Монтирование и установка на прежнее место ранее снятых фрагментов стенных росписей — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Монтирование и установка на прежнее место ранее снятых фрагментов стенных росписей

2019-10-30 205
Монтирование и установка на прежнее место ранее снятых фрагментов стенных росписей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Установка и закрепление (монтирование) фрагмента на прежнее место (на растворе).

Состав работ:

1. Зачистка стены от реставрационных растворов, пыли, грязи и удаление кляммеров.

2. Уменьшение слоя штукатурки.

3. Обработка обратной стороны фрагмента и стены для лучшего сцепления.

4. Определение местоположения фрагмента.

5. Установка прижимных устройств.

6. Устройство монтировочных приспособлений для установки фрагмента.

7. Приготовление раствора.

8. Многократное нанесение (или введение) раствора.

9. Снятие прижимных устройств после высыхания.

10. Удаление заклейки лицевой стороны фрагмента.

Снятая роспись после закрепления ее на щиты утрачивает свои монументальные признаки и переходит в иной вид – станковую живопись. Для ее экспозиции создают соответствующие условия. Часто это снижает эстетические качества стенописи. Смонтированная на новую основу роспись заключает в себе информацию как об основных особенностях техники и технологии монументальной росписи, так и о методах и материалах реставрации. При выборе материалов для новой основы руководствуются следующими принципами: материалы должны быть в максимальной степени обратимыми, стойкими к агрессивной среде и нейтральными по отношению к живописи, должны способствовать сохранению фактуры поверхности живописи. Новая основа должна быть легкой, эластичной и одновременно прочной, способной удерживать на своей поверхности живопись. Кроме того, она должна выдерживать транспортировку и быть удобной в экспозиции. Конструкции новых оснований под живопись бесчисленны, их выбор зависит от конкретного памятника. Но главное – при выборе способа соединения необходимо соблюдать принцип обратимости: операция по разъединению штукатурки и щита не должна быть сложной, не должно возникнуть никаких опасений за сохранение уникальных росписей. Иногда для подгонки одного к другому приходится жертвовать, на первый взгляд, незначительными вещами, например, тыльной стороной фрагментов при монтировании их на новое основание. Если для автора живописи значение основы было ограничено утилитарной стороной, то для исследователя она является важным историческим источником. Тыльная сторона фрагментов штукатурки с росписью интересна тем, что на ней в виде рельефа встречаются отпечатки процарапанных на швах между рядами кладки рисунки крестов и надписи, и другая не менее важная информация. В связи с этим, практика шлифовки тыльной стороны фресок требует особой внимательности.

Все-таки фрагменты, возвращенные в храм, производят совсем другое впечатление, нежели смонтированные на новую основу: они вливаются в свою природную среду. Кладка стены (их первоначальная основа), родственность материалов восстанавливают жизнеспособность этих «экспонатов». Ощущается и плоскость стены, и монументальность воссозданных на ней образов. Внимание уже концентрируется не на утратах, а на сохранившихся подлинных участках. Добавление в штукатурный пласт выявленных в дальнейшем фрагментов не затруднительно. Специалисты все чаще убеждаются, что монументальную живопись любыми способами необходимо удерживать и экспонировать на ее прежнем месте – в интерьере памятника. Чтобы исключить возможные проблемы, между кладкой стены и штукатуркой в качестве изоляции оставляли воздушное пространство. Впервые в отечественной реставрации задача сохранения естественного вида стенописи при закреплении ее непосредственно на стене с воздушной изоляцией была поставлена и осуществлена у нас в стране в 1939 году Ю.А. Олсуфьевым при реставрации живописи церкви Благовещения на Мячине в Аркажах [14].

В 1968-1969 годах во время археологических раскопок в центральной части алтаря церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде открылся нижний ярус живописи XIV века. После понижения уровня пола внутри памятника, внешний уровень грунта оказался выше внутреннего. Влажность штукатурки и кладки повысилась настолько, что обычные методы укрепления отставшей от кладки штукатурки не приводили к положительным результатам, уникальная роспись разрушалась. Ввиду аварийного состояния, в 1971 году штукатурка с живописью была снята со стены художниками-реставраторами Г.С. Батхелем и В.Ф. Ромашкевичем, а в 1974 году – закреплена художником-реставратором А.С. Кузнецовым на прежнем месте на расстоянии от кладки [15]. Для получения воздушного пространства в качестве изоляции кладку стены облицевали керамической плиткой шестиугольной формы. Благодаря ее сферической тыльной части сохраняется воздушное пространство между элементами и стеной. Конструкция плитки позволила повторить кривизну апсиды, подчеркнуть археологические особенности раскопа и рельеф стены, хотя живопись оказалась на некотором расстоянии от поверхности стены. При этом способе закрепления сохраняются все признаки монументальной живописи. Но сама проблема повышенной влажности осталась, так как внешний уровень грунта остался выше внутреннего, на покрытой глазурью тыльной стороне плиток образуется конденсат и увлажнение продолжается, разрушая кладку стены.

Завершающим этапом монтирования или возвращения стенописи в интерьер храма является придание фрагменту экспозиционного вида. Прежде всего, перед реставратором стоит следующая задача – во фрагменте росписи необходимо сохранить дух монументальности. То есть важно заставить его восприниматься частицей огромного по своим размерам монументального произведения, частицей архитектурного ансамбля, частью стены. В этом могут помочь тонировки, которые и в интерьере памятника служат выявлению его особенностей. Они не позволяют утратам дробить плоскость стены и способствуют единству восприятия архитектуры и стенописи. Снятая в 1888 году настенная роспись XV века из надвратной церкви Сергия Радонежского в Новгороде была смонтирована на гипсовую основу [16]. Исследовательскими работами, проводившимися в памятнике в 1970 году под руководством художника-реставратора В.Ф. Ромашкевича, на западной и северной стенах были выявлены фрагменты живописи XV века из цикла житийных композиций и принято решение по их расчистке и приведению в экспозиционный вид. От снятой живописи в Новгородском музее сохранились фрагменты, относящиеся к данному памятнику: «Причастие Сергия Радонежского Святыми Дарами с сошедшим на них Божественным огнем», «Успение Сергия Радонежского» и «Рождество Варфоломея». В 1976 году производились работы по их демонтажу и возвращению в интерьер храма [17]. На установленной на первоначальное место композиции «Рождество Варфоломея» были исполнены тонировки лессировочным наложением краски. Тон больших участков брался чуть слабее авторского, что помогало восприятию как цельной живописной поверхности и, в то же время, этот прием позволял угадывать поновление. В мелкофигурных композициях «Причащение Сергия Радонежского» и «Успение Сергия Радонежского» тонировки велись тоном, приближенным к авторскому, иначе бы пестрящая поверхность просто «забила» изображение.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.