Употребления психоактивных веществ — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Употребления психоактивных веществ

2019-10-30 187
Употребления психоактивных веществ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА

УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Орехово-Зуево

Редакционно-издательский отдел ГГТУ

2018

УДК 37.037:613.8

ББК 74.005.56+74.200.556

С 60

Печатается по решению Редакционно-издательского

и Учебно-методического советов ГОУ ВО МО

«Государственный гуманитарно-технологический университет» (ГГТУ)

Рецензенты:

                Рябцев А.В., кандидат исторических наук, доцент,

проректор по воспитательной работе и молодежной политике ГГТУ.

Степанов Ф.Г., кандидат психологических наук, доцент,

методист МУ ДПО МЦПКПР, психолог МОУ СОШ №6 г.о. Орехово-Зуево.

 

 

Автор-составитель: Солдатова С.В.

С60   Первичнаяпрофилактика употребления психоактивных веществ в образовательных организациях: Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – Орехово-Зуево: Редакционно-издательский отдел ГГТУ, 2017.

 

В учебно-методическом пособии изложены основные принципы построения профилактических программ и рекомендаций по организации антиалкогольной и антинаркотической работы в образовательных организациях. Пособие содержит методические рекомендации по первичной профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения в образовательных организациях, список нормативно-правовых документов и глоссарий основных терминов по рассматриваемой проблеме.

Пособие предназначено для педагогов-психологов, социальных педагогов, классных руководителей, кураторов студенческих групп, учителей-предметников и педагогов дополнительного образования.

УДК 37.037:613.8

ББК 74.200.55

 

© Солдатова С.В., 2018

© ГОУ ВО МО «Государственный

гуманитарно-технологический

университет», 2018

© Оформление.
Редакционно-издательский

отдел ГОУ ВО МО «Государственный

гуманитарно-технологический

университет», 2018

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………………………….4

 

Глава I. Принципы построения программ первичной профилактики употребления психоактивных веществ в образовательных организациях

1.1. Средства контрпропаганды и выбор объектов профилактики…………...7

1.2. Компетентность разработчиков программ и занятий………………….....9

Глава II. Методические рекомендации по первичной профилактике наркомании в образовательных организациях

 

2.1. Профилактика: определение и базовые понятия………………………...14

Критерии эффективности профилактической работы

  образовательных организаций…………………………..………………...21

2.3. Рекомендации по проведению в образовательной организации

  мониторинга употребления психоактивных веществ……………………22

2.4. Общие рекомендации для проведения занятий по профилактике

   наркомании………………………………………………………………...25

2.5. Методические рекомендации по профилактике наркомании

             при организации групповой работы……………………………………...36

2.6. Занятие для обучающихся образовательных организаций на тему:

  «Наркомания: причины и последствия»………………………………….40

Организация волонтерского антинаркотического движения

             в образовательных организациях…………………………………………51

 

Глава III. Методические рекомендации по первичной профилактике

             табакокурения в образовательных организациях

 

3.1. Предупреждение табакокурения в образовательных организациях……85

3.2. Помощь школьникам и студентам в отказе от курения, как

  одна из проблем образованной организации……………………………105

3.3. Рекомендации педагогам по профилактике табакокурения в семье ….109

 

 

Глоссарий……………………………………………………………………...119

         Приложение ………………..………………………………………………....125


ВВЕДЕНИЕ

 

Наркомания и алкоголизм являются одной из важнейших проблем современ­ной России, требующей кардинально новых способов решения. По данным исследований, в России сейчас не менее 8 миллионов больных наркоманиями, в мире более 200 миллионов. Согласно последнему (2016г.) Всемирному докладу о наркотиках УНП ООН в 2015 году примерно 250 миллионов человек хотя бы единожды употребляли запрещенные препараты. Это приблизительно 5% от всего взрослого мирового населения. Также в документе говорится, что 12 миллионов населения принимают наркотические препараты внутривенно. 14% из этого числа являются ВИЧ-инфицированными. Эксперты, занимающиеся изучением данного вопроса, продолжают утверждать, что «общее воздействие от употребления наркотиков на здоровье человека остается разрушительным».

В штатах Северной Америки и в Европе все большую распространенность приобретает героиновая зависимость. К сожалению, статистика показывает, что в этих странах растет не только количество героинозависимых, но и количество смертей от передозировки.

Тем не менее, самым популярным наркотическим веществом, находящимся под запретом, все также является каннабис. За 2015 год этот наркотик был употреблен хотя бы единожды 183 млн. человек.

В документе также сообщается, что ООН весьма обеспокоена тем фактом, что в странах Запада растет уровень приятия марихуаны обществом. Это является главной причиной увеличения числа наркозависимых. Эксперты отмечают, что на сегодняшний день за помощью и лечением наркозависимости от каннабиса обращается все больше людей, чем это было 10 лет назад.

К большому сожалению, принявший массовый оборот в 2006 году как благовоние, наркотик Spice (синтетический каннабиноид), по-прежнему захватывает все больше и больше людей. Ежегодно в Российской Федерации от употребления спайс умирает 800 – 900 человек.

20 процентов всех наркозависимых в нашей стране − это школьники. 60% − молодежь в возрасте от 16 до 30 лет. Остальные 20% − это люди старше тридцати. Главными источниками наркотиков в России являются учебные заведения, клубы и дискотеки. 70 процентов молодых наркоманов признались, что в первый раз употребили наркотические средства именно в этих местах. По статистике, один наркозависимый привлекает к употреблению психотропных веществ 13 − 15 человек. Первый опыт знакомства с наркотиками для 51% школьников приходится на возраст 15−17 лет, а для 41% на 11−14. Очевидная тенденция к омоложению требует проведения профилактической работы уже с детьми дошкольного возраста, как в семье, так и в рамках образовательной организации.

Семья, как первый и наиболее значимый институт социализации, является одновременно и адресатом профилактической работы, и источником ценностей, способствующих развитию, ориентации на здоровый образ жизни и т.д. Важная и ответственная роль в работе с семьей выпадает на социального педагога, педагога-психолога, учителя.

Информирование родителей по проблемам наркоманий и алкоголизма, адресация к специалистам в случае необходимости, работа с дисфункциональными семьями с целью оптимизации внутрисемейных отношений − вот задачи, стоящие перед педагогом, занимающимся первичной профилактикой девиантного и аддиктивного поведения несовершеннолетних.

В настоящее время молодежная наркогенная субкультура является важным фактором, способствующим распространению наркотизации среди несовершеннолетних. Развитие наркогенной субкультуры является результатом того, что дети и подростки, будучи предоставлены сами себе, не знают, как структурировать свое время, а ушедшие в историю пионерская и комсомольская организации не оставили после себя ничего взамен. В связи с этим перед социальным работником, педагогом-психологом стоит очередная задача − выявление детей и подростков, юношей и девушек, которые в силу своей незанятости попадают в группу риска приобщения к психоактивным веществам, а также организация их досуга.

Злоупотребление психоактивными веществами часто сопряжено с совершением несовершеннолетними противоправных действий. Около 40% госпитализаций в детские психиатрические клиники в настоящее время составляют подростки с делинквентными формами поведения в сочетании с наркоманией и токсикоманией. Правонарушителям, злоупотребляющим психоактивными веществами, необходима помощь не только врача, но и социального работника, который должен иметь представление, как о социально-правовых, так и о социально-психологических и медико-социальных аспектах наркоманий.

Лечение наркоманов является малоэффективным способом борьбы с болезнью: ремиссия продолжительностью больше года наблюдается лишь у 9-12% больных. Реабилитация позволяет добиться более значимых результатов, однако требует больших финансовых и временных затрат.

Исключительно медицинская профилактика не приносит желаемых результатов. Действия правоохранительных органов не способны остановить рост числа больных наркоманиями. Наиболее перспективное направление работы на данный момент − психолого-педагогическая профилактика, направленная на гармоничное развитие личности детей и подростков, формирование способности самостоятельно противостоять приобщению к наркотическим средствам за счет ценностного отношения к своему здоровью, адекватной самооценки и способности прогнозировать жизненные события.

С учетом вышесказанного становится очевидной необходимость разработки методических рекомендаций психологам, социальным педагогам, классным руководителям и кураторам студенческих групп по профилактике злоупотребления ПАВ в образовательных организациях.

В методическом пособии изложены принципы построения профилактических программ и организация антиалкогольной и антинаркотической работы в образовательных организациях. Представлены методические рекомендации для психологов, классных руководителей, кураторов студенческих групп и педагогов по первичной профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения в образовательных организациях. Представлен глоссарий по рассматриваемой проблеме. Приложение содержит список нормативно-правовых документов по вопросам профилактики злоупотребления психоактивных веществ, безнадзорности, правонарушений и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних.

 

 


ГЛАВА I. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

 

По мнению медицинских работников, одной из главных причин взрывного роста заболеваемости является неосведомленность потенциальных наркоманов-подростков и лиц с невысоким социальным статусом. В практической деятельности наркологов нередки случаи, когда молодой пациент сообщает, что даже не представлял себе эффекта и механизма действия наркотика, не говоря уже о формировании зависимости [4, 10, 12].

Сложившаяся ситуация требует срочного развития системы контрпропаганды и разъяснительной работы об опасности наркотиков среди населения. Сейчас же, наоборот, пропаганда и реклама наркотиков преобладают в обществе над контрпропагандой. Реклама наркотиков производится обычно двумя путями.

Прямая реклама − бытовой путь, т.е. из уст в уста; реклама энергетических напитков на радио, бортах транспорта и т.д.

Косвенная реклама − видео- и книжная беллетристика с описанием безысходной борьбы с непобедимыми наркодельцами; некомпетентная контрпропаганда наркотиков лицами, не обладающими достаточными для этого знаниями. Часто следствием описания действия наркотиков становится рост интереса к ним. В особенности, это касается разнообразных скандальных материалов в газетах и журналах.

По мнению наркологов, психологов, валеологов и социологов, система контрпропаганды наркотиков должна строиться на трех принципах:

1. широкий выбор средств контрпропаганды;

2. разумный выбор объектов профилактики;

3. компетентность разработчиков программ и занятий.

Эти принципы лежат в основе построения школьных программ в области антиалкогольной и антинаркотической первичной профилактической работы [1- 9, 13, 15].

ЛИТЕРАТУРА

1. Бобров А.Е. Профилактика алкоголизма и наркоманий в семье и в школе: практические рекомендации. – М., 2016. – 192 с.

2. Бузина Т.С. Психологическая профилактика наркотической зависимости. – М., 2015. – 312 с.

3. Зарецкий В.В. Работа в образовательной среде по профилактике употребления наркотиков и психоактивных веществ: оценка и мониторинг // Социальная педагогика. – 2011. – № 5. – С. 20-35.

4. Иваницкая Е., Щербакова Т. Алкоголь, курение, наркотики: как выстроить систему эффективной профилактики. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с.

5. Ковальчук М.А., Тарханова И.Ю. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация. – М.: Владос, 2014. – 288 с.

6. Конюкова М. Победить наркоманию. Дорога из ада. – Ростов-на-Дону, 2015. – 160 с.

7. Ласточкин В.А., Якушев А.Н. Педагогические основы формирования трезвого образа жизни старшеклассников //Предупреждение вредных привычек у школьников. − М., 1990. С.13-42.

8. Лисецкий К.С., Литягина Е.В. Психология и профилактика наркотической зависимости. – М., 2008. – 224 с.

9. Мирзаянова, Л.Ф. Опыт профилактики употребления наркотиков у школьников средствами дидактического театра // Вопросы психологии. – 2010. – № 2. – С. 142-149.

10. Миронова М.С., Сетко Н.П. Роль семьи в формировании поведенческих факторов риска среди подростков // Здраво­охранение Российской Федерации. – 2011. – № 1. – С. 56-57.

11. Невирко Д.Д. и др. Наркоситуация и профилактика наркопотребления в вузах // Социально-гуманитарные знания. – 2011. – № 6. – С. 116-130.

12. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В. Березина. – М.: Изд-во института психотерапии, 2003. – 256 с.

13. Солдатова С.В. Профилактика злоупотребления психоактивных веществ в образовательных учреждениях: Методическое пособие. – МГОГИ, 2010. – 126 с.

14. Старшенбаум Г.В. Аддиктология. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2017. – 320 с.

15. Фабер А., Мазлиш Э. Как говорить, чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы подростки говорили: [пер. с англ.]. – М.: Эксмо, 2011. – 239 с.

ГЛАВА II. Методические рекомендации по профилактике НАРКОМАНИИ в образовательных ОРГАНИЗАЦиях

Виды профилактики:

· Первичная профилактика − комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих приобщение к употреблению наркотиков.

· Вторичная профилактика − комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих формирование болезни и осложнений, связанных с употреблени­ем наркотиков у «эпизодических» потребителей, не обнаруживших признаков болезни.

Важно понимать, что вторичная профилактика не должна сводить­ся лишь к созданию условий, в которых употребление наркотиков не влекло бы за собой вредных последствий для физического здоровья. Наряду с этим необходимо сделать все возможное, чтобы максимально сократить период употребления и сохранить уровень психического и социального благополучия, который неминуемо снижается в процессе развития наркомании.

· Третичная профилактика, или реабилитация – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов заболевания, т.е. способствующих восстановлению личностного и социального статуса больного (наркомания, токсикомания и алкоголизм) и возвращение его в семью, в образовательную организацию, в трудовой коллектив, к общественно-полезной деятельности.

Типы профилактики:

· Общесоциальная (неспецифическая) профилактика − сфера деятельности, не затрагивающая непосредственно проблему употребления наркотиков, а влияющая на нее косвенно − через административные механизмы, педагогическими средствами, при помощи информационных технологий. Например, к мероприятиям неспецифической профилактики можно отнести благоустройство подъездов домов (установку замков, светильников, изоляцию подвалов и чердаков) − затрудняется доступ к потенциальным местам употребления наркотиков. К этому же типу относятся программы и мероприятия по организации досуга подростков (работа подростковых клубов, все возможные спортивные соревнования и праздники) − создается альтернатива приему наркотиков, организуется занятость подростков в свободное время.

· Специфическая профилактика − мероприятия и программы этого типа призваны влиять на те или иные проявления проблемы наркомании и их медицинские и социальные последствия. К таким программам относятся, например, специализированные информационные кампании в средствах массовой информации, уроки, психологические тренинги или тематические занятия для подростков, выпуск специальной литературы, терапевтические программы для потребителей наркотиков, программы снижения вреда.

Уровни профилактики:

· Личностный − на этом уровне воздействие на целевую группу сфокусировано таким образом, чтобы содействовать формированию тех качеств личности, которые способствовали бы повышению уровня здоровья отдельного человека. К профилактике на личном уровне можно отнести консультирование, лечение, тренинги личностного роста.

· Семейный уровень предполагает влияние на «микросоциум» − семью, поскольку семья подростка и его ближайшее окружение во многом способны повлиять на вероятность приобщения молодого че­ловека к наркотикам. Например, сюда относятся тематические родительские собрания, семейные консультации, вовлечение родителей в общественную работу в школе.

· Социальный уровень профилактики, способствует изменению общественных норм в отношении употребления наркотиков, а также, отношения к потребителям. Это помогает создать благоприятные условия для работы на личностном и семейном уровнях.

Из приведенных примеров видно, что все три предложенные классификации существуют одновременно. Это значит, что каждый из видов профилактики может содержать в себе мероприятия обоих типов и при этом действовать на различных уровнях.

При описании подходов к организации профилактической работы используют еще и классификацию по типам профилактического вмешательства (интервенций):

1. Универсальная интервенция, которая ещё называется предупредительной. Она призвана охватить максимально возможное число детей и подростков вне зависимости от того, есть ли риск начала употребления наркотиков в обозримом будущем или нет. Цель такой интервенции − предупредить употребление наркотиков среди данной целевой группы. Таким образом, используется универсальная интервенция в первичной профилактике.

2. Индикативная или селективная интервенция направлена на
группы высокого риска. Цель её уже − снизить вероятность наркотизации среди тех, кто, вероятно, может быть ей подвержен.

3. Модификационная интервенция направлена на группы лиц,
уже употребляющих наркотики.

Кроме того, профилактическая интервенция может быть:

 а) посто­янно действующей (работа телефона доверия),

б) систематически действующей (проведение ежегодных тематических родительских собраний в школах),

в) периодически действующей (профилактические акции).

При этом каждая из этих стратегий не является исключитель­ной, а вполне может сочетаться с другими.

Поня­тийный аппарат профилактики и ее методологические принципы:

· Долгосрочность и непрерывность − ни одна профилактическая программа не будет эффективной, если свести ее к ряду мероприятий, пусть даже очень и очень длинному. Профилактика − процесс, неразрывно связанный с процессом воспитания. Поэтому не соединенные воедино мероприятия, скорее всего не принесут сколько-нибудь ощутимого отсроченного социального эффекта, а лишь сиюминутный результат.

· Адресность − у всякой информации есть свой потребитель. Необходимо помнить, что, говоря об употреблении наркотиков, мы сталкиваемся с тем, что информация способна спровоцировать нездоровый интерес к предмету разговора. Это происходит в том случае, если объем информации превышает пределы информационного запроса группы. Никакая информация о наркотиках не может предоставляться «для общего развития». Необходимо понимать, ЧТО ты го­воришь, КОМУ, ЗАЧЕМ и ПОЧЕМУ ты говоришь это именно сейчас.

· Профессионализм и своевременность − рассмотрим этот принцип на конкретном примере. Крайне популярная сегодня форма профилактической работы, так называемая акция. Как правило, их проводят под девизом «Спорт (рок, кино, искусство) против наркоти­ков». Акция как форма ставит своей целью демонстрацию позиции и призыв к присоединению. Для того чтобы акция была успешной, необходима огромная энергия, сила и опыт группы, которая ее организует. Важно не только заявить о себе, но и иметь возможность вовлечь в сферу своего влияния неорганизованную, многочисленную и часто случайную «толпу». В противном случае итогом акции «Рок против наркотиков» может стать ковер из шприцев и череда машин «скорой помощи». Не говоря уж о полной дискредитации и идеи, и группы организаторов. Если групповой потенциал таков, что его достаточно для того, чтобы создать нужную организаторам атмосферу, и у движения есть необходимость в привлечении новых членов, если нужно дать информацию о себе одновременно большому числу людей, то акция − наиболее подходящая для этого форма. Она эмоционально насыщена, с прекрасными «демонстрационными» возможностями. В то же время, если проводить акцию параллельно с матчем «Спартак − Манчестер Юнайтед», вероятнее всего, подростки пойдут туда, а не на нашу акцию. Так же бесполезно рассказывать о профилактике, допустим, ВИЧ-инфекции тем, кто не знает, что это такое.

То есть успех или неудача в данном случае зависит не только отто­го, как проведена подготовка, а от того, своевременно ли применять ту или иную форму работы.

· Доступность − этот принцип предполагает, во-первых, подачу материала с учетом возможностей и особенностей восприятия целевой группы (если речь идет о подростках, необходимо учитывать особенности их субкультуры), а во-вторых, − организацию доступа к информации и услугам, которые предлагаются в рамках профилактических программ (организуя консультативную службу для родителей, вре­мя ее работы следует планировать в соответствии с возможностями будущих клиентов).

· Последовательность − любая профилактическая программа состоит из ряда этапов, которые сменяют друг друга в определенной последовательности:

а) анализ ситуации (исследование запроса целевой группы);

б) анализ уровня информированности и «готовности» целевой группы;

в) предоставление услуг исходя из результатов анализа;

г) формирование мотивации для приобретения навыков жизни без наркотиков.

Например, вряд ли можно ожидать положительных результатов при проведении обучающих занятий для родителей, если они не будут заранее проинформированы о том, почему эти занятия важны.

Острота любой проблемы определяется, прежде всего, числом вовлеченных в нее людей. Попробуем сделать некоторые, пусть даже очень приблизительные оценки. Данные социологических исследований, проведенных в различных городах России, говорят о том, что, по крайней мере, каждый пятый подросток в возрасте от 14 до 20 лет уже попробовал наркотики. Конечно, число истинно зависимых, «тяжелых» наркоманов примерно в 5−6 раз меньше. Но, даже используя цифры официальной статистики, полученные из государственной наркологической службы, можно произвести некоторые несложные вычисления. На учете в Санкт-Петербурге с диагнозом «наркомания» стоит около 7 тысяч человек. Примерно в десять раз большее число обращений к наркологу происходит анонимно и официально не регистрируется. То есть можно говорить примерно о 70 тысячах наркозависимых, живущих в Петербурге. У каждого из них есть родители, друзья, социальное окружение. Эти люди тоже ощущают все «прелести» зависимости от наркотиков на собственном опыте. Итог: можно предположить, что 300 тысяч человек уже непосредственно вовлечены в опасный круг. Их жизнь в той или иной степени подчинена наркотику. Следовательно, проблема наркотиков переросла из разряда личной в разряд социальной − она уже касается значительной части нашего общества, и часто не важно, какова дистанция, которая отделяет его от потребителя наркотиков.

Наркотизация общества происходит по такой схеме:

 

                     
2 Неспособность системы помощи справиться с существующим запросом.
Увеличение запроса на оказание помощи
4 Изменение социальных норм в отношении употребления наркотиков: «Мы должны смириться с тем, с чем не можем справиться».
Стремление примириться с ситуацией

 


Важно отдавать себе отчет, что ни одна из профилактических программ не способна ликвидировать проблему употребления наркотиков. В силу суще­ствования психоактивных веществ и наличия доступа к ним в обществе всегда будет присутствовать группа потребителей, а значит, и проблема наркомании. Однако существенно снизить ее остроту реально. Этого можно добиться, изменяя взгляды общества на:

−   употребление наркотиков и его причины − конструктивным и приводящим к снижению остроты проблемы является понимание того, что употребление наркотиков само по себе, с одной стороны, является внешним проявлением нерешенных внутренних проблем потребителя, а с другой − формой поведения, требующей вмешательства общества;

−   перспективы и возможности отказа от употребления наркотиков − в обществе укоренилось мнение о неизлечимости наркомании. На самом деле любого наркозависимого можно вернуть в общество полноценным человеком, если в этом процессе задействованы сам потребитель, его окружение и специалисты медицинских и социальных служб;

 приоритеты в профилактической работе − людям свойственно действовать по принципу «заливаем там, где горит». Часто целью профилактики становится уменьшение «арифметических» показателей «здесь и сейчас». В соответствии с этим избирается и целевая группа − потребители наркотиков. На деле наиболее эффективной является работа в области первичной профилактики.

 

2.2. Критерии эффективности профилактической работы образовательных ОРГАНИЗАЦий

Для изучения эффективности профилактической работы в образовательной организации, необходимо обратить внимание на следующие критерии:

1. Наличие плана работы по профилактике на учебный год.

2. Соответствие плана работы государственной концепции профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде (концепция утверждена приказом Минобразования России от 28.02.2000г. №619 и одобрена решением правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическим средствам и их незаконному обороту от 22.05.2000).

3. Вовлеченность педагогического коллектива в реализацию концепции профилактики.

4. Профилактическая работа на всех 3 уровнях: личностном, семейном, социальном.

5. Соблюдение принципа долгосрочности и непрерывности профилактической работы.

6. Организация межведомственного взаимодействия и совместная работа:

− КДН;

− ОВД;

− соцзащита;

− наркологическая служба;

− родительский актив;

− учреждения культуры;

− спортивные организации;

− СМИ;

− общественные организации.

7. Повышение квалификации педагогов по вопросам профилактики наркозависимости.

8. Достоверность информации, использующейся в профилактических мероприятиях.

9. Соблюдение правил, запрещающих курение на территории образовательной организации.

10. Дифференциация профилактических мероприятий по возрасту.

11.  Соответствие содержания профилактических мероприятий актуальным проблемам поселка, города, района.

12.  Дифференциация программ по первичной (для не употребляющих) и вторичной (группы риска) профилактике.                

13.  Профилактическая работа с родителями.

14.  Работа по общесоциальной (неспецифической) профилактике включает:

− многогранность (спортивные мероприятия, охрана школы, культурные мероприятия для школьников, родителей и т.д.);

− возможность альтернативного времяпровождения в послеурочное время.

15.  Согласование с ФСНК района о возможности привлечения к профилактическим мероприятиям организаций предлагающих свои услуги, чья деятельность неизвестна образовательной организации.

2.3. Рекомендации по проведению в образовательноЙ ОРГАНИЗАЦии мониторинга употребления ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

Для проведения мониторинга наркоситуации в образовательной организации, необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

Цель мониторинга

Общая цель мониторинга − выяснение наркоситуации, но важно в каждом конкретном случае заранее определить, что именно о наркоситуации в вашем учебном заведении вы хотите узнать? Например, какие именно наркотики употребляют обучающиеся, насколько доступен для них тот или иной наркотик, какими знаниями о наркотиках обладают обучающиеся или выяснить места, где часто происходит употребление, выросло ли предполагаемое число потребителей психоактивных веществ (ПАВ) и т.п.

После определения всех целей, обратите внимание на выбранные вами средства проведения мониторинга (наблюдение, анкеты (например, см. «Лист изучения отношения обучающихся к наркотикам»), тесты, экспертная оценка, анализ данных по тестированию на наличие ПАВ в организме и т.д.). Инструментарий мониторинга должен быть подобран таким образом, чтобы точно решить поставленные цели.

Методы мониторинга

Для получения более объективной картины, используйте не только формальный инструментарий мониторинга (анкеты, данные полиции), но и не формальные, например, регулярно интересуйтесь, находят ли после дискотеки в вашем учебном заведении пустые упаковки таблеток, шприцы, пустые, продырявленные жестяные банки и т.д.

Рекомендации по проведению занятий

с администрацией и педагогами образовательных организаций

 

Руководители и педагоги образовательных организаций в результате должны твердо усвоить основные виды распространенных наркотиков и уметь определять, употребляет ли наркотики тот или другой обучающийся. При проведении занятий следует учитывать такие моменты:

1) занятие целесообразно строить в виде лекции;

2) число слушателей не должно превышать 25-30 человек;

3) завершить занятие лучше ответами на вопросы; возможна дискуссия по разным вопросам материала.

Рекомендации по проведению занятий с родителями

Родители − самая заинтересованная в информации группа слушателей, однако, далеко не каждый родитель способен отнести лично к себе, к своему ребенку, всю степень опасности наркомании и важности изучения этой проблемы. На вводном занятии необходимо:

1) привлечь внимание к всеохватывающему характеру проблемы;

2) привести примеры случаев полной неосведомленности родителей о наркотической зависимости внешне вполне благополучных детей;

3) привести конкретный пример, из которого родители могут почувствовать, что приобретение знаний о наркомании имеет практическую направленность.

Далее следует пригласить родителей на занятия в удобное для них время.

Занятия с родителями должен проводить ведущий, имеющий достаточный опыт публичных выступлений (так как количество слушателей может достигать 100 человек). Время занятия не должно превышать 1 часа. Форма занятий с родителями - лекция. Слушателям должно быть удобно делать записи. Вопросы и обсуждение - по завершении изложения материала.

Опиаты

(героин, морфин, промедол, кодеин, маковая соломка, опий-сырец, метадон)

Способ употребления: курение, вдыхание, вводят внутривенно.

Признаки опийного опьянения: бледная, сухая и теплая кожа; необычная сонливость, в самое разное время; медленная, «растянутая» речь, часто «отстает» от темы и направления разговора; добродушное, покладистое и предупредительное поведение; производит впечатление крайне рассеянного или задумчивого; стремится к уединению в тишине и темноте, несмотря на время суток иногда, наоборот, желает быть в обществе, даже если его не просят, навязчив и назойлив; зрачек (Очень важный признак!) необычайно узкий и совершенно не расширяется в темноте из-за чего, снижение остроты зрения при плохом освещении; снижение болевой чувствительности, может обжечься о сигарету или сковородку, не почувствовав боли; часто на одежде видны дырки с обгоревшими краями, т.к. засыпая, может забыть о сигарете, которая горит у него в руке. Зимой могут ходить по улице без верхней одежды, так как чувствуют жар.

Опьянение длится 6-12 часов, и если употребление уже вошло в систему, то после прекращения действия наркотика развивается абстинентный синдром.

Признаки синдрома отмены: беспокойство, напряженность, раздражительность; при слабой физической зависимости, напоминает ОРЗ, внезапно начинается и внезапно проходит; резкое и сильное увеличение зрачков, покраснение глаз, слезотечение, насморк и чихание; сильная потливость; бессонница; желудочные расстройства (рвота, боли в животе, понос); ломота и сильные боли во всем теле.

Каннабиноиды

(марихуана – высушенная зеленовато-коричневая или не высушенная травянистая часть конопли; гашиш – темно-коричневая плотная субстанция, похожая на пластилин)

Типичный способ употребления: курение.

Признаки опьянения: опьяняющий эффект может зависеть от личностных особенностей и ситуации; опьянение в группе характеризуется заразительностью эмоций, которые распространяются с одного члена группы на всех остальных мгновенно и в одинаковой степени; наблюдаются неудержимые приступы смеха по незначительному поводу или острые приступы страха с попыткой бежать; меняется восприятие времени и предметов; движения плохо координированы; зрачки расширены, покраснение лица и век; сухость во рту; учащенный до 100 и более уд/мин пульс; речь «заплетающаяся»; голос хриплый; резко повышается аппетит; тремор пальцев рук.

Снотворные препараты

Способ употребления: пе


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.17 с.