Чувственное (сенсорное) развитие — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Чувственное (сенсорное) развитие

2019-10-25 132
Чувственное (сенсорное) развитие 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Чувственное развитие в области родного языка является необходимой составной частью подготовки детей к обуче-

1 Программа обеспечена тетрадью с печатной основой авторов Р.Д. Три-гер, Е.В. Владимировой «Звуки речи, слова, предложения — что это?». Ч. I. Изд-во «Ассоциация XXI век», 2000.

64


нию грамоте. К.Д. Ушинский писал: «В речи нет ничего, что не могло быть воспринято слухом, произношением, зрением, что не опиралось бы на слуховые, произноситель­ные, зрительные ощущения». Выделив из слова звук, дети знакомятся с особенностями его звучания и произнесения: участием голоса, положением губ, зубов, языка. Опираясь на воспринимаемые самим ребенком свойства звуков речи, особенности их произношения, педагог обращает внима­ние детей на то, что одни звуки произносятся с голосом, свободно; произношение других связано с тем, что губы, зубы или язык образуют преграду, препятствие на пути вы­дыхаемого воздуха. Таким образом дети знакомятся с суще­ственными, опознавательными признаками двух основных групп звуков русского языка (гласными и согласными), а также с условными обозначениями этих звуков (гласные звуки обозначаются красными фишками, согласные — си­ними фишками). Особое внимание уделяется различению на слух твердых и мягких согласных звуков (они обознача­ются зелеными фишками). Сознательное усвоение звуко­вых и речедвигательных свойств отдельных звуков способ­ствует развитию у ребенка направленности на звуковую сторону речи, что в свою очередь способствует коррекции недостаточной отчетливости, вялости артикуляции, свой­ственной речи многих детей. Четкая и ясная артикуляция каждого звука в отдельности, улучшая отчетливость речи в целом, активизирует слуховое восприятие, улучшает его взаимодействие с артикуляцией. Овладение четкой артику­ляцией, умение дифференцированно воспринимать звуки на слух — средства, помогающие успешному овладению письмом и чтением.

Изучение акустико-артикуляционных особенностей каж­дого звука, отнесение его к группе гласных иди согласных звуков завершаются ознакомлением детей с буквой, обозна­чающей изученный звук. На основе четкого разграничения звуков и букв идет тщательное и всестороннее изучение каж­дой буквы. Оно предполагает прежде всего целостное вос­приятие буквы. Ребенку трудно самостоятельно выделить ее отдельные части. Слитность, нерасчлененность восприятия особенно свойственны детям в работе с незнакомым матери­алом, каким на первоначальном этапе обучения являются

65


буквы. Поэтому активная деятельность ребенка направляет­ся на анализ частей, составляющих буквы, их местоположе­ния. При этом необходимо показать каждый элемент буквы, обозначить словом его форму, величину, рассмотреть взаим­ное расположение частей, сравнить с изученными сходными буквами.

3. Формирование звукового анализа и синтеза1

Основная задача занятий во второй подготовительной группе состоит в том, чтобы научить детей устанавливать по­следовательность звуков, порядок, в котором они следуют в слове. Формирование звукового анализа предусматривает использование слов разной звуковой и слоговой трудности. В этот период следует особенно внимательно подбирать сло­ва для звукового анализа, выделяя лишь те, произнесение которых соответствует написанию2. Предметом анализа яв­ляются именно звуки, а не буквы.

В содержание обучения входит понимание детьми услов­но-графической схемы звукового состава слова: умение объяснить значение фишек и квадратиков условно-графи­ческой схемы; причину их разного количества в разных схемах; знание правил заполнения схем фишками слева направо.

Формирование полноценного звукового анализа возможно лишь при соблюдении определенной лоэтапности действий ребенка. Содержанием обучения являются последовательное выделение ребенком звуков из слова по готовой условно-гра­фической схеме, соотнесение каждого выделенного звука с клеточкой условно-графической схемы звукового состава слова и обозначение его фишкой соответствующего цвета. В дальнейшее содержание обучения входит последовательное выделение звуков, предусматривающее такие же действия ре-

1 Программа обеспечена тетрадью с печатной основой авторов. Р.Д. Тригер, Е.В. Владимирова «Звуки речи, слова, предложения — что это?». Ч. 2, 3. Изд-во «Ассоциация XXI век», 2000.

2 Не следует проводить фонетический анализ слов с йотированными, безударными гласными и парными согласными в слабой позиции. Спи­сок слов, рекомендуемых для звукового анализа, представлен в пособии Р.Д. Тригер «Подготовка к обучению грамоте». Изд-во «Ассоциация XXI век», 2000.

66


бенка, но без готовой схемы. Кроме того, дети учатся самосто­ятельно вычерчивать условно-графические схемы звукового состава слова цветными карандашами или ручками (на доске — цветными мелками). Дети как бы записывают слова. В клеточки (или кружочки), обозначающие гласные звуки, вписывают соответствующие буквы. Обозначив звуки цвет­ными фишками и буквами, дошкольники проверяют пра­вильность выполненного ими задания: «читают» по схеме проанализированное слово. Включение в схему звукового со­става слов букв, обозначающих гласные звуки, предупреждает в дальнейшем их пропуск на письме, а также подготавливает детей к обучению чтению. Таким образом они приобретают навык ориентироваться на гласную, сливая звуки в слоги. Да­лее дети в проанализированном слове заменяют буквы, обоз­начающие гласные звуки, и «читают» измененное или новое слово (заменить в модели звукового состава слова лапы букву ы на букву а или заменить в модели звукового состава слова стол букву о на букву у). Содержанием обучения является так­же последовательное выделение звуков из слов только на ос­нове проговаривания вслух, без опоры на условно-графичес­кую схему и без действий с фишками.

Формирование умения анализировать звуковой состав слов каждой слоговой структуры должно включать все ука­занные выше действия. Пропуск отдельных этапов в дей­ствии последовательного выделения звуков ведет к неустой­чивости вырабатываемого навыка. Большое внимание необ­ходимо уделять постепенному росту самостоятельности и самоконтроля при выполнении заданий.

Действие звукового анализа считается сформированным после того, как ребенок самостоятельно на слух может по­следовательно выделять звуки из слов различных слоговых структур.

Индивидуализация заданий определяется тем, какой спо­соб действия освоен ребенком, на какие структуры слов он может распространить усвоенные им умения. Так, отдель­ным детям необходимо предоставить возможность действо­вать с фишками по готовой схеме, несмотря на то что вся группа уже анализирует слова определенной слоговой струк­туры без развернутого действия с фишками, только на осно­ве проговаривания вслух.

67



Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.