Управление персоналом современной организации: цели, функции и организационная структура кадровых служб. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Управление персоналом современной организации: цели, функции и организационная структура кадровых служб.

2019-11-11 398
Управление персоналом современной организации: цели, функции и организационная структура кадровых служб. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие персонала. Персонал как объект менеджмента. Эволюция взглядов на управление человеческими ресурсами. Современные тенденции управления персоналом в рыночной экономике: зарубежный и отечественный опыт.

Кадровая политика: понятие и содержание.

Функции управления персоналом: формирование персонала, эффективное использование и развитие. Система методов управления персоналом, их классификация, области применения и взаимосвязь.

Роль кадровой службы в структуре организации. Виды организационных структур управления персоналом.

17. Кадровое планирование: цели и задачи. Основные виды и стадии кадрового планирования

Планирование потребности в персонале: количественная потребность в персонале, качественная потребность в персонале (анализ и описание работы (должности), определение требований к кандидатам, документальное оформление описания работы и требований к кандидатам).

Принципы кадрового планирования. Типовой алгоритм кадрового планирования. Виды кадровых планов. Типы планов. Этапы кадрового планирования. Факторы влияния, важные для кадрового планирования

Оценка результатов деятельности персонала

Сущность аттестации и деловой оценки персонала. Цели виды аттестации. Место оценки в системе управления персоналом Основные этапы деловой оценки при текущей, периодической аттестации персонала. Организация процедуры текущей, периодической оценки персонала. Объекты и субъекты деловой оценки. Группировка, отбор и содержание показателей оценки. Методы оценивания персонала: оценка с использованием стандартов и нормативов, оценка на основании письменных характеристик, метод шкалирования, методы ранжирования, метод заданного распределения, метод альтернативных характеристик, оценка с использование показателей управления по целям. Методология оценки на 360 градусов. Ошибки оценивания и их преодоление. Сопротивление проведению оценки работы персонала и пути его преодоления.

Социальные конфликты и чрезвычайные ситуации: правовой порядок и практика их урегулирования.

Сущность и виды социальных конфликтов, причины их возникновения и порядок преодоления. Роль и необходимые меры органов государственной (муниципальной) власти на всех стадиях от возникновения до разрешения конфликта. Социальные чрезвычайные ситуации: причины, виды, порядок разрешения. Способы предотвращения и урегулирования социальных конфликтов и чрезвычайных ситуаций. Правовые основания, порядок и цели введения режимов чрезвычайного положения, прямого президентского правления и иных радикальных мер.

 


 

Менеджмент как тип управления: методология и современные тенденции развития менеджмента в России. Эволюция науки управления и концепций менеджмента

Сущность и цели управления. Управление как система, процесс и вид деятельности. Менеджмент как особый вид управления: основные черты, направления, организационный механизм. Многозначность менеджмента: научность, искусство, культура и опыт управления. Методологические основы менеджмента: системный, процессный, ситуационный, современные методологические подходы. Становление и развитие управления как науки. Научные школы управленческой мысли: научного управления, классическая (административная) школа, человеческих отношений и поведенческих наук, количественная школа, современный этап менеджмента. Концепции менеджмента: «человеческих ресурсов», «гуманизации труда», «качества трудовой жизни». Новая управленческая парадигма. Концепция развития российского менеджмента: особенности, перспективы и проблемы. Интеграционные (связующие) процессы в менеджменте: принятие решений и коммуникации.

Управление – это вид профессиональной деятельности, возникший, выделившийся и обособившийся в процессе развития труда, его разделения и кооперации как потребность и необходимое условие достижения результата (цели) в совместной деятельности через её согласование и регулирование.

Когда управление стало предметом исследования, оно выделилось ещё и в самостоятельную науку.

Управление – это ментальный (умственный) процесс. От всех остальных процессов регулирования управление отличается тем, что:

1. Имеет целевую направленность. Он начинается с постановки цели.

2. Предполагает получение результата (это эффект согласования совместной деятельности людей)

3. Имеет социально-экономическую природу: осуществляется только там и тогда, где есть человек, предполагает согласование деятельности людей.

4. Опирается на экономическую заинтересованность и сознательный выбор.

5. Предполагает организованное развитие, многообразие решаемых задач и их вариативность.

Управление – это целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность людей.

Во всех случаях управление – это воздействие субъекта управления на объект. Субъект и объект управление соотносятся как часть и целое.

Субъект управления – это часть социально-экономической системы, осуществляющая воздействие на систему в целом и/или на ее составляющие и на саму себя. В последнем случае субъект управления имеет дело с самоуправлением.

Объект управления – часть социально-экономической системы (организации), воспринимающая воздействие как акт согласования деятельности людей в соответствии с целями организации.

Менеджмент – это область науки и практики управления людьми и организациями.

Понятия менеджмента и управления имеют одинаковую природу. Однако, менеджмент – это один из типов управления, отвечающий современным потребностям рыночной экономики и обладающий определенными качествами. Понятие “управления” намного шире, чем “менеджмент”.

Термин “управление” применим к различным видам человеческой деятельности (управление автомобилем, проектом), к различным сферам деятельности (управление государством, социальной сферой), к различным организациям (церковь, армия, предприятия и т.д.).

Менеджмент – это управление в фирме, т.е. в организации, которая ставит целью получение прибыли или дохода, обладает правами юридического лица и функционирует в рыночных условиях с целью достижения намеченных целей посредством скоординированного использования человеческих и материальных ресурсов.

Необходимые условия менеджмента:

· наличие рыночной экономики;

· свобода предпринимательства;

· профессионализация управления (профессиональная подготовка менеджеров);

· экономическая самостоятельность предприятий.

Признаки менеджмента как типа управления:

1) опора на экономические, а не командные средства управления;

2) гибкие организационные формы управления (нормативное управление);

3) экономическая заинтересованность

4) экономическая независимость (возможность выбора собственной стратегии);

5) рыночный механизм развития экономики, т.е. ориентация не на объемы выпуска, а на удовлетворение потребностей рынка (маркетинг как концепция управления);

6) своевременная реакция на изменения окружающей среды, признание важности быстроты и адекватности реакции (ситуационный подход);

7) усиление роли человеческого фактора, т.к. люди – главный источник прибыли и успеха организации;

8) профессионализм и демократический стиль управления;

9) признание важности роли организационной культуры и этики бизнеса и проч.

Методологические основы менеджмента:

· системный подход - базируется на понятии «система», под которой понимается совокупность связанных элементов, объединенных в одно целое для достижения определенной цели;

· процессный подход - управление представляется в виде непрерывного процесса или цикла. Его фундамент составляют основные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.

· ситуационный подход. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация – конкретный набор обстоятельств, существенно влияющих на организацию. Результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга, поэтому менеджеры должны исходить из того, в какой ситуации они действуют;

· количественный подход - компьютеры, достижения математики, физики стали активно использоваться в управлении. Конструирование виртуальных моделей по распределению ресурсов, управлению запасами, обслуживанию, стратегическому планированию и т. д.

Одним из инженеров, внесших особый вклад в развитие знания по управлению, стал Ф. Тейлор. Он получил признание как основоположник научного менеджмента. Работы Ф. Тейлора «Управление фабрикой» и «Принципы научного управления» положили начало эпохе, которую можно охарактеризовать как систематизацию знаний о менеджменте.

Школа научного управления. Создатели данной школы исходили из того, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать большинство операций ручного труда, добиться более эффективного их выполнения. Основные принципы школы научного управления:

1. Рациональная организация труда.

2. Разработка формальной структуры организации.

3. Определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего, т. е. разграничение исполнительных и управленческих функций.

Основателями школы научного управления являются Ф. У. Тейлор; Френк и Лилия Гилберт; Генри Гантт.

Тейлор разработал и внедрил сложную систему организационных мер: хронометраж; инструктивные карточки; методы переобучения рабочих; плановое бюро; сбор социальной информации. Немалое значение он придавал стилю руководства, правильной системе дисциплинарных санкций и стимулированию труда. Труд в его системе является главным источником эффективности. Ключевым элементом этого подхода было то, что люди, которые производили больше, вознаграждались больше.

Научное управление наиболее тесно связано с работами Френка и Лилии Гилберт, которые занимались преимущественно вопросами изучения физической работы в производственных процессах и исследовали возможность увеличения выпуска продукции за счет уменьшения усилий, затраченных на их производство. Л. Гилберт положила начало области управления, которая теперь называется "управление кадрами". Она исследовала такие вопросы, как подбор, расстановка и подготовка кадров.

Наиболее близким учеником Тейлора был Г. Гантт, занимавшийся разработками в области методики премиальной оплаты, составивший карты-схемы для производственного планирования (ленточные графики Гантта), а также внесший вклад в разработку теории лидерства. Работы Гантта характеризуют сознание ведущей роли человеческого фактора.

Принципы организации производства Г.Форда: замена ручной работы машинной; максимум разделения труда; специализация; расстановка оборудования по ходу технологического процесса; механизация транспортных работ; регламентированный ритм производства.

Идеи, заложенные школой научного управления, были развиты и применены к управлению организациями в целом прежде всего представителями административной школы управления.

Классическая (административная) школа внесла весомый вклад в развитие управленческой мысли посредством разработки новой схемы управления, которая и легла затем в основу современной теории организации. О сновоположником классической школы считается американский инженер и менеджер Фредерик Тейлор. Согласно концепции Тейлора необходимо оптимально приспособить человека к машине. Становление и развитие классической школы менеджмента непосредственно связано с Анри Файолем. Файоль имел большой опыт работы в высшем звене управления организацией. Поэтому его исследования были направлены на повышение эффективности деятельности всей организации. Файоль считал, что источник эффективности системы управления — это управленческие процедуры, применяемые администрацией. При этом он утверждал, что основным методом достижения эффективности является правильное применение принципов управления (он создал 14 принципов административного управления). Завершением административной школы менеджмента стала теория бюрократического построения и управления организацией немецкого ученого М. Вебера. Он считал, что без разветвленного бюрократического аппарата крупное капиталистическое производство вообще не в состоянии эффективно функционировать. При этом он отождествлял бюрократию с аппаратом управления организацией.

Вебер искал ответ на вопрос: что нужно сделать,чтобы вся организация работала как машина! Ответ на данный вопрос он видел в разработке правил и процедур поведения людей в любой ситуации, прав и обязанностей каждого работника, в иерархической системе распределения власти, в разделении труда на базе функциональной специализации, в управлении организацией на основе письменных инструкций и т.п

Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Основателем школы человеческих отношений считается Элтон Мэйо, который проводил исследования в области мотивации на заводе «Вестерн Электрик Хоторн».

В результате этого эксперимента Э. Мэйо и его сотрудники пришли к выводу, что на производительность труда оказывают влияние психологические факторы и групповые ценности. Исследования показали, что на эффективность труда работников влияют такие аспекты как отношение руководства к проблемам коллектива, взаимоотношения в группе. В частности, было выявлено, что работники устанавливали свои собственные групповые нормы или стандарты поведения, определяющие величину выработки. В группе было принято насмехаться над теми, кто превышал этот уровень (их называли «выскочками), и над теми, кто недорабатывал (им давали прозвище «сачки»). Такое давление было весьма эффективным: рабочих больше заботило одобрение своих коллег, чем прибавка к зарплате.

Для повышения производительности труда Э. Мэйо и его сотрудники рекомендовали проводить мероприятия по оздоровлению психологического микроклимата на предприятии:

· повышать интерес к выполняемой работе, знакомство с историей предприятия, его положением на рынке;

· объяснять роль работника и значимость его работы в общей деятельности предприятия с тем, чтобы работники понимали цели предприятия и чувствовали себя его частью, проявляли активный интерес к деятельности их организации.

В процессе исследований был сформулирован эффект Хоторна — это условия, в которых новизна, интерес к эксперименту или повышенное внимание к данному вопросу приводили к благоприятному результату.

Количественная школа. Представителями этой школы являются: Л.В. Канторович (лауреат Нобелевской премии), В.В. Новожилов, Л. Берталанфи, Р. Акофф, А. Гольдбергер.

Школа количественных методов исходит из того, что математические методы и модели позволяют описывать различные бизнес-процессы и отношения между ними. Поэтому целесообразно проблемы, возникающие в бизнес-процессах организации, решать на основе исследования операций и математических моделей. Эта школа применила экономике-математические методы, теорию исследования операций, статистику, кибернетику и подобное для решения задач управления, чем внесла существенный вклад в развитие науки управления.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.