Вторая подготовительная группа (2 занятия в неделю/ 64 занятия) — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Вторая подготовительная группа (2 занятия в неделю/ 64 занятия)

2019-10-25 187
Вторая подготовительная группа (2 занятия в неделю/ 64 занятия) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Важнейшими задачами подготовки к обучению грамоте детей с ЗПР во второй подготовительной группе являются:

• дальнейшее развитие способности к различению звуков в слове на слух; правильная и отчетливая артикуляция зву­ков; звуки гласные и согласные, их артикуляция и звучание; согласные твердые и мягкие, сопоставление парных звуков по артикуляции и звучанию; [л], [л']; [т], [т']; [р], [р']; [р] — W; [г], [г-]; [г] - [к]; [э]; [ш]; [б], [б']; [б] - [п]; [д], [д']; [д] -[т]; [ч]; [ж]; [ж] - [ш]; [ф], [ф']; [в], [в']; [в] - [ф]; [ц]; [ц] -[ч]; [щ]; [щ] - [ц]; [з] - [з']; [з] - [с]; [х] - [х']; условное обозначение гласных, твердых и мягких согласных звуков;

• ознакомление с печатными буквами Л, л, Т, т, Р, р, Г, г, Ш, ш, Б, б, Д, д, Ч, ч, Ж, ж, Ф, ф, В, в, Ц, ц, Щ, щ, 3, з, X, х; Э, э; соотнесение звука и буквы;

• последовательное выделение звуков в двусложных и многосложных словах с открытыми и закрытыми слогами (например, луна, кубики, утка, кукушка); в односложных и многосложных словах со стечением согласных в слоге (на­пример, волк, слон, скрипка); условно-графическая схема зву­кового состава слова, алгоритм последовательного вычлене­ния звуков из слова по готовой условно-графической схеме и без нее; замена буквами фишек, обозначающих гласные звуки, самопроверка путем «чтения» проанализированных измененных и вновь образованных слов; создание детьми ус­ловно-графических моделей звукового состава слов под ру­ководством педагога и самостоятельно; последовательное

74


выделение звуков из одно- и двусложных слов без опоры на схему и действия с фишками;

• ударение; практические упражнения в выделении удар­ного гласного звука; постановка знака ударения в модели звукового состава слов;

• практическое деление слов на слоги;

• предложение, слово; выделение предложения из текста (сказки, стихотворения, рассказа), состоящего из трех-че­тырех предложений; понижение голоса, пауза в конце предложения, правильное и отчетливое произнесение це­лого предложения; условно-графическое обозначение предложения;

• вычленение слова из предложения, условно-графичес­кое обозначение предложения и входящих в него слов; рас­пространение и сокращение предложения; сравнение услов­но-графических схем предложений; составление предложе­ний по готовой условно-графической схеме; термины слово, предложение;

уточнение и расширение словарного запаса детей, со­ставление предложений, в которых используются предлоги под, над, за, между, перед. Использование в предложениях и словосочетаниях существительных родительного падежа множественного числа (например, много тетрадей, нет пу­ говиц, коробка конфет) и существительных творительного падежа единственного числа (любуюсь Москвой, кормлю зер­ ном, работать учителем).

К концу пребывания во второй подготовительной группе детей следует научить:

• различать на слух звуки речи, последовательно выделять звуки без опоры на условно-графическую схему из двуслож­ных слов и с опорой на схему из трехсложных слов, написа­ние которых не расходится с произнесением; •

• обозначать гласные звуки буквами (кроме йотирован­ных);

• знать о двух основных группах звуков русского языка — гласных и согласных, различать гласные и согласные звуки, опираясь на особенности звучания и артикуляции, исполь­зовать условные обозначения гласных и согласных звуков;

• различать твердые и мягкие согласные;

• выделять предложения из устной речи;

75


• выделять из предложения слова;

• правильно использовать термины звук, гласный звук, со­ гласный звук, слово, предложение.

Подготовка к обучению письму1

В процессе письма принимают участие различные анали­заторы — речеслуховой, речедвигательный, общедвигатель­ный, зрительный.

Письмо всегда начинается с побуждения, мотива, поста­новки задачи.

Письмо возможно только после анализа звукового состава слова, для осуществления которого необходим достаточно развитый фонематический слух. Задачи развития фонемати­ческого слуха, выделения фонем, обучения звуковому ана­лизу решаются в курсе «Подготовка к обучению грамоте» в подготовительной группе.

Следующая операция — соотнесение выделенной из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы. Эта буква должна быть отдифференцирована от всех других, осо­бенно от сходных графически. Для этого необходим доста­точный уровень сформированности зрительного анализа и синтеза и пространственных представлений.

Важный этап процесса письма — моторная операция, т.е. превращение зрительного образа буквы с помощью движе­ния руки в графический знак. При этом необходимы кине­стетический (двигательный) и зрительный контроль, доста­точное развитие моторной функции руки.

Записи букв представляют собой сложную двигательную «мелодию», которая требует определенной организации дви­жений в пространстве (динамическая организация двига­тельного акта).

Несформированность любой из функций может вызвать нарушение овладения письмом. Результаты многих иссле­дований детей с ЗПР показывают недоразвитие у них зри­тельных, слуховых и моторных функций. Коррекция и фор­мирование указанных функций лежат в основе предлагае­мой программы. Решение коррекционных задач осуществ-


ляется на основе принципа комплексного подхода. Задания даются в форме игр и игровых упражнений. Одновременно проводится коррекция нарушений базовых психических функций (памяти, внимания, переключаемости и др.).

Подготовка к обучению письму детей с ЗПР предусматри­вает:

развитие предметного зрительного восприятия, анализа и синтеза:

• узнавание отдельных предметов;

• узнавание реалистических изображений (в различном положении);

• узнавание контурных изображений;

• узнавание перечеркнутых контурных изображений;

• выделение контурных изображений, наложенных друг на друга;

• узнавание недорисованных контурных изображений, дорисовывание до целого;

• узнавание изображения предмета по его части;

• выделение фигуры, замаскированной в другой, более сложной структуры;

• выбор недостающего фрагмента изображения;

• нахождение сходства и различия в изображениях;

• развитие зрительной памяти («Чего не стало?», «Что из­менилось?», «Запомни и нарисуй...»);

развитие ориентировки в пространстве:

• общее направление движения («Возьми флажок», «Пой­май колокольчик» и др.);

• развитие целенаправленности движений («Попади мя­чом в корзину» и др.);

• ориентирование в сторонах своего тела;

• различение и определение направления движения в про­странстве (правое — левое, верх — низ; слева направо, свер­ху вниз);

• ориентирование на листе бумаги («Мы — шоферы», «Улиточки на лугу», «Мышка бегает по дорожке» и др.);


77


' Проводится как комбинированное занятие с подготовкой к обучению грамоте. Раздел программы составлен И.Н. Волковой.

76


решение конструктивных задач:

• складывание разрезных картинок;


• складывание из палочек пространственно организован­ных структур («Сложи из палочек солнышко, елочку...», «Чей колодец выше?», «Сложи человечка», «Сложи цыплен­ка» и другие игры с палочками на преобразование);

• игры с кубиками Кооса (двухцветный и многоцветный варианты);

• игры с лабиринтами;

• тренировка пространственного воображения («Вообра­зи, что получится»);

развитие моторной функции руки и организация движений в пространстве:

• упражнения для кистей и пальцев рук («Красим забор», «Веселый оркестр», «Курочка клюет зернышки» и др.);

• удержание определенной позы пальцев рук («Гусь», «Пе­тушок» и пр.);

• переключение поз (например, «Заяц — кольцо»);

• зрительно-пространственная организация движений (пробы Хэда);

• динамическая организация движений («Кулак — ла­донь», «Игра на рояле», «Кулак — ребро — ладонь»);

• регуляция движений на основе предварительной про­граммы («Как звучит игрушка?», «Поиграем с флажками», «Кулак — палец»);

• слухомоторная координация («Барабанщик», «Нарисуем песню соловья», «Звуки губной гармошки»);

формирование простейших графических навыков:

• ритмичные круговые движения;

• проведение горизонтальных линий в заданном направ­лении без ограничения в пространстве;

• обведение трафаретов по контуру;

• проведение прямых горизонтальных линий в ограничен­ном пространстве;

• проведение волнистых линий в горизонтальном и верти­кальном направлениях без ограничения в пространстве;

• проведение свободных линий в различных направлениях;

• проведение линий в ограниченном пространстве с изме­нением направления;

• проведение волнистых линий различных конфигураций;

78


• проведение наклонных прямых и пунктирных линий;

• проведение линий по точкам по данному образцу;

• штриховка в различных направлениях в ограниченном пространстве, в том числе и с нахождением закономернос­тей расположения линий в пространстве;

• выполнение петлеобразных линий в различных направ­лениях;

• продолжение линий с сохранением нужной системы простых соотношений.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.