Общая методика студенческой исследовательской работы — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общая методика студенческой исследовательской работы

2019-10-25 287
Общая методика студенческой исследовательской работы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Каждый студент во время обучения в вузе сталкивается с необходимо­стью подготовки разного рода учебно-научных работ, самыми важными сре­ди которых являются курсовые и дипломные работы. Их качество определя­ется двумя основными характеристиками: глубиной содержания и правиль­ностью, грамотностью оформления. Чтобы написать работу, соответствую­щую этим характеристикам, студент должен хорошо представлять конкрет­ные требования, которым в итоге должна отвечать его работа, и знать, каким образом можно достичь нужного результата. Справиться с этой задачей по­может данное издание.

Пособие состоит из двух частей. В первой части рассматриваются во­просы, связанные с содержанием студенческих работ (объект и предмет ис­следования, актуальность, научная новизна, цели и задачи работы, гипотеза, методы исследования), а также правила оформления работы в целом и от­дельных ее элементов, в числе которых титульный лист, оглавление, рубри­кация, библиография, таблицы, иллюстрации и др.

Вторая часть включает учебно-справочные материалы, предназначен­ные для совершенствования навыков владения научным стилем речи. В ней рассматриваются характерные для научного стиля языковые средства, обсу­ждаются типичные ошибки в использовании этих средств, даются практиче­ские советы.

В пособии учтены нормативные требования, предъявляемые к выпуск­ным квалификационным работам (приказ Министерства образования РФ от 25 марта 2003 г. № 1155), и «Положение о дипломной работе», принятое уче­ным советом СГПУ 23 октября 2003 г.

Работа может быть использовано при оформлении диссертаций.

 

 

ЧАСТЬ I

 

СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА И ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ

КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Курсовая работа – это комплексное учебно-научное исследование, предполагающее творческий подход студента к анализу содержания излагае­мого вопроса и тщательность, грамотность его оформления. В процессе под­готовки курсовой работы происходит систематизация, углубление и закреп­ление знаний, полученных студентом во время обучения.

Написание курсовых работ предусматривается учебными планами и рабочими программами по специальным профилирующим дисциплинам на третьем и четвертом курсах. При этом первая работа пишется по одному из специальных предметов, а вторая – по педагогике или методике преподава­ния данной учебной дисциплины.

Тема курсовой работы, как правило, предлагается преподавателем.

Объем курсовой работы должен составлять не менее 30 печатных стра­ниц без учета приложений.

Дипломная (квалификационная) работа является одной из форм итоговых аттестационных испытаний выпускников вуза.

«Дипломная работа представляет собой форму выпускной квалифика­ционной работы и имеет своей основной целью доказательство подготовлен­ности выпускника для самостоятельного выполнения профессиональных за­дач в соответствии с полученной специальностью» («Положение о диплом­ной работе». С. 30).

«Тематика дипломных работ доводится до сведения студентов в конце учебного года, предшествующего выпускному. Студент имеет право выби­рать тему дипломной работы или предложить свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки» (Там же).

«Дипломная работа выполняется студентом самостоятельно. Руководи­тель оказывает студенту -дипломнику помощь в отборе необходимой для изу­чения литературы, в выборе методов исследования, в организации экспери­мента. Эта помощь осуществляется в форме систематических консультаций-собеседований. На кафедре должны быть установлены и доведены до сведе­ния студентов дни и часы консультаций каждого руководителя. Студенты-дипломники являются на консультации по мере необходимости или по при­глашению руководителя. Ежемесячно студенты-дипломники отчитываются перед своими руководителями» (Там же).

Объем дипломной работы по гуманитарным дисциплинам должен со­ставлять не менее 50 печатных страниц (без приложений). Дипломная работа по математике может быть и в 10 страниц, если это оригинальное исследова­ние.

Дипломная работа должна быть напечатана и представлена в сброшю­рованном виде.

[4]

Различия между курсовой и дипломной работами касаются их объема, глубины проработки описываемой проблемы, степени самостоятельности ис­следовательской части работы. Другие структурно-содержательные парамет­ры и критерии оценки являются общими для обоих видов студенческих работ и далее не дифференцируются.

 

ОЦЕНКА СТУДЕНЧЕСКОЙ РАБОТЫ

 

Выполненная работа сдается руководителю не позднее, чем за 20 дней до начала государственных экзаменов. Дипломная работа, не сданная вовре­мя научному руководителю, может быть не допущена к защите. В протоколе экзамена аттестационной комиссии выставляется оценка «неудовлетвори­тельно».

«Руководитель дипломной работы в 10-дневный срок после получения проверяет выполненную работу и дает на нее краткий письменный отзыв, в котором отмечаются степень самостоятельности студента, достоинства и не­достатки, наличие элементов исследования и обобщения передового опыта, обоснованность и ценность выводов автора» (Там же). Затем работа переда­ется рецензенту для написания письменной рецензии. При оценке работы учитываются также уровень раскрытия темы, теоретическая подготовка сту­дента, грамотность и логичность изложения. Дипломная работа с письмен­ным отзывом научного руководителя и рецензией передается в аттестацион­ную комиссию не менее чем за три дня до защиты.

Защита дипломной работы проводится на заседании Государственной аттестационной комиссии. «На защите студент делает краткое сообщение (в пределах 15 минут), в котором указывает мотивы выбора темы, методы ра­боты, выводы и их обоснование. Затем зачитываются отзывы руководителя и рецензента, заслушиваются ответы студента на заданные вопросы. Студенту может быть задан любой вопрос по содержанию работы как членами комис­сии, так и присутствующими. После обмена мнениями, в котором могут при­нять участие все желающие, автору предоставляется возможность ответить на сделанные замечания» (Там же).

Оценка дипломной работы производится на закрытом заседании Госу­дарственной аттестационной комиссии.

Курсовая работа оценивается научным руководителем. Оценка сооб­щается студенту и комментируется в индивидуальной беседе. Возможна так­же организация публичной защиты курсовых работ группы студентов, кото­рые представляют свои работы и участвуют в обсуждении других работ.

Работы хранятся на соответствующих кафедрах в течение двух лет.

[5]

 

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТУДЕНЧЕСКОЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

 

К числу основных требований, предъявляемых к студенческой работе и учитываемых при ее оценке, относятся следующие:

- актуальность выбранной темы;

- высокий теоретический уровень работы, хорошее владение истори­ей вопроса;

- логичность построения работы и изложения материала;

- убедительность аргументации;

- полнота и точность формулировок;

- обоснованность выводов и предложений;

- практическая (методическая) значимость результатов;

- грамотность оформления работы в целом и ее отдельных структур­ных частей;

- соответствие текста работы научному стилю речи, хорошее владе­ние понятийно-терминологическим аппаратом данной научной дис­циплины.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ

 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

 

Типовая структура студенческих работ имеет следующий вид:

1. Титульный лист.

2. Оглавление.

3. Введение.

4. Основной текст, представленный в трех главах.

5. Заключение.

6. Список использованных источников (литература).

7. Приложения.

8. Демонстрационный графический (иллюстративный) материал (таб­лицы, графики и др.).

 

4.1.1. Титульный лист (см. образец на с. 8).

 

Оглавление

 

Оглавление приводится на второй странице работы. Все заголовки на­чинаются с прописной буквы. Сокращать заголовки и отдельные слова в них не следует. Названия и обозначения структурных элементов работы в Оглав­лении должны точно соответствовать этим названиям и обозначениям в тек­сте работы.

[7]

Федеральное агентство по образованию

Смоленский государственный педагогический университет

Кафедра современного русского языка и методики его преподавания

НАЗВАНИЕ РАБОТЫ БЕЗ КАВЫЧЕК,

ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ НАЗВАНИЯ

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Курсовая / Дипломная работа

студента 3 (5,6) курса филологического факультета очного отделения Иванова Ивана Ивановича

Научный руководитель д-р пед. наук, проф. А.Н. Петрова

Рецензент (только для дипломов) канд. пед. наук, доц. О.Л. Михайлова

Смоленск 2004

[8]

 

Оглавление

 

Введение........................................................................................................................................... 3

Глава I. Приемы и средства развития навыков устной речи....................................................... 6

1.1. Устная речь в лингвопедагогическом рассмотрении.............................................................. 7

1.2. Приемы и методы развития устной речи............................................................................... 14

1.3. Основные средства развития навыков устной речи.............................................................. 21

Глава II. Лексические средства художественной выразительности как элемент системы развития навыков устной речи............................................................................................................ 22

2.1. Лингвистическая и методическая классификация лексических средств художественной выразительности.............................................................................................................................. 23

2.2. Дифференцированное использование лексических средств худо­жественной выразительности при развитии навыков устной речи..................................................................................... 30

Глава III. Обучение устной речи на материале лексических средств художественной выразительности...................................................................................................................................... 37

3.1. Система упражнений по развитию навыков устной речи.................................................... 43

3.2. Урок развития речи.................................................................................................................. 49

Заключение..................................................................................................................................... 54

Список использованной литературы........................................................................................ 57

Приложения.................................................................................................................................... 59

Таблицы.......................................................................................................................................... 81

 

Введение

 

Введение представляет собой очень важную часть текста, в которой отражаются все достоинства и особенности проделанной работы, поэтому и рекомендуется приступать к написанию окончательного варианта Введения после того, как будет завершена основная часть работы. Введение (2-3 стр.) имеет достаточно строгую структуру и включает:

- определение темы работы;

- обоснование выбора темы, ее актуальности;

- краткую характеристику основных аспектов изучаемой проблемы;

- определение объекта и предмета исследования;

- изложение научной гипотезы;

- определение основной цели исследования и подчиненных ей задач;

- указание научной и практической значимости работы;

- перечисление используемых научно-исследовательских методов.

Наибольшие трудности для начинающего исследователя при написа­нии этой части курсовых и дипломных работ связаны с установлением объ­екта и предмета исследования, определением его целей и задач, формули­ровкой гипотезы и выбором методов исследования.

Объект исследования – часть объективной реальности, которая под­вергается научному изучению. Определяя объект исследования, нужно дать ответ на вопрос: что рассматривается? Объектом изучения, например, в области педагогики и методики являются, как правило, различные основопо-

[9]

лагающие структурные компоненты учебно-воспитательного, учебно-организационного, управленческого процессов, протекающих в общеобразо­вательной школе.

Предметом исследования могут быть конкретные разделы, свойства и характеристики выделенной предметной сферы. Предмет обозначает аспект рассмотрения, дает представление о том, как рассматривается объект, ка­кие отношения, свойства, стороны и функции объекта затронуты в работе. Так, для методических работ предметом исследования будут переменные со­ставляющие процесса преподавания (принципы, содержание, методы, фор­мы, средства), применение которых способствует повышению эффективно­сти обучения.

Например, объектом исследования на тему «Обогащение словарного запаса учащихся» является развитие речи, предметом – система методов и приемов словарной работы на уроках русского языка.

Цель научной работы формулируется в соответствии с объектом и предметом исследования. Например, цель работы на указанную выше тему можно сформулировать так: исследование возможностей развития навыков устной речи при изучении средств художественной выразительности.

При формулировке цели рекомендуется использование отглагольных существительных: исследование, разработка, изучение, выявление, описание, рассмотрение, анализ и др.

Задачи работы вытекают из ее цели и связаны с частными вопросами, рассматриваемыми в исследовании.

При перечислении задач обычно используются глаголы в начальной форме: изучить, описать, установить, определить, выявить, разработать, проанализировать, рассмотреть, предложить и т. д.

Гипотеза – это совокупность теоретически обоснованных предполо­жений, истинность которых подлежит проверке в предполагаемом исследо­вании. Иными словами, это предположение о возможных конечных результа­тах исследовательской работы. Гипотеза - это логический стержень, вокруг которого концентрируются выявляемые факты. В ходе исследования она мо­жет быть подтверждена или опровергнута как не оправдавшая себя. / 'ипоте-за, как правило, находит отражение в названии дипломной работы. Напри­мер, гипотеза в работе на вышеназванную тему может быть сформулирована следующим образом: обогащение словарного запаса учащихся будет эффек­тивнее, если применять комплексные методы и приемы, основанные на идее цельного филологического образования.

Методы исследования можно разделить на теоретические и эмпири­ческие. К первым относятся теоретический анализ научных источников и ли­тературы, математические и статистические методы, сравнительно-сопоставительный и некоторые другие. Эмпирические методы в большей степени зависят от конкретной научной сферы. В число универсальных вхо­дят экспериментальный метод, метод наблюдений, моделирование и др. Выбор конкретного метода исследования определяется спецификой научной дисциплины и конкретной проблемой, исследуемой в работе.

[10]

 

Основной текст

 

Основная часть курсовой или дипломной работы должна дать полное представление о проведенном исследовании. В ее состав включаются все ма­териалы, которые поясняют результаты работы и методику ее выполнения. В то же время необходимо предостеречь студентов от распространенной ошиб­ки. Эта ошибка состоит во включении в текст работы теоретического мате­риала, имеющего лишь самое отдаленное отношение к непосредственной те­ме работы или не имеющего такого отношения вовсе.

Основной текст делится на главы и параграфы. Главы нумеруются римскими цифрами и начинаются с новой страницы. Вверху в центре пишет­ся «Глава I», ниже - заглавными буквами название главы. Параграфы нуме­руются арабскими цифрами, где первая цифра показывает, к какой главе этот параграф относится, а вторая - непосредственно номер самого параграфа. Например: «2.3» обозначает третий параграф второй г.твы. Параграфы имеют свои названия и располагаются последовательно, один за другим.

◊ Обозначения и названия глав и параграфов в Основном тексте должны в точности соответствовать формулировкам, приведенным в оглав­лении. Названия всех структурных элементов работы (кроме названий пара­графов) выделяются полужирным шрифтом, названия параграфов – курси­вом.

Глава I (10-15 стр.) (теоретическая) делится на параграфы. Глава включает в себя анализ и обобщение истории изучаемой проблемы и ее со­временного состояния. На основе анализа литературы необходимо сопоста­вить различные точки зрения и подходы к исследуемому вопросу, выявить имеющиеся спорные вопросы в трудах разных ученых, определить малоизу­ченные стороны обсуждаемой проблемы. Важной задачей   Первой главы яв­ляется обоснование научно-теоретической базы для дальнейшего исследова­ния,

В конце каждого параграфа и главы в целом делаются краткие выводы.

◊ В обзоре литературы не следует упоминать источники, непосредст­венно не связанные с решением поставленных задач, и приводить какие бы то ни было выдержки из литературных источников без их последующего анализа.

Глава II (15-20 стр.) носит, как правило, исследовательский характер. Она также состоит из нескольких параграфов, посвященных описанию и ана­лизу исследуемого автором фактического материала, самостоятельному решению задач, описанию и анализу результатов проведенного эксперимен­та, изложению разработанной автором методики и др.

◊ При описании эксперимента необходимо указать место и время его проведения, контингент испытуемых (количество, возраст, пол и т.д.), на­звать использованные методики со ссылкой на источник их изложения. В этой главе могут широко применяться математические методы и модели, современные информационные технологии, при необходимости могут при­водиться статистические показатели и формулы, на основе которых обраба-

[11]

тывались материалы исследования. Полученный в ходе работы эмпириче­ский материал тщательно анализируется, на основе анализа приводятся отве­ты на частные вопросы исследования. Формулируется подтверждение или опровержение гипотезы.

Глава III (10-15 стр.) обычно посвящена описанию возможностей практического использования результатов исследования. В работах педаго­гической (методической) тематики это могут быть дидактические материалы для уроков, факультативных занятий, кружков, конспекты уроков и вне­классных мероприятий, системы упражнений и заданий с методическим комментарием и т. п.

 

4.1.5. Заключение

 

Заключение (2-3 стр.) представляет собой итог проведенною исследо­вания. В нем должны быть четко сформулированЕ.1 основные выводы и ре­зультаты. Их описание и анализ излагаются в форме обобщенных ответов на вопросы, сформулированные в виде задач во Введении. Заключение является логическим завершением работы. Выводы должны содержать новую инфор­мацию, полученную в результате исследования, отражать научную новизну, теоретическую значимость и практическую ценность работы.

Заключение не должно быть простым перечислением того, что выпол­нено в работе. Оно не должно также полностью повторять выводы, заклю­чающие отдельные разделы (главы, параграфы).

 

4.1.6. Литература (библиография)

 

Список литературы должен содержать перечень печатных произведе­ний, использованных при выполнении дипломной работы. Для работ по не­которым дисциплинам (русскому и иностранному языкам, методике) список литературы может состоять из двух частей: 1) списка теоретических трудов и 2) списка источников фактического (языкового и т. п.) материала, исследуе­мого в работе. Первый должен включать не менее 25 наименований. Объем второго зависит от предмета исследования.

◊ Список литературы, использованной в дипломных работах по част­ным методикам, должен включать труды по общей дидактике и педагогике, содержащие методологические обоснования рассматриваемых вопросов.

 

4.1.7. Приложения

 

Приложения являются самостоятельной частью работы.

В этом разделе помещают вспомогательный материал, несущий допол­нительную информацию по содержанию работы (обобщающие таблицы, ста­тистические сведения, конспекты уроков или внеклассных мероприятий, ма­териалы проведенных экспериментов и т. п.).

[12]

 

Таблицы

 

Фактический материал (языковой, цифровой), используемый в работе, желательно приводить в виде таблиц, включаемых в основную часть работы или в приложение. Таблица - важный итог аналитической, классификацион­ной, счетной и статистической работы. С помощью таблицы исследователь представляет читателю свои выводы, выраженные наглядно. Это могут быть классификационные таблицы, отражающие типы, виды и разновидности про­анализированного материала в обозримом виде, или таблицы, содержащие числовую информацию. Собирают статистические данные в таблицы в тех случаях, когда этих данных много и предполагается сопоставление каких-либо чисел.

◊ Все таблицы должны быть прокомментированы в основном тексте работы, то есть дано их объяснение и анализ. Комментарий должен являться выводом из таблицы, а не повторением того, что в ней помещено.

 

Правила создания заголовков

 

Все структурные части дипломной работы должны быть озаглавлены. При этом необходимо соблюдать следующие правила.

1. Заголовок не должен сокращать или расширять объем информации, которая заключена в тексте.

2. Заголовки глав и параграфов должны точно отражать содержание относящегося к ним текста.

3. Заголовок не должен включать:

- лишние (избыточные) слова;

- слишком общие понятия, не имеющие прямого отношения к тексту;

- сокращенные слова и условные обозначения;

- формулы.

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

 

ОБЩИЕ ПРАВИЛА

 

Техническое оформление дипломной работы должно соответствовать требованиям, которые предъявляются к работам, направленным в печать. Нормативной основой для этого служат: ГОСТ 2.105 - 79 [Общие требования к текстовым документам. М: Изд-во стандартов, 1982. - 23 с] и ГОСТ 7.1. – 84. [Библиографическое описание документа. М.: Изд-во стандартов, 1987. – 72 с].

Текст может быть напечатан на компьютере (пишущей машинке) через 1,5 (2) интервала на одной стороне стандартного листа (формат бумаги А4 – 210 × 297), высота букв – 2,5 мм. Страницы должны иметь следующие поля: левое – 35 мм, правое – 10 мм, верхнее – 15 мм, нижнее – 25 мм.

[13]

Каждая глава начинается с новой страницы. Перед началом новой гла­вы, а также перед Введением и Заключением допускается увеличение верхне­го поля до 50-60 мм.

Подчеркивать слова в заголовках не рекомендуется, в конце заголовка точки не ставятся.

Расстояние между последней строкой предыдущего параграфа и на­званием следующего должно составлять два межстрочных интервала.

Текст выравнивается по вертикали с правой стороны страницы. Абзацы начинаются отступом от левого поля, равным пяти знакам (пробелам). Листы бумаги рамками не обводятся. Текст на иностранном языке, формулы могут быть вписаны от руки.

Приложения оформляют как продолжение работы на последующих страницах или в виде отдельной части ее, располагая приложение в порядке появления ссылок в тексте (например: См.: ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

Каждое Приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова ПРИЛОЖЕНИЕ, напечатанного про­писными буквами, и иметь содержательный заголовок. Если в работе больше одного приложения, их нумеруют последовательно арабскими цифрами (без знака №), например, ПРИЛОЖЕНИЕ 1, ПРИЛОЖЕНИЕ 2 и т.д.

При оформлении Приложений отдельной частью (книгой) на титуль­ном листе под названием работы печатают прописными буквами слово ПРИЛОЖЕНИЯ.

Иллюстративный материал выполняется черной пастой или тушью.

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процес­се вычитки работы, допустимо исправить подчисткой или закрашиванием белой краской с последующим внесением в это место исправлений машино­писным способом или черной пастой. На одной странице допускается не бо­лее пяти исправлений, сделанных от руки. Если исправленный текст состав­ляет страницу или ее часть, то можно наклеить бумагу с исправленным тек­стом.

Все страницы студенческой работы нумеруются. Нумерация страниц сквозная и начинается с титульного листа. На титульном листе номер стра­ницы не ставится, но в общем объеме работы учитывается под номером 1. Нумерация обычно выполняется на верхнем поле листа посередине страницы арабскими цифрами без точки и других знаков.

 

5.1.1. Правила оформления и размещения заголовков

 

В заголовках не допускаются переносы слов.

В конце заголовка точка не ставится. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Заголовок и начало текста не должны оказаться на разных страницах.

Все структурные части курсовой или дипломной работы, а также раз­делы, имеющие подразделы, располагают с новой страницы.

[14]

 

ОФОРМЛЕНИЕ ССЫЛОК НА ЛИТЕРАТУРУ

 

◊ При изложении работы надо строго отделять свои мысли от заимст­вованных или уже известных в науке. При этом необходимо делать ссылки на использованную литературу и другие источники. Ссылаться можно только на опубликованные работы.

◊ Оформление ссылок на литературу может осуществляться двумя спо­собами:

1. Концевые ссылки. В тексте работы в круглых или квадратных скоб­ках указывается номер цитируемого издания по общему алфавитному списку используемой литературы, после чего через запятую или двоеточие указыва­ется страница, например: (18, 95-96), [18: 95-96]. Возможен и другой способ оформления концевых ссылок: в скобках указывается фамилия автора цити­руемой работы, год ее издания и после запятой номер страницы [Шмелев, 1972. С. 15].

2. Постраничные ссылки. В тексте после цитаты или приводимых данных (цифр, фактов и т.п.) ставится цифра; в нижней части страницы под горизонтальной чертой приводятся цифры, соответствующие обозначениям в тексте, далее указывается фамилия и инициалы автора, название работы, ме­сто и год издания, номер страницы. Сноски такого вида нумеруются в после­довательном порядке в пределах главы или работы в целом. Если на одной странице приводятся подряд цитаты из одной и той же книги, то делается следующая ссылка: (Указ. соч. С. 7). Если в тексте даются цитаты из одной и той же книги, но не подряд, то ссылка, начиная со второй, оформляется сле­дующим образом: (Макаренко А.С. Указ. соч. С. 50).

При изложении концепции, идеи, методики, взглядов какого-либо ав­тора или нескольких авторов можно ссылаться на соответствующие издания без указания страниц, например: (См. [Ильин 1988]). В библиографическом списке: Ильин Е.Н. Путь к ученику. М.: Педагогика, 1988. 126 с.

 

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЦИТАТ

 

В любой студенческой работе используются многочисленные цитаты, которые служат:

- для подтверждения приводимых доводов ссылкой на авторитетный источник;

- для критического разбора того или иного научного труда. Общие требования к цитированию включают:

1) точность, сохранение особенностей авторского написания;

2) полноту цитирования без произвольного сокращения текста и ис­кажений мысли (пропуск фрагментов обозначается многоточием);

3) обязательную ссылку на источник.

◊ Грамотность и правильность оформления студенческой работы во многом определяется грамотным использованием цитат и ссылок. Соблюдай-

[18]

те несколько обязательных правил. Цитирование может быть представлено в виде прямой или косвенной речи. Для прямого цитирования могут быть ис­пользованы следующие формулы: А.А. Реформатский сказал (говорит, пи­шет, считает, доказывает, утверждает, предполагает, указывает и т. п.): «Ц...». Цитата берется в кавычки и начинается с прописной буквы.

При косвенном цитировании цитата следует обычно за изъяснитель­ным союзом что и начинается со строчной буквы: А.А. Реформатский счи­тает, что «ц...».

При прямом цитировании источник цитаты указывается полностью, с указанием страницы. При косвенном цитировании и свободном изложении содержания источника страница не указывается.

На источник при цитировании могут указывать и специальные вводные слова и предложения: Как считает (полагает, утверждает, доказывает, предполагает) А.А. Реформатский,...; По мнению (по предположению, по утверждению...) А.А. Реформатского,...; Согласно утверждению (положе­нию, теории, концепции, мнению.,.) А.А. Реформатского,...; В соответст­вии с теорией (положениями, взглядами, утверждением...) А.А. Реформат­ского «ц»... и т. д. После них ставится запятая, цитата заключается в кавыч­ки и начинается со строчной буквы.

◊ Обратите внимание на то, что инициалы во всех случаях, кроме спи­ска литературы, стоят перед фамилией. Если один и тот же автор упоминает­ся на одной странице несколько раз, то после двух-трех упоминаний воз­можно использование фамилии без инициалов.

Недопустимо использование литературы без ссылки на ее авторов.

 

Примеры оформления цитат

 

  Фраза ци­тируется полностью Пропущен фрагмент в начале ци­таты Пропущен фрагмент в середине ци­таты Пропущен фрагмент в конце цита­ты
Цитата является самостоятельным предложением (не сопровождается словами автора) «Ц» [ссылка]. «...Ц» [ссылка]. «Ц...ц» [ссылка]. «Ц...» [ссылка].
Цитата оформля­ется как прямая речь «Ц», - а. А: «Ц». А: «Ц», - а. «Ц,- а,- ц». «...Ц», - а. А: «...ц». А:«...ц»,-а. «Ц...Ц», - а. А: «Ц...ц». А: «Ц...Ц»,-а. «Ц...», - а. А:«Ц...». А: «Ц...»,-а.
Цитата синтакси­чески связана с авторским тек­стом А «ц». А, что «ц». «Ц», по­скольку а. А «ц...ц». А, что «...ц». «...Ц», по­скольку а. А «ц...ц». А, что«ц...ц». «Ц...ц», по­скольку а. А «ц...». А, что«ц....». «Ц...», по­скольку а.

[19]

 

ОФОРМЛЕНИЕ ТАБЛИЦ

 

Типовая таблица представляет собой лист, разделенный параллельны­ми линиями по вертикали и горизонтали. Вертикальное деление образует графы таблицы, по горизонтали таблица делится на строки. Графы и строки отражают содержание таблицы, которое располагается в центральной ее час­ти, в зоне пересечения граф и строк.

Все таблицы должны иметь названия, отражающие их содержание, и порядковую нумерацию, которая указывается над названием таблицы вверху с правой стороны. Например:

 

 

Таблица 2

Отношение учащихся к урокам русского языка в школе

 

 

При оформлении таблиц нужно соблюдать правила использования в за­головках прописной (большой) и строчной (маленькой) букв. С прописной буквы начинают: слово «Таблица» в заголовке; тематический заголовок (название таблицы); основные заголовки граф;

подзаголовки граф, если они грамматически не связаны с главным заголовком; заголовки строк. Со строчной буквы начинают:

подзаголовки граф, если они грамматически связаны с главным за­головком (составляют с ним одно предложение); элементы центральной части.

Знаки препинания после заголовков, подзаголовков и элементов цен­тральной части таблицы не ставятся.

Числа в таблице рекомендуется, по возможности, округлять. В тексте работы делаются ссылки на таблицы. Например: «См. табл. 2» или «Данные приведены в табл. 2». Если таблица приводится в тексте рабо­ты, то после ссылки на таблицу продолжают текст работы до конца страни­цы, а таблицу помещают на следующей странице.

На основе данных, вошедших в таблицы, для большей иллюстративно­сти материала и убедительности выводов можно использовать диаграммы, схемы, графики, фотографии и т.д., которые обозначаются единым названи­ем «рис.» (рисунок). В работе проставляется общая порядковая нумерация всего иллюстративного материала независимо от его характера. Название и номер помещаются под рисунком, например: Рис. 1. Динамика формирова­ния у школьников навыков чтения (точка в конце подписи не ставится).

[20]

 

ОФОРМЛЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕКСТА

 

При написании студенческих работ необходимо обращать внимание на оформление и некоторых других элементов текста: чисел, дат и т.п.

 

ОФОРМЛЕНИЕ ДРОБНЫХ ЧИСЕЛ

 

Простые дроби пишутся через косую черту: ½, ¾. В десятичных дро­бях после запятой цифры группируются по три, начиная слева направо: 1, 094 03; 350, 021; 3,141 059 206 5 (число π).

После простых дробных чисел слова «часть», «доля», как правило, не употребляются. Рекомендуется писать: 1/8 площади, 1/2 квадрата. Не следу­ет писать: 1/8 доля площади, 1/2 часть квадрата.

Существительное после дробного числа согласуется с его дробной ча­стью и поэтому ставится в родительном падеже единственного числа: 1/3 метра; 0,75 литра; 0,5 тысячи.

 

7.2. ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И ПОРЯДКОВЫХ ЧИСЛИ­ТЕЛЬНЫХ

 

При оформлении студенческих работ необходимо соблюдать правила написания числительных.

Пишутся словами: - однозначные количественные числительные, если при них нет сокра­щенного обозначения единиц измерения (семь задач, пять элементов); - многозначные количественные числительные, которыми начинается аб­зац (Сто двадцать восемь членов насчитывает полная парадигма русско­го глагола). Пишутся цифрами: - числа с сокращенным обозначением единиц (однозначные и многознач­ные, например: 25 км, 120 т, 10 г и др.); - многозначные количественные числительные (за исключением тех, ко­торыми начинается абзац) (В состав РФ входят 89 субъектов). При перечислении однородных чисел (величин и отношений) сокращен­ное наименование единицы измерения ставится только после последней циф­ры, например: 5, 15 и 30 л. Количественные числительные при записи арабскими цифрами не име­ют падежных окончаний, например: в 30 группах (не: в 30-ти группах).

[21]

Порядковые числительные в тексте могут иметь следующую форму написания: буквенную (сто пятый элемент, второе склонение); буквенно-цифровую (арабскими цифрами с наращением падежного окон­чания, присоединенного через дефис: 35-й вариант, 1-го спряжения); цифровую (римскими цифрами без наращения падежного окончания: XI конгресс, XXI век). Падежные окончания в порядковых числительных, обозначенных арабскими цифрами, должны быть: - однобуквенными, если последней букве числительного предшествует гласный звук: 5-й (пятый, пятой), 5-я (пятая), но не 5-ый, 5-ой; - двухбуквенными, если последней букве числительного предшествует согласный: 5-го, 5-му, 30-ми, но не 5-ого, 5-ому, 30-ыми. Если одно за другим идут два порядковых числительных, разделенных за­пятой или соединенных союзом, падежное окончание наращивают у каждого из них: 1-й, 2-й ряды, 70-е и 80-е годы Если одно за другим идут два порядковых числительных, разделенны<

Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.144 с.