сумму и их расходование осуществляется правительством в соответствии с тем, какие социально-экономические приоритеты устанавливает парламент при утверждении бюджетных расходов.

Четвертая отличительная особенность бюджетного равновесия состоит в том, что существует разрыв во времени и пространстве между оплатой населением общественных благ с помощью налогов, изымаемых государством в бюджет, и их использованием, а затраты на общественное благо обычно отдалены от получаемых выгод. Объективно обусловленная посредническая роль государства в регулировании спроса и предложения общественных благ мешает многим людям понять, что общественные расходы на соответствующие блага, предоставляемые бесплатно или нальгот-ных условиях, находятся в зависимости от налогов, которые они платят. На поверхности явлений создается иллюзия бесплатности получения общественных благ.

Пятая особенность бюджетного равновесия состоит в том, что общественный сектор одновременно выполняет функцию уплаты за соответствующее благо и функцию его поставщика, т.е. образно говоря, он вынужден одновременно быть и «лесником» и «браконьером». Бюджетное равновесие не опирается на принцип обратной связи, наиболее эффективно реализуемый с помощью рынка. В результате возникает искусственный спрос на общественные блага, а это ведет к их дефициту при расточительном использовании.

Почему же рыночный механизм не срабатывает в случае с общественными благами? Как правило, общественные блага, доступные к потреблению многими людьми, требуют больших затрат на их производство. И если каждый из потребителей недостаточно высоко оценивает пользу от потребления блага, а значит, не готов возмещать все затраты на его производство, то рынок не срабатывает, имеет место сбой рынка.

 

На рисунке 3.4 видно, что и потребитель А, и потребитель В в отдельности невысоко оценивают пользу от общественного блага, они не готовы платить за него. Если нет платежеспособного спроса на общественное благо, то оно не производится. Рынок в данном случае неэффективен.

До сих пор причины сбоя рынка в отношении производства общественных благ мы рассматривали, опираясь на такое их свойство, как несоперничество в потреблении. Обратимся к другому свойству общественных благ – неисключаемости. Неисключаемость блага была определена выше как невозможность либо по техническим причинам, либо по причине дороговизны исключить других лиц из сферы потребления общественного блага, т. е. невозможность запретить потребление блага другими лицами. В связи с анализом неисключаемости возникает проблема безбилетника (фрирайдера).

 


Рис. 3.4. Сбой рынка в производстве общественного блага

Проблема безбилетника (фрирайдера) – это проблема потребления общественного блага без соответствующей платы за него.

В потреблении общественного блага участвует множество людей. При этом у каждого возникает стимул не платить за предоставляемое благо, каждый надеется «проехать без билета». Представим, что каждый считает: его возможная плата за благо мала по сравнению с общей стоимостью общественного блага, и его решение платить или не платить не повлияет на коллективное решение. Нет смысла платить. Кроме того, каждый надеется, что благо все равно будет произведено, если многие, но не он, заплатят. Если все потребители общественного блага рассуждают таким образом, то никто из них не будет платить и общественное благо не будет произведено.

Государственный сектор и производство общественных благ

В отличие от смешанных общественных благ обеспечение чистыми общественными благами осуществляется только в рамках государственного сектора. Примерами чистых общественных благ являются национальная оборона, поддержка общественного порядка и законности. При этом правительство сталкивается с той же проблемой, что и частная компания, производящая частные блага, а именно с проблемой финансирования производства общественного блага. Если для покрытия своих расходов частная фирма назначает цену за благо, то правительство для покрытия расходов вводит налоги.

Кроме проблемы финансирования встает вопрос об определении оптимального объема общественных благ, эффективного по Парето. Для определения объема производства общественного блага требуются коллективные действия. Они необходимы для выявления общественных предпочтений и для решения проблемы безбилетника. В частности, выявление общественных предпочтений в рамках государственного сектора осуществляется с помощью механизма общественного выбора. В условиях политической демократии это механизм прямого и представительного голосования. Таким образом, важнейшими проблемами в рамках государственного обеспечения общественных благ являются:

- финансирование производства общественных благ;

- определение оптимального объема производства;

- выявление общественных предпочтений;

- решение проблемы безбилетника.

Выявление предпочтенийэто предоставление информации поставщику общественных благ о том, как оценивается потребителем польза от потребления этих благ.

Выявив предпочтения, можно определить необходимые масштабы производства того или иного общественного блага. Но для любого правительства получение реальных оценок общественного блага является проблемой. Эта проблема связана с тем, что потребители общественного блага не уверены в том, что их платежи, определяемые правительством, соответствуют их оценкам полезности общественного блага.

Представим ситуацию, когда потребители платят суммы, не связанные с их оценками полезности благ. В этом случае они склонны использовать возможность повлиять на результат выявления предпочтений, завышая свои оценки либо занижая их. Например, тот, кто считает необходимым разбить в городе общественный парк и активно отстаивает такую идею, может преувеличивать оценку полезности парка, надеясь, что это поможет реализовать данный проект.

Другой пример — жители, которые выступают против расширения проходящей недалеко автомагистрали. Определяя ценность проекта расширения дороги, они склонны недооценивать этот проект, надеясь, что это поможет им не допустить его к реализации. Таким образом, из приведенных примеров видно, что оценки общественных благ осуществляются исходя из того, что никто не думает, что он будет платить в соответствии со своими оценками, предполагается также, что никто не будет наказан за предоставление недостоверной информации.

Проблема предоставления недостоверной информации при выявлении предпочтений похожа на проблему безбилетника. Даже те, кто высоко оценивает данное общественное благо, склонны недооценивать, так как стремятся снизить сумму платежей, которую они должны внести в качестве своего вклада в производство блага. Следовательно, при выявлении предпочтений по общественным благам оценки полезности блага могут быть неверными. Это приведет к недопроизводству или перепроизводству блага в зависимости оттого, недооценивают или переоценивают его потребители, осуществляя коллективный выбор.

Одно из существующих решений проблемы предоставления недостоверной информации при выявлении предпочтений — это введение специального налога, так называемого налога Кларка (по имени автора идеи).

Налог Кларка предназначен для того, чтобы было выгодно предоставлять достоверную информацию при выявлении предпочтений.

При этом каждый индивидуум ставится в такое положение, когда его влияние на принятие решения обособляется и становится решающим. Процедура организации такого налога является практически сложной, поэтому возможность введения подобного налога представляет лишь теоретический интерес.

негосударственный сектор и производство общественных благ

Сбой рынка в производстве общественных благ происходит в результате:

 отсутствия платежеспособного спроса на общественное благо;

 а также нерациональности коллективного выбора (проблема безбилетника).

 В случае с общественными благами рынок не принимает эффективного решения. Возникает необходимость государственного вмешательства с целью корректировки рыночного сбоя. В целом необходимость этого вмешательства объясняется с позиций экономической эффективности. Государство тем или иным способом обеспечивает производство оптимального объема общественных благ.

 Вместе с тем в некоторых случаях производство общественных благ обеспечивается негосударственным сектором. Это происходит тогда:

 во-первых, когда предпосылка о поведении потребителя как «безбилетника» не срабатывает;

 во-вторых, когда речь идет о клубных благах;

 в-третьих, когда имеются дополняющие частные блага.

 Существуют случаи, когда предпосылка о рациональном поведении потребителя общественных благ как «безбилетника» является неверной. В частности, это относится к поведению людей в небольших коллективах, небольших населенных пунктах. В небольших коммунах люди в большей степени склонны к честному поведению, для них в меньшей степени характерна психология фрирайдера. Они чувствуют себя частью общества, их поведение на виду у всех членов коллектива, оно «контролируется» обществом в разных формах. Жители небольших городов в большей степени чувствуют поощрение со стороны общества за нравственное поведение и осуждение за безнравственные поступки.

 Примером такого общественного блага, производство которого не требует государственного вмешательства, может служить организация общественной охраны в небольшом населенном пункте, например, в деревне. От общественной охраны выигрывают все жители. Данное благо обладает свойствами неисключаемости и несоперничества в потреблении, оно является общественным благом. При организации общественной охраны всем видно, кто не участвует лично в этом мероприятии или не участвует в финансовой форме, т.е. кто является «безбилетником».

 В целом у жителей деревни нет стремления к фрирайдерству или оно незначительное в силу различных причин.

 •У них может преобладать чувство особой общности, необходимости держаться вместе, чувство социальной ответственности.

 •Они могут чувствовать вину, если подведут коллектив, могут просто стыдиться того, что кто-то может узнать об их «безбилетном» поведении.

 •Затраты на производство данного общественного блага не столь велики.

 Возможно, что их поведение будет другим, если речь пойдет о каком-то дорогостоящем проекте, требующем значительного вклада каждого, например, о строительстве хорошего стадиона в деревне.

  Случай с клубными благами также представляет собой решение проблемы производства общественных благ без вмешательства государства.

  Клубное благо – это смешанное общественное благо, число потребителей которого ограничено, при этом потребители делят между собой как выгоды, так и издержки.

 Клубное решение проблемы производства общественного блага возможно только в том случае, если данное благо в какой-то степени обладает свойством исключаемости в потреблении.

 Исключение из потребления, его ограничение, могут быть достигнуты установлением цены за пользование благом. Для этого организуются «клубы», производящие общественное благо и решающие проблему «безбилетника». Например, в случае с плавательным бассейном пользование им ограничивается теми, кто платит. По мере увеличения числа желающих пользоваться услугами плавательного бассейна возникает проблема переполнения, которая решается либо путем повышения платы, либо путем расширения бассейна. Объемы производства этого общественного блага в любом случае будут определяться условием равенства предельной выгоды предельным издержкам.

 

 Частная фирма также сможет обеспечить производство общественного блага, если общественное благо производится в комплексе с дополняющим его частным благом. В этом случае фирма продает за определенную цену дополняющее частное благо, которое исключает из потребления этого блага других людей, и вместе с этим получает средства для субсидирования производства общественного блага, которое обладает свойством неисключаемости. Например, какая-то частная фирма поставляет шезлонги для загорания на пляже. Пляж – общественное благо, пользование которым доступно всем (свойство неисключаемости), а шезлонги – частное благо, пользование которым доступно одному индивиду (свойство исключаемости). Доход, который фирма получает за пользование шезлонгами, может быть направлен на поддержание чистоты и порядка на пляже. Тем самым обеспечение общественного блага становится возможным и частному предприятию благодаря дополняющему его частному благу.

Ситуации, рассмотренные выше, относятся к смешанным общественным благам, которые не в полной мере обладают свойствами неисключаемости и несоперничества. При определенных условиях обеспечение смешанными общественными благами возможно в рамках негосударственного сектора, представленного коллективными и частными предприятиями.

Внешний эффект (экстерналия) — это издержки или выгоды от рыночных сделок не отражённые в цене блага, которые воздействуют на третьих лиц.

Движение от фактического уровня выпуска к оптимальному, т.е. преодоление разрыва между частными и общественными издержками или выгодами, обеспечивается путем интернализации внешнего эффекта.

Интернализация – это трансформация издержек или выгод третьих лиц в издержки или выгоды субъектов, деятельность которых вызвала внешний эффект.

Виды интернализации:

• налогообложение или субсидирование производителя внешнего эффекта со стороны государства (по А. Пигу);

• установление системы допустимых ограничений на объемы внешних эффектов;

• добровольные соглашения между производителями внешних эффектов и агентами, на которых они оказывают свое воздействие;

• определение прав собственности на внешние эффекты между сторонами.

Известны несколько вариантов решения проблемы внешних эффектов. Важнейшими из них являются следующие решения:

 •распределение прав собственности;

 •специальное налогообложение;

 •интернализация внешнего эффекта;

 •прямой государственный контроль.

 


 

МОДУЛЬ 2

Теория управления


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.