Заполнение пустот в древесине. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Заполнение пустот в древесине.

2019-10-30 322
Заполнение пустот в древесине. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Реставрация основы состоит из восстановления ее целостности (то есть из соединения разошедшихся частей и восполнения утраченных деталей), выправления деформаций и упрочнения древесины доски посредством пропитки. В этих процессах используют кроме древесины различные клеи, натуральные и синтетические смолы, воск и другие материалы.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ ОСНОВЫ

Целостной является такая основа, у которой не нарушен первоначальный формат, имеются в наличии и целы все детали (доски, шпонки, соединительные планочки) и у которой все доски соединены между собой.

Довольно частыми нарушениями целостности основы произведения бывают расклейка досок, а также утраты или изломы шпонок и других крепежных деталей, состроганные или опиленные края и углы доски иконы, что обычно является результатом подгонок икон к новым, предназначенным им местам при перестановках. Иногда встречаются произведения с изломанными досками.

При проведении реставрационных работ с доской произведения художнику-реставратору помогает опытный столяр. Однако практика показывает, что умение самого реставратора выполнять столярные работы очень желательно, так как способствует максимальной сохранности живописи. Для этого в мастерской должны быть набор столярного инструмента и верстак.

Подготовка древесины. Из древесины изготовляют недостающие части основы произведения. Иногда используют мелкие опилки (древесную муку).

При работах по вставке утраченных шпонок, скрепляющих планочек («карасики», «ласточки» и т. п.) и утраченных частей самой доски произведения нельзя пользоваться свежей, невыдержанной древесиной. Свежая древесина по (физико-механическим свойствам резко отличается от естественно состарившейся древесины произведений, особенно проживших многовековую жизнь, в частности, своей гигроскопичностью, скоростью набухания и отдачи влаги. Коэффициент усушки и разбухания у выдержанной древесины ниже, чем у свежей. Если соседствуют элементы из древесины разных сроков выдержки, то при изменении влажности набухание и усушка проходят неравномерно и это ведет к повторному повреждению основы произведения. Поэтому для восполнения утрат нужно подобрать не только соответствующую породу древесины, но и естественно выдержанную или искусственно состаренную. Способ искусственного состаривания древесины сравнительно недавно разработан и внедрен в практику реставрационных работ.

Свежую древесину подвергают тепловой обработке в сушильной камере, что ведет к изменению ее химических, физико-механических свойств, первоначального цвета, снижает ее гигроскопичность. Заготовки древесины в виде брусков выдерживают при температуре от 110° до 190°. Время и температура нагрева зависят от породы дерева, исходной влажности, сечения обрабатываемого бруска и желаемых результатов. Так, выдержка свежей липовой заготовки толщиной до 5 см при температуре 160° в течение четырех часов снижает гигроскопичность на 50% и придает древесине свойства дерева столетней выдержки в естественных условиях.

Клеи. Для склеивания древесины и приготовления пасты из опилок используют преимущественно клеи животного происхождения (мездровый, столярный, казеиновый), а в экспериментальном порядке — синтетические — поливинилацетат (ПВА) и клей БФ-4.

Клеи должны отвечать следующим технологическим требованиям: обладать гигроскопичностью (а следовательно, набухать и усыхать при изменении температурно-влажностного режима), механически прочно сцепляться с древесиной, быть химически нейтральными по отношению к основе и к другим слоям произведения, обладать высокой морозостойкостью при комнатно-сухом состоянии, быть удобными в процессе склеивания. Таковы мездровый, столярный и казеиновый клеи, которые используют с древнейших времен.

Мездровый (столярный) клей приготовляется из одной весовой части сухого клея (15—17% влажности) и трех частей воды, костный клей — из одной весовой части клея и полутора частей воды. Набухание обоих сортов клея в воде при комнатной температуре происходит за 6—12 часов. Они начинают распускаться в водяной бане при температуре плюс 25—30°. Оптимальной для распускания мездрового клея является температура плюс 50—70°, для костного — плюс 40—60°.

Костный, мездровый и другие коллагеновые клеи обладают реверсивной способностью распускаться в воде и застуденевать. Однако обратимость клея ограничена. После нескольких разогреваний (а особенно перегревов с последующими охлаждениями) он утрачивает способность застуденевать — давать прочную пленку. С таким клеем работать нельзя.

Влажность склеиваемой древесины не должна превышать 15%. Температура в помещении (как и самой склеиваемой древесины) должна быть плюс 18— 25е. Наносят клей жесткой щетинной кистью на обе склеиваемые поверхности. При застуденевании и последующем высыхании клеевая пленка дает большую объемную усадку. Толстая пленка при высыхании растрескивается, прочность склеивания падает. Оптимальной является толщина клеевого слоя от 0,08 мм до 0,15 мм. Продолжительность выдержки смазанных клеем поверхностей — три-пять минут. Продолжительность выдержки склеиваемых поверхностей в припрессованном состоянии — 24—48 часов.

Казеиновый клей готовят из обезжиренного молока. Полученный осадок в виде творога промывают и сушат. Измельчают сухие комочки в светло-желтый зернистый порошок, имеющий кислотную реакцию. В этот порошок добавляют известь или аммиачную воду.

Современная отечественная промышленность выпускает казеиновый клей в виде порошка с необходимыми щелочными добавками и антисептирующими веществами. В продажу поступают два сорта сухого клея — «Экстра» и ОБ (обыкновенный).

Для того чтобы порошок клея распустился в воде, в него добавлена гашеная известь. Медный купорос добавляется (только в клей сорта «Экстра») для повышения водостойкости клеевого шва и антисептирования. Добавленный в клей фтористый натрий замедляет загустевание приготовленного для работы клея, а керосин предохраняет порошок от образования комков во время хранения. Хранят порошок казеинового клея в сухом помещении при температуре не выше +30°. При более высокой температуре понижаются его клеящие качества.

Приготовляют клеевую массу из одной весовой части порошка клея и двух частей воды комнатной температуры. Порошок всыпается постепенно в воду при постоянном перемешивании. Для набухания и получения однородного раствора клея необходимо перемешивать его около 40 минут с небольшими перерывами. Если в процессе разведения получаемая масса несколько загустевает, то добавлять воду не следует. Нужно продолжать перемешивание до получения однородной сметанообразной массы. Перед склеиванием с поверхности массы клея нужно удалить пену. Если в массе наблюдаются сгустки, то ее нужно пропустить через частое сито (однако при обнаружении комочков в порошке клея просеивать его нельзя, так как это может нарушить нормальное соотношение входящих в него веществ и этим снизить его качество). Приготовленный клей можно использовать в течение трех-четырех часов. По прошествии этого времени он загустевает и теряет склеивающие качества.

Восполнение утраченных деталей.

Утраченные шпонки, «ласточки» и другие скрепляющие детали основы изготовляют точно по размерам оставшихся от них гнезд (ил. 15). Вырезать новые гнезда для дополнительных креплений в исключительных случаях разрешает реставрационный совет или комиссия по предложению художника-реставратора. Восполняющие детали или вставляются, или вклеиваются, в зависимости от того, как были закреплены утраченные.

Склеивание досок. Восстановление утраченных шпонок иногда затрудняет покоробленность досок, их разъединение по месту склейки. Поэтому сначала нужно склеить разошедшиеся доски между собой. К этой операции произведение подготавливается при помощи профилактической заклейки. Заклеивается вся поверхность живописи в один слой папиросной бумаги, а на места стыков досок наклеивается или второй слой папиросной бумаги, или ленты из марли в зависимости от состояния левкаса на краях досок. На склеиваемые края досок заклейка накладывается так, чтобы каждый край точно по излому левкаса был зафиксирован раздельно.

Затем доски следует осторожно раздвинуть и через увеличившуюся щель ребра склеиваемых досок очистить от остатков старого клея с помощью ножа, стамески или скальпеля. Зачищенные края досок нужно соединить и проверить плотность их примыкания.

Если между досками есть щели, то их заполняют одним из двух способов — вставкой реек или заполнением щели пенькой.

Склейка досок со вставкой реек. Вставная рейка должна быть из выдержанной древесины и той же породы дерева, что и реставрируемая доска. В противном случае могут произойти расклинивание и повторный разрыв левкаса и живописи. Влажность древесины не должна превышать 15%. Клей наносят жесткой кистью на склеиваемые поверхности досок и рейки, толщина клеевого слоя должна быть от 0,08 мм до 0,15 мм. Через четыре-шесть минут после смазывания доски сжимают. В сжатом состоянии склеиваемые доски выдерживают не менее 10 часов. После этого их держат в свободном состоянии от одних до двух суток для стабилизации клеевого шва.

Склейка досок с заполнением щели пенькой. Этот способ используют в случаях, когда не требуется высокая механическая прочность склейки. Щели между досками заполняются пенькой, пропитанной клеем, которую утрамбовывают в глубину щели. Снаружи щель на тыльной стороне иконы заливают воском, в который добавляют порошок мела или древесную муку (мелкие сухие опилки). Чтобы затонировать восковую заливку под цвет доски, в ее верхний слой добавляют пигменты — охру, сиену, сажу и другие. Оставшееся углубление между досками заполняют восковой мастикой. В тех случаях, когда произведение хранится в условиях переменного режима температуры и влажности, щели могут появиться повторно. Ликвидируют их прогреванием и расплавлением восковой мастики теплым шпателем или утюжком.

Если покоробленная доска иконы не подвергается выправлению, то необходимо изготовить новые шпонки, изогнутые так же, как доска. Для этого доски перед склейкой плотно складывают так, как они будут склеены. С обоих торцов доски снимается шаблон, повторяющий ее изогнутость. По нему изготовляют изогнутые шпонки. Вставляя шпонки после склейки досок, нельзя допускать, чтобы излишки клея приклеили их к доскам. Вклеенные шпонки будут препятствовать движению досок произведения при набухании и усушке, приводя к повторным растрескиваниям.

При склейке досок, имеющих деформации, а также при сохранении старых шпонок, значительно вышедших из пазов, после соединения доски плохо прилегают друг к другу. Чтобы улучшить их контакт, в местах их стыка, на торцах, вставляются дополнительные крепления — деревянные планки. Металлические скобы применять не следует, так как они при температурных и влажностных перепадах в помещении конденсируют влагу, которая способствует разрушению древесины. Железные скобы к тому же ржавеют. Скобы из сплавов меди (латуни, бронзы) коррозируют меньше, но, как и железные, способствуют разрушению доски. Поэтому, если на доске обнаруживаются металлические крепления, то их заменяют деревянными. Планки делают из твердой древесины (дуба, бука и пр.). Форма планок прямоугольная, но края утолщены. Планки, врезанные в торцы, гораздо прочнее скрепляют доски произведения надежнее, чем «ласточки» и «карасики», врезанные в поверхность тыльной стороны доски.

Наиболее сложны работы с разломанной основой или при утрате ее части. У иконных досок бывают обрезаны края или вырезан кусок. Существуют три метода восстановления первоначального формата доски. Первый метод — приставка к доске произведения восполняющих частей с помощью зажимной рамы. Второй метод — прочное соединение восполняющих частей с реставрируемой доской (склеивание). Третий метод — наращивание утраченных частей доски.

Метод приставки восполняющих частей к доске произведения. Этим методом была отреставрирована икона «Архангел Гавриил» XV века Ярославского художественного музея в Государственной центральной художественно-реставрационной мастерской. Доска иконы была сильно разрушена гнилью, нижняя часть доски утратилась, гнезда от шпонок повреждены и утрачены настолько, что закрепить в них новые шпонки оказалось невозможным. Прикрепить восполняющие части древесины к неровным и гнилым краям доски можно было бы только после ее обрезки, а это привело бы к дополнительным утратам произведения. Поэтому изготовленные по шаблону восполняющие части были прикреплены к зажимной деревянной раме таким образом, чтобы при монтировке произведения в раму они плотно прижались к краям доски. Прижим обеспечили поставленные с тыльной стороны рамы поперечные планки, закрепленные шурупами. В случае необходимости произведение можно отделить от рамы и от восполняющих частей доски (ил. 66). Приставные кусочки древесины с лицевой стороны затонированы акварельными красками в тон обнаженной древесины авторской доски1.

Метод прочного соединения восполняющих частей с доской произведения. Этот метод был применен для восстановления формата иконы Андрея Рублева «Вседержитель», найденной в 1918 году в Звенигороде и хранящейся ныне в Третьяковской галерее. От иконы сохранились только средняя доска с фрагментом изображения Христа и ранее присоединенная сосновая доска. Во время реставрации 1919 года было решено восстановить первоначальный формат произведения по сохранившимся двум другим иконам того же деисусного чина, из которого происходит «Вседержитель». Для этого была подобрана липовая доска от иконы, утратившей живопись, которая была подогнана к сохранившейся доске реставрируемой иконы и приклеена к ней (ил. 67).

Более сложной была реставрация поступившей в последние годы в Межобластную СНРПМ Объединения «Росреставрация» иконы из Новгородского государственного объединенного музея-заповедника «Никола поясной» начала XVII века. Икона была расколота, расщеплена и переломлена поперек, повреждена нижняя шпонка. Все три доски основы покороблены. Наклеенные при реставрации в XVIII веке полоски паволоки по линиям склейки досок оторвались вместе с живописью. Контакт первоначального слоя левкаса с доской был удовлетворительным. Первоначальная живопись находилась под тремя слоями записей — поновлений. Тыльная сторона доски была покрыта слоем левкаса в XVIII веке и покрашена масляной краской в XIX веке. Левкас и покраска тыльной стороны во многих местах отстали от поверхности доски и были частично утрачены.

Перед отправкой произведения в реставрационную мастерскую все фрагменты живописи были заклеены папиросной бумагой осетровым клеем (ил. 68, 69). В процессе реставрации выправлены деформации досок, особенно левой крайней. Склеены куски расщепленной древесины. Для упрочнения соединяемых частей между ними вставлены внутренние шипы (ил. 70). Склейка всех фрагментов доски проводилась смесью водных дисперсий поливинилацетата (ПВА) с винилацетатом дваэтилгексил-акрилатом (ВА 2ЭГА) в ваймах с использованием струбцин.

Монтирование проводилось в следующей последовательности. Струбцинами была выпрямлена надломленная нижняя часть левой доски, в торец вставлен плоский шип. Далее поочередно подклеены остальные фрагменты доски с вставлением шипов между ними. В левый боковой обрез доски врезан и вклеен большой шип. У новой нижней шпонки, перед ее вставкой, сделан дополнительный вырез, чтобы торец шпонки не упирался в шип. Кроме шипов в места стыковки некоторых фрагментов доски вставлены небольшие деревянные планки и вклеен отщепленный фрагмент доски с живописью. Щели в местах недостаточно плотного смыкания фрагментов заполнены пенькой, пропитанной составом из ПВА и ВА 2ЭГА. Мелкие впадины выровнены пастой из древесной муки, замешанной на том же водоэмульсионном составе.

Смесь клеев поливинилацетатного (ПВА) и сополимера винилацетата с дваэтилгексилакрилатом (ВА 2ЭГА) использована экспериментально. Названная смесь вероятно перспективна, так как пленка ПВА со временем теряет свою эластичность, потому что из нее испаряется пластификатор — дибутилфталат, а пленка сополимера ВА 2ЭГА сохраняет эластичность. Пленка смеси клеев обладает этим положительным свойством, а также такими качествами, как стойкость к биоразрушителям, морозостойкость и другие.

По окончании монтирования была удалена профилактическая заклейка (ил. 71). На местах стыка досок и некоторых фрагментов приклеены осетровым клеем холстяные паволоки, после чего вклеен фрагмент левкаса с живописью XVIII века, удаленный на период склейки разбитой доски. В завершение все утраты левкаса были восполнены.

В заключение была произведена полная реставрация живописи произведения (ил. 72, 73) 2.

Метод восполнения утраченных частей доски наращиванием. Этим методом была восстановлена основа иконы «Параскева Пятница» XVIIIвека из Оренбургского областного краеведческого музея, проведенная во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. акад. И. Э. Грабаря (художник-реставратор Г. Ф. Коваль). По разрушениям доски было видно, что икона неоднократно очень сильно отсыревала, отчего нижняя треть левкаса с живописью была утрачена, заменена и утраты дописаны в манере, приближающейся к авторской. После этого икона опять находилась в сыром помещении и нижняя часть доски с живописью сгнила и утратилась на всю ширину нижнего поля (ил. 74). Сохранившаяся древесина в нижней части доски стала трухлявой, пористой и сыпучей. Необходимо было восстановить механическую прочность древесины, а утраты доски восполнить. В целях предохранения живописи от утрат на нее наложили профилактическую заклейку из папиросной бумаги на 3%-ном осетровом клее (ил. 75). Трухлявую древесину тщательно насытили поливинилацетатом (ПВА). Пропитку провели 5%-ным водно-спиртовым раствором с помощью шприца и кисти.

Перед наращиванием утраченной части доски была смонтирована арматура из деревянных штырей и тонкой медной проволоки, покрытой клеем БФ-4 для предотвращения коррозии. Углубления для монтирования деревянных штырей просверлены с помощью дрели. Концы штырей обмотаны ватой и смочены 20%-ной водно-спиртовой эмульсией ПВА и вставлены в подготовленные отверстия. Восполнение утраченной части доски осуществлено постепенным наращиванием массы из одной части древесной муки и трех частей 30%-ной эмульсии ПВА. Выравнивание поверхности восполненного участка произведено скальпелем и наждачной бумагой. Лицевая сторона этого участка была дополнительно обработана металлической щеткой и тонирована, чтобы имитировать фактуру древесины (ил. 76).


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.