Внеязыковые свойства научного стиля — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Внеязыковые свойства научного стиля

2019-10-25 431
Внеязыковые свойства научного стиля 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Главными внеязыковыми свойствами научного стиля являются точ­ность, абстрактность, логичность и объективность. Они и организуют в систему все языковые средства научного стиля.

3.1. ТОЧНОСТЬ

Точность научного текста создается прежде всего использованием тер­минов. Именно термины делают научный текст полностью доступным только специалистам, однако это не значит, что «непонятность» - синоним научно­сти. Употребление терминов должно быть уместным и оправданным. Пере­груженность текста терминами скорее можно отнести к недостаткам текста. При использовании терминов необходимо также помнить, что любой термин является частью терминологической системы, поэтому введение терминоло­гической единицы без учета ее связей и отношений с другими единицами данной системы затемняет содержание текста и затрудняет его восприятие. Понятия, которыми оперирует автор научной работы, должны согласовы­ваться друг с другом, создавать общую картину научного знания, а не быть отдельными и разрозненными фактами. Точности научного текста способст­вует также употребление однозначных слов, отсутствие синонимов, нежела­тельность замены терминов местоимениями. Требование точности научного стиля обусловливает отсутствие всех видов сокращений выражений (пропуск члена предложения, использование неполных предложений и т. п.).

О Не употребляйте термин, если не уверены, что можете объяснить его значение.

3.2. АБСТРАКТНОСТЬ

Это свойство научного стиля проявляется в его лексике и морфологии. Оно выражается в употреблении большого числа абстрактных слов. Типич­ными примерами абстрактной лексики являются существительные на -ение (-ание), -ость, -мость: склонение, спряжение, воспитание, глухость, звон­кость, мягкость, членимость и т. п.

Стремление к абстрактности определяет выбор морфологических форм. Так, большей степенью абстракции характеризуется форма 3-го лица глаголов.

Научному стилю свойственны глаголы очень абстрактной семантики: существовать, иметь, иметься, наблюдаться, появляться, изменять, изме­няться, начинать, начинаться, происходить, кончаться, обнаруживать, об­наруживаться, проявляться и т. п.

Многие глаголы выступают в научной речи в роли связочных: быть, являться, называть, называться, считаться, стать, становиться, казать-

39

ся, оставаться, характеризоваться, заключаться, обладать, отличаться, признаваться, служить, представляться, представлять (совой) и т. п.

Типичны для научного текста глагольно-именные сочетания, в которых главную смысловую нагрузку выполняет существительное, а глаголы лишь обозначают действие в самом широком смысле этого слова и выражают грамматическое значение: оказывать (влияние, давление, поддержку, сопро­тивление); производить (расчеты, измерения, операции, наблюдения); под­вергать (сжатию, нагреванию, воздействию, оценке, испытанию); приводить к (возникновению, усилению, ослаблению, нарушению, исчезновению) и т. п.

Стремлением к абстрактности объясняется и преобладание существи­тельных среднего рода: явление, отношение, действие, свойство, состояние, влияние, значение и т. п.

3.3. ЛОГИЧНОСТЬ

Речевые средства научного стиля нацелены на логическую определен­ность содержания научной информации (сообщение о фактах, явлениях, кон­статация результатов мыслительной деятельности и т. п.): слова отбираются как элементы терминологической системы и их употребление строится на базе дефиниций - логических определений содержания выражаемого поня­тия.

Логичности изложения способствует употребление вводных слов и предложений. Логичность создается и связью предложений при помощи по­вторяющихся существительных: Мерою силы является квадрат амплитуды. Эта амплитуда может быть крайне мала.

Логические связи в научном тексте выражаются и с помощью сложно­подчиненных предложений с причинными, условными, временными и дру­гими союзами.

3.4. ОБЪЕКТИВНОСТЬ

Объективность научного текста проявляется и в присутствии некото­рых обязательных компонентов содержания, и в форме -- в манере повество­вания. Одним из основных способов придания объективности содержанию научного текста является ссылка на научную традицию, обращение к автори­тетным мнениям, доказанным теориям и фактам, приведение различных то­чек зрения и т. д. С этой целью широко используется цитирование и ссылки на научную литературу, а также перечисление фамилий ученых и названий их трудов по рассматриваемой проблеме. «Объективность формы» научного текста создается отсутствием оценочной, эмоционально-экспрессивной лек­сики, экспрессивных моделей предложений. Предпочтение отдается ней­тральному порядку слов. С требованием объективности связана и так назы­ваемая неличная манера повествования, которая проявляется прежде всего в том, что в научном стиле практически не используются личные местоимения 1-го и 2-го лица. Так, вместо предложения Под объективностью научного

40

текста я (мы) понимаю такие его особенности, которые... используются односоставные предложения: 1) безличные {Под объективностью научного текста следует понимать такие его особенности, которые...); 2) неопре­деленно-личные {Под объективностью научного текста понимают такие его особенности, которые...): 3) определенно-личные (Под объективностью научного текста будем понимать такие его особенности, которые...).

3.5. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ТЕКСТА

Особенности структуры научного текста связаны прежде всего с прие­мами раскрытия содержания описываемых научных понятий, обозначенных терминами. Существует определенная система описания научного понятия (термина), включающая несколько типовых элементов. При описании поня­тия необходимо придерживаться логической последовательности этих эле­ментов. Каждому элемент)' соответствуют специальные средства выражения (синтаксические конструкции). Выбор этих конструкций и полнота структу­ры научного текста зависит от особенностей описываемого понятия и задач описания.

1. Квалификация объекта (дефиниция):

что - что, что - это что, чем называется что, что представляет собой что, что является чем (Вода - соединение водорода и кислорода; Простое пред­ложение - это предложение с одной предикативной основой; Биссектрисой называется луч, проходящий через вершину угла и делящий его пополам; Остров представляет собой часть суши, со всех сторон окруженную водой; Дополнение является второстепенным членом предложения).

2. Классификация:

что делят(ся) (разделяются), подразделяются) на что; что относятся к че­му; к чему относятся что; чем являются что; по чему различают что и что; что бывает каким (Члены предложения делятся на главные и второстепен­ные; Металлы относятся к простым веществам; К покрытосеменным рас­тениям относятся злаковые, бобовые, пасленовые, крестоцветные, розо­цветные, сложноцветные; Частью географической оболочки земли являет­ся литосфера; По наличию второстепенных членов различают распростра­ненные и нераспространенные предложения; Углы бывают острые, прямые и тупые).

3. Структура объекта:

что состоит из чего, что содержит (имеет в своем составе, включает в се­бя) что, что является (составной) частью чего (Географическая оболочка земли состоит из атмосферы, гидросферы, литосферы и биосферы; Простые вещества включают в себя металлы, неметаллы, смеси, сплавы: Архаизмы являются (составной,) частью лексики пассивного запаса).

41

4. Характеристика объекта:

что - что, что является чем, что характеризуется (отличается) чем, что имеет что {Двигатель - преобразователь какого-либо вида энергии в меха­ническую работу; Полимеры отличаются высокой прочностью; Наречие ха­рактеризуется неизменяемостью и т. п.).

5. Пространственные, условно-временные отношения и способы действия при описании процесса:

что происходит в. что происходит после чего, что проводят (проводятся, производят, производятся, осуществляет, осуществляются), что протека­ет (движется, перемещается) где (как, когда, при каких условиях, по че­му, куда, откуда), что попадает {поступает, подводится, подается) куда (откуда), что регулируется чем {Сгорание горючей смеси происходит в ци­линдрах двигателя; Сгорание горючей смеси происходит после ее воспламе­нения; Опыление растений производится пчелами; Топливо протекает по трубопроводам; Масло поступает в распределительную камеру).

6. Причинно-следственные отношения при описании объекта:

что происходит в результате (вследствие, из-за) чего, что ведет (приво­дит) к чему, что обусловливает (определяет) что {Опрощение происходит в результате утраты семантических связей между производным и произво­дящим словами; Осушение болот ведет к изменению климата; Изменения, происходящие в объективной действительности, обусловливают изменения в словарном составе языка).

7. Назначение, использование объекта:

назначение чего — что, назначением чего является что, что служит (пред­назначается, предназначено) для чего, что применяется (используется, на­ходит применение, получает применение) в (на, при) чем, для чего {Назна­чение органов чувств - осуществление связи организма с окружающей сре­дой; Назначением транспортных автомобилей является перевозка пассажи­ров и грузов; Гипербола служит средством выразительности в художест­венных и публицистических текстах; Пластмассы находят применение в раз­личных производственных сферах).

О Перечисленные синтаксические конструкции, с помощью которых оформляется описание научных понятий и предметов, могут быть использо­ваны в работах по любой научной дисциплине. Тот порядок, в котором при­ведены эти конструкции, одновременно представляет собой схему (план) корректного описания любого научного понятия. Разумеется, нужно иметь в виду, что в зависимости от особенностей научных понятий и задач описания этот план может изменяться, т. е. не в каждый научный текст обязательно должны входить все перечисленные элементы плана. Но основные его со­ставляющие (дефиниция, классификация, структура, назначение) должны быть отражены практически всегда.

42

Ориентируясь на данный план и выбирая из разнообразия возможных конструкций нужную, вы сможете придать языку своего квалификационного сочинения большую логичность и точность.

ЛИТЕРАТУРА

Баскаков МИ. От реферата до дипломной работы. Ростов-на-Дону,

2001.

Демидова А.К. Пособие по русскому языку. Научный стиль речи. Оформление научной работы. М., 1991.

Загузов Н.И. Подготовка и защита диссертации по педагогике. М., 1998.

Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы рус­ской речи. М., 1982.

Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1977.

Мучник Б.С. Культура письменной речи. М./1994.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 2002.

Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Ды-марский, А.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д. Черняк. М.- СПб., 2003.

Семнадцать практических занятий по русскому языку и культуре речи (для студентов нефилологических специальностей): Учебное пособие / Е.В.Ганапольская, Т.Ю. Волошинова, Н.В. Анисина и др. СПб.: Нестор, 2003.

43

ПРИЛОЖЕНИЕ


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.