Редакционно-издательский отдел ГГТУ — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Редакционно-издательский отдел ГГТУ

2019-10-30 159
Редакционно-издательский отдел ГГТУ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

2018

УДК 37.037:613.8

ББК 74.005.56+74.200.556

С 60

Печатается по решению Редакционно-издательского

и Учебно-методического советов ГОУ ВО МО

«Государственный гуманитарно-технологический университет» (ГГТУ)

Рецензенты:

                Рябцев А.В., кандидат исторических наук, доцент,

проректор по воспитательной работе и молодежной политике ГГТУ.

Степанов Ф.Г., кандидат психологических наук, доцент,

методист МУ ДПО МЦПКПР, психолог МОУ СОШ №6 г.о. Орехово-Зуево.

 

 

Автор-составитель: Солдатова С.В.

С60   Первичнаяпрофилактика употребления психоактивных веществ в образовательных организациях: Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – Орехово-Зуево: Редакционно-издательский отдел ГГТУ, 2017.

 

В учебно-методическом пособии изложены основные принципы построения профилактических программ и рекомендаций по организации антиалкогольной и антинаркотической работы в образовательных организациях. Пособие содержит методические рекомендации по первичной профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения в образовательных организациях, список нормативно-правовых документов и глоссарий основных терминов по рассматриваемой проблеме.

Пособие предназначено для педагогов-психологов, социальных педагогов, классных руководителей, кураторов студенческих групп, учителей-предметников и педагогов дополнительного образования.

УДК 37.037:613.8

ББК 74.200.55

 

© Солдатова С.В., 2018

© ГОУ ВО МО «Государственный

гуманитарно-технологический

университет», 2018

© Оформление.
Редакционно-издательский

отдел ГОУ ВО МО «Государственный

гуманитарно-технологический

университет», 2018

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………………………….4

 

Глава I. Принципы построения программ первичной профилактики употребления психоактивных веществ в образовательных организациях

1.1. Средства контрпропаганды и выбор объектов профилактики…………...7

1.2. Компетентность разработчиков программ и занятий………………….....9

Глава II. Методические рекомендации по первичной профилактике наркомании в образовательных организациях

 

2.1. Профилактика: определение и базовые понятия………………………...14

Критерии эффективности профилактической работы

  образовательных организаций…………………………..………………...21

2.3. Рекомендации по проведению в образовательной организации

  мониторинга употребления психоактивных веществ……………………22

2.4. Общие рекомендации для проведения занятий по профилактике

   наркомании………………………………………………………………...25

2.5. Методические рекомендации по профилактике наркомании

             при организации групповой работы……………………………………...36

2.6. Занятие для обучающихся образовательных организаций на тему:

  «Наркомания: причины и последствия»………………………………….40

Организация волонтерского антинаркотического движения

             в образовательных организациях…………………………………………51

 

Глава III. Методические рекомендации по первичной профилактике

             табакокурения в образовательных организациях

 

3.1. Предупреждение табакокурения в образовательных организациях……85

3.2. Помощь школьникам и студентам в отказе от курения, как

  одна из проблем образованной организации……………………………105

3.3. Рекомендации педагогам по профилактике табакокурения в семье ….109

 

 

Глоссарий……………………………………………………………………...119

         Приложение ………………..………………………………………………....125


ВВЕДЕНИЕ

 

Наркомания и алкоголизм являются одной из важнейших проблем современ­ной России, требующей кардинально новых способов решения. По данным исследований, в России сейчас не менее 8 миллионов больных наркоманиями, в мире более 200 миллионов. Согласно последнему (2016г.) Всемирному докладу о наркотиках УНП ООН в 2015 году примерно 250 миллионов человек хотя бы единожды употребляли запрещенные препараты. Это приблизительно 5% от всего взрослого мирового населения. Также в документе говорится, что 12 миллионов населения принимают наркотические препараты внутривенно. 14% из этого числа являются ВИЧ-инфицированными. Эксперты, занимающиеся изучением данного вопроса, продолжают утверждать, что «общее воздействие от употребления наркотиков на здоровье человека остается разрушительным».

В штатах Северной Америки и в Европе все большую распространенность приобретает героиновая зависимость. К сожалению, статистика показывает, что в этих странах растет не только количество героинозависимых, но и количество смертей от передозировки.

Тем не менее, самым популярным наркотическим веществом, находящимся под запретом, все также является каннабис. За 2015 год этот наркотик был употреблен хотя бы единожды 183 млн. человек.

В документе также сообщается, что ООН весьма обеспокоена тем фактом, что в странах Запада растет уровень приятия марихуаны обществом. Это является главной причиной увеличения числа наркозависимых. Эксперты отмечают, что на сегодняшний день за помощью и лечением наркозависимости от каннабиса обращается все больше людей, чем это было 10 лет назад.

К большому сожалению, принявший массовый оборот в 2006 году как благовоние, наркотик Spice (синтетический каннабиноид), по-прежнему захватывает все больше и больше людей. Ежегодно в Российской Федерации от употребления спайс умирает 800 – 900 человек.

20 процентов всех наркозависимых в нашей стране − это школьники. 60% − молодежь в возрасте от 16 до 30 лет. Остальные 20% − это люди старше тридцати. Главными источниками наркотиков в России являются учебные заведения, клубы и дискотеки. 70 процентов молодых наркоманов признались, что в первый раз употребили наркотические средства именно в этих местах. По статистике, один наркозависимый привлекает к употреблению психотропных веществ 13 − 15 человек. Первый опыт знакомства с наркотиками для 51% школьников приходится на возраст 15−17 лет, а для 41% на 11−14. Очевидная тенденция к омоложению требует проведения профилактической работы уже с детьми дошкольного возраста, как в семье, так и в рамках образовательной организации.

Семья, как первый и наиболее значимый институт социализации, является одновременно и адресатом профилактической работы, и источником ценностей, способствующих развитию, ориентации на здоровый образ жизни и т.д. Важная и ответственная роль в работе с семьей выпадает на социального педагога, педагога-психолога, учителя.

Информирование родителей по проблемам наркоманий и алкоголизма, адресация к специалистам в случае необходимости, работа с дисфункциональными семьями с целью оптимизации внутрисемейных отношений − вот задачи, стоящие перед педагогом, занимающимся первичной профилактикой девиантного и аддиктивного поведения несовершеннолетних.

В настоящее время молодежная наркогенная субкультура является важным фактором, способствующим распространению наркотизации среди несовершеннолетних. Развитие наркогенной субкультуры является результатом того, что дети и подростки, будучи предоставлены сами себе, не знают, как структурировать свое время, а ушедшие в историю пионерская и комсомольская организации не оставили после себя ничего взамен. В связи с этим перед социальным работником, педагогом-психологом стоит очередная задача − выявление детей и подростков, юношей и девушек, которые в силу своей незанятости попадают в группу риска приобщения к психоактивным веществам, а также организация их досуга.

Злоупотребление психоактивными веществами часто сопряжено с совершением несовершеннолетними противоправных действий. Около 40% госпитализаций в детские психиатрические клиники в настоящее время составляют подростки с делинквентными формами поведения в сочетании с наркоманией и токсикоманией. Правонарушителям, злоупотребляющим психоактивными веществами, необходима помощь не только врача, но и социального работника, который должен иметь представление, как о социально-правовых, так и о социально-психологических и медико-социальных аспектах наркоманий.

Лечение наркоманов является малоэффективным способом борьбы с болезнью: ремиссия продолжительностью больше года наблюдается лишь у 9-12% больных. Реабилитация позволяет добиться более значимых результатов, однако требует больших финансовых и временных затрат.

Исключительно медицинская профилактика не приносит желаемых результатов. Действия правоохранительных органов не способны остановить рост числа больных наркоманиями. Наиболее перспективное направление работы на данный момент − психолого-педагогическая профилактика, направленная на гармоничное развитие личности детей и подростков, формирование способности самостоятельно противостоять приобщению к наркотическим средствам за счет ценностного отношения к своему здоровью, адекватной самооценки и способности прогнозировать жизненные события.

С учетом вышесказанного становится очевидной необходимость разработки методических рекомендаций психологам, социальным педагогам, классным руководителям и кураторам студенческих групп по профилактике злоупотребления ПАВ в образовательных организациях.

В методическом пособии изложены принципы построения профилактических программ и организация антиалкогольной и антинаркотической работы в образовательных организациях. Представлены методические рекомендации для психологов, классных руководителей, кураторов студенческих групп и педагогов по первичной профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения в образовательных организациях. Представлен глоссарий по рассматриваемой проблеме. Приложение содержит список нормативно-правовых документов по вопросам профилактики злоупотребления психоактивных веществ, безнадзорности, правонарушений и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних.

 

 


ГЛАВА I. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

 

По мнению медицинских работников, одной из главных причин взрывного роста заболеваемости является неосведомленность потенциальных наркоманов-подростков и лиц с невысоким социальным статусом. В практической деятельности наркологов нередки случаи, когда молодой пациент сообщает, что даже не представлял себе эффекта и механизма действия наркотика, не говоря уже о формировании зависимости [4, 10, 12].

Сложившаяся ситуация требует срочного развития системы контрпропаганды и разъяснительной работы об опасности наркотиков среди населения. Сейчас же, наоборот, пропаганда и реклама наркотиков преобладают в обществе над контрпропагандой. Реклама наркотиков производится обычно двумя путями.

Прямая реклама − бытовой путь, т.е. из уст в уста; реклама энергетических напитков на радио, бортах транспорта и т.д.

Косвенная реклама − видео- и книжная беллетристика с описанием безысходной борьбы с непобедимыми наркодельцами; некомпетентная контрпропаганда наркотиков лицами, не обладающими достаточными для этого знаниями. Часто следствием описания действия наркотиков становится рост интереса к ним. В особенности, это касается разнообразных скандальных материалов в газетах и журналах.

По мнению наркологов, психологов, валеологов и социологов, система контрпропаганды наркотиков должна строиться на трех принципах:

1. широкий выбор средств контрпропаганды;

2. разумный выбор объектов профилактики;

3. компетентность разработчиков программ и занятий.

Эти принципы лежат в основе построения школьных программ в области антиалкогольной и антинаркотической первичной профилактической работы [1- 9, 13, 15].


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.